СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Текст работы размещён без изображений и формул. Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF

Идеи, на которых строится дополнительное образование детей, и условия их претворения соответствуют принципам гуманистической педагогики: признание уникальности и ценности каждого человека, его права на самореализацию, ориентация на сотрудничество педагога и ребенка.

Ряд специалистов относят дополнительное образование детей к сферам наибольшего благоприятствования для развития личности каждого ребенка. Так, А. Мудрик полагает, что дополнительное образование является одной из инфраструктур социального воспитания.

Для определения специфики профессионально-педагогической деятельности в системе дополнительного образования детей необходимо выделить приоритетные идеи данной сферы. Уникальность системы дополнительного образования детей заключается в свободном выборе ребенком направлений деятельности, темпов продвижения по конкретной программе, форм представления результатов своего труда, создается возможность для самоутверждения ребенка, она развивает коммуникативные, лидерские навыки, что способствует успешной адаптации в социуме. В отличие от предметно-ориентированного основного образования, дополнительное образование всегда личностно-ориентированно, поскольку создает условия для социокультурного развития ребенка в процессе деятельности, общения с детьми, подростками и взрослыми на партнерских позициях, для самостоятельного решения важных проблем. Активная практико-ориентированная деятельность, имеющая своей целью развитие конкретных способностей детей и формирование навыков конструктивного общения, решает проблему социальной адаптации детей.

В школьном обучении используются чаще всего стандартные учебные программы, которые могут быть адаптированы учителем. Для дополнительного образования характерно преимущественное использование программ дополнительного образования. В школе индивидуализация обучения осуществляется со стороны учителя, а в УДО – со стороны самого учащегося, поскольку реализуется его свободный выбор, что может рассматриваться как важнейший этап самоактуализации. В УДО процесс обучения носит более неформальный характер, чем в школьной практике, и потому он ближе к природным основаниям развития детей, когда акцент ставится не на информационном способе обучения, а на общении, в результате чего возрастает личностное влияние педагога на учащихся. Результаты сравнительного анализа педагогического взаимодействия в школе и УДО позволяют предположить, что деятельность специалиста УДО и педагога школы должна отличаться по целям, функциям, методам и формам работы.

С точки зрения выявления данной специфики обратимся к теоретическому анализу педагогической деятельности в научной литературе.

Педагогическая деятельность – это деятельность, направленная на реализацию педагогического (специально организованного) взаимодействия, это совокупность осознанных действий преподавателя и обучающегося. По мнениюЕ. Климова, педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Но главное отличие ее от других профессий типа «человек-человек» заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно.

Социальный аспект. Профессионально-педагогическая деятельность в

системе дополнительного образования детей – это особый вид социальной деятельности, цель которой – передача накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для личностного развития воспитанников, подготовка к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

Образовательный аспект. Профессионально-педагогическая

деятельность в системе дополнительного образования детей главным образом решает задачи, связанные с принятием стратегических решений разного уровня, с разработкой относительно долгосрочной стратегиипедагогической деятельности, что придает привлекательность и специфичность педагогической деятельности в дополнительном образовании детей.

Культурологический аспект. Профессионально-педагогическая

деятельность специалиста дополнительного образования детей -один из видов социокультурной деятельности, направленный на создание условий для всестороннего развития личности ребенка и подростка.

Воспитательный аспект. Профессионально-педагогическая

деятельностьспециалиста в системе дополнительного образования -это не только функциональная обязанность, но и способ, при помощикоторого взрослый выстраивает свою позицию в детско-взрослых отношениях.

Структура кадров в системе дополнительного образования складывается, исходя из этих специфических условий, возможностей и практической безграничности дополнительного образования детей и представляет собой ряд групп. Наиболее массовая и наиболее востребованная категория специалистов во всех видах образовательных учреждений – это лица, осуществляющие образовательный процесс в непосредственном контакте с детьми (педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы). Эта группа делиться на подгруппы: педагоги дополнительного образования по направлениям деятельности, педагоги-организаторы подросткового клуба, педагоги-организаторы монопрофильного УДО, педагоги-организаторы многопрофильного УДО, педагоги организаторы в школе. Вторая группа – методисты, осуществляющие научно-методическое обеспечение образовательного процесса: это одна из самых востребованных и в тоже время неподготовленных категорий в системе дополнительного образования детей. Основы методической службы в учреждениях дополнительного образования закладывались в соответствие с существующими тенденциями развития системы.

Система дополнительного образования детей создает своеобразное социально-образовательное пространство, в котором не только формируются духовные и нравственные ценности личности ребенка, усваиваются нормы социального общения, достижения и ценности науки, культуры, производства и других сфер, но и постоянно реализуются в реальной ситуации различные виды профессионально-педагогической деятельности педагогических кадров дополнительного образования детей.

Дополнительное образование способствует формированию равноправных отношений детей и взрослых на основе общих интересов и ценностей. Таким образом, проходя этап за этапом в своем социокультурном развитии, ребенок осваивает способы деятельности и саму деятельность, удовлетворяя свои познавательно-творческие потребности.

Закон Р. «Об образовании»: Федеральный закон от 29. 2012 N 273-ФЗ (редакция от 13. 2015)

Климов Е. Психология профессионала: Избр. психол. труды. – М. : Ин-т практ. психологии; – Воронеж: Модэк, – 1996. – 400 с.

Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей /Б. Куприянов, Е. Салина, Н. Крылова, О. Миновская; под ред. Мудрика. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 240 с.

Последние несколько лет в отечественном
образовании характеризуются возрождением
интереса к воспитательному и образовательному
пространству вне уроков, к свободному времени
учащихся, к содержательной организации их
досуга.

Основными задачами дополнительного
образования являются: создание благоприятных
условий для проявления творческих способностей,
организация реальных дел, доступных для детей и
дающих конкретный результат, внесение в жизнь
ребенка романтики, фантазии, оптимистической
перспективы и приподнятости.

Внеурочная работа направлена на
удовлетворение потребностей детей и молодежи в
неформальном общении, ориентирована на личность
ребенка и развитие его творческой активности. Дополнительное образование дает ребенку
реальную возможность выбора своего
индивидуального образовательного пути. По сути
дела, дополнительное образование увеличивает
пространство, в котором школьники могут
развивать свою творческую и познавательную
активность, реализовывать свои лучшие
личностные качества, т. демонстрировать те
способности, которые зачастую остаются
невостребованными в основной системе
образования. В дополнительном образовании
ребенок сам выбирает содержание и форму занятий,
может не бояться неудач. Все это создает
благоприятный психологический фон для
достижения успеха, что, в свою очередь,
положительно влияет и на учебную деятельность. Дополнительное образование школьников
реализуется руководителями различных
творческих объединений по интересам.

Дополнительное образование, несмотря на все
особенности его организации, содержания и
методики, подчиняется всем закономерностям
образовательного процесса: оно имеет цели и
задачи, определяемое ими содержание,
взаимодействие педагога с детьми, результат
обучения, воспитания и развития ребёнка.

Современные технологии образования не
являются единственным средством реформирования
образования. Главным стратегическим и
технологическим ресурсом всегда был и остаётся
именно педагог, от профессионализма,
нравственных ценностей, интеллекта которого
зависит качество образования. Сегодня в РФ
насчитывается 18 тысяч учреждений
дополнительного образования.

В задачи педагога дополнительного образования
входит руководство разнообразной творческой
деятельностью обучающихся в области
дополнительного образования, организация
внеурочной работы с воспитанниками в школе.

Педагог дополнительного образования – один из
важнейших специалистов, непосредственно
реализующих дополнительные образовательные
программы различной направленности. Он
занимается развитием талантов и способностей
школьников, включая их в художественную,
техническую, спортивную деятельность. Он
комплектует состав творческих объединений,
способствует сохранению контингента
обучающихся, реализации образовательной
программы, ведет непосредственную
образовательную деятельность со школьниками в
определенном творческом объединении,
обеспечивая обоснованный выбор форм, методов,
содержания деятельности. Участвует в разработке
авторских образовательных программ, несет
ответственность за качество их реализации. Оказывает консультативную помощь родителям по
вопросам развития способностей детей в системе
дополнительного образования.

Деятельность педагога дополнительного
образования направлена как на развитие
познавательной мотивации детей, так и на решение
образовательных задач, непосредственно
отвечающих жизненным потребностям детей, что
позволит им в будущем прогнозировать в различных
жизненных ситуациях возможности применения
знаний и навыков, получаемых в системе
дополнительного образования. Именно педагоги
дополнительного образования призваны
интегрировать усилия по физическому,
интеллектуальному, нравственному развитию
личности.

Педагог дополнительного образования должен
обладать следующими личностными качествами:

  • быть чутким и доброжелательным;
  • понимать потребности и интересы детей;
  • иметь высокий уровень интеллектуального
    развития;
  • обладать широким кругом интересов и умений;
  • быть готовым к выполнению самых разных
    обязанностей, связанных с обучением и
    воспитанием детей;
  • быть активным;
  • обладать чувством юмора;
  • располагать творческим потенциалом;
  • проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру
    своих взглядов и постоянному
    самосовершенствованию.

Среди наиболее важных факторов, которые влияют
на развитие личности детей в системе
дополнительного образования, важнейшим является
профессионализм педагога. Только рядом с
мастером может вырасти другой мастер, воспитать
личность может только другая личность, лишь у
мастера можно научиться мастерству. Профессионализм педагога является основой для
формирования и развития личности ребенка.

Развитие профессионализма, или
профессионализация педагога, – целостный
непрерывный процесс становления личности
специалиста. Процесс профессионализации – лишь
одно из направлений развития личности, в рамках
которого разрешается специфический комплекс
противоречий, присущих социализации личности в
целом.

С момента выбора профессии ведущим
противоречием профессионализации становится
степень соответствия личности и профессии, что
является главным условием высокого
профессионального мастерства любого
специалиста. Причем личностный склад может быть
благоприятен для одного вида деятельности и
совершенно не подходить для другого.

Процесс профессионализации проходит несколько
стадий, в ходе которых осуществляется взаимное
согласование и выработка определенных способов
выполнения личностью профессиональных
требований. О творческом отношении человека к
выполнению им профессиональной деятельности
свидетельствует тот факт, что специалист не
только применяет свои способности, добиваясь тем
самым успешности в деятельности, но и активно
относится к делу, в результате чего вносит
изменения в саму деятельность. Только в этом
случае возможно введение инноваций со стороны
специалиста. Проявляется не только прямая
зависимость способностей и деятельности, но и
обратная, когда способности человека оказывают
влияние на деятельность и вызывают в ней
изменения.

Специалисты в области психологии труда
разработали конкретные положения,
характеризующие соответствие личности
профессии. Выделяют следующие особенности
личности, необходимые для профессиональной
деятельности:

  • способности и предрасположенность к работе
    определенного типа, причем это могут быть как
    чисто физические, так и психические,
    психологические качества;
  • знания и навыки, необходимые для определенной
    работы; это то, чему человек может научиться,
    приобретенное специальное образование и
    практический опыт;
  • склонность и желание работать, иначе — воля и
    мотивация. Следует различать мотивацию
    внутреннего плана (интерес, чувство
    ответственности, стремление к мастерству) и
    внешнего (деньги, поощрения, статусные и
    престижные аспекты). Наиболее положительное
    воздействие как на познавательные процессы, так
    и на личность в целом оказывает внутренняя
    мотивация.

Надо учитывать и некоторые другие признаки
профессиональной пригодности человека к
деятельности, значительное развитие которых
свидетельствует о высоком профессионализме
работника. Это необходимая скорость работы,
точность работы, безвредность работы для
психофизиологического состояния организма
человека, когда нет истощения сил и человек
восстанавливает свою работоспособность после
отдыха.

Важно и наличие у специалиста позитивной
оценки себя как профессионала при высокой
экспертной оценке со стороны коллег через
публичные благодарности, грамоты, признание
руководителей и т. Чем ниже самооценка, тем
потребность во внешних знаках внимания и
признании выше, и тем, как правило, ниже
профессионализм. Высокая экспертная оценка
является показателем профессионализма человека. Критериями этого могут быть консультации коллег
по профилю специалиста. Частота обращений к
работнику по проблематике, связанной с его
профессиональной деятельностью, может также
служить признаком профессионализма человека.

Немаловажную роль играет способность
специалиста адаптироваться к неблагоприятным
условиям деятельности, а также его
социализированность в целом. Развитый интеллект
может остаться только потенциальной
возможностью человека, если личностные качества
не позволяют его применять. Например, человек
может обладать высоким уровнем развития
способностей, но конфликтные особенности
личности не позволяют ей эффективно
реализоваться. К последним относятся постоянное
подсчитывание того, кто сколько времени
отработал, кто сколько получил за это, претензии
в очередности получения социальных благ,
стремление установить очередность в отношении
каких-либо мероприятий. Это так называемые
спорщики, которые скорее реализуют во вне свое
внутреннее напряжение, нежели действительно
попытаются предложить решение проблемы. Их
личная позиция чаще всего пассивного характера,
т. дальше возмущения дело не идет.

Учеными установлено, что удовлетворенность
трудом активно влияет на эффективность
профессиональной деятельности, а именно: чем
выше удовлетворенность содержанием и условиями
профессиональной деятельности, тем выше
эффективность труда человека. Следовательно, от
человека всегда всем недовольного,
возмущающегося и критикующего, ожидать высокого
профессионализма не приходится. При этом человек
относит себя к категории удовлетворенных или не
удовлетворенных деятельностью, используя
систему субъективных критериев. Строгость этих
критериев зависит от уровня притязаний личности. При прочих равных условиях удовлетворенность
трудом будет тем выше, чем ниже уровень
притязаний.

Внешнее поведение и состояние человека во
многом зависит от внутреннего и им регулируется. Поэтому очень важно уметь сохранять и
поддерживать здоровое психическое состояние,
тем более что деятельность педагога подвержена
сильным стрессовым нагрузкам. Об исключительной
пластичности нашей нервной системы писал И. Павлов. Ученый отмечал, что она в высочайшей
степени саморегулирующаяся, сама себя
поддерживающая, восстанавливающая, направляющая
и даже совершенствующая. Но для того, чтобы все
это осуществлялось, необходимо в данном
направлении предпринимать какие-то действия. Пяти- десятиминутная тренировка центральной
нервной системы должна стать для учителя (и
педагога дополнительного образования) делом
привычным, как утренняя гимнастика.

Термин “профессиональная компетентность”
начал активно употребляться в 90-е годы прошлого
века, а само понятие становится предметом
специального всестороннего изучения многих
исследователей, занимающихся проблемами
педагогической деятельности.

Под профессиональной компетентностью педагога
дополнительного образования понимается
совокупность профессиональных и личностных
качеств, необходимых для успешной
педагогической деятельности.

Профессионально компетентным можно назвать
педагога д/о, который на достаточно высоком
уровне осуществляет педагогическую
деятельность, педагогическое общение, достигает
стабильно высоких результатов в воспитании
учащихся.

Развитие профессиональной компетентности –
это развитие творческой индивидуальности,
формирование восприимчивости к педагогическим
инновациям, способностей адаптироваться в
меняющейся педагогической среде. От
профессионального уровня педагога напрямую
зависит социально-экономическое и духовное
развитие общества.

Изменения, происходящие в современной системе
образования, делают необходимостью повышение
квалификации и профессионализма учителя, т. его профессиональной компетентности. Основная
цель современного образования – соответствие
актуальным и перспективным потребностям
личности, общества и государства, подготовка
разносторонне развитой личности гражданина
своей страны, способной к социальной адаптации в
обществе, началу трудовой деятельности,
самообразованию и самосовершенствованию. А
свободно мыслящий, прогнозирующий результаты
своей деятельности и моделирующий
образовательный процесс педагог является
гарантом достижения поставленных целей. Именно
поэтому в настоящее время резко повысился спрос
на квалифицированную, творчески мыслящую,
конкурентоспособную личность педагога,
способную воспитывать личность в современном,
динамично меняющемся мире.

Исходя из современных требований можно
определить основные пути развития
профессиональной компетентности педагога:

  • работа в методических объединениях, творческих
    группах;
  • исследовательская деятельность;
  • освоение новых педагогических технологий;
  • различные формы педагогической поддержки;
  • активное участие в педагогических конкурсах,
    мастер-классах, форумах и фестивалях;
  • обобщение собственного педагогического опыта;
  • использование ИКТ.

Можно выделить этапы формирования
профессиональной компетентности:

  • самоанализ и осознание необходимости;
  • планирование саморазвития (цели, задачи, пути
    решения);
  • самопроявление, анализ, самокорректировка.

В педагогической литературе часто
используются и уже „устоялись ” термины компетенция,
компетентность.

Лексическое значение понятия „компетентный”
в словарях трактуется как „осведомлённый,
авторитетный в какой-либо области. ” А
компетенцию „Толковый словарь русского
языка”определяет как круг вопросов, явлений, в
которых данное лицо обладает авторитетностью,
познанием, опытом.

Изучением профессиональной компетентности
занимались многие исследователи: Ю. Бабанский,
Б. Ананьев, Т. Шамова и другие. В работах этих
исследователей раскрыты такие аспекты
педагогической компетентности:

  • управленческий аспект: как педагог анализирует,
    планирует, организует, контролирует, регулирует
    учебный процесс взаимоотношения с учащимися;
  • психологический аспект: как влияет личность
    педагога на учащихся, как он учитывает
    индивидуальные способности учащихся;
  • педагогический аспект: с помощью каких форм и
    методов педагог ведёт обучение школьников.

Регулировать свое психическое состояние можно
следующим образом:

  • Саморегулировать эмоциональные состояния,
    например, через внешнее проявление эмоций.
    Эмоциональное напряжение пойдет на убыль, если
    внимание человека переключится от причины
    эмоций на их проявление – выражение лица, позу и
    т.д. Обозначение эмоционального состояния
    словами и разговор о том, как оно протекает, также
    способствуют снижению напряжения. А вот разговор
    о причине появления состояния только усиливает
    эмоциональные переживания.
  • Уметь управлять своей мимикой. Это и
    расслабление мышц лица, и мимическая гимнастика
    перед зеркалом, и простое изображение “рож”
    перед зеркалом.
  • Управлять тонусом скелетной мускулатуры. Сюда
    относятся тренинговые упражнения на
    расслабление мускулатуры, занятия спортом.
  • Управлять темпом психических процессов.
    Применение комплексов дыхательных упражнений.
  • Осознанно создавать ситуации для психической
    разрядки. Это могут быть игры, прогулки,
    хобби-всё, что может помочь восстановить
    душевное равновесие.

Таким образом, профессионализм педагога,
являясь важным фактором развития личности
ребёнка, должен обязательно сочетаться с его
физическим и психическим здоровьем.

К профессионально значимым качествам педагога
относятся:

  • педагогическая направленность – важнейшее
    качество, которое представляет доминирующую
    систему мотивов, определяющую поведение
    педагога и его отношение к профессии;
  • педагогическое целеполагание – умение
    определить важность педагогических задач в
    зависимости от конкретных условий;
  • педагогическое мышление – овладение системой
    средств решения педагогических задач;
  • педагогическая рефлексия – способность
    педагога к самоанализу;
  • педагогический такт – отношение к ребёнку как
    главной ценности.

И ещё одним важным дополнением к педагогу д/о
является умение стимулировать собственную
творческую деятельность и творческие
способности учащихся. В системе дополнительного
образования акцент делается не столько на
объяснение детям того или иного предметного
знания, сколько на развитии их интереса к
расширению индивидуально значимого знания. Роль
педагога в дополнительном образовании
заключается в организации естественных видов
деятельности детей и умении педагогически
грамотно управлять системой взаимоотношений в
этой деятельности.

Таким образом, компетентность учителя – это
синтез профессионализма (специальная,
методическая, психолого-педагогическая
подготовка), творчества (творчество отношений,
самого процесса обучения, оптимальное
использование средств, приёмов, методов
обучения) и искусства (актёрство и ораторство). И
на сегодняшний день становиться очевидным, что
из простой суммы знаний “сложить”
компетентного профессионала невозможно,
огромным чувством ответственности должен
обладать педагог, обучая нынешнее поколение.

Социокультурное значение дополнительного образования на современном этапе обусловливается тем, что эта сфера дает возможность индивиду самоопределяться в ситуации неопределенности, вырабатывать способность адаптации к социально-экономическим социальным переменам, предоставляет необходимый социальный ресурс в процессе вхождения специалиста в меняющиеся условия. Возрастающая роль дополнительного профессионального образования связана с конкуренцией и требованиями меняющихся условий, что диктует необходимость постоянного повышения квалификации, профессиональной компетентности, непрерывного развития и совершенствования. Сегодня дополнительное профессиональное образование является наиболее интенсивно развивающейся структурой. Оно предоставляет процесс взаимодействия основного и дополнительного образования. Получение дополнительного образования становится необходимостью по все более многочисленным причинам, таким как профессиональная квалификация, разносторонняя деятельность.

Сегодня высшее образование самостоятельно не способно обеспечить полноценную современную подготовку специалистов. Поэтому желаемого эффекта возможно достичь только вместе с системой ДПО. Формирование наиболее благоприятных условий для развития сферы дополнительного профессионального образования зависит от участия государства в данном процессе и построения оптимальной информационной среды. Для развития образовательной среды современного российского общества необходима модернизация относительно понимания роли дополнительного профессионального образования не только как, узко специализированного образования после базового высшего, но и как доводящего до целостности профессиональных знаний, умений и навыков на любом этапе получения образования.

Главной задачей дополнительного профессионального образования является непрерывное повышение квалификации специалиста в связи с постоянным совершенствованием федеральных государственных образовательных стандартов. Дополнительное профессиональное образование – это программы краткосрочной подготовки, направленные на освоение специалистом новых сфер деятельности, и дающие возможность смены сферы деятельности. Особенностью дополнительного образования является формирование компетенций людей, способностей применять свои знания в условиях перемен в обществе, развитие умений и навыков самообразования и саморазвития.

Дополнительное профессиональное образование имеет ряд преимуществ по сравнению со вторым высшим образованием:

  • экономия временного ресурса;
  • возможность ведения профессиональной деятельности в новой сфере;
  • максимальная приспособленность к потребностям обучающихся.

Уникальной особенностью дополнительного профессионального высшего образования является способность моделировать и конструировать обучающие курсы из программ профессиональной переподготовки, курсов повышения квалификации, краткосрочных семинаров, тренингов, мастер-классов, достигая, таким образом, максимальной специализации и наиболее полного соответствия желаниям потребителя. Несмотря на многочисленные плюсы дополнительного образования, его престижность уступает высшему образованию. Одна из причин – это плохая информированность общества, отсутствие фокуса на преимуществах дополнительного образования, получаемых привилегиях и возможностях. В том числе недостаточно информации об учреждениях, оказывающих услуги дополнительного профессионального образования, характеристике спектра образовательных возможностей.

Система дополнительного образования требуют постоянного обновления, поиска понимания меняющихся смыслов, осознания необходимости постоянного совершенствование профессиональных умений и навыков. Организация дополнительного образования предполагает учет увеличивающегося многообразия различных программ подготовки специалистов. Важная задача системы дополнительного профессионального образования – обеспечить учащихся необходимыми знаниями для активной жизни в развивающемся обществе. Для этого необходима подготовка специалистов, учитывающая различные формы обучения, уровни, профили и направления.

Система повышения квалификации, как и система современного образования в целом находится в состоянии кризиса. Трудности, переживаемые системой повышения квалификации, объясняются отсутствием готовых знаний как ответов на вопросы, с которыми слушатели приходят на учебу. Специфика сложившейся образовательной ситуации определяется тем, что потребность в знании у слушателей рождается прежде, чем возникло потребное знание или, иначе, в системе образования возникает потребность в знаниях, которых пока нет. Наука, как источник этих знаний теряет свой статус, ее ответы часто смутны, неопределенны, противоречивы. Это объясняется особым положением системы дополнительного профессионального образования по отношению к остальным звеньям системы образования, она непосредственно связана с жизнью, практическими задачами тех или иных сфер общественного производства. Именно непосредственность связи с жизнью определяет конкретность, остроту и динамику образовательных потребностей, с которыми приходят слушатели на учебу. Вот тут-то и обнаруживается, что готовых ответов на их вопросы нет, что знания, излагаемые преподавателем – представителем науки, абстрактны. Они не всегда вписываются в контекст той действительности, которую представляют слушатели, именно в силу конкретности и динамичности этого контекста.

Необычность ситуации становится яснее, если учесть, что в традиционной системе образования дело обстоит прямо противоположным образом: имеется громада накопленных человечеством знаний и требуется разбудить в учащемся познавательный интерес, чтобы он мог освоить эти знания или хотя бы их часть и тем самым получить образование, стать образованным человеком. Особенность современной системы дополнительного профессионального образования связана с тем, что основной проблемой образования становится не столько усвоение огромного и постоянно увеличивающегося объема знаний или хотя бы ориентация в потоке все возрастающей информации, сколько проблема прямо противоположная – получение, создание, производство знания, которого нет, но потребность в котором назрела. Для решения этой проблемы необходимо отказаться от убеждения, которое лежит в основе традиционного образования, что вся система образования, как и часть ее – система повышения квалификации – представляют собой лишь способ или средство передачи или распространения полученных извне новых знаний среди потребителей этих знаний.

Это убеждение заложено в самом определении понятия образования. “Образование – процесс и результат усвоения систематизированных знаний”, следовательно, образование – процесс и результат усвоения готовых знаний. Выработкой новых знаний занимается наука, научная практика, а образование – их усвоением. Наука – способ производства знания, образование – способ потребления знаний. Это понимание образования оставлено нам эпохой Просвещения. Оно фиксирует определенные отношения между наукой и образованием. В настоящее время это отношение начинает меняться – свидетельством тому – дефицит готовых научных знаний в системах повышения квалификации. И это не просто временно сложившееся положение, – это устойчивая тенденция, которая в дальнейшем будет укрепляться и способствовать углублению кризиса образования, если не принять меры и не изменить традиционное отношение между наукой и образованием. Такого рода мерой может быть передача функции получения, производства нового знания от науки – образованию, разумеется, в определенном объеме, и тем самым – изменение функции преподавания лишь как передачи готовых знаний от учителя к учащемуся.

Главное, что их решение требует от работника самостоятельной поисковой познавательной активности, приобретения опыта непосредственно на рабочем месте, в момент, во время выполнения рабочего задания. И чем быстрее будут удовлетворяться возникающие в процессе работы образовательные потребности, тем интенсивнее будет трудовой процесс. Эти потребности могут быть удовлетворены простым обращением к более знающему или информированному человеку, но он выполняет роль иную, чем учитель, преподаватель, – это скорее роль консультанта, и поиск нужной информации и нужного решения большей частью ведется самостоятельно. Для того чтобы поиск был успешным, необходима организация информационно-образовательной среды непосредственно на рабочем месте. Из социального института, готовящего человека к жизни, образование превращается в институт, участвующий в самой жизни, более того, самая жизнедеятельность людей принимает черты образовательного процесса, продолжающегося в течение всей жизни. Но для этого потребовались иные технологии обучения, чем те, что существовали раньше.

В современных условиях быстрой смены технологий и методов труда потребовалась организация обучения персонала в связи с выполняемой работой, непосредственно на рабочем месте, в процессе профессиональной деятельности; обучение стало условием успешной деятельности работников. И речь идет не о периодических курсах повышения квалификации на базе организации, проводимых с помощью преподавателей вузов или компетентных специалистов, а о постоянно, непрерывно действующем информационном обеспечении деятельности сотрудников на основе новых информационных образовательных технологий. Изменения образовательных потребностей населения способствовали преобразованиям образовательного процесса. Основными особенностями его являются:

– главный упор делается на самостоятельную работу учащихся;

– основной проблемой становится проблема качества обучения;

– задачи обучения связаны с жизненными проблемами учащихся;

– обостряются проблемы сочетания учебы с практической деятельностью;

– усиливается индивидуализация обучения.

Отношения обучающегося и обучающего приобретают особый характер. Индивидуализация, личностная ориентация учебного процесса меняют роль преподавателя. Превращение преподавателя в ключевую фигуру учебного процесса в системе дополнительного образования следует признать психолого-педагогическим условием решения проблемы качества в новой форме образования.

Следует отметить следующие особенности слушателей системы дополнительного профессионального образования.

Сильная внутренняя мотивация и желание учиться, которые присутствуют изначально. Их нельзя навязать (привнести извне), по можно усилить и развить, если стимулировать дополнительно.

Сознательная постановка целей и задач, осознание мотивов обучения. Слушатели ясно понимают цели и необходимость получения дополнительного образования. Они готовы объективно оценивать пробелы в своих знаниях и навыках, выявлять свои слабые стороны и стремиться к их преодолению.

Прагматическая ориентация на текущую или ближайшую перспективу. Потребители образовательных услуг не проявляют особого интереса к получению знаний вообще или на всякий случай, про запас. Слушателям необходимо предлагать то, в чем они нуждаются и чему хотят научиться.

Реалистичность обучения. Образование должно строиться на реальных проблемах Передача практических навыков и опыта решения проблем в процессе обучения может осуществляться с использованием метода конкретных ситуаций.

Обучение в процессе действия. Слушатели высоко ценят возможность самостоятельных практических действий в процессе обучения. Они хотят освоить практические методы.

Нетрудно заметить, что эти характеристики учащихся предполагают совершенно иные требования к получаемым знаниям и информации, а также организации обучения. Дело не только в том, что обучающиеся не могут уделять много времени обучению, но и в том, что оценку качества образования и критерии такой оценки задает сам обучающийся. Определение основных параметров дополнительного профессионального образования связано с установлением соответствия характеристик учебного процесса тем требованиям, которые предъявляют сами обучающиеся.

Преподаватель в дополнительном обучении персонально несет ответственность за каждого обучающегося. Как это не похоже на массовое образование, когда преподаватель зачастую не помнит лиц своих учащихся, пришедших на зачет или экзамен! Здесь, напротив, преподаватель должен вникнуть в жизненные проблемы учащихся, суметь найти их решение или подход к их решению, получить необходимую информацию, с помощью которой решение будет найдено. Это обусловлено тем, что обучающийся приходит учиться с собственной проблемой, которая его заботит, он ждет помощи от педагога и надеется с его помощью или вопреки ей найти ее решение, а преподаватель должен помочь найти ее решение.

В связи с последним утверждением, следует признать обратить внимание на установление иных отношений между преподавателем и учащимися. Между ними возможны не только отношения взаимного обмена информацией, но и возможны отношения несогласия, возражения, спора, противоречия, вызванные поиском решения. И это не отклонение от нормы, но сама норма отношений. Такое возможно, потому что обучающийся уже достаточно образован, он обладает жизненным опытом, некоторыми знаниями в определенной области и нуждается в их пополнении. Преподаватель, как и обучающийся, чаще всего не обладает истиной, готовыми знаниями, они должны их найти, если они существуют, или убедиться в их отсутствии.

Преподаватель все больше становится организатором учебного процесса, имеющего целью получение нового знания, не известного самому преподавателю; функция систематического изложения учебного предмета во все большей степени сменяется консультированием по определенному вопросу. Речь идет о том, что в последнее время в большинстве профессий характер труда начинает меняться: в структуре деятельности работника все в большей степени проявляются элементы, связанные с решением проблемных задач, которым он не обучался в процессе подготовки, но решать их он вынужден в ходе профессиональной деятельности. Эти задачи могут носить творческий характер, но могут быть вызваны нехваткой времени или квалификации. Это связано не только с распространением творческих профессий, но и с ускорением динамики профессиональных изменений в результате социально-экономических и технологических изменений.

Таким образом, дополнительное образование существенно отличается от традиционного обучения (имеется в виду школа не только начальная, но и высшая). И это различие существенно в той мере, в какой названные параметры соблюдаются. Оно определяется новыми отношениями субъектов образовательного процесса, иной мотивацией, и утверждением информации, наряду со знанием, в качестве основного элемента учебного процесса. Мотивация в дополнительном профессиональном образовании существенно отличается от мотивации в конечном образовании. В конечном образовании дело обстоит так: имеется громада накопленных знаний, и требуется стимулировать, разбудить в учащемся познавательный интерес, чтобы он смог освоить эти знания или их часть, и тем самым получить образование. Иное дело в дополнительном образовании- мотивация имеется изначально, она является условием обучения, и обучение продолжается, пока существует мотивация. Обучающийся приходит за знаниями, потому что надеется с их помощью решить собственные проблемы; как только он видит, что получаемые знания не годятся, обучение прерывается.

Подводя итог, можно отметить, что развитие системы дополнительного профессионального образования направлено на решение следующих задач: организация формирования реального спроса на образовательные услуги системы дополнительного профессионального образования; реализация целенаправленных мер по развитию мотивации в профессиональном развитии и совершенствовании квалификации специалистов; создание центров для подготовки преподавательских кадров и их регулярное обучение; создание и адаптация информационной, технической и учебно-методической базы для системы дополнительного профессионального образования, позволяющей оперативно конструировать образовательные программы, обеспечивать качество обучения, соответствующее ожиданиям заказчиков и требованиям государственных образовательных стандартов. Приоритетным направлением деятельности является совершенствование нормативно-правовой базы, гарантирующей получение образовательных услуг высокого качества, совершенствование существующих образовательных стандартов. В системе дополнительного профессионального образования все более востребованным становится личностно-ориентированное обучение.

Мосичева, И. Высшая школа и дополнительное профессиональное образование: проблемы и решения / И. Мосичева, В. Шестак, В. Гуров. – Ставрополь: изд-во СГУ, 2007. – 322 с.

Луобикене, И. Мотивы обучения взрослых / И. Луобикене, Э. Буткявичуне // Социологические исследования. – 2006. – № 5. – С. 140-143.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.