Современные подходы к оцениванию образовательных достижений младших школьников. Формирующее оценивание

Библиографическое описание

Шейхмамбетов, С. Р. Современная методика оценки результатов обучения / С. Р. Шейхмамбетов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). — С. 1516-1519. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19773/ (дата обращения: 04.05.2023).

В статье рассматривается методика современных подходов к оцениванию результатов обучения, среди которых особо следует отметить: портфолио, кейс-измерители, контекстные задачи, проекты. Использование данной методики способствует развитию познавательных интересов и творческой активности учащихся.

Ключевые слова: портфолио, педагогическая диагностика, компетенции, катанотесты, кейс-измерители, проекты, контекстные задачи.

Абсолютно все классификации методик обучения подразумевают периодическую проверку знаний учащихся, оценивание характера и коррекцию их деятельности. Не секрет, что целью любой проверки и оценки уровня знаний является обеспечение качества знаний, повышение уровня развития обучающихся.

Создание условий, которые позволяют решать актуальные задачи в рамках образовательных учреждений, дает возможность формированию самостоятельного человека, который способен жить в современном обществе. Сегодня можно с уверенностью сказать, что полностью выявлен набор компетенций, относящийся к школьному образованию, и идет активное формирование набора компетенций, относящихся к высшему образованию. Результатом проводимых реформ системы образования Республики Узбекистан будет подготовка компетентного выпускника в широком смысле данного понятия: человека знающего, умеющего, социально определенного, самодостаточного и активного.

Компетентность представляет собой выраженную способность применять умения и навыки, готовность к осуществлению какой-либо деятельности в конкретных проблемных ситуациях. Это интегрированная характеристика качеств личности, результат подготовки выпускника образовательного учреждения для выполнения деятельности в определенной области. Компетенция же — это способности человека реализовывать на практике свою компетентность, обобщенные способы действий, обеспечивающие продуктивное выполнение профессиональной деятельности.

Компетенции следует относить к способности, умению, возможностям, навыкам и пониманию. В современных условиях наиболее предпочтительными компетенциями, являются: понятийная, операционная, исследовательская. Что же включается в содержание компетенций? Если говорить кратко — то все, что необходимо для решения конкретной проблемы: знания, умения, интеллектуальные способности, наличие опыта деятельности.

В содержании компетенций следует отнести знаниевую и деятельностную составляющие. Индикаторами сформированности компетенций в этом случае будут выступать прочность знаний, их функциональность, готовность решать возникающие учебные или жизненные проблемы в различных ситуациях, положительная мотивация к саморазвитию. Нередко понятия «оценка» и «отметка» отождествляются. Оценка — это процесс, деятельность (или действие) оценивания, осуществляемая человеком. Точность и полнота оценки определяют рациональность движения к цели. Функции оценки, как известно, не ограничиваются только констатацией уровня обученности. Оценка знаний в современной школе не оставалась неизменной.

Оценка — одно из средств воздействия, которое находится в распоряжении педагога, для стимулирования учеников, положительной мотивации, влияния на личность. Именно под влиянием объективного оценивания у современных школьников создается адекватная самооценка, критическое отношение к своим успехам. Поэтому значимость оценки, а также разнообразие ее функций, несомненно, требуют поиска таких показателей, которые смогли бы отразить все стороны учебной деятельности школьников и в то же время обеспечивали их выявление. С данной точки зрения современная система оценивания знаний, умений, возможно, требует пересмотра с целью повышения ее диагностической значимости и объективности.

Отметка (балл) — это результат процесса оценивания, деятельности или действия оценивания, их условно-формальным отражением. Отождествление оценки и отметки с психологической точки зрения будет равносильно отождествлению процесса решения задачи его результату. На основе оценки может появиться отметка как ее формально-логический результат. Но, кроме того, отметка является педагогическим стимулом, сочетающим в себе свойства поощрения и наказания: хорошая отметка является поощрением, а плохая — наказанием. Оценке обычно подлежат наличные знания школьников и проявленные ими знания и умения. Важнейшими принципами контролирования обученности учащихся как одного из главных компонентов качества образования являются: объективность, систематичность, наглядность (гласность).

В целом же, хотя оценка и должна быть объективной, по своей природе она всегда субъективна. В соответствии с этими функциями, выбираются и конкретные методы проверки и оценки знаний учащихся. Своеобразным методом контроля является повседневное, систематическое наблюдение учителя за учащимися. Необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся при выборе методов контроля.

В последнее время вместо традиционного понятия «контроль», все чаще стали использовать понятие мониторинг. Мониторинг — это непрерывные контролирующие действия в системе «педагог — обучающийся», позволяющие наблюдать (и корректировать по мере необходимости) продвижение ученика от незнания к знанию. Мониторинг — это регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в учебном процессе. Специфический метод проверки и оценки знаний — экзамены, которые являются и средством государственного контроля за работой образовательных учреждений. В современной школе Узбекистана переводные экзамены были введены в 2005 г. методика и система их проведения постоянно менялась. С введением экзаменов заранее готовились специальные вопросники с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика.

В настоящее время есть острая необходимость выявления основы рейтинговой системы оценки как средства развития самооценки старшеклассника в педагогическом пространстве общеобразовательного учреждения. Основным условием при выборе методов измерения и оценивания компетенций учащихся является возможность с их помощью осуществлять многомерные измерения, проводить комплексное оценивание, определять интегрированные качества личности. Поскольку существующие системы оценок не удовлетворяют ученых практиков, идет поиск других систем оценивания. Так, Ш. Амонашвили изучал вопрос о словесной оценке знаний учащихся и вынес методические рекомендации по словесной характеристике знаний в начальной школе. В странах Европы и Америки имеются довольно многочисленные попытки отойти от цифровой, символьной системы. В Германии был эксперимент по введению диагностических листов, в которых давались словесные и цифровые оценки знаний учащихся, мотивов учения, развития мышления, показанных при изучении школьного предмета и отдельных его тем. Они заносились в специальные таблицы. В Англии, подобно этому, имеются так называемые «профили». Они составляют тест и результаты, сведенные в таблицу-матрицу. Российский ученый В. П. Беспалько предлагает в рамках педагогической технологии свою систему объективного контроля и оценки знаний учащихся. Главное в ней составляет разработка диагностичных целей обучения, описание уровней усвоения знаний и инструментарий подсчета баллов по двенадцатибалльной системе отметок. Как видно, педагогика делает активные попытки решить проблему объективного контроля и оценки знаний, но при этом сталкивается с рядом проблем, в том числе организационных и психологических. Известны методы контроля: устный опрос, письменный контроль, диктант, самостоятельная работа, контрольная работа, практическая работа, лабораторная работа, тест. Существуют еще и нетрадиционные методы контроля. За последние годы в методической литературе появляются описания разнообразных методов оценивания знаний, которые представляют несомненный интерес. На уроках возможны короткие проверочные работы. В каждой теме выделяются ключевые понятия и термины, которые могут быть положены в основу кроссвордов, головоломок, ребусов, шарад, викторин. Кроме традиционных методов контроля (педагогических тестов), предлагаются новые: кейс-измерители, проекты, портфолио, катанотесты, контекстные задачи. Кейс — это пакет заданий, индивидуальных или групповых, они очерчивают реальную проблему, которая не имеет единственного и очевидного решения. Для поисков оригинального выхода ученик должен проанализировать проблемную ситуацию, используя знания по изучаемому предмету, предложить решения и обосновать выбор именно этих вариантов. Кейс-измерители относятся к инновационным оценочным средствам. Технология работы с кейсом в учебном процессе включает в себя следующие этапы: индивидуальная самостоятельная работа обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия); работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений; презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы). Применение кейс-метода позволяет развивать навыки работы с разнообразными источниками информации. Процесс решения проблемы, изложенной в кейсе — творческий процесс познания, подразумевающий коллективный характер познавательной деятельности.

Выделяют следующие цели и области применения метода анализа конкретной ситуации: закрепление знаний, полученных на предыдущих занятиях (после теоретического курса); отработка навыков практического использования концептуальных схем и ознакомление учащихся со схемами анализа практических ситуаций (в ходе семинарских занятий, в процессе основного курса подготовки); отработка навыков группового анализа проблем и принятия решений; экспертиза знаний, полученных учащимися в ходе теоретического курса (в конце программы обучения). Кейсы имеют сходство с задачами или упражнениями, однако они имеют и ряд принципиальных отличительных особенностей: помогают приобрести целый ряд практических навыков, учат решать сложные структурированные проблемы. Обучение с помощью кейсов помогает приобрести широкий набор разнообразных навыков. Задачи имеют одно решение и один путь, приводящий к этому решению. Кейсы имеют много решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему. Кейс-метод учит решать сложные не структурированные проблемы, которые нельзя решить аналитическим способом. Кейс-метод развивает компетентностные качества личности: аналитические умения, практические умения, творческие умения, коммуникативные умения, социальные умения. Наличие в структуре кейс-метода споров, дискуссий, аргументации довольно сильно тренирует участников обсуждения, учит соблюдению норм и правил общения.

Портфолио как метод оценки личностных достижений школьников, в последнее время довольно распространен. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности — учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других, и является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного подхода к образованию. Портфолио не только является современным эффективным методом оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи: поддерживать высокую учебную мотивацию школьников; поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся; формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность; содействовать индивидуализации (персонализации) образования школьников; закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.

Следующим методом оценивания является катанотест. Известно, что обычный тест содержит задания закрытого типа (часть а — нужно выбрать только один номер правильного ответа) и открытого типа (часть В — расчетные задачи, цепочки превращений, нужно найти ответ самостоятельно в виде числа, формулы или набора их — до 15 знаков — и записать его без пробелов в окошках бланка). Задания в тесте соответствуют 5 уровням сложности в порядке возрастания. В катанотесте текст заданий составлен так, что пока ученик не ответит на вопрос, следующий не открывается. Один из современных методов оценивания знаний — контекстная задача. Это задача мотивационного характера, в условии которой описана конкретная жизненная ситуация, коррелирующая с имеющимся социокультурным опытом учащихся (известное, данное); требованием (неизвестным) задачи является анализ, осмысление и объяснение этой ситуации или выбор способа действия в ней, а результатом решения задачи является встреча с учебной проблемой и осознание ее личностной значимости. При составлении контекста задачи можно опираться на уже произошедшее событие или предположить ситуацию, которая может произойти. К контекстным относят задачи той или иной реальной ситуации. их контекст обеспечивает условия для применения и развития знаний при решении проблем способных возникать в реальной жизни. Поэтому следует составлять такие задания, которые развивают интеллектуальные способности учащихся. Однако практика показывает, что ребята часто не испытывают интереса к предметам, считают изучаемый материал сложным и мало полезным им для практической жизни. В этой связи важно показать прикладное значение научных знаний, шире применять задания, которые не только формируют предметную область знаний, но и развивают его личностные качества. Очевидна современная позиция учителя, преподавателя: мы перестаем быть вместе с учеником носителем «объективного знания», которое пытались передать ему. нашей главной задачей становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности.

1.                  Каримов И. А. Узбекистан по пути углубления экономических реформ. — Ташкент: Узбекистан, 1995. -С.39.

2.                  Алексеев Н. Г. Проектирование и рефлексивное мышление // Развитие личности. 2002. №

3.                  Бобиенко О. М., Сафина З. Н. Компетентностно-ориентированный подход в образовании. Казань: изд. Центр. Академии управления «ТИСБИ», 2004.

4.                  Иванов Д. А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. М.: АПКиППРО, 2005.

5.                  Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005.

Основные термины (генерируются автоматически): задача, умение, оценка знаний, объективный контроль, отработка навыков, положительная мотивация, последнее время, специальное образование, теоретический курс, учебный процесс.

В настоящее время в условиях перехода к новой модели образования, соответствующей требованиям информационного общества, функция оценивания приобретает новый смысл, меняются цели оценивания.

Теперь оценивание должно быть направлено не просто на выявление недостатков, оно должно стать механизмом, обеспечивающим непрерывность процесса совершенствования качества образования, должно обеспечить конструктивную обратную связь для всех субъектов образовательного процесса. Оценивание должно не просто подводить итоги достигнутого, оно должно стать отправной точкой, за которой следует новый виток развития, выход на новый уровень качества образования. И речь идет не столько об изменении средств оценивания (хотя инструменты и процедуры оценивания тоже могут меняться), сколько об изменении целей оценивания и философии оценки. Как же организовать процедуру оценивания, соответствующую этим требованиям?

Оценка – определение ценности или значимости чего-нибудь. (Большой толковый психологический словарь)

Оценивание – это любой процесс, формализованный или экспертный, который завершается оценкой.

Оценивание представляет собой комплексный процесс:

  • по сбору информации о качестве и динамике результатов обучения и воспитания,
  • по обработке и контекстуальной интерпретации данных в принятии некоторых важных решений конечного обучения и целей.

Основные задачи оценивания:

  • Спрогнозировать возможные последствия, результаты реализации методических подходов;
  • Обеспечить обратную связь;
  • Оценить степень достижения намеченных целей;
  • Оценить, как и в какой мере наблюдаемые изменения связаны с проведенными методическими мероприятиями;
  • Предоставить доказательную информацию для дальнейшего внедрения методических подходов.
  • стимулирующая – воздействие на волевую сферу посредством переживания успеха или неуспеха, формирования притязаний и намерений, поступков и отношений;
  • диагностическая – непрерывное отслеживание качества знаний учащихся, измерение уровня знаний на различных этапах обучения, выявление причин отклонения от заданных целей и своевременная корректировка учебной деятельности;
  • проверка эффективности обучающей деятельности самого учителя; контроль и оценка позволяют учителю получить информацию о качестве учебного процесса, с учетом которой он вносит коррективы в сою работу формирование у обучающихся адекватной самооценки как личностного образования. Адекватная самооценка школьников формируется под воздействием отметок и оценочных суждений учителя. Если эти воздействия носят негативный характер, то они ведут к формированию низкой самооценки, вселяют в ученика неуверенность в своих силах, следствием чего является снижение мотивации учения и потеря интереса к учебе;
  • мощный мотив учебной деятельности обучающихся;
  • изменения межличностных отношений в классном коллективе, содействие в повышении статуса обучающихся. Положительное или отрицательное отношение одноклассников к отдельному ученику зависит от меры применения к нему положительных или отрицательных педагогических воздействий и оценок.

ФГОС предъявляют к процессу оценивания следующие требования:

  • оценивание достигаемых образовательных результатов;
  • оценивание процесса их формирования;
  • оценивание осознанности каждым обучающимся особенностей развития его
  • собственного процесса обучения.

Базовыми принципами оценивания в стандартах нового поколения являются следующиепринципы:

  • оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику;
  • оценивание может быть только критериальным, основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям;
  • критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся, они могут вырабатываться ими совместно;
  • система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.

Всем вышеперечисленным требованиям удовлетворяет так называемое формирующее оценивание (formative assessment).

Этот термин «относится к любым формам деятельности учителя и учеников, оценивающих самих себя, обеспечивающим информацию, которая может служить обратной связью и позволяет модифицировать процесс преподавания и учения» (Black, P. and Wiliam, D. 1998).

Цель данного оценивания – улучшать качество учения, а не обеспечивать основание для выставления отметок. Оно почти никогда не является балльным и часто анонимно.

Ключевыми характеристиками формирующего оценивания являются следующие:

  • оценивание встроено в процесс преподавания и учения;
  • предполагается обсуждение учебных целей с учениками;
  • оценивание должно помочь ученикам осознавать учебные стандарты;
  • ученик вовлекается в процесс самооценки или партнѐрское оценивание;
  • обеспечивается обратная связь: оценивание помогает ученикам наметить следующие шаги в учении;
  • укрепляется уверенность в том, что каждый ученик может добиться улучшений в учении;
  • оценивание вовлекает и учителя, и учеников в процесс рассмотрения и рефлексии данных оценивания.

Формирующей данная оценка называется потому, что она ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью.

Описать суть формирующего (внутреннего) оценивания можно следующей метафорой: «Если представить учеников в образе растений, то внешнее (суммирующее) оценивание растений есть процесс простого измерения их роста. Результаты измерений могут быть интересны для сравнения и анализа, но сами по себе они не влияют на рост растений. Внутреннее (формирующее) оценивание, наоборот, сродни подкормке и поливу растений, являя собой то, что напрямую влияет на их рост».

Какими способами можно вводить формирующее оценивание на уроке? Прежде всего, учитель должен следовать алгоритму создания системы формирующего оценивания:

  • выявить планируемые результаты;
  • организовать деятельность ученика по планированию и достижению субъективно значимых результатов;
  • сопровождать достижение учащимся результатов с помощью организованной обратной связи.

Формирующая оценка – «обратная связь» для учащихся, позволяющая им уяснить, какие шаги им необходимо предпринять для улучшения своих результатов.

Цель формирующей оценки – способствовать улучшению результатов каждого отдельно взятого ученика.

Формирующая оценка – оценка способствующая обучению:

  • элемент эффективного планирования,
    в центре внимания то, как ученики приобретают знания;
  • является ключевым профессиональным навыком педагога
    обеспечивает мотивацию, способствует уяснению целей и критериев;
  • помогает ученикам понять, как можно улучшить свои результаты,
    развивает способность к самооценке и взаимооценке;
  • отражает все образовательные достижения;
  • должна быть постоянным элементом урока.

Формирующее оценивание позволяет учителю:

  • четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию
    оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу;
  • сделать учащегося субъектом образовательной и оценочной деятельности;
  • может помогать учиться на ошибках;
  • может помогать понять, что важно;
  • может помогать понять, что у них получается;
  • может помогать обнаруживать, что они не знают;
  • может помогать обнаруживать, что они не умеют делать.

Пять принципов формирующего оценивания

  • Учащиеся принимают активное участие в организации процесса собственного обучения.
  • Учитель меняет техники и технологии обучения в зависимости от изменения результатов обучения обучающихся.
  • Учитель осознает, что оценивание посредством отметки резко снижает мотивацию и самооценку обучающихся.
  • Учитель осознает необходимость научить обучающихся принципам самооценки и способам улучшения собственных результатов.

Формирующее оценивание основывается на критериях и эталонах.

Система критериального оценивания должна давать возможность:

  • определить, насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал,
  • определить, сформирован ли тот или иной практический навык,
  • сверить достигнутый обучающимся уровень, заложенный в учебную задачу (комплекс учебных задач).

Этапы технологии формирующего оценивания

Шаг 1. Планирование достижения образовательных результатов обучающихся по темам.

Шаг 2. Формулировка цели урока как условия достижения образовательных результатов
деятельности обучающихся.

Шаг 3. Формулировка задач урока как последовательности шагов деятельности учащихся.

Шаг 4. Определение конкретных критериев оценивания деятельности обучающихся на уроке.

Шаг 5. Оценивание деятельности обучающихся в соответствии с критериями.

Шаг 6. Осуществление обратной связи (от учителя к ученику, от ученика к ученику, от ученика к
ученику).

Шаг 7. Сравнение результатов обучающихся с предыдущим уровнем их достижений.

Шаг 8. Определение места обучающегося на пути достижения поставленной цели.

Шаг 9. Корректировка образовательного маршрута обучающегося.

Список литературы

Современные исследования в области проблемы педагогического оценивания ориентированы на расширение понимания функций и психологических эффектов оценки с точки зрения развития индивидуальных и личностных характеристик учащегося. Для современной практики общего образования вопрос «Как оценивать образовательные достижения ученика?» связан с вопросом «Зачем (с какой целью) оценивать?», т.е. какую смысловую нагрузку и ценностные основания имеет способ оценки, выбранный учителем, и ситуация оценивания.

Центральная задача учителя состоит не в констатации ученику оценки (а чаще отметки), а в разъяснении оценочного суждения и оказании необходимой индивидуальной личностно-развивающей помощи ученику. Здесь справедливо мнение многих исследователей (Т.Г. Киселёва, Г.Ю. Ксензова, Г.А. Цукерман и др.), утверждающих, что из средства воздействия оценка (а точнее, её количественное выражение – отметка) превращается в цель учебно-воспитательного процесса и для учителя, и для его учеников. Отметка выступает в руках учителя как способ поощрения и наказания. Результатом таких профессиональных стереотипов является то, что учитель монополизирует права на оценивание, забывая учить этому своих учеников.

При разработке моделей оценивания сегодня необходимо учесть следующее:

· увеличение значимости в оценивании не абсолютных, а относительных показателей детской успешности, сравнения текущих достижений ученика с его прошлыми достижениями, т.е. оценка должна отражать динамику развития школьника; Например, у тех учителей физкультуры, которые начинают оценивать не за выполнение нормативов, а за улучшение личных показателей, дети начинают стараться заниматься и начинает осуществляться их физическое развитие;

· показатели, критерии и способы оценки должны создаваться совместно учениками и учителем (Дети могут участвовать в разработке заданий различных уровней сложности, учебных тестов и пр.);

· проблемы субъективности педагогических оценок должна быть заменена чёткостью критериев оценивания;

· необходима содержательная оценка учебных достижений школьников на основе оценки, взаимооценки, самооценки, обоснованного анализа и критики. Необходимо научить детей самооцениванию, самоанализу своих достижений;

· осуществлять переход от поурочного оценивания к рубежному (цель, к которой иду) и объективизированному контролю, основанному на методах теории педагогических измерений и качественных показателях.

Новым инструментом оценочной деятельности учителя могут стать профиль развития, карта достижений, индивидуальная карта ученика и другие формы фиксации достижений ученика, отражающие не только абсолютные, но и относительные показатели школьных достижений ребенка. Эти формы оценивания могут быть представлены в портфолио ученика.

Портфолио является формой аутентич­ного оценивания образовательных резуль­татов по продукту, созданному обучающимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности. Понятие «аутентичное оценивание» во многом равнозначно термину «подлинная оценка», или «оценивание реальных достижений учащихся». Необходимость разработки аутентичного оценивания связана с системными изменениями образовательного процесса с поиском методов, форм, технологий оценивания, позволяющих студенту реализовать свою субъектность.

По сути, речь идет об изменении философии оценивания, которая связана с переходом:

– от дискретности к непрерывности,

– от фрагментарности к системности,

– от единичности к множественности,

– от количественной оценки к качественной,

– от жесткости в оценивании к гибкости,

– от искусственности к естественности,

– от оценки к самооценке,

– от оценки работы к оцениванию личностных достижений.

Новая философия оценки определяет и новые тенденции развития оценочной деятельности преподавателя, которые уже сегодня прослеживаются в образовательной практике:

Ø увеличение доли и повышение значимости качественных оценок;

Ø ориентация на личностные достижения обучающихся;

Ø обучение обучающихся самооценке результатов учебной деятельности;

Ø отказ от формализованной оценки работ творческого характера.

Портфолио в настоящее время широко применяется в зарубежной практике, при­чем диапазон его применения постоянно расширяется: все новые страны включают портфолио в свои образовательные систе­мы и начинают использовать на всех уров­нях образования, от высшей до начальной школы. Как прави­ло, в разных моделях портфолио присутствует специальный раздел – в котором автор портфолио представляет то, как он трактует это понятие, какие шаги в образовательном процессе он уже совершил и намерен совершить в ближайшем и отдален­ном будущем. Причем в качестве источника обучения рассматривается вовсе не только образовательное учреждение, но и трудовой опыт, домашний труд, путешествия, соци­альные практики, т.е. собственно жизнь.

Работа с портфолио хорошо организова­на и имеет системный характер. Наи­более распространенными и общими для раз­ных типов портфолио являются следующие разделы:

• Жизненные планы;

• Общественная жизнь;

• Лидерство и партнерство;

• Основной (заключительный) учебный проект;

• Ключевые учебные умения;

• Индивидуальный учебный план;

• Рефлексия, самооценивание. Этот перечень еще раз показывает, что согласованность и взаимодействие в работе с портфолио разных участников образова­тельного процесса опирается на общую при­верженность современным образователь­ным приоритетам – активности, практично­сти, направленности на развитие компетенций.

Работа с портфолио орга­низуется и сопровождается как слаженно действующими командами специалистов, так и тщательно разработанными обучающими программами и методическими посо­биями.

Применение видов аутентичного оценивания в образовательном процессе требует новых педагогических подходов со стороны преподавателя. Так преподаватель не только контролирует и оценивает, как при традиционных формах, но и организовывает, консультирует, помогает обучающемуся. аким образом, аутентичное оценивание направлено на оказание помощи обучающемуся в развитии его способности анализировать собственную деятельность. Средствами оценивания выступают продукты образовательной деятельности обучающихся. Внутренним механизмом является рефлексия собственной образовательной деятельности, образовательных результатов и личностных достижений. Предполагаемый результат при системном использование аутентичных видов оценивания в образовательном процессе – компетентность в сфере саморегуляции и самоорганизации, адекватная самооценка.

Приведём пример такой карты оценки успехов, которая может быть элементом портфолио и которую заполняет сам ученик.

Карта самооценки учащимся своих достижений

Оцени, пожалуйста, по 8 бальной шкале знания и умения, которые ты получил, занимаясь в кружке в этом учебном году. Сравни их с планируемыми тобой результатами.

Рассмотрим вариант такого оценочного листа для сформированности универсальных учебных умений школьников.

В таблице представлены отдельные виды регулятивных действий как действий, направленных на организацию своей учебно-познавательной деятельности от осознания её цели – через планирование действий – к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата, и если надо, к проведению коррекции.

С данным профилем можно работать в течение достаточно длительного времени, оценивая уровень сформированности умений, например, на начало учебного года, в середине и в конце учебного года. Таким образом, ребёнок видит, как он изменяется.

Можно оценивать различные виды умений.

Методика «Профиль умений» разработана английскими педагогами. В соответствии с этой методикой каждому ребенку предлагается завести своеобразный дневник, для того чтобы зафиксировать те умения, которыми владеет или нет на данный момент ребенок. На этих страницах дневника объясняет­ся, что это покажет самому ребенку и другим, в чем он силен, а также поможет определить те области, в которых ребенок нуждается в приобретении дополнительного опыта.

Заполнение каждой страницы дневника происходит в соответствии с предложенной струк­турой.

Профиль умений может быть в области общения, социальных навыков, естественных и технических на­ук, информатики.

Уровни сформированности умений можно охарактеризовать по-другому. Например:

Ø Я не могу этого сделать.

Ø Я могу сделать это с помощью.                                  I

Ø Я могу сделать это без помощи.

Ø Я могу научить этому другого.

Учащимся предлагается поставить крестик или любой другой значок в соответствующих колонках.

Методика «Хочу – могу – есть – должно быть» (автор Е.В. Маликина)

В этих же тетрадях в графах «надо» и «есть» могут сделать свои записи, характеристики пе­дагоги и родители. Все данные обобщаются в таблицы.

Систему оценивания можно разрабатывать вместе с детьми. Для этого можно узнать их пожелания, их отношение к оценке, например, при помощи анкетирования.

Приведём пример такой анкеты.

Анкета для учащихся кружка _____________________

Дорогой друг. Просим тебя помочь нам скорректировать систему оценки.

Для этого нужно ответить на ряд вопросов, подчёркивая соответствующий твоему

мнению вариант ответа или предложив свой вариант.

Вначале, пожалуйста, сообщи некоторые сведения о себе:

Пол_____________Возраст___________Длительность занятий в коллективе______________

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *