СЕМЕЙНАЯ СОЦИОГРАММА В ВАРИАНТАХ РЕАЛЬНОЙ И ИДЕААЬНОЙ СЕМЬИ
Использование семейной социограммы в вариантах реальной и идеальной семьи в ситуации психологического консультирования позволяет специалисту за несколько минут наглядно представить картину семейных отношений. И на этой основе начать выдвигать и проверять гипотезы о том, насколько клиенты удовлетворены характером взаимоотношений, своей значимостью и значимостью других членов семьи, какие личностные и семейные ресурсы они считают возможными применять для восстановления гармонии в семье.
Рассмотрим примеры использования социограммы в вариантах реальной и идеальной семьи в процессе психологического консультирования и психотерапии.
СЛУЧАЙ АЛЕКСАНДРА К.: ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПОДРОСТКА И ЕГО МАТЕРИ; СЕМЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ
На консультацию к медицинскому психологу врачом-наркологом был направлен Александр К., 16 лет, проходящий лечение в наркологической больнице с диагнозом: «Синдром зависимости от алкоголя, начальная стадия».
Из беседы с подростком выяснилось, что семья Александра неполная и состоит из матери, бабушки и младшего брата Димы, 6 лет. Его родители развелись два года назад по причине алкоголизации отца. Отец в настоящее время проживает в деревне со своими родителями. Мать нашла себе другого мужчину, с которым периодически встречается.
Во время консультации подростку было предложено нарисовать несколько социограмм. Первая инструкция была стандартной: «Нарисуй в этом круге себя и членов своей семьи и форме кружочков и надпиши их». На социограмме реальной семьи (рис. 5.1 А) Александр изобразил проживающих вместе членов семьи (маму, бабушку и брата), домашнюю крысу Лариску, а себя не нарисовал. Эти данные позволили психологу выдвинуть гипотезу о наличии трудностей в детско-родительских и сиблинговых отношениях в семье.
Анализ рисунка также позволил предположить, что боле! • значимы в семье для Александра крыса и бабушка (их он выделил большими по размеру кругами), а менее значима мать.
Обсуждение рисунка с подростком подтвердило выдвинутую гипотезу о нарушении взаимоотношений между членами семьи. Свое состояние Александр прокомментировал так: «Дома мне не интересно, мною все недовольны, говорят, что я такой же, как папа, — тоже сопьюсь. Можно только с Лариской общаться, она на меня не обижается». Таким образом, было очевидно, что мальчик ощущал себя исключенным из семейной системы
На социограмме идеальной семьи (рис. 5.1 Б) вместе с другими членами семьи Александр нарисовал себя, что говорилоо его желании улучшить отношения с родителями и братом, быть вовлеченным в жизнедеятельность семьи. Подросток также показывал, что он мечтает жить в полной семье (в идеальную социограмму он включил своего отца), быть ближе к младшему брату. Однако правильного представления о семейной системе у него не прослеживалось — в родительскую подсистему он поместил брата, а себя от всех отделил.
Этот рисунок Александр прокомментировал так: «В идеале, как и всем, хотелось бы жить вместе с папой и мамой. Брат пусть с ними будет рядом, он еще маленький, а я уже вырос, должен думать о своей девушке, будущей семье».
Пространство круга социограммы принято рассматривать как аналог жизненного пространства семьи. По-видимому, в реальной жизни в пространстве семьи Александр не находил себе того места, которое, как он считал, заслуживал — ведь его круг отсутствовал. Это могло быть связано с тем, что другие члены семьи отрицательно оценивали подростка по причине его отклоняющегося поведения, а сам он не принимал семью, из которой ушел отец. Иными словами, у Александра можно было предположить низкую самооценку в семье.
Напротив, в идеальной социограмме кружок подростка занимал достаточную часть круга, указывая тем самым, что проживание вместе с отцом и другими членами семьи повысит его самооценку и личностную значимость. Эти данные подтверждали, что Александр не удовлетворен семейными взаимоотношениями и это могло способствовать его алкоголизации.
С учетом полученной в беседе с подростком информации медицинский психолог пригласила на консультацию его мать.
Про свои отношения с сыном мать рассказала так: «Саша не слушается, делает все по-своему, как захочет. Гуляет допоздна, может и совсем не прийти домой, в училище занятия пропускает. Часто является домой в нетрезвом состоянии, постоянно ссоримся по этому поводу».
На вопрос психолога: «Когда и в связи с чем ваши отношения с сыном стали конфликтными?» — женщина ответила: «После развода с мужем. Сын обвиняет меня в том, что это я выгнала отца. Хотя, когда жили вместе и отец скандалил, Сашавсегда защищал меня, ругал отца за то, что тот часто выпивал. Сейчас с отцом у них отношения хорошие. А когда сын кнемуприезжает, отец всегда ему покупает пиво».
При анализе воспитания сына матерью были обнаружены нарушения в виде потворствующей гипопротекции с минимальностью требований-обязанностей, запретов и санкций, а также закрепление нежелательных качеств в личности подростка. 11» вопрос психолога: «Имеет ли Саша постоянные обязанности и семье?» — мать ответила: «Постоянных обязанностей у Саши нет, все делает по настроению. Иногда ничего заставить нельзя, но если ему нужно что-то от меня, например деньги, он выполнит все, что ни попрошу».
Для прояснения семейной ситуации матери также было предложено выполнить две социограммы. На рисунке реальной семьи (рис. 5.2А) женщина изобразила наверху Александра, Чуть ниже в один ряд женщина поместила кружки бабушки (своей матери), собственный и кружок младшего сына Димы.
Александр был обозначен наименьшим по размеру кружком, что указывало на его малую значимость для матери.
В процессе обсуждения рисунка выяснилось, что., с точки зрения матери, наибольшей властью в доме хочет обладатьАлександр. Сама она чувствует себя ближе к бабушке (которая является для нее самым значимым членом семьи) и к младшему сыну. Конфликты в семье чаще всего у матери бывают с Сашей по причине его алкоголизации. Старший сын ее не слушается, и потому передавать информацию ему приходится опосредованно, через бабушку.
Мать призналась, что вновь хочет создать семью и переехать к новому мужу, взяв с собой младшего сына Диму. Александра с бабушкой она предполагает оставить вдвоем прожинать в старой квартире. Осуществить свои желания женщина в настоящее время не может, так как Саша против повторного брака матери, неприязненно относится к ее новому мужчине, алкоголизируется.
Данную информацию мать отразила на рисунке идеальной семьи (рис. 5.2Б), выделив подсистему «муж — я — Дима» и подсистему «Саша — бабушка».
Сравнение социограмм сына и матери выявило признаки сходства и различий в восприятии семейных взаимоотношений. В обоих случаях прослеживались близость между матерью и бабушкой, несформированность семейных подсистем, нарушение в распределении власти (порядка доминирования), желание восстановить семейную гармонию. Основное различие касалось значимости членов семьи: для матери более значима была ее мать, для Саши — крыска Лариска. В отличие от матери, старший сын не считал себя включенным в семейную систему.
С. целью оптимизации семейных взаимоотношений мать и сын были мотивированы на прохождение семейной психотерапии. В данном случае использовался метод системной семейной психотерапии, который рассматривает семью как целостную систему. Были сформулированы следующие задачи:
1-объединение психолога с членами семьи;
2-усвоение и поддержание процессов, которые обеспечивают сохранение функций семейных подсистем, распределение ролей и границ между подсистемами;
3-создание ситуации фрустрации с целью инициировать переход семьи на более гармоничный уровень функционирования.
В процессе психотерапии основное внимание уделялось анализу взаимодействия Александра и его матери в ситуации «здесь и теперь». При этом были определены следующие психотерапевтические мишени: патологизирующие семейный роли, недифференцированные семейные подсистемы и границы между ними.
Семейная психотерапия осуществлялась в два этапа. На первом этапе в течение 2 сеансов происходило выявление и усложнение когнитивных сценариев, с помощью которых производилась регуляция семейных отношений между сыном и матерью. На втором этапе в течение 4 сеансов осуществлялась реконструкция их семейных отношений.
В процессе работы с семьей использовались следующие техники: структурирование получаемой информации с помощью проигрывания ролевых ситуаций; переформулирование и переконструирование окружающей клиентов реальности при помощи комментариев; анализ особенностей поведения, лежащих к основе проблем клиентов; анализ мыслей, чувств, поступков, возникающих в ситуации «здесь и теперь»; разработка правил семьи,
На заключительной консультации для оценки динамики изменений семейных взаимоотношений Александру и его матери вновь было предложено нарисовать семейные социограммы в вариантах реальной и идеальной семьи. Сравнительный анализ социограмм, выполненных до психотерапии и после нее, указывал на положительную динамику отношений.
После прохождения психотерапии на социограмме реальной семьи (рис. 5.3А) Александр изобразил всех проживающих вместе членов семьи, включая самого себя. Тем самым он сообщал об улучшении детско-родительских и сиблинговых отношений, о повышении самооценки. Более значимыми в семье для Александра стали не только бабушка, но и мать, — он их выделил большими по размеру кругами. Крыску Лариску из членов семьи подросток не исключил, но обозначил меньшим кругом, чем до терапии. Эти данные показывали, что подросток стал ощущать себя включенным в семейную систему.
Во время лечения Александр познакомился с девушкой. В идеальном варианте социограммы он нарисовал свою будущую
семью с адекватным разделением на две семейные подсистемы: вверху родители, внизу — дети (рис. 5.3Б).
Анализ социограмм матери, выполненных ею после семейной психотерапии, также отразил положительную динамику взаимоотношений (рис. 5.4 А, Б). Несмотря на то что между старшим сыном и матерью осталась определенная напряженность
в отношениях (Александра мать нарисовала от себя дальше, чем других членов семьи), он стал для нее более значимым (размер его кружка увеличился).
В идеальной семье мать выделила отдельно подсистему родителей с включением в нее своей матери и подсистему детей. Как реальная, так и идеальная социограммы показывали более адекватное распределение власти в семье, чем до начала психотерапии.
В завершающей беседе медицинского психолога с сыном и матерью еще раз было проведено обсуждение социограмм, нарисованных ими до и после прохождения психотерапии. Оба члена семьи сказали, что хотели бы жить в семьях, которые они нарисовали сейчас, а не на первой встрече с психологом.
Со слов матери, Саша сейчас без напоминаний выполняет возложенные обязанности в семье, ведет трезвый образ жизни, открыто не критикует ее второго мужа, хотя своего желания о воссоединении семьи с родным отцом не скрывает.
Александр описал атмосферу в семье так: «Мама стали меньше кричать, улучшились отношения. С Димой меньше ссоримся, помогаем маме по хозяйству». Произошло еще одно положительное событие — сын уговорил отца пройти курс лечения от алкоголизма в наркологической больнице.
Представленный пример наглядно показывает, что использование социограмм в вариантах реальной и идеальной семьи позволяет в ходе психологической консультации провести диагностику семейных взаимоотношений, наметить психотерапевтические мишени, а затем отследить динамику семейных взаимоотношений после завершения психотерапии.
Анализ и интерпретация результатов
По опроснику удовлетворенности браком
Оценка взаимоотношений со стороны жены составила 34 балла – благополучные. Оценка взаимоотношений со стороны мужа составила 38 баллов – благополучные.
Диапазон тестового балла (34 и 38) свидетельствует о высоком балле и говорит об удовлетворенности браком.
При выполнении опросника возникали вопросы в формулировках утверждений и трактовках вариантов.
Диагностика структуры семьи
С помощью данных методов можно оценить состав семьи и следующие параметры семейной структуры: сплоченность (эмоциональная связь, близость или привязанность между членами семьи), иерархия, границы, характер коммуникаций, особенности ролевого взаимодействия и гибкость семейной системы.
Ряд диагностических процедур, применяемых для диагностики структуры семьи, такие как: методика «Семейная социограмма», графические тесты «Рисунок семьи» и «Кинетический рисунок семьи», относятся к классу техник, опирающихся на пространственную репрезентацию семейной системы с применением замещающих фигур для членов семьи.
Для диагностики структуры семьи могут быть использованы все представленные в этом разделе методики, вне зависимости оттого, на каком этапе жизненного цикла она находится, нормативный или ненормативный кризис она переживает.
Тест «Семейная социограмма»
Тест «Семейная социограмма», авторами которого являются Э. Г. Эйдемиллер и О. В. Черемисин, относится к рисуночным проективным методикам (Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М., 2003). Он позволяет выявить положение субъекта в системе межличностных отношений и определить характер коммуникаций в семье (прямой или опосредованный). Данная проективная методика дает возможность экстернализации неосознаваемого контекста взаимоотношений между членами семьи, что делает ее эффективным инструментом семейной диагностики, консультирования и психотерапии.
Для проведения обследования испытуемым выдают бланки (на каждом бланке нарисован круг диаметром 110 мм). Задание выполняется индивидуально. Испытуемым предлагается нарисовать в виде кружочков самих себя и других членов семьи.
Использование теста «Семейная социограмма» позволяет членам семьи в с читаные минуты в ситуации «здесь и сейчас», до сеанса семейной психотерапии или во время него, наглядно представить характер взаимоотношений в семье, а затем, сравнив свои бланки, обсудить результаты друг с другом.
Существуют различные варианты проведения данной методики. Так, например, И. М Никольская в процессе семейной диагностики предлагает испытуемому последовательно нарисовать несколько вариантов семенной социограммы (Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М, 2003):
1. Стандартная социограмма, на которой изображены сам испытуемый и все члены его семьи.
2. Социограммы, на которых могут отсутствовать определенные члены семьи и или присутствовать люди и объекты, которые к семье номинально не принадлежат.
3. Социограммы, которые относятся к разным этапам жизненного цикла семьи.
Это позволяет прояснить особенности взаимоотношений в разном семенном контексте, а также определить оптимальные, с точки зрения членов семьи, и реальную системы взаимоотношений. Сравнение и совместный анализ полученных социограмм позволяет психологу и членам семьи увидеть проблему с разных сторон, что, в свою очередь, способствует постановке более точного диагноза и поиску эффективного способа выхода из сложной ситуации.
Интерпретация результатов по тесту «Семейная социограмма»
Критерии, по которым производилась оценка результатов тестирования:
• число членов семьи, попавших в площадь круга;
• величина кружков;
• расположение кружков относительно друг друга;
• дистанция между ними.
Оценивая результат по первому критерию, можно сопоставить число членов семьи, изображенных испытуемыми, с реально существующим. Кто-то из посторонних лиц, животных, любимых предметов не изображен в качестве члена семьи.
Далее – величина кружков. Величина кружков всех членов семьи примерно одинакова, т.е. собственная значимость сравнима со значимостью других членов семьи в глазах испытуемого.
Расположение кружков в площади тестового поля круга и по отношению друг к другу (третий критерий). Изображение испытуемым своего кружка в тестовом поле ближе к левому краю (в случае жены и мужа) свидетельствует о согласованности занимаемых ролей в семье, а также о значимости члена семьи.
Проанализировав расстояния между кружками (четвертый критерий), можно говорить о своеобразном «слипании», когда кружки наслаиваются один на другой, соприкасаются или находятся друг в друге. Это говорит о недифференцированности «Я» этих членов семьи, наличии симбиотических связей.
Изучение семейной истории
Методика «Генограмма» используется для анализа хода семенной истории, стадий развития семьи, паттернов взаимоотношений, переходящих из поколения в поколение, и событий, предшествующих кризису семьи и обращению за психологической помощью.
Генограмма представляет собой форму семейной родословной, на которой записывается информация о членах семьи как минимум в трех поколениях. В терапевтическую практику генограмма впервые была введена Мюррэем Боуэном в 1978 году (Шерман Р., Фредман Н., 1997).
Методика позволяет посредством построения диаграммы, отражающей историю расширенной семьи на протяжении трех и более поколений, показать, как образцы поведения и внутрисемейных взаимоотношений передаются из поколения в поколение; как события, подобные смертям, болезням, крупным профессиональным успехам, переездам на новое место жительства и др. влияют на современные поведенческие образцы, а также на отношения во внутрисемейных диадах и треугольниках. Генограмма дает возможность исследователю и семье получить целостную картину, рассматривая все феномены и события семейкой жизни в интегральной, вертикально направленной перспективе.
Генограмма имеет много общего с традиционными подходами к сбору данных по истории семьи, но ее главной отличительной особенностью является структурированность и составление карты данных семьи. По сравнению с другими формами исследовательской записи, генограмма позволяет постоянно вносить добавления и корректировку при каждой встрече с семьей. Наглядное представление взаимоотношений большого количества членов семьи и ключевых событий семейной истории облегчает психотерапевтическую работу. При построении генограммы практически вся семейная информация представляется графически, что позволяет исследователю быстро охватить сложные семейные паттерны.
Генограмма является богатым источником гипотез о том, как актуальные проблемы семьи могут быть связаны с семейным контекстом и историей развития. Для терапевтических записей генограмма обеспечивает краткое резюме, позволяющее консультанту, не знакомому со случаем, быстро воспринять большое количество информации о семье и получить представление о ее потенциальных проблемах.
В процессе семейного консультирования и психотерапии сбор информации о семейной истории обычно проходит в контексте общего семейного интервью, и терапевт не может игнорировать проблему, с которой пришла семья. Поэтому конструирование генограммы должно быть частью более широкой задачи присоединения и помощи семье. Проводя интервью, терапевт двигается от представленной проблемы к более широкому семейному и социальному контексту, от актуальной семейной ситуации к исторической хронологии семенных событий, от легких вопросов к трудным, провоцирующим тревогу, от очевидных фактов к суждениям о взаимоотношениях и затем к циркулярным гипотезам о семейном функционировании.
Генограмма выстраивается, как правило, в присутствии всех членов семьи, способных слушать и воспринимать информацию, в том числе и детей. Предполагается, что членам семьи интересны сведения о своих близких родственниках и прародителях.
В процессе построения генограммы терапевт (консультант) собирает следующую информацию (Черников А.В., 2001):
Состав семьи: «Кто живет вместе в квартире (доме)? В каких они родственных отношениях? Были ли у супругов другие браки? Есть ли от них дети? Где живут остальные члены семьи?»
Демографические данные: имена, пол, возраст членов семьи, продолжительность брака, род занятий и образование членов семьи и т. д.
Настоящее состояние проблемы: «Кто из членов семьи знает о проблеме? Как каждый из них видит ее и как реагирует на нее? Имеет ли кто-нибудь в семье подобные проблемы?»
История развития проблемы: «Когда проблема возникла? Кто ее заметил первым? Кто думает о ней как о серьезной проблеме, а кто склонен не придавать ей особого значения? Какие попытки решений были предприняты и кем? Обращалась ли семья раньше к специалистам и были ли случаи госпитализации? Что нового появилось или исчезло во взаимоотношениях в семье, по сравнению с тем, какими они были до кризиса? Считают ли члены семьи, что проблема изменяется? В каком направлении? К лучшему или к худшему? Что случится в семье, если кризис будет продолжаться? Как члены семьи представляют себе взаимоотношения в будущем?»
Недавние события и изменения в жизненном цикле семьи: рождения, смерти, браки, разводы, переезды, проблемы с работой, болезни членов семьи и т. д.
Реакции семьи на важные события семейной истории: «Какова была реакция семьи, когда родился определенный ребенок? В честь кого он был назван? Когда и почему семья переехала в этот город? Кто тяжелее всего пережил смерть этого члена семьи? Кто перенес легче? Кто организовывал похороны?» Оценка прошлых способов адаптации, особенно реорганизаций семьи после потерь и других критических переходов, дает важные ключи к пониманию семейных правил, ожиданий и паттернов реагирования.
Родительские семьи каждого из супругов: «Живы ли родители? Если умерли, то когда и отчего? Если живы, то чем занимаются? На пенсии или работают? Разведены ли они? Были ли у них другие браки? Когда родители встретились? Когда они поженились? Есть ли братья и сестры? Старшие или младшие и какова разница в возрасте? Чем занимаются, состоят ли в браке, есть ли у них дети?» Терапевт может задавать такие же вопросы и про родителей отца и матери. Целью является сбор информации по крайней мере о 3-4 поколениях, включая поколение идентифицированного пациента. Важной информацией являются сведения о приемных детях, выкидышах, абортах, рано умерших детях.
Другие значимые для семьи люди: друзья, коллеги по работе, учителя, врачи и т. д.
Семейные взаимоотношения: «Есть ли какие-либо члены семьи, которые прервали взаимоотношения друг с другом? Есть ли кто-нибудь, кто находится в серьезном конфликте? Какие члены семьи очень близки друг другу? Кому в семье тот или иной человек доверяет больше всего” Все супружеские пары имеют некоторые трудности и иногда конфликтуют. Какие типы несогласия есть в вашей паре? У ваших родителей? В браках ваших братьев и сестер? Как каждый из супругов ладит с каждым ребенком?» Терапевт может задавать специальные циркулярные вопросы. Например, он может спросить у мужа: «Как вы думаете, насколько близки были ваши мать и старшин брат?» и затем поинтересоваться, что думает об этом его жена. Иногда полезно спрашивать, как присутствующие на встрече люди могли бы быть охарактеризованы другими членами семьи: «Как отец описал бы вас, когда вам было тринадцать лет, что соответствует возрасту вашего сына сейчас?» Такие циркулярные вопросы задают для того, чтобы обнаружить различия во взаимоотношениях с разными членами семьи. Выявляя отличающееся восприятие у разных членов семьи, терапевт попутно вводит новую информацию в систему, обогащая ее новыми представлениями о самой себе.
Семейные роли: «Кто из членов семьи любит проявлять заботу о других? А кто любит, когда о нем много заботятся? Кто в семье может считаться волевым человеком? Кто самый авторитетный? Кто из детей наиболее послушен? Кому сопутствует успех? Кто постоянно терпит неудачи? Кто кажется теплым? Холодным? Дистанцированным? Кто больше всех болеет в семье?» Терапевту важно обращать внимание на ярлыки и клички, которые члены семьи дают друг другу: Супермать. Железная Леди. Домашний Тиран и т. д. Они являются важными ключами к эмоциональным паттернам в семейной системе.
Трудные для семьи темы: «Имеет ли кто-нибудь из членов вашей семьи серьезные медицинские или психические проблемы? Проблемы, связанные с физическим или сексуальным насилием? Употребляют ли наркотики? Много алкоголя? Когда-либо быта арестованы? За что? Каков их статус сейчас?» Обсуждение этих тем может быть болезненным для членов семьи, и поэтому вопросы следует задавать особенно тактично и осторожно. Если семья выражает сильное сопротивление, то терапевт должен отступить и вернуться к ним позднее.
На генограмме рядом с теми членами семьи, к которым это относится, может коротко помечаться важная информация, например: имена, образование, род занятии, серьезные заболевания членов семьи, место жительства на настоящий момент.
Интерпретация результатов по тесту «Генограмма»
Результаты тестирования позволили сделать выводы о семейном функционировании:
Ход семенной истории по линии мужа характерной особенностью выступает наличие в ряду двух поколений детей; по линии жены – ранняя смерть женщин (жен).
Стадии развития семьи проходили при отсутствии детей, т.е. можно говорить о несформированности целого уровня функционирования семейной системы.
Паттерны взаимоотношений, переходящих из поколения в поколение не выявлены
Анализ предшествующих событий показал выраженное негативное отношение к повторному браку и семье отца со стороны дочери.
Поиск по сайту:
Главная
О нас
Популярное
ТОП
Новые страницы
Случайная страница
Изречения для студентов
Пожаловаться на материал
Обратная связь
FAQ
Задание по психологии. Первая методика. Семейная социограмма.
«Семейная
социограмма» относится к рисуночным
проективным методикам
(Эйдемиллер Э. Г., Черемисин О. В., 1990;
Эйдемиллер Э. Г., 1996; Системная
семейная психотерапия, 2002). Она позволяет
выявить положение
субъекта в
системе межличностных отношений и
характер
коммуникаций в семье —
прямой
или опосредованный.
Испытуемым дают
бланк с нарисованным кругом диаметром
110 мм (рис. 2.9).
Инструкция:
«На листе перед вами изображен круг.
Нарисуйте в нем самого
себя и членов своей семьи в форме кружков
и подпишите их именами». Члены
семьи выполняют это задание, не советуясь
друг с другом.
Критерии,
по которым производится оценка результатов
психодиагностики:
- число членов
семьи, попавших в площадь круга; - расположение
кружков относительно друг друга;
Оценивая
результат по первому критерию,
исследователь сопоставляет число членов
семьи, изображенных испытуемым, с реально
существующим. Возможно, что
родственник, с которым субъект находится
в конфликтных отношениях, не
попадет в большой круг, он будет «забыт».
В то же время кто-то из посторонних лиц,
животных, любимых предметов может быть
изображен в качестве члена семьи.
Далее
обращается внимание на величину кружков.
Больший, по сравнению с
другими, кружок «Я» говорит о достаточной
самооценке, меньший — о заниженной,
Величина кружков других членов семьи
говорит об их значимости в глазах
испытуемого.
Следует
обратить внимание на расположение
кружков в площади тестового поля и по
отношению друг к другу (третий критерий).
Расположение испытуемым своего кружка
в центре круга может говорить об
эгоцентрической направленности
личности, а размещение себя внизу, в
стороне от других членов семьи — на
переживание эмоциональной отверженности.
Наиболее
значимые члены семьи изображаются
испытуемым в виде больших по
размеру кружочков в центре или в верхней
части тестового поля.
Наконец,
определенную информацию можно получить,
проанализировав расстояния
между кружками (четвертый критерий).
Удаленность одного кружка от других
может говорить о конфликтных отношениях
в семье, эмоциональном отвержении
испытуемого. Своеобразное «слипание»,
когда кружки наслаиваются один
на другой, соприкасаются или находятся
друг в друге, свидетельствует о
недифференцированности
«Я» у членов семьи, наличии симбиотических
связей.
Рис.
2.9. Бланк проективной методики Рис.
2.10. Семейная социограмма матери девочки
Лены, (Лена —дочь,
Петр — отец, Я — мать девочки). Нахождение
членов семьи «друг в друге» говорит о
недифференцированности
«Я» у матери и наличии
симбиотических связей с мужем и дочерью
В
качестве примера приводим семейную
социограмму, выполненную матерью девочки
Лены, (рис. 2.10). Отметим, что подобный
результат,
условно названный «матрешкой», встречается
примерно в 3% случаев тестирования
здоровых и социально адаптированных
родителей.
Использование
«семейной социограммы» позволяет в
считанные минуты в ситуации
«здесь и теперь» во время консультации
или сеанса семейной психотерапии
наглядно представить взаимоотношения
членов семьи, а затем, рассмотрев бланки,
o6cудить,
что получилось (рис. 2.11).
Пример:
Семейные
социограммы Жени Т., 8 лет, и его мамы
(рис. 2.11)
Поводом
для обращения на консультацию к психологу
явились проблемы мальчика, которые
изложила мама: непослушание в школе
(«лежит на английском на парте») и дома
(«берет
у сестры без спросу фломастеры»);
трудности с уроками («делает уроки
часами, все время
отвлекается, меня всю трясет и даже
бабушка с ним не может справиться»);
реакции оппозиции
(«ложится на пол, стучит ногами, кричит,
рыдает, хлопает дверью»); дневной энурез.
На
своей социограмме Женя (рис. 2.11, А)
изобразил всех членов семьи, а также
собаку
и кошку (Ф — кот Филя, Ю — пес Юся. Я —
сам Женя Б — бабушка со стороны отца, Д
— сестра Дина, М — мама, П — папа). Это
показывает, что животных мальчик считает
такими
же полноправными членами семьи, как и
людей. Самый большой кружок —бабушка,
далее
— мама и папа, и это говорит об их
значимости в глазах Жени. Себя Женя
изобразил самым
маленьким кружком, что указывает на его
низкую самооценку. Кружки, обозначающие
бабушку и папу, слипаются, это
свидетельствует о тесных отношениях
между ними. Себя Женя поместил напротив
мамы, сестру Дину — напротив папы.
По-видимому, это может быть признаком
более близких отношений между мальчиком
и мамой, между девочкой и папой.
На
своей социограмме Женина мама в качестве
членов семьи нарисовала только людей.
Взрослые помещены «на одной линии», в
последовательности: жена, муж, свекровь.
Это
позволяет предположить, что мама общается
со своей свекровью опосредованно, через
мужа.
Кружки, изображающие мужа и свекровь,
слипаются, тогда как между женой и мужем
существует небольшое расстояние. Это
говорит о том, что, по мнению женщины,
ее муж находится со своей матерью в
более тесных отношениях, чем с ней самой.
Кружки,
обозначающие детей, слипаются с
материнским, возможно, женщина воспринимает
себя ближе к детям, чем ко взрослым
членам семьи.
А
Б
рис.
2.11. Семейные социограммы Жени Т. (А) и
его мамы (Б)
Анализ
и обсуждение социограмм выявили сходство
и различие в восприятии семейных
взаимоотношений между матерью и сыном.
Сходной оказалась на обоих рисунках
близость
между бабушкой (свекровью) и папой
(мужем). Основное различие проявилось
в отношениях
между супругами и детьми. Женя изобразил
себя ближе к маме, а сестру Дину, напротив,
ближе к папе. На социограмме его матери
эта особенность не отразилась, мать
показала,
что оба ребенка ей в равной степени
близки. Однако после знакомства с
рисунком сына
женщина согласилась, что его социограмма
более верна, что сын действительно ей
ближе,
чем дочь. «Наша семья, — сказала мама,
— делится на «успевающих» и «неуспевающих».
«Успевающие» — это свекровь, муж и дочка
Дина. А «неуспевающие» — мы с Женькой.
У нас всегда все получается не так, как
надо». Далее в беседе стало ясно, что
близость между
собой и сыном мать порой создает
специально, более или менее осознанно
ограждая Женю
от общения с отцом, жалея, опекая и тем
самым, подкрепляя его инфантильные
реакции.
Подсознательно мать все время боится,
что отец ненароком травмирует
«неуспевающего»
Женю мужскими требованиями и санкциями.
По
мнению С. И. Чаевой (1994), методика «Семейная
социограмма» дает возможность
экстернализации неосознаваемых аспектов
взаимоотношений между членами семьи,
что делает её эффективным инструментом
семейной диагностики, консультирования
и психотерапии.
Социограмма в вариантах реальной и идеальной семьи
Процедура применения проективной методики «Семейная социограмма в вариантах реальной и идеальной семьи» следующая.
Вначале испытуемому дают стандартный бланк с нарисованным кругом диаметром 110 мм (рис. 2.2А). Инструкция: «На листе перед вами изображен круг. Нарисуйте в нем себя и членов своей семьи в форме кружков и подпишите их именами».
Рис. 2.2А. Бланк проективной методики «Семейная социограмма в вариантах реальной и идеальной семьи» (вариант № 1 «Реальная семья»)
После того как первый рисунок сделан, испытуемому предоставляют еще один бланк и предлагают нарисовать воображаемую, идеальную семью — ту, в которой исследуемый хотел бы жить. Инструкция: «Перед вами на листе еще один круг. Нарисуйте в нем воображаемую идеальную семью — ту, в которой вы хотели бы жить. Желаемых членов идеальной семьи и самого себя также рисуйте в форме кружочков и надпишите их именами» (рис. 2.2Б).
Критерии, по которым можно более подробно проводить оценку личностных особенностей членов семьи и особенностей внутрисемейных отношений, следующие.
1. Число членов семьи, не попавших в площадь реальной или идеальной семьи. Критерий указывает на наличие бессознательных негативных чувств к этим членам семьи, отсутствие
Рис. 2.2Б. Бланк проективной методики «Семейная социограмма в вариантах реальной и идеальной семьи» (вариант № 2 «Идеальная семья»)
эмоционального контакта с ними (они как бы отсутствуют во внутреннем мире исследуемого), на конфликтные отношения. В некоторых случаях эти члены семьи могут быть нарисованы в реальной семье очень тоненькой, дрожащей линией, но отсутствовать в идеальной.
2.Отсутствие в круге реальной семьи самого испытуемого может указывать на трудности его самовыражения в отношениях с близкими людьми в результате чувства неполноценности, безразличия к родным. Появление этого члена семьи в идеальной семье предполагает стремление занять свое место, быть вовлеченным в процессы семейных взаимоотношений.
3.Величина кружков, обозначающих членов семьи и самого испытуемого в реальном и идеальном пространствах семьи, сообщает нам о достаточной самооценке автора рисунка, если кружок, обозначающий его «Я», не меньше кружков других близких людей и одинакового размера в обоих вариантах социограмм. Если кружок, обозначающий «Я», по сравнению с кружками других членов семьи меньшего размера в реальной социограмме и отличается большей величиной в ее идеальном варианте, то у испытуемого предполагается низкая самооценка, непринятие своего образа «Я». Это может говорить о присутствии внутриличностного конфликта, повышающего уровень невротизации.
4.Изображение в социограмме персонажа, который к реальной семье официально не принадлежит (например, члена родственной семьи, подруги или друга, сказочного персонажа и пр.), говорит нам о неудовлетворенных потребностях по отношению к данному лицу. Можно предполагать, что субъект реализует нереализованные желания в своей фантазии, в воображаемом общении с этим персонажем, что может отображать и в варианте социограммы идеальной семьи.
5.Расположение кружков относительно друг друга указывает на особенности психологической дистанции. Кто субъекту ближе всех в психологическом отношении, того он изображает ближе к себе пространственно, располагает напротив себя. Кружки, которые непосредственно соприкасаются друг с другом, говорят о тесном психологическом контакте этих членов семьи, другие таким контактом не обладают. Удаленность одного кружка от других может говорить о конфликтных отношениях в семье, эмоциональном отторжении испытуемого, переживании эмоциональной отверженности. Изменение дистанции между кружками в реальной и идеальной семьях предполагает наличие потребности в более близких или более отдаленных отношениях.
6.Пространство круга — это аналог жизненного пространства. Как и в реальной жизни, в плоскости круга каждый человек бессознательно стремится занять собой столько места, сколько, по его мнению, он заслуживает. Иными словами, если у него низкая самооценка, то он занимает мало места в реальном мире; напротив, люди уверенные, хорошо приспособленные, рисуют свободно и занимают достаточную часть круга. Удовлетворенность своим жизненным пространством испытуемый нам сообщает, занимая одинаковое пространство в реальной и идеальной семье. Если пространство по объему разное в разных вариантах социограмм, то это может говорить нам о неудовлетворенности человека своим жизненным пространством.
7.Эгоцентрическая направленность личности предполагает изображение своего кружка в центре круга и большим по размеру, чем у других членов семьи. Это положение прослеживается и в реальной семье, и идеальной.
8.Наличие симбиотической связи изображается наслоен и ем кружков один на другой и свидетельствует о недифференцированности «Я» у членов семьи, как в реальной, так и идеальной семи»,
9.Если члены семьи в виде маленьких кружков изображены внизу круга, это указывает на сочетание низкой самооценки с низким уровнем притязаний. Если маленький по размеру кружок помещен наверху круга, а большая часть крут пустая, то низкая самооценка сочетается с высоким уровнем притязаний. Изменения месторасположения кружков в реальной и идеальной семье говорят о желании исследуемого повысить или понизить самооценку и уровень притязаний.
10.Конфликтность как трудноразрешимое противоречие, возникающее между испытуемым и всеми членами семьи и связанное с несовместимостью их взглядов, интересов, целей и потребностей, диагностируется при изображении только одного своего кружка в варианте идеальной семьи. Рядом с собой может быть помещено изображение в качестве члена семьи кого- то из посторонних лиц, животных, любимых предметов. В варианте реальной семьи пациент свой кружок может вообще не нарисовать или изобразить его в стороне от всех членов семьи.
11.Согласно принципу вертикальной иерархии, выше всего в круге расположен кружок члена семьи, обладающего, по мнению испытуемого, наибольшей властью в семье (хотя его кружок может быть самым маленьким по размеру). Ниже всех расположен тот, чья власть в семье минимальна. В идеальном варианте семейной социограммы может прослеживаться желание члена семьи перераспределить, передать или сохранить власть в семье.
12.Член семьи, вызывающий у субъекта наибольшую тревогу, изображается в виде сильно заштрихованного кружка, либо его контур обведен несколько раз. Изображение членов семьи в идеальной социограмме в виде ровных, незаштрихованных кругов, сообщает о желании исследуемого улучшить взаимоотношения в семье и избавиться от тревоги.
14. Если члены семьи в круге изображены в один ряд, необходимо мысленно провести горизонтальную линию по самому нижнему кружку. Опору в реальности, по мнению автора рисунка, имеют те члены семьи, которые «стоят» на этой линии. Остальные, «повисшие в воздухе», по мнению исследуемого члена семьи, самостоятельной опоры в жизни не имеют, п идеальном варианте прослеживается возможность принятия самостоятельности членами семьи, если их кружки поставлены п.I линию. Если же они снова остаются в «воздухе», то, по мнению исследуемого, они не желают принимать ответственность п проявлять самостоятельность.
Использование семейной социограммы в вариантах реальной и идеальной семьи в ситуации психологического консультирования позволяет специалисту за несколько минут наглядно представить картину семейных отношений. И на этой основе начать выдвигать и проверять гипотезы о том, насколько клиенты удовлетворены характером взаимоотношений, своей значимостью и значимостью других членов семьи, какие личностные и семейные ресурсы они считают возможными использовать для восстановления гармонии в семье.
Мы поможем в написании ваших работ!
Методика
относится к рисуночным проективным
методикам. Она позволяет выявить
положение субъекта в системе межличностных
отношений и характер коммуникаций в
семье – прямой или опосредованный.
Испытуемым
дают бланк с нарисованным кругом
диаметром 110 мм.
Инструкция:
«На листе перед вами изображен круг.
Нарисуйте в нем самого себя и членов
своей семьи в форме кружков и подпишите
их именами». Члены семьи выполняют это
задание, не советуясь друг с другом.
- число
членов семьи, попавших в площадь круга; - расположение
кружков относительно друг друга;
Оценивая
результат по первому критерию,
исследователь сопоставляет число членов
семьи, изображенных испытуемым, с реально
существующим. Возможно, что родственник,
с которым субъект находится в конфликтных
отношениях, не попадет в большой круг,
он будет «забыт». В то же время кто-то
из посторонних лиц, животных, любимых
предметов может быть изображен в качестве
члена семьи.
Далее мы
обращаем внимание на величину кружков.
Больший, по сравнению с другими, кружок
«Я» говорит о достаточной самооценке,
меньший – о заниженной. Величина кружков
других членов семьи говорит об их
значимости в глазах испытуемого.
Следует
обратить внимание на расположение
кружков в площади тестового поля и по
отношению друг к другу (третий критерий).
Расположение испытуемым своего кружка
в центре круга может говорить об
эгоцентрической направленности личности,
а размещение себя внизу, в стороне от
других членов семьи – на переживание
эмоциональной отверженности.
Наиболее
значимые члены семьи изображаются
испытуемым в виде больших по размеру
кружочков в центре или в верхней части
тестового поля.
Наконец,
определенную информацию можно получить,
проанализировав расстояния между
кружками (четвертый критерий). Удаленность
одного кружка от других может говорить
о конфликтных отношениях в семье,
эмоциональном отвержении испытуемого.
Своеобразное «слипание», когда кружки
наслаиваются один на другой, соприкасаются
или находятся друг в друге, свидетельствует
о недифференцированном «Я» у членов
семьи, наличии симбиотических связей.
ПРОЕКТИВНАЯ ГРАФИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА «СЕМЕЙНАЯ СОЦИОГРАММА»
ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ, КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ И ПРОЦЕДУРА ПРИМЕНЕНИЯ
Классический вариант методики «Семейная социограммма»
Процедура исследования такова. Испытуемым дается бланк с нарисованным кругом диаметром 110 мм (рис. 2.1) и инструкция: «Перед вами на листе изображен крут. Нарисуйте в нем самого себя и других членов семьи в форме кружков и подпишите их именами». Если это задание выполняют несколько членов семьи, то они не должны советоваться друг с другом.
Крут в семейной социограмме отражает понятие психологического пространства семьи, а кружочки внутри круга — положение ее членов в этом психологическом пространстве. Предложено четыре критерия, по которым производится оценка результатов психодиагностики с помощью методики «Семейная социограмма»:
1) число членов семьи, попавших в площадь круга;
2) величина кружков, обозначающих членов семьи;
3) расположение кружков относительно другу друга;
4) дистанция между ними.
Рис.2.1. Бланк проективной методики «Семейная социограмма»
Оценивая результат по первому критерию, исследователь сопоставляет число членов семьи, изображенных испытуемым, с реально существующим. Возможно, что член семьи, с которым испытуемый находится в конфликтных отношениях, не попадет в большой круг, он будет «забыт». В то же время кто-то из посторонних лиц, животных, любимых предметов может быть изображен в качестве членов семьи.
Далее обращают внимание на величину кружков. Больший по сравнению с другими кружок «Я» говорит о достаточной самооценке автора рисунка, меньший — о пониженной самооценке. Величина кружков других членов семьи говорит об их субъективной значимости в глазах испытуемого. Большим по размеру кружком обозначается более значимый родственник, меньшим — менее значимый.
Следует также учитывать расположение кружков в площади тестового поля круга и по отношению друг к другу (третий критерий). Расположение испытуемым своего кружка в центре круга может говорить об эгоцентрической направленности его личности. Помещение себя внизу, в стороне от кружков, символизирующих других членов семьи, может указывать на переживание эмоциональной отверженности. Напротив, расположение своего кружка в верхней части круга, над всеми другими, — о доминировании в семье.
То же самое касается изображения других родственников которые наиболее значимые члены семьи изображаются испытуемым в виде больших по размеру кружочков и/или в центре и в верхней части тестового поля, незначимые — в виде маленькихкружков и/или в нижней части круга.
Наконец, важную информацию можно получить, проанализировав расстояния между кружками (четвертый критерий). Удаленность одного кружка от других может говорить о конфликтных отношениях в семье, эмоциональном отвержении испытуемого. Своеобразное «слипание», когда кружки соприкасаются, наслаиваются один на другой или находятся друг в друге, говорит о недифференцированное™ «Я» у членов семьи, наличии симбиотических связей, эмоциональном поглощении одним членом семьи других (вплоть до эмоционального насилия).
Использование семейной социограммы позволяет в считаные минуты в ситуации «здесь и теперь» визуализировать и интерпретировать представления клиента о семейных взаимоотношениях. При работе с семьей можно сравнить бланки с рисунками, выявить различия в восприятии семейной ситуации разными членами семьи и в случае необходимости совместно обсудить полученные результаты.
В настоящее время мы называем описанный выше вариант семейной социограммы классическим.
1.Число
членов семьи – 4 ( плюс девушка)
2.Величина
кружков( каждый член семьи показан
определенный диаметром кружка)
3.Дистанция
между кругами( несколько кружков
отдалены)
Оценивая
результат по первому критерию, можно
сказать о том, что испытуемый сопоставил
число членов семьи с реальным числом,
а также добавил нового «девушка» ( по
своей просьбе) т.к , респондент, считает
, что она стала очень близким человеком
для его семьи и безусловно является
частью этой семьи.
Далее
мы обращаем внимание на величину кружков
и здесь явно прослеживается, если
говорить о самом респонденте,
эгоцентричная направленности личности,
так как, расположение «Я» находится в
самом центре и диаметр собственного
кружка превышает показатели размеров
других членов семьи( Достаточная или
завышенная самооценка). Величина кружков
других членов семьи говорит о том, они
играют меньшую значимость в жизни
испытуемого, но величины кружков
находятся в определенной последовательности,
точнее: второй по величине круг «Мама»
это может означать, что самым значимым
человеком для испытуемого является его
мать, далее идет «Бабушка» она третий
по величине и видимо по значимости член
семьи, а последние « Дедушка» и «девушка»
они обозначены одним диаметром кружка.
Расположение
испытуемым своего кружка в центре круга
также может говорить об эгоцентрической
направленности личности, а расположение
членов семьи а, точнее « бабушка и
дедушка», говорит о теплом отношении и
симбиотической связи, хотелось бы
обратить внимание о значимости одного
члена семь и в данной связи, «бабушка»отдалена
от « дедушки», но прикреплена к кружку
«Я» это может говорить о не сближенном
отношении членов семьи а , именно
«Бабушка» и «Дедушка» и респондент это
видит и показывает в социограмме.
Удаленность одного кружка «Мама» от
других может говорить о конфликтных
отношениях в семье, эмоциональном
отвержении испытуемого, но расположение
этого члена семьи в самом верху тестового
поля может говорить о его большой
значимости в жизни испытуемого.
1.Число
членов семьи – 5
2.Величина
кружков и расстояние между ними ( у
каждого члена семьи определенный
диаметр кружка)
Оценивая
результат по первому критерию, можно
сказать о том, что испытуемый сопоставил
число членов семьи с реальным числом.
Далее
мы обращаем внимание на величину кружков
и их расположение, самый большой кружок
«отец» это может говорить о значимости
данного члена семьи, но отдаленность
от других членов этой же семьи и общее
расположение с низу может говорить об
эмоциональной отверженности к данному
члену семьи или о конфликтных отношениях.
Расположение
испытуемым своего кружка в центре круга
также может говорить об эгоцентрической
направленности личности, а расположение
членов семьи а, точнее «Мама и сестры»,
говорит о теплом отношении и симбиотической
связи. Удаленность одного кружка «Мама»
от других может говорить о конфликтных
отношениях в семье, эмоциональном
отвержении испытуемого, но расположение
этого члена семьи в самом верху тестового
поля может говорить о его большой
значимости в жизни испытуемого. Хотелось
бы обратить внимание на взаимоотношения
с сестрами так как, такое наложение
кружка на кружок может говорить о
сплоченности сестер. Величина кружков
обозначающих сестер имеет различия в
размерах , один кружок больше чем другой
это говорит о значимости каждой из
сестер, большой кружок обозначает
младшую сестру, а меньший старшую, это
говорит о том ,что респондент более
приближен к младшей сестре или это все
из-за младшего возраста. Это также видно
по расположению кружка матери. Расположение
главных кружков ,а именно отец и мать
привлекают к себе внимание из –за
отдаленности друг от друга это может
говорить о конфликтной ситуации между
ними и испытуемый это явно показывает
Испытуемый
Мария( 40 лет)
1.Число
членов семьи – 6
2.Величина
кружков и расстояние между ними ( у
каждого члена семьи один диаметр
кружка)
3.Дистанция
между кругами( кружки отдалены)
Переходя
ко второму критерию, хотелось бы отметить,
что величина всех кружков одинакова
это может говорить о равном отношении
к каждому члену семьи. Расположение
кружков: В центральной части стоит
кружок сын в большинстве случаев это
наиболее
значимые члены семьи они всегда
располагаются в центре или в верхней
части тестового поля.
Следует
обратить внимание на расположение
кружков в площади тесто поля круга и по
отношению друг к другу, подробнее говоря
муж и сестра расположились рядом с
кружком «Я» это является тем, что эти
члены семьи оказывают наибольшую
поддержку и существует крепкая родственная
связь, в отличии от матери и брату т.к,
они расположены в самом низу в некой
дистанции не приближенной ко всем
другим, удаленность одного кружка от
других может говорить о конфликтных
отношениях в семье, эмоциональном
отвержении.