В работе рассмотрены психолого-педагогические аспекты организации современного урока русского языка в условиях введения ФГОС.
Ключевые слова:
урок, образовательный стандарт, русский язык, ФГОС, электронные образовательные ресурсы.
В основе Федерального государственного образовательного стандарта лежат системно-деятельностный и личностно-ориентированный подходы, которые требуют модернизированного взгляда на структуру образовательного процесса. Основное направление деятельности в рамках вышеупомянутых подходов предполагает развитие активной учебно-познавательной активности обучающихся, а также самостоятельный поиск и постановку учебных целей.
В законе «Об образовании» стандарт — это совокупность трех систем требований: к структуре основных образовательных программ, к результатам их освоения и к условиям их реализации.
Планируемые результаты согласно ФГОС: предметные, личностные, метапредметные. Основная идея инновационного образования — учить не мыслям, а мыслить. В документах по ФГОС говорится, что овладение учащимися УУД выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
Системно-деятельностный подход предполагает единство процессов формирования речевой и мыслительной деятельности, что реализуется в практике преподавания русского языка и литературы.
Предмет «Русский язык» в школьной программе занимает особое место, так как его задачи: научить пользоваться словом (а не только правилами на письме), привить любовь к прекрасному, развить логическое мышление учащегося. Обязательным этапом современного урока русского языка является использование текста в качестве главной дидактической единицы.
В зависимости от роли учеников в образовательном процессе их можно разделить на репродуктивные (пассивные) и активные.
Современные цифровые технологии становятся неотъемлемой частью эффективного функционирования многих сфер общества, в том числе образовательного процесса как в школе, так и в вузе. Опыт дистанционного обучения показал эффективность внедрения цифровых технологий в образовательный процесс.
Быстрый темп развития информационно-коммуникационных технологий дает возможность быть участником образовательного процесса независимо от географического местоположения. В связи с этим традиционные педагогические технологии подвергаются цифровой модернизации, идет активный процесс внедрения цифровых инструментов, обеспечивающих новый формат взаимодействия педагога и обучающихся в виртуальном пространстве.
Модернизация образовательного процесса, основанного на личностно-ориентированном и системно-деятельностном подходах, предполагает изменение требований к набору компетенций современного специалиста, который должен быть готов решать следующие профессиональные задачи, связанные с цифровизацией образования:
– умение ориентироваться в большом объёме информации, размещенной в локальных и глобальных сетях, и систематизировать данные в соответствии с учебной задачей;
– умение использовать компьютерную технику в соответствии с целями обучения;
– умение работать с операционной системой Windows и облачными сервисами для просмотра и хранения информации (Google Диск, Яндекс Диск, Облако Mail.ru) в рамках работы над учебной задачей;
– умение использовать офисные приложения для достижения образовательных результатов (Microsoft Office Microsoft Word, Microsoft Exel, Microsoft PowerPoint и др.);
– умение выполнять образовательные задачи в режиме «онлайн» с применением информационно-коммуникационных технологий, различных цифровых инструментов и с учетом основных требований информационной безопасности (ZOOM, Jitsi).
Переход на обучение по новым стандартам влечет за собой изменение целей и подходов к обучению, требований к умениям, формируемым в процессе обучения на различных ступенях образования. На первый план выходят гибкость, коммуникабельность, целеустремленность, креативность, умение адаптироваться в любом обществе, в любой ситуации общения.
Одной из технологий, развивающих высоко востребованные в современном обществе компетенции, является проектная технология. Использование данной технологии активизирует мыслительную и практическую деятельность обучающихся в процессе овладения учебным материалом, повышает уровень самостоятельности и инициативности при выполнении учебных задач, способствует формированию умения применять полученные знания на практике, развивает творческие способности обучающихся, формирует умения работать в группе.
Специфика преподавания русского языка и литературы как школьных предметов и вузовских дисциплин предполагает появление нового вида компетенций специалистов.
Формирование данной компетенции и в очном, и в дистанционном форматах обучения вплотную связано с уровнем владения приемами и принципами цифровой грамотности студентов и школьников. Опыт дистанционного обучения дает право назвать использование различных цифровых ресурсов в процессе обучения эффективным, востребованным на современном этапе развития.
Реализация проектной технологии дает возможность использовать различные интерактивные инструменты в зависимости от этапа совместной деятельности педагога и обучающихся по достижению результатов проекта. Эти инструменты широко используются в ходе работы над проектами различных предметных циклов и могут применяться как самостоятельная технология на уроках русского языка и литературы в школе и в рамках преподавания методических дисциплин в вузе.
– Представьте, что вы попали в город N. Создайте интерактивный буклет «достопримечательностей» для гостей города, используя в качестве инструмента онлайн-доску;
– «Путешествие во времени». Представьте, что прошло 10 лет. Составьте электронное резюме, продумайте, какую информацию необходимо отразить о себе и какие цифровые инструменты лучше использовать (русский язык, тема «Составление резюме», Деловая игра «Я ищу работу!»).
Реализация вышеназванного приема при изучении русского языка и литературы способствует формированию коммуникативной компетенции обучающихся, позволяет педагогу и классу работать с дополнительными материалами по изучаемой теме, формирует навыки работы с использованием современных цифровых инструментов.
Коллективная деятельность по созданию продукта проекта может быть организована и в очном, и в дистанционном режиме, а также возможно совмещение предложенных форм взаимодействия, что позволяет обучающимся сотрудничать в деловой обстановке под руководством педагога и в более свободной форме при работе группы в режиме видеоконференции.
Следует отметить, что второй вариант работы более предпочтителен для обучающихся среднего и старшего звена, где задача педагога сводится к консультированию групп и контролю за выполнением дорожной карты проекта.
Создание инфографики-статистики будет уместным при составлении «Портрета слова» в рамках изучения русского языка.
Инфографика «Портрет слова» сможет наглядно продемонстрировать масштаб и область использования лексической единицы с учетом различных источников информации. Возможные варианты формулировок по созданию графических объектов в рамках изучения русского языка:
С учетом развития цифровизации технология проекта стала весьма востребованной в современной педагогике.
Проектная деятельность — это надежный инструмент, который открывает новые возможности для обучающихся различных ступеней образования. Использование современных цифровых инструментов при реализации проектной деятельности создает такие условия для обучения, которые максимально комфортны для всех участников образовательного процесса.
- Когай Е. А. Семья в провинциальном регионе и вызовы модернизации // В мире научных открытий. 2013. № 11–6 (47). С. 74–79.
- Ромах О. В. Культурологическое образование в процессах глобализации // Фундаментальные исследования. 2007. № 7. С. 69–72.
- Ромах О. В. От научного редактора // Аналитика культурологии. 2005. № 1 (3). С. 5–6.
- Смирнова Л. Е. Компьютерная игра как одно из средств формирования познавательных интересов у школьников / Л. Е. Смирнова // Сибирский педагогический журнал. — 2007. — № 7. — С. 254–257.
- Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев: Радянська школа, 1974. 287 с.
- Тарасов А. Н. Авангард как общекультурное явление в динамике европейской духовной жизни: философский анализ // Общество: философия, история, культура. 2019. № 7 (63). С. 86–91.
- Тупицына Е. Ю. Кинематографические интерпертации творчества В. М. Шукшина на уроках литературы // Педагог XXI столетия: сборник материалов IV студенческой научно-практич. конф., 20 февраля 2019 г. / отв. ред. Е. В. Гетманская; редколл.: Н. А. Миронова, Н. А. Попова, Е. Ю. Тупицына. М.: Буки Веди. 2019. С. 127–131.
Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, образовательный процесс, проектная деятельность, умение, обучающийся, проектная технология, процесс обучения, дистанционное обучение, современный урок, учебная задача.
Современный урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС нового поколения должен включать следующие шесть основных этапов:
мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);
осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);
коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);
рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).
Какие же требования предъявляются к современному уроку русского языка и литературы в условиях введения ФГОС:
• хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.
• учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
• вывод делают сами учащиеся;
• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
• времясбережение и здоровьесбережение;
• в центре внимания урока — дети;
• учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
• умение демонстрировать методическое искусство учителя;
• планирование обратной связи;
• урок должен быть добрым.
Теперь, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию русского языка и литературы, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если сейчас больше всего распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.
Современный урок русского языка и литературы, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, – это проблемно – диалогический урок. При подготовке к такому уроку следует тщательно продумать свои действия на каждом этапе с учетом возможных ситуаций, потребующих импровизации. Как сам урок, так и подготовка к нему может состоять из шести шагов.
1 – й шаг. Определение нового. Учитель четко определяет, какое новое знание должно быть открыто на уроке. Это может быть правило, алгоритм, закономерность, понятие, свое отношение к предмету исследования и т.п..
4 – й шаг. Планирование решений. Планируя решение проблемы, необходимо: во- первых, сформулировать свой вывод по проблеме (форму правила, алгоритма, описание закономерности, понятия), к которому при помощи учителя ученики смогут прийти сами; во – вторых, выбрать такие источники получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы, в которых не будет содержаться готового ответа, вывода, формулировки нового знания. Это может быть наблюдение ситуации, в которой проявляется нужное знание. Например, на уроках русского языка, увидев закономерность написания орфограммы, ученики могут сами сформулировать правило, а уже потом проверить себя по учебнику. Это может быть работа с текстом (с таблицей, схемой, рисунком), из которого логически можно вывести признаки понятия, закономерную связь между явлениями, найти аргументы для своей оценки и т. п.. В – третьих, необходимо спроектировать диалог по поиску решения проблемы. Можно предусмотреть подводящий или побуждающий диалог. Подводящий диалог предполагает цепочку вопросов, вытекающих один из другого, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе. Такой диалог способствует развитию логики. Побуждающий диалог состоит из ряда вопросов, на которые возможны разные правильные варианты ответа. Побуждающий диалог направлен на развитие творчества. Наконец, следует составить примерный опорный сигнал (схему, набор тезисов, таблицу и т.п.), который будет появляться на доске по мере открытия учениками нового знания или его элементов. В идеале – каждый элемент опорного сигнала должен выращиваться в диалоге с учениками по ходу решения проблемы.
6 – й шаг. Планирование заданий для применения нового знания. Следует помнить, что задания должны носить проблемный характер, нацеливать ученика на поисковую или исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную или групповую работу.
Методика преподавания русского языка представляет собой одну из педагогических наук. Она изучает процессы обучения школьников родному языку (усвоение ими знаний о языке, формирование у них языковых и речевых умений и навыков). Методика родного языка опирается на лингвистические и психологические концепции о роли языка в социальном развитии, о связи языка и сознания, речи и мышления. Методика обеспечивает такую систему обучения языку, которая строго соответствует современной теории лингвистики о сущности языка и его социальной функции – быть важнейшим средством человеческого общения, средством формирования мысли и ее выражения в языковом коде. Задача школы и научной методики – сделать для каждого учащегося его собственные языковые умения максимально гибким, совершенным органом интеллектуального мира человека.
Предмет методики. Предметом методики является процесс обучения русскому языку, причем понятие обучение включает в себя: а) содержание обучения, языковой материал, который изучается, языковые умения, которые должны быть усвоены; б) деятельность учителя по отбору и “подаче” материала учащимся, по организации их учебного труда, по их развитию, по выявлению их знаний и умений; в) деятельность учащихся по усвоению знаний, их творческий труд по применению знаний, выработка умений и навыков. Результат обучения также входит в объем понятия предмет методики как его важнейшее звено.
Задачи методики. Методика решает четыре задачи: первая -“зачем изучать”, т.е. определение целей и задач обучения русскому языку как родному; вторая – “чему учить”, т.е. определение содержания обучения; обоснование и составление программы, учебников и учебных комплексов для учащихся, пособий. Методика определяет максимум знаний, умений по языку, критерии их выявления и оценки. Третья задача – “как учить”: разработка методов и приемов обучения, конструирование уроков и их циклов, методических пособий и учебного оборудования. Четвертая – “как контролировать усвоенное”, т.е. определение критериев оценки, методов контроля.
Методика, как и педагогика в целом, принадлежит к числу общественных наук. Она изучает определенные аспекты формирования личности: этим обусловлены ее связи с другими науками. Так, философия обеспечивает методологические основы методики, понимание целей и задач обучения языку. Понятия знания, умения и навыки, развитие, широко используемые в методике, взяты из психологии. Дидактика дает широкое, обобщенное понимание процесса обучения (это необходимо учителю!)Важнейшая роль в связях методики принадлежит языковедению – науке о языке, речи, о русском языке как предмете преподавания.
Русский язык как учебный предмет. Задачи и содержание начального обучения русскому языку.
Русский язык в начальной школе – это часть единого учебного курса русского языка общеобразовательной школы. В начальной школе закладывается прочный фундамент, база для овладения ведущими умениями в области языка и речи. РЯ в начальной школе – это главный предмет, на который отводится почти половина всего учебного времени. Постоянные занятия русским языком обогащают интеллект учащихся, у них формируется способность к языкам и происходит становление личности.
Обучение русскому языку своим конечным результатом имеет формирование у учащихся умений грамматически правильно, стилистически точно, содержательно, интонационно выразительно высказывать свои мысли в устной форме и орфографически верно передавать их на письме. Эта задача, специфическая для русского языка как учебного предмета, решается во взаимодействии с общеобразовательными задачами, направленными на формирование ученика как личности.
Содержание курса русского языка составляют знания: о звуковом строе русского языка и способах обозначения звуков в письменной речи (знания фонетические и графические); о способах словоизменения и соединения слов в предложения (знания грамматические: морфологические и синтаксические); о морфемном составе слов и способах образования слов (знания словообразовательные); о лексико-семантических группах слов (знания лексикологические); о принципах русского правописания и постановке знаков препинания (знания орфографические и пунктуационные). Указанные знания выступают в разных видах, главные из которых: а) грамматические, фонетические и словообразовательные понятия, б) графические, орфографические и пунктуационные правила.
В процессе обучения языку проводится работа и над овладением учащимися умениями, которые являются общими для многих учебных дисциплин (межпредметные умения). В педагогике к межпредметным умениям относят анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, классификацию, сравнение и т. п.
Для изучения в начальных классах отобраны знания, которые являются базовыми для сознательного владения языком и формирования графических и орфографических навыков.
Современные требования к уроку русского языка в начальных классах.
· мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);
· осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);
· коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);
· взаимопроверка, взаимоконтроль;
· рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).
В соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию русского языка и литературы, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. В соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.
Деятельность в рамках нового стандарта можно условно разделить на три этапа: знакомство с Федеральным государственным стандартом, овладение умением планировать уроки, направленные на получение метапредметных и личностных результатов, овладение умением конструировать уроки с использованием современных образовательных технологий.
Каковы же особенности современного урока?
Современный урок – урок актуальный для настоящего времени.
Современный урок –урок действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам личности ребенка, его родителей, общества, государства.
Модели современного урока: традиционная и инновационная. (Слайд ). Инновационная модель в свою очередь делится на деятельностную и развивающую. Включает в себя следующие компоненты: ключевые и базовые компетентности, обязательное проектирование урока учителем, разнообразные формы обучения, технологическую карту урока, практический опыт деятельности. (Слайд ).
Три постулата заложены в основание новой технологии урока. (Слайд ).
Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя;
Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры;
Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.
Рассмотрим ресурсы современного урока. Это человеческие, методические и технологические ресурсы. Остановимся подробнее на каждом из видов. Человеческие ресурсы включают в себя три взаимосвязанные между собой составляющие, работающие в тесном сотрудничестве: учитель, ученик, родители. (Слайд ).
Методические ресурсы включают в себя формы, технологии, содержание, приёмы, методы обучения. (слайд ).
Технологические ресурсы – это технологии обучения, которые всем нам хорошо известны. Вот некоторые из них: проектная деятельность, ИКТ, развивающее обучение, модульное обучение, КСО, интерактивная доска, здоровьесберегающие технологии. (Слайд )
Предметные результаты образовательной деятельности выражаются в получении опыта приобретения, преобразования и применения предметных знаний.
Под метапредметными результатами понимаются универсальные учебные действия, которые становятся основой умения учиться.
Выделяются познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия.
Познавательные УУД (их не следует путать с предметными) предполагают умение учащегося формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждений, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами. Коммуникативные УУД – это владение всеми видами речевой деятельности, умение строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета.
Регулятивные УУД представляют собой умение ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять её; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.
Под личностными результатами понимается сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.
Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса. Основными методическими принципами современного урока являются: (Слайд ).
субъективация (ученик становится равноправным участником образовательного процесса);
метапредметность (формируются универсальные учебные действия);
деятельностный подход (учащиеся самостоятельно добывают знания в ходе поисковой и исследовательской деятельности);
рефлексивность (учащиеся становятся в ситуацию, когда необходимо проанализировать свою деятельность на уроке);
Урок должен включать следующие шесть основных этапов:
Вооружившись знаниями об основных методических принципах и структуре урока, попробуем составить примерный план действий учителя при разработке его сценария. (Слайд ).
Во – первых, определим тип такого урока. Урок, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, – это проблемно – диалогический урок. При подготовке к такому уроку следует тщательно продумать свои действия на каждом этапе с учетом возможных ситуаций, потребующих импровизации. Как сам урок, так и подготовка к нему может состоять из шести шагов.
Если сравнить традиционную деятельность учителя и деятельность учителя на уроке, направленном на получение метапредметных и личностных результатов, то можно увидеть ряд отличий:
Для более ясной картины остановимся на различиях традиционной педагогики, которая продолжает иметь место в современном образовательном процессе, и инновационной педагогике. (Слайд 9-13).
Если сравнить традиционную деятельность учителя и деятельность учителя на уроке, направленном на получение метапредметных и личностных результатов, то можно увидеть ряд отличий: (Слайд ).
Данная статья посвящена теоретическому изучению методик преподавания современного русского языка в начальной школе. На сегодняшний день данный вопрос имеет особую значимость и актуальность. Обосновываются требования ФГОС НОО.
На сегодняшний день предъявляются новые, более современные требования к школьному образованию. Если ранее традиционная задача обучения школьников сводилась только к преподаванию конкретных знаний, а также умений и навыков, которые являются необходимыми для его дальнейшей социализации и эффективного участия в общественном производстве, то сейчас наблюдается совершенно другая ситуация, заключающаяся в основной задаче образования – это всесторонне развивать личность обучающегося, формировать основные качества и умения, которые в дальнейшем позволят самостоятельным образом изучать что-либо, осваивать новые виды деятельности и, как следствие, быть успешным в жизни. Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Если не вдаваться в проблемы лингвистики, психологии, педагогики, современный урок русского языка представляет собой комплексную систему уроков. Урок русского языка должен быть организован так, чтобы его содержание способствовало решению задачи научить детей не только предмету, но и сформировать учебную деятельность учащегося, вызвать мотивированный интерес к продолжению обучения, к добыванию знаний вообще. Поставленная задача формировать универсальные учебные действия может быть реализована только при условии новой организации учебного процесса на уроке. Необходимо, чтобы при изучении конкретной темы, при формировании конкретного предметного действия у ученика формировались и личностные, и метапредметные универсальные учебные действия.
Основными требованиями к современному уроку русского языка в начальной школе являются следующие:
Также современный урок русского языка характеризует использование технических средств обучения, к которым относятся визуальные, аудио-, аудиовизуальные средства. В настоящее время распространение получили экранные информационные средства обучения: персональный компьютер (ПК), электронный проектор, электронная копировальная классная доска. С помощью Интернета через ПК ученики могут получать любую информацию в неограниченном объеме.
Среди наглядных средств обучения в начальной школе ведущее место занимают таблицы, поскольку они дают определенную систематизацию, группировку информации, обеспечивают длительное предъявление учебного материала, помогают конкретизировать отвлеченный грамматический материал, конструкции предложений. Новая организация современного урока русского языка в начальной школе представлена системой уроков, т.к. только в системе можно оценить работу по обучению конкретному предмету, конкретной теме в конкретном классе. Последовательность такой работы обусловлена научной направленностью, логикой изложения, поиском эффективных методов и форм обучения, предусматривающих индивидуальную, парную, групповую работу.
Таким образом, вышеизложенные формы организации современного урока русского языка должны превалировать над фронтальной работой, являющейся, несомненно, необходимой, но не главенствующей. При организации современного урока русского языка в рамках реализации стандартов второго поколения должны учитываться уровень развития младшего школьника, темп работы, особенности памяти, мышления, психологический настрой, готовность к обучению.