Модель организации социокультурных практик школьников
(на примере педагогического проекта «Полезная перемена»)
Бернатович И.В., директор ГБОУ СОШ №136
Дождикова Т.Ю., заместитель директора по ВР,
Алешина Е.В., учитель музыки, педагог-организатор
Кочаненкова И.К., учитель истории и культуры
Санкт-Петербурга, ИЗО, МХК, технологии
Шурупова Т. А., учитель математики
Все выше сказанное позволяет сделать вывод об актуальности использования социокультурных практик в образовательной работе школы.
Социокультурная практика (в образовании) – это практическая деятельность школьников, направленная на творческое и созидательное преобразование условий жизни определенного локального сообщества (класса, группы, школы и т.д.) средствами культуры, и позволяющая субъектам действия (учащимся) осуществить процесс самопознания, саморазвития и самореализации.
Особенность социокультурных практик школьников заключается в том, что:
- их содержание выходит за рамки школьных учебных программ (предметного содержания), и связано с реальными проблемами, актуальными для учащихся и обозначенными самими учащимися (то есть затрагивают личные смыслы деятельности детей);
- обеспечивают не столько расширение учебных знаний, сколько освоение школьниками опыта существования в культуре, расширение социальных умений и навыков, развитие способности рефлексировать и переносить уже освоенный опыт в новую социокультурную ситуацию;
- предполагают организацию самостоятельной коммуникативной, познавательной, рефлексивной, творческой и пр. деятельности школьников, которая может строиться по принципу «проб и ошибок»;
- носит неимитационный характер (то есть, связана с практическим результатом – «общественной полезностью»);
- осуществляется в со-бытийной детско-взрослой общности; однако при этом воспитывающие взрослые осуществляют только тьюторскую поддержку (учитель в образовательном процессе становится «навигатором» социокультурных практик, осуществляет согласование деятельности обучающихся в различные практики, обеспечивающие приобретение детьми нового для них социокультурного опыта).
На наш взгляд, некомпенсируемыми педагогическими результатами использования социокультурных практик являются:
- развитие интереса учащихся к собственной личности;
- обретение школьниками опыта саморефлексии и самооценки;
- приобретение опыта презентации личных результатов и достижений;
- воспитание ценностных ориентаций обучающихся в недирективной (ненавязчивой) педагогической форме;
- освоение учащимися норм и образцов деятельности, принятых в обществе, в недирективной (ненавязчивой) педагогической форме;
- развитие социальной инициативности и ответственности школьников за свои поступки и действия;
- развитие универсальных учебных действий, прежде всего – организационных (умение ставить цели, задачи, осваивать ресурсы, выбирать способы деятельности, распределять функции внутри группы и пр.) и коммуникативных (умение слушать и слышать других, высказывать свою точку зрения, аргументировать позицию и пр.);
- развитие эмоционального интеллекта (реализация социально ориентированных проектов, которые интересны и самому школьнику, приносит массу эмоций – радость, сочувствие, удовлетворение, печаль, сопереживание и др., их рефлексия помогает личности понять и познать себя);
- освоение учащимися стратегий использования культурного наследия (пространства культуры) для решения личностных и социальных проблем.
Несмотря на значительный педагогический потенциал, социокультурные практики на сегодняшний день слабо внедрены в работу образовательных учреждений Санкт-Петербурга и других городов России. Причина кроется в неразработанности методических стратегий и механизмов их реализации. Инновационная деятельность школы № 136 Калининского района Санкт-Петербурга направлена на проектирование и апробацию различных моделей организации социокультурных практик школьников.
Инновационная работа ведется педагогическим коллективом при научной поддержке кафедры культурологического образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования.
Проект рассчитан на 5 лет – с 2018/2019 по 2022/2023 учебного года.
В ходе инновационной деятельности предполагается:
- разработать систему взаимосвязанных социокультурных практик школьников с 1 по 11 класс по трем тематическим направлениям: социокультурные практики, нацеленные на самоопределение и самореализацию в различных сферах жизни (в том числе в определении профессии), социокультурные практики, направленные на улучшение предметно-пространственной среды ОУ и микрорайона; социокультурные практики, направленные на трансформацию отношений внутри локального сообщества (класс, группа продленного дня, кружок по интересам, школа и пр.).
- разработать и апробировать различные модели реализации системы социокультурных практик: через систему воспитательных общешкольных проектов; через урочную деятельность; через систему внеурочных программ и программ дополнительного образования.
- разработать и апробировать обучающие материалы (кейсы социокультурных практик), которые могут быть востребованы всеми субъектами образовательного процесса (учащиеся, педагоги, родители, социальные партнеры ОУ).
В рамках первого года инновационной работы (2018-2019 уч.г.) педагогическим коллективом ГБОУ школы № 136 Калининского района была создана модель организации социокультурной пробы как первого этапа обучения школьников социокультурному проектированию. Эта модель и представлена в рамках конкурсной работы Межрегионального фестиваля инновационных педагогических идей «Стратегия будущего».
Содержательная и методическая части
Разрабатывая систему социокультурных практик, мы исходили из того, что освоение детьми и подростками основ социокультурного проектирования должно происходить постепенно в рамках следующего «вектора»: «социокультурная проба» – «социокультурный тренинг» – «социокультурный проект». Каждый ребенок, на наш взгляд, должен пройти указанные ступени в рамках собственной образовательной траектории, что позволит без психологической перегрузки научиться организовывать свою деятельность.
Социокультурная проба (от слова «попробовать») – это первый опыт участия в социально значимом и личностно интересном для себя «деле», как в роли стороннего наблюдателя или участника, так и в роли инициатора и организатора. Социокультурные пробы непродолжительны по времени и основываются на соблюдении следующих принципов:
- добровольность (участие детей и подростков в социокультурной пробе осуществляется по их желанию);
- открытость (социальная идея обсуждается и реализуется публично, даже тот, кто не участвует активно, может наблюдать за ходом социальной пробы);
- сотрудничество (каждый ученик имеет право на помощь со стороны воспитывающих взрослых и одноклассников, друзей).
Организация социокультурной пробы (в отличие от тренинга и проекта) в большей степени лежит на плечах педагогов. Их миссия заключается еще и в том, чтобы помочь детям освоить организационные основы поведения общего «полезного дела» («показывая, научить делать»).
Модель социальной пробы как первого этапа обучения детей и подростков социокультурному проектированию включает в себя следующие аспекты: цель, место в образовательной программе школы, механизмы реализации, способы управления, критерии и показатели эффективности, методы диагностики.
Целью социокультурной пробы является приобретение учащимся опыта самооценки своих креативных (творческих) и социальных способностей в процессе специально организованного социального взаимодействия. Участвуя в пробах, дети должны ответить на целый спектр важных вопросов: насколько мне интересно заниматься социально значимыми делами? Какой вклад в общее дело я могу внести и как это можно сделать? Какие способности и умения, которыми я владею, я могу использовать при этом?
Место в образовательной программе школы. Обозначенные выше принципы организации социокультурных проб задают определенную стратегию их использования. На наш взгляд, социокультурные пробы реальнее всего осуществить в рамках воспитательной работы в контексте общешкольных событий. Во-первых, потому, что общешкольная жизнь в большей степени связана с личностными интересами детей. Во-вторых, система воспитательной внеурочной работы, по сравнению с учебной (урочной), обладает большей мобильностью, что обеспечивает вариативность социокультурных проб и реализацию принципов добровольности и свободы участия школьников.
Организация социокультурной пробы включает три взаимосвязанных этапа:
Задача: вызвать у учащихся интерес к социальному творчеству и замотивировать их на реализацию какого-то конкретного «полезного» для всех (и для себя) дела.
- выявление «запросов» детей на социальные изменения вокруг себя (что хотим изменить, что нам не нравится и почему?);
- разработка идеи социокультурной практики (как можно изменить ситуацию?);
- рефлексия личного интереса детей в реализации данной социальной идеи (зачем мне это нужно, что это даст лично мне?)
Задача: включение учащихся в общественно-полезное «дело», накопление ими опыта социокультурного творчества.
- формирование творческой группы учащихся и педагогов, готовых реализовать разработанную идею;
- определение каждым участником своего «вклада» в общее дело, распределение обязанностей внутри творческого коллектива;
- определение графика реализации «полезного дела»;
- разработка способа визуализации работы (представления в наглядных образах хода работы);
- проведение общего «дела».
- выявление степени достижения поставленной детьми и педагогами цели «полезного дела»;
- рефлексия личностных изменений, произошедших с каждым участником;
- награждение и поощрение всех, кто внес свою лепту в общее дело.
Управление социокультурной пробой
Управление социокультурной пробой школьников осуществляется в недирективной форме. Для этого создается карта визуализации социальной пробы.
ФИО организатора (учителя, ученика)
Название социальной пробы
Ресурсы для осуществления
Используемая литература и (или) ресурсы Интернет
Пример реализации социокультурной практики в формате социокультурной пробы.
Социокультурная проба учащихся основной школы в 2018-2019 учебном году осуществлялась в рамках детско-взрослого воспитательного события «Полезная перемена».
Этот проект появился в результате совпадения интересов педагогов и детей. Педагогический коллектив был заинтересован в изменении поведения учащихся во время перемены, необходимостью снизить детский травматизм и усилить релаксационное значение отдыха между урочными занятиями. Дети хотели разнообразить способы своего времяпрепровождения и общения с друзьями и педагогами.
«Полезная перемена» – это перемена, на которой школьник приобрел новый для себя опыт деятельности. Поэтому все перемены были условно разделены на 5 групп в зависимости от их цели и выстроены в логическую цепочку в зависимости от интенсивности учебной нагрузки в течении рабочей недели:
- «Творческие перемены» (понедельник) – связаны с использованием арт-педагогических технологий в образовании; предполагали поведение различных танцевальных и музыкальных событий (например, клубные танцы, караоке), театральных игр, созданием творческих работ (закладки для книг из фантиков, написание синквейна) и пр.
- «Подвижные перемены» (вторник) были связаны с организацией подвижных игр, в том числе и спортивных;
- «Практические (жизненные) перемены» (среда) были нацелены на освоение детьми социокультурного опыта, который мог бы им пригодиться в повседневной жизни (завязывание галстука, завязывание различными способами шнурков, эргономичное хранение полиэтиленовых пакетов, создание причесок и т.д.)
- «Умные перемены» (четверг) предполагали проведение спокойных интеллектуальных игр и событий (брейн-ринг, разгадывание ребусов, морской бой, шахматы, шашки, проведение химических или физических опытов и пр.)
- «Свои перемены» (пятница) – день, который отводился под инициативы детей. Любой ребенок, изъявивший желание и зарегистрировавшийся, мог сам провести любую игру для друзей, одноклассников и даже для педагогов.
Мотивация детей к участию к социокультурной пробе шла несколькими способами:
- Обозначение проблемного вопроса: на общешкольном стенде вывешивалось мотивационное объявление: «105 минут! Это – продолжительность перемен в течение одного учебного дня. 630 минут в неделю! 20790 минут в год! 228690 минут или 3811 часов за 11 лет обучения в школе! А куда ты тратишь это свободное время?». Данное объявление должно было помочь учащимся задуматься над существующей проблемой.
- Проведение социологического опроса среди детей. Учащимся было предложено по классам ответить на два вопроса: как они проводят время школьных перемен и как бы они хотели их проводить. Результаты опроса анализировались внутри класса самими учащимися, общий (коллективный) ответ записывался на альбомный лист и размещался на общешкольном стенде. Так, выявлялось и анонсировались «коллективное мнение» о важности и нужности предстоящей социокультурной практики.
Таблица № 1. Результаты опроса учащихся
Что ученики делают на переменеЧто они хотели бы делать на перемене
– кто-то просто ходит по коридору;- кто-то повторяет домашнее задание по предмету;- кто-то увлеченно общается с друзьями;- кто-то спускается в столовую, чтобы перекусить;- кто-то с друзьями играет в игры;кто-то общается по телефону;дерутся;- высовываются из окна;толкаются на лестнице;бегают по школьнымкоридорам и т.д послушать музыку;играть в подвижные игры, но без травм;играть в настольные игры;сочинять шутки, загадки;повторить уроки, или их сделать;- заняться чем-то интересным;- проводить игры в спортзале;- проводить игры в фойе;- проводить радиопередачи и радиолинейки, передачи из жизни школы; – создать в школе комнату психологической разгрузки, в которой ребята смогут отдохнуть, успокоиться, пообщаться с квалифицированным психологом, который поможет решить какие-либо проблемы;поиграть в пазлы, настольные игры, шахматы; поучаствовать в организованных играх;- помочь учителю: убрать класс, вымыть доску, раздать тетради, полить цветы, подровнять парты;- сходить в библиотеку, почитать книгу;- сходить в столовую.
На стенде размещалась таблица, в которую дети могли вписать свои имена и фамилии – как в качестве волонтеров, так и в качестве инициаторов и организаторов.
Таблица № 2. Пример оформления расписания «Полезной перемены»
Дата (понедельник)Дата (пятница)
«Творческая перемена»«Своя перемена»
Первая перемена Первая перемена
ФИО педагога, организующего переменуЧто делаем? (описание занятия, например, «Учимся танцевать вальс»)Место (например, актовый зал)ФИО волонтеров(записываются дети) Время сбора и обучения волонтеровФИО организаторов(записываются сами дети)Место поведения ФИО педагогов, которые могут помочь
Вторая перемена Вторая перемена
- Перемены проводятся согласно определенному графику работы. В случае, если в пятницу на проведение «Своей перемены» никто не записался, то «Полезная перемена» не проводится.
- Каждый участник имеет возможность заработать баллы (бонусы) за участие в «Полезной перемене»: за каждое участие в качестве волонтера ребенок зарабатывает «10» баллов, за проведение «своей перемены» – «50» баллов. Все баллы фиксируются на доске «Полезной перемены». По итогам их реализации определяются и поощряются различными способами все активные участники.
- В конце учебного года организуется (внутри класса) рефлексия каждым ребенком (и теми, кто просто приходил на Полезные перемены, и кто выступал волонтером или организатором) личностных результатов реализации «общего дела» (что мне дал этот проект?).
Список литературы, Интернет-ресурсы
- Невзоров М. Н. Методология практической деятельности – источник преодоления системного кризиса в образовании // Вестник Дальневосточного госуниверситета: психологические и педагогические науки. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2010. – С. 232 – 246.
- Николина В. В. Социокультурная практика как вектор развития современного образовательного пространства // Научный диалог. – 2017. – № 2. – С. 269-280.
- Николина В. В., Фефелова О. Е. Социокультурная практика в современном образовании // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 4. Электронный ресурс URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=24915 (дата обращения: 27.02.2019).
- Слободчиков В. И. Антропология образования – как предчувствие смысла // Наука и школа. – 2015. – № 6. – С. 138-142.
Татьяна Гусельникова
Организация социокультурных практик как условие позитивной социализации детей и приобщения их к культурной жизни
Организация социокультурных практик как условие позитивной социализации детей и приобщение их к культурной жизни
Понятие «социокультурные практики в образовательном процессе» является достаточно новым для отечественной педагогики и образования, но весьма активно обсуждаемым в последнее время.
Под культурными практиками в условиях образования понимают:
разнообразные, основанные на интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и собственного опыта;
поиск и апробацию новых способов и форм деятельности и поведения для удовлетворения самых разнообразных познавательных потребностей детей;
приобретение различного опыта общения и взаимодействия с людьми – взрослыми, сверстниками и младшими детьми;
приобретение нравственного и эмоционального опыта: сопереживания, помощи, защиты, эмпатии, гордости, радости, печали и т. д.
От того, что именно будет практиковать ребенок, зависит его характер, система ценностей, стиль жизнедеятельности, дальнейшая судьба. Освоение социокультурных практик должно быть ориентировано на создание условий для активного освоения детьми в процессе деятельности социокультурного опыта, необходимого для успешной самореализации детей.
Социокультурные практики включают в себя :
– освоение социокультурных норм и образцов деятельности, т. е. умение вести себя в обществе;
– получение опыта работы и суммирование личных результатов и достижений, т. е. анализ своего поведения;
– приобретение опыта презентации личных результатов и достижений на разных уровнях сообщества, т. е. не бояться показать себя, высказать свое мнение.
Кроме того, весьма значимо то, что в процессе организации социокультурных практик детей особое внимание должно уделяться:
– индивидуальной организации разнообразных образовательных процессов;
– конструированию педагогической деятельности на основе инициативы, интересов, мотивации детей, т. е. поддержка детской инициативы;
– проектной форме организации всех культурных практик;
– взаимодополняемости основного и дополнительного образования.
В нашем дошкольном учреждении особое внимание уделяется социокультурным практикам. На основе многолетней практики сотрудничества детского сада со школами ближайшего окружения и другими социальными объектами разработана определенная дидактическая последовательность ознакомления дошкольников с социумом.
Сотрудничество детского сада со школой позволяет нам решать проблемы преемственности в системе “детский сад – школа”. Учителя школы имеют возможность ближе познакомиться с формами работы, которые используются в детском саду, увидеть своих будущих первоклассников в привычной для них обстановке. А воспитатели детского сада лучше познакомиться с “программами” для детей 1 класса, узнать основные направления работы учителей начальных классов, увидеть своих выпускников на уроках в школе. Ежегодно проводится круглый стол сетевого взаимодействия МАОУ СОШ №26 и детского сада по преемственности. Это дает возможность познакомить детей подготовительной к школе группы со школой: здание школы, внутреннее содержание и оформление, кто работает в школе, как одеты ученики школы, для чего нужен звонок в школе. Ученики школы играли с детьми в подвижные игры, разучивали элементы спортивных игр.
Сотрудничество детского сада с музыкальной школой позволяет организовать и провести встречи детей с исполнителями произведений классической музыки. (Дети знакомятся с музыкой и музыкантами, исполняющими произведения на различных инструментах симфонического оркестра и народных инструментах; вокалистами.) Реализация этой модели взаимодействия помогает преодолеть имеющие место в практике музыкального воспитания дошкольников негативные тенденции к заполнению музыкального пространства детей различными видами шоу, к замене высокохудожественной музыки произведениями сомнительного качества и вкуса, к замене музыки в «живом» исполнении – фонограммами.
Сотрудничество детского сада с МАУ ДО «ДЮСШ по водным видам спорта» позволяет знакомить дошкольников с различными видами спорта, со спортивными достижениями спортсменов-балаковцев, высокими личными достижениями людей, ставших славой России и нашего региона. Создает у детей мотивацию заниматься физической культурой и спортом. Посещение водного стадиона создает праздничную атмосферу, вызывает положительные эмоции у детей.
Сотрудничество детского сада с детскими садами №3,9, 34. 39позволяет детям общаться с незнакомыми сверстниками, и при участии в конкурсах («Большие гонки»на базе 39 сада, «Юный интеллектуал» на базе 9 сада, «Умные шашки», «Зажгись звезда» на базе нашего д/с.) учиться не только выигрывать, но и достойно проигрывать, при этом формируются основы норм поведения детей.
Сотрудничество детского сада с профсоюзной библиотекой ОАО «Балаковорезинотехника» позволяет проводить познавательные занятия на базе библиотеки, экскурсии, конкурсы, выставки детского творчества. Совместная работа с библиотекой дала дополнительный резонанс для вовлечения детей в пожизненное путешествие в увлекательный мир книг, мир знаний. Мы считаем, что воспитание интереса к книге связано с жизнью общества.
В конце учебного года проводятся встречи педагогов детского сада и сотрудников социальных объектов с целью обсуждения результатов нашей совместной деятельности, наглядным показателем которых становятся фото-видео презентации мероприятий и выставок детского творчества. Однако не только в этом выражаются результаты данного взаимодействия. Как отмечают педагоги, у детей появляется интерес к совместному взаимодействию, потребность в данных мероприятиях, снижаются напряженность и скованность в общении с окружающими, повышаются самостоятельность и инициативность. В результате проделанной работы повысился интерес родителей к данной форме развития дошкольников: многие не только записали своего ребенка в различные спортивные секции и кружки, но стали проявлять активность в проводимых мероприятиях.
На первый взгляд кажется, что социальный мир ребенка-дошкольника невелик. Это его семья, взрослые и сверстники, которых он встречает в детском саду. Однако люди, окружающие ребенка, вступают в разнообразные взаимоотношения — родственные, дружеские, профессионально-трудовые и пр. Поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений, рассказать им о правилах и нормах жизни в обществе, вооружить моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях. Иными словами, дошкольное учреждение призвано управлять процессом социализации.
Цели дошкольного образования, связанные с всесторонним и гармоничным развитием воспитанников, не могут быть достигнуты вне решения задачи трудового воспитания, так как труд является одним из универсальных средств приобщения к человеческой культуре, социализации и формирования личности ребенка.
В дошкольном учреждении используют следующие виды труда: самообслуживание, бытовой (хозяйственно- бытовой) труд, труд в природе, ручной труд.
Так, например, Самообслуживание – это труд ребёнка, направленный на обслуживание им самого себя (одевание-раздевание, приём пищи, санитарно- гигиенические процедуры). Качество и осознанность действий у разных детей разные, поэтому задача формирования навыков актуальна на всех возрастных этапах дошкольного детства.
Хозяйственно – бытовой труд- это второй вид труда, который ребёнок в дошкольном возрасте способен освоить. Содержанием этого вида труда является труд по уборке помещения, мытьё посуды, стирка и т. д. Этот вид труда имеет общественную направленность. Ребёнок учиться создавать и содержать в соответствующем виде окружающую его среду.
В особый вид труда выделяется труд в природе. Содержанием этого вида труда являются уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде (огород на подоконнике, озеленение участка, участие в чистке аквариума и др. Труд в природе влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологического образования.
Ручной труд по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека. В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева. Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое дело до конца.
В науке разработаны и вошли в практику разные различные формы организации труда детей дошкольного возраста.
Поручения – задания, которые воспитатель эпизодически даёт одному или нескольким детям, учитывая их возраст и индивидуальные особенности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Поручение является первой формой организации трудовой деятельности (исследования В. Г. Нечевой, А. Д. Шатовой).
Дежурство- труд одного или нескольких детей в интересах группы. В нём выделяется общественная направленность труда, реальная, практическая забота нескольких (одного) детей о других, поэтому данная форма способствует развитию ответственности, гуманного, заботливого отношения к людям и природе. В дошкольной практике уже стали традиционными дежурства по столовой, в уголке природе, по подготовке к занятиям.
Коллективный труд, по способу организации делится на труд рядом, общий труд, совместный труд.
Труд рядом – обычно организуется в младшей группе (средняя, старшая и подготовительная к школе группы при новых усвоениях навыков, по 3- 4 ребёнка, каждый выполняет одинаковую работу (убрать кубики).
Общий труд – объединяет 8- 10 человек, начинается со средней группы, в нём нет разделения труда, детей объединяет общая цель и обобщение результатов труда.
Совместный труд (пооперационный) – присутствует в подготовительной группе, объединяет до 15 человек, особенность такого объединения – наличие в нём ряда последовательных этапов, дети оказываются в зависимости друг от друга, работа, выполненная одним ребенком передается другому. Каждый выполняет свою операцию.
Трудовая деятельность дошкольника организована так, чтобы
труд перекликался с игрой, был ее составной частью. Именно так ребенок учится, привыкает работать, не замечая того, что это уже не игра.
Весь процесс воспитания детей в детском саду организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов. Трудовая деятельность детей организована так, чтобы как можно больше было возможностей привлекать дошкольников непосредственно к труду. А не вести просто беседы и не разглядывать красочные картинки. Вовлекая ребенка непосредственно в трудовую деятельность, мы сможем добиться наилучшего результата в будущем.
Одной из задач социально – коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО является следующее: формировать у детей основы безопасного поведения в быту, социуме, природе. Более подробно остановимся на работе ДОУ по обучению дошкольников ПДД.
Одной из серьезнейших проблем любого города и области является дорожно-транспортный травматизм. Ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях получают ранения и гибнут дети. Как показывает анализ происшествий с детьми, проведенный ГИБДД, травмы происходят из-за беспечности, безответственного отношения со стороны взрослых к их поведению на улице, по неосторожности детей, из–за несоблюдения или незнания правил дорожного движения. Самыми распространенными ошибками, которые совершают дети, являются: неожиданный выход на проезжую часть в неустановленном месте, выход из-за стоявшего транспорта, неподчинения сигналам светофора, нарушение правил езды на велосипедах и т. д., беспечность детей на дорогах зависит от взрослых, от низкого уровня их культуры поведения. А цена этому – детская жизнь.
Важная роль в предупреждении детского дорожно-транспортного травматизма принадлежит детскому дошкольному учреждению. Именно мы, воспитатели, становимся первыми наставниками ребенка в воспитании его, как дисциплинированного пешехода.
Мы не только рассказываем детям о правилах дорожного движения, но и ставим их в такие ситуации, когда столь серьезная и жизненно важная информация становится востребованной. Конечно, это игра. Но игра не простая, а поучительная! С каждой игровой деятельности или досуга, дети обязательно должны вынести определённый урок, который запомнится им, будет применяться в нужный момент и, конечно, поможет сохранить жизнь и здоровье.
Сегодня в каждой группе оборудованы центры безопасности дорожного движения. В них в соответствии с возрастом детей представлены :
— наглядно-иллюстративный материал ( иллюстрации: транспорт, светофор, дорожные знаки; сюжетные картинки с проблемными дорожными ситуациями; настенные плакаты отражающие дорожные ситуации);
— настольно-печатные игры (разрезные картинки; пазлы; игры с правилами – «ходилки»; лото «Транспорт»; домино «Машинки», «Дорожное домино»; кубики; мозаика «Виды автомобилей» и т. д.);
— дидактические игры: «Мы – пешеходы», «Мы – пассажиры»;
— интерактивные игры («Дорожная ситуация» и др.)
— атрибуты для сюжетно-ролевых игр с дорожной тематикой (жезл, свисток, фуражка, педальный транспорт, дорожные знаки: нагрудные и переносные, модель светофора, рисунки светофоров, дорожных знаков, видов транспорта и т. д.);
— настольный перекрёсток ( модели средств регулирования: маленькие дорожные знаки, различные игрушечные виды транспорта, игрушки – светофор, фигурки регулировщика и пешеходов);
— игрушки различных видов транспортных средств (автобусы, троллейбусы, грузовые автомобили и легковые, пожарные, специальные, трактора, краны, цистерны и т. д.);
— схемы перекрёстков, дорог с дорожной разметкой и других опасных участков в районе расположения образовательного учреждения;
— комплекты плакатов: «Красный, желтый, зеленый», «Правила дорожного движения», «Виды ДТП», «Правила для велосипедистов», «Правила для пешеходов», «Причины ДТП» («Ловушки», «Сигналы светофоров и регулировщиков» и др. ;
— накопительные папки: подборка материалов из местных газет по профилактике детского дорожно — транспортного травматизма, «виды автомобилей» и др. ;
— картотека по ПДД : загадок, игр, рассказов, стихов и др;
— комплект дорожных знаков (из картона);
— детская художественная литература по тематике дорожного движения (соответствующая возрасту детей, учебно-методическая литература;
— безопасные маршруты «Дом – детский сад» (рисунок-схема, разработанные для каждого ребёнка (старшая группа) и «Дом – школа» — схема микрорайона школы с указанием основного маршрута движения будущих школьников и опасные места на них (подготовительная группа);
— действующие выставки рисунков и поделок по дорожно-транспортной тематике;
— альбомы с фотографиями: «Моя улица», «Мой двор» (с рассказами детей, с отметками опасных мест, где необходимо быть внимательными и осторожными – это поможет ребятам научиться анализировать свои действия);
— стол – макет «Перекрестки и дороги» с набором макетов транспортных средств, средств регулирования, дорожных знаков;
— стенды со сменным материалом: «Для вас, родители»
,— детская литература по ПДД и методическая литература;
— сценарии игр, конкурсов, викторин, спектаклей по ПДД.
Важное место при изучении правил безопасного поведения на дороге занимают видеофильмы; ценность их заключается в том, что в них наглядно разыгрываются причины несчастных случаев, показаны интенсивность движения транспортных средств и средства регулирования (дети, просматривая их, убеждаются в необходимости правильного поведения на дороге);
— на территории детского сада сооружена специальная площадка (на улице) для практических мероприятий, игр и соревнований по правилам дорожного движения.
Главным фактором в обучении ребенка Правилам дорожного движения является личный пример взрослого. Если взрослый, появляясь с ребенком на улице, постоянно спешит, перебегая через дорогу перед близко идущим транспортом, не обращая внимания на светофор, то ребенок подсознательно усваивает такую манеру поведения, и действовать один на улице будет точно так же. Целый комплекс детских привычек складывается с самого раннего возраста под воздействием тех примеров поведения, которые дети видят от окружающих, поэтому воспитателям ДОУ приходится и у родителей вырабатывать жизненно важные навыки соблюдения правил дорожного движения, которые станут образцами для подражания для их детей. Эта задача не из легких, но крайне важная и необходимая. Для родителей в ДОУ проводятся собрания, организованы стенды и папки-раскладушки с информацией по безопасности движения (различного рода консультации, памятки пешеходу, пассажиру, велосипедисту, обновляющаяся информация о дорожно-транспортных происшествиях и других грубых нарушениях Правил дорожного движения в городе по материалам ГИБДД, перечень наиболее опасных дорожных ситуаций – «ловушек» и др.).
Итак, анализ сложившегося к настоящему моменту понятия «культурные (социокультурные) практики в образовательном процессе» позволяет сделать важный вывод: организация и реализация социокультурных практик в современном образовательном процессе может рассматриваться в качестве эффективного способа реализации культурообразующей функции образования, а также придания образованию активного деятельного характера, предполагающего субъектную позицию воспитанника.
Исследователи проблемы организации и реализации социокультурных практик в образовательном процессе отмечают такую важную характеристику, как их комплексный интегративный характер.
Таким образом, исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что дошкольные образовательные учреждения играют не маловажную роль в социокультурном развитии современной личности. Воспитатель – это первый педагог, который открывает дверь ребенку в огромный мир, знакомит с современной социальной действительностью, способствует дальнейшему становлению и развитию личности.