Метод визуализации учебной информации.
МБОУ «Ытык-Кюельская СОШ №2»
Проблема развития учебных способностей школьников всегда являлась одной из наиболее актуальных. Чем полнее будут реализованы потенциальные возможности школьника, тем больших успехов личность сможет добиться в жизни. Одной из эффективных технологий активизации обучения является метод визуализации учебной информации. Образовательный процесс строится на передаче информации, поэтому и роль наглядного представления информации в обучении велика. Принцип наглядности является одним из ведущих в педагогике. Рисунок, схема и таблица-это запоминание и осмысление изучаемого материала. Визуализация приобретает новые черты технического средства обучения.
‒ это процесс представления данных в виде изображения с целью максимального удобства их понимания.
Технологии визуализации учебного материала основываются на значимости визуального восприятия для человека, ведущей роли образного восприятия в процессах познания и осознания.
Технология визуализации учебного материала перекликается с педагогической концепцией визуальной грамотности, которая возникла в конце двадцатого века в Америке. Эта концепция основывается на положениях о значимости визуального восприятия для человека в процессе познания мира и своего места в нем.
В школьном образовании применяются самые разные виды наглядности. Использование наглядных средств не должно сводится к простому иллюстрированию с целью сделать учебный курс более доступным и легким для усвоения, а быть органичной частью познавательной деятельности учащихся, средством формирования и развития не только наглядно-образного, но и абстрактно-логического мышления.
-помогает опредмечиванию словесного сообщения, которое ребенок должен будет воплотить в форму рассказа или ответа на поставленные вопросы;
-проконтролирует полноту и характер усвоения переданной учителем информации;
-способствует развитию воображения и фантазии;
-выявляет характер индивидуального восприятия и переработки учебной информации;
-активизирует познавательный интерес;
-сконцентрирует внимание на чем-то важном; переключить внимание на другой объект;
– вызывает определенные ассоциации;
Техники визуализации учебной информации:
‒ работа с биографиями или творчеством писателя;
‒ формирование у учащихся системного взгляда на исторические процессы;
‒ управление проектами (помогают видеть этапы реализации проекта, сроки его окончания).
Формы: ментальная карта; диаграмма связей; карта мыслей, ассоциативная карта, Используется:
‒ инструмент для структурирования идей;
‒ планирование времени;
‒ запоминание больших объемов информации;
‒ проведение мозговых штурмов.
Визуализации информации при помощи графических символов, просто и понятно отображающих ее содержание и внутренние связи.
Инфографику можно выполнить в виде таблицы, диаграммы и графических элементов.
инфографики — информировать, представлять большой объем информации в организованном виде, удобном для восприятия.
Направления использования инфографики в образовательном процессе:
‒ организация целенаправленного восприятия информации;
‒ запоминание информации с опорой на графические образы;
‒ отображение существенных для понимания сторон изучаемого материала;
‒ способ делиться знаниями и результатами исследований;
‒ способ обработки данных исследований;
‒ развитие критического мышления;
‒ формирование навыков функционального чтения.
Визуализация в обучении позволяет решить следующие педагогические задачи:
‒ обеспечение интенсификации обучения;
‒ активизации учебной и познавательной деятельности;
‒ формирование и развитие критического и визуального мышления, зрительного восприятия;
‒ формирование образного представления знаний и учебных действий;
‒ передача знаний;
‒ формирование умения распознавания образов;
‒ повышения визуальной грамотности и визуальной культуры;
‒ перенос образовательной информации;
‒ формирования навыков автоматизированного контроля знаний.
.Методически грамотный подход к визуализации обеспечивает и поддерживает переход обучающегося на более высокий уровень познавательной деятельности, стимулирует креативный подход.
Техники визуализации на уроках русского языка и литературы
средствами информационно-коммуникационных технологий (из опыта работы).
Шарун Е. В.,
учитель русского языка и литературы,
МАОУ СОШ № 11, Краснодарский край, г. Краснодар
Если мы будем учить сегодня так,
В основе ФГОС второго поколения лежит системно-деятельностный подход, целью которого является развитие личности. Данный подход в обучении направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей. Любое усвоение знаний строится на усвоении учеником учебных действий, овладев которыми, ученик смог бы усваивать знания самостоятельно, пользуясь различными источниками информации. Задача педагога – обеспечить восприятие огромного количества информации, сделать так, чтобы данная информация была качественно переработана обучающимися.
Одной из эффективных технологий активизации обучения является метод визуализации учебной информации, который прочно занял своё место в образовательном процессе. Применение визуальных форм усвоения учебной информации позволяет изменить характер обучения: ускорить восприятие, осмысление и обобщение, умение анализировать понятия, свёртывать и развёртывать информацию.
это наглядный способ представления любой информации, которая лучше усваивается учащимися, если есть опора на зрительный образ. Использование на уроке различных средств и приемов визуализации делает урок более информативным и эффективным.
Визуализация помогает уплотнить учебную информацию, большой объем информации скомпоновать в маленькую блок-схему, увидеть причинно-следственные связи, создать зрительную модель.
Существует большое разнообразие традиционных способов визуализации урока: опорные конспекты, схемы, таблицы, планы, развернутые вопросы и ответы, презентации, видеоролики, фрагменты кинофильмов, тренажеры и т.д. С развитием информационно-коммуникационных технологий появляются новые средства визуализаци: скрайбинг, инфографика, плейкаст, интеллект-карты, облако слов, лента времени, коллаж, различные интерактивные задания, основанные на визуальном ряде, интерактивные презентации и др. Их задача – представить и структурировать основной учебный материал; дополнить его; обеспечить логичность в изложении информации; продемонстрировать взаимосвязь между текстом и графическими изображениями, способствующими активному восприятию учебного материала.
Использование сервисов Web2.0 является одной из актуальных проблем современной методики преподавания филологических дисциплин. Я считаю применение информационных технологий необходимым на уроках русского языка, литературы: они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективно организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес к урокам русского языка и литературы, активизируют познавательную деятельность учащихся, осовременивают урок. Применяя современные интернет-сервисы, педагог в полной мере может реализовать в образовательном процессе интерактивные технологии, технологии опережающего обучения, мобильного обучения, игровые технологии.
В своей педагогической практике на уроках русского языка и литературы я использую следующие сервисы визуализации сервисы по созданию облака слов сервисы по созданию интеллект-карт: сервисы по созданию схем и диаграмм: сервисы по созданию ленты времени:
графическая форма организации информации, основанная на выделении смысловых единиц, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала. А также позволяет охватить большое количество информации, вовлекая всех участников коллектива в обучающий процесс.
Урок русского языка. 7 класс. «Наречие как часть речи».
Групповая работа (отчёт о проделанной работе: представление, защита, приведение примеров, иллюстрирующих теоретические положения). К кластеру можно вернуться в конце урока, дополнив его.
Урок литературы. 9 класс.
Основные этапы жизни и творчества Ф. М. Достоевского.
Урок русского языка. 10 класс.
Морфологическая разминка (повторение изученного материала об имени существительном как части речи).
та форма визуализации данных представляет собой набор ключевых слов и словосочетаний, написанных разными размерами шрифта и, иногда цвета. Важность каждого ключевого слова обозначается размером шрифта или цветом. Чем крупнее шрифт, тем чаще ключевое слово употребляется в тексте.
Задания, созданные в виде «облака» можно применять на уроках подготовки к ЕГЭ по литературе и русскому языку, т. к. в последнее время появляются задания, требующие от учащихся сопоставить, провести параллели между героями, событиями, проблемами.
Урок литературы. 11 класс.
Установите соответствие между персонажами пьесы М.Горького “На дне” и их поступками.
позволяет получить визуальную картинку о том, как в хронологии развивалось какое-либо событие. Современные сервисы позволяют «нанизывать» на ленту времени не только текст, но и изображения, видео и звук. Лента времени на уроке литературы позволяет активизировать межпредметные связи, когда, например, на жизненный путь писателя, представленный на ленте, добавляются значимые исторические события, повлиявшие на его творчество. Благодаря таким вариантам использования ленты времени, у учащихся будет складываться целостная картина мира, а не фрагментарные знания.
Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова.
Перечисленные выше техники визуализации можно использовать на различных этапах обучения: при объяснении нового материала; при повторении; при закреплении; при контроле и систематизации; при обобщении; при выполнении домашних заданий, заучивании наизусть; при работе с текстом произведения; при самостоятельной работе, а также при подготовке к экзаменам, кроме этого визуализация применяется в групповых, коллективных и индивидуальных формах организации работы на уроке. Нестандартно подготовленные задания позволяют поддерживать активность класса и интерес обучающихся к предмету.
В заключение хочется подчеркнуть, что применение визуальных техник на уроках имеет ряд преимуществ: чередование видов деятельности, способов подачи информации позволяет активизировать различные каналы восприятия, способствует повышению внимания и росту активности учащихся на уроке, снижает утомляемость. Урок становится более ярким и интересным.
Жукова Т. Санкт-Петербургский образовательный вестник, 1-2016.
Лапшева Е.Е., Храмова М.В. Развитие визуальной грамотности средствами информационно – коммуникационных технологий. Психолого–педагогический журнал Гаудеамус. 2011. Т.2. №18. С.53-56
Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т./Г. К. Селевко.- т.2 – М: НИИ школьных технологий, 2006.- С. 816 .
Бершадский М.Е. Метод интеллект-карт http://bershadskiy.ru
Буянов В. И. Визуализация учебного материала в ходе преподавания психологических и управленческих дисциплин // Молодой ученый. — 2016. — №7.6. — С. 46-50. — URL https://moluch.ru/archive/111/28125/ (дата обращения: 06.09.2018).
Коновалова М. В. технологии на уроках русского языка и литературы. Конструктор урока.
«Открытый урок» ИД «1 сентября» Горовая Т. П. «Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка» Методический портал учителя.
От приёмов педагогической техники к приёмам мультимедийной дидактики.
ежим доступа: http://didaktor.ru/ot-priyomov-pedagogicheskoj-texniki-k- priyomam- multimedijnoj-didaktiki/
Попова Т. М., канд. физ.-мат. наук, Е. Н. Поддубных Инновационные техники визуализации средствами информационно- коммуникационных технологий 2014г.
Современные средства визуализации в процессе формирования творческих способностей школьников на уроках литературы
При подготовке к уроку каждый учитель задает себе вопросы: «Чем увлечь учеников? Как вызвать у них желание учиться?» Современное поколение школьников сформировалось под воздействием компьютерных игр и всевозможных гаджетов; поэтому для привлечения внимания к учебным дисциплинам, в частности к литературе, целесообразно внедрять в учебный процесс инновационные педагогические технологии
Возникновение методической идеи и последующего опыта
- потенциальной возможностью создания условий для развития творческих способностей каждого ребенка;
- со сложностью организации всего классного коллектива в процессе анализа художественного текста на уроках литературы;
- качественной подготовки учащихся ко всем форматам ОГЭ и ЕГЭ по литературе и русскому языку как итоговой проверки сформированности необходимых компетенций школьника.
Поиск путей совершенствования учебного процесса привел к мысли о важности технологии визуализации как способе изучения художественного произведения на уроках литературы, которая может помочь в развитии творческих способностей, творческого воображения, логического и ассоциативного мышления; в осмыслении, анализе, интерпретации, рефлексии литературных знаний.
дополнить основной материал;
смоделировать связь между литературным текстом и графическим изображением.
Необходимость систематизации информации в виде таблиц, опорных схем на современном уроке обуславливается тем, что у нынешних обучающихся, живущих в информационном обществе, формируется «клиповое мышление», т.е. способность воспринимать мир через короткие яркие образы и послания. Использование на уроке литературы различных средств и приемов визуализации делает урок более информативным и эффективным, т. к. позволяет максимально задействовать различные каналы восприятия информации обучающихся.
Существует много различных современных средств визуализации, но в своей работе в основном я использую следующие: скрайбинг (на уроках литературы в 5-7 классах), ментальные карты (в 7-11 классах), логико-смысловые модели (в 8-11 классах), облака слов, кластер, лента времени (5-11 классы). Все эти средства представлены в буклетах, которые я вам раздала. Поподробнее расскажу о трех из них.
– это визуальное представление списка категорий или тегов, также называемых метками, ярлыками, ключевыми словами и т. п.
Вот несколько приемов использования облака слов на уроках литературы:
- задание «Угадайте автора и название произведения» — в облако в этом случае могут быть включены слова, называющие героев произведения, место происшествия и любые другие признаки, позволяющие распознать текст;
- задание «Соберите стихотворение» — слова из небольшого по размеру стихотворения, по которым учащиеся должны воссоздать полный текст;
- задание «Угадайте пословицу (поговорку и т.п.)» — дается большинство слов из пословицы, несколько пропущено;
- задание «Соберите имена героев» — учащимся предлагается самим составить облако, где будут использованы имена героев нескольких произведений.
Создавать подобные облака очень легко. В этом нам поможет платформа Wordcloud.pro. Нужно сделать три простых шага: 1. выбрать эскиз, 2 добавить слова. 3 оценить результат
(англ. Sсribe — чертить) – создание визуального конспекта, небольших рисунков, которые делают смысл слова учителя-словесника или презентации более понятным. Это донесение сложного смысла в виде простых образов с помощью визуальных метафор. Успех и эффективность скрайбинга объясняются тем, что человеческий мозг, склонный рисовать картинки, мыслит образами, а язык рисунка – универсальный язык.
Например, результатом работы над анализом рассказа Л.Н. Толстого «После бала» стал вот такой конспект. На нем видно, как изменилось состояние главного героя после бала, как изменилось его отношение к предмету его обожания. Предлагаю вам с помощью скрайбинга составить портрет бабушки из повести М. Горького «Детство». Я читаю, вы стараетесь зафиксировать на листе все детали, которые присутствуют в этом описании. У вас есть карандаши и листы бумаги.
Пользуясь своим визуальным конспектом, учащиеся с легкостью воспроизводят материал урока и пишут сочинения, поскольку конспект успешно заменяет традиционный план.
это технология изображения информации в графическом виде; инструмент, позволяющий эффективно структурировать информацию, мыслить, используя весь свой творческий потенциал.
Работу начинаем с предварительных заданий.
- Отмечаем выбранный образ в середине листа бумаги, например,
- Записываем на отдельном листке всё, что связано с образом темы. Например, « – Болконский, Курагин, Безухов, Друбецкой; родители, Николай, Петя, Соня, Вера; » и т.д.
- Разбираем слова-ассоциации, группируем по смыслу.
- Намечаем структуру карты, подбираем ключевые слова и ключевые предложения к словам-ассоциациям.
- Отмечаем основной образ, добавляем ветви
- Заполняем структуру словами-ассоциациями, размещая их на ответвлениях соответствующих ключевых веток.
- Оживляем карту рисунками, символами, ключевыми словами, словосочетаниями.
И тогда полнота жизни Наташи Ростовой, поэтичность ее натуры, обостренная чуткость, внимательность, искренность в полной мере будут осознаны и приняты десятиклассниками.
– Скажите, пожалуйста, как вы относитесь к шпаргалкам? Считаете ли вы, что шпаргалка – это плохо? А вы разрешаете своим ученикам пользоваться шпаргалкой? А можете ли вы представить, что шпаргалка открыто используется на уроке, а учитель поощряет её использование? Я предлагаю вам познакомиться с такой «шпаргалкой».
Еще одно современное средство визуализации – это логико-смысловая модель, которая позволяет создавать идеальные шпаргалки по известной формуле: «шпаргалки нет, а ее функция выполняется».
Логико-смысловая модель – это инструмент и продукт профессора Башкирского педагогического университета Валерия Эмануиловича Штейнберга, это многомерная модель для представления знаний, состоящая из двух компонентов:
ЛСМ дает возможность представить большИе объемы учебного материала в виде наглядных и компактных моделей, в которых логическая структура определяется содержанием и порядком расстановки координат и узлов.
В центре системы координат помещают объект исследования (тему урока, название раздела, имя писателя или поэта, проблему).
Затем определяются основные направления темы (координаты)
Из каждой части выбираются ключевые понятия (словосочетания, метафоры), которые и фиксируются в «узловых» точках модели.
При изучении нового материала предлагаю учащимся ЛСМ с заданными координатами, которая может служить планом изучения темы.
На уроке закрепления и развития знаний модель может дорабатываться, уточняться, изменяться в зависимости от уровня подготовки учеников на основе ранее усвоенных знаний и умений.
Удобно применение ЛСМ на обобщающих уроках литературы, при подготовке к экзаменам и зачетам. В этом случае ЛСМ может служить опорным конспектом. Возможна и самостоятельная разработка логико-смысловых моделей учащимися.
Работа со словом на уроках русского языка и литературы – один из важных этапов при подготовке к ОГЭ. Детям сложно сформулировать определение слова, подобрать к нему синоним, подобрать литературные аргументы для подтверждения тезиса и т.д. Применение логико-смыслового моделирования позволяет увидеть слово и его структуру целиком.Смысл модели заключается в сжатии информации и в выделении логико – смысловых узлов.
Предлагаю создать логико-смысловую модель слова МУЖЕСТВО. (Приглашение фокус-группы).
Модель строится по следующему алгоритму.
1 шаг – выделить центральное ядро – ключевое слово (мужество).
2 шаг – выделить координаты,
3 шаг – наполнение каждой координаты смыслами, т.е. узлами (по три на каждой координате).
Вы во время работы можете пользоваться словарем и интернетом. Прежде чем приступить к работе в группе, распределим координаты между членами команды.
К1- толкование слова. Качество личности, выражающееся в способности действовать решительно и целесообразно в опасных ситуациях, преодолевать при этом страх и нерешительность; храбрость, присутствие духа в опасности.
К2- синонимы к слову. (, отвага, стойкость
К3- профессии (врач, пожарный)
К4- прилагательные со словом. (несгибаемый, стойкий)
К5- глаголы со словом. (обладать, проявить)
К6- примеры из жизненного опыта. (Алексей Маресьев, Михаил Девятаев, Леонид Рошаль)
К7- примеры из художественных произведени. (Н.В. Гоголь «Тарас Бульба», А.С. Пушкин «Капитанская дочка» Петр Гринев, А.С. Пушкин «Дубровский», М. Шолохов «Судьба человека» Андрей Соколов)
К8- пословицы, афоризмы со словом. Мужество рождается в борьбе. Знай свои силы, но рассчитывай на мужество. Мужество создает победителей
Вам необходимо определить узловые элементы и записать их на листы бумаги.
Затем озвучиваются результаты работы. Выстраивается модель.
Мужество – это качество личности, выражающееся в способности действовать решительно и целесообразно в опасных ситуациях, преодолевать при этом страх и нерешительность; храбрость, присутствие духа в опасности.
Мужество проявляется в е, доблести, отваге и стойкости.
Мужества требуют и профессии, не связанные с военным делом. Например, профессии врача и пожарного в принципе невозможны без этого качества.
Обладают мужеством и проявляют его люди с несгибаемым, стойким характером.
Вспомним Алексей Маресьева, Михаила Девятаева, детского хирурга Леонида Рошаля, которые проявляли мужество в экстремальных ситуациях.
Немало примеров мужества и в классической литературе. Образы Тараса Бульбы, Андрея Соколова, Петра Гринева неотделимы от понятия «Мужество».
Пословицы гласят: Мужество рождается в борьбе. Знай свои силы, но рассчитывай на мужество. Мужество создает победителей
Логико-смысловая модель применима не только на уроках русского языка и литературы, но и на других уроках. Это метапредметный способ работы с информацией. Он прост и удобен.
Но есть в использовании современных средств визуализации и определенные Например, не все дети могут выделять ключевые слова и понятия. Отсутствие элементарной логики способно стать серьезным препятствием в использовании визуализации. Не всегда и не все учащиеся могут свободно фантазировать (не хотят обнародовать свои идеи и направлять творческие возможности на решение различных задач).
Технология обучения на уроках литературы путем использования современных средств визуализации имеет свои преимущества, и может быть эффективной, если использовать её системно и продуманно.
Основным критерием положительной результативности считаю достижения своих учащихся.
учитель начальных классов ГУО «Средняя школа № 4 г. Новогрудка», Гродненская область
В современной школе учатся ребята, которые не представляют свою жизнь без гаджетов и привыкли потреблять информацию при помощи фотоснимков, мемов, кратких видео. Как результат – “клиповое мышление”, перевес графического рисунка перед текстом. А это идет вразрез с преимущественно вербальным стилем подачи учебной информации. Потому перед современным учителем возникает проблема: как донести нужный материал школьнику, не нарушая при этом дидактических принципов и учитывая его особенности восприятия информации? Чем и как заинтересовать современного школьника?
Действенным средством и является использование в учебном процессе визуализации. В педагогике это понятие реализуется в границах одного из традиционных педагогических принципов – наглядности. Наглядность – это демонстрация, визуализация – это процесс, при котором учащиеся на основе схемы, карты сопоставляют факты, анализируют их, ищут причинно-следственные связи, делают выводы.
Наблюдая за деятельностью своих учащихся на уроках, я поняла, что заинтересовать и научить современное поколение – задача непростая. Именно поэтому несколько лет назад и начала внедрять в свою практику приёмы визуализации и наблюдать за деятельностью учащихся начальной школы на уроках русского языка и литературного чтения.
Одним из действенных приёмов визуализации является интеллект-карта – графический способ представления информации в виде карты, которая состоит из ключевых и второстепенных тем.
На уроках русского языка интеллект-карту использую, начиная с 1-го класса. В послебукварный период, когда ученики изучили буквы, делаем классификацию звуков речи. В центр помещаем слово звук, от которого идут ветви гласный, согласный; потом уточняем, какими бывают гласные и согласные звуки. По мере изучения материала добавляются понятия звонкий-глухой, твёрдый-мягкий.
Этот приём обязательно применяю на первом уроке изучения темы, раздела. Например, при знакомстве с частями речи, в центре листа размещаем ключевое понятие (существительное), от которого отходят ветви грамматических категорий, морфологических признаков. По мере изучения темы дополняем её примерами, комментируем написанное, обращаемся на протяжении урока для выполнения заданий.
На уроках литературного чтения при составлении характеристики литературного героя в центр карты помещаем имя героя произведения, от которого отходят ветви: друзья, внешний вид, поведение, события, характер, семья. От этих ветвей отходят более тонкие, которые конкретизируют названные признаки. Например, при составлении ветви внешний вид, используем слова: старый, светловолосый, опрятный, грустный.
В 3-м классе при знакомстве с жанрами устного народного творчества в центр помещаем слово “фольклор”, от которого идут ветви: поговорки, пословицы, загадки, песни, скороговорки, сказки, частушки. А каждая ветвь уточняет предыдущую: сказки – народные, авторские, бытовые, о животных, волшебные. Эту карту пополняем на уроках литературы в 4-м классе, так как там вводятся другие жанры, например, былины, и даётся более подробная классификация.
Как видим, работая с картой, ученик переходит в своем развитии от простых логических операций (сравнение, сопоставление, размещение) до умения анализировать, дифференцировать, классифицировать, устанавливать связи между определенными фактами, понятиями.
Сервисы, которыми пользуюсь при составлении интеллект-карт: Mindmeister Сanva Сreately
Следующим приёмом визуализации информации, который я использую в своей деятельности, является облако слов. Этот приём я применяю как дидактический материал на уроке, для акцентирования внимания на важных датах, событиях, ключевых моментах; как визуализацию критериев оценивания чего-либо, для представления результатов опроса или обсуждения.
На уроках русского языка и чтения этот приём применяю на различных этапах урока:
1) проверка домашнего задания:
– выпишите слова с изученной орфограммой
– найдите учебные термины, дайте им определение.
2) сообщение темы урока, целеполагание, мотивация:
– выпишите слова из облака, сформулируйте тему урока;
3) изучение нового материала:
– составьте предложение из слов облака, подчеркните главные члены;
– составьте облако слов, в котором укажите названия, которые относятся к биографии писателя;
4) закрепление материала:
– найдите термины, с которыми мы познакомились на уроке, дайте им определение;
– выберите те слова, которые характеризуют героя произведения.
– выпишите из облака глаголы, которые характеризуют вашу работу на уроке.
Сервисов для создания облака довольно много. Я в своей практике чаще всего использую wordscloud, облакослов.рф, e-asveta.adu.by
Скрайбинг – визуализация информации при помощи графических знаков, которые просто и понятно отражают её содержание и внутренние связи. Благодаря этому приёму уроки оживляются, он развивает такие качества, как логическое, образное, креативное и критическое мышление.
В своей практике я применяю такие виды скрайбинга: рисованный, аппликационный, магнитный. Уже в 1-м классе на уроках обучения грамоте учащиеся по мере чтения сказки выкладывают готовые изображения, соответствующие звучащему тексту (Сказка «Репка», «Теремок»). На лист бумаги или любой другой фон в кадре накладываем (наклеиваем) готовые изображения (скрайбинг-аппликация). У доски ученик крепит готовые изображения с помощью магнитов (магнитный скрайбинг). По мере овладения этим приёмом, мы начали использовать классический (рисованный) скрайбинг. Параллельно с чтением текста учащиеся выполняют рисование эскизами. Очень помогает рисование скрайбов и при заучивании стихотворений.
Научиться создавать скрайбы достаточно легко: рисунки специально делаются максимально простыми. Вместе с этим при работе над скрайбом дети самостоятельно ищут, анализируют, оценивают, отбирают и организовывают информацию, формируют информационные компетенции.
Таймлайн (лента времени) – шкала, прямой отрезок, на который в хронологической последовательности наносятся события. При использовании данного приёма у учащихся формируются умения узнавать предметы по заданному признаку, сравнивать объекты, выделять основания для сравнения, выделять в разных объектах общие и отличительные свойства, умение группировать предметы, проводить классификацию по заданному признаку.
В своей практике ленту времени на уроках русского языка использую при установлении последовательности действий при применении правил.
При работе по теме «Текст», «Предложение» предлагаю детям расположить предложения в такой последовательности, чтобы получился текст, расположить реплики диалога в правильной последовательности, расположить вопросы к тексту в правильной последовательности.
На уроках литературного чтения лентой времени пользуюсь при изучении биографии писателя: расположи факты биографии в правильной последовательности. При работе с произведением с помощью данного приёма предлагаю ученикам восстановить последовательность событий в произведении, установить соответствие между частями рассказа.
При знакомстве с творчеством писателя, учащиеся составляют каталог произведений автора в хронологической последовательности.
В 1–2-х классах ученики выполняют задания на установление последовательности на бумаге. Начиная с 3-го класса предлагаю составление таймлайна с помощью специальных онлайн-сервисов.
time.graphics, e-asveta.adu.by, tiki-toki.com
Еще одним приёмом визуализации информации, который использую на уроках языка и чтения для формирования информационных компетенций учащихся, является коллаж. Это художественная аппликация, суть которой сводится к созданию графических произведений путём наклеивания на основу каких-либо предметов.
В своей практике применяю составление коллажа при изучении произведений, при обобщении раздела, использую групповую и индивидуальную работу над коллажем. Для его изготовления дети дома подбирают вырезки из журналов, газет, надписи, фотографии, вырезанные буквы, тем самым учатся находить, хранить, преобразовывать необходимую информацию. На уроке при составлении коллажа учащиеся выбирают объект, над которым будут работать, обращают внимание на самое главное, смотрят, чтобы все реквизиты были связаны одной темой. Например, при знакомстве с загадками на уроке русской литературы во 2-м классе, ученики составляют коллажи к загадкам о животных, явлениях природы, школьных принадлежностях, овощах, фруктах.
Такой вид работы имеет большую общеобразовательную ценность, поскольку направлен на формирование у младших школьников информационной компетенции, то есть способности самостоятельно действовать, выбирая стратегию своей работы на развитие чувства ответственности за конечный результат; умение публично выступать и аргументированно проводить презентацию конечного результата.
На своих уроках я широко использую работу с гексами, как средством визуализации, которое повышает интерес к обучению, активизирует взаимодействие учащихся на уроках, а также способствует развитию связной устной речи, формированию метапредметных умений. Карточки напоминают небольшие шестиугольники, складывающиеся между собой в соты, применять их можно на любом этапе урока, как при введении в новую тему, так и при закреплении. Ученики, получая карточки, строят цепочки по изученной теме. В ходе совместной работы школьники учатся анализировать информацию, классифицировать понятия, развивают коммуникативные навыки. Предлагаю детям как готовые карточки, так и пустые шаблоны, которые они в течение урока заполняют сами.
Так, на уроке русского языка в 3-м классе при закреплении темы «Синонимы» ученики получают гексы со словами. В процессе выполнения задания необходимо найти ключевое слово и составить 3 группы гексов. Гексы в этих группах должны быть взаимосвязаны. Сначала ученики обсуждают и раскладывают гексы в группе, а потом защищают свою работу.
При изучении темы «Безударные гласные» приём шестиугольного обучения применяю на этапе закрепления. На доске размещены гексы с буквами о, а, е, и, я. Учащиеся должны расположить гексы возле нужной буквы. Работа активизирует учащихся, в нее включены все.
На уроках литературного чтения для описания внешнего вида героя организую работу в паре, где каждая пара составляет характеристику героев. Ключевым понятием выступает имя героя. На начальном этапе работы предлагаю учащимся карточки со словами, которые описывают внешние данные героев. Учащиеся выбирают те, которые характеризуют данного героя. На последующих этапах предлагаю детям пустые шаблоны, которые они заполняют, вписывая выражения и слова, которые встретились в тексте. Так они учатся не только высказывать свое видение героя, но и находят авторское отношение к нему. При этом им приходится неоднократно вернуться к прочитанному, чтобы более точно составить характеристику. Этот приём добавляет определенное соревнование, позволяет развить словарный запас учащихся, уделить внимание формированию образного мышления.
Когда у школьников возникают трудности в восприятии информации, я применяю такой метод визуализации учебной информации, как кластер – один из способов графической организации материала, некая структура, каждая клеточка которой – определенная информация. Проще говоря, это блоки выделенной информации.
На начальном этапе с целью вовлечь учащихся в учебный процесс даю ученикам готовые слова и предлагаю записать, что им известно по данной теме. На следующем этапе школьники работают на протяжении урока, дополняют кластеры новыми сведениями и примерами. По мере использования этого приёма работа усложняется, и учащиеся сами, без готовых слов составляют кластер, что способствует формированию информационных компетенций и ученики выходят на собственное полагание.
Рассмотрим пример использования этого приема на уроке русской литературы во 2 классе при изучении рассказа В.Осеевой “Волшебное слово”. После прочтения первой части текста учащиеся вспоминают, каким был Павлик до встречи со стариком и заполняют ячейки кластера. После прочтения всего текста и ответа на вопрос: как изменился герой под влиянием мудрого совета старика, учащиеся дополняют ячейки словами. Таким образом, работа ведётся на протяжении всего урока, и все учащиеся вовлекаются в учебный процесс.
Мои ученики составляют кластеры в виде солнышка, цветка, грозди. Иногда предлагаю ученикам расширить одну или несколько “гроздей”, объяснить взаимосвязь между ними. Анализ кластера позволяет определить, что ученик запомнил из изученного материала, обладает ли системным мышлением, умеет ли определять причинно-следственные связи.
Приведённые выше приёмы визуализации учебной информации знакомят учащихся с приёмами работы с информацией: находить, анализировать, систематизировать, делать выводы. Применение этих приёмов позволяет обработать большой объём информации, что в значительной степени повышает эффективность усвоения материала, помогает легко запомнить и отследить взаимосвязь между блоками информации. Использование во время уроков разнообразных средств и приёмов визуализации делает урок более эффективным, потому что позволяет максимально задействовать разные каналы восприятия информации учеников.