Планируемые образовательные результаты:
Ирина Владимировна Саглай
Понравилось? Сохраните и поделитесь:
Понравился сайт? Получайте ссылкина лучшие материалы еженедельно!
Подарок каждому подписчику!
Порядок вывода комментариев:
Людмила Викторовна, благодарю за внимание к материалу и благодарность!
Елена Анатольевна, благодарю Вас за видеоролик! Мило и красиво!
Светлана Михайловна, большое спасибо за кроссворд!
Галина Анатольевна, большое спасибо за дидактический материал!
Раиса Поликарповна, узнала много нового! Спасибо от души!
Тема: Повторение темы: «Глагол».
урок систематизации знаний
знать характеристики глагола, уметь различать безличные и личные глаголы, уметь определять части речи
применение приобретенных ЗУН в повседневной жизни, способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применение полученных ЗУН анализа языковых явлений на метапредметном уровне
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования
— Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня на уроке у нас пойдёт речь о части речи, без которой нам никак не обойтись. Подберите синонимы к слову «разговаривать»
— Какой синоним самый древний? (Глаголить)
— О какой части речи сегодня будем говорить?
— Для чего нам необходимо изучать и знать глаголы?
Прочитайте, пожалуйста, текст, а потом ответьте на вопросы (устно).
Светает. Звонит. Просыпаюсь. Собираюсь. Иду. Мерзну. Достаю. Разворачиваю. Нанизываю. Бросаю. Сижу. Жду. «Клюёт!». Подскакиваю. Хватаю. Снимаю. Радуюсь.
— Сколько частей речи использовано при составлении рассказа?
— Какая это часть речи?
— Какая тема нашего урока?
— А если я скажу, что мы уже закончили изучать все правила по теме «Глагол», что мы должны сегодня сделать? (Повторить тему «Глагол»).
— Открываем тетради, записываем число и тему урока.
— Что же мы должны сегодня на уроке сделать, какие цели нашего урока? — обобщить знания по теме «Глагол»,
— вспомнить морфологические признаки глагола,
— повторить правила правописания глагола.
— Мы определили тему и цели нашего урока.
. Повторение пройденного.
1.Начнем урок с орфоэпического диктанта. Вам необходимо в карточках расставить ударения.
Звонит, баловать, премировать, создала, положил, повторит, поняла, прибыл, нажил, руководит.
После выполнения данного задания ученики выполняют взаимопроверку, обмениваясь карточками с заданиями. Далее они выставляют оценки в свой оценочный лист, выданный им в начале урока.
2. Блиц – опрос по теме: «Глагол»
Вопросы: 1. Что такое глагол, и на какие вопросы отвечает?
2. Что такое спряжение глагола? Назвать 4 глагола на –ать, 7 глаголов на –еть.
3. На какой вопрос отвечает неопределенная форма глагола?
4. Наклонение глагола. Назвать формы наклонения глаголов и объяснить их.
5. Что такое разноспрягаемые глаголы?
6. Переходные и непереходные глаголы.
7. Виды глаголов
8. Как называются глаголы, имеющие особый постфикс –ся (-сь)?
9. Что такое безличные глаголы?
10. Что нужно знать о правописании мягкого знака в повелительном наклонении глаголов?
Теория, просмотр видеоролика на образовательной платформе РЭШ (
самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета, отвечает на вопросы «что делать?», «что сделать?».
– это изменение глаголов по лицам и числам.
Неопределённая форма глагола – это начальная форма глагола, которая отвечает на вопросы «что делать?», «что сделать?».
Наклонение глагола – это категория глагола, которая характеризует каждое конкретное действие, процесс относительно реальности.
Разноспрягаемые глаголы в русском языке – это особый вид глаголов, которые при спряжении по лицам и числам имеют окончания I и II спряжений.
Вспоминаем морфологические признаки глагола:
— постоянные признаки (вид, переходность, возвратность, спряжение)
— непостоянные признаки глагола (наклонение, время, число, лицо, род).
Каждый глагол имеет начальную форму, которая называется неопределённой (или инфинитивом). Она оканчивается на -ть, -ти‚ -чь. Неопределённая форма только называет действие или состояние, не указывая ни времени, ни числа, ни лица.
Переходными являются те глаголы, которые управляют или способны управлять прямым дополнением, выраженным чаще всего формой винительного падежа без предлога существительного или местоимения, например, читать журнал, любить оперу, отправить телеграмму, привезти газеты. Все остальные глаголы – непереходные, например, расти в лесу, улететь на юг, грозить неприятелю.
Глаголы, имеющие особый суффикс -ся(сь), называются возвратными, например, дымиться (дымить), купаться (купать), строиться (строить). Суффикс -ся(сь) всегда стоит на конце глагола после других суффиксов или окончаний, например, купается, купаются, купался, купаются. Все возвратные глаголы – непереходные.
Глаголы имеют два вида – совершенный и несовершенный.
Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос «что сделать?». Например: бросить, отцвести, спеть, запеть. Они имеют две формы времени: прошедшее («что сделали?» – бросили, отцвели, спели, запели) и будущее простое, состоящее из одного слова («что сделают?» – нарисуют, бросят, отцветут, споют, запоют). Форм настоящего времени глаголы совершенного вида не имеют.
Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос «чтоНапример, бросать, цвести, петь. Они имеют три формы времени: прошедшее («что делали?» – бросали, цвели, пели), настоящее (что делают? – бросают, цветут, поют) и будущее сложное, состоящее из двух слов – слова буду, будешь и неопределённой формы глагола («что будут делать?» – будут бросать, будут цвести, будут петь).
Глаголы имеют формы наклонений, которые показывают, как действие оценивается: считается ли реальным или возможным при каком-либо условии, желательным. В русском языке три наклонения.
глаголы обозначают действия, которые происходили, происходят или будут происходить. В изъявительном наклонении глаголы имеют формы настоящего, прошедшего и будущего времени, т есть изменяются по временам: читал, читаю, буду читать.
В условном (сослагательном) наклонении глагол обозначает действие, которое может произойти при определённых условиях. Например, прочитал бы. Форма условного наклонения образуется от формы прошедшего времени прибавлением частицы бы, которая пишется отдельно от глагола.
обозначает побуждение. Это может быть приказ, пожелание, просьба, совет. Сравните:
Сядьте немедленно! – (приказ)
Прочти, пожалуйста, книгу (просьба)
Посоветуйтесь лучше со специалистом (совет).
Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам называется спряжением. В зависимости от личных окончаний, которые представлены в таблице, различаются два спряжения глаголов.
Ко второму спряжению относятся все глаголы на –ить, кроме брить, стелить, 4 глагола на –ать (гнать, держать, слышать, дышать), 7 глаголов на –еть (смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть , вертеть).
Все остальные глаголы на -уть, -ють, -оть, -еть, -ать, -ыть и др. относятся к 1 спряжению.
Чтобы определить спряжение глагола, нужно поставить его в инфинитив.
Глаголы, которые обозначают действие, происходящее само по себе, без действующего лица, называются безличными. Они не изменяются ни по числам, ни по лицам, ни по родам. Безличные глаголы употребляются в двух формах:
— в форме, которая совпадает с формой 3-го лица единственного числа настоящего (будущего) времени (светает, знобит, смеркается);
— в форме, которая совпадает с формой среднего рода прошедшего времени (светало, знобило, смеркалось).
В предложении безличные глаголы являются сказуемыми, причём при них не бывает (и быть не может) подлежащего.
Не спится, няня.
В безличном значении могут выступать и личные глаголы.
Пахнет сеном над лугами.
После блиц – опроса ученики выставляют оценки в оценочный лист.
3.Выполнить морфологический разбор глаголов (письменно)
Марина впервые увидела радугу после дождя.
Выставление оценок в оценочный лист.
4. Работа с учебником
Упражнение 635. Сгруппировать глаголы с не по признаку: а) личные глаголы; б) безличные глаголы. Определить их наклонение.
Укажите предложения с переходными глаголами.
А) Люблю родную сторону во всём её наряде скромном.
Б) Мужество рождается в борьбе.
В) Красота спасёт мир.
Г) Верить в победу добра и справедливости.
2. Выпишите в один столбик сначала глаголы I спряжения, затем в другой — II спряжения.
3. Отметь только те глаголы, которые пишутся раздельно с НЕ:
4. Укажите ряд, в котором все глаголы условного наклонения:
А) Спешишь, не спеши, сходи-ка
Б) Смеялся бы, сходил бы, сморщился бы
В) Варю, буду варить, сварила
10. Найдите глаголы 1 спряжения:
. Закрепление знаний.
⸹ 91-98, упр. 636
. Рефлексия: «Дорожка успеха»