Выступление на тему:
Современный урок русского языка. Учет личностных особенностей на уроках русского языка и литературы при реализации ФГОС ООО.
Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера,
мы украдем у детей завтра.
Шесть основных этапов современного урока русского языка:
- мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);
- осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);
- коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);
- рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).
- хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;
- учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
- урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
- учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
- вывод делают сами учащиеся;
- минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
- времясбережение и здоровьесбережение;
- в центре внимания урока — дети;
- учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
- умение демонстрировать методическое искусство учителя;
- планирование обратной связи;
- урок должен быть добрым.
Критерии результативности урока при системно–деятельностном подходе:
1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
2. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
3. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
4. Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
5. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
6.Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
7. Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
8. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
9. Учитель принимает и поощряет выражаемую учеником собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
10. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
11. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие “учитель – ученик” (через отношения, совместную деятельность и т.д.)
Показатели эффективности урока:
- Проектирование и конструирование на уроке социальной среды развития обучающихся.
- Реализация на уроке содержания учебного материала как системы научных понятий (научность содержания материала, следование УМК)
- Дифференциация и индивидуализация на уроке учебного материала по сложности и объёму.
- Целесообразность выбора формы урока (внешняя форма: урок – мастерская, экскурсия, путешествие, суд, семинар, лекция и др., внутренняя форма: изучение нового материала, повторение, обобщение, комбинированный, развития речи, урок по определённой технологии) и формы организации деятельности детей (фронтальная, индивидуальная, групповая, парная, коллективная и др.)
- Целесообразность использования технического, дидактического, наглядного оснащения учебного занятия.
- Создание на уроке условий для активной учебно–познавательной деятельности обучающихся.
- Реализация на уроке компонентов учебно –познавательной деятельности (цель, мотив, постановка учебной задачи, содержание, учебные действия, контроль (самоконтроль), оценка (самооценка).
- Формирование (развитие) на уроке универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных)
- Формулирование и решение на уроке познавательных задач, направленных на продуктивную деятельность обучающихся.
- Построение урока с учётом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
- Умение создать атмосферу доверия, психологической безопасности, одобрения, поддержки, сотрудничества, здоровьесбережения.
Пять шагов подготовки к современному уроку:
1. Мотивация к учебной деятельности
Цель этапа: включение обучающихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
Хочу, могу, надо
Что значит уметь учиться?
Задачи, решаемые на современном уроке русского языка
Ориентация на методическое правило:
«Ни одного урока без всех четырех видов речевой деятельности!»
Следование этому правилу восстанавливает в своих правах развитие речи учащихся во всех своих аспектах.
На каждом уроке педагог должен предлагать задания по типу: «Слушаем, говорим (спрашиваем – отвечаем), читаем (понимаем), пишем».
ТЕКСТ – последовательность предложений, слов, построенная согласно правилам русского языка и образующая сообщение.
Составьте текст, состоящий из 4 предложений.
Первое предложение должно начинаться с имени существительного.
Второе предложение – с имени прилагательного.
Третье предложение – с глагола.
Четвертое предложение – с предлога.
Инсерт – это приём такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают на полях то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чём хочется узнать более подробно.
Кластер. Слово «кластер» в переводе означает «пучок, созвездие». Это графический прием систематизации материала в виде «грозди». Последовательность действий по составлению кластера проста и логична: 1. посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является ключевым в раскрытии идеи, темы; 2. вокруг записать слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы; 3. по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. Использовать данный прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом. Организуя работу с младшими школьниками, и учитывая возрастные особенности обучающихся, нужно помнить, что учитель на данных уроках выступает в роли координатора работы: направляет усилия учеников в определенное русло, сталкивает различные суждения и создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений.
СИНКВЕЙН: обогащает словарный запас;
подготавливает к краткому пересказу;
учит формулировать идею (ключевую фразу);
позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом;
получается у всех.
1 строчка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно существительное.
2 строчка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы, слова можно соединять союзами и предлогами.
3 строчка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.
4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме в 1-ой строчке.
5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке, обычно существительное.
Синквейн на тему Спасибо
1. спасибо2. сердечное, душевное3. желаем, выражаем, говорим4. вежливое слово, которое говорят, чтобы выразить благодарность5. Спаси Бог!
Требования к учителю
1.Учитель четко и точно формулирует задания, потому что потом учитель их не повторяет.
2.Не даёт новые задания ученикам в готовом виде.
3.Не повторяет задания два раза.
4.Не комментирует и не исправляет ответы, предлагая это сделать самим ученикам (таким образом достигается взаимоконтроль).
5.Не повторяет то, что уже сказали ученики (это помогает ученикам быть более внимательными на уроке).
6.Предугадывает затруднения учащихся и меняет по ходу урока задание, если дети не смогли его выполнить с первого раза.
7.Подбирает комплексные задания.
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Современный – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный.
Урок не может не меняться!
Аргументы в пользу этого утверждения:
- Вступили в действие федеральные государственные образовательные стандарты;
- утвержден новый Федеральный Базисный учебный план;
- внедряются информационные технологии;
- устанавливается общественный договор между родителями и государством об оказании образовательных услуг.
«Если ученик в школе не научился
сам ничего творить,
то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать»
Требования к современному уроку:
- Самостоятельная работа обучающихся на всех этапах урока.
- Учитель выступает в роли организатора, а не информатора и не руководителя.
- Обязательная рефлексия обучающихся на уроке.
- Высокая степень речевой активности обучающихся.
Структурные элементы урока.
- Мобилизующий этап урока –включение обучающихся в активную интеллектуальную деятельность с первых минут урока.
- Целеполагание: формирование обучающимися целей урока по схеме: вспомнить – узнать – научиться.
- На уроке должен быть момент осознания недостаточности имеющихся знаний для выполнения заданий учителя и чтобы начать поиск новой информации. (новый этап)
- Коммуникация – исследование проблемы в коллективе.
- Взаимопроверка и взаимоконтроль.
- Рефлексия – осознание обучающимся и воспроизведение в речи того, что нового он узнал на уроке, чему научился, в каких навыках он продвинулся дальше.
Методические принципы современного инновационного урока
- Субъективизация: учащийся рассматривается не как объект обучения, а как равноправный с учителем участник образовательного процесса.
- Метапредметность: формирование и развитие универсальных способностей учащихся.
- Деятельностный: знания не преподносятся учащимся в готовом виде, а добываются ими в ходе поисковой и исследовательской деятельности.
- Коммуникативность : обмен информацией, взаимодействие на уроке и вне урока.
- Рефлексивность: учащиеся ставятся в ситуацию, когда им необходимо проанализировать свою деятельность в процессе урока.
- Импровизационность: учитель должен быть готовым к изменению и коррекции хода урока в процессе его проведения.
- Комбинированный урок
- Урок изучения нового.
- Урок закрепления знаний.
- Урок обобщения и систематизации знаний.
- Урок контроля, оценки и коррекции знаний.
- Традиционный урок
- Цели и задачи ставит учитель сам
- Современный урок
- Учащиеся самостоятельно выходят на цели и задачи урока
Содержание учебного материала
Формы организации познавательной деятельности
Оценивание. Домашнее задание
- Учитель оценивает по конечному результату
- Одинаковое для всех
- Преобладает самооценка и взаимооценка
- Задание по выбору, вариативность, возможность выбора д/з
Понятие
современный урок неразрывно связано с понятием
современный учитель.
Требования к учителю
- Во-первых, это профессионал, который:
- демонстрирует универсальные и предметные способы действий
- инициирует действия учащихся
- консультирует и корректирует их действия
- находит способы включения в работу каждого ученика
- создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта.
- Не дает новые задания ученикам в готовом виде;
- Не повторяет задания 2 раза;
- Не комментирует ответы учащихся и не исправляет их, предоставляет эту возможность учащимся;
- Не повторяет того, что сказали учащиеся.
- Во-вторых, это учитель, применяющий развивающие технологии.
- В-третьих, современный учитель обладает информационной компетентностью.
Достижение нового образовательного результата возможно при реализации системно-деятельностного
подхода, который положен в основу Стандарта.
АМО –
активные методы обучения
«Учитель живет до тех пор, пока учится, как только он перестаёт учиться,
в нем умирает учитель»
+79787542287
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
– это
образовательная технология;
обеспечивающая комплексность и эффективность протекающих в ходе образовательного мероприятия процессов, необходимых для выполнения
требований новых ФГОС,
позволяющая педагогу
уверенно управлять этими процессами и гарантированно достигать
запланированных результатов образовательного мероприятия
Современный урок русского языка и литературы в условиях обновления содержания образования
Берликова Елена Александровна
учитель русского языка и литературы
ГУ «Школа – лицей № 8 для одаренных детей»
Современному обществу нужны образованные, нравственные, творческие люди, созидатели, которые могут: отличаться мобильностью, быть способными к сотрудничеству, самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, анализировать свои действия.
Особенность учебно – воспитательного процесса в условиях обновления содержания образования носит деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Обновленное содержание образования, прежде всего, отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков.
Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя. Также изменяются и технологии обучения: внедрение информационно-коммуникационных технологий открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по предмету.
Новый подход к результатам образовательной деятельности требует нового построения урока как основной формы организации учебного процесса.
Прежде всего необходимо рассмотреть этапы конструирования урока. При отборе материала к уроку необходимо строго учитывать его соответствие целям и задачам урока, основным требованиям, необходимо научиться отображать дидактическую структуру урока.
Безусловно, уроки русского языка и литературы обеспечивают формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Каким должно быть содержание уроков, способствующих формированию языковой, лингвистической, лингвокультурологической и коммуникативной компетенций, развитию у школьников языкового чутья, языковой интуиции, и в целом – языковой личности? При этом не следует забывать о том, что духовно-нравственное воспитание школьников является ключевым требованием.
Поэтому на сегодня главная задача этого предмета – обеспечить речевое развитие учащихся. Одним из направлений современной методики преподавания русского языка является текстоцентрический подход, то есть обучение на основе текста. Использование текста в качестве главного методического средства на уроке помогает в единстве реализовать три цели: образовательную, развивающую и воспитывающую. Целенаправленный отбор текстов для анализа на уроках русского языка создает тот культурный фон, ту развивающую речевую среду, которая способна положительно влиять на формирование духовных, нравственных, интеллектуальных качеств личности.
На основании опыта работы можно отметить возможности уроков русского языка и литературы: в развитии доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе; эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости; при освоении основных моральных норм; при формировании адекватной позитивной осознанной самооценки; ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.
Современный урок русского языка и литературы в условиях обновления содержания образования, на мой взгляд, должен включать следующие основные этапы: мобилизация (включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность); целеполагание (самостоятельное формулирование цели); осознание недостаточности имеющихся знаний (создание проблемной ситуации); коммуникация (поиск решения проблемы); рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).
Каким же я вижу современный урок русского языка и литературы, основные его аспекты: хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание; учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока; урок должен быть проблемным и развивающим; учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся; выводы формулируют сами учащиеся; минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества; планирование обратной связи.
Сегодня, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию русского языка и литературы, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это неполучение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если раньше был распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, то есть ученик должен стать живым участником образовательного процесса. Современный урок русского языка и литературы, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, – это проблемно – диалогический урок.
Сравнивая деятельность учителя, в частности учителя русского языка и литературы до введения нового взгляда на образовательный процесс и сегодня, на современном этапе, понимаем, что она существенно обновляется. Все нововведения направлены на усвоение обучающимся определенной суммы знаний и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Таким образом, акцент делается не на полученные знания, а на процесс их применения.
Чтобы процесс введения новых образовательных стандартов протекал максимально успешно и безболезненно, педагог должен непрерывно работать над повышением своего профессионального уровня. Он должен непрерывно учиться: учиться по – новому готовиться к уроку, учиться по – новому проводить урок, учиться по – новому оценивать достижения учащихся, учиться по – новому взаимодействовать с родительской общественностью. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это и есть главный ресурс, без которого новые требования ГОСО к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.
Современный урок русского языка с учётом требований ФГОС
« Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».
Последнее время одним из самых обсуждаемых вопросов в нашем обществе является проблема внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС ООО). Всем понятно, что работать по-старому нельзя: время не стоит на месте, новое поколение требует к себе нового подхода. И вот ФГОС – некоторыми непринятый, некоторыми непонятый. В такой ситуации лишь остаётся сетовать на образование. Но искать выход нужно, пусть даже методом проб и ошибок. Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века: резко возросла информированность детей, они относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу, несформированность мотивационной сферы, разных типов мышления. С введением ФГОС принципиально меняются ориентиры современной школы, основная задача которой сегодня – перевести учащегося в режим саморазвития.
Современная жизнь предъявляет сегодня человеку серьёзные требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации и умение адаптироваться в любом обществе. Подготовка к будущей жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию, сегодня меняют свои приоритеты. Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты овладения не только предметными знаниями, но и умениями применять эти знания в практической деятельности. Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут: анализировать свои действия; самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия; отличаться мобильностью; быть способными к сотрудничеству; обладать чувством ответственности за судьбу страны. И школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель непроводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний. Современный урок русского языка в условиях введения ФГОС нового поколения должен включать следующие шесть основных этапов:
- мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);
- осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);
- коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);
Какие же требования предъявляются к современному уроку русского языка в условиях введения ФГОС:
• хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.
• учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
• вывод делают сами учащиеся;
• максимум творчества и сотворчества;
• в центре внимания урока — дети;
• умение демонстрировать методическое искусство учителя; планирование обратной связи;
• урок должен быть добрым.
В соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию русского языка, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Основной упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. Следует помнить, что задания должны носить проблемный характер, нацеливать ученика на поисковую или исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную или групповую работу.
Для каждого этапа урока необходимо использовать свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа. В качестве примера:
1. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности (1-2 мин.) Целью этого этапа является – включение учащихся в учебную деятельность. Существует немало приемов, которые можно удачно применить на данном этапе. Рассмотрим некоторые из них.
Применяю и такие приемы создания проблемной ситуации: побуждающий диалог – постановка проблемной ситуации, основанной на противоречии между житейским и научным фактом, вызывающей удивление учащихся (например, на уроке по теме «Исторические изменения в морфемном составе слова» можно предложить ученикам поработать со словом «ряха», которое в древнерусском языке означало «красивая»). Главное, чтобы учитель творчески подходил к подготовке урока, к подбору заданий проблемного характера, нацеливающих ученика на поисковую или исследовательскую деятельность. Например: Стимул. Мама попросила пятиклассника Сашу написать на листике перечень покупок в магазине. Саша написал: Ш..колад, ч..рный кофе, сгущ..нное молоко, зубная щ..тка, расч..ска и т.д. В написании некоторых слов он засомневался, поможем Саше. Соответственно, дети и тему урока сформулируют «Буквы о/ё после шипящих в корне слова», и цель урока определят, и задачи поставят. Далее учитель управляет проблемно-поисковой или исследовательской деятельностью учащихся.
Приём «Перепутанные логические цепочки». Я бы хотела начать урок с известных вам строк, но они рассыпались. Кто поможет мне? «начинается» «С» «успех!» « удачи» « малой» «С малой удачи начинается успех!» – Как вы понимаете эти слова? – Я вам желаю, чтобы вам сегодня сопутствовала удача, которая поможет нашему уроку быть успешным! Интеллектуальная разминка– два, три не слишком сложных вопроса на размышление.
Разминку можно проводить по-разному:
– Что лишнее?
– Обобщить – что это?
– Какое слово скрывается и так далее.
Таблички с понятиями и терминами вывешиваются на доске и ребятам задаются вопросы.
Интеллектуальная разминка не только настраивает учащихся на учебную деятельность, но и развивает мышление, внимание, умение анализировать, обобщать, выделять главное.
2. Этап актуализации и пробного учебного действия. (5-8 мин)
На данном этапе организуется подготовка к самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.
Прием «Сорбонки» – карточки небольшого размера, предназначенные для активной тренировки памяти. Концентрируя внимание только на тех элементах, которые еще не усвоены, ученики прочно и надолго усваивают и запоминают теоретические понятия; экономится время урока на проверку ранее изученного; происходит охват работой всех учеников класса; работая индивидуально, в парах и группах ребята учатся давать оценку себе и своим товарищам; используя индивидуальный подход, можно корректно указать ученику на пробелы в его знаниях.
По выделенным словам расскажите, что вы знаете о «Фонетике». Суффикс, словосочетание, согласные, панно, предложение, синтаксис, гласные, олицетворение, транскрипция, ударение.
Приём «Согласен – Не согласен»
- Слово, имеющее одно лексическое значение, — однозначное.
- Слово, имеющее несколько лексических значений, — многозначное.
- Слово сходство по отношению к слову различие — антоним.
Приём “Корзина идей, понятий, имен”
Это приём организации индивидуальной и групповой работы учащихся, позволяющий выяснить все, что знают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать корзину, в которой условно будет собрано все то, что все ученики знают об изучаемой теме. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по предложенному вопросу (строго индивидуальная работа, продолжительность 2 – 3 минуты). Затем происходит обмен информацией в парах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 1-2 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия. Далее каждый ученик называет какое-то одно сведение или факт, при этом ранее сказанное нельзя повторять! Все сведения кратко, в виде тезисов, записываются учителем в «корзинке» (без комментариев). В корзину можно «сбрасывать» все понятия, имеющие отношение к теме урока, в ней условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Предложим ребятам поместить в корзину только слова с приставкой при- со значением «неполное действие». Таким образом, повышается внимание, они более сосредоточены: важно правильно вставить буквы и определить значение приставки.
В «корзину» поместили несколько слов, а работу проделали большую.
3. Этап локализации индивидуальных затруднений.
Кратко содержание этапа можно представить так:
1. Перестаю действовать – начинаю думать.
2. Что я делал, какие знания применял?
3. Где возникло затруднение? (место)
4. Почему оно возникло? (причина)
4. Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений.
Целью этого этапа является – построение детьми проекта выхода из затруднения и формирование способности к его выполнению. Этим процессом руководит учитель. На первых порах используется подводящий диалог.
– Какую же цель нам надо поставить? Тема, предложенная детьми, может и не совпадать с запланированной. Тогда учитель, показав детям заготовленный им вариант, должен согласовать с ними формулировку темы.
Выявив способ действий, надо построить план. Можно предложить составить вместе план действий по выходу из затруднения. Как вариант, план готов, а дети расставляют последовательность действий.
1. Прочитать теоретический материал в учебнике
2. Составить план прочитанного текста
3. Выписать ключевые слова
4. Заполнить слепую таблицу
5. Обсудить с товарищами
6. Рассказать изученный материал соседу по парте
7. Рассказать изученный материал классу
8. Выполнить практические задания по теме На этом этапе необходимо, чтобы учащиеся сформулировали индивидуальную цель своих будущих коррекционных действий т. е. перечислили какие понятия, способы действия им нужно уточнить и научиться правильно применять; выбрали способ (как?) и средства (с помощью чего?) коррекции, то есть установили, какие конкретно изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д.
5. Этап реализации построенного проекта.
Основной целью этого этапа – осмысленное исправление учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.
На данном этапе ученики действуют по плану, а учитель при необходимости направляет их с помощью наводящих вопросов.
6. Этап обобщения затруднений во внешней речи. (4-5 мин)
Основная цель — закрепление способов действий, вызвавших затруднения.
Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия – сначала фронтально, затем в группах и в парах – решают типовые задания с проговариванием алгоритма решения вслух. Этап сопровождается рефлексией (обдумыванием) того, что делается, как делается и все ли понятно. Особое внимание здесь следует уделить тем учащимся, у которых возникли затруднения, лучше, чтобы именно они проговорили вслух правильные способы действий, опираясь на только что повторенный на уроке алгоритм, образец рассуждения.
Уместны следующие виды работы: комментированное письмо, осложненное списывание, предупредительные диктанты, распределительные диктанты.
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (4-5 мин)
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение проводится рефлексия усвоения нового способа. Можно задать вопросы: – У кого возникли трудности? С чем они связаны? – Что удалось? – У кого все получилось? Молодцы! Поставьте себе плюсы (или другие поощрительные знаки, принятые в классе: улыбающуюся рожицу, солнышко и т.д.).
8. Этап включения в систему знаний и повторения ( 7-8 минут)
Основной целью этапа включения в систему знаний и повторения является применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.
При повторении ранее изученного материала используются игровые элементы – соревнования, кроссворды, шарады, третий лишний и др. Это создаёт положительный эмоциональный фон, способствует развитию у детей интереса к урокам. Примерные приемы работы:
«Лови ошибку» – обсуждая с учащимися уже изученный материал, учитель намеренно допускает ошибки, ученики должны исправить их.
«Светофор» – это полоска бумаги, с одной стороны красная, с другой – зеленая. При опросе ученики сигнализируют о своей готовности к ответу, поднимая «светофор» красной или зеленой стороной.
Опрос по цепочке – рассказ одного ученика прерывается в любом месте и передается другому жестом учителя. И так несколько раз до завершения ответа.
Программируемый вопрос – ученик выбирает один верный ответ из нескольких предложенных (опрос проводится устно)
9. Этап рефлексии деятельности на уроке.
Стадия рефлексии необходима не только для того, чтобы учитель проверил память своих учеников, но и для того, чтобы они сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей.
Вопросы, которые я стараюсь предлагать в конце каждого урока:
1. Ваши главные результаты сегодня? Благодаря чему вам удалось их достичь?
2. Какие трудности встретились во время выполнения задания, как вы их преодолевали? 3. 3. Какие идеи возникли во время выполнения задания?
4. Вопросы и пожелания, возникшие в связи с темой урока.
Еще один прием «Расскажи по схеме: Я знаю, я запомнил, я смог» Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
Главное, что должен помнить каждый: задачей учителя становится не только наглядно и доступно на уроке всё объяснить, рассказать, показать, а включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми нового знания, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем.
1. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5 – 9 класс: проект. – 3 – е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 112с. – (Стандарты второго поколения).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с. – (Стандарты второго поколения) воплощение новых стандартов школьного образования. Дидактические требования к современному уроку.
4. Статья «Современный урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС ООО: теория, практика, перспективы», Сорокун Л. М.
5. Как проектировать универсальные учебные действия. От действия к мысли : пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 152 с. : ил. – (Стандарты второго поколения). – Библиогр.: с. 148-150. – ISBN 978-5-09-022831-2.