Современные технологии обучения, разработанные или заимствованные в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, должны грамотно внедряться в ДОУ. Однако в дошкольных учреждениях часто страдает реализация программы, так как педагоги не до конца понимают концепцию представленных программ. Более подробное рассмотрение ключевых педагогических техник поможет решить эту проблему.
Классификация современных образовательных и педагогических технологий по ФГОС в ДОУ
Необходимо отличать термины «образовательные технологии» и «педагогические». Образовательные технологии в ДОУ по системе ФГОС — приемы, которые касаются не только педагогики, но и медицины, психологии, управленческих аспектов. Педагогические технологии касаются только педагогики.
Если рассматривать термин «педагогические технологии» подробнее, то это сумма методов и приемов обучения, дающих гарантированный результат.
Определение педагогической технологии
Согласно современной классификации, педагогические технологии по ФГОС в системе дошкольного образования делятся на нижеперечисленные виды:
- здоровьесберегающие;
- личностно-ориентированные;
- проектной деятельности;
- информационно-коммуникативные;
- исследовательской деятельности.
Важно! Также в классификацию входят такие виды, как портфолио педагога и дошкольника. Примеры педагогических технологий в дошкольном образовании приведены далее.
Основные критерии педагогических технологий в ДОУ
Технология педагогики может использоваться в образовательном процессе, если соответствует следующим требованиям:
- Концептуальность. Опора на научную концепцию.
- Управляемость. Простота проверки результатов учебного процесса, прогнозирование.
- Системность. Наличие признаков системы, к которым относится целостность, связь между частями и общая логика.
- Воспроизводимость. Применение в руках любого педагога с 100% результатом вне зависимости от качеств преподавателя.
- Эффективность. Гарантированное достижение установленных стандартом целей.
Виды образовательных технологий
Примеры авторских педагогических технологий
В последнее время все чаще встречается практика эксплуатации авторских инновационных программ в детском саду. Перечень самых востребованных указан ниже.
Технология развивающего обучения Эльконина Д.
Технология развивающего обучения в ДОУ по ФГОС основана на программе, разработанной в 1960-1970-ых годах. Программа ориентирована на развитие современного научно-теоретического мышления. Вместо рассудочно-эмпирического мышления, которое основано на практических наблюдениях, перед педагогом стоит задача основать образовательный процесс на теоретических знаниях. Их основу составляют содержательные обобщения. В рамках процесса применяется метод проблематизации знаний, методика учебных задач и коллективной мыслительной деятельности.
Принципы развивающего обучения
Педагогика сотрудничества Ушинский К.
Педагогика сотрудничества отличается:
- единством обучения и воспитания;
- гуманным и личностным подходом к воспитаннику;
- педагогикой отношений.
Дополнительная информация! Педагогика сотрудничества подразумевает, что ученик и учитель развиваются совместно, что между ними устанавливается взаимопонимание. Также имеется в виду, что ДОУ или школьное учреждение является главным фактором воспитания личности.
Технология ТРИЗ Альтшулера Г.
ТРИЗ — технология решения изобретательских задач. Эта программа подразумевает, что, зная закономерности технических систем, можно мгновенно, без ошибок, находить решения к различным задачам.
В случае применения ТРИЗ в ДОУ ребенок учится познавать суть предмета, находить в нем противоречия, затем развивает свою фантазию. В самой долгосрочной перспективе ТРИЗ развивает ребенка так, что он учится находить выход из любых сложных ситуаций, используя изобретательское мышление.
Технология проблемного обучения Дж. Дьюи
Появилась в 20-30-х годах прошлого века. Суть метода — создание проблемных ситуаций педагогом, разработка занятий с ориентацией на труд и игру. Учащиеся должны самостоятельно разрешить проблемную ситуацию. Это способствует удовлетворению 4 основных инстинктов обучения (по автору Дж. Дьюи): исследовательского, конструирования, социального и творческого. Как итог — ребенок овладевает творческими и профессиональными знаниями, а на уровне ДОУ — развивает мыслительную деятельность.
Технология проектной деятельности Киселевой Л.
Развитие творческого мышления, коммуникативных и познавательных навыков через реализацию проектов. Педагог дает воспитанникам задачу для самостоятельной реализации. Ученики ДОУ должны подготовить материал, выполнить определенную задачу. Проекты могут быть информационными, творческими, исследовательскими.
Важно! Задача педагога — обучать ребенка сбору информации, а воспитанника — применять эти знания на практике при реализации проекта. В ДОУ проектная работа — это совместная деятельность педагогов, родителей и учеников.
Образовательные технологии, которые необходимо использовать для организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС
ФГОС предъявляет четкие требования к использованию образовательных технологий. Для организации плодотворного процесса обучения необходимо применять следующие разработки, которые соответствуют классификации, приведенной выше:
- Здоровьесберегающие. Задача — привить формы поведения, позволяющие развить и укрепить здоровье. В этот раздел относится гимнастика, релаксация, двигательная терапия, гимнастика для глаз.
- Проектирования. Задача — развитие социально-личностных связей. Способы достижения — беседы, парная или групповая работа.
- Исследовательской деятельности. Необходимо сформировать исследовательский тип мышления. Варианты деятельности — опыты, дидактические игры, наблюдение.
- Информационно-коммуникативные. Педагогу нужно подготовить базу для освоения техники. Для этого используются мультимедийные презентации, говорящие словари.
- Личностно ориентированные. Индивидуальный подход для максимального развития личности. Образно-ролевые игры, эксперименты, тренинги, спортивный отдых.
- Портфолио. Портфолио педагога позволяет оценить результаты его деятельности, воспитанника — результаты применения педагогических технологий (развитие речи, социальных связей, навыков).
Также порой выделяют социально игровые технологии для обучения в ДОУ. Они дают базу для развития социальных отношений типа «ребенок-ребенок», «ребенок-родитель», помогает ученику научиться понимать и себя, и других, снижают проявления агрессивного поведения. В этот раздел входит сказкотерапия, сюжетно-ролевые игры, коллективная работа.
Проблема недостаточности применения технологий в ДОУ по ФГОС на практике
Несмотря на нормы ФГОС и попытки их выполнения, в большинстве ДОУ указанные приемы реализуются не полностью. К проблемам, которые вызывают это, относят:
Педсовет о проблемах при реализации образовательных технологий
- Отсутствие практических методик, помогающих организовывать образовательную деятельность в соответствии с ФГОС. Решение — разработка авторских методик членами педагогического состава ДОУ, заимствование у других учреждений через изучение докладов и презентаций.
- Некомпетентность педагогического состава. Решение — аттестация с целью проверки профессиональных навыков, привлечение новых кадров, курсы повышения квалификации.
- Непонимание новых методик из-за размытых формулировок, отсутствия практических примеров. Решение— организация педсовета, групповое обсуждение проблемных моментов.
- Отсутствие условий для реализации программ. Нехватка цифрового и игрового оборудования. В данном случае необходимо обращаться к проблемам финансирования учреждения.
https://youtube.com/watch?v=mWX5zXMQAJE%3Ffeature%3Doembed%26wmode%3Dopaque
Система ФГОС постоянно меняется, поэтому в ближайшем будущем возможны положительные модификации, которые упростят выполнение программ и сделают их более распространенными на практике. А пока главный совет, который можно привести педагогам ДОУ — развиваться самостоятельно, отталкиваясь от государственных норм. Для этого необходимо углублять знание технологий и форм реализации программ, используемых в группе ДОУ.
https://youtube.com/watch?v=uOxfKd7acpU%3Ffeature%3Doembed%26wmode%3Dopaque
Внедрение новых технологий в детском саду способствует более эффективному воспитанию ребенка, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, к получению знаний, формированию положительной мотивации к дальнейшему обучению и отношения к образованию как к одной из ведущих жизненных ценностей.
Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения различных технологий в практику работы детских садов. ФГОС ДО требует изменений во взаимодействии взрослых с детьми. В связи с этим перед педагогами-дошкольниками встала задача пересмотра приоритета профессиональной деятельности. Главное – не просто передать какие-либо знания, но развить познавательный интерес у детей. Для этого мы применяем интересные модели по воспитанию и интеллектуальному развитию малышей, основной целью которых является модернизация образовательного процесса.
Название технологии: «Буккроссинг».
Краткое описание: Библиотека книг находится в свободном доступе для всех участников образовательного процесса в холле в литературном уголке детского сада.
Любой родитель, ребенок, педагог берет понравившуюся книгу, а взамен оставляет свою для того, чтобы библиотека не пустела.
Цель: Пропаганда чтения.
– оформление «Литературного уголка» в холле;
– организация: выставки портретов детских писателей и поэтов, выставки к Дням рождения писателей,выставки книг, иллюстраций, плакатов к событийным датам, выставки книг-новинок;
– организация вернисажей и биеннале;
– проведение тематических литературных досугов, литературно-музыкальных вечеров «Литературная гостиная»;
– подбор аудиокниг для прослушивания;
– проведение экскурсии в библиотеку;
– организация встречи с детскими писателями;
– проведение квестов: «Поможем Буратино», «Куда спрятались страницы», « Незнайка в гостях у Коротышек»;
Название технологии : «Досуговое чтение».
Краткое описание: В организованном читательском уголке в группе вывешивается стенд со списком детей и названием книг, которые родители могут прочитать с детьми дома.
Родители берут любую книгу, читают ее дома, а затем ставят отметку о прочтении на данном стенде.
Цель: Возрождение традиций семейного чтения.
– подготовка родителями фотоотчетов «Читаем дома»;
– создание творческих работ: «Любимая книга, прочитанная дома», «Мой любимый герой книги»;
– организация выставки «Наша домашняя библиотека», выставки-конкурса
«Книжки-самоделки, книжки-малышки, книжки-раскладушки, тканевые книжки, книги с окошками, пищалками, шнурками»;
– создание мини – библиотек в группах;
– организация театральных постановок по прочитанным книгам;
– проведение конкурса чтецов, КВН «Буриме», досуга с родителями
– изготовление лэпбуков.
Название технологии: «Книга года: выбирают дети».
Краткое описание: Воспитатели получают определенный набор книг для чтения в группе. Создается детское жюри из числа воспитанников. Дети оценивают конкурсные книги по определенным критериям. Результаты направляются учредителям конкурса.
Цель: Обучение детей критериальному оцениванию книг.
– оформление информационного стенда для родителей «Книга года: выбирают дети»;
– создание «Почтового ящика» для написания отзыва о книге;
– организация творческого конкурса: «Слово на обложку», «Какой иллюстрации не хватает», конкурса видеороликов «Моя любимая книга».
Название технологии: «Буктрейлер».
Краткое описание: Создание короткого видеоролика, рассказывающего в произвольной художественной форме о какой-либо книге.
Цель: Развитие мотивации к чтению с помощью визуальных средств.
– проведение литературной викторины;
– участие в конкурсе «Страна Читалия»;
– показ интегрированной НОД для родителей и педагогов;
– проведение мастер-класса для родителей «Фильм, фильм, фильм»;
– выпуск газеты совместно с родителями «Мультфильмы моего детства».
Планируемый результат реализации направления «Популяризация чтения»:
– расширение кругозора;
– развитие воображения и памяти;
– увеличение словарного запаса;
2. Направление: «Социализация».
Название технологии: «Говорящие стены».
Краткое описание: На стене в группе и помещениях детского сада крепятся магнитные полоски, ковровое полотно, кармашки, прищепки, ТСО, игры, игровые фишки и различные тематические картинки.
Цель: Усвоение, закрепление и расширение знаний.
– проведение «Утра улыбок»;
– показ открытой интегрированной НОД для родителей и педагогов;
– оформление «Говорящих стен» в развивающей предметно-пространственной среде детского сада в целом;
– введение билингвального обучения;
– организация для родителей экскурсии по ДОУ «Детский сад – территория детства».
Название технологии: «Социальные акции».
Краткое описание: Дети принимают участие в событиях, имеющих социальную значимость.
Цель: Формирование у детей отношения к общественной жизни, развитие гражданской позиции
– участие в сборе макулатуры;
– проведение конкурса « Кормушка для птиц»;
– выпуск стенгазеты к знаменательным датам;
– возложение цветов к памятнику героя ВОВ;
– поздравление ветеранов;
– участие родителей и детей в субботниках;
– проведение акции «Вылечим книги»;
– организация трудового десанта «Помоги дворнику»;
– участие в сборе батареек;
Название технологии: «Волонтерство».
Краткое описание: Дети подготовительной группы получают от младших детей письма с определенными просьбами. Прочитав эти письма в группе, взрослые дети отправляются на помощь малышам.
Цель: Развитие коммуникативных навыков и умения общаться в разновозрастном коллективе
– создание эмблемы волонтеров;
– проведение досуга «Посвящение в волонтеры»;
– создание «Почтового ящика» для писем малышей;
– работа волонтерского отряда по направлениям: конструирование,
продуктивная деятельность, одевание и раздевание, помощь на физкультурном занятии, обучение малышей самообслуживанию, совместные игры в группе и на прогулке;
– подготовка стенгазеты «Панорама добрых дел».
Название технологии: «Клубный час».
Краткое описание: Дети под незримым контролем взрослых свободно перемещаются по территории детского сада и в разных помещениях выбирают ту деятельность, которая им нравится.
Цель: Формирование умения планировать свои действия и саморегулировать поведение.
– создание плакатов с правилами;
– подготовка поощрительных фишек;
– условных знаков для помещений по видам деятельности;
– организация открытого показа для родителей;
– проведение праздника в форме «Клубного часа»;
– проведение «Клубного часа» силами родителей;
– изготовление костюмов для тематических «Клубных часов».
Названия технологии: «Утро улыбок».
Краткое описание: Дети вместе с воспитателем собираются возле «говорящей стены», сидя на ковре или на подушках.
Работа включает в себя три блока: блок эмоционального настроя, информационный блок и блок планирования на день.
Цель: Развитие умения обмениваться знаниями и опытом, формирование мотивации к текущим занятиям, установление эмоционального контакта.
– проведение бесед, интервьюирования, рефлексии, экспресс-опросов;
– подбор плакатов, тематических картинок;
– проведение открытого показа для родителей.
Название технологии: «Детский сад без обид».
Краткое описание: Для установления игрового контакта, прояснения и выражения сильных эмоций, снятия чувства вины за своё поведение у каждого из детей есть своя игрушка.
Дети приносят и хранят любимую игрушку в группе в специально отведенном месте.
Цель: Создание условий для бесконфликтного общения и поиска выхода из конфликтной ситуации, воспитание чуткого, внимательного отношения друг к другу.
– пошив одежды для игрушки;
– придумывание имени игрушки;
– создание фоторепортажа о «жизни» игрушки дома;
– написание писем для игрушки;
– создание «Почты доверия: «Ларчик хороших слов и добрых пожеланий»
( для родителей);
– проведение рефлексивного круга;
– разыгрывание проблемной педагогической ситуации;
Название технологии: «Элементы реджио-педагогики».
Краткое описание: В группе организован центр, где хранится разнообразный материал для самостоятельной творческой деятельности детей.
Цель: Развитие творческого мышления и умения самостоятельного выбора деятельности.
– организация самостоятельной деятельности в течение дня;
– создание «Ателье полезных предметов»;
– оформление «Уголка уединения»;
– организация выставок самостоятельной продуктивной деятельности детей;
– организация наблюдений на прогулке;
– проведение бесед о предметах и явлениях.
Планируемый результат реализации направления «Социализация».
– развитие коммуникативных навыков;
– возможность почувствовать себя полноценным членом общества;
– развитие самостоятельности;
– помощь в адаптации к школе.
3. Направление: «Здоровьесбережение».
Название технологии: «5 стихий»: фитотерапия, закаливание, питание, эмоции, движение».
Краткое описание: В группе оформляется центр здоровья, где представлены материалы по данной теме.
Цель: Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
– изготовление ковриков для босохождения;
– подбор книг и иллюстраций о здоровом образе жизни;
– оформление гербария лекарственных растений;
– проведение спортивного Клубного воскресенья с родителями;
– разработка буклетов для родителей по валеологии;
– проведение процедур закаливания в группах;
– применение способа закаливания «Кофе Кнейпа»;
– организация прогулок-походов, спортивных праздников и досугов;
– участие в соревнованиях «Папа, мама, я – спортивная семья»;
– организация группового клуба «Здоровячок»;
– использование ритмопластики, соляной лампы, фитотерапии, аромотерапии, песочной терапии, гелиотерапии в режиме дня;
– знакомство с пирамидой питания;
– пошив кукол-эмоций;
– оформление «Сенсорной тропы»;
– организация сюжетно-ролевых игр;
– обучение детей оказанию первой медицинской помощи.
Планируемый результат реализации направления «Здоровьесбережение».
– укрепление здоровья и психоэмоционального состояния;
– снижение заболеваемости;
– формирование мотивации на здоровый образ жизни.
4.Направление «Познавательное развитие».
Название технологии: «Ковры В.В.Воскобовича».
Краткое описание: Ковер «Фиолетовый лес» и «Коврограф» вывешиваются в группах, кабинете психолога, в коридоре.
Цель: Ознакомление с окружающим миром и развитие познавательных интересов.
– проведение индивидуальных и подгрупповых занятий специалистов;
– проведение интегрированной НОД, открытых показов НОД для родителей и педагогов;
– организация свободной деятельности детей;
– использование в «Клубном часе»;
– проведение мастер-класса для родителей;
– изготовление дополнительных материалов для использования на ковре.
Название технологии: «AVToys 3-D Конструктор».
Краткое описание: Конструктор находится в специальном контейнере, разделенном на ячейки для деталей, каждая из которых имеет свое название. К конструктору прилагаются схемы сборки моделей.
Цель: Пропедевтика формирования проектных умений и 3-D мышления на ступени ДО.
– организация индивидуальной и подгрупповой работы;
– организация выставки готовых работ;
– проведение мастер-класса для родителей на Дне открытых дверей;
– проведение конкурса «Собери свой мир»;
– создание конструкторского бюро в группе;
– посещение интеллектуального досугового центра «Игры разума»;
открытых уроков в школе.
Название технологии: «Ноураша – цифровая лаборатория».
Краткое описание: Передвижной стеллаж, включающий 8 сцен цифровой лаборатории, которые посвящены разным темам: свет, температура, звук, магнитное поле, электричество, сила, пульс, кислотность.
Цель: Формирование познавательной активности, любознательности, исследовательского интереса.
– организация экспериментариума;
– проведение НОД;
– проведение КВН «Юные исследователи», досуга «Мир открытий».
Название технологии: «Метеостанция ( элемент экологического воспитания)».
Краткое описание: На уличной площадке располагается метеорологическое оборудование: флюгер, термометр, метеобудка, «ловец облаков», солнечные часы, линейка для измерения снежного покрова, термогигрометр, осадкомер, ветровой рукав.
Цель: Организация систематического наблюдения за погодой, повышение экологической культуры и грамотности.
– посадка растений на участках;
– создание отряда «Зеленый патруль» ;
– конструирование из природного материала;
– подбор дидактических игр о природе;
– создание экологического уголка в группе;
– сбор коллекций семян, камней, листьев;
– оформление календаря экологических дат;
– проведение досуга «Урожайная ярмарка», «День шарлоток и осенних угощений»;
– труд и наблюдение в природе;
– проведение экскурсий в природу;
– оформление гербария растений;
– подборка народных примет о погоде;
– выращивание рассады в группе и озеленение участков;
– непосредственная работа с метеостанцией: наблюдение за облаками, измерение температуры и т.д.;
– ведение дневников наблюдения;
– организация сюжетно-ролевых игры «Метеоролог», «Метеобюро»;
Название технологии: «Мнемотехника».
Краткое описание: Информация кодируется ( зарисовывается схематично) с помощью изображений, которые помогают ребенку воспроизвести текст.
Цель: Развитие основных психических процессов: памяти, внимания, речи, образного мышления.
– разработка мнемотаблиц, ассоциативных цепочек, мнемодорожек, мнемоквадратов;
– проведение викторины по мнемотехнике;
– подготовка заданий по мнемотехнике для родителей в сценарии праздника;
– показ открытого занятия по развитию речи с использованием элементов мнемотехники;
– размещение материалов по мнемотехнике на «Говорящих стенах»;
– проведение досугов «Реши кроссворды», «Найди ошибки у художника», «Отгадай загадку и назови героя», « Может быть – не может быть».
Итерактивная инфография в ДОУ : новый тренд в мнемотехнике.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным. Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по – разному: Воробьёва В.К. называет эту методику сенсорно- графическими схемами, Ткаченко Т.А.- предметно – схематическими моделями, Глухов В.П. – блоками-квадратами, Большёва Т.В. – коллажем, Ефименкова Л.Н.- схемой составления рассказа.
Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью. Кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными.
Что же такое инфографика?
Инфографика или, по -другому, визуализация данных – относительно новая технология подачи информации в виде визуальных образов.
Она появилась более 25 лет назад на страницах зарубежных массовых периодических изданий. От переизбытка информации в нашем современном образовании появилась потребность кратко и интересно излагать учебный материал. Согласно статистике, 90% информации, которую мы помним, основывается на визуальном восприятии, поэтому можно легко понять, почему такое простое и наглядное средство визуализации данных, как инфографика, выделяется среди других средств обучения. То есть инфографика, как метод обучения, способствует лучшему запоминанию информации.
Инфографика объединяет визуальные элементы и тексты. Основная цель инфографики – информирование. Существуют: статичная или печатная инфографика – содержащая один слайд без анимированных элементов; динамичная инфографика – это небольшое видео, в котором представлены картинки, видео и текст. Интерактивная инфографика – представлена в виде картинки, анимации или видео, а также переходов на дополнительные сведения (она позволяет изменять данные, отображаемые в графической форме).
Использование этого метода в ДОУ помогает организовать интересную непосредственно образовательную деятельность, а также повышает уровень мотивации дошкольников к выполнения конкретных учебных заданий. При помощи инфографики, к примеру, один большой рассказ можно легко отразить в одном графическом рисунке. Этот уникальный подход в подаче информации может быстрее привлечь внимание детей и способствовать быстрому запоминанию дидактического материала.
Использование наглядности в педагогическом процессе ДОУ способствует обогащению и расширению чувственного опыта детей, структурирует их представления и формирует любознательность. Принцип наглядности непосредственно влияет на результативность и оптимизацию педагогической деятельности, поэтому актуально использование инфографики в ДОУ.
Как преподнести материал детям в виде интерактивной инфографики? В настоящее время есть много программ (работа оффлайн) и сервисов (работа онлайн), но самые популярные и простые в использовании:
- PowerPoint
- ActivInspire
- com
Самая востребованная техника инфографики – мнемо, способствующая быстрому запоминанию информации и ее воспроизведение путём образования ассоциаций. В ДОУ педагоги часто используют мнемотехники для заучивания стихотворений и развитию связной речи по опорным картинкам и схемам. Современные информационно-коммуникативные технологии помогают усовершенствовать это направление работы и способствуют созданию интерактивных плакатов. Выбрав вид мнемотехники (квадраты, дорожки, таблицы) мы с помощью знакомой программы или сервиса можем создать удобное дидактическое пособие, причем абсолютно бесплатно. Интерактивные мнемоматериалы очень яркие и эстетически оформлены, а интерактивность переходов или подачи инфографики повышает мотивацию детей к обучению. Дети даже не замечают времени на таких занятиях, потому что педагогический процесс проходит увлекательно, зрелищно, в форме игры.
Применение интерактивной инфографики активизирует дошкольников, возбуждает их внимание и делает занятие более интересным. Инфографика наряду с наглядной, иллюстративной функцией выполняет еще и познавательную, служит инструментом познания.
Планируемые результаты реализации направления «Познавательное развитие».
– развитие интересов и любознательности;
– формирование познавательных действий;
– развитие творческой активности;
– развитие познавательной мотивации.
Подводя итог можно с уверенность сказать, что современные образовательные технологии в ДОУ применяются все чаще, а результат их внедрения будет проявляться еще не одно десятилетие.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155. Зарегистрирован приказом Минюста РФ № 30384 от 14 ноября 2013 года).
- В.В.Гербова «Развитие речи» -МОЗАИКА СИНТЕЗ.
- Методические рекомендации «Фиолетовый лес» Развивающая предметно-пространственная среда»/ В.В.Воскобович.
- https://www.knigadeti.ru /Книга года: выбирают дети.
Доклад из опыта работы «Инновационные технологии в образовательном процессе ДОУ в соответствии ФГОС»
Елена Танхаева Доклад из опыта работы «Инновационные технологии в образовательном процессе ДОУ в соответствии ФГОС»
на тему: «Инновационные технологии в образовательном процессе
ДОУ в соответствии ФГОС ДО»
Образование по стандартам нового поколения,
отвечает современным требованиям
Танхаева Елена Родионовна, воспитатель муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 9 «Звёздочка» с. Тугутуй Эхирит – Булагатского района
Описание педагогического опыта по теме: «Инновационные технологии в образовательном процессе ДОУ в соответствии ФГОС ДО»
Сегодня одним из ведущих подходов к развитию ребёнка как субъекта детской деятельности является создание образовательной педагогической ситуации, обеспечивающей активное участие ребёнка как партнера в образовательном процессе, поэтому в своей педагогической деятельности я использую инновационные технологии.
3. Личностно – ориентированные
В первую очередь это ИКТ.
Осознав, что информатизация общества ведет за собой информатизацию образования, я поняла, что освоение ИКТ жизненная необходимость для каждого педагога дошкольного образования. Перед воспитателем детского сада, освоившим ИКТ, открываются безграничные возможности для эффективной творческой работы.
ИКТ – это обобщающее понятие, описывающее различные методы, способы и алгоритмы сбора, хранения, обработки, представления и передачи информации. Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может предоставить широкие возможности для коммуникации.
Я в своей работе активно применяю:
• Музыкальный центр (для прослушивания музыки, аудиосказок)
• Мультимедийный проектор (презентации, мультфильмы)
• Принтер, сканер, копир
• Мобильный телефон (фото, интернет, диктофон)
В моей работеданные средства ИКТ выполняют следующие функции:
2. Все мы с вами знаем, что игра является ведущим видом деятельности дошкольников. В игре я тоже использую социо-игровые технологии:
Игры – опыты: В процессе этих развлекательных игр ребенок не только повеселится, но и научится познавать мир во всем его богатстве.
Например: «Разноцветные шарики», «Рисование на мокром листе» и т. д
Игры – исследования вызывают у детей интерес к объектам живой и неживой природы, побуждают их к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, а также стимулируют их активность в процессе познания окружающего мира.
Такие игровые моменты, ситуации и приёмы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с ребёнком, включают каждого ребёнка в содержательную деятельность, способствуют реализации детских интересов и жизненной активности. Организуя образовательную деятельность детей такими играми, воспитатель нашего времени развивает у каждого ребёнка стремление к проявлению инициативы и самостоятельности, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций.
3. Кейс – технологии
— знакомство с реальной или смоделированной проблемой и представление своего взгляда на ее решение;
— имеют большое влияние на сенсорное, умственное и речевое развитие ребенка;
— формируют навыки коммуникативного взаимодействия детей.
К кейс-технологиям относятся:
1. метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, фото-кейсы; кейс-иллюстрации);
3. метод разбора деловой корреспонденции;
4. игровое проектирование;
В своей работе использую: метод ситуационного анализа (фото-кейсы; кейс-иллюстрации.)
Применяю во время НОД; на прогулке; в играх; и т. д.
Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз.
Кейс-фото активизируют мысль детей, развивают воображение, потребность в общении с другими людьми, воспитывают чувства. А иллюстрация с продолжением мотивирует интерес детей. Данные технологии помогают повысить интерес детей к изучаемому предмету, развивают у них такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.
Например: «Правильно ли ведет себя ребенок в разных жизненных ситуациях?»
Поэтому я считаю удачным, использование в своей работе инновационных технологии, которые позволяют не только сконцентрировать внимание детей, раскрепостить их, но и позволяют создать устойчивую мотивацию к деятельности.
Прикреплённые файлы
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ в условиях ФГОС «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ в условиях ФГОС». И. Н. Маракина, МДОУ «Детский сад № 32 с. Стрелецкое»,.
Доклад на тему «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ» Доклад на тему «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ» Подготовила: воспитатель подготовительной группы «Звездочки».
Информационно-коммуникативные технологии в образовательном процессе (доклад из опыта работы) Процесс информатизации в учреждениях дошкольного образования обусловлен социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания.
Консультация Применение информационных технологий в образовательном процессе в соответствии с требованиями ФГОС Цель: Знакомство педагогов с функциональными возможностями современного интерактивного средства образовательного пространства детского сада.
Консультация Применение информационных технологий в образовательном процессе в соответствии с требованиями ФГОС Ольга Русанова Консультация Применение информационных технологий в образовательном процессе в соответствии с требованиями ФГОС Цель: Знакомство.
Обобщение опыта работы воспитателя ДОУ в соответствии с ФГОС Введение «Ребенок становится счастливым, как только ощущает к себе искреннюю и бескорыстную любовь» Ш. А. Амонашвили Когда ребенок.
Современные здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе в соответствии с ФГОС в ДОУ Здоровье – величайшая социальная ценность. Хорошее здоровье – основное условие для выполнения человеком его биологических и социальных функций,.
Технология «Коллекционирование» в образовательном процессе ДОУ в соответствии с ФГОС до. Презентация нашей Коллекции «Магниты. Основание – спорт»Ведущий: Здравствуйте, представляем вашему вниманию коллекцию магнитов старшей группы.
Инновационные технологии в ДОУ по ФГОС
Инновационные технологии в ДОУ по ФГОС
Современный педагог — это тот, кто постоянно развивается, самообразовывается, ищет новые пути развития и образования детей. Все это становится возможным благодаря его активной позиции и творческой составляющей.
В современных условиях педагог, прежде всего, исследователь, обладающий высоким уровнем педагогического мастерства, научным психолого-педагогическим мышлением, развитой педагогической интуицией, критическим анализом, разумным использованием передового педагогического опыта, а также, потребностью в профессиональном самовоспитании.
Отсюда следует, что качественно осуществлять воспитательно-образовательный процесс может только педагог, постоянно повышающий уровень своего профессионального мастерства, способный к внедрению инноваций.
Внедрение инноваций в работу дошкольного учреждения является важным условием реформирования и совершенствования системы дошкольного образования. Развитие детского сада не может осуществляться иначе, чем через освоение нововведений, новшеств, при этом содержание образования должно ориентироваться на индивидуальность каждого ребенка, его личностный рост, развитие способностей (К. Ю. Белая, А. Г. Асмолов и др.). А воспитать творческую, самодостаточную личность может только талантливый педагог, идущий по пути самосовершенствования и саморазвития.
Любая инновация представляет собой не что иное, как создание и последующее внедрение принципиально нового компонента, вследствие чего происходят качественные изменения среды. Технология, в свою очередь, является совокупностью различных приемов, которые применяются в том или ином деле, ремесле или искусстве. Таким образом, инновационные технологии в ДОУ направлены на создание современных компонентов и приемов, основной целью которых является модернизация образовательного процесса.
Основные виды инновационных технологий,
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
• здоровьесберегающие технологии;
• технологии проектной деятельности;
• технологии исследовательской деятельности;
• развивающие технологии;
• коррекционные технологии;
• информационно-коммуникационные технологии;
• личностно-ориентированные технологии; игровые технологии.
1. Здоровьесберегающие технологии направлены на укрепление здоровья ребенка, привитие ему здорового образа жизни. Это особенно актуально в свете ухудшения экологии, общей картины здоровья, неправильного питания.
Основной их целью является создание условий для формирования у воспитанников представления о здоровом образе жизни, об умении оказать себе и ближнему первую медицинскую помощь, а также формирование и развитие знаний, умений и навыков, необходимых для поддержания собственного здоровья. Формами работы являются спортивные праздники, физкультминутки между занятиями, утренняя гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, пальчиковая и динамическая гимнастика, релаксация, прогулки не только на территории детского сада, но и в лесопарковых зонах, спортивные игры, закаливание, водные процедуры.
Здоровьесберегающие технологии могут быть по-разному реализованы.В зависимости от целей:
•они могут быть направлены на сохранение здоровья и реализовываться медицинским персоналом: контроль за питанием, мониторинг здоровья, обеспечение здоровьесберегающей среды;
• они могут быть направлены на физическое развитие ребенка посредством различных видов гимнастик (дыхательная, пальчиковая, ортопедическая, закаливания, динамических пауз, стретчинга, альтернативных способов — например, хатха-йоги;
• они могут знакомить с культурой здоровья;
• они могут обучать здоровому образу жизни через коммуникативные игры, игровые сеансы, логоритмику, физкультурные занятия;
• они могут быть коррекционными и реализовываться на сеансах различного вида терапий (арт-, сказко-, цвето-).
2. Технологии проектной деятельности
Проектная деятельность в детском саду реализуется ребенком совместно с педагогом. Цель — работа над проблемой, в результате которой ребенок получает ответы на вопросы. Знания, которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире.
•по количеству участников: индивидуальные, парные, групповые, фронтальные;
•по продолжительности: краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные;
•по приоритетному методу: творческие, игровые, исследовательские, информационные;
•по тематике: включают семью ребенка, природу, общество, культурные ценности и другое.
Учебные проекты можно классифицировать следующим образом:
3. «Повествовательные», посредством которых детишки учатся объяснять свои чувства и эмоции при помощи речи, вокала, письма и т. д.
4. «Конструктивные», направленные на то,чтобы научить ребенка создавать собственным трудом полезные предметы: построить скворечник, посадить цветок и др.
Инновационные образовательные технологии в ДОУ способствуют физическому и психологическому развитию ребенка, помогают ему обрести веру в себя и в собственные силы, стать самостоятельным и ответственным. Мальчики и девочки играючи познают мир, а полученные знания стараются применять на практике.
3. Технологии исследовательской деятельности
Внедрение инновационных технологий в ДОУ предполагает, кроме всего прочего, использование педагогами так называемой исследовательской деятельности. Что это означает? Прежде всего, речь идет о том, что усилия воспитателей направлены в первую очередь на то, чтобы сформировать у детей исследовательский тип мышления.
Основной целью исследовательской деятельности является создание экспериментальной деятельности, активным участником которой выступает ребёнок. Непосредственное участие ребёнка в ходе эксперимента позволяет ему воочию увидеть процесс и результаты.
Для этого в процессе обучения дошкольников педагоги прибегают к таким распространенным методам,как: постановка проблемы, ее всесторонней анализ, моделирование, наблюдение, экспериментирование, фиксация результатов, поиск решений и выбор лучшего из них.
Исследовательская деятельность ребенку помогает выявлять актуальную проблему и посредством ряда действий ее решить. При этом ребенок подобно ученому проводит исследования, ставит эксперименты.
Методы и приемы организации исследовательской деятельности:
• трудовые поручения, действия.
Инновационные педагогические технологии в ДОУ помогают «наставникам» найти подход к каждому отдельному ребенку, учитывать его особенности, черты характера и склад ума, и превращать занятия в увлекательное и необыкновенное «приключение». Благодаря этому родителям больше не приходится уговаривать своих любимых чад идти в детский сад. Малыши с удовольствием посещают ДОУ и с каждым днем обогащают свой пока еще небольшой багаж знаний.
4. Развивающие технологии
В традиционном обучении ребёнку представляется для изучения уже готовый продукт, шаблон действия. При развивающем обучении ребёнок самостоятельно должен прийти к какому-либо мнению, решению проблемы в результате анализа своих действий.
5. Коррекционные технологии
Их целью является снятие психоэмоционального напряжения дошкольников.Виды: сказкотерапия, цветотерапия, музыкальная терапия.
6. Информационно-коммуникационные технологии
Бессмысленно отрицать тот факт, что современный мир значительно отличается от времен молодости наших бабушек и дедушек, и даже родителей. Сегодня уже весьма сложно представить себе, что еще в совсем недалеком прошлом не заходило и речи о том, чтобы использовать какие-либо инновационные технологии в ДОУ. Информационно-коммуникационные технологии получили свое естественное развитие в наш «продвинутый» век. Нынче такими передовыми технологиями, как компьютер, планшет или интерактивная доска не удивит ни одного дошколенка. Ситуация, когда ребенок бы не знал, что такое компьютер, практически нереальна. Информационная эра диктует свои правила игры, игнорировать которые невозможно. Дети тянутся к приобретению компьютерных навыков. Использование ИКТ на занятиях и в воспитательном процессе имеет ряд преимуществ перед традиционными формами организации занятий. Например, благодаря увлекательным программам, разработанным с целью обучить ребенка чтению, математике, максимально развить его память и логическое мышление, дошкольника удается заинтересовать и привить ему любовь к знаниям. Компьютер привлекателен для детей, использование анимации, слайдовых презентаций, фильмов позволяет вызвать активный познавательный интерес у детей к изучаемым явлениям. Анимационные компьютерные картинки, мелькающие на экране, притягивают ребенка, заставляют малыша буквально примкнуть к монитору, позволяют сконцентрировать внимание и сосредоточенно наблюдать за происходящим. Дети легко запоминают новую информацию, а затем обсуждают ее в группе.
Способы визуальной поддержки материала позволяют добиться длительной концентрации внимания воспитанников, а также одновременного воздействия сразу на несколько органов чувств ребёнка, что способствует более прочному закреплению новых получаемых знаний. С помощью компьютерных программ становится возможным моделирование различных жизненных ситуаций, которые бы в условиях детского сада не удалось воссоздать.
В зависимости от способностей ребенка, программа может быть подстроена именно под него, то есть делать упор на его индивидуальное развитие.
При этом вследствие компьютерной неграмотности педагоги могут допускать ряд ошибок. Например, перегружать занятие слайдами, быть недостаточно компетентны в вопросах компьютерной грамотности из-за отсутствия соответствующего опыта.
7. Личностно-ориентированные технологии
Использование личностно-ориентированных, а также игровых технологий способствуют развитию индивидуальности дошкольника. Это является своего рода фундаментом всего образовательного процесса. Основной акцент делается на личности ребенка и его специфических особенностях.
Цель личностно-ориентированной технологии – создание демократичных партнёрских гуманистических отношений между ребёнком и воспитателем, а также обеспечение условий для развития личности воспитанников. При личностно-ориентированном подходе личность ребёнка ставится во главу обучения.
В зависимости от способностей ребенка, педагог подбирает обучающие игры, которые помогут максимально раскрыть и развить талант малыша. Здесь нет места авторитаризму, навязыванию мнения и обезличенному подходу к воспитаннику. В группе, как правило, царит атмосфера любви, взаимоуважения и сотрудничества.
Личностно-ориентированные технологии обеспечивают условия для развития индивидуальности ребенка. Это различные сенсорные комнаты, уголки для индивидуальных игр и занятий.
8. Игровые технологии
Игровые технологии — вот фундамент всего дошкольного образования. В свете ФГОС ДО личность ребенка выводится на первый план и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре.
При этом игры имеют множество познавательных, обучающих функций. Среди игровых упражнений можно выделить те,
•которые помогают выделять характерные признаки предметов: то есть учат сравнивать;
• которые помогают обобщать предметы по определенным признакам;
• которые учат ребенка отделять вымысел от реального;
• которые воспитывают общение в коллективе, развивают быстроту реакции, смекалку и другое.
Следует упомянуть технологию «ТРИЗ» (теорию решения изобретательных задач, ставящей во главу угла творчество. ТРИЗ облекает сложный материал в легкую и доступную для ребенка форму. Дети познают мир с помощью сказок и бытовых ситуаций.
Инновационные подходы к созданию и совершенствованию предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС до » Инновационные подходы к созданию и совершенствованию предметно- развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО. » С введением Федерального.
Современные технологии организации образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГОС Доклад на тему: «Современные технологии организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДОУ» Наш педагогический коллектив детского.
Инновационные технологии в ДОУ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 12» муниципального образования городской округ Ялта Республики.
Консультация «Инновационные технологии в ДОУ» В настоящее время мы, педагоги ДОУ обращают особое внимание на применение в своей работе различных инновационных технологий. Любая инновация.
Инновационные технологии экологического воспитания посредством Рппс в условиях реализации ФГОС в ДОУ Консультация для воспитателей: «Инновационные технологии экологического воспитания посредством развивающей предметно – пространственной.
Консультация для педагогов «Здоровьесберегающие технологии ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО» Консультация для педагогов «Здоровьесберегающие технологии ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО» Здоровье — это состояние полного физического,.
План семинара-практикума «Инновационные технологии в ДОУ» План семинара-практикума: «Инновационные технологии в ДОУ» Цель: уточнить представления педагогов о педагогических технологиях, об инновационных.
Семинар-практикум на тему «Инновационные формы работы с родителями по экологическому воспитанию в ДОУ в соответствии с ФГОС» Семинар-практикум на тему: «Инновационные формы работы с родителями по экологическому воспитанию в ДОУ в соответствии с ФГОС». Цель: повышение.
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное.