Совершенствование профориентационной работы – важнейший фактор профессионального самоопределения личности.статья (6, 7 и 8 классы)

На этом фоне выделяются приоритетные направления творческого поиска профконсультанта:

2. Формирование способности самостоятельно ориентироваться в постоянно меняющейся ситуации. Важнее становится не помощь в конкретном выборе, а формирование самой способности совершать разные профессиональные и жизненные выборы. Важно при этом ориентировать клиента на возможное позитивное изменение ситуации (формирование «социального оптимизма»). В идеале – это формирование стремления вносить свой позитивный вклад в улучшение ситуации (формирование «действенного социального оптимизма»). Все это связано и с оптимизмом по отношению к себе (идея своей «миссии», своего предназначения в этом мире). Но «действенный социальный оптимизм» и вера в свое предназначение обязательно должны сочетаться со способностью адаптироваться в реальном мире.

«Тыл» понимается как основа самостоятельности, творчества и совести (хорошо быть «честным» и «порядочным», когда есть надежные «тылы»), как условие для действительно значимого дела жизни. Варианты «тылов» могут быть самые разные: хорошее образование (раньше значок о высшем образовании вообще называли «поплавком»), воспитание, богатые родственники, связи, коммуникативные способности, место проживания – прописка и т.п. К «тыловым ресурсам» можно отнести и умение входить в социально-профессиональную или учебно-профессиональную среду (в «профессиональную тусовку»).

5. Формирование ценностно-смыслового ядра самоопределяющейся личности. Главное здесь – построение системы (иерархии) ценностей и смыслов вокруг чего-то самого важного для данного человека. Именно построение такой иерархии смыслов станет важнейшим условием различения существенной ценности («святыни») от менее существенной ценности. т.е. условием совершение достойного внутреннего компромисса.

6. Подготовка самоопределяющегося человека к достойному поведению в ситуациях ненормативного жизненного и профессионального кризиса. Сам кризис понимается как условие личностного роста (как своеобразный «шанс» стать лучше). Традиционно выделяют нормативные и ненормативные кризисы. Нормативные кризисы – это кризисы, через которые проходят большинство людей (например, возрастные кризисы). Ненормативное – это отдельные сложные жизненные события, сильно влияющие на всю дальнейшую жизнь человека (например, болезнь, переезд, смерть близкого, увольнение и т.п.).

Сама реализация кризиса как «шанса» может рассматриваться трояко: 1) как реализация чего-то неизбежного, почти предопределенного («шанс нормативный»); 2) как реализация незапланированной жизненной сложности (проблема готовности к «сюрпризам жизни»); 3) как самостоятельное усложнение для себя жизненной ситуации, т.е. не столько «ожидание шанса» или «реагирование» на него, сколько «создание шанса» (боле творческая позиция – для неугомонных, ищущих людей).

Проблема для профконсультанта (или для педагога-психолога в школе) – как предотвратить деградацию личности в момент жизненного испытания и обеспечить переход человека на более высокий уровень самоопределения и личностного развития (т.е. как научить человека «воспользоваться своим шансом»). Эта проблема связана с другой проблемой: какими психолого-педагогическими средствами все это обеспечить?

Общая логика реализации выделенных приоритетов:

– дальнейшая теоретическая проработка проблемных направлений развития профориентационной помощи;

– постепенная разработка новых (приоритетных) методик (перспективным представляется более смелое обсуждение конкретных ситуаций, использование кейс-заданий, специально организованных, «культурных» дискуссий по острым темам);

– постепенное включение новых методик в контекст традиционных форм и методов профессионального самоопределения;

– постоянная корректировка этих методов в зависимости от изменения ситуации.

Пряжников Н.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

(Учебно-методическое пособие)

В пособии дается понимание «профессионального самоопределения». Подчеркивается активный характер субъекта профессионального самоопределения, выделяются психолого- педагогические условия формирования такой активности. Особое внимание уделяется активной позиции психолога и организации конструктивного взаимодействия с самоопределяющимся клиентом (подростком).

В пособии представлены также авторские методики активизации профессионального самоопределения и варианты программ формирования субъекта профессионального самоопределения в условиях работы с классом, группой, микрогруппой, а также – в индивидуальных профконсультациях. Рассматриваются возможности использования (включения) этих программ в различные модели предпрофильного и профильного обучения школьников.

Данное пособие может использоваться при подготовке психологов-ппрофконсультантов как на теоретических занятиях, так и при проведении спецкурсов и практических занятий. Пособие рассчитано также на школьных психологов (педагогов-психологов), классных руководителей, учителей-предметников, воспитателей, консультантов различных психологических центров и всех, кто интересуется вопросами профессионального самоопределения подростков и молодежи.

ОГЛАВЛЕНИЕ

В настоящее время актуальность профориентационной работы возрастает кс каждым годом. Развивающиеся в стране «рыночные отношения» требуют от самоопределяющихся выпускников (молодежи и всех, кто планирует свое профессиональной развитие) школ готовности к самостоятельному решению своих карьерных вопросов и умения выстраивать свою жизнь осознанно и самостоятельно.

В пособии представлены теоретические вопросы профессионального самоопределения, вопросы организации (Глава 1) и планирования профориентационной работы в школе (глава 2), даются рекомендации по проектированию профориентационных методов и программ работы со школьниками (Глава 3), даются примеры уже использующихся в разных условиях профориентационных программ (Глава 4), а также – описания различных групп авторских активизирующих методик профессионального и личностного самоопределения (Глава 5).

Особенностью данного пособия является то, что многие теоретические        вопросы подкрепляются соответствующими практическими методиками, что соответствует и названию работы –

«Профессиональное самоопределение: теория и практика». Другой особенностью пособия является то, что оно во многом дополняет другие наши работы, посвященные профориентационной проблематике, в частности, учебно-методическое пособие «Профориентация», выпущенное в издательстве «Академия» в 2005 году (Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С., 2005). Но если в пособии «Профориентация» больший акцент делался на освещение теоретических проблем, то в данном пособии несколько больший акцент делается именно на практических методиках и рассмотрении различных условий их проведения со школьниками.

Как уже отмечалось, в пособии большое внимание уделяется проектированию конкретных профориентационных программ. Пособие построено таким образом, что эти программы, опираясь на наши общие рекомендации, можно составлять из наших же авторских методик, в зависимости от решаемых психологом профориентационных задач. Мы считаем, что единообразные программы менее эффективны, чем вариативные, которые можно было бы каждый раз менять и адаптировать к конкретным аудиториям учащихся. Большое разнообразие авторских методик позволит это сделать без труда.

Наши методики называются активизирующими, т.е. призванными не только формировать более высокую заинтересованность в профориентационной работе и профконсультациях, но и частично обучать школьников самостоятельно решать свои проблемы. Сами представленные в пособии методики больше рассчитаны именно на практическую работу, хотя часть из них можно использовать и для исследовательских целей. В этой связи в общей характеристике каждой из групп наших активизирующих методик мы специально выделяем

«диагностические возможности методик», исходя из того. При этом важно отметить, что в отличие от традиционных диагностических средств (тестов, опросников и др.) наши методики предполагают достаточно развитый профессиональный и жизненный опыт использующего эти методы психолога, а также его умение «понимать» и даже «чувствовать» своих клиентов. Только тогда методики дадут психологу богатый материал для принятия профконсультационных решений (в научно-практических обследованиях) или для научных обобщений (уже в исследовательской деятельности).

После каждой главы в пособии даются контрольные вопросы для самопроверки обучающихся студентов и специалистов. В конце пятой главы представлены практические задания для формирования у

обучающихся начальных навыков проведения методик. Заметим, что все наши активизирующие методики не являются стандартизированными, т.е. допускают их значительную модификацию в использовании. Но как показывает опыт общения с психологами-практиками, использующими наши методы в своей работе, лучше, когда на начальных этапах освоения методик пользоваться нашими рекомендациями. И лишь затем, приобретя некоторый опыт и почувствовав уверенность, можно самостоятельно вносить в наши методики изменения, а в перспективе создавать на их основе свой собственные методы. Для этого в Главе 3 даются общие рекомендации по проектированию активизирующих профконсультационных методов.

Мы надеемся, что данное пособие будет полезно для всех специалистов, работающих с самоопределяющимися подростками, а также с теми людьми, которые решают свои карьерные вопросы в наше нелегкое время.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *