STEM-технология в современном дополнительном образовании

Безрукова В. Образовательные технологии: ориентиры для выбора. // Директор школы. – № 8. – 1999

Выготский Л. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. Книга для учителя. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 1991

Гузеев В. От методик к образовательной технологии. // Народное образование. – 1998. – № 7

Выдаваемый документ

По завершении обучения, слушатели получат удостоверение о повышении квалификации установленного образца.

Преподаватели

Лапшина М. , канд. биол. наук, доцент

Место обучения

18 мая 2022 года

Описание

Репетиторство – одно из наиболее популярных направлений образовательной деятельности. Это отличная возможность практиковаться в профессии, получить конкурентное преимущество среди коллег и возможность иметь высокий заработок.

Идеальный репетитор – каким он должен быть?

– Эрудированным, дружелюбным, стрессоустойчивым, заинтересованным в успехе своих учеников.

А еще, чтобы быть конкурентоспособным и востребованным, нужно не только в совершенстве знать свой предмет, но быть в курсе новейших педагогических идей и технологий.

Наша программа необходима Вам, если Вы:

– не имеете педагогического образования, но занимаетесь репетиторской деятельностью

– только планируете освоить репетиторскую деятельность

– имеете опыт репетиторства и хотите повысить результативность своей деятельности с помощью эффективных методических приемов, находящих отклик у современной молодежи

Осваивая программу, Вы познакомитесь с:

– психолого-педагогическими и физиологическими особенностями детей школьного возраста, влияющими на эффективность освоения учебного материала;

– методическими приемами развития критического мышления и коммуникативных навыков, повышения уровня учебной мотивации.

– проектировать сценарий индивидуального занятия, используя современные педагогические технологии и методические приемы («перевернутый класс», STEAM-обучение, peer-to-peer, геймификация, опережающее обучение и др

– распознавать признаки школьной дезадаптации, ограничивающей уровень познавательной активности, и принимать меры по ее корректировке;

– решать различные психологические и организационные проблемы, с которыми сталкивается репетитор в своей деятельности.

Получите практические рекомендации по поиску работы при отсутствии опыта, составлению и продвижению своего резюме, подготовке к собеседованию при приеме на работу в учебные центры в качестве репетитора.

Срок обучения 18. 2022 – 17. 2022

Режим занятий:  1 раз в неделю, среда, с 17. 00 по 18. Занятия проходят  на платформе Microsoft Teams.

Студентам МГПУ предоставляется скидка 10% на все программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

Здоровьесберегающие технологии в Творческом объединении «Разноцветные ладошки»

Задача педагога дополнительного образования нашего времени – создать полноценные условия для сохранения здоровья детей, развить интерес к занятиям, включающим здоровьесберегающие технологии, внедрить эти технологии в ежедневный образовательный процесс и закрепить навыки и умения детей, с целью улучшения физического здоровья, а так же здоровья психики ребенка и комфортного состояния в образовательном процессе.

Здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем, их применение в работе повышает результативность в образовательном процессе, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение здоровья и гармоничное развитие воспитанников.

Таким образом, для сохранения здоровья детей в учреждении дополнительного образования необходима рациональная организация занятий с обязательным применением здоровьесберегающих технологий.

Одной из применяемых технологий в творческом объединении «Разноцветные ладошки», является «Дыхательная гимнастика Стрельниковой». Эта гимнастика универсальна. Она может быть лечебной и профилактической, оздоровительной и развивающей, восстанавливающей силы и улучшающей настроение. Ее можно делать дома и на улице, стоя, сидя и лежа, всю сразу или по частям. Она не имеет противопоказаний и очень результативна. Гимнастика хорошо запоминается и после некоторой тренировки выполняется легко и свободно.

В основе ее, как и любой гимнастики, – движение. Дыхательная гимнастика Стрельниковой представляет собой несколько сотен быстрых движений тела, при которых вдохи выполняются в конце движений со сжатой или не имеющей возможности расширяться грудной клеткой, т. в наклоне. В общепринятом смысле мы привыкли выполнять упражнения с точностью «до наоборот» – наклон – выдох, выпрямление – вдох. Вот почему методика называется «парадоксальная». Форсированный вдох через нос способствует очищению дыхательных путей от слизи и улучшает отхаркивание (по-видимому, благодаря усилению кровообращения в верхних дыхательных путях). Известно, что эффект от гимнастики больше у детей, чем у взрослых. Почему? Потому что у детей потенциал к выздоровлению выше.

Уникальность этой методики состоит в том, что она очень проста и функциональна, овладеть элементарными упражнениями может и взрослый, и ребенок. Дыхательная гимнастика имеет необыкновенно широкий спектр воздействия, помогает при массе различных заболеваний органов и систем.

Дети с удовольствием выполняют эти не сложные упражнения, такие как «Кошка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник» и многие другие. Необходимо делать короткие и шумные вдохи – резкие как удар.

STEM-технология в современном дополнительном образовании

Воспитанниками на занятии в творческом объединении, был сделан тренажёр своими руками, для улучшения дыхания и развития легких. Такой тренажёр можно использовать на физкультминутках или во время динамических пауз.

STEM-технология в современном дополнительном образовании

Здоровьесберегающие педагогические технологии обеспечивают развитие природных способностей ребенка: его ум, нравственные и эстетические чувства, потребность в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.

Рекомендуем посмотреть

ОЛЬГА ШИРИНБЕКОВА
Педагогические технологии в дополнительном образовании детей

Технологическое творчество педагога – явление не новое. В каждой методике всегда присутствуют элементы технологии. Но сегодня педагогических технологий применяется много. Как среди них выбрать свою? Как перенести в условия дополнительного образования «чужую» технологию обучения? Кроме того, знание современных педагогических технологий, умение ориентироваться в их широком спектре – условие успешной деятельности педагога сегодня. И это понятно: ведь любая технология, прежде всего, отвечает на вопрос: как добиться запланированного результата?

Использование современных педагогических технологий в развитии творческих способностей детей

Изучение педагогического опыта деятельности внешкольных учреждений Российской Федерации подтверждает, что целью их деятельности является обновление содержания дополнительного образования и поиск таких педагогических технологий, которые способствуют развитию творческих способностей обучающихся.

Известно, что можно выделить два уровня способностей:

• творческий.

Ребенок, находящийся на первом уровне, быстро овладевает определенной деятельностью и осуществляет ее по образцу. На втором уровне учащийся создает новое, оригинальное при помощи самостоятельной деятельности.

Говорить о развитии личности можно только тогда, когда она проявляет себя в креативной (творческой) деятельности.

В психологической науке существует ряд проблем, которые являются актуальными, и интерес к которым сохраняется на протяжении многих лет. Одной из таких проблем является креативность (творческость). Проблема креативности является одной из основных для психологии личности в ее развитии. Огромный интерес к ней обусловлен острой социальной потребностью в творческих людях, в развитии творческой продуктивности в целом. Именно эта потребность оправдывает разработку многих и многих теорий креативности.

Существуют различные подходы к определению истоков креативности, и чаще всего творческость отождествляют с интеллектуальными достижениями. Креативность считается многими авторами (Ф. Баррон, Е. Торренс, Дж. Гилфорд, С Медник и др. ) одной из составных частей интеллектуальной одаренности. Взгляды на природу креативности менялись на протяжении многих лет, однако единым было то, что креативность рассматривали как аспект интеллекта, поэтому определяющей характеристикой является успешное решение поставленной задачи. В качестве отдельного направления исследований креативности может быть выделен личностный подход, в рамках которого исследуются характерологические, эмоциональные, мотивационные, коммуникативные качества личности творческих людей. К этому направлению могут быть отнесены работы К. Тэйлор, К. Косе, Э. Роу и других. В современных исследованиях предпринимается попытка преодолеть ограниченность указанных подходов, креативность признается многоугольным явлением, включающим как интеллектуальные, так и неинтеллектуальные (личностные, социальны) факторы.

Такой подход к креативности, как к интегральному явлению, был осуществлен А. Матюшкиным, выдвинувшим концепцию креативности как общей психологической предпосылки творческого развития. В соответствии с этой концепцией выделяют следующие структурные компоненты: доминирующая роль внутренней мотивации; исследовательская творческая активность, выражающаяся в постановке и решении проблем; возможность достижения оригинальных решений и действий; способность к созданию эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки. На наш взгляд, эта концепция наиболее полно представляет все важные аспекты, содержащиеся в структуре креативности.

При всем имеющемся многообразии подходов в изучении творческости ее суммарная характеристика заключается в том, что креативность – это способность создавать нечто новое, оригинальное.

14 декабря 2021 года в ГБПОУ «Воробьевы горы» прошёл семинар «Дополнительное образование: инновационная образовательная практика».

В вебинаре приняли участие 342 человека, среди которых педагоги дополнительного образования, методисты, педагоги-организаторы, специалисты управленческого звена.

Участники семинара обсудили различные мнения, точки зрения о внедрении инновационных образовательных технологий при реализации дополнительных общеразвивающих программ.

Ведущая семинара Зоя Алексеевна Каргина, начальник Нормативно-методического отдела Управления дополнительных образовательных программ, рассказала о ключевых образовательных технологиях дополнительного образования. Спикер описала принципы педагогической технологии «перевернутый класс» и драмогерменевтики. Особое внимание было уделено персонализированному/гибкому обучению (flexible learning), обучению по запросу и кейс-обучению. Отдельно рассматривались аспекты технологий дополненной и виртуальной реальности (VR/AR), Stem-технологий, а также геймификации образования — использования игровых элементов в неигровом контексте, когда элементы игры используются для достижения реальных целей.

Тему геймификации образования продолжила Наталья Николаевна Муранова, педагог дополнительного образования Центра художественного образования. Она ярко и подробно рассказала о функциях и типах игр, привела примеры докладов обучающихся и результатов выполненных ими практических занятий. «Любое занятие можно превратить в игру и устроить настоящий фейерверк!», — подчеркнула спикер.

Следующее выступление представила Алена Дмитриевна Белева, преподаватель медиажурналистики Центра медиатехнологий ГБПОУ «Воробьевы горы». Слушатели узнали откуда берутся идеи и как их придумывать, как решать задачи в ТРИЗ-педагогике, как использовать ТРИЗ-технологии на занятиях журналистикой. Презентация завершилась поучительной притчей о конкурсе на звание лучшего художника. Лучшим художником (а в нашем случае педагогом), по мнению докладчика, должен быть признан тот, кто движется дальше, не останавливаясь на достигнутом.

Художественный руководитель Московского городского творческого коллектива «Музыкальный театр-студия „Галёрка“» Центра «Исток» Алексей Николаевич Кузнецов рассказал о новых «инструментах» реализации традиционных форм музыкально-театральной деятельности. В выступлении были освещены вопросы структуры и специфики театра-студии «Галёрка», модели обучения исполнительским искусствам и музыкальному театру, особенности проведения и трансляции концертов и спектаклей.

Затем последовал доклад педагога дополнительного образования, методиста Центра астрономического и космического образования Дениса Владимировича Денисенко. Кратко охарактеризовав спектр программ, докладчик представил уникальный авторский метод поиска и открытия новых астрономических объектов. Области применения, результаты, преимущества и дополнительные возможности инновационных подходов были подробно освещены в его презентации. Показательно, что многие ученики Центра астрономического и космического образования делают настоящие научные открытия.

Семинар завершился выступлением руководителя Центра библиотечно-информационных ресурсов Софьи Вячеславовны Горизонтовой и педагога-организатора Центра библиотечно-информационных ресурсов Николая Владимировича Гладких. Слушатели узнали об образовательных проектах в работе современной библиотеки, творческих мастерских, книжных выставках. Особое внимание было уделено циклу «Вначале были мифы». Эти занятия включают не только хронологическое изложение материала, но и знакомят обучающихся с произведениями искусства разных эпох, в которых отразились исторические события.

Слушатели высказали слова благодарности в адрес всех выступающих, представивших интересный, ценный и богатый опыт.

  • Инновационные образовательные технологии, доступные к реализации в условиях дополнительного образования, Каргина З.А.
  • Геймификация процесса обучения декоративно прикладному творчеству, Муранова Н.Н.
  • Опыт реализации ТРИЗ-технологии в процессе обучения журналистике, Белева А.Д.
  • «Новые инструменты» реализации традиционных форм музыкально-театральной деятельности, Кузнецов А.Н.
  • Инновационные технологии в образовании. Центр открытия астрономических объектов, Денисенко Д.В.
  • Образовательные проекты в работе современной бибилиотеки, Горизонтова С.В., Гладких Н.В.

https://youtube.com/watch?v=RU-gNlMnkRU%3Ffeature%3Doembed

Олеся Дюндик
Консультация «Современные педагогические технологии в дополнительном образовании»

Я работаю в учреждении дополнительного образования детей. В отличие от школы, здесь имеются все условия для того, чтобы разделять детей по их индивидуальным особенностям и интересам; учить всех по-разному, корректируя содержание и методы обучения в зависимости от уровня умственного развития и конкретных возможностей, способностей и запросов каждого ребенка. По своей специфике образовательный процесс в учреждении дополнительного образования детей имеет развивающий характер, т. направлен прежде всего на развитие природных задатков, на реализацию интересов детей и на развитие у них общих, творческих и специальных способностей.

В дополнительном образовании отсутствует жесткая регламентация деятельности, но добровольные и гуманистические взаимоотношения детей и взрослых, комфортность для творчества и индивидуального развития дают возможность внедрять в практику личностно-ориентированные технологии.

на каждом занятии осуществляю индивидуальный подход к детям. Также иногда применяется и индивидуальная форма обучения (технология индивидуализации обучения).

Такая технология позволяет адаптировать содержание, методы, формы, темп обучения к индивидуальным особенностям каждого ученика, следить за его продвижением в обучении, вносить необходимую коррекцию. (В школе индивидуальное обучение применяется ограниченно).

Также, наряду с технологией индивидуального обучения, применяю на занятиях и групповые технологии. е организую совместные действия, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию учащихся.

Групповые технологии широко используются мною в практике. Так, в группе проводится

• одновременная работа со всей группой;

• работа в парах;

• групповая работа на принципах дифференциации.

Например, для выполнения конкретного задания учебная группа делится на подгруппы. И получается, что каждый ребенок задействован и виден его вклад.

Обучение осуществляется путём общения в динамических группах, когда каждый учит каждого. А работа в парах сменного состава позволяет развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативность.

Технология коллективной творческой деятельности.

Также мною плодотворно применяется технология коллективной творческой деятельности

организацию совместную деятельность детей и взрослых, детей младшего и старшего возраста. Получается, все в коллективе участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела.

Приведу некоторые формы КТД:

Трудовые дела: это может быть трудовой десант, подарок друзьям, рейд, и т.

В трудовых КТД воспитанники и их старшие друзья осуществляют заботу через труд-творчество. Так, вместе с ребятами проводим акции: «Милосердие» и «Подарок воину-интернационалисту», где ребята своими руками изготавливают сувениры, открытки с пожеланиями и лично их вручают. Такие трудовые дела воспитывают стремление вносить свой вклад в улучшении действительности, а также умение и привычку реально, на деле заботиться о близких и далеких людях, а также работать самостоятельно и творчески.

Познавательные дела: это различные турнир– викторины, турниры знатоков, защита каких-нибудь проектов и т.

Художественные дела. Концерты. Кукольный театр. Литературные, художественные конкурсы. Участвуем в конкурсах и обязательно наряду с индивидуальными работами выполняем коллективную.

Спортивные дела: веселая спартакиада, зарницы.

Так как я занимаюсь со школьниками в основном младшего звена, то без применения игровых технологий деятельность немыслима. Пед. игры активизируют деятельность учащихся.

Педагогические игры различаются по :

-по видам деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые).

-по характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные, познавательные, развивающие, творческие и др

-по игровой методике (сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и др

-по игровой среде (с предметом и без, настольные, комнатные, уличные, компьютерные и др.

-по предметной области (математические, экологические, исторические, географические и др

Цели игровых технологий обширны :

-дидактические: расширение кругозора, применение ЗУН на практике, развитие определенных умений и навыков;

-воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности;

-развивающие: развитие качеств личности;

-социальные: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды.

В своей ежедневной работе с детьми применяю здоровьесберегающие технологии, включающие упражнения:

– для расслабления и укрепления мышц глаз;

– для укрепления мышц верхнего плечевого пояса и спины;

– на мышечное расслабление;

– пальчиковая гимнастика;

-совершенствование двигательной активности в ритмических упражнениях и в подвижных играх.

Учитывая требования здоровьесберегающих технологий, для сохранения здоровья обучающихся и эффективной работы на занятиях применяются динамические паузы, физкультминутки, минутки релаксации. Для того чтобы научить детей заботиться о своем здоровье, провожу беседы, которые непосредственно связаны с понятиями «здоровый образ жизни», «безопасное поведение на дороге, в лесу». На своих занятиях постоянно контролирую соблюдение правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований, которые направлены на предупреждение травматизма и сохранение здоровья обучающихся. Таким образом, здоровьесберегающие технологии способствуют укреплению и сохранению здоровья детей, развивают творческий потенциал детей, снимают стресс и повышают интерес к занятиям.

Итак, подводя итог всему вышесказанному, хотелось бы повторить, что все технологии -обучающие, развивающие, воспитательные направлены на то, чтобы:

-разбудить активность детей;

-вооружить их оптимальными способами осуществления деятельности;

-опираться на самостоятельность, активность и общение детей.

И главное – чтоб, педагог умел самостоятельно анализировать свою работу, выявить недостатки, определить их причины и выработать пути исправления, (как говорится – не ошибается тот, кто не делает).

Текст работы размещён без изображений и формул. Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF

Дополнительное образование и его воспитательную составляющую в частности нельзя рассматривать как процесс, восполняющий пробелывоспитания в семье и образовательных учреждениях разных уровней и типов. И, конечно же, дополнительное образование – не система психолога – педагогической и социальной коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков. Современные технологии образования не являются единственным средством реформирования образования Главным стратегическим и технологическим ресурсом всегда был и остается именно педагог, отпрофессионализма, нравственных ценностей, интеллекта, которого зависит качество образования. Сегодня в РФ насчитывается около 18 тысяч учреждений дополнительного образования.

Дополнительное образование является сложной педагогической системой. Ее оптимальное функционирование зависит от множества факторов, но главным образом от педагогического мастерства учителя. Совершенствование педагогического мастерства учителей является главным условием дальнейшего повышения качества учебно-воспитательной работы и приведения ее в соответствии с требованиями жизни в условиях модернизации российского образования.

Учреждения дополнительного образования в государственной системе социального воспитания объективно играют подчиненную роль. Данное обстоятельство выражается как в определении содержания организуемого социального опыта и образования, так и в подстройке порядка функционирования под режим общеобразовательной школы.

Педагог дополнительного образования определенным образом ограничен в методах управления деятельностью и поведением воспитанника, в частности, речь идет о методах требования и показания.

В данном случае педагог для управления деятельностью воспитанников устанавливает отношения диалога, а активность детей в освоении содержания образования обеспечивается путем стимулирования их интереса.

В задачи педагога дополнительного образования входит руководство разнообразной творческой деятельностью, обучающийся в области дополнительного образования, организация внеурочной работы с воспитанниками в школе. Педагог дополнительного образования – один из важнейших специалистов, непосредственно реализующих дополнительные образовательные программы различной деятельности. Он занимается развитием талантов и способностей школьников включая их в художественную, техническую, спортивную деятельность. Он комплектует состав творческих объединений, способностей сохранению контингента обучающегося, реализация образовательной программы участвует разработке авторских образовательных программ, несет ответственность за качество их реализации. Оказывает консультативную помощь родителям по вопросам развития способностей детей в системе дополнительного образования. Педагог в глазах воспитанника является специалистом в привлекательном виде деятельности, поэтому ребенок готов устанавливать с ним контакт, чтобы освоить деятельность. Другими словами, образ педагога дополнительного образования, как правило, отличается от образа учителя школы в сторону большего доверия, более комфортных отношений, интереса обеих сторон друг к другу и к осваиваемому ребенком предмету.

Макаренко утверждал, что ученики простят своим педагогам и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела. Выше всего они ценят в педагоге уверенное и четкое знание, умение, искусство, золотые руки, немногословие, постоянную готовность к работе, ясную мысль, знание воспитательного процесса, воспитательное умение.

Смысл деятельности педагога дополнительного образования детей не в том, чтобы непосредственно воздействовать на ребенка, формируя у него заданный комплект личностных качеств, но организовать самодеятельность ребенка, в которой будет проходить становление «человеческого в человеке», проявление и преобразование его личности.

Трудности, которые обычно испытывают педагоги дополнительного образования в процессе программирования, выражаются в двух аспектах:

а) построение собственного процесса, создание программы;

б) определение содержания и написание текста программы.

Сначала рассмотрим первую группу проблем – трудности процесса.

Самые первые из них возникают уже на этапе формирования замысла программы и связаны с ограниченностью изучения существующего опыта работы. Это обусловлено как объективными, так и субъективными причинами:

– не во всех учреждениях есть полный комплект типовых программ (изданных под грифом министерства образования), а также необходимое педагогическая узкоспециальная литература;

– многие педагоги не исполняют возможностей научно-педагогических библиотек, хотя имеют на это полное право, являясь работниками сферы образования;

– у большинства педагогов нет опыта работы с педагогической литературой вообще и с авторскими изданиями в частности.

Второй достаточно серьезной проблемой для педагога – практика является отбор содержания и процесс написания текста программы. Большинство педагогов дополнительного образования, будучи прекрасными специалистами в определенном виде деятельности, не имеют, к сожалению, необходимой педагогической подготовки для грамотного изложения содержания образовательной программы. При этом у многих из них наблюдается достаточно разностное отношение к любой критике в адрес их произведения. Применение наглядных средств обучения предъявляет и определение требования к педагогу дополнительного образования.

а) Педагог должен понимать необходимость чувственных образов в процессе изучения учебного материала;

в) Педагогу необходимо определить характер использования на занятии чувственных образов как средства развития абстрактного мышления;

К профессионально значимым качествам педагога относится:

– педагогическая направленность – важнейшее качество, которое представляет доминирующую систему мотивов, определяющую поведение педагога и его отношения к профессии;

– педагогические целеполагание – умение определить важность педагогических задач в зависимости от конкретных условий;

– педагогическая рефлексия – способность педагога к самоанализу.

Каргина З. Практическое пособие для педагога дополнительного образования. – М. : Школьная Пресса, 2006 – 96 с

festival- 1 septeber. Ru >articles

В рамках нашей статьи мы хотим обратиться к такому педагогическому средству как арт-технологии. Арт-технологии – это совокупность форм, методов и средств различных видов искусства, направленных на развитие творческого потенциала личности в образовательном процессе. Арт-технологии называют также художественно-творческими технологиями, подразумевая под ними совокупность знаний, умений, навыков и способов деятельности педагога или психолога, которые позволяют воздействовать на личность ребенка (подростка) средствами художественного творчества. В педагогическом контексте использования арт-технологий обычно говорят об арт-педагогике – обучении и воспитании средствами различных видов искусств.

Однако, следует четко разграничивать понятие арт-технологий с понятием арт-терапия. Они, конечно, имеют много общего, но пользуясь одними средствами, решают разные задачи. Арт-терапия направлена на психологическую коррекцию и лечение, в свою же очередь арт-технологии способствуют достижению целей и решению задач развития личности и ее образования.

На важную роль искусства в работе с детьми и подростками указывали представители зарубежной педагогики Э. Сеген, Ж. Демор, О. Декроли, а также отечественные ученые Л. Выготский, А. Граборов, Е. Екжанова, Т. Комарова и др. Они утверждают, что художественная деятельность детей обеспечивает их сенсорное развитие, формирует мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствует развитию восприятия, произвольного внимания, воображения, речи, мелкой моторики, коммуникации. Восприятие произведений искусства может приносить приятные впечатления и способствует преобразованию негативных эмоций в позитивные. Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства.

Арт-технологии разрабатываются на основе комплекса ведущих идей идеи гуманизма, креативности, интегративности и рефлексивности задают ориентацию для практической деятельности арт-педагога. Кроме того, они реализуются в процессе невербального общения, что важно и ценно для тех детей, которые не расположены к открытому общению, так как не очень хорошо говорят на русском языке, не всегда могут словами выразить свои внутренние переживания.

Арт-технологии могут быть применены в условиях образовательного процесса (в практике преподавания предметов гуманитарного и художественного циклов – литературы, музыки, изобразительного искусства, интегрированных уроков) и внеурочной деятельности обучающихся, в условиях реализации моделей внеурочной деятельности в школе полного дня, в системе дополнительного образования детей, в работе волонтеров и т.

Благодаря использованию арт-технологий, каждый ребёнок делает собственные открытия, выходит за рамки привычного, увлекается, создавая уникальные художественные образы; обобщает эстетические представления об окружающем мире; сможет найти новых друзей, снять стрессовое напряжение, сократить адаптивный период вынужденной смены места жительства и обучения; выстроить доброжелательные отношения с ровесниками и взрослыми; восстановить физическое здоровье, улучшить душевное и духовное самочувствие.

В современных исследованиях выделяется очень важный аспект: арт-технологии могут использоваться с различными возрастными категориями дошкольников. Арт-технологии выходят за рамки работы с детьми, имеющими проблемы, но в то же время не дублируют сферу художественного образования и эстетического воспитания. То есть, в содержание понятия «арт-технологии» не следует включать только специальное художественное обучение детей с проблемами, также не стоит сводить смысл арт-технологий к обучению навыкам рисования, а следует добавить формирование основ художественной культуры и социальную адаптацию личности средствами искусства.

Поскольку арт-технологии включают в себя средства и методы, способствующие более качественному и эффективному обучению и воспитанию, то их задачи включают в себя создание позитивного, мотивированного процесса обучения и воспитания, а также условий личностного развития. Решение этих задач возможно через осознание и активизацию жизненных ресурсов; развитие и активизация творческого потенциала; обучение навыкам саморегуляции; обучение коммуникативным навыкам; развитие сферы восприятия.

В арт-педагогике обучение технологическим приемам рассматривается как средство достижения педагогических задач. Освоение художественных приемов и технологий работы художественными материалами осуществляется через исследование возможностей этих материалов, иногда через игру с ними, через неожиданные комбинации и смешение техник. Умение обращаться с художественными материалами ведет к большей свободе, дает новый импульс развитию, стимулирует самовыражение. Художественные материалы в реализации арт-технологий можно классифицировать на графические, живописные, имитационные.

Подводя итог всему вышесказанному, можно с уверенностью сказать, что арт-технологии имеют огромный потенциал для создания положительного климата в обществе. Арт-педагогика в целом и АРТ-технологии, в частности, имеют много общего в функции коррекции, диагностики, профилактики средствами искусства и художественной деятельности, а также нарушений социальной, психологической, профессиональной адаптации детей. В настоящее время сделан вывод о специфическом влиянии работы с разными художественными объектами на эмоциональное состояние ребенка. Изучение влияние художественных объектов на оздоровление эмоционального состояния ребенка находится в стадии исследования, но неоспорим тот факт, что эти данные в скором времени дадут толчок к развитию всей арт-педагогики.

Список использованных источников

Афанасьева А. Арт-технологии в диагностике и развитии креативности ребенка во внеурочной деятельности // В сборнике: Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации материалы всероссийской научно-практической конференции (заочной) с международным участием. ответственный редактор А. Нагорнова. 2016. 94-98.

Лелявина К. , Клименко Г. Арт-технологии в образовательном процессе средней школы // В сборнике: Перспективы развития науки и образования:III международная научно-практическая конференция. 2016. 87-90.

Степанова А. , Жданова С. Арт-технологии в социализации учащихся // В сборнике: Современные проблемы и перспективы развития педагогики и психологии сборник материалов 9-ой Международной научно-практической конференции. 2016. 95-98.

Санникова Л. Образовательный процесс как элемент внутренней системы дошкольной образовательной организации //
Научно-методический электронный журнал концепт. 2016. № 9. 102-107.

Ответом на эти вызовы для коллектива Института дополнительного образования ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» стало использование технологий педагогического дизайна при проектировании  дополнительных образовательных программ. Проводимые в течение двух лет коллективом Института исследования обозначили четыре ключевые группы слушателей программ дополнительного образования. Так, помимо традиционных для Института потребителей программ в лице педагогов и студентов, ими стали школьники, прежде всего учащиеся старших классов, и родители. Для каждой категории были проанализированы ключевые запросы и выделены приоритетные направления, которые в большей степени касались не изменения содержания программ, а их трансформации в современные форматы, в том числе и в форматы современных электронных курсов.

Использование технологий педагогического дизайна, позволили при проектировании программы выстроить следующую логику:

  • составление «Карты слушателя» как детализированного образа целевой аудитории программы;
  • анализ запроса и сопоставление его с возможностями целевой аудитории;
  • работа «проектного офиса» по созданию прототипа программы;
  • тестирование программы на фокус-группе;
  • внесение корректировок и, наконец, реализация программы для целевой аудитории.

Использование технологий педагогического дизайна, с одной стороны усложнило процесс разработки образовательной программы, прежде всего за счет временной составляющей, но с другой стороны позволило сделать программы более ориентированными на потребности и возможности целевой аудитории. Существует ряд классификаций проектных офисов в зависимости от уровня зрелости проектного менеджмента:

  • «хранилище информации» — накапливает опыт и формирует базу знаний по проектам; служит для сбора информа.ции о проведенных проектах, в основном являясь подобием архива проектов;
  • «скорая помощь» служит сервисным центром ответов на вопросы, возникающих у менеджеров проектов и других участников проектной деятельности организации;
  • «наставник» предназначен для распростра.нения предыдущего опыта реализации проектов организа.ции на другие проекты;
  • «управляющий» проектный опыт является более прогрессивным, поскольку позволяет осуществлять все ба.зовые функции управления проектами: определение содержания проектов; планирование и распределение ресурсов; контроль за исполнением проектов и исполнением бюджетов проектов; оценка допущений и рисков;

Модель проектного офиса идеально подходит для организации мультипроектного управления, при котором необходима консолидация всех ведущихся проектов и используемых ресурсов. В нашем случае разработка образовательных программ в режиме проектного офиса опирается на четыре методологических подхода:

  • партнерство – как привлечение к разработке и реализации программ ведущих экспертов данной сферы и авторов лучших профессиональных практик по тематике программ дополнительного образования;
  • индивидуализация – как внутренняя логика построения программы, позволяющая слушателям выбирать модули и уровни участия и выстраивать индивидуальную образовательную траекторию;
  • модульность – как вариативность содержания программ и возможность моделировать блоки разных программ в формате playbook;

В качестве примеров использования технологий педагогического дизайна в разработке и реализации программ дополнительного образования  Института можно привести три программы. Первая программа «Эдьютеймент как педагогическая технология»

  • образовательного – работа со спикерами по игрофикации и геймификации;
  • проектного – работа в смешанных командах по созданию авторских образовательных продуктов совместно с наставником;
  • внедренческого – тестирование и апробация созданных образовательных продуктов в реальной педагогической практике.
  • Богданова Е.В. Алтыникова Н.В. Деятельность окружного координационного центра по подготовке и сопровождению вожатских кадров в сибирском федеральном округе: стратегии партнерства // Вестник педагогических инноваций. 2018. № 4 (52). С. 134–143.
  • Богданова Е.В. Моделирование деятельности клубных форм дополнительного образования молодежи // Современное педагогическое образование. 2019. № 1. С. 49–55.
  • Богданова Е. В., Дмитриев В.Е., Ильин А.С.,  Кудашов Г. Н. EDUTAIMENT как педагогическая технология:  учебно-методическое пособие для  студентов  направлений подготовки. Новосибирск: Изд-во ООО «Немо Пресс», 2019. 120 с.
  • Массовые открытые онлайн-курсы НГПУ. URL: mooc.nspu.ru (Дата обращения: 30.08.2021).

Новые информационные технологии (по Г. Селевко) – это технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео).

Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология обучения». Вообще говоря, любая педагогическая технология – это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет информация и ее движение (преобразование). На наш взгляд, более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Новые информационные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций.

Компьютерная технология может осуществляться в следующих вариантах:

I – как проникающая технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач).

II – как основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей.

III – как монотехнология (когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера).

Цели новых информационных технологий:

· Формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей.

· Подготовка личности «информационного общества».

· Предоставление ребенку возможности для усвоения такого объема учебного материала, сколько он может усвоить.

· Формирование у детей исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

Концептуальные положения новых информационных технологий:

· Обучение – это общение ребенка с компьютером.

· Принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка.

· Диалоговый характер обучения.

· Управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения.

· Взаимодействие ребенка с компьютером может осуществляться по всем типам: субъект – объект, субъект – субъект, объект – субъект.

· Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы.

· Поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером.

· Неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложения как угодно велики.

Заключение

Все обучающие, развивающие, воспитательные, социальные технологии, используемые в дополнительном образовании детей, направлены на то, чтобы:

-подвести эту деятельность к процессу творчества;

Новые педагогические технологии могут радикально перестроить процесс обучения. В условиях дополнительного образования ребенок развивается, участвуя в игровой, познавательной, трудовой деятельности, поэтому цель внедрения инновационных технологий – дать детям почувствовать радость труда в учении, пробудить в их сердцах чувство собственного достоинства, решить социальную проблему развития способностей каждого ученика, включив его в активную деятельность, доведя представления по изучаемой теме до формирования устойчивых понятий и умений.

Успешность применения новой технологии зависит не от способности педагога реализовать определенный метод обучения на практике, а от эффективности и правильности применения выбранного метода на определенном этапе занятия, при решении данной задачи и в работе с конкретным контингентом детей.

Но главное – педагог должен уметь самостоятельно проанализировать свою работу, выявить недостатки, определить их причины и выработать пути исправления, то есть основными профессиональными умениями для этой работы педагога являются аналитические.

Таким образом, педагог при внедрении новой технологии в образовательный процесс должен уметь:

·  применять методы и приемы обучения, используемые в данной технологии;

·  проводить и анализировать учебные занятия, построенные по новой технологии;

·  научить детей новым методам работы;

·  оценивать результаты внедрения новой технологии в практику, используя методы педагогической диагностики.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *