Социально-педагогические проекты

Фотогалерея

  • Красноярский стандарт качества образования
  • Организация питания в образовательной организации
  • Безопасность
  • Образование
  • Документы
  • Основные сведения

Спутник / аналитика

Сейчас 53 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Погода

Социально-педагогические проекты

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ “О персональных данных” обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.

Полезные ссылки

Социально-педагогические проекты

Методическая разработка – это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме занятия, теме дополнительной образовательной программы. Вы можете представить свою методическую разработку которая может представлять собой:разработку конкретного занятия;
разработку серии занятий;
разработку темы (раздела) образовательной программы:
разработку авторской методики преподавания предмета;
разработку общей методики преподавания предмета;
разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания;
разработки, связанные с изменением материально-технических условий преподавания предмета.

  • Степень актуальности, новизны и преимуществ Программы в сравнении с ранее созданными программами этой направленности;
  • Педагогическая обоснованность построения Программы и соответствие содержания, методов, форм организации и характера деятельности её целям и задачам;
  • Наличие критериев оценки результативности образовательной деятельности, методов контроля и управления образовательным процессом; их эффективность;
  • Информационно-методическое обеспечение Программы;
  • Грамотность и эстетичность представленных материалов.

В данной номинации Автономной Некоммерческой Организацией «Научно-Образовательный Центр Педагогических Проектов» город Москва принимаются к рассмотрению на Всероссийский профессиональный педагогический конкурс методические разработки педагогов дополнительного образования, ваши авторские разработки или составленные из иного материала, индивидуальные и групповые занятия с детьми, родителями, мультимедийные фото и видео материалы, текстовые файлы и презентации. Размер файлов не ограничен.

Социально-педагогические проекты

В рамках реализации Программы по развитию личностного потенциала Благотворительным фондом «Вклад в будущее» и ГАОУ ВО МГПУ разработаны и проводятся программы повышения квалификации (ППК) для педагогов и руководителей образовательных организаций. Две ППК успешно прошли экспертизу и вошли в Федеральный реестр. Это «Управление созданием личностно-развивающей образовательной среды» и «Навигация обучающихся сообществ в личностно-развивающей образовательной среде».

Цель первой программы – совершенствование компетенций управленческих команд по созданию личностно-развивающей образовательной среды в школах и детских садах для личностного развития детей и педагогов. Вторая программа позволяет развивать компетенции в области сопровождения профессиональных обучающихся сообществ педагогов и рассчитана на наставников команд, реализующих Программу по РЛП. В ППК предусмотрены лекции, практические занятия, а также материалы и задания для самостоятельной работы.

На текущий момент по программе «Управление созданием личностно-развивающей образовательной среды» обучились 2902 члена управленческих команд школ и детских садов из 26 регионов РФ, а программу «Навигация обучающихся сообществ в личностно-развивающей образовательной среде» уже прошли 208 педагогов-наставников.

Социально-педагогические проекты

Андрей Наумович Иоффе Заведующий лабораторией развития личностного потенциала в образовании НИИ урбанистики и глобального образования ГАОУ ВО МГПУ, д-р пед. наук, канд. ист. наук.

«Помещение наших программ повышения квалификации в Федеральный реестр показывает их качественную проработку, востребованность в педагогическом сообществе и продуманность заявленных содержательных направлений. Символично, что речь идёт об обучении управленческих команд и наставников, что показывает комплексный и системный подход в поддержке развития образовательной организации. Наш опыт подсказывает, что только в совместной работе и консолидации всех усилий возможно достижение высокого качества образования, интеграции обучения и воспитания, роста мастерства и профессионализма педагога. Академические успехи и личностная самореализация являются взаимодополняющими и взаимосвязанными целевыми установками, а стратегическое проектирование — важнейшим инструментом их достижения. Реализация данных программ повышения квалификации в 26 регионах РФ уже показала их эффективность, а разработанные сопровождающие материалы (технологические карты, электронные презентации, видеозаписи занятий, примерная тематика и критерии оценки проектов (управленческих, педагогических и наставнических) дают широкие возможности вариативности реализации содержания программ и комфортную профессиональную ситуацию для их адаптации в конкретных условиях любого региона без потери смыслов и значимых содержательных акцентов».

Социально-педагогические проекты

Екатерина Хаустова Руководитель Программы БФ «Вклад в будущее» по развитию личностного потенциала

«Цели Программы по развитию личностного потенциала ориентированы прежде всего не на поддержку отдельных образовательных организаций, а на комплексное взаимодействие с участниками системы образования. Если наши методики и образовательные решения по развитию личностного потенциала постепенно интегрируются в образовательную и педагогическую деятельность и востребованы на системном уровне, значит, мы движемся в верном направлении».

Программы повышения квалификации реализуются не только непосредственно разработчиками. С 2018 года БФ «Вклад в будущее» передал их операторам Программы по развитию личностного потенциала (институтам повышения квалификации и институтам развития образования) в 20 регионах РФ для обучения новых педагогов и управленцев. Из 2,9 тысяч обученных по соответствующей ППК «Управление созданием личностно-развивающей образовательной среды» более 1,6 тысяч человек прошли обучение именно на базе региональных Институтов развития образования.

В 2022 году к включению в Федеральный реестр готовится и третья программа повышения квалификации — «Развитие личностного потенциала в системе взаимодействия ключевых участников образовательных отношений».

Познакомиться с отдельными элементами программ и изучить восемь дистанционных курсов, входящих в данные ППК, можно на платформе дистанционного обучения.

В Федеральном реестре собраны дополнительные профессиональные программы педагогического образования, которые прошли профессионально-общественную экспертизу (каждую программу независимо друг от друга оценивают три федеральных эксперта). Эти программы разработаны с учётом трендов управления образовательными организациями, включают современные педагогические методики и технологии.

Организации, занимающиеся повышением квалификации в субъектах РФ, могут использовать опубликованные программы в обучении управленцев и педагогов.

В государственном бюджетном учреждении дополнительного профессионального образования «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» сложилась система сопровождения развития профессионального мастерства управленческих и педагогических кадров. Неформальным повышением квалификации работников образования можно считать участие команд образовательных организаций в реализации научно – прикладных проектов.

Научно – прикладной проект – это ограниченный по времени вид научно-педагогического проектирования, объединяющий сотрудников института и работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по совместному созданию и продвижению в сфере образования уникальных инновационных продуктов, услуг, результатов.

Целью реализации НПП является решение одной конкретной научной проблемы и (или) нескольких сходных по тематике проблем, имеющих дисциплинарное (междисциплинарное) значение в рамках реализации международных, федеральных, региональных и институциональных проектов в сфере образования.

В 2021/22 году Региональный ресурсный центр дополнительного профессионального образования государственного бюджетного учреждения «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» совместно с образовательными организациями Челябинской области реализуют научно-прикладные проекты, направленные на апробацию и внедрение в образовательную деятельность форм наставничества, сетевого взаимодействия, c использованием цифровых ресурсов при реализации дополнительных общеобразовательных программ для детей.

В современном обществе мы не мыслим своей
деятельности без использования компьютерных
технологий. Поэтому одной из основных задач
дополнительного образования, как и образования
вообще, является воспитание
компьютерно-грамотной личности.

В последнее время все больше внимания
уделяется применению метода проектов в процессе
преподавания различных предметов школьной
программы. Но почему только в учебной
деятельности? В настоящий момент существует
множество форм дополнительного образования
детей – это и кружки, факультативы,
дополнительные занятия в основной школе и
занятия в компьютерных клубах и центрах при
учреждениях дополнительного образования детей. Публикаций, посвящённых организации и
использованию метода проектов в этой области,
очень мало.

Опыт применения информационных технологий в
системе дополнительного образования показал
возможность использования их в процессе
реализации творческого потенциала учащихся. Поэтому мы решили попробовать внедрить в процесс
обучения информационным технологиям в
дополнительном образовании метод проектов.

Проектная деятельность в рамках кружковой
работы дает возможность школьнику активно
включаться в процесс поиска необходимой
информации, ее критического и творческого
осмысления, освоения способов самостоятельных
действий при решении образовательной проблемы и
актуализации получаемых таким образом знаний.

Организация работы над творческим проектом

Начать использование метода проектов довелось
именно мне в рамках компьютерного курса
«Современные мультимедиа технологии».

Наиболее активно мы его применяем при изучении
презентационных пакетов (типа MS PowerPoint). Учащиеся
с огромным удовольствием выполняют проекты,
потому что они позволяют выразить всю их
индивидуальность, их творческий потенциал,
попробовать себя в роли исследователя.

Вся работа над проектом делится на 4 этапа:

Подбор материала по выбранной тематике;
b. Анализ и осмысление полученной информации;
c. Составление плана будущего проекта;

Создание среды, соответствующей выбранной
тематике;
b. Вставка текста и иллюстраций;
c. Создание наглядности и интерактивности;

Работа над творческим отчётом;

Подготовка к защите творческого проекта.

В процессе выполнения своих индивидуальных
проектов учащиеся не только реализуют на
практике имеющиеся навыки, но и параллельно
изучают новые особенности работы с программой. Это позволяет осуществлять мотивированное
обучение (обучение тому, что им нужно), а не просто
передачу имеющегося у педагога опыта.

Возраст учащихся, работающих над проектами

Так как выполнение проекта производится в
сфере дополнительного образования в
разновозрастных группах, то у нас этот возраст
находится в пределах от 7 до 16 лет. В принципе,
если не требовать печатный отчёт, то программные
продукты (презентации) можно попробовать
выполнить и с дошкольниками, но они должны уметь
читать.

Примерные направления творческих проектов

Я думаю, всем понято, что предлагать учащимся
конкретные темы проектов не целесообразно, так
как это творческо-исследовательская работа и
должна быть ценна именно учащемуся. Тематика
проекта должна исходить из интересов каждого
учащегося, тем самым приобретая индивидуальный
характер.

Могу лишь предложить направления исследований:

  • Родной край
  • Моя семья
  • Мои интересы
  • Пропаганда здорового образа жизни

Это далеко не полный список, его можно
продолжать бесконечно. Мы же должны объяснить
учащимся, что тема должна быть актуальна,
востребована в обществе. Но в то же время мы не
должны ограничивать учащихся.

Помощь в подборе материала

Для ещё большей мотивации учащихся мы можем
предложить им консультации специалистов по
выбранным темам.

Например, если тема связана с родным краем, то
не стоит ограничиваться лишь анализом
литературы, можно организовать для учащихся
встречу со специалистом-краеведом или даже
журналистом, занимающимся сходной тематикой.

Так для разработки проекта «Я живу в Нижнем
Новгороде» Мы организовали для учащихся встречу
со специалистом краеведом, который посоветовал
обратить внимание не только на архитектуру и
историю Нижегородского края, но и на труды
выдающихся деятелей, художников, артистов и т. Работы, посвящённые этой тематике, Вы можете
найти на сайте Фестиваля исследовательских
работ учащихся «Портфолио» 2005/2006 и 2006/2007 учебных
годов (они выполнены под руководством Занозина
Д. и моим).

Также приветствуется помощь в фото- и
видеосъёмке материалов (видов, или каких-то даже
интервью или экскурсий).

Основные требования к работам

Как ни крути, а оценивать проекты придётся (не
оценкой конечно, а как-то иначе). Поэтому всё же
необходимо сформулировать определённые
требования к выполняемым проектам и сроки их
выполнения.

Можно, конечно, обойтись и без этого, но
организованность какая-то должна быть, так как
это всё-таки учебный процесс (пусть и
дополнительный).

Для своих учеников мы сформулировали следующие
требования:

  • Актуальность проблематики (в принципе каждая
    тема по своему проблемна, поэтому это не является
    основным критерием);
  • Полнота и доступность информации (но при
    оценивании учитывайте и возраст автора, так как
    учащийся начальных классов не сможет выполнить
    работу так же как и старшеклассник);
  • Наглядность:
    a. Привлекательность;
    b. Интерактивность;
    c. Удобство управления.
  • Целостность восприятия (проект должен быть
    чётко структурирован);
  • Направления дальнейшего использования (этот
    пункт является дополнительным, иногда может не
    учитываться, но он необходим для дальнейшего
    учёта и использования вами в вашей деятельности).

Также необходимо чётко определить сроки
выполнения. Они зависят от
календарно-тематического плана, поэтому для
каждого курса – свои сроки.

Использование творческих проектов

Как же мы можем использовать эти проекты?
Каждая работа – это огромный труд его автора,
поэтому мы должны не просто оценить эту работу и
положить на полку, а использовать её каким-либо
образом, в своей работе или в работах коллег.

Любая работа несёт в себе информацию, которая
может быть полезна другим людям. Поэтому, если у
вас есть возможность поделиться ею, делайте это. Тогда вам будут благодарны и авторы, и
пользователи.

Например, мы стараемся по мере возможности
продвигать работы наших учащихся на различного
рода конкурсы, фестивали, конференции.

Форма представления готового проекта

Во-первых, к работе должен быть приложен отчёт
(бумажный и электронный).

Во-вторых, должен быть разработан программный
продукт (презентация, или что-то другое).

В-третьих, нужно подготовить текст устной
защиты проекта.

  • Содержание отчёта:
  • Титульный лист
  • Обоснование выбора темы
  • Структура проекта
  • Краткая аннотация проекта (до 700 символов)
  • Направления использования работы
  • Используемые источники информации
  • Приложение

Таким образом, на электронном носителе должны
быть представлены файлы:

  • Файл отчёта Отчёт.doc
  • Файл текста устной защиты проекта ТУО.doc
  • Папка с программным продуктом «Проект»

Только при выполнении этих трёх пунктов
учащийся допускается к защите.

Организация защиты творческих проектов

Защита проектов может проходить в различных
формах.

Прежде всего, она может быть как очная, так и
заочная.

При очной форме защиты работы можно предложить
также несколько видов её организации:

  • Конференция – при этой форме учащиеся
    выступают при всех учащихся компьютерного
    центра, а также администрации образовательного
    учреждения и всех желающих посетить конференцию.
  • Круглый стол (по какой-либо проблеме) –
    эта форма имеет смысл, если у вас несколько
    учащихся выполняют работы по сходной тематике
    или относящиеся к одной области знаний (например,
    по краеведению). При этой форме учащиеся общаются
    на тему поставленной проблемы, высказывают свои
    взгляды, параллельно демонстрируя свой проект.
    Но в этом случае мы (педагоги) должны продумать
    схему проведения круглого стола так, чтобы все
    учащиеся смогли высказать своё мнение, а не
    просто согласиться с мнением товарищей. Эта
    форма предполагает ограниченный круг
    участников, поэтому, воизбежание сбоев в
    организации, лучше пригласить лишь тех учащихся,
    которых интересует данная проблема. Также
    рекомендуется пригласить специалистов в этой
    области знаний для более адекватной оценки
    работ.

Заочная же форма может использоваться либо для
самых младших учащихся, либо в том случае, если
нет возможности организовать очную форму. Но при
этом, в любом случае, при оценивании, работ лучше
проконсультироваться со специалистами.

Опыт использования метода проектов

Опыт использования описанного нами метода
показал:

  • Повысился процент качества обучения детей;
  • Увеличилось количество детей, посещающих
    занятия компьютерного центра;
  • Мотивированное обучение детей компьютерным
    технологиям привело к тому, что дети стали меньше
    играть в компьютерные игры;
  • Сформировалась методическая копилка
    творческих проектов по разным направлениям
    знаний.

И это ещё не всё. Мы и дальше будем использовать
этот метод, причём при изучении не только
презентационных пакетов, но и других программных
продуктов.

  • Давыдова Е.В. Искусство разработки
    проектов.//Информатика и образование. – №8. – 2005. –
    с.6-26.
  • Киселёва М.М. Использование компьютерных
    технологий в межпредметных
    проектах.//Информатика и образование. – №8. – 2005. –
    с.27-37.

Ответом на эти вызовы для коллектива Института дополнительного образования ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» стало использование технологий педагогического дизайна при проектировании  дополнительных образовательных программ. Проводимые в течение двух лет коллективом Института исследования обозначили четыре ключевые группы слушателей программ дополнительного образования. Так, помимо традиционных для Института потребителей программ в лице педагогов и студентов, ими стали школьники, прежде всего учащиеся старших классов, и родители. Для каждой категории были проанализированы ключевые запросы и выделены приоритетные направления, которые в большей степени касались не изменения содержания программ, а их трансформации в современные форматы, в том числе и в форматы современных электронных курсов.

Использование технологий педагогического дизайна, позволили при проектировании программы выстроить следующую логику:

  • составление «Карты слушателя» как детализированного образа целевой аудитории программы;
  • анализ запроса и сопоставление его с возможностями целевой аудитории;
  • работа «проектного офиса» по созданию прототипа программы;
  • тестирование программы на фокус-группе;
  • внесение корректировок и, наконец, реализация программы для целевой аудитории.

Использование технологий педагогического дизайна, с одной стороны усложнило процесс разработки образовательной программы, прежде всего за счет временной составляющей, но с другой стороны позволило сделать программы более ориентированными на потребности и возможности целевой аудитории. Существует ряд классификаций проектных офисов в зависимости от уровня зрелости проектного менеджмента:

  • «хранилище информации» — накапливает опыт и формирует базу знаний по проектам; служит для сбора информа.ции о проведенных проектах, в основном являясь подобием архива проектов;
  • «скорая помощь» служит сервисным центром ответов на вопросы, возникающих у менеджеров проектов и других участников проектной деятельности организации;
  • «наставник» предназначен для распростра.нения предыдущего опыта реализации проектов организа.ции на другие проекты;
  • «управляющий» проектный опыт является более прогрессивным, поскольку позволяет осуществлять все ба.зовые функции управления проектами: определение содержания проектов; планирование и распределение ресурсов; контроль за исполнением проектов и исполнением бюджетов проектов; оценка допущений и рисков;

Модель проектного офиса идеально подходит для организации мультипроектного управления, при котором необходима консолидация всех ведущихся проектов и используемых ресурсов. В нашем случае разработка образовательных программ в режиме проектного офиса опирается на четыре методологических подхода:

  • партнерство – как привлечение к разработке и реализации программ ведущих экспертов данной сферы и авторов лучших профессиональных практик по тематике программ дополнительного образования;
  • индивидуализация – как внутренняя логика построения программы, позволяющая слушателям выбирать модули и уровни участия и выстраивать индивидуальную образовательную траекторию;
  • модульность – как вариативность содержания программ и возможность моделировать блоки разных программ в формате playbook;

В качестве примеров использования технологий педагогического дизайна в разработке и реализации программ дополнительного образования  Института можно привести три программы. Первая программа «Эдьютеймент как педагогическая технология»

  • образовательного – работа со спикерами по игрофикации и геймификации;
  • проектного – работа в смешанных командах по созданию авторских образовательных продуктов совместно с наставником;
  • внедренческого – тестирование и апробация созданных образовательных продуктов в реальной педагогической практике.
  • Богданова Е.В. Алтыникова Н.В. Деятельность окружного координационного центра по подготовке и сопровождению вожатских кадров в сибирском федеральном округе: стратегии партнерства // Вестник педагогических инноваций. 2018. № 4 (52). С. 134–143.
  • Богданова Е.В. Моделирование деятельности клубных форм дополнительного образования молодежи // Современное педагогическое образование. 2019. № 1. С. 49–55.
  • Богданова Е. В., Дмитриев В.Е., Ильин А.С.,  Кудашов Г. Н. EDUTAIMENT как педагогическая технология:  учебно-методическое пособие для  студентов  направлений подготовки. Новосибирск: Изд-во ООО «Немо Пресс», 2019. 120 с.
  • Массовые открытые онлайн-курсы НГПУ. URL: mooc.nspu.ru (Дата обращения: 30.08.2021).

педагог дополнительного образования МБУ ДО ЦДП “Эдельвейс”

Творческий проект в дополнительном образовании, как современный способ развития креативных художественных способностей детей

Творческий проект в дополнительном образовании,  как современный способ развития креативных художественных  способностей детей

Жевняк Татьяна, педагог ДО,

МБУ  ДО ЦДП «Эдельвейс»

Аннотация: в статье проанализированы основные аспекты использования  проектной деятельности художественной направленности в рамках творческого проекта «Русские народные грани», в связи с годом народного творчества России. Представлен опыт творческой  работы МБУ ДО ЦДП «Эдельвейс», ДПК «Огонёк».

Дополнительное образование детей уникальная сфера образования, которая объединяет воспитание, обучение, развитие подрастающего поколения. Одной из основных задач системы дополнительного образования детей в современных социальных условиях является оказание помощи обучающимся адаптироваться в обществе, реализации личностного потенциала; развитии творческих способностей детей.

Слово «проект» произошло от латинского слова брошенный вперед, то есть это замысел, план для достижения поставленной цели. Метод проектов зародился во второй половине XX века в сельскохозяйственных школах США. В его основу легли идеи американского философа- идеалиста Джона Дьюи. Он предлагал строить обучение на активной основе, используя целенаправленную деятельность учеников с учетом их личной заинтересованности в знаниях и получая в итоге реальный результат. Последователь Джона Дьюи, профессор педагогики Уильям Херд Патрик разработал широко известную в мировой педагогике проектную систему обучения. Суть ее заключалась в том, что дети исходя из своих интересов, вместе с педагогом выполняли проект, решая какую либо исследовательскую задачу, проблему.

Последовательность действий  разработки нашей проектной деятельности такова:

– определение проблемы
– формулирование цели  и конкретных задач, связанных с решением проблемы
– подбор методов и средств решения проблемы
– проведение исследовательской или иной работы
по решению проблемы
– получение и анализ данных
– оформление данных в виде  изделий ДПИ с имитационным апробированием техники изготовления выбранного вида традиционных художественных промыслов  и ремёсел
– обсуждение и корректировка данных
– выражение ожидаемого результата в виде итогового продукта –  выставок ДПТ

Творческие проекты  в дополнительном образовании– это проекты, которые знакомят учащихся с разными направлениями в музыке, стилями, жанрами, композиторами и отдельными произведениями. Предполагается максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов;

– интеллектуальное развитие, социальную адаптацию и развитие социальной активности;

– формирование культуры досуговой деятельности;

– формирование экологической, экономической, правовой грамотности населения;

– развитие творческого потенциала детей (обеспечение условий для творческого роста детей в сферах искусства, науки, спорта).

Именно на развитие творческого потенциала в области декоративно-прикладного искусства или иными словами креативных художественных  способностей  детей, совместно с педагогами клуба «Огонёк», была ориентирована проектая деятельность на тему «Русские народные грани» в связи с объявленным  2020г. – годом народного творчества в России.

Народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции, этот живой родник современной художественной культуры.

Но постепенно, стремительно продвигаясь в будущее, наше  молодое поколение теряет эту связь и историческую часть времён.

Ценность произведений народного декоративного искусства состоит не только  в том, что они представляют предметный мир, материальную культуру, но и ещё в том, что они являются памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время.

Поэтому название нашего творческого проекта, безусловно было связано с Россией и её духовным наследием.

Цель проекта – создание условий для развития креативных способностей детей в области русского народного творчества на основе понимания народного искусства с его отличительными особенностями,  методом поиска, выбора и апробирования имитационной техники для выбранного вида традиционных художественных промыслов и ремёсел.

  • воспитанию у детей интереса и любви к русскому народному творчеству;
  • сохранению и развитию самобытного искусства художественных традиций русского народа.

развивать творческую, поисковую  деятельность детей:

– способность к определению задач на основе поставленной проблемы;

–умение  проектировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор;

развивать у детей способность  к созданию  декоративно-прикладного художественного изделия:

– развивать умение владеть кистью и размещению узора на форме;

– развивать способность видеть и передавать характерные пропорции изделий народного творчества;

– способствовать развитию глазомера, ловкости рук, творческих способностей при создании имитационных видов русских народных изделий.

научить отличительным особенностям традиционных художественных народных промыслов России.

Содержание проекта включает систему занятий, мастер-классов, открытых мероприятий,  которые сопровождаются проектной деятельностью детей и защитой блоков по темам творческого проекта. Дети выбирают понравившийся промысел или ремесло, подготавливают презентацию, сообщение и знакомят аудиторию участников проекта с теоретической частью темы. Длительность проекта: с 20. 2020 по 25. 2020

Тема №1: Народные промыслы.

Теоретическая часть.

Практическая часть.

  • Обучение навыкам владения кистью, различие кистей по ворсу. Способы держания кисти. Последовательность выполнения узора.
  • Изготовление имитационной посуды для последующей обработки. Коллективная роспись деревянной доски Городецкой росписью. Роспись имитационной посуды, в соответствии с образцом и инструкционными картами.  Тренировочные упражнения. Хохломская, Жостовская роспись имитационной посуды с применением элементов соответствующего узора.
  • Мастер-класс Роспись деревянных лопаточек Уральской росписью
  • Мастер-класс Украшение имитационной печки урало-сибирской росписью

Тема№2:     Народная игрушка: дымковская игрушка, тряпичные куклы (обрядовые, обереговые и другие), матрёшки.

  • Знакомство  по карте с различными  местностями изготовления народных игрушек
  • Просмотр иллюстраций, слайдов, имитационных образцов изделий. Особенности  изготовления и росписи, цветовые решения и элементов костюмов
  • Какие цвета и краски используются и др.
  • Знакомство с дымковской игрушкой
  • Знакомство с народными игрушками: тряпичные народные куклы (обрядовые, обереговые, игровые и др.).
  • Знакомство с Матрёшками разных областей России.

Практическая часть Дымковская игрушка

  • Изготовление образцов из солёного теста
  • Выполнение эскиза росписи игрушек, в соответствии с инструкционными картами
  • Роспись образцов из солёного теста
  • Лепка  с детьми дымковской игрушки из солёного теста, с соблюдением  правильных пропорций: Дымковские барышни, дымковские кони, дымковские петушки и др.
  • Роспись изделия после высыхания акриловыми и гуашевыми красками. Лакирование изделия.

Практическая часть Тряпичные куклы

Подготовка расходного материала – нарезание ткани в соответствии с  нужными размерами

  • Изготовление заготовок к будущим куклам – деревянная крестовина, распределение соломенного лыка
  • Изготовление образцов тряпичных кукол.
  • Проведение открытого мероприятия для детей и воспитателей: «Кукла – масленица»
  • Проведение мастер-класса  для детей и родителей «Дочка масленицы»

Проведение открытого мероприятия для детей и воспитателей «Кукла Веснянка»

  • Проведение мастер-класса для детей Кукла-кубышка-травница
  • Изготовление в клубе кукол Веснянка и Кубышка-травница.

Практическая часть «Матрёшка»

  • Выполнение эскиза из картона имитационной матрёшки.
  • Роспись матрёшки с использованием традиционных элементов (яблочки, цветы, листья и др.).

Конечный продукт – Презентация  творческого проекта Выставки  в ЦДТ «Серов-город мастеров», «Серебряное копытце» и др.

После окончания проекта воспитанники

  • сохранению и развитию самобытного искусства художественных традиций русского народа;
  • проявят  способность к определению задач на основе поставленной проблемы и к проектированию этапов своих действий, аргументированию своего выбора.
  • приобретут и освоят:

– знания в области русской народной  духовной культуры России и традиционных ремёсел,

-умения  росписи по имитационному материалу – дерево, металл (городецкая, гжель, хохломская, жостовская, уральская);

– навыки и мастерство в изготовлении и росписи дымковской народной игрушки;

– технику работы с природным материалом- соломенным лыком;

– технику мотания –  работы с нитками;

– принципы изготовления народных тряпичных кукол;

– техники работы с тканью.

Таким образом, можно сделать вывод, что проектная деятельность является важным современным способом развития креативных художественных  способностей детей.

Современные образовательные технологии в дополнительном образовании из опыта работы

Технологическое творчество педагога – явление не новое. В каждой методике всегда присутствуют элементы технологии. Но сегодня педагогических технологий применяется много. Как среди них выбрать? Знание современных педагогических технологий, умение ориентироваться в их широком спектре – условие успешной деятельности педагога сегодня. И это понятно: ведь любая технология, прежде всего, отвечает на вопрос: как добиться запланированного результата?
Слово «технология» происходит от греческих слов techne – искусство, мастерство и logos – учение. Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве.

По мнению Б. Лихачева, педагогическая технология – это «совокупность психолого – педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно – методический инструментарий педагогического процесса», определяющая порядок функционирования всех средств, используемых для достижения педагогических целей

Практически все известные педагогические технологии можно поделить на следующие группы по идеям, которые лежат в основе их создания.

I группа – личностно-ориентированные технологии, главная установка которых – уникальность, целостность личности, способной на осознанный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Это технологии сотрудничества, коллективной творческой деятельности, игровые, клубные и другие.

II группа – это технологии управления познавательным процессом. В их основе – четкая дозировка учебного материала, его постепенное усвоение, поэтапный контроль и оценивание. Это блочно-модульные, проблемно-модульные, развивающие, а также многие программированные, информационные технологии (Шаталов В. , Эрдниев П. , В. Занков, В. Давыдов, Кэролл и Блум).

III группа – технологии «свободного воспитания». В их основе лежит проектирование образовательного процесса «от ребенка», от его способностей, потребностей и мотивов. Задача педагога состоит в создании условий, среды, обеспечения для развития и обучения ребенка, доверие к его личному опыту, потенциальным возможностям. Это гуманно-личностное обучение, «ненаправленное» обучение, семейная школа, технология автодидактики и витагенного обучения (Ш. Амоношвилли, А. Белкин, др.

IV группа – технологии, преодолевающие формализм школы. В их основе лежат идеи критики нормирования и формализма содержания обучения, режима дня, власти преподавателя, классной формы селекции детей по возрасту и т. Это дистанционное и концентрированное обучение, парковая технология, артпедагогика и др.

V группа – техногенные технологии, которые мало изучены: суггестия, обучение во сне, гипнотическое обучение, медитации, аутотренинги и.

Педагогические технологии дополнительного образования детей сориентированы на решение сложных психолого-педагогических задач: научить ребенка самостоятельно работать, общаться с детьми и взрослыми, прогнозировать и оценивать результаты своего труда, искать причины затруднений и уметь преодолевать их.

Роль педагога в дополнительном образовании должна заключаться в организации естественных видов деятельности детей и умении педагогически грамотно управлять системой взаимоотношений в этой деятельности.

Благодаря использованию педагогических технологий образовательный процесс становится:

  • управляемым
  • системным
  • результативным
  • гибким
  • современным

В практике мною применяются следующие образовательные технологии:

  • Технология развивающего обучения, направленная на развитие индивидуальных познавательных способностей каждого ребенка, на познание себя личностью, на самоопределение и самореализацию в процессе обучения.
  • Здоровье сберегающая технология с целью укрепления здоровья детей. Учитываю возрастные особенности детей и их психофизические возможности.
  • Педагогика сотрудничества. Использую в работе равноправный союз с обучающимися, учитывая то, что каждый ребёнок имеет право на свою точку зрения.
  • Метод проектов. Этот метод создаёт благоприятные условия для проявления творческого потенциала учащихся.
  • Технология педагогической диагностики. Эта технология способствует выявлению потенциальных возможностей детей.

Любое занятие включает в себя объединение нескольких технологий. Подробнее остановлюсь на некоторых из них.

Личностно – ориентированное обучение

Выстраиваю учебный процесс в рамках личностно – ориентированного обучения. Считаю, что каждый ребёнок уникален в своей индивидуальности и имеет право развиваться в собственном темпе, по своей образовательной траектории с учётом индивидуализации и дифференциации обучения.

В своей работе активно использую три основные технологии личностно-ориентированного обучения:

  • технология уровневой дифференциации
  • технология проектной деятельности

Технология уровневой дифференциации

Цель технологии уровневой дифференциации:

∙ создание условий учащимся, проявляющим интерес и способности к предмету для усвоения материала на более высоком уровне.

В основе данного метода:

∙ индивидуализация обучения;

∙ дифференцированный уровень требований;

∙ материал дается всем учащимся на довольно высоком уровне, а проверка знаний, умений и навыков ведется на трех разных уровнях;

∙ от ученика требуется то, что он в состоянии усвоить.

∙ Позволяет детям реально оценивать свои возможности

∙ Повышается интерес к предмету

∙ Между педагогом и ребёнком устанавливаются партнерские отношения

∙ Снижается психологическое напряжение во время занятий

∙ Повышается качество знаний

Общеизвестно, что в одном творческом объединении занимаются дети, которые отличаются как своими способностями, так и отношением к работе. Поэтому изучаемый материал воспринимается ими неравномерно.

Сегодня остро стоит вопрос об организации учебного процесса, направленного на развитие творческих способностей личности и навыков исследовательской деятельности.

В основе этого метода лежит творчество ребят, проявление инициативы и самостоятельности.

Проекты при этом могут быть небольшие (на одно занятие) и более длительные, часто рассчитанные на расширение образовательной деятельности в виде самообразования в рамках самостоятельной работы дома.

Таким образом, у меня складывается следующая система. Сначала я даю базовые теоретические знания, которые нацелены на всеобщее понимание. Затем проводятся практические занятия, содержание которых соответствует итоговой системе знаний и умений учащихся по базовому курсу декоративно-прикладное творчество. Но в то же время, эти занятия имеют конечной целью выполнение проектов, направленных на применение полученных знаний в нетрадиционных ситуациях, желательно имеющих практическое значение.

Проектная деятельность по своей тематике выстраивается согласно образовательным линиям и разделам программы.

Образовательный процесс реализуется через разработанную мной программу «Декоративно-прикладное творчество».

Содержание программы представлено блок – схемой, которая помогает каждому ребёнку выбрать тему своего проекта.

Стартовый. Разработка и выполнение проекта по изготовлению изделия, связанного крючком. Анализ этапов изготовления изделия. Проводится аналитическая деятельность: что уже есть, а что надо доработать и как действовать. Создаётся банк предложений. Расчёт себестоимости изделия. Практическая реализация. Выбор технологии изготовления изделия;Процесс конструирования, разработки технологий, изготовления игрушки, эскизов, чертежей;Разработка рекламы изделия. Практическое применение изделия
Защита. Представление хода работы. Оценка своего труда по критериями:-новизна и функциональность изделия,-эстетическое оформление,-экологическая безопасность,-экономическая целесообразность. Демонстрация изделий и фотоматериалов их использования. Вывод о проделанной работе

Результат проектной деятельности – это прежде всего ход самой деятельности (сама деятельность), а продукт (игрушка-подушка, игрушка-сувенир) – это одно из воплощений замысла, он помогает представить каков был замысел решения проблемы проекта.

Здоровье сберегающие технологии

Изучаю и активно внедряю в практику своей работы здоровье сберегающие технологии.

Работу по здоровье сбережению веду по нескольким направлениям. Это просветительские беседы, праздники , дни здоровья, конкурсы, пропагандирующие здоровый образ жизни

При реализации здоровье сберегающих технологий необходима рациональная организация занятий:

  • Соблюдение норм СанПин при проведении занятий и  мероприятий .
  • Организация двигательной активности.
  • Проведение на занятии в момент утомления физкультминуток, гимнастики для глаз и пальчиков.
  • Построение учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей здоровья каждого ребёнка.
  • Частая смена видов деятельности на занятии.
  • Элементы релаксации (улыбкотерапия, упражнения «Послушай и нарисуй», «Роняем руки»)

В практике мною применяются следующие здоровье сберегающие технологии:

Перечисленные технологии являются ведущими в моей работе, они позволяют результативно реализовывать идеи компетентного подхода.

Применение современных образовательных технологий дало положительную динамику роста развития воспитанников, которую отслеживаю при систематическом проведении мониторинга.

  • Интернет-ресурсы (из опыта работы Л.А. Мацко).
  • Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2т. Т1. НИИ школьных технологий, 2006. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).