СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФОРМ И СОДЕРЖАНИЯ ОТЧЕТОВ О ПРОХОЖДЕНИИ СТУДЕНТАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

14 декабря 2021 года в ГБПОУ «Воробьевы горы» прошёл семинар «Дополнительное образование: инновационная образовательная практика».

В вебинаре приняли участие 342 человека, среди которых педагоги дополнительного образования, методисты, педагоги-организаторы, специалисты управленческого звена.

Участники семинара обсудили различные мнения, точки зрения о внедрении инновационных образовательных технологий при реализации дополнительных общеразвивающих программ.

Ведущая семинара Зоя Алексеевна Каргина, начальник Нормативно-методического отдела Управления дополнительных образовательных программ, рассказала о ключевых образовательных технологиях дополнительного образования. Спикер описала принципы педагогической технологии «перевернутый класс» и драмогерменевтики. Особое внимание было уделено персонализированному/гибкому обучению (flexible learning), обучению по запросу и кейс-обучению. Отдельно рассматривались аспекты технологий дополненной и виртуальной реальности (VR/AR), Stem-технологий, а также геймификации образования — использования игровых элементов в неигровом контексте, когда элементы игры используются для достижения реальных целей.

Тему геймификации образования продолжила Наталья Николаевна Муранова, педагог дополнительного образования Центра художественного образования. Она ярко и подробно рассказала о функциях и типах игр, привела примеры докладов обучающихся и результатов выполненных ими практических занятий. «Любое занятие можно превратить в игру и устроить настоящий фейерверк!», — подчеркнула спикер.

Следующее выступление представила Алена Дмитриевна Белева, преподаватель медиажурналистики Центра медиатехнологий ГБПОУ «Воробьевы горы». Слушатели узнали откуда берутся идеи и как их придумывать, как решать задачи в ТРИЗ-педагогике, как использовать ТРИЗ-технологии на занятиях журналистикой. Презентация завершилась поучительной притчей о конкурсе на звание лучшего художника. Лучшим художником (а в нашем случае педагогом), по мнению докладчика, должен быть признан тот, кто движется дальше, не останавливаясь на достигнутом.

Художественный руководитель Московского городского творческого коллектива «Музыкальный театр-студия „Галёрка“» Центра «Исток» Алексей Николаевич Кузнецов рассказал о новых «инструментах» реализации традиционных форм музыкально-театральной деятельности. В выступлении были освещены вопросы структуры и специфики театра-студии «Галёрка», модели обучения исполнительским искусствам и музыкальному театру, особенности проведения и трансляции концертов и спектаклей.

Затем последовал доклад педагога дополнительного образования, методиста Центра астрономического и космического образования Дениса Владимировича Денисенко. Кратко охарактеризовав спектр программ, докладчик представил уникальный авторский метод поиска и открытия новых астрономических объектов. Области применения, результаты, преимущества и дополнительные возможности инновационных подходов были подробно освещены в его презентации. Показательно, что многие ученики Центра астрономического и космического образования делают настоящие научные открытия.

Семинар завершился выступлением руководителя Центра библиотечно-информационных ресурсов Софьи Вячеславовны Горизонтовой и педагога-организатора Центра библиотечно-информационных ресурсов Николая Владимировича Гладких. Слушатели узнали об образовательных проектах в работе современной библиотеки, творческих мастерских, книжных выставках. Особое внимание было уделено циклу «Вначале были мифы». Эти занятия включают не только хронологическое изложение материала, но и знакомят обучающихся с произведениями искусства разных эпох, в которых отразились исторические события.

Слушатели высказали слова благодарности в адрес всех выступающих, представивших интересный, ценный и богатый опыт.

  • Инновационные образовательные технологии, доступные к реализации в условиях дополнительного образования, Каргина З.А.
  • Геймификация процесса обучения декоративно прикладному творчеству, Муранова Н.Н.
  • Опыт реализации ТРИЗ-технологии в процессе обучения журналистике, Белева А.Д.
  • «Новые инструменты» реализации традиционных форм музыкально-театральной деятельности, Кузнецов А.Н.
  • Инновационные технологии в образовании. Центр открытия астрономических объектов, Денисенко Д.В.
  • Образовательные проекты в работе современной бибилиотеки, Горизонтова С.В., Гладких Н.В.

https://youtube.com/watch?v=RU-gNlMnkRU%3Ffeature%3Doembed

Ольга Балабанова
Инновационная деятельность педагога дополнительного образования

«Инновационная деятельность педагога дополнительного образования»

Подготовила методист Балабанова О.

Инновационные процессы реализуются сегодня практически во всех сферах человеческой деятельности. Нововведение в учреждениях дополнительного образования являются достаточно важным и необходимым механизмом творческой деятельности, который отличает одно образовательное учреждение от другого.

Новые веяния времени требуют от педагога дополнительного образования постоянной активной позиции и выхода за рамки своего узкого мирка преподавания в конкретном детском объединении.

Если для педагога, работающего в традиционной системе, главными были специальные и методические знания, достаточно было владеть педагогической техникой, иметь педагогическое мастерство, позволяющие ему осуществлять образовательный процесс на профессиональном уровне и добиваться его высокой эффективности, то для перехода в инновационный режим определяющим является готовность педагога к инновациям и приоритетными становятся знания теоретические (знание современных психолого-педагогических концепций, методологические (знание общих принципов изучения педагогических явлений, закономерностей социализации обучения и воспитания) и технологические (знание не только традиционных, но и инновационных образовательных технологий).

Современный педагог – это педагог не только, передающий знания в аудитории (что естественно немаловажно, но очень узко на данный момент). Профессиональная деятельность педагога неполноценна, если она строится только как воспроизводство однажды усвоенных методов работы, если в ней не реализуются объективно существующие возможности для достижения более высоких результатов образования, если она не способствует развитию личности самого педагога. Без творчества нет педагога – мастера. На сегодняшний день реалии таковы, что необходимо постоянно расти в профессиональном плане. Такие же требования предъявляет к педагогу и новая форма аттестации.

Особую значение в процессе профессионального самосовершенствования педагога имеет его инновационная деятельность. Инновационная деятельность – целенаправленная деятельность, основанная на осмыслении (рефлексии) своего собственного практического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития образовательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, качественно иной педагогической практики. В связи с этим становление готовности педагога к ней является важнейшим условием его профессионального развития.

Инновационная деятельность педагога зависит :

от уровня личностной готовности педагога к этой деятельности, совокупности качеств педагога, определяющих его направленность на совершенствование собственной педагогической деятельности :

• личностных (работоспособность, готовность к творчеству, высокий эмоциональный статус);

• специальных (знание новых технологий, овладение новыми методами обучения, умение анализировать и выявлять причины недостатков, находить актуальные проблемы образования и реализовывать эффективные способы их решения).

существующих в конкретном образовательном учреждении условий :

• финансовая заинтересованность: доплаты, премии;

• благоприятный морально-психологический микроклимат и творческая атмосфера;

• помощь в получении информации об инновационных технологиях;

• содействие администрации учреждения отношениям сотрудничества педагога с обучающимися и коллегами

• правильный отбор наиболее значимых стимулов в соответствии со спецификой их взаимосвязи и с учетом влияния барьеров.

Инновации педагога учреждения могут быть представлены в виде:

– абсолютной новизны (отсутствие в данной сфере аналогов и прототипов,

– относительной новизны (внесение некоторых изменений в имеющуюся практику).

Источником инновационных идей педагога может служить :

– неожиданное для самого педагога событие (успех, провал, как толчок к развитию

– различные несоответствия (между истинными мотивами поведения детей, их запросами,

желаниями и практическими действиями педагога);

– потребности педагогического процесса (слабые места в методике, поиск новых идей);

– изменениями в ценностях и установках детей (влечет за собой поиск новых форм общения

и профессионального поведения) и т.

Содержание инновационной деятельности педагога

Внедрение, использование новых методов, методик, средств, технологий в

образовательном процессе.

Разработка авторских программ, методик, технологий, проектов, методической продукции.

Проведение учебных занятий в инновационных формах.

Проведение мастер – классов на муниципальном уровне

Участие в проектно-исследовательской или опытно-экспериментальной деятельности.

Для осуществления инновационной деятельности педагог может работать

единолично или педагоги могут объединяться в группы:

– МО по определенной теме или направлению деятельности;

– проблемные (творческие) группы, в которых педагоги разных направлений объединяются

для определенных задач по организации и осуществлению образовательного процесса.

Как же может педагог позиционировать себя, заявить на реализацию

инновационной деятельности. В центре существует определенный алгоритм действий

Порядок организации и проведения инновационной деятельности педагога предполагает :

– выбор темы инновационной деятельности с учетом возрастных особенностей

обучающихся и в соответствии с целью МБУДО ДДТ, (она же может стать и темой

– заполнение информационной карты инновационной деятельности (приложение);

-стартовая экспертная оценка инновации, заявленной педагогом

-разработка проекта (программы, плана) инновационной деятельности : цель

исследования, задачи, предмет, новизна, практическая значимость, актуальность, критерии

оценки, формы контроля и диагностики, основные этапы работы, длительность,

предполагаемый результат. Педагог, изъявивший желание работать по собственной

авторской программе, предоставляет в МС документ о внешней экспертизе программы;

– осуществление инновационной деятельности (реализация инновационного проекта

– отчет о реализации инновации. Предусматриваются разнообразные формы ознакомления

с ходом, способами и результатами инновационной деятельности :

“Творческие отчеты” позволяют оценить общую результативность инновационной

деятельности, увидеть отличия, которые приносит с собою инновация в жизнь коллектива,

учащихся, их родителей.

“Открытые мероприятия” позволяют непосредственно познакомиться с творческой

деятельностью педагога.

“Методические выставки” позволяют знакомиться с новыми наработками педагогов

коллектива, предлагают материалы, которые могут использовать педагоги, осваивающие

какую-либо инновацию.

“Тематические консультации” позволяют другим заинтересованным педагогам

образовательных учреждений получать дополнительную информацию по различным

“Проблемные семинары” представляют особый интерес для тех, кто в процессе освоения инновации уже почувствовал потребность в более глубокой теоретической подготовке.

“Свободное посещение занятий” педагога, реализующего инновацию;

– внедрение инновации (распространение созданного инновационным путем опыта, новой практики). Материалы по инновационной деятельности хранятся в методической службе: заявка, программы, продукты диагностик, результаты контроля, анализ, отчеты.

Информационная карта инновационной деятельности

педагога дополнительного образования (коллектива педагогов)

Разработчик ФИО, возраст, образование, специальность, стаж, квалификационная категория, контактный телефон, адрес электронной почты

Количество участников инновационной деятельности (педагогов, обучающихся)

Сроки инновационной деятельности

Вид инновации : локальные (частные, единичные, не связанные между собой; модульные (блочные, связанные между собой.

Область применения инновации (дидактика, психология, частные методики, технологии, апробация новых учебно-методических комплектов, другое) ___

Стадии развития инновации. Инновация прошла стадии (подчеркнуть) :

– разработка (определение темы, проблемы, задач, разработка путей реализации);

– осуществление инновационной деятельности (освоение и реализация на стадии апробации);

– распространение созданного инновационным путем опыта (новой практики)

Представление результатов (подчеркнуть) мастер – класс, выступление на МО, педсовете, конференции, проблемный круглый стол, творческие отчеты, публикации, открытые занятия, методические рекомендации, разработки программ, конспектов занятий, обобщение опыта работы.

Прогнозируемые трудности, которые могут встретиться в процессе осуществления инновационной деятельности___

Публикации в рамках инновационной деятельности___

Партнерство в рамках инновационной деятельности___

Особые заметки по значению инновации в развитии образовательного учреждения___

Ответом на эти вызовы для коллектива Института дополнительного образования ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» стало использование технологий педагогического дизайна при проектировании  дополнительных образовательных программ. Проводимые в течение двух лет коллективом Института исследования обозначили четыре ключевые группы слушателей программ дополнительного образования. Так, помимо традиционных для Института потребителей программ в лице педагогов и студентов, ими стали школьники, прежде всего учащиеся старших классов, и родители. Для каждой категории были проанализированы ключевые запросы и выделены приоритетные направления, которые в большей степени касались не изменения содержания программ, а их трансформации в современные форматы, в том числе и в форматы современных электронных курсов.

Использование технологий педагогического дизайна, позволили при проектировании программы выстроить следующую логику:

  • составление «Карты слушателя» как детализированного образа целевой аудитории программы;
  • анализ запроса и сопоставление его с возможностями целевой аудитории;
  • работа «проектного офиса» по созданию прототипа программы;
  • тестирование программы на фокус-группе;
  • внесение корректировок и, наконец, реализация программы для целевой аудитории.

Использование технологий педагогического дизайна, с одной стороны усложнило процесс разработки образовательной программы, прежде всего за счет временной составляющей, но с другой стороны позволило сделать программы более ориентированными на потребности и возможности целевой аудитории. Существует ряд классификаций проектных офисов в зависимости от уровня зрелости проектного менеджмента:

  • «хранилище информации» — накапливает опыт и формирует базу знаний по проектам; служит для сбора информа.ции о проведенных проектах, в основном являясь подобием архива проектов;
  • «скорая помощь» служит сервисным центром ответов на вопросы, возникающих у менеджеров проектов и других участников проектной деятельности организации;
  • «наставник» предназначен для распростра.нения предыдущего опыта реализации проектов организа.ции на другие проекты;
  • «управляющий» проектный опыт является более прогрессивным, поскольку позволяет осуществлять все ба.зовые функции управления проектами: определение содержания проектов; планирование и распределение ресурсов; контроль за исполнением проектов и исполнением бюджетов проектов; оценка допущений и рисков;

Модель проектного офиса идеально подходит для организации мультипроектного управления, при котором необходима консолидация всех ведущихся проектов и используемых ресурсов. В нашем случае разработка образовательных программ в режиме проектного офиса опирается на четыре методологических подхода:

  • партнерство – как привлечение к разработке и реализации программ ведущих экспертов данной сферы и авторов лучших профессиональных практик по тематике программ дополнительного образования;
  • индивидуализация – как внутренняя логика построения программы, позволяющая слушателям выбирать модули и уровни участия и выстраивать индивидуальную образовательную траекторию;
  • модульность – как вариативность содержания программ и возможность моделировать блоки разных программ в формате playbook;

В качестве примеров использования технологий педагогического дизайна в разработке и реализации программ дополнительного образования  Института можно привести три программы. Первая программа «Эдьютеймент как педагогическая технология»

  • образовательного – работа со спикерами по игрофикации и геймификации;
  • проектного – работа в смешанных командах по созданию авторских образовательных продуктов совместно с наставником;
  • внедренческого – тестирование и апробация созданных образовательных продуктов в реальной педагогической практике.
  • Богданова Е.В. Алтыникова Н.В. Деятельность окружного координационного центра по подготовке и сопровождению вожатских кадров в сибирском федеральном округе: стратегии партнерства // Вестник педагогических инноваций. 2018. № 4 (52). С. 134–143.
  • Богданова Е.В. Моделирование деятельности клубных форм дополнительного образования молодежи // Современное педагогическое образование. 2019. № 1. С. 49–55.
  • Богданова Е. В., Дмитриев В.Е., Ильин А.С.,  Кудашов Г. Н. EDUTAIMENT как педагогическая технология:  учебно-методическое пособие для  студентов  направлений подготовки. Новосибирск: Изд-во ООО «Немо Пресс», 2019. 120 с.
  • Массовые открытые онлайн-курсы НГПУ. URL: mooc.nspu.ru (Дата обращения: 30.08.2021).

Шилина Ольга Ивановна
Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей дошкольного возраста

Современный этап развития физической культуры претерпевает ряд изменений под воздействием перемен, происходящих и в российском обществе, и в системе образования в целом. Характерной особенностью нашего времени является активизация инновационных процессов в образовании. Сегодня необходима смена образовательной системы – иное содержание образования, иные подходы, отношения. Это свидетельствует о внедрении инновационных процессов в систему образования. Дополнительное образование детей является частью системы общего образования и выступает необходимым звеном, обеспечивающим развитие личности ребенка, направленную на раннюю профессиональную ориентацию. Ценность дополнительного образования способствует реализации знаний, умений и навыков, стимулирует познавательную мотивацию детей. В условиях дополнительного образования дети могут развивать свои потенциальные способности, адаптироваться в современном обществе, самоопределится со своей будущей профессией. Ведущей тенденцией становления системы дополнительного образования детей становится включение педагога в инновационную деятельность. Инновационная деятельность педагога дополнительного образования становится обязательным компонентом личной педагогической системы и приобретает избирательный исследовательский характер. Это предполагает переоценку педагогом сою профессиональную деятельность. На смену традиционного педагога необходим педагог с инновационным стилем мышления, педагог-исследователь, консультант. Педагог способный к творческой и профессиональной деятельности, способный к саморазвитию и самоопределению. Такой педагог будет положительно влиять на качество обучения и воспитания в образовательном учреждении, создаст условия для духовного развития ребенка, осуществлять личностно-ориентированный подход к ним. Изначально термин «инновация» происходит от латинского «иноватио» – это нововведение, изменения, обновления. В широком смысле означает разработку и внедрение новшеств в различных областях деятельности человека. В области педагогики означает изменения в содержании образования и технологий, внедрение в педагогическую деятельность передовых методов, приемов и форм обучения и воспитания.

Как отмечает Е. Сайкина, активизация инновационных процессов в отечественной физической культуре отвечает духу времени и современному этапу общественного развития, отражает тенденции, присущие социокультурному пространству России XXI века. Отличительной характеристикой данного этапа является модернизация, гуманизация и индивидуализация системы физкультурного образования и физической культуры в целом, появление в системе физической культуры направлений оздоровительной направленности. В связи с выходом РАСПОРЯЖЕНИЯ Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 08. 2006 N 1261-р “ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА”, в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга активно идёт обновление содержания системы физической культуры, проектирование инновационных программ и технологий. Грамотное и целенаправленное внедрение инновационных подходов в систему непрерывного физкультурного образования, в занятия физической культурой для оздоровления, развития и воспитания детей и подростков, учащейся молодёжи является сегодня одной из основных и актуальных задач модернизации учебных планов, программ дошкольных учреждений, школы, средних профессиональных и высших учебных заведений. Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования как начальную ступень формирования личности. Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в дошкольном детстве.

Огромную часть потенциала русского общества половины ХХI века будут составлять сегодняшние дети дошкольного возраста, поэтому актуальность внедрения инновационной деятельности при организации дополнительного образования детей в современном дошкольном учреждении не вызывает сомнения.

Система физического развития и воспитания в современном детском саду.

Одним из перспективных направлений развития образования является разработка методик обучения, способствующих не только решению образовательных задач, воспитанию личностных качеств и гармоничному физическому развитию, но и развитию индивидуальности детей. Средства физического воспитания являются важным звеном в системе образования современного детского сада.

Важность оптимизации физического воспитания в дошкольном учреждении трудно переоценить, поскольку в данном возрасте закладывается фундамент всего дальнейшего образования. В настоящее время существует большое количество методик физического воспитания детей, основанных на различных методологических подходах. Однако они требуют изменения организации не только занятий по физической культуре, но и всего учебно-воспитательного процесса в детском саду.

В узком смысле физическое развитие ребенка – процесс формирования и последующего изменения на протяжении индивидуальной жизни естественных морфофункциональных свойств его организма, обозначаемых антропометрическими и биометрическими показателями (рост, вес, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких и др. ) В широком смысле, физическое развитие предполагает развитие психофизических качеств и двигательных способностей (силы, выносливости, быстроты, гибкости, ловкости, координации, глазомера).

Физическое развитие детей – объект постоянного внимания специалистов (медицинских и педагогических). В условиях ДОО два раза в год (в сентябре и мае) проводится его диагностика, а также определяется уровень подготовленности воспитанников. Данные медико-педагогического исследования заносятся в индивидуальную карту здоровья и физического развития. Показатели сверяются с нормативами, определяется уровень, который служит основой для перспективного планирования в ДОО физического воспитания. По мере необходимости намечается индивидуальная коррекционная работа. Современное и полноценное физическое развитие является залогом здоровья и основой формирования произвольного двигательного поведения. В качестве критериев его оценки у дошкольников можно выделить следующее:

-прочное запоминание правил ДОО;

-планирование, контроль и выполнение действия по правилу, образцу;

-предвосхищение промежуточных и конечных результатов своих действий, а также возможных ошибок;

-умение начинать и заканчивать действие в нужный момент;

-торможение импульсных реакций.

Одно из условий успешного физического развития – физическое воспитание.

Проблемами физического воспитания в отечественной педагогике занимались А. Быкова, Е. Вавилова, Ю. Змановский, Е. Леви-Гориневская и др.

Термин «физическое образование» ввел П. Лесгафт, который создал оригинальную систему физического образования в России (См. Лесгафт П. «Руководство физическим образованием детей школьного возраста», Пед. сочинения в 2-х томах — М. 1993).

Физическое образование-комплексный процесс, организованный взрослым и направленный на овладение профессиональными знаниями, двигательными навыками, физическими качествами, привычки к здоровому образу жизни.

Физическая подготовленность является результатом физического образования и воспитания. Под физической подготовленностью подразумевается наличие у ребенка определенного уровня компетентности в плане физического развития, уровня развития двигательных умений и навыков, физических качеств

Система физического воспитания базируется на единстве цели, задач и средств, форм и методов работы и направлена на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие.

В методике физического воспитания выделяются следующие специфические организационные формы:

Физкультурные занятия.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня (культурно-гигиенические навыки, утренняя гимнастика, спортивные упражнения на прогулке, физкультминутки, прогулки, индивидуальная работа).

Самостоятельная двигательная активность детей.

Активный отдых (физкультурный досуг, физкультурные праздники, дни здоровья и др.

Продолжительность организации и проведения различных форм организации физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня определяется требованиями СанПина и возрастными и индивидуальными особенностями детей ДОО.

Значение дополнительного образования в системе физического развития и воспитания в современном детском саду.

Основное значение дополнительного образования – развитие мотиваций личности, реализация дополнительных программ в интересах личности.

Дополнительное образование создает условия для личностного роста учащегося, помогает реализовать собственные способности и склонности ребенка, обеспечивает органичное сочетание видов досуга с различными формами образовательной деятельности.

Именно в системе дополнительного образования легко создать условия для достижения основной цели воспитательной работы с детьми «раскрытие, развитие и реализация способностей ребенка».

Особенностью процесса дополнительного образования воспитанников ДОО является то, что оно развертывается на фоне свободного выбора, добровольного участия.

Программы дополнительного образования в детском саду направлены на творческое развитие личности. Решение творческих задач в сотрудничестве с педагогом изменяет психологическую структуру образовательного процесса в целом, ибо создается система внутренней стимуляции самого широкого спектра взаимодействий, отношений, общения между всеми участниками (нравится быть со всеми, увлекает общее дело, удовлетворяется честолюбие, проявляется гордость за себя и пр.

Цели, стоящие перед дополнительным образованием :

создавать широкий общекультурный эмоционально значимый для ребенка фон освоения стандарта общего образования

предметно ориентировать ребенка в базисных видах деятельности, опираясь на его склонности, интересы, личностные особенности

компенсировать отсутствие в основном образовании тех или иных учебных курсов; содействовать выбору индивидуального образовательного пути ребенка, его самореализации; обеспечивать ребенку «ситуацию успеха».

Основные ценности и функции дополнительного образования детей :

В Концепции модернизации российской системы образования определены важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующей развитию склонностей, способностей и интересов социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.

Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства.

Дополнительное образование детей нельзя рассматривать как некий придаток к основному образованию, выполняющий функцию расширения возможностей образовательных стандартов. Основное его предназначение – удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей. В науке дополнительное образование детей рассматривается как «особо ценный тип образования», как «зона ближайшего развития образования в России».

Современная система дополнительного образования детей предоставляет возможность миллионам детей заниматься художественным и техническим творчеством, туристско-краеведческой и эколого-биологической деятельностью, спортом и исследовательской работой – в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями.

Произошли важные изменения в программно-методическом обеспечении дополнительного образования детей : педагоги дополнительного образования разрабатывают авторские дополнительные программы, стремясь создать условия для развития творческой активности детей, реализуя при этом собственный профессиональный и личностный потенциал.

При организации дополнительного образования детей в образовательных учреждениях следует опираться на следующие приоритетные принципы:

Свободный выбор видов и сфер деятельности.

Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка.

Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка.

Единство обучения, воспитания, развития.

Практико-деятельностная основа образовательного процесса.

Перечисленные позиции составляют концептуальную основу дополнительного образования детей, которая соответствует главным принципам гуманистической педагогики : признание уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию, личностно-равноправная позиция педагога и ребенка, ориентированность на его интересы, способность видеть в нем личность, достойную уважения.

Собственно опора на содержание основного образования и является главной специфической чертой развития дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях любого вида. Интеграция основного и дополнительного образования детей позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, что является одной из наиболее сложных проблем современной педагогики.

Другая важная особенность дополнительного образования детей – его воспитательная доминанта, поскольку именно в сфере свободного выбора видов деятельности можно рассчитывать на «незаметное», а значит, и более эффективное воспитание. В процессе совместной творческой деятельности взрослого и ребенка происходит развитие нравственных качеств личности. Поэтому так важно, обращаясь к конкретным образовательным задачам, развивая определенные навыки, помнить о приоритетности воспитания. Умение ненавязчиво помогать ребенку в реализации его потенциальных возможностей и потребностей, в решении своих личных проблем, эмоционально и психологически поддерживать его и определяет во многом успешность развития дополнительного образования детей в целом и тем более в условиях общеобразовательного учреждения.

Дополнительное образование детей предполагает расширение воспитательного «поля» детского сада, т. включает личность в многогранную, интеллектуальную и психологически положительно насыщенную жизнь, где есть условия для самовыражения и самоутверждения.

С этим положением тесно связана еще одна отличительная черта системы дополнительного образования детей – компенсаторная (или психотерапевтическая, поскольку именно в этой сфере воспитанники получают возможность индивидуального развития тех способностей, которые не всегда получают поддержку в учебном процессе. Дополнительное образование детей создает «ситуацию успеха» (Выготский, помогает ребенку в изменении своего статуса, поскольку в процессе занятий различными видами деятельности, которые ребенок выбрал самостоятельно и в соответствии с личными интересами и потребностями.

Педагогические инновации в дополнительном образовании детей дошкольного возраста

Направления инновационной деятельности в системе дополнительного образования детей :

– совершенствование содержания образования;

– изучение и внедрение в практику современных педагогических технологий;

– создание системы работы с одаренными детьми;

– совокупность методов, приемов, форм и средств обучения;

– совершенствование всей системы управления;

– информатизация образовательного процесса.

Содержание педагогической деятельности в инновационном образовательном процессе существенно отличается от традиционной:

– во-первых, значительно усложняется деятельность по разработке содержания и технологии деятельности, поскольку быстро развивается её технологическая основа. Она требует от педагога развития специальных навыков, приемов работы. Современные информационные технологии выдвигают дополнительные требования к качеству деятельности и ее продуктам.

– во-вторых, особенностью современного педагогического процесса является то, что в отличие от традиционного образования, где в качестве центральной фигуры выступает педагог, основное внимание переключается на ребенка – его активность, избирательность, креативность. А функция педагога – является умение поддержать ребенка в его деятельности, способствовать его успешному продвижению в мире, облегчить решение в возникающих проблемах, помочь освоить разнообразную информацию.

– в-третьих, представление познавательного материала и способы передачи опыта предполагают интенсивную коммуникацию педагога и детей, требуют в современном дополнительном образовании более активных и интересных взаимодействий между субъектами образования, чем при традиционном типе обучения, где преобладает как бы обобщенная связь педагога со всеми детьми, а взаимодействие педагога с отдельным ребенком довольно слабое.

Таким образом, необходимыми предпосылками инновационной деятельности в дополнительном образовании выступают потенциал и поведение педагога, его чувствительность к новому, открытость. Включение педагога в инновационную деятельность влияет на повышение уровня его профессиональной компетентности, активизирует его стремление к получению новых знаний, к повышению аттестации, к самовыражению, самореализации при решении педагогических задач, к развитию творческого потенциала, и как следствие стимулирование интереса посещения занятий учащимися. Что немало важно в системе дополнительного образования.

Технологичность становится сегодня главной характеристикой деятельности педагога дополнительного образования и означает переход на более высокую ступень организации образовательного процесса. Обновление содержания педагогического процесса дополнительного образования детей возможно через использование современных педагогических технологий, направленных на разностороннее развитие ребенка с учетом его творческих способностей. Педагогическая технология – специальный набор форм, методов, приемов и способов, обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребенка. Рассмотрим некоторые инновационные технологии, методы и формы:

– Личностно ориентированные технологии – технологии дифференциации и индивидуализации. Дети являются не столько объектом педагогического воздействия, сколько субъектом собственной деятельности. Следовательно, дифференцированный подход в обучении должен осуществляться на индивидуальном уровне.

– Интегрированные занятия – это занятия, в которых вокруг одной темы объединяется материал нескольких предметов. Особенности интегрированного занятия – четкость, компактность, сжатость, логическая взаимообусловленность учебного материала на каждом этапе занятия большая информативная емкость материала проходит в форме занимательной, увлекательной игры.

– Проектные технологии – предполагают включение детей в социально – и личностно-значимую деятельность (работа над творческими проектами).

– Информационно-коммуникативные технологии – компьютерные программы, интернет.

Применение разных видов педагогических технологий позволяет развивать познавательные навыки детей, их творческое мышление, умение ориентироваться в информационном пространстве, а также видеть, формулировать и решать проблемы, учится пользоваться приобретенными знаниями для решения новых задач. Педагог, использующий в своей практике инновационные технологии, обладает определенным уровнем профессионального мастерства в решении поставленных задач, способен творчески и нестандартно подходить к решению возникающих проблем и организации учебно-воспитательного процесса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *