СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Текст работы размещён без изображений и формул. Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF

Дополнительное образование и его воспитательную составляющую в частности нельзя рассматривать как процесс, восполняющий пробелывоспитания в семье и образовательных учреждениях разных уровней и типов. И, конечно же, дополнительное образование – не система психолога – педагогической и социальной коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков. Современные технологии образования не являются единственным средством реформирования образования Главным стратегическим и технологическим ресурсом всегда был и остается именно педагог, отпрофессионализма, нравственных ценностей, интеллекта, которого зависит качество образования. Сегодня в РФ насчитывается около 18 тысяч учреждений дополнительного образования.

Дополнительное образование является сложной педагогической системой. Ее оптимальное функционирование зависит от множества факторов, но главным образом от педагогического мастерства учителя. Совершенствование педагогического мастерства учителей является главным условием дальнейшего повышения качества учебно-воспитательной работы и приведения ее в соответствии с требованиями жизни в условиях модернизации российского образования.

Учреждения дополнительного образования в государственной системе социального воспитания объективно играют подчиненную роль. Данное обстоятельство выражается как в определении содержания организуемого социального опыта и образования, так и в подстройке порядка функционирования под режим общеобразовательной школы.

Педагог дополнительного образования определенным образом ограничен в методах управления деятельностью и поведением воспитанника, в частности, речь идет о методах требования и показания.

В данном случае педагог для управления деятельностью воспитанников устанавливает отношения диалога, а активность детей в освоении содержания образования обеспечивается путем стимулирования их интереса.

В задачи педагога дополнительного образования входит руководство разнообразной творческой деятельностью, обучающийся в области дополнительного образования, организация внеурочной работы с воспитанниками в школе. Педагог дополнительного образования – один из важнейших специалистов, непосредственно реализующих дополнительные образовательные программы различной деятельности. Он занимается развитием талантов и способностей школьников включая их в художественную, техническую, спортивную деятельность. Он комплектует состав творческих объединений, способностей сохранению контингента обучающегося, реализация образовательной программы участвует разработке авторских образовательных программ, несет ответственность за качество их реализации. Оказывает консультативную помощь родителям по вопросам развития способностей детей в системе дополнительного образования. Педагог в глазах воспитанника является специалистом в привлекательном виде деятельности, поэтому ребенок готов устанавливать с ним контакт, чтобы освоить деятельность. Другими словами, образ педагога дополнительного образования, как правило, отличается от образа учителя школы в сторону большего доверия, более комфортных отношений, интереса обеих сторон друг к другу и к осваиваемому ребенком предмету.

Макаренко утверждал, что ученики простят своим педагогам и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела. Выше всего они ценят в педагоге уверенное и четкое знание, умение, искусство, золотые руки, немногословие, постоянную готовность к работе, ясную мысль, знание воспитательного процесса, воспитательное умение.

Смысл деятельности педагога дополнительного образования детей не в том, чтобы непосредственно воздействовать на ребенка, формируя у него заданный комплект личностных качеств, но организовать самодеятельность ребенка, в которой будет проходить становление «человеческого в человеке», проявление и преобразование его личности.

Трудности, которые обычно испытывают педагоги дополнительного образования в процессе программирования, выражаются в двух аспектах:

а) построение собственного процесса, создание программы;

б) определение содержания и написание текста программы.

Сначала рассмотрим первую группу проблем – трудности процесса.

Самые первые из них возникают уже на этапе формирования замысла программы и связаны с ограниченностью изучения существующего опыта работы. Это обусловлено как объективными, так и субъективными причинами:

– не во всех учреждениях есть полный комплект типовых программ (изданных под грифом министерства образования), а также необходимое педагогическая узкоспециальная литература;

– многие педагоги не исполняют возможностей научно-педагогических библиотек, хотя имеют на это полное право, являясь работниками сферы образования;

– у большинства педагогов нет опыта работы с педагогической литературой вообще и с авторскими изданиями в частности.

Второй достаточно серьезной проблемой для педагога – практика является отбор содержания и процесс написания текста программы. Большинство педагогов дополнительного образования, будучи прекрасными специалистами в определенном виде деятельности, не имеют, к сожалению, необходимой педагогической подготовки для грамотного изложения содержания образовательной программы. При этом у многих из них наблюдается достаточно разностное отношение к любой критике в адрес их произведения. Применение наглядных средств обучения предъявляет и определение требования к педагогу дополнительного образования.

а) Педагог должен понимать необходимость чувственных образов в процессе изучения учебного материала;

в) Педагогу необходимо определить характер использования на занятии чувственных образов как средства развития абстрактного мышления;

К профессионально значимым качествам педагога относится:

– педагогическая направленность – важнейшее качество, которое представляет доминирующую систему мотивов, определяющую поведение педагога и его отношения к профессии;

– педагогические целеполагание – умение определить важность педагогических задач в зависимости от конкретных условий;

– педагогическая рефлексия – способность педагога к самоанализу.

Каргина З. Практическое пособие для педагога дополнительного образования. – М. : Школьная Пресса, 2006 – 96 с

festival- 1 septeber. Ru >articles

Идеи, на которых строится дополнительное образование детей, и условия их претворения соответствуют принципам гуманистической педагогики: признание уникальности и ценности каждого человека, его права на самореализацию, ориентация на сотрудничество педагога и ребенка.

Ряд специалистов относят дополнительное образование детей к сферам наибольшего благоприятствования для развития личности каждого ребенка. Так, А. Мудрик полагает, что дополнительное образование является одной из инфраструктур социального воспитания.

Для определения специфики профессионально-педагогической деятельности в системе дополнительного образования детей необходимо выделить приоритетные идеи данной сферы. Уникальность системы дополнительного образования детей заключается в свободном выборе ребенком направлений деятельности, темпов продвижения по конкретной программе, форм представления результатов своего труда, создается возможность для самоутверждения ребенка, она развивает коммуникативные, лидерские навыки, что способствует успешной адаптации в социуме. В отличие от предметно-ориентированного основного образования, дополнительное образование всегда личностно-ориентированно, поскольку создает условия для социокультурного развития ребенка в процессе деятельности, общения с детьми, подростками и взрослыми на партнерских позициях, для самостоятельного решения важных проблем. Активная практико-ориентированная деятельность, имеющая своей целью развитие конкретных способностей детей и формирование навыков конструктивного общения, решает проблему социальной адаптации детей.

В школьном обучении используются чаще всего стандартные учебные программы, которые могут быть адаптированы учителем. Для дополнительного образования характерно преимущественное использование программ дополнительного образования. В школе индивидуализация обучения осуществляется со стороны учителя, а в УДО – со стороны самого учащегося, поскольку реализуется его свободный выбор, что может рассматриваться как важнейший этап самоактуализации. В УДО процесс обучения носит более неформальный характер, чем в школьной практике, и потому он ближе к природным основаниям развития детей, когда акцент ставится не на информационном способе обучения, а на общении, в результате чего возрастает личностное влияние педагога на учащихся. Результаты сравнительного анализа педагогического взаимодействия в школе и УДО позволяют предположить, что деятельность специалиста УДО и педагога школы должна отличаться по целям, функциям, методам и формам работы.

С точки зрения выявления данной специфики обратимся к теоретическому анализу педагогической деятельности в научной литературе.

Педагогическая деятельность – это деятельность, направленная на реализацию педагогического (специально организованного) взаимодействия, это совокупность осознанных действий преподавателя и обучающегося. По мнениюЕ. Климова, педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Но главное отличие ее от других профессий типа «человек-человек» заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно.

Социальный аспект. Профессионально-педагогическая деятельность в

системе дополнительного образования детей – это особый вид социальной деятельности, цель которой – передача накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для личностного развития воспитанников, подготовка к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

Образовательный аспект. Профессионально-педагогическая

деятельность в системе дополнительного образования детей главным образом решает задачи, связанные с принятием стратегических решений разного уровня, с разработкой относительно долгосрочной стратегиипедагогической деятельности, что придает привлекательность и специфичность педагогической деятельности в дополнительном образовании детей.

Культурологический аспект. Профессионально-педагогическая

деятельность специалиста дополнительного образования детей -один из видов социокультурной деятельности, направленный на создание условий для всестороннего развития личности ребенка и подростка.

Воспитательный аспект. Профессионально-педагогическая

деятельностьспециалиста в системе дополнительного образования -это не только функциональная обязанность, но и способ, при помощикоторого взрослый выстраивает свою позицию в детско-взрослых отношениях.

Структура кадров в системе дополнительного образования складывается, исходя из этих специфических условий, возможностей и практической безграничности дополнительного образования детей и представляет собой ряд групп. Наиболее массовая и наиболее востребованная категория специалистов во всех видах образовательных учреждений – это лица, осуществляющие образовательный процесс в непосредственном контакте с детьми (педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы). Эта группа делиться на подгруппы: педагоги дополнительного образования по направлениям деятельности, педагоги-организаторы подросткового клуба, педагоги-организаторы монопрофильного УДО, педагоги-организаторы многопрофильного УДО, педагоги организаторы в школе. Вторая группа – методисты, осуществляющие научно-методическое обеспечение образовательного процесса: это одна из самых востребованных и в тоже время неподготовленных категорий в системе дополнительного образования детей. Основы методической службы в учреждениях дополнительного образования закладывались в соответствие с существующими тенденциями развития системы.

Система дополнительного образования детей создает своеобразное социально-образовательное пространство, в котором не только формируются духовные и нравственные ценности личности ребенка, усваиваются нормы социального общения, достижения и ценности науки, культуры, производства и других сфер, но и постоянно реализуются в реальной ситуации различные виды профессионально-педагогической деятельности педагогических кадров дополнительного образования детей.

Дополнительное образование способствует формированию равноправных отношений детей и взрослых на основе общих интересов и ценностей. Таким образом, проходя этап за этапом в своем социокультурном развитии, ребенок осваивает способы деятельности и саму деятельность, удовлетворяя свои познавательно-творческие потребности.

Закон Р. «Об образовании»: Федеральный закон от 29. 2012 N 273-ФЗ (редакция от 13. 2015)

Климов Е. Психология профессионала: Избр. психол. труды. – М. : Ин-т практ. психологии; – Воронеж: Модэк, – 1996. – 400 с.

Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей /Б. Куприянов, Е. Салина, Н. Крылова, О. Миновская; под ред. Мудрика. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 240 с.

Цель занятия: познакомить с особенностями и
принципами организации учебного процесса в
дополнительном образовании.

Известно, что любая деятельность протекает
более успешно, если она имеет положительный
мотив (побуждение к деятельности). Мотив
нашей встречи – получить знания. А для чего это
нужно? Для правильной организации своей
деятельности.

Забота о самочувствии. Удобно ли Вам, готовы
ли Вы к работе? Заведующего
эколого-биологической станции попросим зажечь
свечу знаний.

Итак, начинаем.

При входе в зал Вы получили жетоны разного
цвета, и я попросила Вас объединиться в группы по
общему цветовому признаку. Группа с жетонами
зеленого цвета это группа «Генераторы идей» (в
дальнейшем Г. И), с желтого – Практики (в дальнейшем
П. ), розового- «Аналитики», (в дальнейшем А

В совместной работе мы будем генерировать идеи,
говорить об их внедрении в практику и
анализировать. А в конце нашей встречи вас будет
ожидать сюрприз.

Что же такое образовательный процесс в
дополнительном образовании, чем он отличается от
образовательного процесса в
общеобразовательной школе? Ваше мнение Г, П, А. (Ответы представителей от групп

Обобщая выдвинутые гипотезы, можно сказать:

Образовательный процесс в системе
дополнительного образования детей представляет
собой специально организованную деятельность
педагогов и учащихся, направленную на решение
задач обучения, воспитания, развития личности.

Процесс обучения в дополнительном образовании
имеет менее формализованный характер по
сравнению с общеобразовательной школой, не имеет
жестких рамок.

Индивидуализация обучения в системе
дополнительного образования детей
осуществляется со стороны самого ребенка,
который сам осуществляет выбор интересного для
себя вида деятельности. Изменяется и позиция
педагога: он выступает не только как носитель
знаний, но и как помощник в становлении личности
обучающегося.

По словам выдающегося педагога-новатора В. ШАТАЛИНА “Основная функция педагога не столько
быть источником знания, сколько организовать
процесс познания, создать такую атмосферу в
классе, в которой невозможно не выучиться”.

Выполняя функцию консультанта, педагог
дополнительного образования чаще всего
оказывает на детей сильное личностное влияние. Отсюда – повышенные требования к его личностным
качествам.

Образовательный процесс, организованный в
системе дополнительного образования, должен
отвечать следующим требованиям:

  • иметь развивающий характер, т.е. должен
    быть направлен на развитие у детей природных
    задатков и интересов;
  • быть разнообразным как по форме (групповые и
    индивидуальные, теоретические и практические,
    исполнительские и творческие занятия), так и по
    содержанию;
  • основываться на многообразии дополнительных
    образовательных программ –
    модифицированных, авторских, адаптированных, все
    они должны проходить
    психолого-педагогическую экспертизу до
    включения в образовательный процесс и психолого-
    педагогический мониторинг в ходе их
    реализации, чтобы не навредить физическому и
    психическому здоровью учащихся;
  • базироваться на развивающих методах
    обучения детей;
  • для педагога дополнительного образования уже недостаточно
    знания лишь той предметной области, которую
    он преподает, он должен обладать
    психолого-педагогическими знаниями;
  • использовать диагностику интересов и
    мотивации детей с тем, чтобы обеспечить
    такое многообразие видов деятельности и форм
    их осуществления, которое позволило бы разным
    детям с разными интересами и проблемами найти
    для себя занятие по душе;
  • основываться на социальном заказе общества;
  • отражать региональные особенности и традиции.

Образовательный процесс осуществляется через учебное
занятие.

Слово рабочим группам. (ГИ П. ) Ваше определение
учебного занятия. Исходя из Ваших определений,
резюмируем:

Учебное занятие- это промежуток времени,
в течение которого учащиеся занимаются
определенным учебным предметом.

Учебное занятие это сложнейший
психолого-педагогический процесс, к которому
предъявляется ряд различных требований.

Для того, чтобы занятие стало обучающим, его
нужно тщательно подготовить, спланировать.

Педагог имеет право самостоятельно отработать
удобную для себя модель плана учебного
занятия.

Изучение учебного материала предполагает
следующие дидактические циклы:

  • изучение нового материала;
  • применение знаний на практике, формирование
    практических умений;
  • контроль знаний.

В соответствии с этим различаются типы
учебных занятий.

Работа с группами какие же? Итог работы
групп – определение типов занятий:

  • изучение и усвоение нового материала (лекции,
    объяснение, демонстрация и т.д.);
  • закрепление и совершенствование знаний, умений
    и навыков (повторение, обобщение, упражнения,
    решение задач, лабораторные работы и др.);
  • самостоятельное применение знаний, умений и
    навыков (самостоятельные работы, семинары,
    дискуссии, конференции, аукционы, представления
    и др.).

К каждому типу учебного занятия
предъявляются специфические требования, но
существуют и общие требования. Работа в
группах. Какие требования Вы считаете необходимо
предъявлять к занятиям в дополнительном
образовании?

Общие требования к занятиям в учреждении
дополнительного образования.

– создание и поддержание высокого уровня
познавательного интереса и активности детей;
– целесообразное расходование времени занятия;
– применение разнообразных методов и средств
обучения;
– высокий уровень межличностных отношений между
педагогом и детьми;
– практическая значимость полученных знаний и
умений.

В соответствии с дидактическими задачами
рассматриваются

основные этапы современного занятия.

Работа с группами Какие этапы?

Организация начала занятия, постановка
образовательных, воспитательных, развивающих
задач, сообщение темы и плана занятия.

Проверка имеющихся у детей знаний, умений,
их готовность к изучению новой темы.

Ознакомление с новыми знаниями и умениями.

Упражнения на освоение и закрепление знаний,
умений, навыков по образцу, а также их применение
в сходных ситуациях, использование упражнений
творческого характера.

Подведение итогов занятия, формулирование
выводов.

Для многих педагогов проблемным является
определение цели занятия.

Работа с группами высказывания

Необходимо исходить из самого понятия Цель –
это предполагаемый результат действий
или деятельности человека, на осуществление
которых они направлены. Как правило,
определяется не более 1-2 целей занятия. Они
должны быть достаточно конкретны и достижимы за
одно занятие. Одна из традиционных ошибок
педагога при формулировании целей занятий
становится абстрактность или излишняя
масштабность: например, не может быть за одно
занятие достигнута цель воспитания у детей любви
к предмету, природе или формирование комплекса
ЗУНов. Цели достигают через решение задач. Задачи должны раскрывать цели,
конкретизировать их.

Вопрос к группам.

Какие задачи ставим мы при планировании
занятия.

При планировании задач занятия.

Необходимо ставить задачи с учетом возрастных
особенностей обучающихся данной группы, их
учебной подготовленности, воспитанности,
развития.

Коллеги, Вам розданы листы с определениями
задач без заголовков, поработав, определите,
какие из них обозначены на листах. Подпишите.

Планирование образовательно – воспитательно
-развивающих задач занятия.

(какие знания, умения и навыки возможно
развивать на учебном материале занятия?):

  • проконтролировать степень усвоения следующих
    основных знаний, умений и навыков, изученных и
    сформированных на предыдущих
    занятиях____________________________________________________;
  • обеспечить усвоение следующих основных задач,
    входящих в содержание темы
    занятия_____________________________________;
  • сформировать, продолжить формирование,
    закрепить следующие специальные умения и навыки
    по данному учебному материалу_____;

(к какому мировоззренческому выводу возможно
подвести учащихся и какие воспитательные
возможности реализовать на учебном материале
занятия):

1 – содействовать в ходе занятия формированию
следующих мировоззренческих понятий (причинно-
следственных связей, познаваемость мира и
природы, развитие природы и др. )____________;

2 – в целях решения задач трудового обучения и
воспитания__________;

3 – осуществлять нравственное воспитание,
обеспечить изучение вопросов: патриотизма,
гуманизма, товарищества, этических норм
поведения_____________________________________________________;

4 – для решения задач эстетического
воспитания_____________________;

для решения задач физического и
санитарно-гигиенического воспитания,
работоспособности, профилактики утомления;

5 – формировать правильное отношение к природе.

Задачи развития обучающихся

(какие познавательные способности обучающихся
развивать конкретно, как осуществлять развитие
воли, эмоций, познавательных интересов):

1 – для решения задач развития у детей умений
выделять главное в изучаемом материале (обучение
составлению схем, плана, формулирование выводов
или контрольных вопросов), формирование умений
сравнивать, классифицировать, обобщать
изучаемые факты и понятия______________;

2- для решения задачи развития у детей
самостоятельности мышления обеспечить в ходе
занятия_____________________;

3 – обеспечивая развитие речи
обучающихся________________________;

4 – формировать у учащихся умения преодолевать
трудности в учении, обеспечивать ситуации
эмоциональных переживаний__________________;

5 – для развития у детей познавательного
интереса____________________;

6 – в целях развития интеллектуальных
способностей, мыслительных умений, переноса
знаний и умений в новые ситуации___________________.

Педагог должен умело выбирать в зависимости от
возраста, степени имеющихся знаний у детей,
сложности учебного материала применять
многообразный арсенал методов.

Работа в группах

Какие методы Вы знаете? Имеется
многообразный арсенал методов мотивации и
стимулирования познавательного интереса,
методов обучения, контроля и коррекции.

(Демонстрация схемы методов по Бабанскому Ю.

С точки зрения принципа саморазвития методы
обучения характеризуются постоянным смещением
акцентов с репродуктивных на
проблемно-поисковые, развивающие.

Разнообразию содержания и методов обучения
дополнительного образования отвечает живое
разнообразие организационных форм учебного
процесса.

Работа в группах.

Какие формы организации учебного процесса Вы
знаете?

В дополнительном образовании в зависимости от
решаемых задач с обучающимися педагог работает
фронтально, в малых группах, индивидуально.

Традиционные формы организации деятельности
детей в учебном процессе.

ЛекцияУстное изложение какой-либо темы,
развивающее творческую мыслительную
деятельность обучающихся
СеминарФорма групповых занятий в виде
обсуждения подготовленных сообщений и докладов
под руководством педагога формирует
аналитическое мышление, отражает интенсивность
самостоятельной работы, развивает навыки
публичных выступлений. ДискуссияВсесторонне публичное обсуждение,
рассмотрение спорного вопроса, сложной проблемы;
расширяет знания путем обмена информацией,
развивает навыки критического суждения и
отстаивания своей точки зрения
КонференцияСобрание, совещание представителей
различных организаций для обсуждения и решения
каких-либо вопросов; прививает навыки открытого
обсуждения результатов своей деятельности
ЭкскурсияКоллективный поход или поездка с целью
осмотра, знакомства с какой-либо
достопримечательностью; обогащает чувственное
восприятие и наглядные представления
ЭкспедицияПоездка группы со специальным заданием:
решает комплекс разноплановых задач по
организации эффективной практики в процессе
получения профильного результата вне аудиторных
условий. Туристический походПередвижение группы людей с
определенной целью; реализует цели познания,
воспитания, оздоровления, физического и
спортивного развития. Учебная играЗанятие, которое имеет определенные
правила и служит для познания нового, отдыха и
удовольствия; характеризуется моделированием
жизненных процессов в условиях развивающейся
ситуации.

Нетрадиционные формы организации деятельности
детей.

Презентация предмета, явления, события,
факта. Описание , раскрытие роли предмета,
социального предназначения в жизни человека,
участие в социальных отношениях. СоциодрамаСюжетно-ролевая игра, предопределенная
позицией главных героев; ситуация выбора, от
которой зависят ход жизни и
социально-психологические отношения, осознание
себя в структуре общественных отношений. Защита проектаСпособность проецировать изменения
действительности во имя улучшения жизни,
соотнесение личных интересов с общественными,
предложение новых идей для решения жизненных
проблем
Философский столКоллективная работа по отысканию
социального значения и личностного смысла
явления жизни -“Свобода и долг”, “Человек и
природа” и т. ЧаепитиеОбладает большой силой, создает особую
психологическую атмосферу, смягчает взаимные
отношения, раскрепощает. “Крепкий орешек”Решение трудных вопросов в жизни
совместно с группой, доверительный разговор на
основе добрых взаимоотношений
День добрых сюрпризовУпражнение в умении оказывать знаки
внимания, доставлять людям радость
Конверт вопросовСвободный обмен мнениями на разные темы
в дружеской обстановке
Выпускной рингОтчет выпускников творческих
коллективов, анализ прошлого, планы на будущее;
создание атмосферы дружбы, взаимопонимания;
формирование умения взаимодействовать с людьми

В основе многообразных форм учебных занятий
имеются общие характеристики:

  • каждое учебное занятие имеет цель, конкретное
    содержание, определенные методы организации
    учебно-педагогической деятельности;
  • любое учебное занятие имеет определенную
    структуру, т.е. состоит из отдельных
    взаимосвязанных этапов;
  • построение учебного занятия осуществляется по
    определенной логике, зависящей от его цели и
    типа.

Структура инновационного занятия по Н. Щурковой:

А теперь приступаем к практической части нашей
работы:

Практической частью нашей работы будет
разработка в группах проекта учебного занятия с
общей темой «Посадил дед репку».

При этом предлагается использовать структуру
Н. Щурковой. При защите я предлагаю
осуществлять взаимопроверку.

Подведение итога.

А теперь обещанный в начале занятия сюрприз. Аналитики по итогам работы присваивают звания:

  • самый коммуникабельный;
  • самый креативный;
  • самый инициативный
  • самый толерантный.

Рефлексия. Продолжите каждый слова,
сказанные мною.

Огонь знаний горевшей свечи унесите с собой.

Спасибо за работу.

Занятия в системе дополнительного образования,
что может быть обычного и необычного в этих
занятиях?

Прежде всего, не нужно забывать, что любое
занятие преследует общую цель, оговоренную
требованиями программы. Педагогу
дополнительного образования важно помнить, что
цель всех занятий: поднять и поддержать у
обучающихся интерес к той или иной
направленности, повысить эффективность
обучения.

Другим общим моментом является традиционная
структура. Она может повторять привычный ход
занятия с его аргументом, сообщением новых
знаний, контролем изученного, а может быть
оригинальной, с измененной последовательностью
этапов занятия, с игровой основой и т.

Занятия в системе дополнительного образования всегда
предполагают творческий подход, как со стороны
педагога, так и со стороны его учеников.

В связи с этим, самым главным являются содержание,
средства и формы, что придаёт занятию
необходимое ускорение для развития личности. Правда, каждый раз по-разному. Всё зависит от
того, какую позицию займёт педагог. Однако,
обучающиеся на таком занятии развиваются более
успешно.

Можно сказать, что такие занятия являются
переходом в иное психологическое состояние, это
другой стиль общения, положительные эмоции,
ощущение себя в новом качестве. Всё это даёт
возможность развивать свои творческие
способности, оценивать роль знаний и увидеть их
применение на практике, ощутить взаимосвязь
разных искусств, это самостоятельность и совсем
другое отношение к труду.

А для педагога – возможность для
самореализации, творческого подхода к работе,
осуществление собственных идей.

Каждому педагогу важно раскрыть и реализовать
свой творческий потенциал независимо от того,
какому виду искусства он обучает. Поэтому, данные
методические рекомендации представлены в виде
простых и доступных алгоритмов, тематическом
планировании занятий.

Примерная модель занятия в УДОД

Что собой представляет занятие в учреждении
дополнительного образования детей? Прежде всего,
это последовательность этапов в процессе
усвоения знаний, построенных на смене видов
деятельности обучающихся: восприятие,
осмысление, запоминание, применение, обобщение,
систематизация.

При разработке занятия педагог
дополнительного образования внимательно
изучает:

  • Учебно-тематический план реализуемой
    образовательной программы;
  • Согласовывает определённый раздел и тему
    раздела с содержанием программы;
  • Определяет взаимосвязь содержания занятия с
    предыдущими и последующими занятиями;
  • Определяет тип и структуру занятия;
  • Задает тему, цель, задачи.

Целевые установки занятия должны быть
направлены на определённые, конкретные цели
данного занятия (воспитательные, развивающие и
обучающие), выходящие на реальный достижимый
результат. Для педагога дополнительного
образования на первый план выдвигаются задачи по
развитию реальных творческих способностей детей
и задачи нравственного, эмоционального
воздействия. Педагог продумывает специфику
занятия, логику построения (завершённость всех
частей занятия с подведением итогов каждой части
по практическому и теоретическому материалу),
определяет объём образовательного компонента
учебного материала по годам обучения.

В начале занятия педагог создает благоприятный
морально-психологический климат, настраивая
детей на сотворчество и содружество в процессе
познавательной деятельности, на завершающем
этапе – проводится анализ работ, выполненных
детьми на занятии, и отмечаются все самые
незначительные достижения детей.

Немаловажным моментом в подготовке занятия
является разумное распределение материала на
всех этапах занятия в соответствии с выбранными
формами организации учебной деятельности:
групповой, индивидуальной и т.

Педагогу необходимо подготовить к занятию учебно-методический
комплекс: раздаточный материал, аудио,
видеотека и т. Также важно продумать методику
наиболее продуктивного использования
применяемого наглядного материала. Далее
необходимо определить индивидуальные задания
для детей с опережением в развитии, объем и форма
самостоятельной работы с детьми, разработать
конспект данного занятия. Педагогу
дополнительного образования необходимо
выполнять все государственные
санитарно-гигиенические нормы, временной режим
занятия для различных возрастных категорий
детей, совершенствовать в своей педагогической
деятельности методики здоровъесберегающих
систем.

Требования к современному занятию

  • Постановка и комплексное решение на занятии
    обучающих, развивающих задач. Создание мотивации
    предстоящей деятельности.
  • Организация структуры занятий. Применение
    активных форм организации образовательного
    процесса в УДОД.
  • Содержание занятия. Владение педагогом
    содержанием программ дополнительного
    образования. Развитие у обучающихся способов
    познавательной и практической деятельности,
    личностного развития, умения и навыков труда,
    интересов к занятию.
  • Индивидуальный подход к воспитаннику. Учёт
    психолого-педагогических особенностей детей.
  • Технология обучения. Приёмы, методы, средства,
    формы, способы деятельности на занятии.
  • Экология занятия. Состояние здоровья детей,
    настроение их на занятие. Степень нагрузки.
    Создание педагогом ситуации успеха. Условия
    обучения в помещении, организация учебного
    пространства и т.д.
  • Психологическая культура и профессионализм.
    Любовь к детям, знание их психологии. Наличие
    специальных знаний по преподаваемому предмету.
    Вдохновение, фантазия, артистизм, индивидуальный
    почерк педагога. Проблемное изложение материала,
    умение ставить вопросы, отношение к неправильным
    ответам и т.д.

Организация и содержание занятий в детском
объединении интегрируется вокруг основных
принципов обучения, сформулированных ещё
Я. Коменским, и, в дальнейшем,
усовершенствованных Е. Медынским для
внешкольного образования взрослых в России:

  • Научности (ложных знаний не может быть, могут
    быть только неполные знания);
  • Природосообразности (обучение организуется в
    соответствии с психолого-физиологическими
    особенностями обучающихся);
  • Последовательности и систематичности (линейная
    логика процесса, от частного к общему);
  • Доступности (от известного к неизвестному, от
    лёгкого к трудному, усвоение готовых знаний,
    умений, навыков);
  • Сознательности и активности;
  • Наглядности (привлечение различных органов
    чувств детей к восприятию);
  • Индивидуального подхода в условиях
    коллективной работы в детском объединении;
  • Заинтересованности и мобильности
    (образовательный процесс организуется в
    соответствии с меняющимися интересами детей);
  • Обеспечение отбираемой информации.

Структура различных типов занятий (Приложение
1)

Методы организации занятия в детском
творческом объединении в УДОД

  • Репродуктивный;
  • Словесные методы обучения: лекция, объяснение,
    рассказ, чтение, беседа, диалог, консультация.
  • Методы практической работы.
  • Метод наблюдения: запись наблюдений, зарисовка,
    рисунки, запись звуков, голосов, сигналов, фото-,
    видеосъемка, проведение замеров;
  • Исследовательские методы: проведение опытов,
    лабораторные занятия, эксперименты.
  • Методы проблемного обучения: эвристическая
    беседа, постановка проблемных вопросов,
    объяснение основных понятий, определений,
    терминов, создание проблемных ситуаций, поиск и
    отбор аргументов и решение проблемы обучающимся.
  • Проектно-конструкторские методы: создание
    произведений декоративно-прикладного искусства;
    проектирование деятельности, конкретных дел;
  • Метод игры: дидактические, развивающие,
    познавательные, подвижные, народные,
    компьютерные, на развитие памяти, внимания,
    глазомера, воображения; игра-конкурс,
    игра-путешествие, ролевая игра, деловая игра и
    т.п.
  • Наглядный метод обучения: картины, рисунки,
    плакаты, фотографии, таблицы, схемы, чертежи,
    графики, демонстрационные материалы.
  • Использование на занятии средств искусства:
    активных форм познавательной деятельности,
    психологических и социологических методов и
    приёмов.

Психологические и социологические методы и
приёмы, используемые на занятии

  • Анкетирование: разработка, проведение и анализ
    анкеты, интервьюирование.
  • Психологические тесты.
  • Создание и решение различных ситуаций
    (психология общения, социальное окружение).
  • Психологический театр.
  • Деловая игра.

Требования к написанию плана-конспекта занятия

Требования общего характера, предъявляемые к
конспекту занятия, в котором должны быть:

  • Цели, задачи, методы и приёмы воспитания ребёнка
    в границах темы занятия;
  • Учебные цели и задачи, расширяющие тему базовой
    программы;
  • Образцы заданий, вопросов, изделий, наглядного
    материала;
  • Ведущие виды деятельности участников занятия;
  • Структура занятия и обоснование
    последовательности его этапов;
  • Содержание деятельности педагога, детей на
    каждом этапе занятия;
  • Мотивация деятельности детей на каждом этапе
    занятии;
  • Формы и способы взаимодействия с детьми,
    общение;
  • Диагностика (определение) начального уровня
    знаний детей, развиваемых в ходе занятия;
  • Типичные затруднения детей, причины и
    необходимые действия педагога для их ликвидации;
  • Образы корректирующих упражнений;
  • Приёмы работы с вспомогательной литературой,
    пособиями, дополнительным материалом;
  • Диагностика результатов занятия, подведение
    итогов.

Традиционные и нетрадиционные формы
организации деятельности обучающихся в
образовательном процессе (Приложение 2)

Примерный план-конспект занятия

Дата “___” ______________года

Цель, задачи занятия___________

Приветствие детей. Перед началом занятия
приветствие всех участников занятия.

Повторение пройденного материала. Краткий
обзор предыдущего занятия. Вспомнить тему,
основную мысль предыдущей встречи; вывод,
сделанный в результате проведённого занятия.

Проверка домашнего задания (если такое было
задано). Основное требование заключается в том,
чтобы практическое задание было выполнено
согласно требованиям к выполнению практических
работ.

Введение в предлагаемый образовательный
материал или информацию. Введение начинается с
вопросов, которые способствуют наращиванию
интереса у детей к новому материалу. Стимулирование интереса обучающихся через
введение аналогий, способствующих концентрации
внимания и сохранению интереса.

Предполагаемый образовательный материал или
информация. Изложение нового материала или
информации предлагается обучающимися в форме
рассказа. Педагог готовит наглядные пособия и
материалы, вопросы аналитического содержания.

Обобщение. Детям предлагается самим дать
оценку информации. Подвести итог общему
рассуждению. Выделит основную мысль, заложенную
в материале, информации.

Вывод. Советы и рекомендации по практическому
применению материала, информации.

Заключение. Сформулировав советы и
рекомендации, обучающимся предлагается
использовать материал, информацию в своей
практической творческой деятельности.

Для закрепления информации проводится игровая
или творческая часть занятия.

Контрольный опрос детей по всему ходу занятия. Кроме этого, при подготовке любого занятия
педагог дополнительного образования должен
учитывать следующие правила.

Игровая часть: викторина (подробное описание
условий или программы викторины); конкурс
(подробное описание); кроссворд (с учётом
категории сложности); загадки (желательно
тематического характера); ребус ( с учетом объема
знаний и особенностей возраста).

Творческая часть: рисование (определить тему
и подготовить материалы для данного вида
деятельности); лепка; аппликация (заранее
предупредить детей о необходимых материалах) и
т.

Список литературы.

  • Беспалько В.П. Слагаемые педагогической
    технологии. М.: Педагогика, 1989.-с.190
  • Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.:
    Просвещение, 1989.-с.128
  • Левитан К.М. Личность педагога: становление и
    развитие. Саратов: Издательство Саратовского
    университета, 1990-с.168
  • Ситник А.П. Внутришкольная методическая работа
    в современных условиях. М.: Изд-во МГОПИ “Альфа”,
    1993.-с.146
  • Фомин А.А. Соблюдение педагогических требований
    как фактор, повышающий профессиональную
    компетентность современного учителя. //
    Завуч.-№1.-2000.с.59-65

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.