Тест “Функциональная грамотность”
N п/п | Вопрос | Правильный ответ |
1 | Как называются задания для коллективного выполнения, появившиеся в PISA в 2015 году? В таких задачах предусмотрено совместное решение проблем. В качестве партнёров выступают виртуальные помощники, с которыми можно обсуждать, анализировать и решать заданную проблему: что-то организовать, создать, придумать, переделать или наладить. Такие задания показывают, как ученик взаимодействует с партнёром, как распределяет обязанности, и умеет ли договариваться. | коллаборативные |
2 | 1. Какое из определений, на ваш взгляд, раскрывает понятие функциональной грамотности | это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней; это базовое образование личности. Ребенок должен обладать: готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи способностью строить социальные отношения обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию; способность применять все полученные в процессе учебы и жизни знания для решения повседневных задач, успешно функционировать в современном обществе |
3 | Назовите новое направление в исследовании компетенций обучающихся | креативное мышление |
4 | Выберите, как вы поступите скорее всего. Один из ваших учеников рассказал смешную историю, связанную с покупкой шоколадок по акции. Увидев рекламу в магазине, он купил несколько шоколадок, чтобы получить одну в подарок. Лишь дома мальчик посчитал, насколько невыгодна была эта покупка. Как вы поступите в этой ситуации? | Проведу имитационную игру «Магазин», суть которой ― рассчитать стоимость покупки по акции и без акции. Ученики будут играть роли продавцов и покупателей. Они должны будут не только рассчитать количество потраченных денег, но и то, насколько выгодными оказывались покупки по акции. |
5 | Цель PISA мониторинг | Сформированности функциональной грамотности: читательской, математической, естественнонаучной, финансовой, сформированность навыков разрешения проблем, креативного мышления |
6 | Чтобы оценить уровень функциональной грамотности своих учеников, учителю необходимо им предложить | нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни |
7 | . Выберите, как вы поступите скорее всего. Ученики 3-го класса прочли «Маугли» Р. Киплинга. После этого между ребятами завязался спор: можно ли научиться говорить на языке животных, сможет ли Маугли овладеть речью людей? Ребята считают, что человек не понимает языка животных только потому, что этот вопрос до конца не исследован и у нас нет опыта общения на языке животных. Как вы разрешите этот спор? | Предложу детям составить интеллект-карту «Говорят ли животные?». Когда буду подводить итоги, обращу внимание на то, насколько хорошо ребята понимают отличия между речью людей и звуковыми сигналами животных знают ли о сложностях, с которыми сталкиваются дети-маугли, когда пытаются освоить язык людей. |
8 | В Российской Федерации данное исследование проводится ежегодно в соответствии с Методологией и критериями оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся и проводится вне основного этапа проведения исследования, которое имеет 3-летний цикл | Общероссийская оценка по модели PISA – «PISA For Schools» («PISA для школ») |
9 | Проводили ли Вы с обучающимися онлайн-тестирование по формированию ФГ (задания PISA представлены на официальном сайте ОЭСР платформах) | Да |
10 | 2. Из какого официального источника взята эта цель: «Цель – качество образования, которое характеризуется: сохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) …» | Из Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) (УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерацииот26 декабря 2017 г. № 1642) |
11 | Региональная оценка по модели PISA состоит из двух составляющих: проведения социологических опросов по оценке удовлетворенности качеством общего образования в образовательной организации и компьютерное тестирование обучающихся. Назовите основные составляющие функциональной грамотности, по которым оценивают школьников: | читательская грамотность; естественнонаучная грамотность; математическая грамотность |
12 | Сколько уровней функциональной грамотности школьника предусмотрено в исследовании PISA? | 6 |
13 | Читательская грамотность. Выберите из предложенных вариантов те характеристики текстов, которые говорят об их структуре: | несплошные; сплошные; смешанные; множественные (составные) |
14 | Соотнесите место РФ среди других стран-участниц (по количеству баллов) по отдельным областям содержания образования в исследовании PISA-2018 естественнонаучная грамотность | 33 |
15 | Выберите, как вы поступите скорее всего. Вы – классный руководитель 3-го класса. Ученики обратились к вам с просьбой разнообразить школьные перемены. Вы предложили коллегам, которые преподают в старших классах, объединиться и придумать, как это можно сделать. К обсуждению подключились другие классы, поступило множество предложений от учеников средней и старшей школы. Как вы с третьеклассниками отберете лучшие? | Варианты школьников поступали в специальный ящик для предложений. Предложу классу отобрать и сгруппировать варианты переменок по одинаковым признакам, выделить достоинства, недостатки и самим доработать предложения. |
16 | Какое направление является приоритетным в исследовании PISA-2021 | математическая грамотность |
17 | Соотнесите место РФ среди других стран-участниц (по количеству баллов) по отдельным областям содержания образования в исследовании PISA-2018: читательская грамотность | 31 |
18 | 33математическая грамотность | 30 |
19 | С 2019 по 2024 год оценка качества по модели PISA – исследование, являющееся частью реализации национального проекта «Образование» по направлению «Современная школа», будет проведена в каждом субъекте Российской Федерации. В каком году в Брянской области проведена региональная оценка общего образования по модели PISA | в 2023 году |
20 | Выберите, как вы поступите скорее всего. В вашем классе запланирован классный час по теме «Спасибо, я не курю». Ученикам нужно найти информацию о последствиях курения, статистику заболеваемости и смертности от курения в России и в мире. В каком формате ученики 8-го класса выполнят это задание? | Подготовлю два комплекта документов с информацией о курении. Первый комплект составлю на основе непроверенной информации, а второй ― на основе достоверной. Распределю учеников на команды и предложу поработать с этими данными. При этом никто из учеников не будет знать, в каком комплекте какая информация. Задача учеников ― проанализировать, проверить данные, а затем опровергнуть или подтвердить их. |
21 | Выберите, как вы поступите скорее всего. Вы ― классный руководитель 4-го «В». В классе учится девочка из семьи ученых. Она способная, активная, трудолюбивая. В класс пришла недавно. С одноклассниками у нее никак не складываются отношения: девочка очень часто вступает с ними в противоборство. Причиной может стать игра на перемене, где мальчики, по словам девочки, неуважительно трогают одноклассниц, смотрят ролики аморального содержания. Развернулась настоящая борьба. Мальчики смеются и издеваются над девочкой, пачкают ее личные вещи, отнимают тетради. Камера наблюдения зафиксировала, как группа ребят преследует ее после уроков. К школьной администрации обратились родители девочки и потребовали навести порядок в классе. В разговоре с девочкой и ее родителями выяснилось, что важнейший аспект воспитания в этой семье ― привить ребенку основы морали и нравственности. Родители также считают, что их дочь должна быть лидером и не отступать перед трудностями. В итоге родители говорят, что не доверяют школе и лично вам, потому что вы не защищаете их ребенка. Как вы поступите? | Проведу беседу по поводу последнего инцидента со сторонами конфликта. Главная задача такой беседы ― создать безопасную обстановку на основе принципов равенства и взаимоуважения, учитывая права сторон на отстаивание собственной точки зрения. По итогам беседы стороны должны будут прийти к соглашению. Спланирую и проведу в классе «Круг сообщества»: предложу детям обсудить историю из кинофильма «Чучело», проведу проблемную конференцию на тему «Ты прав ― и я прав!». Во время конференции мы разработаем нравственный кодекс класса, правила поведения, взаимодействия и общения. Отдельно поговорю с родителями преследователей, обсудим правовую сторону поступка детей. Буду внимательно следить за взаимодействием в классе. |
Где искать тексты законов в Интернете
В этой статье я подробно расскажу о том, где ищут законы юристы, и поделюсь полезными ссылками. Расскажу, что такое источники официального опубликования, зачем они нужны и почему искать законы в специальных программах легче.
Я всегда улыбаюсь, когда слышу: «Этот закон в Интернете есть!» Как будто глобальная сеть – это высшая инстанция в одном лице, и она точно не подведет. На деле за каждым сайтом стоят живые люди, и где-то они обновляют информацию, а где-то выкладывают ее однажды и больше не вносят изменений. Так и получаются казусы, когда люди ссылаются на законы, которые в Интернете есть, но уже не действуют.
“Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются”. Cтатья 15 Конституции РФ
Выложить текст нового закона на каком-нибудь случайном сайте или развесить плакаты в фойе районной библиотеки не получится. У официального опубликования есть свои строгие источники. Эти источники указаны в Федеральном законе от 14. 06. 1994 № 5-ФЗ и в Указе Президента РФ от 23.05.1996 № 763. Таких официальных публикаторов в России всего 4.
Источники официального опубликования нормативных правовых актов РФ
1. «Собрание законодательства РФ» – название этого издания говорит само за себя – здесь публикуются и законы, и акты Президента РФ, и акты Правительства РФ, и решения Конституционного суда РФ, и другие важные документы. «Собрание законодательства» издается с 1994 года еженедельно в виде выпусков. По сути – это сухое издание актов. Не глянцевый журнал с новостями. Посмотреть, как выглядят выпуски «Собрания законодательства», и что там печатают, Вы всегда можете на официальном сайте – www.szrf.ru
2. «Парламентская газета» – совсем другое издание. Здесь есть и законодательство, и новости, и картинки. «Парламентская газета» – это издание нашего законодательного органа – Федерального собрания РФ, который состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Поэтому в «Парламентской газете» мы не встретим ни актов Президента РФ, ни актов Правительства РФ. Здесь публикуют законы – федеральные конституционные (ФКЗ), федеральные (ФЗ), а еще другие акты самого Федерального Собрания РФ, плюс новости: о политике, экономике, культуре, происшествиях и тому подобном. Газета издается с 1997 года и выходит еженедельно. У «Парламентской газеты» тоже есть официальный сайт – www.pnp.ru. Там можно купить свежий или архивный номер газеты в формате pdf.
3. «Российская газета» – как правило, известна людям чаще. Подозреваю, что Вы о ней точно слышали. Это издание Правительства РФ. Первый номер «Российской газеты» вышел в 1990 году. С тех пор газета печатается и ежедневно, и еженедельно, в зависимости от города России – Москва, Новосибирск, Иркутск, Калининград и т.д. Кроме новостей о жизни в России и в мире, «Российская газета» – это официальный публикатор законов, других актов парламента, актов Президента РФ и Правительства РФ, решений Конституционного суда РФ, актов Центральной избирательной комиссии РФ и других значимых документов. У газеты тоже есть официальный сайт – www.rg.ru.
«Российская газета» – это хороший инструмент, чтобы проверять достоверность новостей в духе «приняли недавно такой закон…» Чтобы узнать, действительно ли его «приняли», воспользуйтесь поиском по сайту газеты – он находится в верхнем правом углу на главной странице. Для поиска достаточно использовать ключевые слова.
4. Официальный интернет-портал правовой информации – www.pravo.gov.ru. Этот ресурс только электронный. Портал стал официальным публикатором актов с 2011 года. Здесь публикуют законы, другие акты парламента, акты Президента РФ и акты Правительства РФ, международные договоры, а также другие значимые документы.
На этом источники официального опубликования документов закончились. Возникает логичный вопрос: а как же все остальные – сайты, газеты, сборники – они публикуют законы (и другие акты) незаконно? Законно. Просто над остальными источниками не висит обязанность быть официальным публикатором и обнародовать документ в установленный законодательством срок. Поэтому публиковать тексты законов в других (дополнительных) источниках можно. Все это сказано в статье 5 Федерального закона от 14.06.1994 № 5-ФЗ и в пункте 3 Указа Президента РФ от 23.05.1996 № 763.
Есть еще один очень важный момент, зачем нужны официальные публикаторы – для того, чтобы отсчитывать дату вступления закона (или другого акта) в силу. Например, в тексте федерального закона читаем: “настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования”. Днем его официального опубликования считается первая публикация полного текста в любом из четырех официальных источников (статья 4 ФЗ от 14.06.1994 № 5-ФЗ).
А теперь неожиданный поворот. Все эти официальные публикаторы обязаны обнародовать полный текст закона только в первый раз. Если к закону принята поправка, наступает обязанность опубликовать только текст нового закона о поправке. Цитирую статью 9 Федерального закона от 14.06.1994 № 5-ФЗ: федеральный конституционный закон, федеральный закон, акт палаты Федерального Собрания, в который были внесены изменения или дополнения, может быть повторно официально опубликован в полном объеме.
Справочные правовые системы в России или где ищут законы юристы
В далеком 2003-ем, когда я училась на первом курсе юридического факультета, мы с коллегами регулярно покупали тексты всех нужных нам законов в книжном магазине и носили их с собой, как учебники. На обложке каждого такого закона была надпись: «по состоянию … на «число.месяц.год». Это означало, что за пределами этой даты, текст закона может действовать уже в другой редакции. Например, статья № 5 могла быть уже другой, а № 6 точно такой же. Тогда нас учили так: покупать свежий номер российской газеты, вырезать текст нужной статьи закона в новой редакции и вклеивать поверх старой версии. Но это было, мягко говоря, не слишком-то удобно.
Сейчас все гораздо проще. Студенты на лекции приносят свои смартфоны, в которых вместе с Instagram и WhatsApp есть все законы (и другие акты) сразу – в нужной редакции, в полном объеме. Чудеса возникли не благодаря куче сайтов в Интернете, а благодаря справочным правовым системам (кратко – СПС) – специальным программам, которые облегчили жизнь миллионам (если не больше) юристов и всем, кому нужна точная правовая информация. О них, чудесных, дальше.
СПС бывают государственные и негосударственные, платные и бесплатные. Чтобы не перегружать Вас юридическими тонкостями, я расскажу про 3 самые известные системы в нашей стране и покажу, чем отличается их работа на примере одного и того же запроса. Итак, начнем с государственной системы.
Система «Законодательство России»
Полное название – Информационно-правовая система «Законодательство России». Эта программа находится на сайте официального публикатора www. pavo.gov.ru по этой ссылке. Программа бесплатная и работает 24/7. Тесты размещенных там документов считаются официальными. Об этом говорят Указы Президента РФ от 05.04.1994 № 662 и от 23.05.1996 №763.
Давайте попробуем найти в этой системе Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью», используя простой запрос «закон об ООО». Эти ключевые слова мы вводим в строку «интеллектуального поиска», вот так:
Нажимаем «Искать» и получаем результат – 532 документа, в которых просто встречаются слова из моего запроса, но каждое в отдельности, а не в заглавии. Среди первых 40 документов встретилось даже Постановление главного санитарного врача РФ, но текста самого закона не было.
Пробуем расширенный поиск по тем же ключевым словам:
В результате получаем всего 2 документа: Постановление Государственной Думы РФ и Постановление Конституционного суда РФ, текст самого закона по-прежнему не найден.
Наконец, чтобы поставить поисковую точку, я сделала расширенный поиск закона по номеру и дате принятия (их, полагаю, система ждет предварительно где-то найденные или наизусть заученные). Конечно, после такого запроса закон появился. Со всеми изменениями и дополнениями – текст в действующей редакции.
Когда я показывала такой пример поиска своим студентам на лекции, они воспринимали это как фокус и тут же начинали проверять в своих смартфонах. Искали. Получали тоже самое. С момента моей последней лекции и до написания этой статьи прошло уже почти 5 лет. Фокус можно показывать дальше.
Итак, краткое резюме по ИПС «Законодательство России» – бесплатно, 24/7, большая база документов, официальные тексты, но найти документ непросто.
Двигаемся дальше и рассматриваем негосударственные СПС – «Консультант Плюс» и «Гарант». Коммерческие системы отличаются хорошими связями между документами. На языке программистов – перелинковкой. Это не сухая публикация текстов законов (и других актов), это человекопонятный инструмент для чтения правовой информации. Можно сравнить старую и новую редакцию, посмотреть комментарий к нужной статье закона, найти судебную практику, просто узнать ответ на вопрос, получить правовую инструкцию и много чего еще.
И “Гарант”, и “КонсультантПлюс” в своих полных версиях работают офлайн и платно. Именно здесь юристы нашей необъятной Родины черпают свои знания. Зачем это неюристам? – спросите Вы. Объясню. У каждой этой системы есть бесплатная онлайн-версия с самыми популярными документами, то есть не вся база целиком, но очень много всего нужного в открытом доступе есть. Искать документы под силу даже первокласснику. Сейчас покажу, как это работает.
Система «Консультант Плюс»
Полное название – справочная правовая система «Консультант Плюс». Онлайн-программа доступна по ссылке: www.consultant.ru. Сайт “Консультанта” появился в 1997-м, а сама система еще раньше – в 1992. Для будущих правозащитников мир “Консультанта” открылся в 2004-м, когда компания стала рассылать по юридическим факультетам страны свои диски с небольшими, но качественными базами документов, которые собирали специально для студентов. За год было 2 диска (документы обновлялись). Эти диски мы брали в деканате, устанавливали на свои домашние компьютеры и радовались, что, наконец-то, все “правильные” документы под рукой. Вот так грамотно была выстроена маркетинговая стратегия “Консультанта”.
Если вы читали книгу Максима Батырева “45 татуировок продавана. Правила для тех, кто продает и управляет“, то наверняка помните собственную историю автора – о том, как он продавал программу “КонсультантПлюс” и какие уроки получил от этого опыта. О самой программе в книге, конечно, ничего не написано. Поэтому перейдем от историй – к делу и посмотрим, как работает бесплатная онлайн-версия “Консультанта” и, чем отличается поиск документов здесь от рассмотренной выше системы «Законодательство России».
Используем уже знакомый поисковый запрос и найдем «закон об ООО». Сделаем поиск сразу с главной страницы:
Подозреваю, что полученный результат в комментариях не нуждается:
Документы, которые открыты, отмечены зеленой галочкой. Если документ закрыт в бесплатной версии, Вы увидите “красный кирпич”. Здесь есть #лайфхак: больше документов открыто в вечернее время и по выходным дням.
Другая коммерческая система, также доступная в бесплатной версии, называется «Гарант».
Система “Гарант”
Бесплатная версия системы доступна на сайте www.garant.ru. “Гарант появился в 1990-м. Группа студентов МГУ создала компьютерный справочник по Кодексу законов о труде. Потом появилась небольшая справочная система с небольшим числом обновляемых документов, первые продажи этой системы сделали в том же 1990-м. А дальше пути студентов разошлись и получилось два коммерческих бренда – “Гарант” и “КонсультантПлюс”
Сегодня сайт «Гаранта» больше похож на юридический портал – здесь и новости, и документы, и даже рекламные баннеры. Проверим поиск документов по кючевой фразе «закон об ООО». Слова вводим в строку поиска тоже на главной странице:
Нужный нам Федеральный закон тоже получаем в результате на первом месте:
Здесь отличается интерфейс выдачи, поэтому выбирайте ту программу, корая Вам покажется удобнее.
Поиск по фразе “закон об ООО” я сделала в качестве примера. Искать в этих системах вы можете не только законы, но и другие документы. Например, бланк заявления о регистрации индивидуального предпринимателя, официальные правила заполнения этого зявления и много чего еще.
Один небольшой #лайфхак по делу: перекрестный поиск в разных системах. Например, если Вы ищете документ на сайте “Консультанта”, а там он “закрыт”, попробуйте поискать его в «Гаранте». Если и там недоступен, вооружайтесь точными реквизитами (и “Консультант”, и “Гарант” их обязательно покажут) и отправляйтесь на www.pravo.gov.ru, чтобы найти документ в системе “Законодательство России”.
Есть и другие СПС. Например, Кодекс и ТехЭксперт. В “ТехЭксперте” много разных ГОСТов, СанПинов, СНИПов и так далее (но вцелом документов гораздо меньше, чем в том же “Консультанте”). Перекрестный поиск к этим системам тоже относится.
Помните, в самом начале статьи я рассказывала Вам про официальных публикаторов – “Собрание законодательства РФ”, “Парламентская газета”, “Российская газета” и портал www.pravo.gov.ru? Теперь пазл замыкаем – “Консультант” и “Гарант” сюда не относятся. Эти системы публикуют документы очень удобно для пользователей, делают профессиональные инструкции и обзоры, но источниками официального опубликования не являются. Миллионы юристов доверяют этим системам исходя из сложившейся практики и репутации. Поэтому у каждого документа и в “Гаранте”, и в “Консультанте” есть справка с указанием источников публикации.
На этом мой обзор завершён. Удачных Вам поисков и точных правовых документов.
И до встречи на Праводоксе!
Добавили: 13.03.2018 Обновили: 07.04.2019