STEM-технологии в ДОУ как развитие интеллектуальных способностей дошкольников

Создание условий для формирования современных компетенций у детей дошкольного возраста путем внедрения детской универсальной-лаборатории в образовательный процесс ДОО

Компетенции будущего выращиваем сегодня!такой девиз мы взяли за основу нашей работы и представляем проект «Создание условий для формирования современных компетенций у детей дошкольного возраста путем внедрения детской универсальной-лаборатории в образовательный процесс ДОО».

Проблема формирования у детей современных компетенций является актуальной не только для нашего детского сада, но и для других образовательных организаций.

65% современных детей вырастут, овладев профессиями, которых в настоящее время не существует. Будущим специалистам потребуется всесторонняя подготовка и знания, интегрированные из самых разных областей технологии, естественных наук и инженерии.

Необходимость становления новой системы образования требует от нас создания условий и возможностей для самореализации каждого ребенка, поиска новых технологий, обновления содержания образования.

Занимаясь поиском таких технологий, мы обратились к

Почему будущее за -образованием?

SТЕМ-образование через практические занятия показывает детям применение научно-технических знаний в реальной жизни. На каждом занятии дети с самого раннего возраста готовятся к технически развитому современному миру: учатся быстро ориентироваться в огромном потоке информации, эффективно реализовывать полученные знания в жизни, успешно начать строить диалог о цифровом мире с «Цифровым поколением».

Ведущая составляющая STEM-обучения — это научно-техническое творчество, экспериментально-инженерная деятельность.

ерез игровые формы дети знакомятся с основами алгоритмизации и программирования и приобретают элементарные математические, инженерные навыки.

Одним из инструментов SТЕМ-образования являетсядетская универсальная -лаборатория. Это новая оригинальная методика конструирования искусственной обучающей среды для детей дошкольного возраста по направлению «Babyskills» с акцентом на исследовательскую и проектную деятельность.

-лаборатория включает в себя 5 программ, которые внедряются последовательно, от простого к сложному: основы чтения, основы программирования, основы математики и теории вероятности, основы картографии и астрономии, основы криптографии.

Одним из элементов лаборатории является Микибот – программируемый робот, которого обучают дети.

Мы приобрели детскую универсальную-лабораторию, и на данный момент являемся единственной дошкольной организацией в Ярославской области, внедряющей -лабораторию в образовательный процесс.

Считаем, что внедрение -лаборатории в образовательный процесс будет интересным и значимым не только для нашего учреждения, и для муниципальной системы образования.

Срок реализации предлагаемого нами проекта: 2020 – 2021 годы.

В рамках проекта мы планируем осуществить следующую деятельность:

В ближайшее время (февраль – июнь 2020г.) обучить 80% педагогов нашей организации по программе повышения квалификации по внедрению -лаборатории в образовательный процесс. Кроме курсов, педагоги примут участие в работе 10 ежемесячных вебинаров по использованиюА-лаборатории.

Для педагогов Угличского района мы предлагаем проведение открытых мероприятий с детьми, а также организацию мастер-класса и кейс-сессии. Кроме того, нами запланировано проведение Дня открытых дверей для родителей и Дня открытых дверей для педагогов начальных классов в рамках организации преемственности.

С целью тиражирования собственного опыта мы планируем выпустить сборник методических материалов по работе с детьми (сценарии образовательных мероприятий, проекты, игровые материалы), а также сборник методических материалов по работе с педагогами (сценарии обучающих семинаров, мастер-классов и пр.).

Разработать пакет нормативных документов, а также диагностический инструментарий (карты) по программам учебно-методического пособия «Детская универсальная-лаборатория».

Представим ожидаемые результаты реализации проекта:

Создана и функционирует инновационная площадка для распространения опыта по использованию детской универсальной -лаборатории для формирования у детей дошкольного возраста современных компетенций.

Для педагогических кадров Угличского района проведены открытые занятия с детьми и методические мероприятия по использованию детской универсальной-лаборатории в образовательном процессе как инновационной технологии.

Разработана нормативная база по внедрению детской универсальной -лаборатории.

Разработан и апробирован диагностический инструментарий (карты) по программам учебно-методического пособия «Детская универсальная -лаборатория».

Деятельность муниципальной базовой площадки мы будем освещать на официальном сайте учреждения.

Работая над проектом, мы допускаем возможные риски при его реализации. Мы можем столкнуться с тем, что не все педагоги готовы и способны работать постоянно в инновационном режиме.

Но мы надеемся, что достигнем положительных результатов.

Приглашаем к сотрудничеству!

Методика STEM в дошкольном образовании

Если расшифровать данную аббревиатуру, то получится следующее: S – science, T – technology, E – engineering, A – art и M – mathematics. В переводе с английского это будет звучать так: естественные науки, технология, инженерное искусство, творчество, математика. Заметим, что данные дисциплины становятся самыми востребованными в современном мире. Именно поэтому сегодня система STEAM развивается, как один из основных трендов. STEAM-образование основано на применении междисциплинарного и прикладного подхода, а также на интеграции всех пяти дисциплин в единую схему обучения.

Во многих странах STEAM-образование в приоритете по некоторым причинам:

В ближайшем будущем в мире и, следовательно, в России будет резко не хватать инженеров, специалистов высокотехнологичных производств и т.д.

В отдаленном будущем у нас появятся профессии, которые будут связаны с технологией и высокотехнологичным производством на стыке с естественными науками, в особенности будет большой спрос на специалистов по био- и нанотехнологиям.

Специалистам потребуется всесторонняя подготовка и знания из самых разных областей технологии, естественных наук и инженерии.

STEM обучение — это инновационная методика, которая позволяет выйти на новый уровень совершенствования навыков у наших детей. С ее помощью мы сможем сформировать прогрессивную кадровую базу, которая позволит нам стать экономически независимой и конкурентоспособной страной.

Интегрированное обучение по темам, а не по предметам.

Развитие навыков критического мышления и разрешения проблем.

Формирование уверенности в своих силах.

Активная коммуникация и командная работа.

Развитие интереса к техническим дисциплинам.

Креативные и инновационные подходы к проектам.

Развитие мотивации к техническому творчеству через детские виды деятельности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

Ранняя профессиональная ориентация.

Подготовка детей к технологическим инновациям жизни.

STEM-подход дает детям возможность изучать мир системно, вникать в логику происходящих вокруг явлений, обнаруживать и понимать их взаимосвязь, открывать для себя новое, необычное и очень интересное. Ожидание знакомства с чем-то новым развивает любознательность и познавательную активность; необходимость самим определять для себя интересную задачу, выбирать способы и составлять алгоритм её решения, умение критически оценивать результаты – вырабатывают инженерный стиль мышления; коллективная деятельность вырабатывает навык командной работы. Все это обеспечивает кардинально новый, более высокий уровень развития ребенка и дает более широкие возможности в будущем при выборе профессии.

В программу входят:

Образовательный модуль «Дидактическая система Ф. Фребеля»

Экспериментирование с предметами окружающего мира;

Освоение математической действительности путем действий с геометрическими телами и фигурами;

Освоение пространственных отношений;

Конструирование в различных ракурсах и проекциях.

Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой»

формирование представлений об окружающем мире в опытно-экспериментальной деятельности;

осознание единства всего живого в процессе наглядно-чувственного восприятия;

формирование экологического сознания

«LEGO – конструирование»

способность к практическому и умственному экспериментированию, обобщению, установлению причинно-следственных связей, речевому планированию и речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности;

умение группировать предметы;

умение проявлять осведомленность в разных сферах жизни;

свободное владение родным языком (словарный состав, грамматический строй речи, фонетическая система, элементарные представления о семантической структуре);

умение создавать новые образы, фантазировать, использовать аналогию и синтез.

Образовательный модуль «Математическое развитие»

комплексное решение задач математического развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей по направлениям: величина, форма, пространство, время, количество и счет.

Образовательный модуль «Робототехника»

развитие логики и алгоритмического мышления;

формирование основ программирования;

развитие способностей к планированию, моделированию;

развитие способности к абстрагированию и нахождению закономерностей;

умение быстро решать практические задачи;

овладение умением акцентирования, схематизации, типизации;

знание и умение пользоваться универсальными знаковыми системами (символами);

развитие способностей к оценке процесса и результатов собственной деятельности.

Образовательный модуль «Мультстудия «Я творю мир»

освоение ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) и цифровых технологий; -освоение медийных технологий;

Каждый модуль направлен на решение специфичных задач, которые при комплексном их решении обеспечивают реализацию целей STEM-образования: развития интеллектуальных способностей в процессе познавательно-исследовательской деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество детей младшего возраста.

А.И. Рудской, А.И. Боровков, П.И. Романов, К.Н.Киселёва. Анализ опыта США и Великобритании в развитии STEM-образования // Научно-технические ведомости СПбПУ. Естественные и инженерные науки. 2017. Т. 23. № 2.С. 7– 16. DOI: 10.18721/JEST.230201

Беляк Е. А. Детская универсальная STEM-лаборатория // Дошкольная образовательная авторская программа по направлению Babyskills для детей 4–8 лет: учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону: Издательский дом «Проф-Пресс», 2019. 472 с.

Власова А. А. Техническое творчество дошкольников как фундамент для развития инженерного мышления. Иро-Экспресс: Инженерное образование: от школы к производству – ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования». Екатеринбург, 2017. 98 с.

Волосовец Т.В., Маркова В.А., Аверин С.А. STEM-образование детей дошкольного и младшего школь­ного возраста. Парциальная модульная программа развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество: учебная программа / Т. В. Волосовец и др. — 2-е изд., стерео­тип. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. — 112 с.: ил.

Дыбина О. В. Познавательное развитие детей в дошкольной образовательной организации: Учебно-методическое пособие. — М.:Национальный книжный центр, 2015. 304 с.

STEM-технологии в дошкольном образовательном учреждении как развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.

использование STEM-технологии в дошкольном образовательном учреждении как развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.

Что такое STEM?

S – science (естественные науки).

T – technology (технология).

E – engineering (инженерное искусство).

A – art (творчество).

M – mathematics (математика).

  • STEM- образование в ДОУ возможно только при наличии нужного технического оснащения учреждений, а также возможности применения интерактивных технологий. Далеко не во всех садах есть необходимая материально-техническая база.
  • Во-первых, создание смешанной предметно-пространственной среды, которая позволит осуществить проектно-экспериментальную исследовательскую деятельность, созданию кабинетов IT-технологий, STEAM-лаборатории, LEGO-центров.
  • Во-вторых, STEAM интегрирует различную деятельность дошкольников, которая объединяет все пять направлений, и дает возможность демонстрации результатов. Ведь главный девиз STEAM- программы: «Минимум теории, максимум практики»

влияет на интеллектуальное развитие дошкольников; позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры;

формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;

объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью;

в игровой форме дети учатся считать, измерять, сравнивать;

помогает приобретать необходимые математические, инженерные навыки.

Программа «STEAM -образование детей дошкольного возраста» включает в себя ряд модулей, содержание которых направлено на развитие интеллектуальных способностей детей:

Он включает настольные развивающие игры, пособия для сенсорного развития, наборы геометрических тел и фигур, демонстрационные и раздаточные материалы по направлениям математического развития, логические головоломки, сортировщики, рамки-вкладыши и объёмные вкладыши, абаки, счёты, математические конструкторы, шнуровки, круги Луллия и др.

Структурно образовательный модуль «Математическое развитие дошкольников» привязан к возрастным задачам освоения математической действительности и представляет собой 3 блока: «Математическое развитие детей младенческого и раннего возраста», «Математическое развитие детей 3 – 5 лет», «Математическое развитие детей старшего дошкольного возраста».

Данный модуль позволяет организовать знакомство детей со свойствами воды, воздуха, объектов неживой и живой природы, оптическими явлениями в процессе исследовательской деятельности. Набор экспериментов, предложенных в модуле, поможет увлечь детей изучением самых разных свойств окружающего мира. В реализации данного образовательного модуля ««Экспериментирование с живой и  неживой природой»  участвуют воспитанники младшей, средней, старшей и  подготовительной групп.

Методы и формы работы с детьми:

«Игры эксперименты» – это игры на основе экспериментирования с предметом  (предметами). Основное действие для ребенка – манипуляция с определенным предметом  на основе сюжета.

«Игры путешествия» – заключаются в том, что ребенок совершает прогулку в мир вещей,  предметов, манипулирует с ними, разрешает проблемную игровую ситуацию в ходе такого  условного путешествия, обретая необходимый опыт деятельности.

Простейшие поисковые и проблемные ситуации – основные действия: отгадывание и  поиск. Всякая проблема и поиск для ребенка сопровождаются словами: «найди» и  «угадай».

Игры с моделированием – моделирование предполагает замещение одних объектов  другими (реальных – условными).

«Игры этюды» – небольшие драматизации на основе стихотворного текста, которые  осуществляется детьми совместно с педагогом.

Проблемные ситуации формы совместной деятельности педагога и детей, в которой  дети решают ту или иную проблему, а педагог направляет детей на решение проблемы,  помогает приобрести новый опыт, активизирует детскую самостоятельность.

Модуль состоит из двух содержательных блоков. Это «Наборы для развития пространственного мышления № 1» (по системе Ф. Фрёбеля), и «Наборы для развития пространственного мышления № 2» (по системе Ф. Фрёбеля) — материалы в виде мягких напольных модулей, которые перемещают ребёнка с ограниченной площади стола в игровое пространство помещения.

Первым даром является мяч. Мячи небольшие, мягкие, связанные из шерсти, окрашенные в различные цвета – красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый (т.е. цвета  радуги) и белый. Каждый мяч – шар – на ниточке. Мячик держат за веревочку и показывают ребенку разные виды движений с ним: направо – налево, вверх-вниз, по кругу, колеблющиеся движения. Игры с мячиком учат ребенка различать цвета и ориентироваться в пространстве.

Вторым даром являются небольшие деревянные шар, кубик и цилиндр (диаметр шара,  основание цилиндра и сторона кубика одинаковые). Этот дар знакомит с геометрическими телами и различиями между ними. Шар катится, а куб неподвижен, у него есть ребра.

Третий дар – куб, разделенный на восемь кубиков (куб разрезан пополам, каждая половина  на четыре части).

Четвертый дар – тех же размеров кубик, разделенный на восемь плиток (кубик делится  пополам, а каждая половина – на четыре удлиненные плитки, длина каждой плитки равна  стороне кубика, толщина равна одной четвертой этой стороны).

Пятый дар – кубик, разделенный на двадцать семь маленьких кубиков, причем девять из  них разделены на более мелкие части.

Шестой дар – кубик, разделенный тоже на двадцать семь кубиков, многие из которых  разделены еще на части: на плитки, по диагонали и пр. Эти фигуры использовались как конструктор для построек детей.  Так дошкольники знакомились с геометрическими формами, получали представление о целом и его частях. Последние два дара Фребеля дают возможность делать самые разнообразные постройки в строительных играх детей.

А в старших группах важное изменение – это текстовое, словесное оформление игры.

Если во времена Фребёля использовались всего 6 «даров», то в настоящее время «Дары Фребёля» представляют собой игровой набор из 14 модулей: «шерстяные мячики», «основные тела», «куб из кубиков», «куб из брусков», «кубики и призмы», «кубики, столбики, кирпичики», «цветные фигуры», «палочки», «кольца и полукольца», «фишки», «цветные тела», «Мозаика. Шнуровка», «Башенки», «Арки и цифры».

Обязательной частью STEM-образования является знакомство детей с цифровыми технологиями. Подспорьем в этом является модуль «Мультистудия “Я творю мир”». Он позволяет суммировать и на современном уровне демонстрировать результаты работы детей над различными проектами посредством создания ребёнком собственного мультипликационного фильма.

В состав образовательного модуля входит мультстудия, которую дополняют продукты деятельности ребёнка из любого другого модуля программы STEM- образования, будь то модели, созданные по системе Ф. Фрёбеля, объекты, собранные из LEGO, или роботы. При этом тематика мультипликационых фильмов может быть самой разнообразной.

Модуль «Робототехника» включает в себя несколько конструкторов. Наборы конструкторов из образовательного модуля «Робототехника» способствуют освоению навыков конструирования. Робототехника в детском саду – это развитие мелкой моторики, внимания, аккуратности. Развитие креативности через научно-техническое творчество. Повышение мотивации и целеустремленности.

В процессе конструирования происходит создание машин, сооружений, различных технических средств (с опорой на образец, заданные параметры или теоретический замысел). В ходе работы создаются эскизы, рисунки, чертежи, делаются расчёты. Видом конструирования является моделирование.

Наборы конструкторов из образовательного модуля «Робототехника» способствуют освоению навыков конструирования; ознакомлению с основами механики и первичными компонентами электроники, с понятием «алгоритм»; проведению экспериментов с датчиками движения, расстояния, температуры и др. Конструкторы, входящие в модуль, различаются по способу крепления деталей (гайки, пазы, «шипы» и др.), классу роботов (мобильные или манипулятивные), а также по системам управления. Работа с модулем позволяет совершенствовать навыки логического и алгоритмического мышления; сформировать прочную базу для дальнейшего обучения в области программирования;

Преимущества STEM технологий:

  • Помогают выработать инженерные навыки.
  • Позволяют приобрести качества, необходимые для работы в команде.
  • Содействуют умению анализировать результаты проделанных мероприятий.
  • Способствуют наилучшей познавательной активности дошкольников.

Комплексный подход в обучении  и современная методика непринужденно и легко вовлекает детей в научно-творческую деятельность. Это способствует планомерному развитию интеллектуальных способностей, которые необходимы во взрослой жизни.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 9 г. Амурска Амурского муниципального района

STEAM-проект с детьми старшего дошкольного возраста по инженерному проектированию «Посадка на Марс»

Нехаенко О.Э., воспитатель

Данный проект основан на занятии НАСА (Национальное управление по воздухоплаванию и исследованию космического пространства) по проектированию посадочного модуля для Луны.

Цель: формирование познавательных действий, становление сознания в области астрофизики, инженерии.

– познакомить детей с планетой Марс, с пониманием основных концепций инженерного проектирования, роли устранения неполадок, исследований и разработок, изобретений, инноваций по решению проблем.

– развивать способности к проектированию, использованию и поддержке технологических систем.

– способствовать развитию самостоятельной познавательной активности.

1 этап: теоретический (формирование представлений о планете Марс, практическое знакомство с понятиями «кинетическая энергия», «потенциальная энергия», «амортизация», «гравитация»)

2 этап: проектирование посадочного модуля

3 этап: испытание (тестирование), улучшение и исправление

5 этап: готовый результат

На первом этапе дети знакомились с планетой Марс через презентации, иллюстрации, лепбуки. Ребята узнали очень много интересных фактов о планете Марс: например, что название планеты произошло от имени бога войны у римлян, в связи с тем, что цвет планеты очень похож на кровь, узнали что второе название Марса красная планета, почему же она красная?, Дело в том, что на поверхности Марса есть большое количество оксида железа, поэтому цвет похож на ржавчину. Календарный год на Марсе – как 2 года на Земле, на красной планете есть времена года., температура сильно отличается от той, к которой мы привыкли, зимой может быть минус 220,а летом +220, нет защитного озонового слоя, поэтому поверхность получает огромное количество солнечной радиации, диаметр Марса в 2 раза меньше Земли, а масса в 10 раз меньше по сравнению с Землей, на Марсе гравитация в 2,5 раза сильнее, это означает, что человек, который на Земле весит 45 кг, на Марсе будет весить 17 кг и сможет прыгать в 3 раза выше.

Дети проверяли свою гравитацию практическим путем, и представляли, как можно прыгнуть в 3 раза выше, будто как на батуте. Для детей очень интересным было узнать, что на Марсе нет воды, ученными было доказано, что на планете много миллионов лет назад была вода, которую можно было даже пить, но она исчезла, еще на планете был большой марсианский океан, куда же он делся? Космический аппарат НАСА смог обнаружить большое количество воды в виде льда под марсианской поверхностью.

Сегодня ученые установили, что для полета на Марс человеку потребуется от 5 до 10 месяцев, а это 150-300 дней.

После того как дети познакомились с интересными фактами о планете Марс, приступили к изучению Кинетической и потенциальной энергии, через примеры из презентации, а также примеры самих детей и практическим путем эти понятия закреплялись. Детям был предложен пример, если бабушка сидит на лавочке, она не двигается, какая у нее энергия, потенциальная (энергия отдыха, накопления сил), если бабушка встала и пошла в магазин, она начала двигаться, какая у нее энергия, кинетическая (движения). Когда объект движется – у него кинетическая энергия, а если он не движется, он накапливает потенциальную энергию, дети узнали что каждая энергия должна плавно переходить одна в другую .Ребятам было предложено проверить как одна энергия переходит в другую.

На примере с мячом. Дети держать мяч, у мяча потенциальная энергия, но мяч может упасть и полететь вниз, если его отпустить, у него появится кинетическая энергия, как только он приземлился на пол, кинетическая энергия опять перейдет в потенциальную. Также, дети приводили очень много своих примеров.

Далее мы перешли к изучению нового понятия амортизации. Какое же отношение имеют все эти кинетические и потенциальные энергии, переходящие одна в другую? Самое прямое! Раскрыв понятие кинетической и потенциальной энергии, детям было предложено представить, что они на огромной скорости на ракете подлетают к Марсу и им необходимо безопасно приземлиться, когда аппарат подлетает к Марсу ,он начинает лететь еще быстрее, с огромной кинетической энергией. Почему так происходит? Дети отвечали: потому что Марс обладает своей силой притяжения и начинает притягивать корабль, космонавты не смогут остановить корабль, корабль может разбиться, а люди погибнуть. Что же нужно сделать, чтоб кинетическая энергия космического корабля, плавно перешла в потенциальную. Нужна система амортизации. Амортизация – это плавный переход кинетической и потенциальной энергии, это смягчение силы удара, толчка или тряски во время движения при помощи специальных устройств. Также дети усвоили понятие амортизации практическим путем.

Для этого Мы провели эксперименты на прогулке, с помидором, яйцом и мячом, дети кидали с высоты помидор, и что же с ним произошло? Он разбился, как сказали дети превратился в кетчуп. Ребята пришли к выводу, что у помидора нет системы амортизации. Тоже самое, проделали с яйцом, оно тоже разбилось, а это значит, что у яйца тоже нет системы амортизации. А когда кинули мячик, он отскочил от пола и сумел плавно перевести свою кинетическую энергию в потенциальную с помощью амортизации. Тут дети сами делали выводы, система амортизации у мяча есть, почему мяч не разбился, а помидор и яйцо разбилось.. У мяча есть воздух внутри, мяч состоит из резины, что помогает ему отскочить от пола мягко, а помидор мягкий и тяжелый, кожура тонкая, у яйца тонкая, скорлупа, оно тоже тяжелое, у них нет системы амортизации

После того как дети изучили понятия кинетической, потенциальной энергии, систему амортизации практическим путем, мы приступили ковторому этапу – этапу проектирования «Посадочного модуля на Марс»

Я поделила детей на 3 команды. Приготовила рабочие места. Для каждой команды был подготовлен набор необходимых материалов для будущих модулей:

Далее мы приступили к порядку реализации данного проекта.

Мы определили проблему. Что нам нужно сделать – прилететь на большой скорости к Марсу и безопасно приземлиться, нам очень важно , чтобы при посадке на Марс все астронавты остались живы, не пострадали, важно и сам космический аппарат сохранить целым, ведь астронавтам он еще пригодится.

Я объяснила детям, что астронавтами у нас будут две большие зефирини, ракета бумажный стаканчик, для системы амортизации можно использовать «пружины» из картона, основу каркаса можно строить из коктейльных трубочек, для мягкости посадки можно использовать маленькие зефиринки, а также закрепить резиночками.

Пред детьми стояла задача, сделать такое устройство, которое поможет космическому аппарату с двумя астронавтами амортизироваться и плавно приземлиться.

Я продемонстрировала детям амортизационные пружины (сложенные гармошкой листы плотной бумаги) и объяснила принцип амортизации: когда вы прыгаете с высокого уровня, вы согнете спину и колени, чтобы поглотить часть энергии и смягчите свое приземление-это наша амортизация, согнутые ноги становятся нашими амортизаторами. Дети практическим путем проверяли свою систему амортизации.

Для поиска решения поставленных задач, был проведен мозговой штурм.

Выносились такие вопросы для обсуждения – какой амортизатор можно сделать из данных материалов.

Дети предлагали свои варианты для проектирования и строительства посадочного модуля (на пружинки из картона можно мягко приземлиться, мини зефиринки могу служить мягкими подножками, соломенки можно использовать как опоры, резиночками можно скреплять и изгибать)

Как же сделать, чтобы посадочный аппарат не опрокинулся? Нужно равномерно распределить вес.

Далее каждая команда приступила к чертежу будущего посадочного модуля, к этапу проектирования. Команды отлично справились с этим заданием, рисунки были индивидуальными, понятными для сборки будущих модулей.

После того как рисунки были готовы, дети приступили к конструированию своей будущей платформы: сверху на картонной основе-крепиться стакан аппарат для астронавтов, снизу система амортизации .

Ребята были настоящими космическими инженерами, создавали космический посадочный модуль, для безопасности двух астронавтов (2 зефира), при их посадке в космическом аппарате (стаканчике) на Марс (наш пол).

Как только посадочные модули были готовы,далее мы приступили к самому важному этапу проекта – этапу испытания (тестирования) посадочных модулей детей.

Каждая команда проводила свои испытания, пока другие дети наблюдали и делали заметки о результатах

Первое испытание: сбросить посадочный аппарат с высоты ноги (30 см).

Дети проводили анализ, определяли возможные проблемы и необходимые улучшения.

Не все платформы мягко приземлились. Вместе с детьми мы обсудили возможные проблемы: не равномерно распределен вес, немного отодвинут стаканчик в сторону, пружины были сильно упругими, сбросили не ровно вниз.

Дети вносили свои улучшения.

Далее мы приступили ко второму испытанию: сбросить посадочный аппарат с высоты 100 см, также провели анализ, определили возможные проблемы и необходимые улучшения.

На этом испытании не все посадочные модули приземлились мягко, у одних посадочный модуль опрокидывался (дети уже знали, в чем причина опрокидывания, предлагали свои варианты улучшения), у других астронавты выскакивали из аппарата, дети отвечали, что была жесткая система амортизации).

После испытания дети приступили к улучшению своих аппаратов. Если у детей возникали трудности, я подсказывала, предлагала варианты, которые они могу использовать, подводила детей к решению проблемы, обращала внимание на то, что испытаний нужно проводить много и улучшения нужно вводить после каждого испытания, чтобы совершенствовать аппарат и сделать его максимально безопасным для астронавтов.

Дети приняли настоящие концепции амортизации, силы тяги и стабилизации для создания и испытания (тестирования), улучшения конструкций.

После того как все испытания были успешно проведены и внесены улучшения, дети демонстрировали итоговой вариант своих посадочных аппаратов, обсуждали результаты: какие силы действовали на посадочный модуль, когда он падал? Ответы детей: «Аппарат ускорился при падении из-за притяжения планеты». «Какие изменения вы внесли в свой аппарат после проведения испытаний?». Каждая команда давала свои ответы.

Далее я усложнила задание. Мы провели конкурс «Какая платформа сможет приземлиться с большей высоты». Дети бросали платформы с высоты 50 см, затем поднимали высоту выше и продолжали пока не определился победитель.

У одной из команд посадочный модуль приземлился мягко, не опрокинулся, астронавты не выскочили, с высоты 1 метр. Вот у нас и определился победитель, все дети радовались, хлопали команде, которая победила.

Затем мы приступили к рефлексивно-оценочному этапу (обогащению активного словаря). Были предложены вопросы для обсуждения: «Какая энергия переходит одна в другую?», дети давали свои ответы: «Потенциальная (энергия накопления сил, отдыха), а кинетическая ( энергия движения)»,ребята вспомнили свои примеры, которые они приводили на занятии. Так же дети отвечали, для чего нужна амортизация? Для того чтобы каждая энергия плавно переходила одна в другую.

Дети справились с поставленной задачей, ответственно подошли к изобретению своих посадочных модулей, реализация проекта прошла успешно.

В заключительной части проекта, ребятам было предложено оформить выставку наших посадочных модулей, мы пригласили ребят из других групп посмотреть выставку платформ для посадки на Марс.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *