STEM-технология в современном дополнительном образовании

педагог дополнительного образования

Цифровые навыки для жизни и работы сегодня необходимы всем, но для общего и дополнительного образования детей сегодня актуально смешивание традиционных «нецифровых» подходов к художественному образованию и цифровых приложений, пересечение формальных и неформальных цифровых навыков. Основной образовательной технологией этой междисциплинарной модели является реальная проектная и исследовательская деятельность. Эта модель образования в полной мере реализуется именно в системе дополнительного образования.

STEM-технология в современном дополнительном образовании.

Тамбовцева Р.

Заместитель директора по МР

КГКП «Станции юных техников»

по городу Усть-Каменогорску

управления образования ВКО

Цифровая экономика требует наличия у населения цифровых навыков, позволяющих пользоваться ее плодами. Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств. Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Система дополнительного образования накопила значительный опыт в развитии способностей детей и молодежи посредством организации учебно-исследовательской, опытно-конструкторской и проектной видов деятельностей. Разнообразные формы и технологии, применяемые при реализации дополнительных общеразвивающих программ, при подготовке и участии детей в многочисленных олимпиадах и конкурсах.

Основной образовательной технологией этой междисциплинарной модели является реальная проектная и исследовательская деятельность. Эта модель образования в полной мере реализуется именно в системе дополнительного образования. Однако самая большая проблема заключается в том, что от следующих поколений потребуются КРЕАТИВНЫЕ решения

Такие общеразвивающие программы в системе дополнительного образования есть, и часто педагоги испытывают затруднения с тем, к какой направленности ДО отнести свою программу, но на практике в большей степени происходит спонтанная, нецеленаправленная интеграция.

Сегодня все новые и новые современные технологии, в том числе аддитивные, приходят в образование. Поэтому интеграция художественной и технической направленности может стать основой для создания множества новых или обновления действующих общеразвивающих программ как художественной, так и технической направленности. Такие программы в первую очередь принципиально меняют цели, задачи и планирование ожидаемых результатов обучения.

Например, синтез целого ряда арт и цифровых технологий может предложить детям общеразвивающая программа детской анимационной студии. Сама студия – это только современный инструмент медиаискусства, поэтому освоение технологии создания мультфильма не может быть целью интегрированной программы. Содержание программы позволяет детям совместить использование современного цифрового оборудования с декоративно-прикладным творчеством и изобразительной деятельностью, с самостоятельным литературным творчеством при создании сценария, с погружением в проблемы экологии, с изучением культурологии, традиций народной культуры и народных художественных промыслов, с реставрацией исторических событий и использованием знаний в области психологии рекламы и многого другого. Анимационная студия позволяет детям находиться в новой реальности, экспериментировать с материалами, думать креативно, применять различные творческие техники, сотрудничать с другими детьми, а самое главное — это пройти весь путь от идеи к ее воплощению в материале, а потом в «цифре». Вот это и есть цель и планируемые результаты обучения, которые пригодятся детям и в школе, и в будущей профессии. Для создания мультфильма можно использовать множество арт-технологий и материалов: от пластилина до различных конструкторов. Чем больше используется различных материалов и технологий работы с ними в анимационной студии, чем разнообразнее социальные проблемы, поднимаемые в сценариях, тем меньше желание сменить программу, т. ребенок знает, что программа предоставляет ему возможность множества проб для познания мира, в котором мы живем, а значит возможность найти себя.

Декоративно-прикладное творчество является значимым ресурсом для содержания программ художественной направленности, но цель и результаты принципиально меняются, т. умения в конкретной области декоративно-прикладного творчества это только средство познания технологий работы с различными материалами и освоения целого набора универсальных навыков: генерации идей, создания эскизов, выбора лучших эскизов, создания изделий в соответствии с эскизами, выбора модели для тиражирования и др. Именно они являются первичной целью общеразвивающей программы. Но в современных условиях целостная картина создания изделия из различных материалов не может сложиться без интеграции с современными технологиями, цифровыми навыками, технологиями использования безопасных электрических или высокотехнологичных инструментов. К таким инструментам для декоративно-прикладного творчества можно отнести режущие плоттеры, универсальные электрические и пневматические ручные инструменты для мастерских, 3D принтеры, 3D сканеры, станки с ЧПУ для резьбы по дереву или фрезеровки, гравировки, компьютеризированные швейно-вышивальные машины и др. Все эти инструменты, основанные на современных технологиях, повышают производительность и качество готовых изделий и уж точно не являются целью программы. Они повышают производительность и качество готовых изделий, но освоение технологий работы с этими инструментами целью общеразвивающей программы точно быть не может. Поэтому совсем не обязательно обучать всех детей этим технологиям, это задача профессионального образования. Многих достаточно познакомить с их возможностями используя ресурсы колледжей, вузов, предприятий. При проектировании образовательного процесса важно учитывать то, что образ будущего изделия создается в воображении обучающегося, а создать его невозможно без чувства материала, понимания его свойств, без знаний об особенностях построения узоров и значения символов т. Именно поэтому в декоративно-прикладном творчестве так чрезвычайно важно показать детям интеграцию традиционных навыков работы с различными материалами и новейших цифровых средств производства. Декоративно-прикладное искусство не менее эффективно интегрируется с изучением основ предпринимательской деятельности, клиента ориентированности и прочими аспектами маркетинга. Все это позволяет сформировать достаточно широкий спектр универсальных компетенций.

Современная общеразвивающая программа в области основ компьютерного дизайна использующая подход «обучение средствами искусства» может реализовать интеграцию овладения знаниями основ композиции, цветоведения, рисунка и возможностей графического программного обеспечения, графических планшетов, web-технологий. Любой дизайнер должен знать и чувствовать материалы, владеть основами изобразительного искусства, обладать развитым художественным вкусом, знаниями психологии, уметь генерировать творческие идеи, и только потом можно преобразовывать их в цифровой формат. Мир физического творения способен дать детям уникальные компетенции, научить достигать членораздельного выражения мысли через что-то, что сделано своими руками. Ребенку необходим постоянный диалог между глазами, сознанием и руками. «Критическое мышление — критическое решение» — вот принцип образования через руки, с пониманием того, почему ты сделал то, что сделал, и есть ли влияние сделанной работы на мир. В этом суть работы и художника и дизайнера, и цель общеразвивающей программы.

Обновление содержания и образовательных технологий дополнительного образования будет более эффективно, если к подготовке будущих и повышению квалификации действующих педагогов привлечь лучших специалистов из профессионального сообщества (в соответствии с профилем программы или специалистов работающих на стыке различных направленностей), а также специалистов компаний, производящих современное учебное оборудование и средства обучения.

Другим направлением реализации интеграционных процессов на практике может стать разработка новых и тиражирование лучших имеющихся интегративных общеразвивающих программ, позволяющих в совместной проектной деятельности объединить ресурсы всех заинтересованных сторон (педагогов, детско-взрослого и профессионального сообщества) в воспитании и формировании универсальных компетенций у подрастающего поколения.

Вот уже 57 лет Станция юных техников города Усть-Каменогорска распахивает свои двери для ребят, желающих познакомится с миром техники. Сегодня, около 800 активных и творческих школьников могут обучаться в таких традиционных кружках как, начальное техническое моделирование, авиамоделирование, автомоделирование, картинг, робототехника, компьютерный дизайн, кружки предметного дизайна, геология и спортивный туризм.

А с 2020 года прошла модернизация Станции юных техников, на её базе открыт центр креативного образования «Зерек», начали действовать новые направления: STEAM лаборатория; программирование и беспилотные летательные аппараты; 3D моделирование.

Взаимодействие нескольких кружков позволяет создавать интересные и новые по исполнению проекты. Например, учащиеся кружков «Юный геолог» (Вотановский Рафаэль для Всероссийской открытой полевой олимпиады) и «Спортивный туризм» (Миллер Даниил, Семёнов Владислав для Областного слета туристских экспедиционных отрядов «Менің Отаным – Қазақстан») совместно с учениками «3D моделирование» воссоздают маршрут похождения экспедиции для участия в соревнованиях и олимпиаде. Ребята из кружков предметного дизайна и Технического дизайна разрабатывают и изготавливают красивые изделия для интерьера. Например, для участия в областной выставке-конкурсе художественного и декоративно-прикладного детского творчества «Алтын қазына»:

Курганова Арина Номинация: «Изготовление изделий из бумаги»

STEM-технология в современном дополнительном образовании

STEM-технология в современном дополнительном образовании

STEM-технология в современном дополнительном образовании

Базарканова Сая Ермекқызы

Номинация: «Художественная обработка дерева, кости, кожи»

STEM-технология в современном дополнительном образовании

STEM-технология в современном дополнительном образовании

Таким образом, система дополнительного образования, являясь в настоящее время полигоном для инноваций, ориентирует внимание всех специалистов системы на обновление содержания и технологий его реализации, что в конечном итоге требует быстрого и массового их внедрения в поле практической деятельности.

Также вас может заинтересовать

  • Образовательная программа дополнительного образования детей Фортепиано
  • Игра как средство развития познавательных способностей дошкольников
  • Обобщение педагогического опыта по теме самообразования «Развитие компьютерной грамотности у воспитанников дошкольного и младшего школьного возраста с помощью игровых технологий»
  • Работа с одаренными детьми в ДШИ
  • ЭКСКУРСИЯ: «МОЁ ДЕРЕВО

STEM-технология в современном дополнительном образовании

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Современные образовательные технологии на уроках литературы

Кожевникова Ирина Ивановна

учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

Современные образовательные технологии на уроках литературы

Если человек в школе не научится творить, то и вжизни он будет только подражать и копировать. Толстой

Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. Цель урока « Судьба человека и судьба Родины в рассказе М. Шолохова «Судьба человека» – приобщение учащихся к художественному наследию М. Шолохова, развитие познавательной активности учащихся через поисково-исследовательскую деятельность на уроке литературы посредством методики НИЛ; глубокое осмысление всех сторон человеческой жизни, стремление задуматься о вечных нравственных ценностях, о судьбе человеческой, о величии подвига нашего народа, о значении Великой Победы. На примере урока представлен спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе. Инновационные педагогические технологии взаимосвязаны, взаимообусловлены и составляют определенную дидактическую систему, направленную на воспитание таких ценностей, как открытость, честность, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь, и обеспечивающую образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Прежде всего, конечно, на уроке использовался исследовательский метод обучения. В этимологии слова «исследование» заключено указание на то, чтобы извлечь нечто «из следа», то есть восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, случайным предметам. Следовательно, уже здесь заложено понятие о способности личности сопоставлять, анализировать факты и прогнозировать ситуацию, то есть понятие об основных навыках, требуемых от исследователя. При исследовательской деятельности определяющим является подход, а не состав источников, на основании которых выполнена работа. В рамках исследовательского подхода обучение ведётся с опорой на непосредственный опыт учащихся, его расширение в ходе поисковой, исследовательской деятельности, активного освоения мира. На уроке школьники исследовали каждый отдельный эпизод произведения М. Шолохова, систему образов рассказа, его композицию. Эффективным средством, позволяющим развитие познавательной и исследовательской компетентности, является творческая деятельность. Чтобы ученик начал «действовать», необходимы определенные мотивы. На уроке необходимо создавать проблемные ситуации, где ученик проявляет умение комбинировать элементы для решения проблемы. В результате применения исследовательского метода обучения учащиеся приобретают определённые качества личности, такие как:• гибко адаптируются в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяют их на практике для решения проблем;• учатся самостоятельно, критически мыслить, видеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления;• грамотно работают с информацией;• коммуникабельны, контактны в различных социальных группах, умеют работать сообща, предотвращая конфликтные ситуации и умеют выходить из них;• могут самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня. Проблемные методы – это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон. На уроке девятиклассники успешно искали ответ на проблемный вопрос «Что помогло герою выстоять в нечеловеческих условиях?»             Наибольший интерес, на мой взгляд, в образовательном процессе представляют игровые технологии, которые связаны с игровой формой взаимодействия педагога и учащихся через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакли, деловое общение). При этом образовательные задачи включаются в содержание игры. В образовательном процессе используют занимательные, театрализованные, деловые, ролевые, компьютерные игры. Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:• дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры;• учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Игровые технологии занимают важное место в учебно- воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций: 1) правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки; 2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету; 3) игра – один из приёмов преодоления пассивности учеников. Игра может и должна быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у человека в поведении, в общении с окружающими, в учении. Развлекательная функция игры связана с созданием определенного комфорта, благоприятной атмосферы, душевной радости как защитных механизмов, т. стабилизации личности, реализации уровней ее притязаний. Развлечение в играх – поиск. Игра обладает магией, способной давать пищу фантазии, выводящей на развлекательность. Игра, по моему мнению, – важнейшее средство воспитания школьников, поэтому урок в 9 классе и был построен в виде деловой игры – путешествия во времени по аналогии с кинофильмом «Мы из будущего». Например, попав на вокзал в г. Воронеж, девятиклассники из 21 века окунулись в атмосферу всенародного горя – трагических проводов на фронт отцов, мужей, братьев и сестер в июне 1941 года. Индивидуальное задание – сыграть роль соседки Соколовых и рассказать от ее имени о прощании Андрея с Ириной и детьми. Ученица ответственно подошла к выполнению задания, вжилась в роль, прониклась чувством сопереживания. А в эпизоде нравственного поединка Андрея Соколова с комендантом Мюллером обучающемуся предложено вести повествование от лица одного из немецких офицеров, ставшего свидетелем достойного поведения русского солдата в плену у фашистов. Как наиболее успешная альтернатива традиционным методам в мировой педагогике рассматривается обучение в сотрудничестве. Педагогика сотрудничества – эта одна из технологий личностно ориентированного обучения, которая основана на принципах: взаимозависимость членов группы; личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи группы; совместная учебно-познавательная деятельность в группе; общая оценка работы группы. Обучение в сотрудничестве рассматривается как метод обучения. Существуют несколько вариантов данного метода обучения. На уроке представлен метод обучение в команде. В этом варианте особое внимание уделяется «групповым целям» и успеху всей группы, который может быть достигнут в результате самостоятельной работе каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над темой, вопросом, подлежащим изучению. Поэтому задача каждого ученика состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, чтобы каждый член команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки и при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик. Вся группа заинтересована в усвоении учебной информации каждым ее членом, поскольку успех команды зависит от вклада каждого, а также в совместном решении поставленной перед группой проблемы. Этот вариант сводится к трем основным принципам: а) «награду» команда получает одну на всех в виде балльной оценки, какого-то поощрения, значка отличия, похвалы или других видов оценки совместной деятельности. Для этого необходимо выполнить предложенное для всей группы одно задание. Группы не соревнуются друг с другом, так как все команды имеют разную «планку» и разное время на ее достижение; б) индивидуальная ответственность каждого ученика означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого ее члена. Это стимулирует всех членов команды следить за деятельностью друг друга и всей командой приходить на помощь своему товарищу в усвоении и понимании материала так, чтобы каждый чувствовал себя готовым к любому виду тестирования, контрольной проверке, которые могут быть предложены учителем любому ученику отдельно, вне группы; в) равные возможности каждого ученика в достижении успеха означают, что каждый учащийся приносит своей группе очки, которые он зарабатывает путем улучшения своих собственных предыдущих результатов. Сравнение, таким образом, проводится не с результатами других учеников этой или других групп, а с собственными, ранее достигнутыми результатами. Это дает равные возможности продвинутым, средним и отстающим ученикам в получении очков для своей команды. Стараясь улучшить результаты предыдущего опроса или теста, ученик любого уровня, может принести своей команде равное количество баллов, что позволяет ему чувствовать себя полноправным членом команды и стимулирует желание поднимать выше свою персональную «планку». Для внедрения и использования организации обучения в сотрудничестве, для вовлечения каждого ученика в активную познавательную деятельность и к тому же чтобы уделять внимание обучению культуре общения, необходимо приближаться к намеченной цели постепенно и терпеливо шаг за шагом, уча своих учеников взаимодействовать в группе с любым партнером или партнерами; работать активно, серьезно относясь к порученному заданию; вежливо и доброжелательно общаться с партнерами; испытывать чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи своих партнеров, всего класса; полностью осознавать, что совместная работа в группах — это серьезный труд. И наконец, разноуровневое обучение — это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, Б, C, что дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося. Схема образовательных траекторий в рамках разноуровневого обучения – это технология, при которой за критерий оценки деятельности ученика принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению. Темы же, предписанные стандартами образования, остаются едины для всех уровней обучения. На уроке домашнее задание дано с учётом уровня подготовки обучающихся. : сочинение-миниатюра на темуУровень С: «Тема войны в творчестве писателей-«лейтенантов» ( тех, кто сам воевал);Уровень В: «Величие духа русского человека»;Уровень А: «Война в судьбе ребёнка» (о Ванюшке)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *