Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты и самостоятельно устанавливаемые требования

1. Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.

2. Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

3. К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:

1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;

2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

4. Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

5. Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

6. Содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.

7. Типовые дополнительные профессиональные программы утверждаются:

1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, – в области международных автомобильных перевозок;

2) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности, – в области кадастровой деятельности;

3) федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, – в области промышленной безопасности опасных производственных объектов;

(п. 3 введен Федеральным законом от 29.07.2018 N 271-ФЗ)

4) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной гражданской службы, по разработке и организации внедрения и консультативно-методическому обеспечению мер, направленных на предупреждение коррупции в организациях, по контролю за выполнением этих мер, по методическому обеспечению мер, направленных на развитие муниципальной службы, – в области противодействия коррупции;

(п. 4 введен Федеральным законом от 06.02.2020 N 9-ФЗ)

5) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору за применением контрольно-кассовой техники, – в области оценки соответствия контрольно-кассовой техники и технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) предъявляемым к ним требованиям;

(п. 5 введен Федеральным законом от 06.02.2020 N 9-ФЗ)

6) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, – в области сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов I – IV классов опасности;

(п. 6 введен Федеральным законом от 06.02.2020 N 9-ФЗ)

7) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной национальной политики, – в области государственной национальной политики Российской Федерации (для государственных и муниципальных служащих);

(п. 7 введен Федеральным законом от 06.02.2020 N 9-ФЗ)

8) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, – в области пожарной безопасности.

(п. 8 введен Федеральным законом от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(часть 7 в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 452-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7.1. Утратил силу. – Федеральный закон от 06.02.2020 N 9-ФЗ.

8. Порядок разработки дополнительных профессиональных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и дополнительных профессиональных программ в области информационной безопасности устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации.

(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 232-ФЗ)

9. Содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе.

10. Программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ.

11. Обучение по дополнительным профессиональным программам осуществляется как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании.

12. Дополнительная профессиональная образовательная программа может реализовываться в формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также полностью или частично в форме стажировки.

13. Формы обучения и сроки освоения дополнительных профессиональных программ определяются образовательной программой и (или) договором об образовании.

14. Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.

15. Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке.

16. При освоении дополнительной профессиональной программы параллельно с получением среднего профессионального образования и (или) высшего образования удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке выдаются одновременно с получением соответствующего документа об образовании и о квалификации.

17. Утратил силу. – Федеральный закон от 06.02.2020 N 9-ФЗ.

  • Взаимодействие с системой СПО, профобучения и ДПО
  • Проекты документов ДПО

Проекты документов ДПО

В этом подразделе представляются проекты документов, которые создаются в настоящее время экспертами для последующего использования в системе ДПО.

Документы создаются в соответствии с требованиями проекта ФЗ “Об образовании в РФ”

МАКЕТ ПРОГРАММЫ повышения квалификации (версия от 19.11.2012)

МАКЕТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ С ПОЛУЧЕНИЕМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ (версия от 19.11.2012)

МАКЕТ ПРОГРАММЫ повышения квалификации (версия от 14.11.2012)

МАКЕТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ С ПОЛУЧЕНИЕМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ (версия от 14.11.2012)

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ НА ОСНОВЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ Проект подготовлен группой экспертов: Петров В.Л. Корешева З.А., Лалаева З.А., Филиппович А.Ю. (версия от 22.10.2013)

РЕКОМЕНДАЦИИ К ОБРАЗЦАМ ДОКУМЕНТОВ О ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ, ИХ ЗАПОЛНЕНИИ, ВЫДАЧЕ И УЧЕТЕ (В подготовке проекта документа приняли участие: Лалаева З.А., Петров В.Л., Аниськина Н.Н., Корешева С.Г.)

Макет программы переподготовки (22.05.2013)

Макет программы повышения квалификации (22.05.2013)

(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 517-ФЗ)

1. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают:

1) единство образовательного пространства Российской Федерации;

2) преемственность основных образовательных программ;

3) возможность формирования основных профессиональных образовательных программ различных уровней сложности, профилей и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся, а также потребностей общества и государства в квалифицированных кадрах;

(п. 3 в ред. Федерального закона от 24.09.2022 N 371-ФЗ)

4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

2. Федеральные государственные образовательные стандарты, за исключением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, образовательные стандарты являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения.

3. Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим условиям;

(в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 403-ФЗ)

3) результатам освоения основных образовательных программ.

4. Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.

5. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования разрабатываются по уровням образования. Федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования разрабатываются по уровням образования либо по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования или укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки, а также по областям и видам профессиональной деятельности, утверждаемым в соответствии с трудовым законодательством.

(часть 5 в ред. Федерального закона от 26.05.2021 N 144-ФЗ)

5.1. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального общего и основного общего образования обеспечивают возможность получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка.

(часть 5.1 введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 317-ФЗ)

6. В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования.

7. Утратил силу с 1 сентября 2021 года. – Федеральный закон от 26.05.2021 N 144-ФЗ.

8. Перечни профессий и специальностей среднего профессионального образования с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим профессиям и специальностям среднего профессионального образования, порядок формирования этих перечней утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Перечни специальностей и направлений подготовки высшего образования по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам ординатуры и программам ассистентуры-стажировки с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим специальностям и направлениям подготовки высшего образования, порядок формирования этих перечней утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования. При утверждении новых перечней профессий, специальностей и направлений подготовки в зависимости от уровня образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, может устанавливаться соответствие указанных в этих перечнях отдельных профессий, специальностей и направлений подготовки профессиям, специальностям и направлениям подготовки, указанным в предыдущих перечнях профессий, специальностей и направлений подготовки.

(в ред. Федеральных законов от 26.07.2019 N 232-ФЗ, от 30.12.2020 N 517-ФЗ)

8.1. Обучение по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) осуществляется по научным специальностям, предусмотренным номенклатурой научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.

(часть 8.1 введена Федеральным законом от 30.12.2020 N 517-ФЗ)

9. Порядок разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений устанавливается Правительством Российской Федерации.

9.1. Федеральные государственные требования устанавливаются:

О завершении реализации в аспирантуре (адъюнктуре) программ подготовки в соответствии с ФГОС или образовательными стандартами после 01.09.2021 см. ФЗ от 30.12.2020 N 517-ФЗ.

1) к структуре программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), условиям их реализации, срокам освоения этих программ с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования;

2) к минимуму содержания дополнительных предпрофессиональных программ, структуре и условиям их реализации, срокам обучения по этим программам уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом.

(часть 9.1 введена Федеральным законом от 30.12.2020 N 517-ФЗ)

10. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория “федеральный университет” или “национальный исследовательский университет”, образовательные организации высшего образования, осуществляющие образовательную деятельность на территории инновационного центра “Сколково” и территориях инновационных научно-технологических центров, а также федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации, вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам ординатуры и программам ассистентуры-стажировки. Требования к условиям реализации и результатам освоения образовательных программ высшего образования, включенные в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов.

(в ред. Федеральных законов от 30.12.2020 N 517-ФЗ, от 07.10.2022 N 397-ФЗ)

11. Образовательные организации высшего образования, указанные в части 10 настоящей статьи, вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно устанавливаемые требования, которые не могут быть ниже федеральных государственных требований.

(часть 11 введена Федеральным законом от 30.12.2020 N 517-ФЗ)

“Федеральные образовательные программы, федеральные государственные образовательные стандарты, дополнительные профессиональные программы”
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ,

I. Федеральные основные образовательные программы

1. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования

2. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования

3. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования – бакалавриат

4. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования – специалитет

5. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования – магистратура

6. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре

7. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по направлениям подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры

8. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по направлениям подготовки кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки

9. Федеральные государственные образовательные стандарты образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

1. Дополнительные профессиональные программы в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности

2. Дополнительные профессиональные программы в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями, а также в области подготовки работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой

3. Дополнительные профессиональные программы в области международных автомобильных перевозок

4. Дополнительные профессиональные программы в области кадастровой деятельности

5. Дополнительные профессиональные программы в области экспортного контроля

6. Дополнительные профессиональные программы в области оценки соответствия контрольно-кассовой техники и технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) предъявляемым к ним требованиям

7. Дополнительные профессиональные программы в области промышленной безопасности опасных производственных объектов

8. Дополнительные профессиональные программы в области сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов I – IV классов опасности

9. Дополнительные профессиональные программы в области пожарной безопасности

10. Дополнительные профессиональные программы в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций

11. Дополнительные профессиональные программы в сфере частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации

12. Дополнительные профессиональные программы медицинского образования и фармацевтического образования

13. Дополнительные профессиональные программы в области государственной национальной политики Российской Федерации (для государственных и муниципальных служащих)

14. Дополнительные профессиональные программы повышения квалификации в области противодействия коррупции

Письмо Минобрнауки России от 02.05.2023 № МН-5/169012 (Директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Т.В. Рябко) “О разработке ФГОС ВО нового поколения”

PDF, 2.04 МБ

Постановление Правительства Российской Федерации № 580 от 10 апреля 2023 г. «О разработке и утверждении профессиональных стандартов»

PDF, 6.93 МБ

Приказ Минобрнауки России от 27 февраля 2023 г. № 208 «О внесении изменений в государственные образовательные стандарты высшего образования»

PDF, 10.04 МБ

Постановление Правительства Российской Федерации № 89 от 26.01.2023 г. «О функционировании суперсервиса «Поступление в вуз онлайн» в рамках приемной компании 2023/24 учебного года»

PDF, 10.57 МБ

Приказ Минтруда России от 25 января 2023 г. № 39 «О внесении изменений в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования», утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. 1н»

Письмо от МН-5/36034 от 27.12.2022 г. Минобрнауки России (Разъяснения о реализации в образовательной деятельности о образовательного модуля «Основы военной подготовки» для обучающихся образовательных организаций высшего образования)

Письмо от МН-5/35982 от 21.12.2022 г. Минобрнауки России (Программа образовательного модуля «Основы военной подготовки» для обучающихся образовательных организаций высшего образования)

Приказ Минобрнауки России от 01 июня 2022 г. № 617 «Об утверждении методики расчета показателей мониторинга системы образования в установленной сфере ведения Министерства науки и высшего образования Российской Федерации»

PDF, 3.25 МБ

Приказ Минобрнауки России от 01.02.2022 № 89 “Об утверждении перечня специальностей и направлений подготовки высшего образования по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам ординатуры и программам ассистентуры-стажировки”

PDF, 2.02 МБ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *