Статья 76. Дополнительное профессиональное образование

Статья 25.
Послевузовское профессиональное
образование. Закон об образовании.

1. Послевузовское
профессиональное образование предоставляет
гражданам возможность повышения уровня
образования, научной, педагогической
квалификации на базе высшего
профессионального образования.

2. Послевузовское
профессиональное образование может
быть получено в аспирантуре (адъюнктуре),
ординатуре и интернатуре, создаваемых
в образовательных учреждениях высшего
профессионального образования,
образовательных учреждениях дополнительного
профессионального образования и научных
организациях, имеющих соответствующие
лицензии, и при обучении в форме
ассистентуры-стажировки в указанных
образовательных учреждениях, а также
в докторантуре, создаваемой в указанных
образовательных учреждениях и научных
организациях.

  1. Нормативно-правовое обеспечение дошкольного образования.

 утвержденные
приказом Минобрнауки России от 20 июля
2011 г. №2151, регистрационный № 22303 от 14
ноября 2011 г. Министерства юстиции РФ

1.1.
Настоящие федеральные государственные
требования устанавливают нормы и
положения, обязательные при реализации
основной общеобразовательной программы
дошкольного образования образовательными
учреждениями, имеющими государственную
аккредитацию (далее – образовательные
учреждения), в части определения структуры
основной общеобразовательной программы
дошкольного образования, в том числе
соотношения ее частей, их объема, а также
соотношения обязательной части основной
общеобразовательной программы и части,
формируемой участниками образовательного
процесса.

1.2.
Федеральные требования учитывают
особенности реализации основной
общеобразовательной программы дошкольного
образования для детей с ограниченными
возможностями здоровья.

1.3.
На основе федеральных требований
разрабатываются:

примерная
основная общеобразовательная программа
дошкольного образования;

примерная
основная общеобразовательная программа
дошкольного образования для детей с
ограниченными возможностями здоровья.

1.4.
На основе федеральных требований
осуществляется экспертиза основных
общеобразовательных программ дошкольного
образования при лицензировании
образовательной деятельности и
государственной аккредитации
образовательных учреждений.

Требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования

  • соответствовать
    принципу развивающего образования,
    целью которого является развитие
    ребенка;

  • сочетать
    принципы научной обоснованности и
    практической применимости (содержание
    программы должно соответствовать
    основным положениям возрастной
    психологии и дошкольной педагогики,
    при этом иметь возможность реализации
    в массовой практике дошкольного
    образования);

  • соответствовать
    критериям полноты, необходимости и
    достаточности (позволять решать
    поставленные цели и задачи только на
    необходимом и достаточном материале,
    максимально приближаться к разумному
    «минимуму»);

  • обеспечивать
    единство воспитательных, развивающих
    и обучающих целей и задач процесса
    образования детей дошкольного возраста,
    в процессе реализации которых формируются
    такие знания, умения и навыки, которые
    имеют непосредственное отношение к
    развитию детей дошкольного возраста;

  • строиться
    с учетом принципа интеграции
    образовательных областей в соответствии
    с возрастными возможностями и
    особенностями воспитанников, спецификой
    и возможностями образовательных
    областей;

  • основываться
    на комплексно-тематическом принципе
    построения образовательного процесса;

  • предусматривать
    решение программных образовательных
    задач в совместной деятельности
    взрослого и детей и самостоятельной
    деятельности детей не только в рамках
    непосредственно образовательной
    деятельности, но и при проведении
    режимных моментов в соответствии со
    спецификой дошкольного образования;

предполагать
построение образовательного процесса
на адекватных возрасту формах работы
с детьми. Основной формой работы с детьми
дошкольного возраста и ведущим видом
деятельности для них является игра.

Статья 25.
Послевузовское профессиональное
образование. Закон об образовании.

1. Послевузовское
профессиональное образование предоставляет
гражданам возможность повышения уровня
образования, научной, педагогической
квалификации на базе высшего
профессионального образования.

2. Послевузовское
профессиональное образование может
быть получено в аспирантуре (адъюнктуре),
ординатуре и интернатуре, создаваемых
в образовательных учреждениях высшего
профессионального образования,
образовательных учреждениях дополнительного
профессионального образования и научных
организациях, имеющих соответствующие
лицензии, и при обучении в форме
ассистентуры-стажировки в указанных
образовательных учреждениях, а также
в докторантуре, создаваемой в указанных
образовательных учреждениях и научных
организациях.

  1. Нормативно-правовое обеспечение дошкольного образования.

 утвержденные
приказом Минобрнауки России от 20 июля
2011 г. №2151, регистрационный № 22303 от 14
ноября 2011 г. Министерства юстиции РФ

1.1.
Настоящие федеральные государственные
требования устанавливают нормы и
положения, обязательные при реализации
основной общеобразовательной программы
дошкольного образования образовательными
учреждениями, имеющими государственную
аккредитацию (далее – образовательные
учреждения), в части определения структуры
основной общеобразовательной программы
дошкольного образования, в том числе
соотношения ее частей, их объема, а также
соотношения обязательной части основной
общеобразовательной программы и части,
формируемой участниками образовательного
процесса.

1.2.
Федеральные требования учитывают
особенности реализации основной
общеобразовательной программы дошкольного
образования для детей с ограниченными
возможностями здоровья.

1.3.
На основе федеральных требований
разрабатываются:

примерная
основная общеобразовательная программа
дошкольного образования;

примерная
основная общеобразовательная программа
дошкольного образования для детей с
ограниченными возможностями здоровья.

1.4.
На основе федеральных требований
осуществляется экспертиза основных
общеобразовательных программ дошкольного
образования при лицензировании
образовательной деятельности и
государственной аккредитации
образовательных учреждений.

Требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования

  • соответствовать
    принципу развивающего образования,
    целью которого является развитие
    ребенка;

  • сочетать
    принципы научной обоснованности и
    практической применимости (содержание
    программы должно соответствовать
    основным положениям возрастной
    психологии и дошкольной педагогики,
    при этом иметь возможность реализации
    в массовой практике дошкольного
    образования);

  • соответствовать
    критериям полноты, необходимости и
    достаточности (позволять решать
    поставленные цели и задачи только на
    необходимом и достаточном материале,
    максимально приближаться к разумному
    «минимуму»);

  • обеспечивать
    единство воспитательных, развивающих
    и обучающих целей и задач процесса
    образования детей дошкольного возраста,
    в процессе реализации которых формируются
    такие знания, умения и навыки, которые
    имеют непосредственное отношение к
    развитию детей дошкольного возраста;

  • строиться
    с учетом принципа интеграции
    образовательных областей в соответствии
    с возрастными возможностями и
    особенностями воспитанников, спецификой
    и возможностями образовательных
    областей;

  • основываться
    на комплексно-тематическом принципе
    построения образовательного процесса;

  • предусматривать
    решение программных образовательных
    задач в совместной деятельности
    взрослого и детей и самостоятельной
    деятельности детей не только в рамках
    непосредственно образовательной
    деятельности, но и при проведении
    режимных моментов в соответствии со
    спецификой дошкольного образования;

предполагать
построение образовательного процесса
на адекватных возрасту формах работы
с детьми. Основной формой работы с детьми
дошкольного возраста и ведущим видом
деятельности для них является игра.

Послевузовское
профессиональное образование может
быть получено в аспирантуре, ординатуре,
адъюнктуре и докторантуре, создаваемых
в образовательных учреждениях высшего
профессионального образования и научных
организациях, имеющих соответствующие
лицензии (ст. 25 Закона “Об образовании”).

Правовое
регулирование отношений в системе
послевузовского профессионального
образования осуществляется Федеральным
законом “О высшем и послевузовском
профессиональном образовании” от 22
августа 1996 г., Положением о подготовке
научно-педагогических и научных кадров
в системе послевузовского образования
в РФ, утв. приказом Министерства общего
и профессионального образования РФ от
27 марта 1998 г. № 814 (изменения в редакции
приказа Минобразования и науки от 17
февраля 2004 г. № 696), Положением о порядке
присуждения ученых степеней, утвержденным
Постановлением Правительства РФ от 30
января 2002 г.

С
учетом норм ст. 19 Федерального закона
“О высшем и послевузовском
профессиональном образовании”
докторантура и аспирантура, адъюнктура
являются основными формами подготовки
научно-педагогических и научных кадров
в системе послевузовского профессионального
образования, предоставляющими гражданам
Российской Федерации возможность
повышения уровня образования, научной
и педагогической квалификации.

Открытие
докторантуры, аспирантуры и адъюнктуры
и прекращение их деятельности
осуществляется и оформляется приказом
Министерства образования РФ после
проведения соответствующей экспертизы.

Аспирантура
– основная форма подготовки
научно-педагогических и научных кадров
после получения высшего образования,
завершающаяся защитой исследовательской
работы – диссертации, присуждением
ученой степени кандидата наук.

Адъюнктура
– одна из основных форм подготовки
научных и научно-педагогических кадров
в учреждениях Вооруженных сил России,
Министерства внутренних дел, Федеральной
службы безопасности, Государственного
таможенного комитета и аналогичных
структур. По своей правовой природе она
аналогична аспирантуре в гражданских
образовательных и научных организациях.

Докторантура
является формой подготовки
научно-педагогических кадров высшей
квалификации после обучения в аспирантуре
(адъюнктуре), завершающаяся защитой
исследовательской работы – диссертации,
присуждением ученой степени доктора
наук.

(В соответствии с Положением о клинической
ординатуре, утвержденным приказом
Министерства здравоохранения РФ от 17
февраля 1993 г.1, ординатура представляет
собой часть многоуровневой структуры
высшего медицинского образования, форму
непрерывного профессионального
образования врачей в медицинских вузах
и научно-исследовательских учреждениях,
на медицинских факультетах университетов,
в институтах усовершенствования врачей.
Целью обучения в ординатуре является
подготовка, переподготовка и повышение
квалификации специалистов здравоохранения.
Это уровень высшего, а не послевузовского
образования).

Договор об образовании в аспирантуре, докторантуре и с соискателями.

I.
В аспирантуру на конкурсной основе
принимаются граждане Российской
Федерации, имеющие высшее профессиональное
образование.

Заявление
о приеме в аспирантуру подается на имя
ректора с приложением следующих
документов:


копии диплома о высшем профессиональном
образовании и приложения к нему анкеты;


списка опубликованных научных работ,
изобретений и отчетов по
научно-исследовательской работе при
наличии у поступающего научных работ
и изобретений или реферата, по усмотрению
высшего учебного заведения и научного
учреждения, организации;


удостоверения о сдаче кандидатских
экзаменов при наличии у поступающего
сданных кандидатских экзаменов.

Документ,
удостоверяющий личность, и диплом об
окончании высшего учебного заведения
поступающие в аспирантуру представляют
лично.

Прием
в аспирантуру проводится ежегодно в
сроки, устанавливаемые высшими учебными
заведениями. Для проведения приема в
аспирантуру организуется приемная
комиссия под председательством ректора
(проректора) высшего учебного заведения
или руководителя (заместителя руководителя)
научного учреждения, организации. Члены
приемной комиссии назначаются ее
председателем из числа высококвалифицированных
научно-педагогических и научных кадров,
включая научных руководителей аспирантов.
Приемная комиссия рассматривает
документы поступающих в аспирантуру.

Поступающие
в аспирантуру проходят собеседование
с предполагаемым научным руководителем,
который сообщает о результате собеседования
в приемную комиссию.

Решение
о допуске к вступительным экзаменам в
аспирантуру приемная комиссия выносит
с учетом итогов собеседования поступающего
с предполагаемым научным руководителем
и доводит до сведения поступающего в
недельный срок.

Прием
вступительных экзаменов в аспирантуру
проводится комиссиями, назначаемыми
ректором высшего учебного заведения
или руководителем научного учреждения,
организации, ведущей подготовку
аспирантов. В состав комиссии входит
профессор или доктор наук по той
специальности, по которой проводится
экзамен. При отсутствии докторов наук
в состав комиссии могут включаться
кандидаты наук, доценты, а по иностранному
языку – и квалифицированные преподаватели,
не имеющие ученой степени и ученого
звания, в достаточной степени владеющие
соответствующим иностранным языком.

Поступающие
в аспирантуру сдают следующие конкурсные
вступительные экзамены в соответствии
с государственными образовательными
стандартами высшего профессионального
образования:

Пересдача
вступительных экзаменов не допускается.
Сданные вступительные экзамены в
аспирантуру действительны в течение
календарного года. Лица, сдавшие полностью
или частично кандидатские экзамены,
при поступлении в аспирантуру освобождаются
от соответствующих вступительных
экзаменов.

Результаты
выпускных магистерских экзаменов по
философии и иностранному языку
засчитываются в качестве вступительных
экзаменов в аспирантуру, если в
индивидуальном учебном плане магистра
были предусмотрены магистерские экзамены
по этим предметам.

Лицам,
допущенным к вступительным экзаменам
в аспирантуру, предоставляются отпуска
продолжительностью тридцать календарных
дней для подготовки к экзаменам и их
сдачи с сохранением средней заработной
платы по месту работы.

Приемная
комиссия по результатам вступительных
экзаменов принимает решение по каждому
претенденту, обеспечивая зачисление
на конкурсной основе наиболее
подготовленных к научной работе и
научно-педагогической деятельности.
Решение о приеме в аспирантуру или
отказе в приеме сообщается поступающему
в пятидневный срок после решения приемной
комиссии, но не позднее чем за две недели
до начала занятий. Зачисление в аспирантуру
производится приказом ректора.

II.
В докторантуру принимаются граждане
Российской Федерации, имеющие ученую
степень кандидата наук.

Заявление
о приеме в докторантуру подается на имя
ректора с приложением следующих
документов:


копии диплома о присуждении ученой
степени кандидата наук;


развернутого плана подготовки докторской
диссертации;


списка опубликованных научных работ,
изобретений.

Документ,
удостоверяющий личность, и диплом о
присуждении ученой степени кандидата
наук предъявляются поступающим в
докторантуру лично.

Ректор
высшего учебного заведения рассматривает
документы поступающего в докторантуру
и на основании заключения соответствующей
кафедры (отдела, лаборатории, сектора)
и решения ученого совета высшего учебного
заведения или научно-технического
совета научного учреждения, организации
издает приказ о зачислении.

Докторант,
не выполняющий план работы над
диссертацией, отчисляется из докторантуры
приказом ректора высшего учебного
заведения или руководителя научного
учреждения, организации.

Существует
и такая форма подготовки докторской
диссертации, как перевод на должность
научного сотрудника. Она предусмотрена
для сотрудников вузов, имеющих ученую
степень кандидата наук, которые могут
переводиться на должности научных
сотрудников сроком до 2 лет для подготовки
докторских диссертаций. Для этого
необходимо подать на имя ректора
заявление с приложением развернутого
плана докторской диссертации и списка
опубликованных научных работ. Ректор
на основании заключения соответствующей
кафедры (факультета, ученого совета) и
представленных кандидатом документов
принимает решение о его переводе на
должность научного сотрудника для
подготовки докторской диссертации.
Такой перевод осуществляется в пределах
имеющихся в вузах средств на оплату
труда. Кандидат наук, переведенный на
должность научного сотрудника, по
истечении срока пребывания в данной
должности не может поступать в докторантуру
за счет средств бюджета. Так же как и
докторант, он ежегодно представляет
отчет о работе над диссертацией, которую
он должен завершить в течение названного
срока.

Прием
иностранных граждан в аспирантуру и
докторантуру осуществляется в соответствии
с международными договорами Российской
Федерации и межправительственными
соглашениями Российской Федерации.

Профессиональное развитие – это, пожалуй, то, к чему стремится большинство людей.

Кто-то совершенствуется самостоятельно, а кто-то ищет и находит варианты обучения в различных учебных центрах.

Существует несколько разновидностей документов, которые выдаются по окончании обучения, и связано это с определенными требованиями Закона об образовании и других нормативных документов.

Почему это важно знать:

Новый закон об образовании (№ 273-ФЗ) существенно изменил систему послевузовского образования еще в  2013 году, изменения вступили в силу весной 2014 года.

Одно из существенных изменений – с 2014 года второе высшее образование можно получить только полностью – с первого до последнего курса. Такая форма образования, как “сокращенное второе высшее образование за 3,5 года” устарела.

И это понятно  – срок обучения бакалавра – 4 года. Какая уж тут сокращенная форма за 3,5 года.

Законом об образовании вместо “сокращенного второго высшего” была введена новая форма послевузовского образования – профессиональная переподготовка. Продолжительность ее на сегодняшний день – от 250 часов и выше.

Однако  большинство граждан, чья деятельность не связана с системой образования, об этом не знают.

Заблуждение № 1. Второе высшее образование, сокращенная форма.

Кое-кто пользуется незнанием закона об образовании, до сих пор набирая студентов в группы “второго высшего” за 3 года.

В то время, как ровно такой же диплом – а именно, диплом о профессиональной переподготовке установленного образца (а вовсе не государственный диплом о высшем образовании, как вещают нечистоплотные “рекрутеры” от образования) – можно получить в разы быстрее и дешевле, если обратиться в Вуз, где в структуре дополнительного профессионального образования работают профессионалы.

Заблуждение № 2. Сертификат установленного образца.

Другой распространенной формой обмана на “черном рынке” образования является так называемый “сертификат установленного  образца”.  Такого образца сертификата не существует. И, как правило, такой “установленный” сертификат выдают организации, которые хотят получать деньги от клиентов, но не хотят, или, что еще хуже, не могут оформить лицензию на  образование. Именно из-под “пера” таких горе-“учебных центров” и выходят “сертификаты установленного образца”. Бывает, что они берут бессовестную сумму денег за выдачу таких “сертификатов” – иногда до 300 тысяч рублей. А документальный плод вашего обучения можно пристроить разве что на стене уборной, потому что законной силы такой документ не имеет.

Другое дело, сертификаты на авторские знания, когда автор какой-то методики, обучив вас, всегда сможет подтвердить, что да, лично он выдал лично вам сертификат на право использования полученных знаний в каком-то виде своей деятельности.

Но, обратите внимание – это НЕ сертификат установленного образца, этот сертификат который подтверждает, что вы приняли участие в определенном авторском семинаре, и автор семинара посчитал ваше участие настолько плодотворным, что выдал вам сертификат об участии.

Рассмотрим этапы образования подробнее.

Вузовское образование

1. Диплом об образовании государственного образца и установленного образца

1. Окончание вуза, техникума, колледжа – государственного или коммерческого, но обязательно имеющего государственную аккредитацию подтверждает выдача диплома государственного образца с гербовой печатью.

Коммерческие вузы, не имеющие государственной аккредитации, выдают дипломы установленного образца.  Разница между ними в статусе, а также в том, что занимать какую-либо должность в государственном учреждении имеют право только выпускники, имеющие диплом государственного образца, как и поступать в аспирантуру. Если вы планируете работать в коммерческой организации, или заниматься собственным бизнесом, и не имеете цели становиться кандидатом или доктором наук, для вас не имеет роли вид диплома о высшем образовании.

Но все это касается основного образования.

Послевузовское образование (дополнительное профессиональное образование)

Теперь поговорим о послевузовском образовании, или дополнительном профессиональном образовании (ДПО).

Согласно закона об образовании и других нормативных документов, в системе ДПО не существует дипломов государственного образца, а только дипломы установленного образца, независимо от того, получаете вы образование в государственном вузе или в каком-нибудь неведомом АНО или НОЧУ.

Однако, сохраняется разница в статусе диплома, и в том, подписан диплом ректором  или первым проректором известного вуза, или директором НОЧУ-однодневки.

Также, даже в дипломе установленного образца, аккредитованные учебные заведения, как правило, ставят гербовую печать, в отличии от обычной печати неаккредитованного учебного заведения.

Согласно Закона об образовании, с 2013 года отменено второе высшее образование за 3,5 года после техникумов и колледжей, как это было раньше.

Вместо укороченного второго высшего официально введена ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА.

Профессиональная переподотовка вместо ускоренного второго высшего образования

Во ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты), в официально прописанных профессиональных стандартах, касаемых, практически, всех профессий, говорится, что обязательным требованием к той или иной профессии является наличие диплома о соответствующем образовании или диплома о профессиональной переподготовке по соответствующему направлению.

Диплом, который слушатель получает по окончании программы дополнительного образования профессиональной переподготовки, не имеет государственного образца, – это обязательно диплом установленного образца.

Продолжительность программ профессиональной переподготовки должна быть обязательно свыше 250 часов.

Как правило, такой диплом также подписывает ректор или первый проректор вуза, и ставит гербовую печать.

Существуют как сравнительно непродолжительные по времени программы профессиональной переподготовки (от 250 часов), так и такие, которые имеют продолжительность свыше 1000 часов, и длятся 2-3 года.

Удостоверение о повышении квалификации.

По ряду профессий законом предусмотрено обязательное регулярное повышение квалификации.

Как правило, чтобы пройти повышение квалификации по соответствующей программе, слушатель уже должен иметь диплом по соответствующей квалификации, чтобы ему было, что повысить.

По окончании программы повышения квалификации слушатель получает удостоверение о повышении квалификации.

Продолжительность программ, по которым выдаются удостоверения квалификации, может быть от 16 до 250 часов.

Сертификат о прохождении обучения.

Сертификаты о прохождении обучения можно встретить как в лицензированных образовательных учреждениях, так и в компаниях, в названии которых встречаются слова, типа Школа, Академия, и т.д., но которые не являются, в действительности, образовательными учреждениями, и не имеют образовательной лицензии.

Сертификат не является документом, подтверждающим законное право ведение профессиональной деятельности. Его функционал несколько иной.

Если вам нужен законный документ о профессии, прежде, чем платить большие (или небольшие) деньги за обучение в таких Школах и Академиях, уточните, имеется ли у этой школы лицензия на ведение образовательной деятельности.

Если нет, – узнайте, можете ли вы получить соответствующее образование в лицензированном образовательном учреждении.

Трудоемкость образовательной программы

Ряд программ профессиональной переподготовки имеют требования, чтобы программа была не менее установленного количества часов. После прохождения таких программ продолжительностью более 250 часов вам должны выдавать диплом установленного образца – не сертификат, не удостоверение, а именно ДИПЛОМ, и только диплом, и только на основании лицензии на образование.

Важно понимать, что здесь речь идет о классических профессиях, внесенных в Единый Тарифно-Квалификационный справочник, о тех,  по которым существуют нормативные документы, надзор,  регулярные проверки, и пр., – обучение по этим профессиям нужно выбирать среди официальных учебных заведений, которые выдают официальные документы.

Обучение по “экзотическим” профессиям.

Если же вы собрались получить достаточно экзотичную профессию, например, профессию тренера по йоге или скандинавской ходьбе, и работать вы планируете в частной компании, где работодателя устроит любой документ, подтверждающий ваши знания, или вы будете заниматься собственной деятельностью, вас может устроить и сертификат, в этом случае главное, чтобы знания, которые вам дадут,  были качественными.

Иногда даже по таким программам выдаются удостоверения о повышении квалификации.

Вообще, повышение квалификации обычно подразумевает, что у вас УЖЕ  ЕСТЬ диплом, подтверждающий вашу квалификацию, и документ о повышении квалификации подтверждает то, что вы ее повысили. Но в данном случае от такого правила можно и отступить.

Получению диплома или удостоверения о повышении квалификации всегда предшествует какая-либо форма аттестации – квалификационный экзамен или написание выпускной квалификационной работы.  Повышение квалификации может заканчиваться не экзаменом, а зачетом.

Такое же право на жизнь имеет сертификат, который подтверждает, что вы участвовали в программе определенного рода.

Существуют сертификаты, которые подтверждают, что вы прошли соответствующую программу, в ходе освоения которой получили соответствующие навыки.

Есть, также, сертификаты о том, что вы участвовали в авторской программе, и автор обучил вас определенной методике, ознакомил вас с определенными знаниями.

Сертификат, тем самым, в зависимости от формулировки, может подтверждать, что:

– вы, действительно, присутствовали на некоем обучающем мероприятии, и, если вдруг начнете кому-то о нем рассказывать, то ваш визави поймет, что узнали вы об этом, действительно из первых рук;

– вы участвовали в определенном мероприятии, и автор своим сертификатом подтверждает, что вы на нем присутствовали, а потому вправе передавать данную информацию дальше.

– вы присутствовали на некоей обучающей программе и получили навыки использования того, чему обучала эта программа (например, работа с программой 1С или семинар по вышеупомянутой скандинавской ходьбе), вы даже выполнили определенные действия, которые были оценены как положительные.

Если вы прошли обучающую программу по авторской методике, или программу, обучающую определенным навыкам, и получили сертификат, в котором указано, что вы можете применять  знания в профессиональных целях,  – вы, действительно это можете в соответствии с сертификатом (напомним, что речь идет о направлениях, которые не указаны в ЕТКС и по которым не разработано профессиональных стандартов).

Работодателя коммерческой организации может вполне устроить ваш сертификат. Единственное ограничение – такой сертификат будет недействителен, если вы будете устраиваться с ним на работу в государственное учреждение. Как, в общем-то, и с дипломом о высшем образовании, полученном в вузе, не имеющем государственной аккредитации, о чем говорилось выше.

1. Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.

2. Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

3. К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:

1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;

2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

4. Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

5. Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

6. Содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.

7. Типовые дополнительные профессиональные программы утверждаются:

1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, – в области международных автомобильных перевозок;

2) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности, – в области кадастровой деятельности;

3) федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, – в области промышленной безопасности опасных производственных объектов;

(п. 3 введен Федеральным законом от 29.07.2018 N 271-ФЗ)

4) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной гражданской службы, по разработке и организации внедрения и консультативно-методическому обеспечению мер, направленных на предупреждение коррупции в организациях, по контролю за выполнением этих мер, по методическому обеспечению мер, направленных на развитие муниципальной службы, – в области противодействия коррупции;

(п. 4 введен Федеральным законом от 06.02.2020 N 9-ФЗ)

5) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору за применением контрольно-кассовой техники, – в области оценки соответствия контрольно-кассовой техники и технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) предъявляемым к ним требованиям;

(п. 5 введен Федеральным законом от 06.02.2020 N 9-ФЗ)

6) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, – в области сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов I – IV классов опасности;

(п. 6 введен Федеральным законом от 06.02.2020 N 9-ФЗ)

7) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной национальной политики, – в области государственной национальной политики Российской Федерации (для государственных и муниципальных служащих);

(п. 7 введен Федеральным законом от 06.02.2020 N 9-ФЗ)

8) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, – в области пожарной безопасности.

(п. 8 введен Федеральным законом от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(часть 7 в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 452-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7.1. Утратил силу. – Федеральный закон от 06.02.2020 N 9-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Порядок разработки дополнительных профессиональных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и дополнительных профессиональных программ в области информационной безопасности устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации.

(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 232-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе.

10. Программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ.

11. Обучение по дополнительным профессиональным программам осуществляется как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании.

12. Дополнительная профессиональная образовательная программа может реализовываться в формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также полностью или частично в форме стажировки.

13. Формы обучения и сроки освоения дополнительных профессиональных программ определяются образовательной программой и (или) договором об образовании.

14. Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.

15. Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке.

16. При освоении дополнительной профессиональной программы параллельно с получением среднего профессионального образования и (или) высшего образования удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке выдаются одновременно с получением соответствующего документа об образовании и о квалификации.

17. Утратил силу. – Федеральный закон от 06.02.2020 N 9-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Чем профессиональная переподготовка отличается от второго высшего образования?

Второе высшее образование можно получить только в вузе и при наличии основного высшего образования, а переподготовку можно пройти в других образовательных организациях, если есть высшее или среднее профессиональное образование. При получении второго высшего образования выдается диплом бакалавра, специалиста, магистра, а при переподготовке – диплом о переподготовке.

Более подробные отличия профессиональной переподготовки от второго высшего образования следующие:

1. Высшее образование, в том числе второе высшее образование, направлено на подготовку высококвалифицированных кадров (ч. 1 ст. 69 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ).

Профессиональная переподготовка направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новых навыков, новой квалификации (ч. 5 ст. 76 Закона N 273-ФЗ).

2. Высшее образование может быть получено только в образовательной организации высшего образования (п. 4 ч. 2 ст. 23 Закона N 273-ФЗ).

Профессиональную переподготовку можно пройти также в других образовательных учреждениях (ч. 6, 10 ст. 76 Закона N 273-ФЗ).

3. Второе высшее образование можно получить только при наличии основного высшего образования.

Получить второе или последующее высшее образование по следующим образовательным программам высшего образования могут (ч. 8 ст. 69 Закона N 273-ФЗ):

1) лица, имеющие диплом бакалавра, специалиста или магистра, – по программам бакалавриата или специалитета;

2) лица, имеющие диплом специалиста или магистра, – по программам магистратуры;

3) лица, имеющие диплом об окончании ординатуры или об окончании ассистентуры-стажировки, – по программам ординатуры или ассистентуры-стажировки;

4) лица, имеющие диплом об окончании аспирантуры (адъюнктуры) или диплом кандидата наук, – по программам подготовки научно-педагогических кадров.

Лица с высшим профессиональным образованием, подтверждаемым присвоением им квалификации “дипломированный специалист”, имеют право быть принятыми на конкурсной основе на обучение по программам магистратуры, которое не рассматривается как получение этими лицами второго или последующего высшего образования (ч. 15 ст. 108 Закона N 273-ФЗ).

Профессиональную переподготовку можно пройти, если у вас есть высшее или среднее профессиональное образование. Кроме того, пройти профессиональную переподготовку можно и в том случае, если вы получаете среднее или высшее профессиональное образование (ч. 3 ст. 76 Закона N 273-ФЗ).

4. При получении второго высшего образования выдается диплом (диплом бакалавра, специалиста, магистра) (п. п. 2, 3, 4 ч. 7 ст. 60 Закона N 273-ФЗ).

По окончании профессиональной переподготовки выдается диплом о профессиональной переподготовке (п. 1 ч. 10 ст. 60, ч. 15 ст. 76 Закона N 273-ФЗ).

Срок действия диплома не ограничен, однако в некоторых случаях предусмотрено повышение квалификации через определенный период времени. В частности, для медицинских работников и фармацевтических работников такое повышение квалификации предусмотрено не реже одного раза в пять лет (п. п. 4, 10 Порядка, утв. Приказом Минздрава России от 03.08.2012 N 66н).

Диплом о профессиональной переподготовке документом о высшем образовании не является (п. 1 ч. 1, ч. 4, 7, п. 1 ч. 10 ст. 60 Закона N 273-ФЗ).

Если лицо, проходящее переподготовку, получает среднее или высшее образование, то диплом о переподготовке ему выдадут одновременно с соответствующим документом об образовании и квалификации (ч. 16 ст. 76 Закона N 273-ФЗ).

“Электронный журнал “Азбука права”, актуально на 12.08.2022


Наиболее популярные материалы “Азбуки права” доступны в мобильном приложении КонсультантПлюс: Студент.

Иногда абитуриенты поступают в ВУЗ с уже осознанным и твердым намерением заниматься научной деятельностью. Поэтому они изначально настраиваются на последипломное обучение. Правда, вчерашние школьники очень слабо представляют, какой путь им предстоит пройти по дороге к совершению открытий или возможности преподавания в ВУЗах.


<!–

–>
<!– –>

<!– –>
<!–

–>
<!–

Статья 76. Дополнительное профессиональное образование

–>

Получение диплома о высшем образовании является конечной целью обучения для многих молодых людей. При этом для большинства из них дальнейшая карьера строится преимущественно на приобретении практического опыта в своей профессиональной отрасли и, соответственно, продвижении по карьерной лестнице.

Однако для некоторых специалистов, увлеченных наукой, первой ступенькой в карьерной лестнице является не получение более высокой должности, а приобретение степени магистра, которая, кстати, является своеобразным пропуском в мир научных исследований и преподавательской деятельности в университетах и институтах.

Что такое послевузовское образование?

Главная задача последипломного образования – подготовка научных кадров и преподавателей для работы в высших учебных заведениях. Претенденты на ученую степень в дальнейшем, как правило, посвящают себя научно-педагогической карьере, успешно совмещая преподавательскую деятельность с научными исследованиями.

Отметим, что для поступления в аспирантуру, на очную или заочную форму обучения, необходимо иметь диплом специалиста или магистра. В докторантуру можно поступить только при условии наличия ученой степени кандидата наук. Чтобы получить первую ученую степень кандидата наук, нужно написать диссертацию – научную работу, обобщающую итоги исследований, которые проводились на протяжении 3-4 лет после окончания ВУЗа. Успешная защита кандидатской диссертации позволяет не только претендовать на звание доцента (или старшего научного сотрудника), но и вести преподавательскую деятельность в высшем учебном заведении.

Следующая ступень после присвоения степени кандидата наук – докторантура, где послевузовское обучение продолжается 3 года на дневном отделении или 4 года – на заочном. Если кандидат наук прикреплен к ВУЗу или НИИ, время подготовки докторской диссертации может быть не ограниченным, а докторская степень присваивается после ее защиты. В некоторых отраслях науки (например – в астрономии) для получения ученой степени требуется более длительный период подготовки – 5-8 лет.

Специализированные формы последипломной подготовки

В зависимости от сферы научной деятельности послевузовское образование имеет разные формы профессиональной подготовки:

  • Ординатура – повышение квалификации врачей. Программы ординатуры нацелены на повышение знаний и профессиональных навыков, а также на приобретение квалификации, позволяющей занимать руководящие должности в сфере медицины и фармацевтики.
  • Аспирантура – третий уровень высшего образования, направленного на подготовку высококвалифицированных кадров для ВУЗов и научных учреждений.
  • Адъюнктура – то же, что аспирантура, но в ВУЗах Вооруженных Сил РФ, а также МВД, ФСБ, МЧС.
  • Ассистентура – последипломная подготовка педагогов и работников культуры с присвоением высшей квалификации по соответствующей специальности.

К специализированным формам первичной степени последипломного обучения также относятся:

  • Интернатура – специализированная подготовка выпускников медицинских ВУЗов, которую проводят на базе лечебных учреждений под руководством и наблюдением профессорско-преподавательского состава.
  • Магистратура – углубленная подготовка выпускников ВУЗов после получения ими диплома бакалавра или специалиста по одному из профессиональных направлений.

Надо заметить, что степень магистра в некоторых западных странах, по традиции, пришедшей из средневековья, считается научной. Присвоение ученой степени магистра в Российской Империи было учреждено М. В. Ломоносовым – в европейских государствах ХVIII – XIX века она соответствовала степени доктора философии.

Окончание магистратуры в современной образовательной системе РФ дает право на поступление в аспирантуру. В 2010 году, в связи с попыткой вхождения России в Болонскую систему, предпринимались попытки упразднения квалификации специалиста и введения академических степеней: бакалавра, магистра и доктора. Однако различие традиций и потребности экономики заставили частично отказаться от этой идеи. Сейчас, несмотря на некоторые преобразования, продолжается выпуск специалистов и магистров. Таким образом, окончание магистратуры, с одной стороны считается высшим уровнем подготовки специалиста, а с другой – последипломным образованием для лиц, которые уже имеют на руках диплом бакалавра или специалиста.

Новый закон об образовании, вступивший в силу в сентябре 2013 года, все формы последипломного профессионального образования, кроме докторантуры, выделил в отдельную нишу – подготовку кадров высшей квалификации. Докторантура, в соответствии с последними изменениями в законе, теперь относится к высшей форме подготовки научных кадров.

Кроме перечисленных выше видов профессиональной подготовки после окончания ВУЗа к постдипломному образованию можно отнести:

  • повышение квалификации (при условии, что обучение не осуществляется одновременно с получением первого высшего образования);
  • профессиональную переподготовку (независимо от сферы деятельности);
  • получение второго высшего образования (при условии, что студент не получает второе высшее образование параллельно с первым).

Что важно знать соискателю?

Выбирая высшее учебное заведение, будущий научный сотрудник должен принимать во внимание, что докторантура и аспирантура существуют только на базе аккредитованных ВУЗов. НИИ и другие научные организации для научной работы также должны иметь государственную лицензию. Кроме того, для всех высших учебных и научных заведений обязательно наличие и функционирование профильных диссертационных советов.

Важной составляющей частью любой научной деятельности является достаточное финансирование. Причем эта часть подготовки является обязанностью научного руководителя, так как он одновременно выступает и в роли работодателя. Если к преподавательской работе привлекаются студенты, то они имеют право на получение стипендии или финансовой поддержки института. Иногда можно рассчитывать на поддержку Национального научного Фонда, особенно – при специализации в области естественных наук.

Послеву́зовское профессиона́льное образова́ние — система повышения квалификации лиц, имеющих высшее образование. Хотя по названию эта система — часть образования, по содержанию она представляет собой во многом или исключительно научно-исследовательскую работу, по результатам которой присуждается учёная степень.

Степени и квалификацииПравить

Термин «ученая степень» означает определённую квалификационную ступень в академической карьере.

Хотя высшее образование как система существовало ещё в Древней Греции, концепция «послевузовского» образования зависит от системы повышения уже имеющейся квалификации и ранжирования специалистов по уровню квалификации. В этом смысле появление степеней относят к эпохе средневековых арабских медресе и западноевропейских университетов.

Степени магистра и доктора в течение некоторого времени считались эквивалентными, первые присваивали в Парижском университете и на севере Европы, а вторые — в Болонском и других университетах юга этой части света. В Оксфорде и в Кембридже звание магистра присваивали уже на факультете искусств, а на прочих факультетах — докторскую степень. Соответственно, в Англии докторская степень считалась старше магистерской. Основным смыслом присвоения степени было официальное разрешение на преподавание.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *