Совершенствование читательской компетенции средствами предмета «иностранный язык» как одно из условий формирования функциональной грамотности обучающихся

Тест “Функциональная грамотность”

N п/п

Вопрос

Правильный ответ

1

Как называются задания для коллективного выполнения, появившиеся в PISA в 2015 году? В таких задачах предусмотрено совместное решение проблем. В качестве партнёров выступают виртуальные помощники, с которыми можно обсуждать, анализировать и решать заданную проблему: что-то организовать, создать, придумать, переделать или наладить. Такие задания показывают, как ученик взаимодействует с партнёром, как распределяет обязанности, и умеет ли договариваться.

коллаборативные

2

1. Какое из определений, на ваш взгляд, раскрывает понятие функциональной грамотности

это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней; это базовое образование личности. Ребенок должен обладать: готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи способностью строить социальные отношения обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию; способность применять все полученные в процессе учебы и жизни знания для решения повседневных задач, успешно функционировать в современном обществе

3

Назовите новое направление в исследовании компетенций обучающихся

креативное мышление

4

Выберите, как вы поступите скорее всего. Один из ваших учеников рассказал смешную историю, связанную с покупкой шоколадок по акции. Увидев рекламу в магазине, он купил несколько шоколадок, чтобы получить одну в подарок. Лишь дома мальчик посчитал, насколько невыгодна была эта покупка. Как вы поступите в этой ситуации?

Проведу имитационную игру «Магазин», суть которой ― рассчитать стоимость покупки по акции и без акции. Ученики будут играть роли продавцов и покупателей. Они должны будут не только рассчитать количество потраченных денег, но и то, насколько выгодными оказывались покупки по акции.

5

Цель PISA мониторинг

Сформированности функциональной грамотности: читательской, математической, естественнонаучной, финансовой, сформированность навыков разрешения проблем, креативного мышления

6

Чтобы оценить уровень функциональной грамотности своих учеников, учителю необходимо им предложить

нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни

7

. Выберите, как вы поступите скорее всего. Ученики 3-го класса прочли «Маугли» Р. Киплинга. После этого между ребятами завязался спор: можно ли научиться говорить на языке животных, сможет ли Маугли овладеть речью людей? Ребята считают, что человек не понимает языка животных только потому, что этот вопрос до конца не исследован и у нас нет опыта общения на языке животных. Как вы разрешите этот спор?

Предложу детям составить интеллект-карту «Говорят ли животные?». Когда буду подводить итоги, обращу внимание на то, насколько хорошо ребята понимают отличия между речью людей и звуковыми сигналами животных знают ли о сложностях, с которыми сталкиваются дети-маугли, когда пытаются освоить язык людей.

8

В Российской Федерации данное исследование проводится ежегодно в соответствии с Методологией и критериями оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся и проводится вне основного этапа проведения исследования, которое имеет 3-летний цикл

Общероссийская оценка по модели PISA – «PISA For Schools» («PISA для школ»)

9

Проводили ли Вы с обучающимися онлайн-тестирование по формированию ФГ (задания PISA представлены на официальном сайте ОЭСР платформах)

Да

10

2. Из какого официального источника взята эта цель: «Цель – качество образования, которое характеризуется: сохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) …»

Из Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) (УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерацииот26 декабря 2017 г. № 1642)

11

Региональная оценка по модели PISA состоит из двух составляющих: проведения социологических опросов по оценке удовлетворенности качеством общего образования в образовательной организации и компьютерное тестирование обучающихся. Назовите основные составляющие функциональной грамотности, по которым оценивают школьников:

читательская грамотность; естественнонаучная грамотность; математическая грамотность

12

Сколько уровней функциональной грамотности школьника предусмотрено в исследовании PISA?

6

13

Читательская грамотность. Выберите из предложенных вариантов те характеристики текстов, которые говорят об их структуре:

несплошные; сплошные; смешанные; множественные (составные)

14

Соотнесите место РФ среди других стран-участниц (по количеству баллов) по отдельным областям содержания образования в исследовании PISA-2018 естественнонаучная грамотность

33

15

Выберите, как вы поступите скорее всего. Вы – классный руководитель 3-го класса. Ученики обратились к вам с просьбой разнообразить школьные перемены. Вы предложили коллегам, которые преподают в старших классах, объединиться и придумать, как это можно сделать. К обсуждению подключились другие классы, поступило множество предложений от учеников средней и старшей школы. Как вы с третьеклассниками отберете лучшие?

Варианты школьников поступали в специальный ящик для предложений. Предложу классу отобрать и сгруппировать варианты переменок по одинаковым признакам, выделить достоинства, недостатки и самим доработать предложения.

16

Какое направление является приоритетным в исследовании PISA-2021

математическая грамотность

17

Соотнесите место РФ среди других стран-участниц (по количеству баллов) по отдельным областям содержания образования в исследовании PISA-2018: читательская грамотность

31

18

33математическая грамотность

30

19

С 2019 по 2024 год оценка качества по модели PISA – исследование, являющееся частью реализации национального проекта «Образование» по направлению «Современная школа», будет проведена в каждом субъекте Российской Федерации. В каком году в Брянской области проведена региональная оценка общего образования по модели PISA

в 2023 году

20

Выберите, как вы поступите скорее всего. В вашем классе запланирован классный час по теме «Спасибо, я не курю». Ученикам нужно найти информацию о последствиях курения, статистику заболеваемости и смертности от курения в России и в мире. В каком формате ученики 8-го класса выполнят это задание?

Подготовлю два комплекта документов с информацией о курении. Первый комплект составлю на основе непроверенной информации, а второй ― на основе достоверной. Распределю учеников на команды и предложу поработать с этими данными. При этом никто из учеников не будет знать, в каком комплекте какая информация. Задача учеников ― проанализировать, проверить данные, а затем опровергнуть или подтвердить их.

21

Выберите, как вы поступите скорее всего. Вы ― классный руководитель 4-го «В». В классе учится девочка из семьи ученых. Она способная, активная, трудолюбивая. В класс пришла недавно. С одноклассниками у нее никак не складываются отношения: девочка очень часто вступает с ними в противоборство. Причиной может стать игра на перемене, где мальчики, по словам девочки, неуважительно трогают одноклассниц, смотрят ролики аморального содержания. Развернулась настоящая борьба. Мальчики смеются и издеваются над девочкой, пачкают ее личные вещи, отнимают тетради. Камера наблюдения зафиксировала, как группа ребят преследует ее после уроков. К школьной администрации обратились родители девочки и потребовали навести порядок в классе. В разговоре с девочкой и ее родителями выяснилось, что важнейший аспект воспитания в этой семье ― привить ребенку основы морали и нравственности. Родители также считают, что их дочь должна быть лидером и не отступать перед трудностями. В итоге родители говорят, что не доверяют школе и лично вам, потому что вы не защищаете их ребенка. Как вы поступите?

Проведу беседу по поводу последнего инцидента со сторонами конфликта. Главная задача такой беседы ― создать безопасную обстановку на основе принципов равенства и взаимоуважения, учитывая права сторон на отстаивание собственной точки зрения. По итогам беседы стороны должны будут прийти к соглашению. Спланирую и проведу в классе «Круг сообщества»: предложу детям обсудить историю из кинофильма «Чучело», проведу проблемную конференцию на тему «Ты прав ― и я прав!». Во время конференции мы разработаем нравственный кодекс класса, правила поведения, взаимодействия и общения. Отдельно поговорю с родителями преследователей, обсудим правовую сторону поступка детей. Буду внимательно следить за взаимодействием в классе.

Совершенствование читательской компетенции средствами предмета «иностранный язык» как одно из условий формирования функциональной грамотности обучающихся

Где искать тексты законов в Интернете

В этой статье я подробно расскажу о том, где ищут законы юристы, и поделюсь полезными ссылками. Расскажу, что такое источники официального опубликования, зачем они нужны и почему искать законы в специальных программах легче.

Я всегда улыбаюсь, когда слышу: «Этот закон в Интернете есть!» Как будто глобальная сеть – это высшая инстанция в одном лице, и она точно не подведет. На деле за каждым сайтом стоят живые люди, и где-то они обновляют информацию, а где-то выкладывают ее однажды и больше не вносят изменений. Так и получаются казусы, когда люди ссылаются на законы, которые в Интернете есть, но уже не действуют.

“Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются”. Cтатья 15 Конституции РФ

Выложить текст нового закона на каком-нибудь случайном сайте или развесить плакаты в фойе районной библиотеки не получится. У официального опубликования есть свои  строгие источники. Эти источники указаны в Федеральном законе от 14. 06. 1994 № 5-ФЗ и в Указе Президента РФ от 23.05.1996 № 763. Таких официальных публикаторов в России всего 4.
 

Источники официального опубликования нормативных правовых актов РФ

Собрание законодательства РФ1. «Собрание законодательства РФ»  – название этого издания говорит само за себя – здесь публикуются и законы, и акты Президента РФ, и акты Правительства РФ, и решения Конституционного суда РФ, и другие важные документы.  «Собрание законодательства» издается с 1994 года еженедельно в виде выпусков. По сути – это сухое издание актов. Не глянцевый журнал с новостями. Посмотреть, как выглядят выпуски «Собрания законодательства», и что там печатают, Вы всегда можете на официальном сайте – www.szrf.ru 

Совершенствование читательской компетенции средствами предмета «иностранный язык» как одно из условий формирования функциональной грамотности обучающихся2. «Парламентская газета» –  совсем другое издание. Здесь есть и законодательство, и новости, и картинки. «Парламентская газета» – это издание нашего законодательного органа – Федерального собрания РФ, который состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Поэтому в «Парламентской газете» мы не встретим ни актов Президента РФ, ни актов Правительства РФ. Здесь публикуют законы – федеральные конституционные (ФКЗ), федеральные (ФЗ), а еще другие акты самого Федерального Собрания РФ, плюс новости: о политике, экономике, культуре, происшествиях и тому подобном. Газета издается с 1997 года и выходит еженедельно. У «Парламентской газеты» тоже есть официальный сайт – www.pnp.ru. Там можно купить свежий или архивный номер газеты в формате pdf.

Совершенствование читательской компетенции средствами предмета «иностранный язык» как одно из условий формирования функциональной грамотности обучающихся3. «Российская газета» – как правило, известна людям чаще. Подозреваю, что Вы о ней точно слышали. Это издание Правительства РФ. Первый номер «Российской газеты» вышел в 1990 году. С тех пор газета печатается и ежедневно, и еженедельно, в зависимости от города России – Москва, Новосибирск, Иркутск, Калининград и т.д. Кроме новостей о жизни в России и в мире, «Российская газета» – это официальный публикатор законов, других актов парламента, актов Президента РФ и Правительства РФ, решений Конституционного суда РФ, актов Центральной избирательной комиссии РФ и других значимых документов. У газеты тоже есть официальный сайт – www.rg.ru
«Российская газета» – это хороший инструмент, чтобы проверять достоверность новостей в духе «приняли недавно такой закон…» Чтобы узнать, действительно ли его «приняли», воспользуйтесь поиском по сайту газеты – он находится в верхнем правом углу на главной странице. Для поиска достаточно использовать ключевые слова.

4. Официальный интернет-портал правовой информации – www.pravo.gov.ru. Этот ресурс только электронный. Портал стал официальным публикатором актов с 2011 года. Здесь публикуют законы, другие акты парламента, акты Президента РФ и акты Правительства РФ, международные договоры, а также другие значимые документы.

Совершенствование читательской компетенции средствами предмета «иностранный язык» как одно из условий формирования функциональной грамотности обучающихся

На этом источники официального опубликования документов закончились. Возникает логичный вопрос: а как же все остальные – сайты, газеты, сборники – они публикуют законы (и другие акты) незаконно? Законно. Просто над остальными источниками не висит обязанность быть официальным публикатором и обнародовать документ в установленный законодательством срок. Поэтому публиковать тексты законов в других (дополнительных) источниках можно. Все это сказано в статье 5 Федерального закона от 14.06.1994  № 5-ФЗ и в пункте 3 Указа Президента РФ от 23.05.1996 № 763.

Есть еще один очень важный момент, зачем нужны официальные публикаторы – для того, чтобы отсчитывать дату вступления закона (или другого акта) в силу. Например, в тексте федерального закона читаем: “настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования”. Днем его официального опубликования считается первая публикация полного текста в любом из четырех официальных источников (статья 4 ФЗ от 14.06.1994 № 5-ФЗ).
 

А теперь неожиданный поворот. Все эти официальные публикаторы обязаны обнародовать полный текст закона только в первый раз. Если к закону принята поправка, наступает обязанность опубликовать только текст нового закона о поправке. Цитирую  статью 9 Федерального закона от 14.06.1994 № 5-ФЗ: федеральный конституционный закон, федеральный закон, акт палаты Федерального Собрания, в который были внесены изменения или дополнения, может быть повторно официально опубликован в полном объеме.

Справочные правовые системы в России или где ищут законы юристы

В далеком 2003-ем, когда я училась на первом курсе юридического факультета, мы с коллегами регулярно покупали тексты всех нужных нам законов в книжном магазине и носили их с собой, как учебники. На обложке каждого такого закона была надпись: «по состоянию … на «число.месяц.год». Это означало, что за пределами этой даты, текст закона может действовать уже в другой редакции. Например, статья № 5 могла быть уже другой, а № 6 точно такой же. Тогда нас учили так: покупать свежий номер российской газеты, вырезать текст нужной статьи закона в новой редакции и вклеивать поверх старой версии. Но это было, мягко говоря, не слишком-то удобно.
 

Сейчас все гораздо проще. Студенты на лекции приносят свои смартфоны, в которых вместе с Instagram и WhatsApp есть все законы (и другие акты) сразу – в нужной редакции, в полном объеме. Чудеса возникли не благодаря куче сайтов в Интернете, а благодаря справочным правовым системам (кратко – СПС) – специальным программам, которые облегчили жизнь миллионам (если не больше) юристов и всем, кому нужна точная правовая информация. О них, чудесных, дальше.

СПС бывают государственные и негосударственные, платные и бесплатные. Чтобы не перегружать Вас юридическими тонкостями, я расскажу про 3 самые известные системы в нашей стране и покажу, чем отличается их работа на примере одного и того же запроса. Итак, начнем с государственной системы.

Система «Законодательство России» 

Полное название – Информационно-правовая система «Законодательство России». Эта программа находится на сайте официального публикатора www. pavo.gov.ru по этой ссылке. Программа бесплатная и работает 24/7. Тесты размещенных там документов считаются официальными. Об этом говорят Указы Президента РФ от 05.04.1994 № 662 и от 23.05.1996 №763. 
 

Давайте попробуем найти в этой системе Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью», используя простой запрос «закон об ООО». Эти ключевые слова мы вводим в строку «интеллектуального поиска», вот так: 


Совершенствование читательской компетенции средствами предмета «иностранный язык» как одно из условий формирования функциональной грамотности обучающихся


Нажимаем «Искать» и получаем результат – 532 документа, в которых просто встречаются слова из моего запроса, но каждое в отдельности, а не в заглавии. Среди первых 40 документов встретилось даже Постановление главного санитарного врача РФ, но текста самого закона не было.


Совершенствование читательской компетенции средствами предмета «иностранный язык» как одно из условий формирования функциональной грамотности обучающихся


Пробуем расширенный поиск по тем же ключевым словам:


Совершенствование читательской компетенции средствами предмета «иностранный язык» как одно из условий формирования функциональной грамотности обучающихся


В результате получаем всего 2 документа: Постановление Государственной Думы РФ и Постановление Конституционного суда РФ, текст самого закона по-прежнему не найден.


Совершенствование читательской компетенции средствами предмета «иностранный язык» как одно из условий формирования функциональной грамотности обучающихся


Наконец, чтобы поставить поисковую точку, я сделала расширенный поиск закона по номеру и дате принятия (их, полагаю, система ждет предварительно где-то найденные или наизусть заученные). Конечно, после такого запроса закон появился. Со всеми изменениями и дополнениями – текст в действующей редакции.


Совершенствование читательской компетенции средствами предмета «иностранный язык» как одно из условий формирования функциональной грамотности обучающихся


Когда я показывала такой пример поиска своим студентам на лекции, они воспринимали это как фокус и тут же начинали проверять в своих смартфонах. Искали. Получали тоже самое. С момента моей последней лекции и до написания этой статьи прошло уже почти 5 лет. Фокус можно показывать дальше.
 

Итак, краткое резюме по ИПС «Законодательство России» – бесплатно, 24/7, большая база документов, официальные тексты, но найти документ непросто.

Двигаемся дальше и рассматриваем негосударственные СПС –  «Консультант Плюс» и «Гарант». Коммерческие системы отличаются хорошими связями между документами. На языке программистов – перелинковкой. Это не сухая публикация текстов законов (и других актов), это человекопонятный инструмент для чтения правовой информации. Можно сравнить старую и новую редакцию, посмотреть комментарий к нужной статье закона, найти судебную практику, просто узнать ответ на вопрос, получить правовую инструкцию и много чего еще.

И “Гарант”, и “КонсультантПлюс” в своих полных версиях работают офлайн и платно. Именно здесь юристы нашей необъятной Родины черпают свои знания. Зачем это неюристам? – спросите Вы. Объясню. У каждой этой системы есть бесплатная онлайн-версия с самыми популярными документами, то есть не вся база целиком, но очень много всего нужного в открытом доступе есть. Искать документы под силу даже первокласснику. Сейчас покажу, как это работает.

Система «Консультант Плюс» 

Полное название – справочная правовая система «Консультант Плюс». Онлайн-программа доступна по ссылке: www.consultant.ru. Сайт “Консультанта” появился в 1997-м, а сама система еще раньше – в 1992. Для будущих правозащитников мир “Консультанта” открылся в 2004-м, когда компания стала рассылать по юридическим факультетам страны свои диски с небольшими, но качественными базами документов, которые собирали специально для студентов. За год было 2 диска (документы обновлялись). Эти диски мы брали в деканате, устанавливали на свои домашние компьютеры и радовались, что, наконец-то, все “правильные” документы под рукой. Вот так грамотно была выстроена маркетинговая стратегия “Консультанта”.

Если вы читали книгу Максима Батырева “45 татуировок продавана. Правила для тех, кто продает и управляет“, то наверняка помните собственную историю автора – о том, как он продавал программу “КонсультантПлюс” и какие уроки получил от этого опыта. О самой программе в книге, конечно, ничего не написано. Поэтому перейдем от историй – к делу и посмотрим, как работает бесплатная онлайн-версия “Консультанта” и, чем отличается поиск документов здесь от рассмотренной выше системы «Законодательство России».

Используем уже знакомый поисковый запрос и найдем «закон об ООО». Сделаем поиск сразу с главной страницы:


Совершенствование читательской компетенции средствами предмета «иностранный язык» как одно из условий формирования функциональной грамотности обучающихся


Подозреваю, что полученный результат в комментариях не нуждается:


Совершенствование читательской компетенции средствами предмета «иностранный язык» как одно из условий формирования функциональной грамотности обучающихся


Документы, которые открыты, отмечены зеленой галочкой. Если документ закрыт в бесплатной версии, Вы увидите “красный кирпич”. Здесь есть #лайфхак: больше документов открыто в вечернее время и по выходным дням. 

Другая коммерческая система, также доступная в бесплатной версии, называется «Гарант».

Система “Гарант”

Бесплатная версия системы доступна на сайте www.garant.ru.  “Гарант появился в 1990-м. Группа студентов МГУ создала компьютерный справочник по Кодексу законов о труде. Потом появилась небольшая справочная система с небольшим числом обновляемых документов, первые продажи этой системы сделали в том же 1990-м. А дальше пути студентов разошлись и получилось два коммерческих бренда – “Гарант” и “КонсультантПлюс”

Сегодня  сайт «Гаранта» больше похож на юридический портал – здесь и новости, и документы, и даже рекламные баннеры. Проверим поиск документов по кючевой фразе «закон об ООО». Слова вводим в строку поиска тоже на главной странице:


Совершенствование читательской компетенции средствами предмета «иностранный язык» как одно из условий формирования функциональной грамотности обучающихся


Нужный нам Федеральный закон тоже получаем в результате на первом месте:


Совершенствование читательской компетенции средствами предмета «иностранный язык» как одно из условий формирования функциональной грамотности обучающихся


Здесь отличается интерфейс выдачи, поэтому выбирайте ту программу, корая Вам покажется удобнее. 

Поиск по фразе “закон об ООО” я сделала в качестве примера. Искать в этих системах вы можете не только законы, но и другие документы. Например, бланк заявления о регистрации индивидуального предпринимателя, официальные правила заполнения этого зявления и много чего еще. 

Один небольшой #лайфхак по делу: перекрестный поиск в разных системах. Например, если Вы ищете документ на сайте “Консультанта”,  а там он “закрыт”, попробуйте поискать его в «Гаранте». Если и там недоступен, вооружайтесь точными реквизитами (и “Консультант”, и “Гарант” их обязательно покажут) и отправляйтесь на www.pravo.gov.ru, чтобы найти документ в системе “Законодательство России”.

Есть и другие СПС. Например, Кодекс и ТехЭксперт. В “ТехЭксперте” много разных ГОСТов, СанПинов, СНИПов и так далее (но вцелом документов гораздо меньше, чем в том же “Консультанте”). Перекрестный поиск к этим системам тоже относится.

Помните, в самом начале статьи я рассказывала Вам про официальных публикаторов – “Собрание законодательства РФ”, “Парламентская газета”, “Российская газета” и портал www.pravo.gov.ru? Теперь пазл замыкаем – “Консультант” и “Гарант” сюда не относятся. Эти системы публикуют документы очень удобно для пользователей, делают профессиональные инструкции и обзоры, но источниками официального опубликования не являются. Миллионы юристов доверяют этим системам исходя из сложившейся практики и репутации. Поэтому у каждого документа и в “Гаранте”, и в “Консультанте” есть справка с указанием источников публикации. 

На этом мой обзор завершён. Удачных Вам поисков и точных правовых документов.
И до встречи на Праводоксе!

Добавили: 13.03.2018 Обновили: 07.04.2019

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *