Социально-педагогические проекты

В государственном бюджетном учреждении дополнительного профессионального образования «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» сложилась система сопровождения развития профессионального мастерства управленческих и педагогических кадров. Неформальным повышением квалификации работников образования можно считать участие команд образовательных организаций в реализации научно – прикладных проектов.

Научно – прикладной проект – это ограниченный по времени вид научно-педагогического проектирования, объединяющий сотрудников института и работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по совместному созданию и продвижению в сфере образования уникальных инновационных продуктов, услуг, результатов.

Целью реализации НПП является решение одной конкретной научной проблемы и (или) нескольких сходных по тематике проблем, имеющих дисциплинарное (междисциплинарное) значение в рамках реализации международных, федеральных, региональных и институциональных проектов в сфере образования.

В 2021/22 году Региональный ресурсный центр дополнительного профессионального образования государственного бюджетного учреждения «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» совместно с образовательными организациями Челябинской области реализуют научно-прикладные проекты, направленные на апробацию и внедрение в образовательную деятельность форм наставничества, сетевого взаимодействия, c использованием цифровых ресурсов при реализации дополнительных общеобразовательных программ для детей.

Методические рекомендации по организации проектной деятельности в учреждении дополнительного образования

Автор-составитель: Терешина С.

Проектная деятельность в дополнительном образовании не новшество последних десятилетий. Этот метод обучения появился еще в начале прошлого века, но до недавнего времени применялся в основном в средних школах и вузах. А между тем УДО(центры, ДШИ и др) обладают всем необходимым потенциалом для развития проектного образа мышления у подрастающего поколения, что в будущем положительно скажется на уровне организаторских способностей молодых людей.

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования – это современное многопрофильное учреждение целью, которого является повышение качества образования на основе развития системного подхода к организации образовательного процесса, научно-методической деятельности и профессионализма педагогов. Развитие УДО в настоящий период, предполагает поиск путей и создание условий для личностного роста обучающихся, их подготовки к полноценному и эффективному участию в различных видах жизнедеятельности общества.

Роль проектирования в современных социально-экономических условиях огромна как для отдельной личности, так и для учреждения в целом. По определению В. Сластенина, педагогический проект – это реализация педагогической технологии, представляющей в свою очередь, законосообразную педагогическую деятельность.

Проектная деятельность в УДО строится на основе нормативно-правовой базы дополнительного образования детей, нормативных документов учреждения, внутриучрежденческих локальных актов и распорядительных документов, информационно-методических материалов. Проектная деятельность в учреждении проводится системно, на основе нескольких составляющих, которые заключаются в разработке и реализации долгосрочных проектов с выходом на все службы учреждения, творческие объединения, на каждого обучающегося и педагога.

Основные виды проектов в УДО:

  • Творческие: после воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника.
  • Исследовательские: дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок.
  • Игровые: это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.
  • Информационные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков и пр.).

Примерный план работы педагога по подготовке проекта

  • На основе изученных проблем обучаюшихся поставить цель проекта.
  • Разработка плана достижения цели (педагог обсуждает план с родителями).
  • Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
  • Составление плана-схемы проекта.
  • Сбор, накопление материала.
  • Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
  • Домашние задания для сам. выполнения.
  • Презентация проекта, открытое занятие.

Основные этапы метода проектов

  • ределенный отрезок времени.
  • Разработка проекта — план деятельности по достижению цели:
  • к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);
  • в каких источниках можно найти информацию;
  • какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
  • с какими предметами научиться работать для достижения цели.
  • Выполнение проекта — практическая часть.
  • Подведение итогов — определение задач для новых проектов.

Алгоритм разработки проекта

Этапы Задачи Деятельность проектной группы Начальный Определение проблемы (темы). Выбор группы участников Уточнение имеющейся информации, обсуждение задания Планирование Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде Формирование задач, накопление информации. Выбор и обоснование критерия успеха Принятие решения Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности Наблюдение. Консультации Выполнение Выполнение проекта Работа над проектом, его оформление Оценка результатов Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) Участие в коллективном анализе проекта и самооценке Защита проекта. Подготовка к защите. Обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных результатов, их оценка Защита проекта. Участие в коллективной оценке  результатов проекта

ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ И ОФОРМЛЕНИЮ ПРОЕКТА

ОФОРМЛЕНИЕ ПРОЕКТА (титульный лист):

Введение (пояснительная записка)

  • Постановка проблемы (объясняет, почему возникла необходимость в выполнении проекта, для чего нужен этот проект детям, воспитателям, дошкольному учреждению)
  • Цель проекта (должна быть понятна, конкретна, реалистична)
  • Задачи (конкретные шаги для достижения цели (что, как и где может измениться, как будет измеряться, на какую аудиторию направлен проект и т.д.)
  • Методы и формы работы, направленные на реализацию задач проекта
  • Ожидаемые результаты (что необходимо получить для выполнения поставленных задач, количественный и качественный результат)

План-график мероприятий (деятельность в рамках проекта)

Описывается организация работы по проекту. Из раздела должно быть понятно, кто и как будет осуществлять действия, в какой последовательности.

Должно быть прописано, как планируется достижение результата и почему выбран именно этот путь.

Этот раздел состоит из 3-х ЭТАПОВ:

I этап – предварительный : мониторинг знаний детей, анкетирование родителей, изучение литературы, подготовка материала и т.

II этап – основной: (примерная форма оформления)

Дата Работа с детьми Работа с родителями Совершенствование предметно-развивающей среды

III этап – заключительный: подведение итогов работы по проекту. На этом этапе планируются итоговые мероприятия: НОД, развлечения, викторины, конкурсы

Оценка результатов и отчетность

Из данного раздела должно быть ясно, достигнет ли проект цели и как будет контролироваться результат.

В приложении может быть вынесен материал, который прошел в рамках деятельности проекта (конспекты совместной деятельности с детьми, планы развлечений, бесед с детьми, сценарии проведения мероприятий, анкеты для родителей)

Проектная деятельность в дополнительном образовании.

Серых Ольга Михайловна,

директор, педагог дополнительного образования в муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования “Рыльский Дом детского творчества”

Design activity in additional education.

Director, additional education teacher local budgetary educational institution of additional education “Rylskiy House of children’s creativity”

В статье проанализирована роль проектной деятельности в дополнительном образовании, рассмотрены типологии проектных работ и этапы проектной деятельности, содержание проектных технологии, а также определены и представлены основные пути и формы экстраполирования в современную систему образования и воспитания и доказано целесообразность переоценки содержания обучения с точки зрения “человекоизмерения”

In article the role of design activity in additional education is analysed, typologies of project works and stages of design activity, maintenance design technologies are considered, and also the main ways and forms of extrapolation to a modern education system and education are defined and presented and it is proved expediency of revaluation of content of training from the point of view of human dimension.

Ключевые слова : метод проектов, проектное обучение, проектные технологии, проектно- исследовательская деятельность, самореализация.

Key words: method of projects, project learning, project technologies, project-research activity, self-realization.

В современном педагогическом процессе, главным субъектом образовательных преобразований является ребенок, и задачи образования заключаются в создании условий для его саморазвития, самореализации, целостности самого процесса моделирования. По мнению ученых, проектное обучение стимулирует и усиливает обучение со стороны обучающихся, поскольку является личностно ориентированным; использует множество дидактических подходов (обучение в процессе деятельности, независимые занятия, совместное обучение, дискуссия, командное обучение); само мотивируемым, что означает возрастание интереса и включения в работу по мере ее выполнения; поддерживает педагогические цели в когнитивной, аффективной и психомоторной сферах на всех уровнях — знание, понимание, применение, анализ, синтез; позволяет учиться на собственном опыте и опыте других непосредственно в конкретном деле; приносит удовлетворение обучающимся, видящим продукт своего собственного труда. Таким образом, проектные технологии значительно увеличивают интерес обучающихся как к отдельным областям знаний, так и к образованию в целом. В современной науке и практике распространяются именно такие исследования по поиску условий успешного развития личности в контексте реализации стратегической цели — развития и самореализации каждой личности в высшем творческом ее обнаружении. Были разработаны методологические основы нравственного развития ребенка, психологические средства для создания воспитательной ситуации. Для включения обучающегося в активный познавательный процесс необходимо создать адекватную учебно-предметную среду, что обеспечивало бы возможность свободного доступа к различным источникам информации, общения со сверстниками, сотрудничества во время решения различных проблем. Наиболее перспективным в этом отношении является метод проектов, который приобрел значительную популярность среди педагогов в начале ХХ века. В соответствии с методом проектов, организация обучения в процессе активной поисковой деятельности направлена на решение конкретной практической проблемы (социальной, бытовой, производственной). Основным мотивом этого метода является не столько процесс познания, сколько стремление решить конкретную проблему, разработать необходимые рекомендации, которые будут использованы на практике. Так, главной целью современной проектно-исследовательской работы обучающихся является создание ими полезных продуктов (модель, макет, доклады, рефераты, компьютерные программы, пособия и тому подобное) при условии появления для решения новых, более сложных проблем, стоящих перед ними на заключительном этапе исследования. Большинство ученых считают, что метод проектов имеет следующие преимущества:

− развивает инициативу обучающихся;

− приучает к плановой работе;

− дает умение взвешивать все обстоятельства, учитывая трудности;

− учит наблюдать, проверять себя в работе;

− учит правильной отчетности;

− развивает энергию, настойчивость в достижении цели;

− приучает к самостоятельности;

− расширяет сферу интересов, горизонты познания мира, реального общения.

Полат предлагает современную типологию проектных работ: по доминирующим видам деятельности (исследования, творческие, ролевые-игровые, информационные, практико-ориентированные проекты); предметно-содержательной областью (монопроекти и межпредметные проекты); по характеру координации проекта (с открытой, явной, скрытой координацией); по характеру контактов(внутренние, региональные, международные); по количеству участников проекта (личностные, парные, групповые); по долгосрочности (краткосрочные и долгосрочные).

Проектно-исследовательская деятельность проходит через три этапа:

  • Организационно-подготовительный (возникновение идеи, определение темы, планирование предстоящей деятельности);
  • Технологический (сбор и анализ информации, проведение необходимых экспериментов, оформление результатов);
  • Презентационный (мини-маркетинг, публичная защита проекта).

Смещение акцента в преподавании с подхода, направленного педагогом, на подход, центрированный на учеников, вместе с осознанием необходимости направления усилий на развитие самостоятельности обучающихся (автономии привели к новым испытаниям педагогов. Рост осведомленности обучающегося по самоуправляемому обучению будет способствовать получению им опытности в короткий или долгий срок, или просто будет стимулировать его стать более независимым в своем обучении. Одной из главных причин этого является то, что «обучение будет более эффективным, когда обучающиеся являются активными в процессе обучения, принимая на себя ответственность за свое обучение и участие в решениях, связанных с этим» определенной цели, однако чрезмерное использование этого метода может привести к уменьшению роли систематического обучения.

Во время моделирования и проектирования современных педагогических технологий, важной является “человекоизмерение”, поскольку объектом исследования выступает ребенок, который учится, а не схемы, методики и принципы; поэтому необходимо создавать соответствующие условия для ученика, принимая во внимание, что цели и содержание проектных технологий должны быть ориентированными на человека. Таким образом, содержание проектных технологий должен восприниматься как ценность с личностным смыслом, что становится условием личностного развития и самоопределения, что в свою очередь, формирует ценностно-мотивационное отношение к жизни, науки и других видов деятельности.

Подобедова Т. Проектирование как педагогический феномен: методологические и теоретические аспекты//Т. Подобедова // Гуманитарные науки. — 2004. — №1 (7). — С. 100-108.

Чудов В. Проектно-исследовательская деятельность школьников / В. Чудов, Н. Кашкарова, А. Лаврушко // Народное образование. — 2005. — № 1. — С. 133-140.

Текст работы размещён без изображений и формул. Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF

Развитие системы дополнительного образования детей началось в России в конце 19 века. Именно в то время стали возникать первые мастерские, клубы, кружки, летние оздоровительные лагеря, дневные приюты для детей. На уровне государства развитие системы дополнительного образования детей началось в самом конце 1917 года. Только к 1940 году было создано почти 2 тысячи внешкольных учреждений, которые находились в ведении министерств просвещения, культуры и путей сообщения. Постепенно система дополнительного образования стала эффективным преемником внеклассной и внешкольной работы. Она является базисом дополнительного образования детей. Основная цель современной системы дополнительного образования детей – создание методических и технических возможностей для получения знаний, а также условий для творческого развития ребенка. Современная система дополнительного образования кроме традиционных форм включает в себя новые методы. Все более популярными становятся авторские программы развития и дополнительного образования, новейшие методики занятий. Структуры системы дополнительного образования формируют у детей самосознание, ощущение ценности личности, самостоятельность и уверенность в своих силах. Занимаясь дополнительным образованием, ребенок развивает интересы, удовлетворяет творческие потребности, усваивает знания в том объеме и темпе, которые позволяют его индивидуальные особенности. Система дополнительного образования включает в себя шесть направлений:

социально-педагогическое (волонтерство, работа с детьми с особенными потребностями или с одаренными детьми).

На сегодняшний день примерно третья часть школьников занимается разными видами образовательной деятельности в свободное время. В большей степени в учреждениях дополнительного образования обучаются дети в возрасте от 9 до 15 лет.

Педагогический процесс в системе дополнительного образования предполагает (так же, как и в основном образовании) применение различных методов, приемов, технологий работы с детьми. Наряду с традиционными методами, технологиями работы применяются и инновационные. Рассмотрим применение проектной технологии в дополнительном образовании.

Проектная технология не является принципиально новой в мировой педагогике. Она возникла еще в начале 20-го столетия в США и связывалась с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В. Килпатриком. Проектная технология привлекла  внимание и русских педагогов. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные технологии в практике преподавания.

Проект – слово иноязычное, происходит оно от латинского project us. Буквальный перевод – «брошенный вперед». В современном русском языке слово «проект» имеет несколько весьма близких по смыслу значений. Так называют, во-первых – совокупность документов, необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия; во-вторых – это может быть предварительный текст какого-либо документа и, наконец, третье значение – какой-либо замысел или план. Цель проектной технологии (Дж. Дьюи, У. Килпатрик, С. Шацкий) заключается в организации самостоятельной познавательной и практической деятельности. Результатом использования данной технологии должно стать овладение учащимися алгоритмом и умением выполнять самостоятельно проектные работы; формирование познавательного интереса; умение выступать и отстаивать свою позицию; реализация творческого потенциала в исследовательской и предметно-продуктивной деятельности. При использовании данной технологии меняется роль педагога – ему отводится роль консультанта, наставника, направляющего.

В наше информационное время в дополнительном образовании проектная деятельность создает детям благоприятную почву для развития конкурентноспособных навыков. В учреждении дополнительного образования педагог имеет возможность создать поистине уникальную среду, в которой дети становятся двигателями и генераторами идей, а педагог осуществляет контроль, берет на себя менторскую и консультирующую роль и следит за соблюдением техники безопасности.

Примером использования проектной технологии в системе дополнительного образования (в частности, в кружке по декоративно-прикладному творчеству) может быть изготовление изделия в какой-либо технике декоративно-прикладного искусства. Ученик может сам выбрать интересующую его тему, либо сделать это с помощью педагога. Далее следует этап поиска информации, учащийся самостоятельно изучает историю вопроса, отбирает нужный ему материал. В текстовой части проекта должна быть представлена историческая справка, описание процесса и алгоритма изготовления продукта и т. В процессе подготовки текстовой части проекта у учащихся формируется навык самостоятельного поиска информации, умение обобщать и систематизировать материал. Изготовление изделия способствует формированию и развитию навыков мастерства. Немаловажным этапом является представление продукта проекта. На этом этапе учащийся должен в доступной форме рассказать о проделанной работе, остановиться на проблемных моментах, если таковые были, ответить на вопросы слушателей. Таким образом, дети имеют возможность испытать на практике, что означает выбрать себе интересующую тему и взять на себя обязательство по ее изучению и представлению перед коллективом сверстников и контролирующей инстанцией (педагог, потребители проекта). Данный вид деятельности способствует формированию, кроме ремесленных навыков, их оттачиванию, еще и ответственности, развитию коммуникативных навыков, навыков публичного выступления. Проектная деятельность позволяет учащимся выступить не в роли пассивного слушателя, а в роли самостоятельного добытчика знаний, активного участника образовательного процесса. Это, несомненно, будет способствовать формированию познавательного интереса, профессиональной ориентации подростков, их успешной социализации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 2012 № 273-ФЗ

В современном обществе мы не мыслим своей
деятельности без использования компьютерных
технологий. Поэтому одной из основных задач
дополнительного образования, как и образования
вообще, является воспитание
компьютерно-грамотной личности.

В последнее время все больше внимания
уделяется применению метода проектов в процессе
преподавания различных предметов школьной
программы. Но почему только в учебной
деятельности? В настоящий момент существует
множество форм дополнительного образования
детей – это и кружки, факультативы,
дополнительные занятия в основной школе и
занятия в компьютерных клубах и центрах при
учреждениях дополнительного образования детей. Публикаций, посвящённых организации и
использованию метода проектов в этой области,
очень мало.

Опыт применения информационных технологий в
системе дополнительного образования показал
возможность использования их в процессе
реализации творческого потенциала учащихся. Поэтому мы решили попробовать внедрить в процесс
обучения информационным технологиям в
дополнительном образовании метод проектов.

Проектная деятельность в рамках кружковой
работы дает возможность школьнику активно
включаться в процесс поиска необходимой
информации, ее критического и творческого
осмысления, освоения способов самостоятельных
действий при решении образовательной проблемы и
актуализации получаемых таким образом знаний.

Организация работы над творческим проектом

Начать использование метода проектов довелось
именно мне в рамках компьютерного курса
«Современные мультимедиа технологии».

Наиболее активно мы его применяем при изучении
презентационных пакетов (типа MS PowerPoint). Учащиеся
с огромным удовольствием выполняют проекты,
потому что они позволяют выразить всю их
индивидуальность, их творческий потенциал,
попробовать себя в роли исследователя.

Вся работа над проектом делится на 4 этапа:

Подбор материала по выбранной тематике;
b. Анализ и осмысление полученной информации;
c. Составление плана будущего проекта;

Создание среды, соответствующей выбранной
тематике;
b. Вставка текста и иллюстраций;
c. Создание наглядности и интерактивности;

Работа над творческим отчётом;

Подготовка к защите творческого проекта.

В процессе выполнения своих индивидуальных
проектов учащиеся не только реализуют на
практике имеющиеся навыки, но и параллельно
изучают новые особенности работы с программой. Это позволяет осуществлять мотивированное
обучение (обучение тому, что им нужно), а не просто
передачу имеющегося у педагога опыта.

Возраст учащихся, работающих над проектами

Так как выполнение проекта производится в
сфере дополнительного образования в
разновозрастных группах, то у нас этот возраст
находится в пределах от 7 до 16 лет. В принципе,
если не требовать печатный отчёт, то программные
продукты (презентации) можно попробовать
выполнить и с дошкольниками, но они должны уметь
читать.

Примерные направления творческих проектов

Я думаю, всем понято, что предлагать учащимся
конкретные темы проектов не целесообразно, так
как это творческо-исследовательская работа и
должна быть ценна именно учащемуся. Тематика
проекта должна исходить из интересов каждого
учащегося, тем самым приобретая индивидуальный
характер.

Могу лишь предложить направления исследований:

  • Родной край
  • Моя семья
  • Мои интересы
  • Пропаганда здорового образа жизни

Это далеко не полный список, его можно
продолжать бесконечно. Мы же должны объяснить
учащимся, что тема должна быть актуальна,
востребована в обществе. Но в то же время мы не
должны ограничивать учащихся.

Помощь в подборе материала

Для ещё большей мотивации учащихся мы можем
предложить им консультации специалистов по
выбранным темам.

Например, если тема связана с родным краем, то
не стоит ограничиваться лишь анализом
литературы, можно организовать для учащихся
встречу со специалистом-краеведом или даже
журналистом, занимающимся сходной тематикой.

Так для разработки проекта «Я живу в Нижнем
Новгороде» Мы организовали для учащихся встречу
со специалистом краеведом, который посоветовал
обратить внимание не только на архитектуру и
историю Нижегородского края, но и на труды
выдающихся деятелей, художников, артистов и т. Работы, посвящённые этой тематике, Вы можете
найти на сайте Фестиваля исследовательских
работ учащихся «Портфолио» 2005/2006 и 2006/2007 учебных
годов (они выполнены под руководством Занозина
Д. и моим).

Также приветствуется помощь в фото- и
видеосъёмке материалов (видов, или каких-то даже
интервью или экскурсий).

Основные требования к работам

Как ни крути, а оценивать проекты придётся (не
оценкой конечно, а как-то иначе). Поэтому всё же
необходимо сформулировать определённые
требования к выполняемым проектам и сроки их
выполнения.

Можно, конечно, обойтись и без этого, но
организованность какая-то должна быть, так как
это всё-таки учебный процесс (пусть и
дополнительный).

Для своих учеников мы сформулировали следующие
требования:

  • Актуальность проблематики (в принципе каждая
    тема по своему проблемна, поэтому это не является
    основным критерием);
  • Полнота и доступность информации (но при
    оценивании учитывайте и возраст автора, так как
    учащийся начальных классов не сможет выполнить
    работу так же как и старшеклассник);
  • Наглядность:
    a. Привлекательность;
    b. Интерактивность;
    c. Удобство управления.
  • Целостность восприятия (проект должен быть
    чётко структурирован);
  • Направления дальнейшего использования (этот
    пункт является дополнительным, иногда может не
    учитываться, но он необходим для дальнейшего
    учёта и использования вами в вашей деятельности).

Также необходимо чётко определить сроки
выполнения. Они зависят от
календарно-тематического плана, поэтому для
каждого курса – свои сроки.

Использование творческих проектов

Как же мы можем использовать эти проекты?
Каждая работа – это огромный труд его автора,
поэтому мы должны не просто оценить эту работу и
положить на полку, а использовать её каким-либо
образом, в своей работе или в работах коллег.

Любая работа несёт в себе информацию, которая
может быть полезна другим людям. Поэтому, если у
вас есть возможность поделиться ею, делайте это. Тогда вам будут благодарны и авторы, и
пользователи.

Например, мы стараемся по мере возможности
продвигать работы наших учащихся на различного
рода конкурсы, фестивали, конференции.

Форма представления готового проекта

Во-первых, к работе должен быть приложен отчёт
(бумажный и электронный).

Во-вторых, должен быть разработан программный
продукт (презентация, или что-то другое).

В-третьих, нужно подготовить текст устной
защиты проекта.

  • Содержание отчёта:
  • Титульный лист
  • Обоснование выбора темы
  • Структура проекта
  • Краткая аннотация проекта (до 700 символов)
  • Направления использования работы
  • Используемые источники информации
  • Приложение

Таким образом, на электронном носителе должны
быть представлены файлы:

  • Файл отчёта Отчёт.doc
  • Файл текста устной защиты проекта ТУО.doc
  • Папка с программным продуктом «Проект»

Только при выполнении этих трёх пунктов
учащийся допускается к защите.

Организация защиты творческих проектов

Защита проектов может проходить в различных
формах.

Прежде всего, она может быть как очная, так и
заочная.

При очной форме защиты работы можно предложить
также несколько видов её организации:

  • Конференция – при этой форме учащиеся
    выступают при всех учащихся компьютерного
    центра, а также администрации образовательного
    учреждения и всех желающих посетить конференцию.
  • Круглый стол (по какой-либо проблеме) –
    эта форма имеет смысл, если у вас несколько
    учащихся выполняют работы по сходной тематике
    или относящиеся к одной области знаний (например,
    по краеведению). При этой форме учащиеся общаются
    на тему поставленной проблемы, высказывают свои
    взгляды, параллельно демонстрируя свой проект.
    Но в этом случае мы (педагоги) должны продумать
    схему проведения круглого стола так, чтобы все
    учащиеся смогли высказать своё мнение, а не
    просто согласиться с мнением товарищей. Эта
    форма предполагает ограниченный круг
    участников, поэтому, воизбежание сбоев в
    организации, лучше пригласить лишь тех учащихся,
    которых интересует данная проблема. Также
    рекомендуется пригласить специалистов в этой
    области знаний для более адекватной оценки
    работ.

Заочная же форма может использоваться либо для
самых младших учащихся, либо в том случае, если
нет возможности организовать очную форму. Но при
этом, в любом случае, при оценивании, работ лучше
проконсультироваться со специалистами.

Опыт использования метода проектов

Опыт использования описанного нами метода
показал:

  • Повысился процент качества обучения детей;
  • Увеличилось количество детей, посещающих
    занятия компьютерного центра;
  • Мотивированное обучение детей компьютерным
    технологиям привело к тому, что дети стали меньше
    играть в компьютерные игры;
  • Сформировалась методическая копилка
    творческих проектов по разным направлениям
    знаний.

И это ещё не всё. Мы и дальше будем использовать
этот метод, причём при изучении не только
презентационных пакетов, но и других программных
продуктов.

  • Давыдова Е.В. Искусство разработки
    проектов.//Информатика и образование. – №8. – 2005. –
    с.6-26.
  • Киселёва М.М. Использование компьютерных
    технологий в межпредметных
    проектах.//Информатика и образование. – №8. – 2005. –
    с.27-37.

Паспорта проектов 2022

Проект «Успешная начальная школа». Комплекс мер, направленный на повышение качества начального общего образования в условиях реализации обновленных ФГОС

Проект «Безопасная среда». Проектирование системной модели здоровьеформирующей и безопасной образовательной среды современной школы

Проект «Региональная модель методического сопровождения педагогов по развитию функциональной грамотности обучающихся как инструмента повышения качества общего образования(в соответствии с региональным планом мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся)

Проект «Наставничество 2. Внедрение программ менторства и наставничества в образовательных организациях как инструмент воспитания и социализации обучающихся

Межструктурный проект «Менеджмент воспитания» Внедрение эффективных моделей управления воспитательным процессом в условиях реализации рабочих программ воспитания в образовательных организациях

Проект «Родительский университет». Развитие системыобщественногородительскогоконтроляв образовательных организациях и повышение компетентности родителей ввопросах воспитания, обучения, охраны и укрепления здоровьядетей

Межструктурный проект. «Профилактика: системность и адресность» Развитие региональной системы профилактики социально-негативных явлений в образовательной организации

Проект «Психологическая служба 35». Организационно-методическое обеспечение реализации Концепции развития психологической службы в региональной системе образования

Проект «Образование детей с ОВЗ». Организационно-методическое сопровождение образования детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях Вологодской области

Проект «Логодеф». Организационно-методическое обеспечение деятельности учителей-логопедов, учителей-дефектологов в образовательных организациях Вологодской области

Проект «Векторы общего образования в СПО». Повышение качества общеобразовательной подготовки в условиях обновления методики и технологий преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ СПО

Проект «Профобразование:2030». Методическое и экспертное сопровождение системы профессионального образования в контексте Стратегии развития среднего профобразования до 2030 года

Проект «Приоритеты дошкольного образования». Методическое сопровождение развития системы дошкольного образования области в контексте ФГОС ДО

Проект «Сетевой методист». Управление сетевой организацией методической поддержки учителей региона с участием методического актива

Проект «PRO ИОМ». Тьюторское сопровождение разработки и реализации индивидуальных образовательных маршрутов для педагогических работников образовательных организаций на основе диагностики профессиональных дефицитов

Проект «Успешный учитель». Методическое сопровождение профессионального развития молодых педагогов, включая систему наставничества молодых педагогов, работающих в образовательных организациях менее 3 лет

Паспорта проектов 2021

Научно-методическое сопровождение реализации регионального проекта «Молодые профессионалы»

Научно-методическое обеспечение развития воспитания в региональной системе образования

Научно-методическое обеспечение повышения профессиональной компетентности педагогических работников образовательных организаций, осуществляющих дополнительное образование

Научно-методическое обеспечение внедрения наставничества в образовательных организациях

Научно-методическое сопровождение деятельности общеобразовательных организаций по обеспечению здоровьеформирующей и безопасной образовательной среды

Повышение качества начального общего образования в условиях реализации ФГОС НОО

Научно-методическое, организационное сопровождение повышения компетентности родителей в образовании и воспитании детей

Научно-методическое сопровождение развития функциональной грамотности в условиях реализации ФГОС общего образования

Организационно-методическое обеспечение формирования и развития сети образовательных организаций

Научно-методическое обеспечение реализации основных общеобразовательных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме

Научно-методическое сопровождение педагогических работников в возрасте до 35 лет, в т. профессиональная ориентация обучающихся общеобразовательных организаций на получение педагогического образования

Научно-методическое обеспечение педагогов и образовательных организаций, осуществляющих инновационную деятельность в системе образования Вологодской области

Научно-методическое и организационно-педагогическое сопровождение развития системы дошкольного образования области в контексте ФГОС ДО

Научно-методическое обеспечение реализации ФГОС основного общего образования и ФГОС среднего общего образования в деятельности общеобразовательных организаций (т. предметных концепций)

Методическое сопровождение государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования

Научно-методическое сопровождение профилактики социально-негативных явлений

Научно-методическое обеспечение реализации Концепции развития психологической службы в региональной системе образования

Научно-методическое обеспечение развития региональной системы образования детей с ОВЗ и инвалидностью, в т. обеспечение введения и реализации ФГОС ОВЗ

Научно-методическое обеспечение деятельности учителей-логопедов, учителей-дефектологов образовательных организаций

Научно-методическое сопровождение реализации регионального проекта «Учитель будущего»

Проект «Успех каждого ребенка»

Краткое  описание проекта «Муниципальная сетевая  модель организационно-методического сопровождения проекта «Успех каждого ребенка».

  • внедрение современных образовательных и цифровых технологий в образовательный процесс;
  • повышение качества и доступности образования в условиях модернизации российского образования.

Актуальность проекта определяется Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который выделяет дополнительное образование как вид образования, направленный на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании.

Дополнительное образование – важнейший ресурс воспитания и социализации детей, расширяющий возможности образовательных учреждений, обладающих открытостью, мобильностью и гибкостью. Дополнительное образование детей – одна из важнейших составляющих образовательного пространства в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны государства как система, органично сочетающая в себе воспитание, обучение и развитие личности ребёнка.

В рамках реализации основных положений «Концепции развития дополнительного образования детей» (от 4 сентября 2014 г. № 1726-р), дополнительное образование детей является важным фактором создания условий для успешности каждого ребенка. Оно предоставляет альтернативные возможности для образовательных и социальных достижений детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья. Одним из механизмов реализации «Концепции развития дополнительного образования детей» является федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование», который направлен на формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, а также предполагает охват дополнительными общеобразовательными программами не менее 70% детей с ограниченными возможностями здоровья. В соответствии с положениями «Концепции персонифицированного дополнительного образования детей в Ярославской области», утвержденными постановлением Правительства Ярославской области от 17. 2018 года № 527-п. , дополнительное образование призвано содействовать расширению возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей за счет предоставления выбора дополнительных общеобразовательных программ.

-создание сетевой модели организационно-методического сопровождения участников образовательных отношений в рамках проекта «Успех каждого ребенка».

Цели, задачи и основная идея (идеи) предлагаемого проекта

Цель проекта: разработка сетевой модели организационно-методического сопровождения  проекта «Успех каждого ребенка».

– обновить содержание программ дополнительного образования детей в соответствии с запросами всех участников образовательного процесса;

-обеспечить подготовку и профессиональное развитие педагогов дополнительного образования в соответствии с требованиями Профессионального стандарта

– организовать методическую поддержку участников проекта.

Основная идея проекта: содействие развитию дополнительного образования в МСО  в рамках реализации проекта «Успех каждого ребенка».

Срок и механизмы реализации инновационного проекта

Срок реализации проекта: 1 год (2021 – 2022 уч. год). Сентябрь 2021 г. -май 2022 г.

Механизмы реализации проекта: создание муниципальной модели организационно – методического сопровождения проекта «Успех каждого ребенка» через:

  • реализацию современных, вариативных и востребованных дополнительных общеобразовательных программ различных направленностей для детей, в том числе технической и естественнонаучной, соответствующих интересам детей и их родителей, муниципальным и региональным особенностям;
  • разработку и внедрение разноуровневых и дистанционных программ дополнительного образования (в том числе для детей с ОВЗ).
  • разработана муниципальная сетеваямодель организационно – методического сопровождения участников образовательных отношений в сфере дополнительного образования детей;
  • профессиональные компетенции педагогов дополнительного образования в соответствии с новыми требованиями к организации образовательной деятельности;
  • обобщен опыт работы образовательных организаций, сформирован банк лучших образовательных практик.

Описание ресурсного обеспечения проекта (кадровое, нормативно-правовое, материально-техническое обеспечение проекта)

  • кадровое: руководители, заместители руководителей, руководители структурных подразделений, опытные педагоги и методисты, представители высшей школы.
  • нормативно-правовое: нормативно-правовые документы, регламентирующие дополнительное образование, локальные нормативные акты образовательных организаций-участников проекта.
  • материально-техническое: мультимедийные средства, фото- и видеоаппаратура, скоростной интернет, учебные помещения, оснащенные техникой.
  • Сетевая модель организационно – методического сопровождения деятельности образовательных организаций дополнительного образования детей в городе Ярославле.
  • Методические материалы для педагогов дополнительного образования: программы (в т.ч. краткосрочные) по всем направленностям для детей с разными образовательными потребностями, сценарии мероприятий, конспекты занятий для детей различных форм обучения с учетом требований времени, сценарии семинаров.
  • Проведение тематической Городской презентационной площадки (ноябрь 2022 г).
  • Выпуск диска с лучшими практиками и разработками МСО.

Средняя школа  № 31, средняя школа № 99; МОУ ДОУ КОЦ «Лад»; МДОУ №101

Школьные проекты

В  целях повышения качества образования учащихся в школе реализуются различные педагогические проекты

Педагогический проект можно определить  как:
1. Комплекс взаимосвязанных мероприятий по целенаправленному изменению педагогической системы в течение заданного периода времени, при установленном бюджете с ориентацией на четкие требования к качеству результатов и специфической организации;
2. Разработанные система и структура действий педагога для реализации конкретной педагогической задачи с уточнением роли и места каждого действия, времени осуществления этих действий, их участников и условий, необходимых для эффективности всей системы действий.

Успешность проектной деятельности говорит  о способности педагогического коллектива действовать в русле  современных изменений в системе образования, умении преобразовывать педагогическую действительность с учетом новых требований законодательства, заказа общества.

На данный момент в школе реализуются следующие педагогические проекты:

Разновозрастное сотрудничество при обучении учащихся начальной школы основам проектной деятельности

Создание службы школьной медиации

Введение второго иностранного языка

Финансовая грамотность школьникам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *