СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ

Применение дистанционных образовательных технологий

в дополнительном образовании детей.

Ревякина Евгения Николаевна,

педагог дополнительного образования

МБУДО «ДДТ» п. Унъюган

Современная Россия переживает процесс активных преобразований, время перехода от индустриального общества к обществу информационному.   Современная школа и сегодняшний учебный процесс предполагают внедрение новых форм работы и предусматривают новые роли: ученика как активного исследователя, творчески и самостоятельно работающего над решением учебной задачи, широко использующего информационно-коммуникационные технологии для получении необходимой информации, и педагога как консультанта, который должен обладать умением и навыками использования компьютерных технологий.

«Наша основная задача – обеспечить детей качественным образованием вне зависимости от места их проживания, вводя в учебный процесс новейшие технологии», — сказала Е.В. Уба.

Дистанционное обучение –   способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между педагогом и учащимся.

Цели дистанционного обучения:

— ликвидация пробелов в знаниях, умениях, навыках обучающихся по определенным предметам школьного цикла;

— базовый курс школьной программы для учащихся, не имеющих возможности по разным причинам посещать школу       вообще или в течение какого-то отрезка времени;

— дополнительное образование по интересам.

— создания образовательного пространства;

— формирования у обучающихся познавательной самостоятельности и активности;

— развития критического мышления, готовности конструктивно обсуждать различные точки зрения.

Технология дистанционного обучения заключается в том, что обучение и контроль за усвоением материала происходит с помощью компьютерной сети Интернет, используя технологии on-line и off-line.

Как же построены все системы дистанционного обучения? Естественно на основных принципах современного интернета, сочетаний веб технологий, видеосвязи, электронной почты.

Итак, для дистанционного обучения нужны:

Программные средства для видеосвязи

Специализированный сайт с обучающими курсами обучения. Для размещения средств дистанционного обучения используется на площадке

Каково же наполнение дистанционного курса?

Это: тесты; практические задания; видео-урок; творческие задания (ребусы, иллюстрация, создание буклета); вопросы.

Самостоятельное приобретение знаний, умение применять полученные знания при решении разнообразных познавательных, а также практических задач — суть процесса образования и его результата. Вот почему современный образовательный процесс не может замыкаться только на уроке, на учебнике, на учителе. Необходима разносторонняя познавательная деятельность, основанная на использовании разнообразной информации, отражающей разные точки зрения. Важно формировать самостоятельность мышления, умение выстраивать доказательность, аргументированность своей позиции.

Таким образом, педагог получил возможность по-новому организовать внеурочную деятельность   обучающихся, используя  новые технологии. Педагог может вовлекать обучающихся в поиск новых идей, материалов, актуальных фактов по заданной им теме, организовать дистанционные олимпиады, конкурсы, игры.

On-line – занятие: педагог находится в образовательном учреждении и с помощью оборудования для видеосвязи проводит занятия в соответствии с тематическим планированием.

В таком режиме занятие можно провести, используя презентации, видео фрагменты. Особенно увлекательным для детей является работа с интерактивной доской.

Для проверки и закрепления материала по заданной теме разрабатываются тесты, практические задания.

Видео-урок записывается учителем с помощью специальных программ для самостоятельной работы обучающихся.

Тот, кто пробовал использовать Интернет-технологии, согласится со мной в том, что это процесс, требующий больших временных затрат, но увлекательный и творческий. Именно по этой причине желательно использовать Интернет-технологии во внеурочной деятельности учащихся.

Однако, при всей заманчивости использования Интернета, при всем его широком спектре возможностей и громадном информационном ресурсе следует помнить, что Интернет-это лишь средство для повышения эффективности образовательного процесса и, что наиболее важно, средство для повышения уровня мотивации учащихся на образовательную и творческую деятельность.

Использование дистанционных технологий предполагает принцип самостоятельной деятельности. Каждый ребенок получает возможность развиваться и обучаться в удобном для него темпе, в удобное время.

Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательной деятельности и при реализации образовательной программы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий должна быть организована в полном объеме по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.

Внеурочная деятельность может быть организована и в каникулярное время. Образовательная организация, осуществляющая образовательную деятельность, в том числе внеурочную, дистанционно:

разрабатывает и утверждает локальный акт (приказ, положение) об организации дистанционного обучения,

формирует расписание занятий на каждый учебный день в соответствии с образовательной программой и планом внеурочной деятельности по каждой курсу, предусматривая дифференциацию по классам и время проведения занятия не более 30 минут;

информирует обучающихся и их родителей о реализации внеурочной деятельности с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;

обеспечивает ведение учета результатов деятельности.

В целях формирования плана внеурочной деятельности необходимо внесение соответствующих корректировок в рабочие программы курсов внеурочной деятельности в части форм обучения (конференция, исследовательская деятельность, онлайн-консультация, акция, конкурс, экскурсия и т.п.), технических средств обучения.

дистанционного обучения являются: образовательные онлайн платформы; цифровые образовательные ресурсы, размещенные на образовательных сайтах; видеоконференции; вебинары; skype-общение; e-mail; облачные сервисы; электронные пособия, разработанные с учетом требований законодательства РФ об образовательной деятельности.

В соответствии с техническими возможностями, созданными в образовательной организации, возможно использование различных электронных ресурсов.

Педагогическим работникам образовательной организации рекомендуется создавать простейшие, нужные для обучающихся, ресурсы и задания; выражать свое отношение к работам обучающихся в виде текстовых или аудио рецензий, устных онлайн консультаций.

При организации внеурочной деятельности дистанционно можно использовать такие образовательные технологии, как Сinema-технология, квест (Web-квест), проектная технология, образовательное путешествие, виртуальная экскурсия и др.  К плюсам дистанционных образовательных технологий можно отнести: доступность, индивидуализация, получение образования независимо от места проживания, состояния здоровья,  творческое самовыражение.

Плюсы использования дистанционного обучения во внеурочной деятельности: активизирует познавательную деятельность учащихся; позволяет проводить занятия на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала; повышается объем выполняемой работы на занятиях в 1,5-2 раза; расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки исследовательской деятельности; обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Таким образом, дистанционные технологии глубоко проникли в учебно-воспитательный процесс не только школы, но и в учреждения дополнительного образования. Их применение   расширяет мировоззрение учащихся, способствует более глубокому изучению предмета и всестороннему развитию личности.

Дистанционные технологии являются особенно эффективными  при проведении как массовых, так и групповых форм работы.

Хочу представить  одну из внеклассных разработок для начальной  школы – это набор игр, используемый   для активизации внимания детей,  для  их заинтересованности, так как обучающиеся находятся на расстоянии. На таких занятиях обучающиеся  играют, отгадывают загадки, выполняют разные действия.

Эти занятия можно использовать между  занятиями, можно «разбавлять» этими играми занятие, но очень весело и интересно детям играть в свободное время, т.е. «просто играть».

Цель: Создание хорошего настроения.

1.      Развитие коммуникативных навыков, чувства эмпатии, положительных эмоций.

2.      Формирование бережного и позитивного отношения к партнёру.

3.      Повышение самооценки детей

Ведущий: Здравствуйте, дорогие, ребята! Сегодня мы с вами, проведем очень интересную и веселую игровую программу с веселым названием «Веселый калейдоскоп». Эта увлекательная программа заставит веселиться и играть не только детей, но даже и взрослых. Мы постараемся сделать так, чтобы все принимали участие в нашей программе, веселились от души, чтобы всем ребятам запомнились наши конкурсы.

А теперь давайте и с вами познакомимся! Повторяйте за мной:Раз мобила, два мобила

(ладони внешней стороной поочередно прикладываются к

Пейджеры, пейджеры (ладони внутренней стороной поочередно прикладываются к

За рулем автомобиля женщина, женщина (крутят руль).

Все в порядке, все нормально(демонстрируется жест «ОК»).

Зайчики, зайчики (ладошки над головой изображают ушки

Ну-ка дружно, ну-ка вместе: Девочки! Мальчики!

А теперь, раз, два, три,

Своё имя назови!

2. Игра «Угадай мелодию».

Командам по очереди предлагаются мелодии, вам нужно угадать название песен.

3. Конкурс. Игра «Он и Она, Они и он».

Я вам буду читать, а вы будете дополнять.

Для 1 команды: Он и Она.

Она — коза, а он? (козёл).

Она — оса, а он? (оса).

Он — осёл, а она? (ослица).

Он — петух, а она? (курица).

Для 2 команды: «Они и он».

Они — купцы, а он? (купец).

Они — щипцы, а он? (щипцы).

Они – дворцы, а он? (дворец).

Они ножницы, а он? (ножницы).

4. Игра “Красный, желтый, зеленый”

Объясняю правила игры. Когда показываю зеленую карточку – все топают, желтую – все хлопают, красную – молчат. Показывает карточки, участники выполняют действия

5. Игра «

Как живешь? – Вот так! (выставляют большой палец вперед)

Как идешь? – Вот так! (идут на месте)

Как плывешь? – Вот так! (имитируют плавание)

Как бежишь? – Вот так! (бег наместе)

Как грустишь? – Вот так! (грустят)

А шалишь? – Вот так! (кривляются)

А грозишь? – Вот так! (грозят друг другу пальчиком)

— Вдаль глядишь?

— Вот так! («бинокль»)

— Ждешь обед?

— Вот так! (Подпереть щеку кулачком)

— Машешь вслед?

— Вот так! (помахать кистью руки)

— Утром спишь?

— Вот так! (обе руки под щеку)

— А шалишь?

— Вот так! (хлопнуть по надутым щекам)

6. Добавь слово

7. Игра художники

Нарисовать вслепую дом без крыши;

— Дорисовать своему домику крышу, потом окно, двери;

— Нарисуйте на крыше трубу;

— Справа от дома нарисуйте дерево;

-Теперь изобразите дым, идущий из трубы дома.

8. Что такое физкультура?

Тренировка и игра.

“Физ” и “куль” и “ту” и “ра”.

Руки вверх, руки вниз.

Крутим шею словно руль.

Ловко прыгай в высоту.

Бегай на месте.

Занимаясь этим делом, будешь сильным, ловким, смелым.

Плюс хорошая фигура.

Вот что значит физкультура!

9. Игра «Злой волшебник»

В одной сказочной стране злой волшебник заколдовал добрые сказки. Почти все слова разлетелись по миру. А волшебник стёр названия добрых сказок. Остались только самые сильные слова. Угадайте сказку.ДедБабакурочкаяичкомышка(Курочка Ряба)

козакозлятаволккузнецсъел(Волк и семеро козлят)

У этой фигуры все стороны равны. (Квадрат)

У этой фигуры противоположные стороны равны. (Прямоугольник)

Эта фигура может быть прямой, тупой, острой. (Угол)

У этой фигуры пять углов (вершин). (Пятиугольник)

Эта фигура часть плоскости заключает в круг. (Окружность)

Какой фигуре окружность родня? (Шару)

Эта фигура получается прикосновением пера или мела к чему-то. (Точка)

11.Игра «Урок или перемена»

Читать.Играть.Разговаривать с друзьями

12.Игра «Да — Нет»Внимательно послушайте вопросы и дайте правильный ответ: либо – «Да», либо — «Нет».Будем вытирать руки о шторы?Будем держать в порядке свои книжки и тетрадки?Можно писать прямо на стенах?Нужно носить сменную обувь?Надо драться на переменах?Будем опаздывать на урок?Будем стараться хорошо учиться?

Угадай животного» (презентация)

Летом в лесу гуляет,зимой в берлоге отдыхает. (Медведь)

Под соснами, под ёлкамиЛежит мешок с иголками. (Ёж)

Трав копытами касаясьХодит по лесу красавец.Ходит смело и легко,Рога раскинув широко. (Лось)

Когда он в клетке, то приятен,На шкуре много чёрных пятен.Он хищный зверь, хотя немножко,Как лев и тигр, похож на кошку. (Леопард)

Кто зимой холоднойХодит злой, голодный? (Волк)

Косоглазый, маленький,В белой шубке, в валенках. (Заяц)

– Догадайтесь, на чём путешествовали сказочные герои.

Дюймовочка в тёплые края (на ласточке)

Емеля к царю (на печке)

Врунгель, Лом и Фукс вокруг света (на яхте Беда)

Барон Мюнхгаузен в турецкий военный лагерь (на пушечном ядре)

При фразе «Упала одна капля» вы хлопаете в ладоши один раз;

при фразе «Упало две капли» вы хлопаете два раза;

при фразе «Упало три капли» вы хлопаете три раза,

при фразе «Пошел дождь» вы просто хлопаете в ладоши.

(Проиграть это со зрителями), затем сказать:

«Дождь усиливался, усиливался, усиливался!»

(все хлопают громко в ладоши).

«Ударил гром!» (все топают ногами и одновременно громко хлопают в ладоши).

Далее сказать: «Пошел сильный ливень!»

Молодцы! Вот такими аплодисментами давайте будем поддерживать друг другаИ в завершении, вам понравилась игра.

Хлопаем в ладоши.

1.                Вайндорф-Сысоева М.Е. Педагогика в виртуальной образовательной среде: Хрестоматия. М.:МГОУ, 2006. – 167 с.

2.                Гусев Д.А. Заметки о пользе дистанционного.

3.                Полат Е.С, Моисеева М.В., Петров А.Е. Педагогические технологии дистанционного обучения /Под ред. Е.С.Полат. — М., «Академия», 2006

4.                Хуторской А.В. Пути развития дистанционного образования в школах России // Всероссийская научная конференция Relarn. Тезисы докладов. — М., 2000.

В периодглубоких социально – экономических изменений в России, когда происходит переоценка всей системы общественных отношений, существенные изменения претерпевает и система образования. Характерной особенностью нашего времени является активизация инновационных процессов в образовании.

Происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание, иные подходы, право, отношение, поведение, иной педагогический менталитет. Всё это свидетельствует о развёртывании современных процессов в системе образования.

Современные нововведения коснулись и дополнительного образования, как системы общего образования.Дополнительное образование, являясь полноправным партнером школьного образования, частью общей системы образования, выступает как необходимое звено, обеспечивающее развитие личности и ее раннюю профессиональную ориентацию.

Важной особенностью этого является приобретаемые знания, которые

используются в повседневной практике с учетом самостоятельности трудовой деятельности. Современные технологии в дополнительном образовании становятся на важный уровень развития общества и предлагают осваивать новую технологию образования, имея свое качественное содержание, например вопросы по развитию экологических, технико – экономических и социальных перспективных технологий. В профессиональной деятельности сотрудникам нужно быть достаточно подготовленным.

Ведущей тенденцией обновления системы дополнительного образования детей становится включение педагога в инновационную деятельность, которая является атрибутивным, доминирующим качеством учреждения. В контексте инновационной стратегии учебного заведения существенно возрастает роль педагога как непосредственного участника всех преобразований.

Цель:использование современных технологий в практике дополнительного образования детей.

Достижение сформулированной цели потребовало постановки и решения следующих задач:

1. Рассмотреть современные источники  в сфере дополнительного образования;

2. Изучить направления современной деятельности в учреждениях дополнительного образования детей;

3. Проанализировать содержание педагогической деятельности в практике дополнительного образования детей;

Современная деятельность педагога в практике дополнительного образования становится обязательным компонентом личной педагогической системы и приобретает избирательный исследовательский характер. Это предполагает переоценку педагогом своего профессионального труда, выход за пределы традиционной исполнительской деятельности и смену ее на проблемно-поисковую, рефлексивно-аналитическую, отвечающую запросам общества и создающую условия для самосовершенствования личности. В педагогическом коллективе возрастает потребность в новом педагогическом знании, изменении образовательных и социальных функции педагога. Всё вышеизложенное подтверждает актуальность выбранной темы.

2.1. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРАКТИКЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Перспективные источники современных педагогических технологий в практике дополнительного образования детей это:

Социальное партнерство и совместные проекты с другими учреждениями как условие и средство привлечения дополнительных ресурсов и повышения качества образовательного процесса, повышения эффективности профориентационной работы;

Развитие межрегиональных и международных проектов как средство повышения открытости образования, знакомства воспитанников со сверстниками из других регионов стран, развития соревновательности, патриотизма, гордости за результаты собственной деятельности и, как следствие, мотивации воспитанников к творчеству;

Командная работа как средство выработки норм совместной деятельности, умения работать в коллективе, социализации воспитанников;

Преемственность образовательных программ разного уровня, создание непрерывных учебных циклов от начальной мотивации воспитанников до серьезной предпрофессиональной подготовки;

Обновление содержания образования с учетом новых направлений, возникающих в сферах науки, искусства, социальной деятельности, спорта и др.;

Применение новых, оригинальных форм образовательной работы;

Развитие комплексной информационной системы дополнительного образования на основе специализированного интернет-портала, моделируемого квалифицированными специалистами и предоставляющими системную информацию по всем направлениям развития дополнительного образования;

Развитие интегрированных образовательных технологий – проектно-исследовательской деятельности, игровой технологии, личностно-ориентированного подхода и др., в т. ч. в рамках направленностей, где они традиционно не применялись;

Анализ и выявление возможной социально востребованной тематики творческих, проектных и исследовательских работ воспитанников в социуме, территориальных сообществах (районах) с включением их в тематику образовательных программ дополнительного образования; создание внедренческих комплексов.

2.2.НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Содержание педагогической деятельности в СОВРЕМЕННОМ образовательном процессе существенно отличается от традиционной. Во-первых, значительно усложняется деятельность по разработке содержания и технологии деятельности, поскольку быстро развивается её технологическая основа. Она требует от педагога развития специальных навыков, приемов работы. Кроме того, современные информационные технологии выдвигают дополнительные требования к качеству деятельности и её продуктам.

Во-вторых, особенностью современного педагогического процесса является то, что в отличие от традиционного образования, где в качестве центральной фигуры выступает педагог, основное внимание переключается на ребенка – его активность, избирательность, креативность.

Важной функцией педагога дополнительного образования становится умение поддержать ребенка в его деятельности, способствовать его успешному продвижению в мире, облегчить решение возникающих проблем, помочь освоить разнообразную информацию.

В-третьих, представление познавательного материала и способы передачи опыта предполагают интенсивную коммуникацию педагога и детей, требуют в современном дополнительном образовании более активных и интересных взаимодействий между субъектами образования, чем при традиционном типе обучения, где преобладает как бы обобщенная связь педагога со всеми детьми, а взаимодействие педагога с отдельным ребенком довольно слабое.

Таким образом, необходимыми предпосылками инновационной деятельности в дополнительном образовании  выступают потенциал и поведение педагога, его чувствительность к новому, открытость. Поиски ответов не только на вопросы “чему учить?”, “зачем учить?”, “как учить?”, но и на вопрос “как учить результативно?” привели ученых и практиков к

2.3.ПОНЯТИЕ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.

Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).

Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).

Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).

Технология – это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М.Шепель).

Технология обучения – это составная процессуальная часть дидактической системы (М.Чошанов).

Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М Монахов).

Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных

и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (МВ.Кларин)». Понятие «педагогическая технология» в образовательной практике употребляется на трех иерархически соподчиненных уровнях:

1) Общепедагогический (общедидактический) уровень: общепедагогическая (общедидактическая, общевоспитательная) технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.

2)Частнометодический (предметный) уровень: частнопредметная педагогическая технология употребляется в значении “частная методика”, т.е. как совокупность методов и средств, для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя (методика преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя, воспитателя).

1. Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода:

– Личностно-ориентированное обучение  (Якиманская  И.С.); -Технология саморазвивающего обучения  ( Селевко  Г.К. ); -Педагогика сотрудничества  («проникающая технология»); -Гуманно-личностная технология  Амонашвили Ш.А.; – Игровые технологии; – Технологии развивающего обучения; – Технологии проблемного обучения; – Технологии эффективных уроков; – Технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов);

2. Технологии дифференциации и индивидуализации.

3. Внутригрупповая дифференциация через использование педагогических мастерских.

4. Проектные технологии предполагают включение детей в социально- и личностно-значимую деятельность.

Приведём пример: Сегодня не вызывает сомнений огромное значение в инновационной деятельности  технологии проектов.

Метод проектов: Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов Основные требования к использованию метода проектов: Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы; Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов; Самостоятельная деятельность учащихся.

Проектная деятельность внедряется в объединения социально-педагогической направленности, начиная с дошкольного возраста (проекты «Моя малая Родина», «Росток», «Капелька света» и т.д.).

Проектный метод уникален и хорош тем, что его можно использовать в работе с детьми разного возраста, начиная с дошкольников, включать в него различные методики и технологии.

Несмотря на то, что технология проектирования является инновационной, можно говорить о некоторых достигнутых результатах в нашей практике.

Воспитанники, участвующие в проектной деятельности:

-проявляют творческую активность в познании окружающего мира;

-самостоятельны и гибки в принятии решений;

-сознательно применяют сенсорные ощущения в решении практических задач;

-осознают себя субъектом понимающим (что известно, что нет, каким образом можно узнать);

-способны общаться в детском коллективе по поводу обсуждения совместного плана действий;

-воспринимают мир не только с утилитарной точки зрения, но и осознают его уникальность, красоту, универсальность.

Педагоги дополнительного образования, использующие в своей деятельности проектный метод:

-проявляют способность к самостоятельному творческому планированию всего воспитательно-образовательного процесса;

-обладают умением гибко подходить к планированию с учётом интересов и запросов воспитанников;

-осуществляют поисковую педагогическую деятельность;

-реализуют свои творческие умения (в изобразительной, литературной, музыкальной деятельности).

Родители, принимающие участие в проектной деятельности :

-налаживают тесный контакт не только со своим ребёнком, но и с коллективом родителей;

-получили возможность не только узнать о том, чем занимается ребёнок в детском объединении, но и принять активное участие в жизни объединения;

-смогли реализовать свои творческие способности.

В практике  используются следующие виды проектов:

-исследовательско-творческие проекты: воспитанники экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации;

-ролево-игровые  проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

-информационно-практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы;

-творческие проекты (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).

Технология проектирования, которую мы стремимся положить в основу всего воспитания, способствует внесению новых идей в разработку

содержания и методов обучения и воспитания, позволяющих эффективно гуманизировать педагогический процесс.

Для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений эффективным является использование игровых технологий. В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо- и социодрама.

Технология эффективных уроков

Существует отдельная педагогическая технология, основанная на системе эффективных уроков. Автор – А.А.Окунев.

К нетрадиционным технологиям урока относятся:

– интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях; уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, деловая или ролевая игра, кроссворд, викторина;

– уроки на основе нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, урок любви, откровение (исповедь), урок-презентация, “дублер начинает действовать”;

– уроки с имитацией публичных форм общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, “живая газета”, устный журнал;

– уроки с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок от волшебника, урок на тему инопланетян;

– уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, дебаты в парламенте, цирк, патентное бюро, ученый совет;

– уроки, имитирующие общественно-культурные мероприятия: заочная экскурсия в прошлое, путешествие, литературная прогулка, гостиная, интервью, репортаж;

– перенесение в рамки урока традиционных форм внеклассной работы: КВН, “Следствие ведут знатоки”, “Что? Где? Когда?”, “Эрудицион”, утренник, спектакль, концерт, инсценировка, “посиделки”, “клуб знатоков” и др.

Практически все названные виды уроков могут быть использованы в УДОД.

Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ)

Использование компьютерных технологий позволяет сделать любую информацию общедоступной.

Основные задачи инновационной деятельности:

– использовать информационные технологии для развития и совершенствования деятельности детей.

– прививать навыки самостоятельной познавательной  и научно-исследовательской деятельности;

– развивать умения добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий.

Современные процессы в сфере дополнительного образования определяют сущность формирования учреждения дополнительного образования: положительно влияют на качество обучения и воспитания в учреждениях дополнительного образования детей, повышают профессиональный уровень педагогов дополнительного образования, создают лучшие условия для духовного развития воспитанников, позволяют осуществить личностно-ориентированный подход к ним.

Существующая в современной педагогической науке проблема эффективности инновационной деятельности – это во многом следствие непонимания, искажения сущности самого термина “инновация”. Инновация – это новое, призванное обеспечить постепенное развитие, усовершенствование системы, переход ее в качественно новое состояние в условиях кризиса. Инновации осуществляются за счет ресурсов самой системы и направлены на ее полное изменение – в этом их принципиальное значение. Они не исчерпываются только отрицанием старого, общепринятого, консервативного, предполагая целенаправленный характер нововведений и их ориентацию на стабильность.

Итак, современный поиск в образовании должен начинаться с создания или принятия фундаментальной научной концепции воспитания.

Введение современных технологий в процесс обучения, по общему мнению, должно опираться на вновь разработанные философские основы образования, соответствующие требованиям времени.

Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие детей за счет максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики, – основные цели инновационной деятельности. Инновационная деятельность в образовании как социально значимой практике, направленной на нравственное самосовершенствование человека, важна тем, что способна обеспечивать преобразование всех существующих типов практик в обществе.

Итак, инновации требуют от нас критического подхода, всестороннего анализа, тем более тщательного, чем радикальнее они представляются, ведь

если ошибки недопустимы в математических расчетах, то почему мы так беспечны, “рассчитывая” судьбы детей?

Многими исследователями развитие дополнительного образования связывается с процессами целенаправленной разработки и создания, внедрения и освоения, распространения и стабилизации новшеств, обуславливающими его качественно новое состояние. Следует отметить, что степень инновационности дополнительного образования обусловлена уровнем развития общества и продиктована уровнем инновационности общего школьного образования. Другими словами, инновации возникают там и тогда, где и когда есть потребность в изменениях и возможность их реализации.

1.Ожегов, С.И. Словарь русского языка/ С. И. Ожегов. – М.: 1978. – с.381.

2. Закон Российской Федерации «Об образовании», ст.32, п.2.

3. Закон РФ «Об образовании», ст.7

4. Иващенко В.Н.Инновации в образовании:общее и дополнительное образование детей: учебно- методическре пособие.-Ростов РД: Феникс, 2011.-341 с.

6. Сластёнин, В. А. Педагогика/ В. А. Сластёнин. – М.:  Школа-Пресс, 2000 г.– с. 492.

7. Рапацевич, Е. С. Педагогика. Большая современная энциклопедия/Е. С. Рапацевич.– Минск: Современное слово. – 2005.– с. 198.

8. Тюнников, Ю. С. Анализ инновационной деятельности общеобразовательного учреждения: сценарий, подход/ Ю. С. Тюнников// Стандарты и мониторинг в образовании. – 2004. –№ 5. – с. 10.

9. Лазарев, В. С. понятие педагогической и инновационной системы школы/ В. С. Лазарев// Сельская школа. – 2003. – № 1. – с. 4.

12. Ерофеева, Н.И.Управление проектами в образовании/Н.И.Ерофеева//Народное образование.–2002.–№ 5.– с. 96

13. Новиков, А. М. Организация опытно-экспериментальной работы на базе образовательного учреждения/ А. М. Новиков// Дополнительное образование. – 2002. – № 6. – с. 55.

14. Ващенко, В. Инновационность и инновационное образование / В. Ващенко // Alma mater (Вестник высшей школы). – 2000. – № 6. – С. 23—

Термин “технология” заимствован из зарубежной методики, где его используют при описании по-разному организованных процессов обучения. Применение технологий направленно на совершенствование приемов воздействия на учащихся при решении дидактических задач.

Видов педагогических технологий много, их различают по разным основаниям. В дидактике выделяют три основные группы технологий:

1.              Технология объяснительно-иллюстрированного обучения, суть которого в информировании, просвещении учащихся и организации их репродуктивной деятельности с целью выработки как общеучебных, так и специальных (предметных) умений.

2.              Технология личностно-ориентированного обучения, направленная на перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности (Якиманская И.С.).

3.              Технология развивающего обучения, в основе которой лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития школьника.

Каждая из этих групп включает несколько технологий обучения. Так, например, группа личностно-ориентированных технологий включает технологию разноуровневого (дифференцированного) обучения, коллективного взаимообучения, технологию полного усвоения знаний, технологию модульного обучения и т.д. Эти технологии позволяют учитывать индивидуальные особенности учащихся, совершенствовать приемы взаимодействия учителя и учащихся.

Наиболее известные или наиболее применяемые технологии описаны профессором И.В. Душиной. В интегрированном обучении предметам естественно-научного цикла они применяются.

Технология формирования приемов учебной работы. Излагается в виде правил, образцов, алгоритмов, планов описаний и характеристик чего-либо. Эта технология нашла достаточно широкое отражение в методическом аппарате ряда учебников и достаточно хорошо освоена в практике работы многих учителей. Начинающему учителю целесообразно обратить внимание прежде всего на эту технологию.

Технология листов опорных сигналов (логических опорных конспектов – ЛОК или ЛОС). О роли схем логических связей в обучении писал еще Н.Н. Баранский, подчеркивая, что “схемы научают выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, существенно помогают ученикам усваивать урок.” Схемы связей учителя используют постоянно.

Технология формирования учебной деятельности школьников. Суть этой технологии в том, что учебная деятельность рассматривается как особая форма учебной активности учащихся. Она направлена на приобретение знаний с помощью учебных задач. В начале урока классу предлагаются учебные задачи (на доске, плакате и т.п.), которые решаются по ходу урока, а в конце урока, согласно этим задачам, проводится диагностирующая проверка результатов усвоения с помощью тестов. Технология предполагает, что учитель создает систему учебных задач по курсу (разделу, теме), разрабатывает проекты своей деятельности и взаимосвязанной с ней деятельностью школьников.

Технология дифференцированного обучения. При ее применении учащиеся класса делятся на условные группы с учетом типологических особенностей школьников. При формировании групп учитываются личностное отношение школьников к учебе, степень обученности, обучаемости, интерес к изучению предмета, к личности учителя. Создаются разноуровневые программы, дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий.

Очень близка и тесно связана с этой технологией, “технология учебно-игровой “деятельности. Учебная игра дает положительный результат лишь при условии ее серьезной подготовки, когда активны и ученики и сам учитель. Особое значение имеет хорошо разработанный сценарий игры, где четко обозначены учебные задачи, каждая позиция игры, обозначены возможные методические приемы выхода из сложной ситуации, спланированы способы оценки результатов. Типов игр много.

Технология коммуникативно-диалоговой деятельности требует от учителя творческого подхода и организации учебного процесса, владения приемами эвристической беседы, умений вести дискуссию с классом и создать условия для возникновения дискуссии между школьниками. В темах различных естественнонаучных курсов немало проблем, вопросов для организации учебного спора.

Модульная технология. Модулем называют особый функциональный узел, в котором учитель объединяет содержание учебного материала и технологию овладения им учащимися. Учитель разрабатывает специальные инструкции для самостоятельной работы школьников, где четко указана цель усвоения определенного учебного материала, дает четкие указания к использованию источников информации и разъясняет способы овладения этой информацией. В этих же инструкциях приводятся образцы проверочных заданий.

Технология проектной деятельности. Смысл этой технологии состоит в организации исследовательской деятельности. Проекты бывают различных типов: творческие, информативные, фантастические, исследовательские и т.д. Таким образом, применяя данные технологии  в интегрированном обучении, учитель делает процесс более полным, интересным, насыщенным. При пересечении предметных областей естественных наук такая интеграция просто необходима для формирования целостного мировоззрения и мировосприятия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *