Этап целеполагания. Дети должны самостоятельно сформулировать цели, причем не только предметные, но и личностные (Зачем мне это надо?).
Мы часто составляем таблицу «Знаю. Хочу узнать. Узнал» К последней графе нашей таблицы мы возвращаемся уже в конце урока. Это и приём этапа рефлексии учебной деятельности.
Обучаю детей планированию работы на уроке, определению последовательности нашей работы. Как учитель я только предполагаю, по какому плану может пойти урок.
Пример. Назовите тему урока. Ребята сами учатся формулировать тему урока. Определите последовательность нашей работы.
учитель русского языка и литературы МКОУ Краснооктябрьской ООШ, деревни Чуваши Кирово-Чепецкого района Кировской области
Эксперт: в области русского языка, литературы, методики преподавания, логопедии
Задача учителя теперь, в отличие от предшествующей работы, когда можно было , как можно нагляднее и доступнее на уроке все объяснить, показать, рассказать, является включение самого ученика, даже наислабейшего, в учебную деятельность.
Учитель должен организовать урок так, чтобы дети самостоятельно овладевали новыми знаниями и самостоятельно же применяли эти знания в решении разнообразных проблем: познавательных, учебно-практических, жизненных.
муниципальное образование Новокубанский район,
муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 10им. Ф.Г.Петухова станицы Советской
муниципального образования Новокубанский район
Доклад на тему:
«Виды словарной работы на уроках русского языка в начальной школе»
учитель начальных классов
Шепелявцева Галина Александровна
Проблема организации словарной работы на уроках русского языка в начальных классах актуальна и практически значима. Учитель должен знать методы работы со словарями разных типов, уметь обучать детей работе с ними и т.д., чтобы получить новейшие знания в соответствии с ФГОС НОО.
Как правильно отмечает Н.К. Капкайкина, «методика организации словарной работы в начальной школе позволяет:
во-первых, обогатить словарный запас, т.е. ученики узнают новые слова или новые знания о словах, которые находятся в словаре детей;
во-вторых, уточнить словарный запас, т.е. провести словарную и стилистическую работу с целью развития умения выбирать правильные слова в речи;
На сегодняшний день есть много видов словарной работы на уроках русского языка в начальной школе. Приведем позиции разных авторов касаемо данного вопроса.
Т. Захарова выделяет следующие виды словарной работы на уроках русского языка в начальной школе:
«1. Отгадывание ребуса. При отгадывании ребуса дети сами или с помощью учителя производят звуковой анализ, а затем синтез, что способствует более прочному запоминанию слов с непроверяемыми орфограммами.
2. Толкование лексемы помогает лучше понять лексическое значение слова.
3. Этимологическая справка содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении.
4. Однокоренные слова позволяют провести наблюдение над единообразным написанием в них корня.
5. Синонимы и фразеологизмы. Работа с ними предполагает образование у учащихся некоторых лексических представлений, формирование понятий, а также усвоение слов и оборотов речи.
«1. Представление слова (Загадки, пословицы, поговорки, демонстрацию картинки с изображением предмета, разгадывание ребуса, шифровки, шарады).
2. Лексическое значение слова.
4. Выполни задание.
1-й этап. Представление слова
Ребята могут самостоятельно определить новое слово: с помощью загадки; демонстрации картинки с изображением предмета; разгадывание ребуса, шифровки, шарады.
2-этап. Лексическое значение слова.
4 этап. Выполни задание: запиши слово; поставь ударение; запиши транскрипцию слова; раздели слово на слоги; раздели слово для переноса; подбери однокоренные слова; составь и запиши предложение с данным словом, подчеркни орфограмму; составь и запиши с данным словом словосочетание.
Хотелось бы также отметить позицию Г.Б. Лавровой, которая пишет о том, что мышление детей в этом возрасте является наглядно-образным, поэтому необходимо использовать как можно больше иллюстративного материала, опираясь на зрение, слух, эмоции и воображение. Поэтому не следует недооценивать потенциал ИКТ для обеспечения активного учебного процесса, при котором учащиеся 1-4 классов становятся активными субъектами учебной деятельности.
Для школьников особенно приятно работать с загадками. Слово -отгадка содержит орфографию, которая непроверяемая. Дети выделяют ее после того, как написали отгадку. Текст загадки может быть показан в виде слайда, ответ – как рисунок, картинка. Это особенно важно для детей, испытывающих трудности с аналитико-синтетическими операциями, так как процесс анализа легче визуализировать. Поэтому работа с использованием презентации становится особенно важной. Это облегчает запоминание графического представления словарных слов.
Особо стоит отметить использование этимологии, так как она дает возможность ассоциативного мышления. Таким образом, запоминание становится более осмысленным. Например, слово «пирог» изначально называлось «праздничный хлеб», т.е. хлеб для пира.
А на этапе закрепления правильного написания словарного слова информационные технологии помогают нам разнообразить этот процесс, который, как правило, неинтересен детям. Самый простой учебный словарь становится намного приятнее для детей, выводя на экран слово с отсутствующей буквой. Слово произносится орфографически фронтально или индивидуально, затем буква встает на свое место на экране, затем ученики пишут слово в тетрадь. Чем больше материал усвоен, тем сложнее становится диктант. Запоминаемая буква появляется на своем месте только после проверки орфографии группы слов
Вариант тренировочного словарного диктанта – картинный словарный диктант. Это классическая форма работы, получившая вторую молодость с приходом в класс проектора. Здесь тоже есть разнообразие. Самый простой вариант: слайд – картинка – слово. Вариант сложнее: одна картинка, на которой можно найти множество предметов, обозначаемых на письме словарными словами. Так, на картинке слева дети с увлечением находят слова: морковь, овощи, капуста, помидор, огурец, зерно, дерево, улица, яблоко, облако, город, деревня, петух, корова, молоко, ветер, поляна. Такой вид работы развивает внимание, концентрацию, а также умение слушать и чувствовать товарища (чтобы избежать повторения).
С помощью компьютера можно организовать самопроверку словарных слов, подобранных по обозначенной учителем теме, например, «Животные», «Лето» и др. (по последней теме: «забор», «погода», «лепесток», «облако», «яблоко» и т.д.). Ребенок должен запомнить как можно больше слов из заранее подготовленного открытого списка.
В заключении хотелось бы отметить о том, что эффективность словарной работы зависит от ее планомерности и систематичности. Эти принципы должны соблюдаться в течение нескольких лет. Случайный характер построения работы приведет к тому, что качество полученных знаний не будет высоким.
Список использованной литературы
ловарно – орфографическая работа на уроках русского языка в начальных классах//Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. – № 2-2. – С. 98-101.
Лаврова Г.Б. Современные формы работы со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе//Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. – 2017. – № 4. – С. 56-60
Ольга Дьячкова
Внедрение новых методов обучения и современных технологий на уроках русского языка и литературы
В последнее время все более актуальными становятся проблемы цифровизации образования и дистанционного обучения, возникает необходимость формирования у школьников функциональной (в том числе, читательской) грамотности в процессе изучения русского языка и литературы, все больше усилий необходимо прилагать современному учителю-филологу для повышения уровня мотивации обучающихся к изучению его предметов, а также к чтению художественной литературы в целом.
В настоящее время идея широкого внедрения новых информационных технологий в учебный процесс в качестве педагогических инноваций ни у кого не вызывает сомнения.
Я думаю, что нет такого учителя, которого не волновали бы вопросы: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески. И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к обучению.
Учащийся должен уметь самостоятельно приобретать знания; применять их на практике для решения разнообразных проблем; работать с различной информацией, анализировать, обобщать; самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем.
Задача педагогов – сохранить индивидуальность каждого учащегося. Научить его думать креативно, развивать творческое мышление, вовлечь учащихся в активную творческую деятельность, где участники процесса обучения взаимодействуют друг с другом, строят диалоги и самостоятельно получают знания. Первоосновой всего учебно-воспитательного процесса является урок. Именно на уроке и формируется человек завтрашнего дня.
Содержание образования – это король,
а технологии образования – это Бог.
Владимир Павлович Тихомиров (крупный ученый в области исследования технологий)
Поэтому, готовясь к каждому уроку, я в первую очередь думаю, как заинтересовать учеников своим предметом, как создать доверительную комфортную атмосферу, как пробудить творческие силы.
Давно известно, что игры активизируют процесс обучения. Применение игровых технологий на уроках русского языка и литературе в комплексе с другими методами и приемами организации учебных занятий, дает мне возможность укрепить мотивацию на изучение моего предмета, поддерживать интерес, увлеченность процессом, вызвать положительные эмоции, то есть создать благоприятный эмоциональный настрой урока, увидеть индивидуальность детей. Для обучающихся игры – это способ самореализации, самовыражения, самооценки.
Игровые формы, применяемые мною на уроке разнообразны :
подвижные игры (физкультминутки, игры на внимание);
игры-соревнования (обучающиеся делятся на группы, команды и выполняют условия игры);
диалоги с героями книг;
Прежде всего, стараюсь учитывать в своей работе природные особенности детского возраста – любознательность ребят, стремление к самостоятельному поиску, творческое начало.
Мне интересны методы графического выражения процессов восприятия, каковыми являются методы интеллект-карт и скрайбинга.
Школьникам иногда трудно разобраться в композиции произведения, увидеть выразительные средства, использующиеся в произведении, установить причинно-следственные отношения, запомнить термины, героев. При изучении литературы и русского языка ученики сталкиваются с незнакомой для нашего слуха и языка лексикой. Кроме того, у детей иногда затруднено формирование логических действий. Метод интеллект-карт помогает преодолеть эти трудности.
Ментальные карты (интеллект-карты, mind map) — метод организации идей, задач, концепций и любой другой информации. Ментальные карты помогают визуально структурировать, запоминать и объяснять сложные вещи. Например, записать тезисы выступления или составить учебный план.
В центре всех ментальных карт — главная идея. От нее отходят ключевые мысли, которые можно делить на подпункты до тех пор, пока вы не структурируете всю информацию.
При помощи Интеллект – карты легче выделить основную мысль : она размещена в центре листа, четко видна относительная важность каждой идеи. Более значимые идеи будут находиться ближе к центру, а менее важные – на периферии. Лучше видны связи между ключевыми понятиями. В результате информация будет воспроизводиться лучше и быстрее. Карту можно без труда дополнить новой информацией без вычеркиваний и вставок. На запоминание и повторение информации тратится меньше времени, её воспроизведение становится более осмысленным.
Эффективен на уроках литературы скрайбинг. «Скрайбинг — процесс создания визуального конспекта, донесение сложного смысла в виде простых образов, с помощью визуальных метафор».
Преимущества скрайбинга: доступность приема для всех учащихся; обязательное использование цитат, что предполагает индивидуальную и групповую работу с текстом, чтение произведения; лучшее усвоение информации. Техника скрайбинга предполагает структурирование и упорядочение информации, использование «визуальных метафор», позволяет «визуальному и вербальному мышлению активно работать вместе». При этом процесс визуализации совпадает с процессом обсуждения. Оригинальность скрайбинга в сотворчестве, в рождении визуального конспекта в реальном времени — в отличие от презентации Power Point. На уроке литературы, построенном на использовании такого приема, ученикам понадобится лист бумаги А4, который потом можно вклеить в тетрадь по литературе, либо специальный скетч-бук, который пригодится им в течение нескольких лет; маркеры для рисования, текст художественного произведения. Учителю также потребуются маркеры, флипчарт или доска для рисования, заранее созданные наброски собственного визуального конспекта, на который можно будет ориентироваться. Для скрайбинга подойдут простые фигуры и минимум цветов (оптимально — четыре). Цвет тоже будет нести определенную смысловую нагрузку. Важными являются также контейнеры (рамки, в которых записывается информация. Визуальный конспект предполагает осознанную композицию элементов — все записи и рисунки располагаются в определенном месте листа, обозначая, таким образом, противопоставление или взаимовлияние образов, позволяя выявить особенности композиции произведения. При этом каждый конспект получается индивидуальным, он ориентирован не только на логические, но и на эмоциональные, ассоциативные связи — учащийся создает его так, как считает нужным, то есть, «визуальные средства обеспечивают контекст». При создании визуального конспекта по литературе в него обязательно вносятся цитаты, что предполагает индивидуальную или групповую работу с текстом, чтение фрагментов произведения на уроке, возвращая нас к основной цели литературного образования в школе. При использовании скрайбинга создается иллюзия импровизации со стороны учителя, однако его конспект должен быть выверен — он направляет работу учеников по созданию собственных конспектов в течение урока. Когда скрайбинг уже освоен школьниками, можно предложить им самим решить, какие контейнеры и символы использовать, какой подбирать цвет. Конечно, это обсуждается коллективно.
Подобный подход, процесс совместного творчества вызывает интерес у учащихся, развивает их воображение, логическое и ассоциативное мышление. Скрайбинг способствует лучшему усвоению информации. К примеру, школьники не просто составляют сравнительную характеристику — подобный вид работы в форме таблицы традиционен для уроков литературы — они подбирают ассоциации, узнаваемые символы, располагают их в определенном порядке, запоминают, потому что не только записывают, но и зарисовывают информацию и делают это осознанно. Как использовать скрайбинг на уроках литературы для достижения школьниками планируемых результатов? Рассмотрим использование техники скрайбинга на уроке, посвященном образу Тараса Бульбы. Учитель или специально подготовленный ученик делает сообщение об истории создания повести «Тарас Бульба» — фамилия и имя заглавного героя записываются в середине флипчарта и в центре ученических листков без кавычек. Предположение, что будем говорить не обо всем произведении, а о заглавном герое — и только на материале первой главы — подтверждается изображением персонажа в конспекте. В учительском варианте это распечатанный цветной портрет, ученики могут либо нарисовать силуэт, либо ограничиться помещением имени в контейнер. Ученики вспоминают определение литературного героя, делятся первичными впечатлениями, рассказывают, что показалось непонятным в герое, что удивило и заставило задуматься. В углу конспекта под знаком вопроса учитель коротко записывает то, что ребята не принимают или не понимают в герое: это его увлеченность войной, равнодушное отношение к жене, упрямство и своеволие, строгость по отношению к детям и его взгляды на воспитание. Знак вопроса помещаем в контейнер, чтобы вернуться к этой информации в конце урока; наша задача — проанализировать образ и понять героя. С помощью фронтального опроса выясняем, какие средства и приемы использует автор для создания образа: соответствующие записи делаются в конспекте. Слова «портрет», «интерьер», «речевая характеристика», «авторская характеристика», «действия героя» помещаются в контейнеры в виде знамен и располагаются вокруг портрета. Основные контейнеры могут быть приготовлены заранее и прикрепляться к флипчарту, как аппликация. Проверяем, насколько дети внимательно читали текст, когда предлагаем им найти портретные детали, с помощью которых автор изображает Тараса. К контейнеру «портрет» — дописываем, что Бульба был «чрезвычайно тяжел и толст». Над подбором материалов к остальным контейнерам семиклассники работают в малых группах. Выявление авторской характеристики лучше поручить сильным учащимся, более простое задание, связанное с интерьером, целесообразно адресовать менее подготовленным ученикам. Действия героя могут быть выявлены в ходе коллективной работы. Задача школьников – найти в тексте нужный фрагмент и выразительно прочитать его, определить, что стоит записать в конспект, проанализировать роль действия, фразы, детали авторского высказывания в создании образа героя. Семиклассники выразительно зачитывают фразы, говорящие о грубости и прямоте характера Бульбы, о его вспыльчивости, ироничности и уме. Выводы записываются в конспект. После того как конспект почти закончен, учащиеся по цепочке рассказывают его, пользуясь собственными записями, подводя таким образом итоги урока. Возвращаемся к самой первой записи, сделанной в конспекте. На заключительном этапе урока возможны вопросы : — Изменилось ли ваше отношение к герою? — Что стало понятнее? — Если бы Тарас был вашим современником — как бы вы его оценили? Ребята зачеркивают в конспектах знак вопроса и ставят значок “плюс” или «минус» возле того факта, который был им неясен и непонятен. Практически все меняют отношение к герою и приходят к выводу, что Тарас Бульба — человек своей эпохи, «трудного бранного времени», чем и объясняется своеобразие его характера. В результате вместо традиционной таблицы в тетради получается яркий визуальный конспект, который создавался в процессе коллективной работы с текстом. Таким образом, скрайбинг оживляет восприятие произведения, развивает интерес к изучению литературы, воображение, ассоциативное и логическое мышление школьников. При создании визуального контекста актуализируются навыки чтения и анализа художественного произведения. Школьники работают индивидуально и в группах, самостоятельно и в сотворчестве с учителем, находят необходимую информацию, обобщают ее и вносят в конспект, по деталям собирают характеристику героя, дают оценку его поступкам, высказывают собственное мнение, подбирая аргументы и т. д. Очевидно, что скрайбинг способствует достижению обучающимися планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Впрочем, требование к работам с текстом, выполняемым с применением ресурсов информационно-образовательной среды, одно для всех — эти работы не должны быть целью урока, они не должны «затмевать» смысловОе чтение текста. Эти работы являются не более чем «помощниками», которые помогают ученикам понять смыслы, содержащиеся в тексте художественного произведения. В противном случае урок литературы может стать обычным для современных подростков времяпрепровождением с использованием гаджетов – просматриванием цифрового контента и ярких картинок, чтением цифровых текстов и так далее. При отборе цифровых технологий в целях преподавания русского языка и литературы необходимо идти от количества к качеству. Специфика предметов заставляет задуматься о главенствующей роли формирования навыков письменной речи, которая не может полностью происходить в цифровой среде. Учителю-филологу важно разумно пользоваться цифровыми технологиями, в соответствии с учебными целями применять традиционные и информационно-коммуникационные технологии, уметь планировать уроки русского языка и литературы так, чтобы современные школьники могли пользоваться всеми возможностями информационно-образовательной среды, изучая в школе русский язык и литературу. Только в этом случае будет создана мотивация обучающихся к изучению предметов, произойдет приобщение к чтению художественных произведений, что повысит качество их филологического образования, активизирует работу на уроках.
Концепция модернизации российского образования ориентирована на задачу достижения нового, современного качества образования. Сегодня от учителя требуется не только знание своего предмета, владение методикой преподавания, но и умение ориентироваться в современных образовательных технологиях, в информационном пространстве, обладать креативными способностями и аналитическими навыками.
При организации обучения я использую разнообразные методы и приёмы, направленные на развитие познавательной активности учащихся, применяю метод проектов, технологию проблемного обучения, исследовательскую, информационно-коммуникационную, игровую и здоровьесберегающую технологии. Применение современных педагогических технологий даёт возможность учащимся успешно усваивать учебный материал, овладевать приёмами самопроверки и самоконтроля.
В приведенной ниже таблице представлены используемые мной образовательные технологии, обоснован их выбор, раскрыта методическая и практическая результативность их применения.
Использование разнообразных современных педагогических технологий даёт мне возможность продуктивно использовать учебное время, мотивировать учащихся к изучению русского языка и литературы и добиваться хороших результатов работы.
Приём «Фантазёр»
На доске записана тема урока. Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.
Этап самостоятельной работы с самопроверкой
Мини-проекты укладываются в один урок. Их разработка наиболее продуктивна на уроках рефлексии.
Пример – игра «Мягкий знак или твердый знак?»
Учитель называет слова. Если слово с Ъ, ученики поднимают правую руку, если с ь – то левую.
То же самое с прилагательными и причастиями. Можно совместить с физминуткой.
Приём «Суперконтрольная»
Текст контрольной работы разрабатывают ученики друг для друга. На одном листе пишут задания, на другом ответы.
На уроке обмениваются заданиями и выполняют их. По своим листам ответов проверяют выполнение.
На этой контрольной ученик получает три оценки – за задания, выполнение и ответы с проверкой. Стоит потрудиться.
Выставляется средняя оценка.
Рефлексия осуществляется на разных этапах урока.
Например, перед началом работы в парах можно задать вопрос: Как вам поможет работа в парах? На завершающем этапе можно спросить: Какие трудности встретились, Что нового узнали на уроке? Как эти знания можно использовать в жизни? (приём «Фантазёр»).
Гарантией успешной реализации цели образования могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение к педагогической деятельности.
Статьи по теме
Можно начать урок с интеллектуальной разминки — два-три не слишком сложных вопроса на размышление.
Интеллектуальная разминка не только настраивает учащихся на учебную деятельность, но и развивает мышление, внимание, умение анализировать, обобщать, выделять главное.
Приём «Бортовой журнал»
Бортовые журналы – обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время
изучения темы записывают свои мысли.
Известная информация и предположения в первой графе, а во второй – новая информация.
Приём «Диктант на засыпку»
Подобные тематические диктанты комплексно проверяют усвоение знаний по какому-либо разделу орфографии.
Пример. Чопорный чёрт в чёрной шёлковой одежонке сидел на жёстком диване и пил дешёвый желудевый кофе, изредка чокаясь со своим отражением в тяжёлом глянцевитом самоваре, стоящем на парчовой скатерти шоколадного цвета. Чёрт был большой обжора и, несмотря на
изжогу и больную печёнку, объедался крыжовником со сгущённым молоком. Поев и погрозив своему отражению пальцем, чёрт, молодцевато встряхнув чёлкой, пустился танцевать чечётку. Цоканье его копыт было столь сильным, что в цокольном этаже думали, что наверху гарцевала лошадь. Однако чёрт был не очень искусным танцором и, совершив один не совсем удачный скачок, врезался в самовар и обжёг свой пятачок,
покрытый мягкой шёрсткой. Ожог был очень тяжёл. Огорченный чёрт куцей овцой бросился к бочонку с мочёными яблоками и сунул в него обожжённый пятачок. «Правду говорят, что небережёного Бог не бережёт», — чертыхнулся чёрт чертовской пословицей.
Приём «Жокей и лошадь»
Приём интерактивного обучения. Форма коллективного обучения. Автор – А. Каменский.
Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами.
Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Эта игрушка применима даже на уроках изучения нового материала.
Самая неприятная её черта – необходимость всему коллективу учащихся одновременно ходить по классу, это требует определённой сформированности культуры поведения.
Приём «Морфемный конструктор»
Какое получится слово, если от слова подрос взять приставку, от слова снежинка взять корень, от слова будильник взять
суффикс, от слова день взять окончание. (Подснежник)
Приём «Рубрика «Любознательным»
В ней необычные, удивительные сведения о родном языке, о его истории, о происхождении многих слов и выражений, а также
информация о науке, изучающей язык.
Пример. Известен факт, что В. Гюго, закончив роман «Отверженные», послал рукопись издателю, приложив к ней письмо, в котором
не было ни одного слова. Письмо состояло из знака «?». Издатель незамедлительно ответил бессловесным письмом: «!».
Результат эффективной школьной мотивации один – это искренний интерес учащихся.
Приём «Мини – исследование» или «Мини – проект»
Пример Мини-проект «Многозначные слова», который заключается в следующем:
учащиеся должны изготовить цветок, лепестки которого и есть значения многозначного слова.
Работая над этим проектом, дети, прежде всего, работают с толковым словарём, со словарной статьёй, то есть проверяют правильность выбранного примера.
При выполнении мини-проекта «Фразеологизмы» учащиеся выполняют следующее задание:
они должны проиллюстрировать фразеологизм, помня о его метафоричности и образности.
Сложность задания и одновременно его интерес состоят именно в том, что ребята должны сами придумать метафорический образ, который бы отразил все заложенные во фразеологизме эмоции, а не пользоваться уже готовыми иллюстрациями.
Этап мотивации. Один из важных этапов на уроке. Дети должны удивиться, пойти вперед, а столкнувшись с проблемным вопросом, с проблемной ситуацией, захотеть решить проблему, исследовать вопрос, найти решение. Мотивация может быть в начале уроке и на любом этапе урока.
“Фантастическая добавка” -универсальный приём, направленный на привлечение интереса к теме урока.
Он предусматривает перенос учебной ситуации в необычные условия или среду. Можно перенестись на фантастическую планету («Мы сегодня отправимся на планету «Фразеология»), придумать фантастическое животное или растение; перенести литературного героя в современное время; или отправиться в лингвистическую экспедицию.
Приём «Отсроченная отгадка»
Универсальный приём ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке.
- умение анализировать и сопоставлять факты;
- умение определять противоречие;
- умение находить решение имеющимися ресурсами.
1 вариант приема. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет
открыта на уроке при работе над новым материалом.
2 вариант приема. Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.
Пример. В начале урока я объявила, что разговор наш пойдёт о стихах, вот только имя автора ребятам придётся угадать самим. Ученикам были предложены четыре стихотворения, напечатанные на отдельном листе, естественно, без указания имени поэта.