Социально-педагогические проекты

Фотогалерея

  • Красноярский стандарт качества образования
  • Организация питания в образовательной организации
  • Безопасность
  • Образование
  • Документы
  • Основные сведения

Спутник / аналитика

Сейчас 53 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Погода

Социально-педагогические проекты

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ “О персональных данных” обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.

Полезные ссылки

Действующая система дополнительного образования способна удовлетворить разные запросы детской аудитории. Более того, сегодня ее даже можно назвать иначе – системой актуального образования. Она дает возможность ребенку для самоопределения и развития, не только творческого, но и интеллектуального, физического. Проект направлен на развитие дополнительного образования, сопровождение и поддержку детей, на помощь в самоопределении и ранней профессиональной ориентации. «Развитие доступного дополнительного образования открывает перед детьми новые возможности для получения знаний, саморазвития, творчества и выбора будущей профессии. Причём мы максимально обеспечиваем охват именно бесплатными кружками и секциями. И это очень важно. Востребованность дополнительного образования всё время растёт. Охват детей в возрасте от 5 до 18 лет вырос с 68 процентов в 2015 году до 75 процентов в 2020 году», – отметил в своем докладе на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей Министр просвещения Сергей Кравцов. Тамбовская область, начиная с 2020 года, в рамках реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование», осуществляет мероприятия по созданию новых мест дополнительного образования детей в учреждениях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей. Поддержка детей и молодежи, создание условий для личностного роста и развития талантов входят в число приоритетных направлений региональной политики Тамбовской области. На вновь созданных высоко оснащённых местах в 45 образовательных организациях региона уже обучаются 3557 учащихся по всем направленностям дополнительного образования. В 2022 году в образовательных организациях Тамбовской области создается 843 новых мест дополнительного образования детей, на которых будет обучаться более 1300 учащихся. Уже сегодня учреждения оснащают новым современным лабораторным, цифровым, техническим и туристическим оборудованием, средствами обучения, готовят помещения. Параллельно разрабатывают новые перспективные дополнительные общеобразовательные программы, решают вопросы кадрового обеспечения. Педагогические и управленческие работники образовательных организаций, на базе которых создадут новые места, повысят квалификацию. Комплекс мероприятий по созданию новых мест дополнительного образования детей в Тамбовской области рассчитан до 2024 года.

В соответствии с приказами Министерства образования и науки Челябинской области № 01/41 от 19 января 2022 г. «О проведении в 2022 году областного конкурса «СтартАп в дополнительном образовании: инфраструктура национального проекта «Образование» для развития способностей и талантов детей» с 11 по 22 апреля 2022 года прошла заочная экспертиза конкурсных материалов областного конкурса «СтартАп в дополнительном образовании: инфраструктура национального проекта «Образование» для развития способностей и талантов детей».

На конкурс представлено 35 заявок из 17 муниципальных образований Челябинской области: Златоустовский (2 организации), Копейский, Миасский, Озёрский, Снежинский, Трёхгорный, Троицкий (2 организации), Чебаркульский, Челябинский (9 организации) городские округа и Ашинский (8 организаций), Верхнеуральский, Каслинский, Саткинский, Сосновский, Троицкий, Уйский, Чесменский муниципальные районы.

Номинация – педагогический проект – дополнительная общеобразовательная программа на стадии разработки или начальной стадии реализации программы (в том числе краткосрочная, модульная и/или образовательная программа реализуемая в сетевой форме) любой направленности, предусматривающая формирование компетенций, ориентированных на инновационный, опережающий характер развития системы дополнительного образования детей (компетенции, отвечающие потребностям образования будущего), а также формирование практик реализации методологии наставничества и/или профориентационной деятельности обучающихся – 23;

В соответствии с протоколом № 2 заседания конкурсной комиссии по конкурсному отбору проектов, заявленных на участие в областном конкурсе «СтартАп в дополнительном образовании», к очному этапу конкурса допущены 10 проектов:

Образовательная организация

Название проекта

Педагогические проекты

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодежи имени В. Комарова», муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №135» имени академика Б. Литвинова»

«ТВ-дайвинг»

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Дворец детского творчества г. Челябинска» (структурное подразделение «Родничок»)

«Профи – проба»

Муниципальное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования» Каслинского муниципального района

Искусственный интеллект и компьютерное зрение

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр гуманитарного развития детей и молодежи «Орбита» г. Челябинска»

«ВМЕСТЕ»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №13», Златоустовский городской округ

От мечты к профессии

Управленческие проекты

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества «Юность» имени академика В. Макеева», Миасский городской округ

МАТРИЦА СОБЫТИЯ «Уральский АРТ» или как прокачать педагога, чтобы получить максимум удовольствия и пользы:

-создаем сообщество единомышленников;

-повышаем компетенции;

-участвуем в ярком событии!

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» поселка Ук Ашинского муниципального района Челябинской области

Образовательно-воспитательное пространство «Здоровое поколение»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Металлургический Центр детского творчества г. Челябинска»

Программа «Ступени наставничества»: создание условий для формирования ценностей педагогической профессии у обучающихся 8-11-х классов с использованием целевой модели наставничества и сетевого взаимодействия в условиях дополнительного образования детей

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодёжи», Озёрский городской округ

«Безопасные маршруты будущего»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия №100 г. Челябинска»

Развивающее пространство дополнительного образования гимназии, в котором комфортно всем

Создание условий реализации в школе проекта «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта «Образование»

Антонова Галина Сергеевна, зам. директора по ВР

МБОУ «СОШ № 2 г. Красноармейска»

Обращаясь к Федеральному собранию (01. 2016 г. ), В. Путин отмечал: «Каждый ребенок одарен, раскрыть его способности – наша задача. В этом – успех России».

В ноябре 2018 г. был утвержден федеральный национальный проект «Образование», в рамках которого предусмотрена реализация   проекта «Успех каждого ребенка».

Цель проекта: обеспечение к 2024 году для детей в возрасте от 5 до 18 лет доступных для каждого и качественных условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности путем увеличения охвата доп. образованием до 80% от общего числа детей, обновления содержания и методов дополнительного образования детей, развития кадрового потенциала и модернизации инфраструктуры системы дополнительного образования детей.

Реализация проекта «Доступное дополнительное образование для детей»

Раскрытие и развитие способностей и талантов у подрастающего поколения.

Реализация образовательных программ в сетевой форме с участием организаций дополнительного образования детей, предприятий реального сектора экономики, учреждений культуры и спорта.

Создание условий для формирования универсальной безбарьерной среды для реализации программ дополнительного образования для детей с ОВЗ.

Предоставление каждому ребенку права выбора и формирования своей образовательной траектории развития.

Применение современных образовательных технологий.

Обеспечение качественного сопровождения реализации обновленных образовательных программ.

Реализация комплекса мер, направленных на повышение доступности для детей программ базового уровня в сфере культуры, искусств, спорта.

Создание условий для самоопределения в выборе будущего профессионального пути.

Реализация проекта по созданию детских технопарков «Кванториум» для знакомства детей с современными технологиями.

Ситуация успеха с психологической точки зрения – это переживание радости, удовлетворения от того, что результат, к которому стремилась  личность  в своей деятельности, либо совпал  с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел.

С педагогической точки зрения, ситуация успеха – это целенаправленное, организованное сочетание условий и продуманной  стратегии и тактики педагога,  при которых  для детей создается возможность достичь значительных запрограммированных результатов в деятельности.

Деятельность педагога по созданию ситуации успеха  должна быть направлена на:

  • создание комфортности для ребенка;
  • погружение каждого ребенка в творческий процесс;
  • опору на внутреннюю мотивацию;
  • постепенный переход от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстников к самостоятельным;

Здесь педагогам помогут такие технологические операции создания ситуации упеха, как: снятие страха, внесение мотива, авансирование успешного результата, мобилизация активности, педагогическое внушение.

«В душе каждого  ребенка есть невидимые струны. Если их тронуть  умелой рукой, они красиво зазвучат», – отмечал  В. Сухомлинский. Детская успешность – это тот самый механизм, благодаря запуску которого можно раскрыть человеческий потенциал во всей его полноте.

В настоящее время в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка»  Минпросвещения России развивает систему дополнительного  образования.

  • увеличить охват детей дополнительным образованием  и внедрить системы персонифицированного финансирования (сертификаты) и учета детей в дополнительном образовании;
  • повысить  качество и вариативность образовательных программ и их реализацию в сетевой форме, чтобы они отвечали вызовам времени и интересам детей с разными образовательными потребностями;
  • внедрить общедоступный  навигатор по дополнительным общеобразовательным программам, который поможет семьям выбирать те из них, которые отвечают запросам и уровню подготовки детей с разными образовательными потребностями и возможностями;
  • модернизировать инфраструктуру  (создать  региональные центры по трем направлениям (наука, спорт, искусство), детские технопарки «Кванториум».

С целью эффективной реализации национального проекта «Успех каждого ребенка» разрабатываются и реализуются целевые модели развития региональных систем дополнительного образования.

В школе в рамках реализации проекта «Образование» открыт Центр «Точка роста», цель которого совершенствование условий для повышения качества образования, расширения возможностей обучающихся в освоении учебных предметов естественнонаучной и технологической направленностей, программ дополнительного образования естественнонаучной и технической направленностей, а также для практической отработки учебного материала по учебным предметам «Физика», «Химия», «Биология».

В Саратовской области во всех 32 муниципальных районах начали работу 58 Центров естественнонаучной и технологической направленностей «Точка Роста». В настоящее время в нашей школе реализуются следующие программы естественнонаучной и технологической направленностей: «Всезнайка» для учащихся 1-4 классов, «Волонтеры и Енот» для детей с 10 до 17 лет, «Я познаю мир химии» для 12- 14 лет, «Я – часть биологии» для детей 12-14 лет, «Робототехника» для детей 10-14 лет, «Физика в задачах» для детей 14-16 лет.

В чем отличие курсов внеурочной деятельности от дополнительного образования.

Характеристики Внеурочная деятельность Дополнительное образование Ключевая цель образования Неотъемлемая часть образовательного процесса (основной общеобразовательной программы) и позволяет реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) общего образования в полной мере Всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования Требования к результатам Обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Дополнительные общеразвивающие программы направлены на достижение результатов за рамками ФГОС соответствующего уровня. Обязательность/добровольность для учащихся Неотъемлемая часть образовательного процесса Добровольность Наименование программ Программа курса внеурочной деятельности Дополнительная общеразвивающая программа Направления/направленности Направления: спортивно-оздоровительное; духовно-нравственное; социальное; общеинтеллектуальное;общекультурное. Направленности:художественная;техническая;естественнонаучная;социально-гуманитарнаяфизкультурно-спортивная. Должность педагогического работника, реализующего данную деятельность Педагогические работники образовательной организации, занимающие различные должности: учитель, педагог дополнительного образования, педагог-организатор, социальный педагог, старший вожатый. Педагогом дополнительного образования при наличии у него соответствующего образования Источники финансирования В рамках тарификации из средств региональной субвенции Дополнительные общеобразовательные программы либо за счет средств родителей, либо за счет средств сертификата дополнительного образования.

С целью дальнейшего создания условий реализации в школе проекта «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта «Образование» решили:

– продолжить работу, направленную на формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся;

– модернизировать систему дополнительного образования в соответствии с запросами родителей (законных представителей), требованиями современного времени;

– привлечение учащихся в разные направления реализации проектов ранней профориентации учащихся;

– модернизация материально-технической базы;

– получение педагогами дополнительного образования в новых областях деятельности.

В современном обществе мы не мыслим своей
деятельности без использования компьютерных
технологий. Поэтому одной из основных задач
дополнительного образования, как и образования
вообще, является воспитание
компьютерно-грамотной личности.

В последнее время все больше внимания
уделяется применению метода проектов в процессе
преподавания различных предметов школьной
программы. Но почему только в учебной
деятельности? В настоящий момент существует
множество форм дополнительного образования
детей – это и кружки, факультативы,
дополнительные занятия в основной школе и
занятия в компьютерных клубах и центрах при
учреждениях дополнительного образования детей. Публикаций, посвящённых организации и
использованию метода проектов в этой области,
очень мало.

Опыт применения информационных технологий в
системе дополнительного образования показал
возможность использования их в процессе
реализации творческого потенциала учащихся. Поэтому мы решили попробовать внедрить в процесс
обучения информационным технологиям в
дополнительном образовании метод проектов.

Проектная деятельность в рамках кружковой
работы дает возможность школьнику активно
включаться в процесс поиска необходимой
информации, ее критического и творческого
осмысления, освоения способов самостоятельных
действий при решении образовательной проблемы и
актуализации получаемых таким образом знаний.

Организация работы над творческим проектом

Начать использование метода проектов довелось
именно мне в рамках компьютерного курса
«Современные мультимедиа технологии».

Наиболее активно мы его применяем при изучении
презентационных пакетов (типа MS PowerPoint). Учащиеся
с огромным удовольствием выполняют проекты,
потому что они позволяют выразить всю их
индивидуальность, их творческий потенциал,
попробовать себя в роли исследователя.

Вся работа над проектом делится на 4 этапа:

Подбор материала по выбранной тематике;
b. Анализ и осмысление полученной информации;
c. Составление плана будущего проекта;

Создание среды, соответствующей выбранной
тематике;
b. Вставка текста и иллюстраций;
c. Создание наглядности и интерактивности;

Работа над творческим отчётом;

Подготовка к защите творческого проекта.

В процессе выполнения своих индивидуальных
проектов учащиеся не только реализуют на
практике имеющиеся навыки, но и параллельно
изучают новые особенности работы с программой. Это позволяет осуществлять мотивированное
обучение (обучение тому, что им нужно), а не просто
передачу имеющегося у педагога опыта.

Возраст учащихся, работающих над проектами

Так как выполнение проекта производится в
сфере дополнительного образования в
разновозрастных группах, то у нас этот возраст
находится в пределах от 7 до 16 лет. В принципе,
если не требовать печатный отчёт, то программные
продукты (презентации) можно попробовать
выполнить и с дошкольниками, но они должны уметь
читать.

Примерные направления творческих проектов

Я думаю, всем понято, что предлагать учащимся
конкретные темы проектов не целесообразно, так
как это творческо-исследовательская работа и
должна быть ценна именно учащемуся. Тематика
проекта должна исходить из интересов каждого
учащегося, тем самым приобретая индивидуальный
характер.

Могу лишь предложить направления исследований:

  • Родной край
  • Моя семья
  • Мои интересы
  • Пропаганда здорового образа жизни

Это далеко не полный список, его можно
продолжать бесконечно. Мы же должны объяснить
учащимся, что тема должна быть актуальна,
востребована в обществе. Но в то же время мы не
должны ограничивать учащихся.

Помощь в подборе материала

Для ещё большей мотивации учащихся мы можем
предложить им консультации специалистов по
выбранным темам.

Например, если тема связана с родным краем, то
не стоит ограничиваться лишь анализом
литературы, можно организовать для учащихся
встречу со специалистом-краеведом или даже
журналистом, занимающимся сходной тематикой.

Так для разработки проекта «Я живу в Нижнем
Новгороде» Мы организовали для учащихся встречу
со специалистом краеведом, который посоветовал
обратить внимание не только на архитектуру и
историю Нижегородского края, но и на труды
выдающихся деятелей, художников, артистов и т. Работы, посвящённые этой тематике, Вы можете
найти на сайте Фестиваля исследовательских
работ учащихся «Портфолио» 2005/2006 и 2006/2007 учебных
годов (они выполнены под руководством Занозина
Д. и моим).

Также приветствуется помощь в фото- и
видеосъёмке материалов (видов, или каких-то даже
интервью или экскурсий).

Основные требования к работам

Как ни крути, а оценивать проекты придётся (не
оценкой конечно, а как-то иначе). Поэтому всё же
необходимо сформулировать определённые
требования к выполняемым проектам и сроки их
выполнения.

Можно, конечно, обойтись и без этого, но
организованность какая-то должна быть, так как
это всё-таки учебный процесс (пусть и
дополнительный).

Для своих учеников мы сформулировали следующие
требования:

  • Актуальность проблематики (в принципе каждая
    тема по своему проблемна, поэтому это не является
    основным критерием);
  • Полнота и доступность информации (но при
    оценивании учитывайте и возраст автора, так как
    учащийся начальных классов не сможет выполнить
    работу так же как и старшеклассник);
  • Наглядность:
    a. Привлекательность;
    b. Интерактивность;
    c. Удобство управления.
  • Целостность восприятия (проект должен быть
    чётко структурирован);
  • Направления дальнейшего использования (этот
    пункт является дополнительным, иногда может не
    учитываться, но он необходим для дальнейшего
    учёта и использования вами в вашей деятельности).

Также необходимо чётко определить сроки
выполнения. Они зависят от
календарно-тематического плана, поэтому для
каждого курса – свои сроки.

Использование творческих проектов

Как же мы можем использовать эти проекты?
Каждая работа – это огромный труд его автора,
поэтому мы должны не просто оценить эту работу и
положить на полку, а использовать её каким-либо
образом, в своей работе или в работах коллег.

Любая работа несёт в себе информацию, которая
может быть полезна другим людям. Поэтому, если у
вас есть возможность поделиться ею, делайте это. Тогда вам будут благодарны и авторы, и
пользователи.

Например, мы стараемся по мере возможности
продвигать работы наших учащихся на различного
рода конкурсы, фестивали, конференции.

Форма представления готового проекта

Во-первых, к работе должен быть приложен отчёт
(бумажный и электронный).

Во-вторых, должен быть разработан программный
продукт (презентация, или что-то другое).

В-третьих, нужно подготовить текст устной
защиты проекта.

  • Содержание отчёта:
  • Титульный лист
  • Обоснование выбора темы
  • Структура проекта
  • Краткая аннотация проекта (до 700 символов)
  • Направления использования работы
  • Используемые источники информации
  • Приложение

Таким образом, на электронном носителе должны
быть представлены файлы:

  • Файл отчёта Отчёт.doc
  • Файл текста устной защиты проекта ТУО.doc
  • Папка с программным продуктом «Проект»

Только при выполнении этих трёх пунктов
учащийся допускается к защите.

Организация защиты творческих проектов

Защита проектов может проходить в различных
формах.

Прежде всего, она может быть как очная, так и
заочная.

При очной форме защиты работы можно предложить
также несколько видов её организации:

  • Конференция – при этой форме учащиеся
    выступают при всех учащихся компьютерного
    центра, а также администрации образовательного
    учреждения и всех желающих посетить конференцию.
  • Круглый стол (по какой-либо проблеме) –
    эта форма имеет смысл, если у вас несколько
    учащихся выполняют работы по сходной тематике
    или относящиеся к одной области знаний (например,
    по краеведению). При этой форме учащиеся общаются
    на тему поставленной проблемы, высказывают свои
    взгляды, параллельно демонстрируя свой проект.
    Но в этом случае мы (педагоги) должны продумать
    схему проведения круглого стола так, чтобы все
    учащиеся смогли высказать своё мнение, а не
    просто согласиться с мнением товарищей. Эта
    форма предполагает ограниченный круг
    участников, поэтому, воизбежание сбоев в
    организации, лучше пригласить лишь тех учащихся,
    которых интересует данная проблема. Также
    рекомендуется пригласить специалистов в этой
    области знаний для более адекватной оценки
    работ.

Заочная же форма может использоваться либо для
самых младших учащихся, либо в том случае, если
нет возможности организовать очную форму. Но при
этом, в любом случае, при оценивании, работ лучше
проконсультироваться со специалистами.

Опыт использования метода проектов

Опыт использования описанного нами метода
показал:

  • Повысился процент качества обучения детей;
  • Увеличилось количество детей, посещающих
    занятия компьютерного центра;
  • Мотивированное обучение детей компьютерным
    технологиям привело к тому, что дети стали меньше
    играть в компьютерные игры;
  • Сформировалась методическая копилка
    творческих проектов по разным направлениям
    знаний.

И это ещё не всё. Мы и дальше будем использовать
этот метод, причём при изучении не только
презентационных пакетов, но и других программных
продуктов.

  • Давыдова Е.В. Искусство разработки
    проектов.//Информатика и образование. – №8. – 2005. –
    с.6-26.
  • Киселёва М.М. Использование компьютерных
    технологий в межпредметных
    проектах.//Информатика и образование. – №8. – 2005. –
    с.27-37.

МБОУ ДО “ПЕРСПЕКТИВА” г. Бердск Новосибирской области

Педагогический проект “Активизация творчества детей через привлечение образов литературных и сказочных героев на занятиях декоративно-прикладным творчеством в системе дополнительного образования”

Тема: “Активизация творчества детей через привлечение образов литературных и сказочных героев на занятиях декоративно-прикладным творчеством в системе дополнительного образования”

Данный проект разработан для педагогов дополнительного образования, деятельность которых направлена на формирование у школьников эстетического отношения к окружающему миру, развитие навыков восприятия, стимулирование их творческого самовыражения.

Мы считаем, что  данный проект  перспективен  для работы с одаренными детьми.

Представленный проект технологичен, так как в нем прослеживается целенаправленная, систематическая работа с детьми по развитию творческих способностей в тесном взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса.

  • станет эффективной частью системы работы по развитию творческих способностей у детей младшего школьного возраста, обогащению    сенсорного опыта;
  • будет способствовать воспитанию эстетического вкуса, умению любоваться объектами и явлениями природы, получать чувство   удовольствия от красоты природы, литературных образов;
  • будет носить ненасильственный характер, максимально отвечать запросам и интересам детей;
  • будет способствовать формированию творческой личности, пробуждению творческой активности и художественного вкуса;
  • положительно влиять на результативность воспитательно-образовательного процесса.

Все это в целом позволяет решить поставленные проектом  задачи.

Таким образом, данный проект несет в себе созидающую функцию, так как дает толчок к развитию учащегося, к преобразованию его деятельности, оказывает реальную помощь в развитии его творческих способностей, личности, способной преобразовывать окружающую действительность. А также и для педагогов дополнительного образования в наработке эффективных приемов в работе с детьми, использовании новых технологий развивающего обучения, необходимых каждому современному педагогу, добивающемуся качества образовательного процесса.

проекта “Активизация творчества детей через привлечение образов литературных и сказочных героев на занятиях декоративно-прикладным творчеством в системе дополнительного образования”

Формирование творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности,  осуществляется в процессе целенаправленного эстетического воспитания школьника. Одним из направлений художественно-эстетического воспитания является деятельность, ориентированная на развитие восприятия, воображения, памяти, развитие интересов, чувств, склонностей и способностей, которые содействуют возникновению активного, эстетического отношения к жизни. В детском творчестве часто наблюдается отражение окружающего мира и природы, того опыта, который он почерпнул из прочитанных им произведений. Именно природа  и литература пробуждает  в детях любознательность, воздействует на органы чувств, активизирует сенсорное развитие, формирует чувство прекрасного. Можно без преувеличения утверждать, что ребенок  познает красоту окружающего мира через восприятие  природы и литературных образов, вызывающих восторженный отклик в детской душе. Маленький человек с материалами для творчества получает ничем не заменимую радость творить, возможность свободно фантазировать, привыкает мыслить широко и оригинально, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Занятия прикладным творчеством доставляют детям удовольствие, а также обогащают представления о мире. Использование различных техник и способов изображения раскрепощают ребенка, активизируют его воображение. Предоставляется возможность экспериментирования способов изображения предметов, поиска нового оригинального решения, реализации индивидуального замысла.

В настоящее время проектная деятельность  одна из эффективных форм воспитательно-образовательной работы с детьми в дополнительном образовании. Развивая творческие способности школьников посредством нетрадиционных технологий, проектный метод является наиболее успешным в создании системы работы во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса.

Содержание работы по проекту обосновано особенностью детского восприятия картин окружающей природы и литературных образов. В них наиболее ярко учащиеся могут проявить творчество, используя разные техники и материалы.

Интерес, мотивация,  а также предметное содержание педагогической деятельности способствуют сохранности контингента учащихся в системе дополнительного образования детей, что является очень актуальным, на фоне большого количества предложений по организации внеурочной деятельности.

Проект предназначен для совместной деятельности педагога дополнительного образования с детьми младшего школьного возраста.

Педагог дополнительного образования, учащиеся студии прикладного творчества “Вдохновение”.

По характеру создаваемого продукта

Исследовательский, творческий, практико-ориентированный. Учащимся предоставляется свобода выбора материала и способов передачи выразительных образов, возможность экспериментирования и творческого самовыражения в созидательном преобразовании окружающего мира.

По продолжительности Долгосрочный, разработан на 2015-2016учебный год.

На уровне образовательного учреждения, предполагает взаимодействие с социумом (участие в городских выставках детского творчества).

Материалы для реализации проекта

Соленое тесто, акварельные краски и гуашь, акриловые краски, грунт, лак акриловый, лоскутки ткани, синтепон, пайетки, блестки, стеклярус, салфетки, кофейные зерна. Иллюстрации картин художников-пейзажистов. Художественное слово о сезонных изменениях в  природе, русские народные сказки, произведения детских писателей, стихи, пословицы, поговорки.

Создание условий для исследовательской и выставочной деятельности при реализации дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности “От умения к мастерству”.

Построение системы подготовки к конкурсу учрежденческих проектов и фестивалю.

Организация восприятия и погружение в темы проектов и идеи фестиваля путем изучения образов устного народного творчества и литературных произведений.

Создание условий для изучения необходимых технологий.

Мы считаем, что художественные задачи и виды творческой деятельности на занятиях декоративным творчеством  должны соответствовать своему времени и быть интересны и актуальны для ребенка. Занятия декоративно-прикладным искусством – это сфера формирования культуры личности и область освоения культурного наследия во всех формах его проявления: национального, общечеловеческого, исторического.

На занятиях декоративно-прикладным творчеством у учащихся формируется способность разносторонне и вариативно рассматривать, осознавать и оценивать ситуации, предлагаемые на разных учебных дисциплинах, расширяются границы поиска в рамках одного искусства; дети активно включаются в процесс творчества; формируется целостное художественное сознание учащегося, которое позволяет ему адекватно воспринимать произведения искусства и явления действительности; формируются эстетические оценки и предпочтения; предоставляются широкие возможности  в обеспечении выбора направления развития; осуществляется желание активного самовыражения в одном или нескольких видах творчества, активизируется интерес и потребность общения с искусством; создается культурное, интеллектуальное, творчески активное пространство, центром которого становится личность учащегося.

Образовательная деятельность в студии прикладного творчества «Вдохновение» ведется по  дополнительной общеразвивающей программе “От умения к мастерству”. Программа переработана в 2015 учебном году: разработан индивидуальный образовательный маршрут для детей четвертого года обучения. Программа “От умения к мастерству” четырехгодичная, на всех этапах ее реализации наблюдается  стабильная сохранность контингента учащихся, что свидетельствует об интересе и мотивации учащихся. Мотивация – важный компонент регуляции любой деятельности человека. Для ребенка необходима учебная деятельность как основа последующего успешного функционирования в обществе. Следовательно, необходимо развитие мотивации обучения.

Основой успешной деятельности учащегося является высокий уровень мотивации к данному виду деятельности.

Существует 4 вида мотивации (по Додонову).

Удовольствие от самой деятельности

Значимость для личности непосредственно результата деятельности

Мотивирующая сила вознаграждения за деятельность

Принуждающее давление на личность

На занятиях в творческом объединении “Вдохновение” дети получают удовольствие от самой деятельности, так как деятельность строится на принципе от простого к сложному, учащимся предоставляется возможность использовать различные материалы и техники. Результат деятельности – готовый продукт – так приятно подарить родным, друзьям или украсить свою комнату. Участие в выставках и конкурсах дает возможность получить за свою деятельность призы и награды, а проведение учащимися мастер-классов повышает их самооценку. Принуждающее давление на личность на наших занятиях полностью исключено. Занятие в  творческом объединении мы рассматриваем как процесс активного сотворчества учителя и ученика, которое может состояться, если педагог умеет чувствовать каждого из своих учеников, с которым он работает. Он сможет вовремя прийти ему на помощь тогда, когда ученику трудно будет самостоятельно обобщить свои знания и представления, когда информация многопланова или поставленная художественная задача многогранна.

Подготовка к конкурсу проектов и фестивалю творчества велась в соответствии с локальными нормативными документами МБОУ ДОД ГЦДТ и методическими рекомендациями.

ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ

«Активизация творчества детей через привлечение образов литературных и сказочных героев на занятиях декоративно-прикладным творчеством в системе дополнительного образования»

Период
Содержание
Прогноз
Направление деятельности
Формы
Для педагогов
Для детей
май 2015-сентябрь 2015
1 ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙЦель: организация деятельности участников проекта для определения его содержания и реализации. Информационно-методическое:Создание учебно-методической базы для успешной реализации проекта. Разработка учебно-методического комплекса:- Разработка дополнений в дополнительной образовательной программе “От умения к мастерству”- Методические рекомендации по использованию новых техник в  декоративно-прикладном творчестве с детьми младшего школьного возраста. – Календарно-тематический план работы творческого объединения на   текущий годСоздание материально-технического комплекса:- Видеопрезентации- Создание минибиблиотеки- Подготовка материалов для творчества
Определение проблемного поля:
– В развитии уровня творческих способностей учащихся. – Подбор пакета методических рекомендаций и практического материала для реализации  проекта
-В использовании различных материалов и техник в изобразительной деятельности
Мотивационно-целевое:Стимулирование мотивации деятельности участников проекта. – Наблюдения за детьми в процессе продуктивной деятельности. – Анализ детских работ. – Выбор направления и методов взаимодействия с детьми. – Обогащение представлений и знаний о художественной литературе, устном народном творчестве

Период
Содержание

Прогноз
Направление деятельности

Формы
Для педагогов
Для детей
октябрь 2015-декабрь 2015
2 ЭТАП – ОСНОВНОЙЦель: организация комплексной работы  по реализации задач проекта
Познавательное
– Беседы с детьми. – Наблюдения и экскурсии. – Слушание музыкальных и литературных произведений. – Создание проблемных ситуаций. Поиск активных форм взаимодействия с учащимися. Обогащение знаний детей о временах года, о литературных героях, о средствах передачи выразительности образа. Практико-ориентированное

 Развивающие занятия (решение проблемных ситуаций, экспериментирования с цветом, формой, материалом, работа в парах,  игры на воображение,  ассоциацию). Систематизация работы по использованию новых техник в изобразительной деятельности с учащимися. Повышение качества педагогического процесса путем осуществления  индивидуально-личностного подхода к ребенку. Экспериментирование, апробация,овладение  новыми техниками  изображения. Получают представления:об особенностях времен года, изменениях в природе;о жанрах живописи, ее средствах выразительности;о классификации теплых и холодных оттенках цвета;о  разновидностях техник исполнения творческих работ. Осень- сказочный чертог всем открытый для обзора
“Рождение холодного фарфора”- работа над проектом «Волшебные краски природы» – экспериментирование с цветом; «Осень» – экспериментирование с различным техниками лепки из соленого теста для создания выразительного образа кроны деревьев«Осенняя палитра» – экспериментирование с красками «смешивание цветов»;«Ковер из осенних листьев»- тестопластика;«Веточка рябины» – техника «барельеф»
Рождество со Щелкунчиком
“Мой любимый герой”- техника точечной росписи;”Компьютерная мышка”- эксперимент по декорированию компьютерной мышки;”Принцесса Мари”- техника витражной росписи;”Новогодние игрушки”- декорирование предметов интерьера;”Баба Яга- удивительная героиня русских сказок”- работа над проектом

Направление деятельности

Формы
Для педагогов
Для детей
Январь-май
3 ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙЦель: создание условий для самовыражения и воплощения собственного замысла в творческой работе. Практическое
“Подарок маме”- картины из кофейных зерен;”Часы” -техника декупаж”;”Весна в любимом городе”- тестопластика;”Розы”-лепка из холодного фарфора -мастер-класс;”Миллион маленьких радостей”-тестопластикаПроведение мастер-классов

– Педагогическая поддержка успешности ребенка  в творческом самовыражении. -Совершенствование опыта работы по проектной деятельности с детьми. – Развитие предпосылок для творческого мышления и восприятия, реализация интересов и творческого потенциала: чувственность к новому, склонность к поиску новых путей, способность гибко использовать известные подходы и способы решения в новых условиях, моделированию, самоанализу выбираемых решений, самостоятельность и оригинальность в решении проблем. – Совершенствование умений и навыков детей  в освоении нетрадиционных техник в изобразительной деятельности.

Оценка качества реализации проекта

В ходе реализации проекта были достигнуты следующие результаты:

Методическая разработка открытого урока “Техника точечной росписи ” – первое место в смотре методических разработок МБОУ ДОД ГЦДТ и публикация во всероссийском сетевом издании “Портал педагога”;

Работы в технике тестопластика : “Золотая осень”, “Золотые дубравы”, “Осень- сказочный чертог всем открытый для обзора”, “Осенний лес” – первые места в городском фестивале детского творчества “Разноцветная планета”;

Ученический проект “Баба Яга удивительная героиня русских сказок” – первое место в конкурсе  проектов «Учитель+Ученик» в МБОУ ДОД ГЦДТ; первое место в конкурсе ученических проектов в МБОУ СОШ №11; второе место в Межрайонном фестивале проектов и детских открытий (Линево);

Ученический проект “Рождение холодного фарфора” -диплом участника в международном конкурсе “Горизонты открытий”;

Работы в технике тестопластика “Лес, точно терем расписной. “, “Паутинки это мы”- вторые места во всероссийском конкурсе декоративно-прикладного творчества “Уж небо осень дышало

Работы в технике точечной росписи “Мой любимый герой новогодних сказок” -первые места второго этапа фестиваля “Рождество со Щелкунчиком” МБОУ ДОД ГЦДТ;

Работа в технике тестопластика “Мамины помощники”(из серии работ “Миллион маленьких радостей”) – первое место во всероссийском конкурсе декоративно-прикладного творчества “Талантоха”.

Практика показала, что занятия декоративно-прикладным искусством обладают большим педагогическим потенциалом. Они позволяют воспитывать вкус детей на примерах народного декоративного искусства, развивать творческую активность, создавать красивые и функциональные изделия. Выставки и конкурсы в течение учебного года, мастер-классы  показали высокую результативность реализации данного проекта.

Список литературы

  • Альтшуллер Г.С. Найти идею: Введение в теорию решения изобретательских задач. – 2-е изд., доп. – Новосибирск: Наука. Сиб. отд., 1991.
  • Андреев В.И. Педагогика: Учеб. курс для творческого саморазвития. – 2-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000.
  • Гафитулин М.С. Развитие творческого воображения: Из опыта работы со школьниками начальных классов: Метод. разработка по использованию элементов теории решения изобретательских задач в работе с детьми. – Фрунзе, 1990. – С. 2-18.

Константинова Л. Развитие творческих способностей младших школьников. // Начальная школа. – 2000, № 7, с. 66-71.

  • Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М.: Педагогика, 1981. – 185 с.
  • Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М., 1972. – 168 с.
  • Никитина А.В. Развитие творческих способностей учащихся. // Начальная школа. – 2001, № 10 с. 34-37.
  • Пичугин С.С. К вопросу о развитии творческих способностей младших школьников на уроках математики. // Начальная школа. – 2006, № 5, с. 41-48.
  • Программы общеобразовательных учреждений: Нач. кл. (1 – 4).- М.: Просвещение, 2001. – Ч. 2.
  • Ситявина И.А. Современный урок в начальной школе. // Начальная школа. – 2006, № 5, с. 53-55.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.