Современные педагогические технологии в системе дополнительного образования детей

Происходящие в системе российского образования реформы требуют от учителей качественного совершенствования способов обучения детей. Школьная подготовка в силу своей специфики по большей части оперирует информационными и обучающими методиками, стимулирующими развитие интеллекта. В отличие от них, педагогические технологии в дополнительном образовании (ДО) более многочисленны и направлены на саморазвитие и самореализацию учеников.

  • Что такое педагогическая технология
  • Виды в дополнительном образовании
  • Видео по теме

Что такое педагогическая технология

Существует немало определений педагогической технологии, но все они сводятся примерно к следующей формулировке: «это последовательный алгоритм работы преподавателя, в котором все его усилия выстроены в заданном порядке и направлены на достижение запланированного результата».

В течение тысячелетий образование накопило в своем арсенале свыше 100 методологий ведения занятий, но их применение в учреждениях ДО имеет определенную специфику. В отличие от большинства школьных, предполагающих «загрузку информацией» без импульса к развитию личностных качеств, технологии дополнительного образования должны выполнять иные функции:

  • выделить индивидуальные особенности и способности обучающегося;
  • создать оптимальные условия развития и реализации способностей ребенка;
  • стимулировать общую, специальную и творческую активность ученика.

На практике ведение занятий в учреждениях ДОД сильно тяготеет в школьной классно-урочной схеме. Эффективные инновационные технологии в дополнительном образовании применяются лишь формально. Но, к счастью, ситуация начинает постепенно меняться в лучшую сторону. Педагоги центров ДО все чаще осознанно прибегают к личностно-ориентированному и другим подходам в своей деятельности. Этому способствует отсутствие жесткой регламентации образовательного процесса и комфортные условия для обеспечения индивидуального подхода к каждому ученику.

Виды в дополнительном образовании

Личностно-ориентированный подход к обучению получил самое широкое распространение в российских центрах дополнительного образования. Инновационными и наиболее перспективными в сфере ДО признаны следующие педагогические технологии:

  • развивающее обучение;
  • программированные технологии;
  • проблемно-исследовательский подход;
  • коллективные технологии (включая КСО, КТД, ТРИЗ);
  • игры;
  • проектный подход;
  • информационно-коммуникативные технологии (ИКТ);
  • сбережение здоровья.

Каждое направление имеет свои особенности, порядок и спектр применения. Современный педагог должен уметь оперировать сразу несколькими техниками, чтобы найти подход к каждому ученику.

Развивающее обучение

Подразумевает принципиально новый подход к образовательному процессу, направленный на раскрытие способностей, личных интересов и качеств каждого ребенка. При этом классический иллюстративно-объяснительный метод отходит на второй план. Развивающее обучение строится на основе комплекса принципов:

  • формирование у ребенка привычки мыслить, а не знаний, умений и навыков;
  • включение рациональной сферы и эмоций в образовательный процесс;
  • полное осознание детьми смысла происходящего обучения;
  • всестороннее развитие обучающихся с ведущей ролью теоретического познания;
  • интенсивное изучение материала на необходимо высоком уровне сложности;
  • персональный подход, отсутствие жесткой структуры обучения и масса других принципов.

Задача развивающей методологии заключается во всестороннем формировании личности. Формула успешного обучения с использованием этого подхода: знания, навыки, умения + эмоции и нравственная сфера + способы умственной активности + практическая среда и деятельность + самоуправляемые личностные механизмы.

Программированное обучение

Разработки программированной технологии в педагогике велись в США с 50-х гг. прошлого века. Автор этого подхода – профессор Скиннер Б. – предложил систематизировать и дозировать подачу информации. Обучение в соответствии с этой методикой предполагает обязательное использование обучающего устройства (планшета, компьютера, интерактивного учебника и т. ) и установленного алгоритма подачи небольших объемов материала. У метода был один серьезный недостаток – он не обеспечивал дифференцированного подхода в зависимости от навыков и уровня подготовки детей.

Модернизацией подхода стал разветвленный алгоритм Краудера, разработанный в 1960 году. Основа программы – закрытые вопросы, в зависимости от ответов на которые ученик получал разные наборы заданий.

Программированное обучение легло в основу научных работ российского педагога Беспалько, который провел градацию видов обучающих алгоритмов. Предлагаемая им классификация программного подхода приведена на рисунке.

Наряду с ними современные программные технологии в дополнительном образовании детей включают усложненные блочные и модульные алгоритмы.

Блочное

Модель предполагает разбор каждой темы по стандартным блокам. Все они проходят в строго зафиксированной последовательности:

  • Блок теоретической информации.
  • Проверка усвоения нового материала.
  • Коррекция пройденной темы (работа над ошибками).
  • Проблемный блок (решение практических заданий на основе проработанной темы).
  • Финальная проверка и коррекция.

Перечисленные действия систематически повторяются при разборе новой темы. Переход к новому разделу не осуществляется, пока предыдущий блок не будет до конца выполнен.

Модульное

Сущность подхода состоит в том, что ученик самостоятельно определяет порядок достижения необходимых целей. Вся учебная информация разбивается на модули, каждый из которых включает:

  • информационный блок;
  • алгоритм действий, необходимых для достижения цели;

Модульное программирование позволяет индивидуализировать обучение и развить сознательность у воспитанников. Персонализация достигается за счет выбора содержания изучаемого материала, темпа подготовки и уровня самостоятельности. Функции педагога при этом сводятся к мотивации учеников и координации их работы.

Проблемное, исследовательское обучение

Предполагает применение образовательных технологий дополнительного образования, построенных на создании педагогом проблемных ситуаций и активной работы воспитанников по их разрешению. Достоинство метода состоит в том, что ребенок не получает знания в готовом виде, а самостоятельно постигает необходимые понятия и закономерности.

Преподаватель запускает алгоритм исследования одним из следующих способов:

  • прямая постановка проблемных вопросов;
  • приведение к противоречию и поиск способа его разрешения;
  • рассмотрение объекта или явления с разных точек зрения;
  • мотивация учеников к сравнению, обобщению, анализу и выводам.

Функции преподавателя, использующего исследовательский подход, заключаются в ознакомлении детей с планом занятия и проблематикой. При необходимости сложное задание дробится на упрощенные составляющие. Воспитанники выбирают алгоритм решения, анализируют полученные результаты, которые их подводят к тому или иному выводу.

Коллективные технологии

Современные технологии в дополнительном образовании, как правило, строятся на основе организации совместной деятельности и активной коммуникации учащихся. Коллективные занятия могут проходить в следующих формах:

  • групповой опрос;
  • дискуссия;
  • мозговой штурм;
  • диспут;
  • смотр;
  • конференция и другие нетрадиционные форматы занятий.

Коллективная деятельность в группе может проходить на трех уровнях:

  • полная групповая работа;
  • обучение в паре;
  • дифференцированная групповая работа, когда каждый участник отвечает за решение определенной задачи.

Преподавателю при этом отводится роль координатора, компетентного наставника и человека, регулирующего возникающие спорные ситуации.

Взаимообучение (КСО)

Коллективный способ обучения (КСО) позволяет одновременно развивать два важных качества: самостоятельность и навыки общения со сверстниками.

Взаимообучение может проходить в разных типах микро-групп:

  • динамическая группа (4 участника выполняют 1 задание, разделенное на 4 части);
  • статическая пара (объединение 2 учеников, один из которых играет роль учителя, а другой – воспитанника);
  • вариационная пара (каждый член группы выполняет выделенное ему задание, обсуждает его с преподавателем, а затем передает усвоенный материал другим участникам).

Такой формат подготовки дает возможность каждому ученику работать в своем темпе, повышает ответственность за успехи всего коллектива, формирует адекватную самооценку и обеспечивает хорошее усвоение новой информации.

Творческая деятельность (КТД)

Групповое обучение дает высокие результаты в творческой деятельности. Цель ТКД – развить у ребенка нужные навыки и научить использовать их в той или иной сфере. В рамках технологии обеспечивается совместная работа воспитанника и взрослого наставника. При этом используются определенные формы проведения занятий:

  • игра;
  • работа в творческих лабораториях и мастерских;
  • соревнование.

Метод обучения – диалоговое общение. Для оценивания успехов ученика применяется похвала, награждение, участие в конкурсах в качестве победителя отборочных этапов, выставка работ.

ТРИЗ

Теория решения изобретательских задач была предложена советским писателем Генрихом Альтшуллером. Она построена на убежденности в том, что решать нестандартные вопросы в любой сфере по силам каждому ученику, независимо от базовых способностей и навыков.

Метод ТРИЗ сочетает 4 составляющие:

  • устранение боязни предстоящих сложностей;
  • гуманистическое обучение;
  • формирование нетрадиционного образа мысли;
  • практическое применение идеи.

В обучении применяются эвристическая игра, коллективная дискуссия и поиск. Технология вырабатывает у детей комплекс таких полезных навыков, как умение выявлять значимые моменты, рассуждать и на основе этого делать выводы, гибко мыслить, подключать воображение.

Игра

Любимый детьми вид деятельности – игры – можно направить на усвоение необходимого опыта. Технология рассчитана на:

  • воспитание или развитие определенных личностных качеств;
  • социализацию ребенка в обществе;
  • общее расширение кругозора, применение усвоенной информации на практике.

Обычно педагоги центров ДОД берут готовые проработанные сценарии игр, имитирующих жизненную ситуацию, в которой ребенок должен определенным образом действовать. При этом занятие состоит из ряда этапов:

  • Подготовка (обсуждение условий игры, определение главной цели).
  • Игровой процесс.
  • Подведение итогов и обсуждение результатов.

Главное достоинство технологии состоит в том, что в игры легко вовлекаются учащиеся всех возрастов, что сразу позволяет добиться снятия психологической напряженности.

Проекты

Популярная на западе альтернатива классической урочной схеме – проектное обучение. Оно предполагает не решение готовых заданий, а защиту некоего проекта. Такой подход позволяет:

  • научить творчески мыслить;
  • поменять руководящую роль педагога на функции наставника и помощника;
  • привнести элементы исследования в образовательный процесс;
  • сформировать нужный набор личностных качеств;
  • вовлечь учеников в сбор знаний и их логическое применение.

Проекты могут отличаться по продолжительности, количеству вовлеченных участников (одноклассники, ученики школы, города, страны или даже учащиеся из-за рубежа), охваченных предметных областей, особенностям регулирования со стороны педагога.

ИКТ

Почти все инновации в дополнительном образовании предполагают использование компьютерных технологий. Они могут выступать источником информации, обучающими устройствами или развивающей средой. Подход ИКТ помогает:

  • сформировать у учеников навыки работы с техникой и информацией;
  • подготовить личность, максимально адаптированную к современному обществу;
  • привить детям исследовательские навыки и самостоятельность;
  • предоставить воспитаннику возможность выбора посильного для него объема работы.

Компьютерная технология может использоваться как монопрограмма (когда все аспекты обучения строятся на применении вычислительной техники) или как проникающий механизм (при котором IT-вставки проходят по только отдельным темам или разделам).

Сбережение здоровья

Здоровьесберегающие технологии – это целая система, создающая условия для сохранения, укрепления и приумножения физического, психологического, умственного и духовного здоровья воспитанников. Они направлены на развитие способностей, заложенных природой в каждом ребенке.

Сбережение здоровья включает:

  • мониторинг состояния детей во время учебы со стороны медработников и педагогов;
  • учет возраста и уровня развития ребенка при разработке стратегии обучения;
  • создание спокойной психологической обстановки во время занятий.

Рационализация образовательного процесса подразумевает организацию нормальных условий обучения (отсутствие стресса и адекватность требований к воспитаннику), соответствие нагрузки возможностям ребенка, достаточный двигательный режим.

С позиций здоровьесбережения преподавателю нужно проводить оценку следующих факторов:

  • температура, степень освещенности, шума и других внешних раздражителей;
  • продолжительность, число и частота смены видов деятельности (в идеале должны происходить каждые 7–10 минут, не более 4–7 вариантов работ за 1 занятие);
  • число и чередование методов обучения (не более 3 видов преподавания со сменой хотя бы раз в 15 минут);
  • позы воспитанников во время обучения и частота их смены, включая проведение физкультминуток (по 60 секунд на 30 минут занятия);
  • психологический климат и наличие эмоциональных разрядок;
  • наличие мотивации к обучению;
  • включение вопросов ЗОЖ в занятие;
  • поощрение инициативы и творчества учеников.

По итогам занятия педагог оценивает интенсивность проведенного урока, определяет степень утомленности учащихся и делает на базе этого корректировку на будущее.

Любая из педагогических технологий, которые сегодня применяются в дополнительном образовании детей, помогает сделать эффективнее и интереснее процесс воспитания и развития. Задача преподавателя заключается в том, чтобы правильно выбрать наиболее подходящий для конкретных воспитанников и целей метод, благодаря которому можно достичь максимального результата и привить детям интерес к получению новых знаний.

УДК 37. 02: 374

Интерактивные педагогические технологии в системе дополнительного образования

Перемены, происходящие в современной России, коснулись не только экономической, политической, социально-культурной жизни общества, но и системы дополнительного образования. В этой связи назрела необходимость модернизировать и усовершенствовать педагогические технологии, которые в современных условиях приобретают новый смысл и значение. Интерактивные педагогические технологии в системе дополнительного образования выступают как одно из эффективных средств личностного развития.

Ключевые слова: интерактивность, интерактивная педагогика, педагогические технологии, игровые технологии, дискуссионные технологии, технология тренинга.

Interactive pedagogical technology in system of supplementary education

Russia is characterized by changes in different aspects of economy, political, social and culture life. Also changes take a system of supplementary education. In this regard necessity modernizes and improvement pedagogical technologies, which in modern condition acquire special meaning. Interactive pedagogical technologies in system of supplementary education one of the most effective means personality development.

Keywords: interactive, interactive pedagogy, pedagogical technology, game technology, discussion technologies, training technologies.

Проблема технологизации дополнительного образования довольно актуальна в связи с реализацией идеи гуманизации, демократизации учебно-воспитательного процесса. Технологический подход в образовании способствует решению проблемы согласования целей, средств и методов учебного процесса. Соответственно, его реализация требует от педагога дополнительного образования внедрения разнообразных подходов к организации учебно-познавательной деятельности, т. речь идет об усовершенствовании интерактивных педагогических технологий с целью стимулирования познавательной и творческой активности учащихся.

По нашему мнению, именно применение на практике интерактивных педагогических технологий, которые предусматривают интерактивную модель учебно-воспитательного процесса, будет эффективным в развитии интеллектуальной сферы и творческого мышления, стимулирования познавательной активности в современных условиях социальнокультурной среды. Интерактивные педагогические технологии предусматривают применение активных методов обучения, стимулируют умственную деятельность, способствуют раскрытию творческого потенциала педагога и ученика. На основе трудов ученых заметим, что проблема

стимулирования познавательной и творческой активно учащихся является актуальной с точки зрения практического аспекта.

В рамках данной работы будет целесообразно обратиться к таким понятиям, как «интерактивная педагогика» и «педагогическая технология».

Термин «интерактивная педагогика» ввел в 1975 г. немецкий ученый Ганс Фриц. Понятие «интерактивность», «интерактив» заимствованы из английского языка. ‘‘Inter’’ – между-, взаимо-, среди-, ‘‘akt’’ – действовать, следовательно, ‘‘Interakt’’ – взаимодействовать.

Принципами интерактивного обучения являются:

– работа в малых группах на основе кооперации и сотрудничества;

– активно-ролевая (игровая деятельность);

Интерактивность в учебно-воспитательном процессе – это взаимодействие учащихся, их работа в режиме беседы, диалога, общего действия, а педагог выполняет функцию помощника в работе, являясь одним из источников информации. Суть интерактивного обучения заключается в том, что учебно-воспитательный процесс происходит только путем постоянного активного взаимодействия всех субъектов учебно-

воспитательного процесса. В этой связи можно говорить об интерактивном педагогическом взаимодействии, где хорошо организована обратная связь между объектами и субъектом учебы, присутствует двусторонний обмен информацией между ними, предусмотрена система взаимодействий: со стороны педагога – запланированных, со стороны учеников – ситуативных и неожиданных, в процессе которых создаются условия для оптимального развития их субъективности.

Термин «педагогическая технология» появился относительно недавно, но нельзя не заметить, что он прочно вошел и закрепился в педагогическом лексиконе. Несмотря на большие разногласия в понимании и употребления этого термина, все же существуют некоторые общие, объединяющие позиции, которые характерны для этого понятия.

Анализ определений категории «педагогическая технология» (И. Зимняя, В. Боголюбов, В. Беспалько, Г. Селевко и др. ) позволяет нам сделать вывод о неоднозначности рассматриваемой дефиниции, которая имеет несколько линий проявления и направлений развития, в результате чего обозначились различные варианты формулировок.

По В. Далю, технология – это совокупность приемов, применяющихся в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

В материалах ЮНЕСКО педагогическая технология выступает как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящих своей задачей оптимизацию форм образования. Киселева и Ю. Красильников в своем учебном

В данной статье перед нами не стоит задача рассмотреть все определения понятия «педагогическая технология», но те формулировки, к которым мы обратились, позволяют нам сделать вывод, что в любом случае «педагогическая технология» – это система, которая определяет некий алгоритм действия какого-либо процесса. Универсальность понятия «технология» обусловлена тем, что поле применения технологии гораздо шире, в отличие от конкретной частной методики.

Система дополнительного образования детей и юношества – это уникальная среда, обеспечивающая комфортные психологические условия для индивидуального развития, раскрытия интеллектуально-творческого потенциала, социально-культурной адаптации. Наметившиеся тенденции преобразования и модернизации учреждений системы дополнительного образования открывают новые педагогические возможности и перспективы для образования новых форм, методов и средств использования современных интерактивных педагогических технологий. Их успешная реализация зависит от созданных условий, то есть той среды, в которой они применяются.

Отличительная особенность учреждений системы дополнительного образования заключается в практически полном отсутствии жесткой регламентации их деятельности, что позволяет в полной мере раскрыть и использовать потенциал интерактивных педагогических технологий. Активное взаимодействие субъектов деятельности и добровольность участия дают возможность каждому достигнуть оптимального результата с учетом его индивидуальных особенностей. Взаимоотношения между педагогом и учащимся строятся на основе сотрудничества, сотворчества и свободе выбора.

Интерактивное обучение позволяет одновременно решать следующие задачи:

Анализ интерактивных педагогических технологий, используемых в системе дополнительного образования, позволяет выделить такие формы и методы, как:

– дискуссионные (диалог, групповая дискуссия, разбор ситуаций из практики, анализ ситуаций морального выбора и др

– технологии творчества (различные формы индивидуальной и коллективной творческой деятельности),

– игровые технологии (дидактические и творческие игры, в том числе деловые (управленческие) игры, ролевые игры, организационно -деятельностные игры);

– тренинговые (коммуникативные тренинги, тренинги сензитивности, тренинги развития интеллекта, креативного поведения, снятия ментальных барьеров, партнерского общения и др. ), которые могут включать в себя дискуссионные и игровые методы обучения.

Способы представления проблемной ситуации могу быть самыми разнообразными, например, видеоклип, видео- или аудиофрагмент, в котором довольно очевидно должно быть представлено противоречие, вызывающее необходимость разобрать и понять причину. Также могут использоваться газетные и журнальные публикации.

В подготовке и проведении дискуссии можно обозначить следующие три этапа:

Мотивационный (начало дискуссии).

Содержательно-операционный (организация пространства, установка правил ведения дискуссии, структурирование и регулирование дискуссии).

Оценочно-рефлексивный (завершение дискуссии).

Основная роль педагога в период подготовки и проведения дискуссии должна заключаться в стимулировании самостоятельных мыслей участников дискуссии, умении задавать наводящие вопросы, создания доброжелательной атмосферы, поддержание психологического комфорта.

Ступина С. выделяет в технологии дискуссионного общения четыре существенных взаимосвязанных компонента:

– мотивационный (готовность, желание принять участие в дискуссии);

– познавательный (знание о предмете спора, проблемная ситуация);

– операционно-коммуникативный (умение вести спор, отстаивать свою точку зрения, владеть способами осуществления логических операций);

Главное значение дискуссии – побуждение участников задуматься над проблемой, пересмотр своих убеждений, позиций, точки зрения. Воспитательный потенциал дискуссии заключается в умении аргументированно отстаивать свое мнение, и, в тоже время, осознавать право других иметь свой взгляд, быть индивидуальностью. Дискуссионные технологии способствуют приобретению и развитию навыков межличностного общения, которые в современном мире приобретают особую значимость.

Технологии творчества на современном этапе развития общества приобретают доминирующий характер в развитии гармоничной личности. Умение креативно мыслить, быстро принимать нестандартные решения, творческая инициатива и интеллектуальная свобода – те необходимые качества, которыми должна обладать личность в сложившейся новой социально-культурной ситуации. Характерными чертами технологии творчества являются признание индивидуальности каждого участника творческого процесса, творческие эксперименты в свободных группах, в которых учащиеся, благодаря неформальной обстановке, чувствуют себя раскованно и непринужденно. Этому способствует педагогика сотворчества и сотрудничества; применение различных методов коллективной работы: творческая мастерская, мозговая атака, творческая дискуссия; стремление к творческому самовыражению и самореализации.

Технологическую цепочку группового творческого взаимодействия можно выстроить следующим образом:

– этап подготовки включает в себя предварительное формирование отношение к предстоящей совместной творческой деятельности, основанной на интересе группы;

– этап позитивного психологического настроя определяет значимость дела, постановка, цели, задач, веру в успех и т.

– этап коллективного планирования, сбора необходимой информации, выдвижения идей.

– этап коллективной подготовки заключается в распределении ролей, выборе актива группы, уточнении и корректировке плана действий.

– этап предварения в жизнь разработанного плана, осуществления творческого замысла.

– этап подведения итогов, оценки результатов коллективного дела.

Творческие технологии по своей сути обладают огромным обучающим и воспитательным потенциалом, с помощью которого возможно решать педагогические задачи формирования и интеллектуальнотворческого развития личности.

В системе дополнительного образования игровые технологии занимают особое место. Разнообразие средств позволяет активизировать и стимулировать деятельность учащихся. Положенная в их основу педагогическая игра как основной вид деятельности направлена на усвоение социально-культурного опыта. Принято различать следующую классификацию педагогических игр:

– игры по видам деятельности (интеллектуальные, социальные, физические, трудовые, психологические);

– игры по характеру педагогического процесса (познавательные, обучающие, контролирующие, развивающие, воспитательные, коммуникативные, творческие, тренировочные и др

– по игровой методике (деловые, предметные, сюжетные, соревновательные, ролевые и т

– игры по предметной области (туристические, музыкальные, народные, экологические, спортивные и др

– по игровой среде (комнатные игры, настольные, предметные, пространственно-временные и т.

К основным принципам игровых технологий относятся: культуросо-образность; свобода деятельности; равноправие. Среди задач, решаемых с помощью игровых технологий, можно выделить следующие: расширение кругозора, развитие интеллектуально-творческих способностей, индивидуальных качеств и структур личности, формирование моральных и ценносто-духовных ориентиров, социализации и адаптация к условиям новой среды.

Игровая деятельность бесконечна и обладает большим педагогическим потенциалом. Особенность таких интерактивных занятий заключается в практической подготовке учащихся к жизнедеятельности в современных условиях, формировании умения самостоятельно мыслить и принимать решения, познавать и открывать окружающий мир и мир человеческих взаимоотношений.

Универсальность игровых технологий позволяет их применять в разных возрастных группах с учетом актуальности запросов и интересов. Главная особенность игровых занятий заключается в подготовке учащихся к решению важных жизненных проблем, затруднительных ситуаций, также присутствует социализирующий фактор. Как правило, работа происходит в небольших группах, которые разбиваются на подгруппы, каждая из которых самостоятельно прорабатывает ту или иную задачу. После чего происходит обсуждение, оценка, выбираются наиболее интересные идеи, подводятся итоги деятельности подгрупп. Применение педагогами игровой технологии дает возможность организации интерактивных занятий по различным направлениям деятельности, позволяющей учащимся освоить и закрепить на практике навыки группового взаимодействия и коммуникативной культуры.

К этапам проведения занятия-игры можно отнести следующие три этапа:

– подготовительный этап, включающий определение цели, описание изучаемой проблемы, общее описание игры, составление плана, написание сценария, распределение ролей, определение условий и правил.

– этап проведения игры – непосредственно сама игра, выступления групп, отстаивание результатов, экспертиза.

– завершающий этап – анализ и обсуждение результатов, подведение итогов, рекомендации.

Технологии тренинга в современной педагогической практике завоевывают все большую популярность. Благодаря своей природе тренинговые технологии могут включать в себя и дискуссионные, и игровые формы взаимодействия участников. Тренинговые игры могут решать следующие задачи:

– способствуют знакомству и сплочению участников коллектива;

– способствуют созданию адекватного эмоционального фона общения;

– развивают личностные качества участников.

Тренинговые технологии в системе дополнительного образования находят свое применение в различных областях познавательной и творческой деятельности, способствуя формированию и гармоничному развитию личности. По мнению Ю. Емельянова, тренинг представляет собой группу методов развития способностей к обучению и овладению любым сложным видом деятельности. По определению Петровой Л. , тренинг -это средство психологического воздействия, направленного на формирование новых знаний, социальных установок, умений и опыта в какой либо области. В педагогической практике дополнительного образования тренинговые технологии позволяют достичь намеченных образовательных и воспитательных целей в более короткие сроки за счет активизации деятельности учащихся. Цель тренинга – создать учащимся (участникам) психологические условия для полноценного взаимодействия на основе доверия и доброжелательных отношений друг к другу; смоделировать реальные жизненные ситуации, в которых:

– устраняется страх перед выражением собственного мнения;

– развивается готовность оказать или принять помощь в экстремальной ситуации;

– формируется уважение и понимание чужых проблем;

– приобретается навык анализа своих и чужих поступков;

– снимаются барьеры перед публичным выступлением;

– формируется чувство радости от совместного труда и творчества.

Преимущество тренинговых технологий заключается в усвоении участниками информации в активном режиме, непосредственного участия каждого в действии или созданной проблемной игровой ситуации, что способствует как интеллектуально-творческому развитию, так и лично-

стному. Наличие обратной связи дает возможность участникам поменяться коммуникативными ролями и повысить эффективность обмена информацией.

В настоящее время педагоги дополнительного образования детей все чаще используют современные образовательные технологии, рассчитанные на реализацию и раскрытие интеллектуально-творческого потенциала личности. Использование интерактивных педагогических технологий в системе дополнительного образования, очевидно, является интересным, творческим и перспективным направлением современной отечественной педагогики. Они изменяют требования к роли педагога как на этапе подготовки к занятию, когда требуется подготовить большое количество материала (карточек, текстов), так и во время самого занятия. Если же учащиеся сами берут инициативу на себя в подготовке и освоении материала, то деятельность преподавателя с точки зрения оценки эффективности занятий становится второстепенной. При использовании интерактивных технологий на первый план выступают такие качества преподавателя, как коммуникабельность, умение организовать учебное пространство, специальные ситуации, поддержка, эмпатия.

Ступина С. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: учеб. -метод. пособие. Саратов: Наука, 2009. 52 с.

Современные технологии социально-культурной деятельности: учеб. пособие / под науч. ред. Григорьевой. Тамбов: Першина, 2004. 512 с.

Полат Е. , Бухаркина М. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов высш. учеб заведений. : Академия, 2007. 368 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *