STEM-технология в современном дополнительном образовании

Программа предназначена для преподавателей детских школ искусств, училищ и колледжей в сфере культуры и искусства, а также педагогов общеобразовательных школ и других организаций дополнительного образования, художественных руководителей творческих коллективов, кружков и секций, которым необходимо получить актуальные знания по методикам и технологиям работы с детьми с РАС, знания о фундаментальных основах и понятии аутизма.

В ходе программы будут рассмотрены различные речевые, сенсорные, поведенческие особенности детей и методы эффективной коммуникации для освоения ими образовательных программ.

Обращаем ваше внимание, что в программе возможны незначительные изменения

Выдаваемый документ

По завершении обучения, слушатели получат удостоверение о повышении квалификации установленного образца.

Преподаватели

Лапшина М. , канд. биол. наук, доцент

Место обучения

18 мая 2022 года

Описание

Репетиторство – одно из наиболее популярных направлений образовательной деятельности. Это отличная возможность практиковаться в профессии, получить конкурентное преимущество среди коллег и возможность иметь высокий заработок.

Идеальный репетитор – каким он должен быть?

– Эрудированным, дружелюбным, стрессоустойчивым, заинтересованным в успехе своих учеников.

А еще, чтобы быть конкурентоспособным и востребованным, нужно не только в совершенстве знать свой предмет, но быть в курсе новейших педагогических идей и технологий.

Наша программа необходима Вам, если Вы:

– не имеете педагогического образования, но занимаетесь репетиторской деятельностью

– только планируете освоить репетиторскую деятельность

– имеете опыт репетиторства и хотите повысить результативность своей деятельности с помощью эффективных методических приемов, находящих отклик у современной молодежи

Осваивая программу, Вы познакомитесь с:

– психолого-педагогическими и физиологическими особенностями детей школьного возраста, влияющими на эффективность освоения учебного материала;

– методическими приемами развития критического мышления и коммуникативных навыков, повышения уровня учебной мотивации.

– проектировать сценарий индивидуального занятия, используя современные педагогические технологии и методические приемы («перевернутый класс», STEAM-обучение, peer-to-peer, геймификация, опережающее обучение и др

– распознавать признаки школьной дезадаптации, ограничивающей уровень познавательной активности, и принимать меры по ее корректировке;

– решать различные психологические и организационные проблемы, с которыми сталкивается репетитор в своей деятельности.

Получите практические рекомендации по поиску работы при отсутствии опыта, составлению и продвижению своего резюме, подготовке к собеседованию при приеме на работу в учебные центры в качестве репетитора.

Срок обучения 18. 2022 – 17. 2022

Режим занятий:  1 раз в неделю, среда, с 17. 00 по 18. Занятия проходят  на платформе Microsoft Teams.

Студентам МГПУ предоставляется скидка 10% на все программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

Текст работы размещён без изображений и формул. Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF

Развитие системы дополнительного образования детей началось в России в конце 19 века. Именно в то время стали возникать первые мастерские, клубы, кружки, летние оздоровительные лагеря, дневные приюты для детей. На уровне государства развитие системы дополнительного образования детей началось в самом конце 1917 года. Только к 1940 году было создано почти 2 тысячи внешкольных учреждений, которые находились в ведении министерств просвещения, культуры и путей сообщения. Постепенно система дополнительного образования стала эффективным преемником внеклассной и внешкольной работы. Она является базисом дополнительного образования детей. Основная цель современной системы дополнительного образования детей – создание методических и технических возможностей для получения знаний, а также условий для творческого развития ребенка. Современная система дополнительного образования кроме традиционных форм включает в себя новые методы. Все более популярными становятся авторские программы развития и дополнительного образования, новейшие методики занятий. Структуры системы дополнительного образования формируют у детей самосознание, ощущение ценности личности, самостоятельность и уверенность в своих силах. Занимаясь дополнительным образованием, ребенок развивает интересы, удовлетворяет творческие потребности, усваивает знания в том объеме и темпе, которые позволяют его индивидуальные особенности. Система дополнительного образования включает в себя шесть направлений:

социально-педагогическое (волонтерство, работа с детьми с особенными потребностями или с одаренными детьми).

На сегодняшний день примерно третья часть школьников занимается разными видами образовательной деятельности в свободное время. В большей степени в учреждениях дополнительного образования обучаются дети в возрасте от 9 до 15 лет.

Педагогический процесс в системе дополнительного образования предполагает (так же, как и в основном образовании) применение различных методов, приемов, технологий работы с детьми. Наряду с традиционными методами, технологиями работы применяются и инновационные. Рассмотрим применение проектной технологии в дополнительном образовании.

Проектная технология не является принципиально новой в мировой педагогике. Она возникла еще в начале 20-го столетия в США и связывалась с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В. Килпатриком. Проектная технология привлекла  внимание и русских педагогов. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные технологии в практике преподавания.

Проект – слово иноязычное, происходит оно от латинского project us. Буквальный перевод – «брошенный вперед». В современном русском языке слово «проект» имеет несколько весьма близких по смыслу значений. Так называют, во-первых – совокупность документов, необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия; во-вторых – это может быть предварительный текст какого-либо документа и, наконец, третье значение – какой-либо замысел или план. Цель проектной технологии (Дж. Дьюи, У. Килпатрик, С. Шацкий) заключается в организации самостоятельной познавательной и практической деятельности. Результатом использования данной технологии должно стать овладение учащимися алгоритмом и умением выполнять самостоятельно проектные работы; формирование познавательного интереса; умение выступать и отстаивать свою позицию; реализация творческого потенциала в исследовательской и предметно-продуктивной деятельности. При использовании данной технологии меняется роль педагога – ему отводится роль консультанта, наставника, направляющего.

В наше информационное время в дополнительном образовании проектная деятельность создает детям благоприятную почву для развития конкурентноспособных навыков. В учреждении дополнительного образования педагог имеет возможность создать поистине уникальную среду, в которой дети становятся двигателями и генераторами идей, а педагог осуществляет контроль, берет на себя менторскую и консультирующую роль и следит за соблюдением техники безопасности.

Примером использования проектной технологии в системе дополнительного образования (в частности, в кружке по декоративно-прикладному творчеству) может быть изготовление изделия в какой-либо технике декоративно-прикладного искусства. Ученик может сам выбрать интересующую его тему, либо сделать это с помощью педагога. Далее следует этап поиска информации, учащийся самостоятельно изучает историю вопроса, отбирает нужный ему материал. В текстовой части проекта должна быть представлена историческая справка, описание процесса и алгоритма изготовления продукта и т. В процессе подготовки текстовой части проекта у учащихся формируется навык самостоятельного поиска информации, умение обобщать и систематизировать материал. Изготовление изделия способствует формированию и развитию навыков мастерства. Немаловажным этапом является представление продукта проекта. На этом этапе учащийся должен в доступной форме рассказать о проделанной работе, остановиться на проблемных моментах, если таковые были, ответить на вопросы слушателей. Таким образом, дети имеют возможность испытать на практике, что означает выбрать себе интересующую тему и взять на себя обязательство по ее изучению и представлению перед коллективом сверстников и контролирующей инстанцией (педагог, потребители проекта). Данный вид деятельности способствует формированию, кроме ремесленных навыков, их оттачиванию, еще и ответственности, развитию коммуникативных навыков, навыков публичного выступления. Проектная деятельность позволяет учащимся выступить не в роли пассивного слушателя, а в роли самостоятельного добытчика знаний, активного участника образовательного процесса. Это, несомненно, будет способствовать формированию познавательного интереса, профессиональной ориентации подростков, их успешной социализации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 2012 № 273-ФЗ

Ответом на эти вызовы для коллектива Института дополнительного образования ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» стало использование технологий педагогического дизайна при проектировании  дополнительных образовательных программ. Проводимые в течение двух лет коллективом Института исследования обозначили четыре ключевые группы слушателей программ дополнительного образования. Так, помимо традиционных для Института потребителей программ в лице педагогов и студентов, ими стали школьники, прежде всего учащиеся старших классов, и родители. Для каждой категории были проанализированы ключевые запросы и выделены приоритетные направления, которые в большей степени касались не изменения содержания программ, а их трансформации в современные форматы, в том числе и в форматы современных электронных курсов.

Использование технологий педагогического дизайна, позволили при проектировании программы выстроить следующую логику:

  • составление «Карты слушателя» как детализированного образа целевой аудитории программы;
  • анализ запроса и сопоставление его с возможностями целевой аудитории;
  • работа «проектного офиса» по созданию прототипа программы;
  • тестирование программы на фокус-группе;
  • внесение корректировок и, наконец, реализация программы для целевой аудитории.

Использование технологий педагогического дизайна, с одной стороны усложнило процесс разработки образовательной программы, прежде всего за счет временной составляющей, но с другой стороны позволило сделать программы более ориентированными на потребности и возможности целевой аудитории. Существует ряд классификаций проектных офисов в зависимости от уровня зрелости проектного менеджмента:

  • «хранилище информации» — накапливает опыт и формирует базу знаний по проектам; служит для сбора информа.ции о проведенных проектах, в основном являясь подобием архива проектов;
  • «скорая помощь» служит сервисным центром ответов на вопросы, возникающих у менеджеров проектов и других участников проектной деятельности организации;
  • «наставник» предназначен для распростра.нения предыдущего опыта реализации проектов организа.ции на другие проекты;
  • «управляющий» проектный опыт является более прогрессивным, поскольку позволяет осуществлять все ба.зовые функции управления проектами: определение содержания проектов; планирование и распределение ресурсов; контроль за исполнением проектов и исполнением бюджетов проектов; оценка допущений и рисков;

Модель проектного офиса идеально подходит для организации мультипроектного управления, при котором необходима консолидация всех ведущихся проектов и используемых ресурсов. В нашем случае разработка образовательных программ в режиме проектного офиса опирается на четыре методологических подхода:

  • партнерство – как привлечение к разработке и реализации программ ведущих экспертов данной сферы и авторов лучших профессиональных практик по тематике программ дополнительного образования;
  • индивидуализация – как внутренняя логика построения программы, позволяющая слушателям выбирать модули и уровни участия и выстраивать индивидуальную образовательную траекторию;
  • модульность – как вариативность содержания программ и возможность моделировать блоки разных программ в формате playbook;

В качестве примеров использования технологий педагогического дизайна в разработке и реализации программ дополнительного образования  Института можно привести три программы. Первая программа «Эдьютеймент как педагогическая технология»

  • образовательного – работа со спикерами по игрофикации и геймификации;
  • проектного – работа в смешанных командах по созданию авторских образовательных продуктов совместно с наставником;
  • внедренческого – тестирование и апробация созданных образовательных продуктов в реальной педагогической практике.
  • Богданова Е.В. Алтыникова Н.В. Деятельность окружного координационного центра по подготовке и сопровождению вожатских кадров в сибирском федеральном округе: стратегии партнерства // Вестник педагогических инноваций. 2018. № 4 (52). С. 134–143.
  • Богданова Е.В. Моделирование деятельности клубных форм дополнительного образования молодежи // Современное педагогическое образование. 2019. № 1. С. 49–55.
  • Богданова Е. В., Дмитриев В.Е., Ильин А.С.,  Кудашов Г. Н. EDUTAIMENT как педагогическая технология:  учебно-методическое пособие для  студентов  направлений подготовки. Новосибирск: Изд-во ООО «Немо Пресс», 2019. 120 с.
  • Массовые открытые онлайн-курсы НГПУ. URL: mooc.nspu.ru (Дата обращения: 30.08.2021).

Технология коллективной творческой деятельности

Существуют технологии, в которых достижение творческого уровня является приоритетной целью. Наиболее плодотворно в системе дополнительного образования применяется  технология коллективной творческой деятельности.

Технология предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела.

Цели технологии КТД:

-выявить, учесть, развить творческие способности детей и приобщить их к многообразной творческой деятельности;

-воспитать общественно-активную творческую личность и способствовать организации социального творчества, направленного на служение людям в конкретных социальных ситуациях.

Оценивание результатов – похвала за инициативу, публикация работы, выставка, награждение, присвоение звания и др. Для оценивания результатов разрабатываются специальные творческие книжки, где отмечаются достижения и успехи.

Можно говорить о некоторых принципах организации коллективного дела как творческого. Это принципы состязательности, игры, импровизации, которые работают потому, что они опираются на глубокие психологические основания: потребности человека в самоутверждении, самовыражении, общении.

Конкретных  форм КТД великое множество. Правда, если вглядеться в подобные списки, быстро обнаруживаешь за разными названиями повторяющиеся схемы организации. Назовем эти схемы методиками — «бой», «защита», «эстафета», «путешествие», ролевая игра.

Трудовые дела: атака трудовая, десант трудовой, подарок далеким друзьям, рейд, фабрика трудовая.

Втрудовых КТД воспитанники и их старшие друзья осуществляют заботу через труд-творчество. В центре внимания воспитателей — освоение трудовой культуры, развитие нравственного отношения к труду, собственности, материальным богатствам нашего общества, к таким сторонам окружающей жизни, которые нуждаются в практическом улучшении и которые можно усовершенствовать или своими силами, или помогая другим людям.

Цель трудовых КТД — обогатить знания ребят об окружающем, выработать взгляды на труд как основной источник радостной жизни, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, а также умение и привычку реально, на деле заботиться о близких и далеких людях, работать самостоятельно и творчески.

Обогащение воспитанников трудовым опытом происходит во взаимосвязи с другими видами общественно ценной практики.

Познавательные дела: вечер (сбор) весёлых задач, вечер (сбор) – путешествие, вечер (сбор) разгаданных и неразгаданных тайн, город весёлых мастеров, защита фантастических проектов, пресс-бой, пресс– конференция, рассказ – эстафета, собрание – диспут, турнир– викторина, турнир знатоков, устный журнал (альманах).

Познавательные КТД обладают богатейшими возможностями для развития у школьников таких качеств личности, как стремление к познанию непознанного, целеустремленность, настойчивость, наблюдательность и любознательность, пытливость ума, творческое воображение, товарищеская заботливость, душевная щедрость.

Например, турнир знатоков — познавательное дело-обозрение, проводится несколькими коллективами, каждый из которых по очереди организует творческое состязание (свой тур) между остальными участниками. Турнир знатоков можно проводить в классе (между звеньями, бригадами) или между классными коллективами, а также между сводными командами старших и младших. (Пресс-центр,  орг. массовый отдел)

Художественные дела. Примеры КТД: Кольцовка песен. Концерт – «молния». Кукольный театр. Литературно-художественные конкурсы. Турнир знатоков поэзии. Эстафета любимых занятий. Эстафета – «ромашка».

Например. Кольцовка песен — массовая игра-обозрение, участники которой, составляющие несколько команд, поочередно (по кругу) исполняют песни на выбранную тему.

Технология исследовательского (проблемного) обучения

Технология исследовательского (проблемного) обучения, при которой организация занятий предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями и навыками; образовательный процесс, строится как поиск новых познавательных ориентиров.

Ребенок самостоятельно постигает ведущие понятия и идеи, а не получает их от педагога в готовом виде.

Технология проблемного обучения предполагает следующую организацию:

Педагог создает проблемную ситуацию, направляет учеников на ее решение, организует поиск решения.

Ученик ставится в позицию субъекта своего обучения, разрешает проблемную ситуацию, в результате чего приобретает новые знания и овладевает новыми способами действия.

Особенностью данного подхода является реализация идеи “обучение через открытие”: ребенок должен сам открыть явление, закон, закономерность, свойства, способ решения задачи, найти ответ на неизвестный ему вопрос. При этом он в своей деятельности может опираться на инструменты познания, строить гипотезы, проверять их и находить путь к верному решению.

По специфике проблемных задач, выделяют три вида проблемного обучения:

Теоретическое исследование. Обучение строится на основе предложения и решения теоретических  учебных проблем обучающимися. Например, в начале занятия «О жизни растений» ставится проблема: «Почему корень и стебель растут в противоположные стороны», но педагог не дает готового ответа, а рассказывает, как наука шла к этой истине, сообщает о гипотезах и опытах, которые делались для проверки гипотез о причинах этого явления; обучающиеся, же сами должны ответить на этот вопрос.

Поиск практического решения (практическое творчество), т. способа применения усвоенного знания в неизвестной ситуации: конструирование, открытие, изобретение. Обучение строится на основе предложения и решения практических учебных проблем и ситуаций.

Разработка художественных решений (художественное творчество) с опорой на способность художественного восприятия и отображения действительности на основе творческого воображения, музыкальных, изобразительных, театральных и прочих умений. (Например, сочините сказку о том, как математика помогает нам в жизни; постановка сценок при изучении иностранного языка и т

Игровые технологии

Игровые технологии  обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта.

Различают следующие классификации педагогических игр:

-по видам деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические);

-по характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные, познавательные, тренировочные, контролирующие, познавательные, развивающие, репродуктивные, творческие, коммуникативные и др

-по игровой методике (сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и др

-по игровой среде (с предметом и без, настольные, комнатные, уличные, компьютерные и др.

Цели образования игровых технологий обширны:

-дидактические: расширение кругозора, применение ЗУН на практике, развитие определенных умений и навыков;

-воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности;

-развивающие: развитие качеств и структур личности;

-социальные: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды.

Технология программированного обучения

Возникла в начале 50-х годов, когда американский психолог Б. Скиннер предложил повысить эффективность усвоения учебного материала, построив его как последовательную программу подачи и контроля порций информации.

Технология программированного обучения предполагает усвоение программированного учебного материала с помощью обучающих устройств (ЭВМ, программированного учебника и др. Главная особенность технологии заключается в том, что весь материал подается в строго алгоритмичном порядке сравнительно небольшими порциями.

Как разновидность программированного обучения возникли блочное и модульное обучение.

Блочное обучение  осуществляется на основе гибкой программы и состоит из последовательно выполняемых блоков, гарантирующих усвоение определенной темы:

тестово-информационный блок (проверка усвоенного материала);

проблемный блок (решение задач на основе полученных знаний);

блок проверки и коррекции.

Модульное обучение (П. Цявиене, Трамп, М. Чошанов) – индивидуализированное самообучение, при котором используется учебная программа, составленная из модулей.

Модуль – это функциональный узел, в качестве которого выступает программа обучения, индивидуализированная по выполняемой деятельности.

Модуль представляет собой содержание курса в трех уровнях: полном, сокращенном, углубленном. Обучающийся выбирает для себя любой уровень. Содержание обучения представляется в законченных блоках; каждый ученик получает от педагога письменные рекомендации о том, как действовать, где искать нужный материал; обучающийся работает максимум времени самостоятельно, что дает ему возможность осознать себя в процессе выполнения деятельности.

Сущность модульного обучения состоит в том, что обучающийся самостоятельно достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем.

Они выдвинули гипотезу: способности обучающегося определяются при оптимально подобранных для данного ребенка условиях. Поэтому необходима адаптивная система обучения, позволяющая всем ученикам усвоить программный материал. То есть технология полного усвоения задает единый для всех обучающихся уровень овладения знаниями, но делает переменными для каждого время, методы и формы обучения.

Блум, один из авторов технологии полного усвоения предположил, что способности ученика определяются темпом его учения, он выделил следующие категории учащихся:

• малоспособные, которые не в состоянии достичь заранее намеченного уровня ЗУН даже при больших затратах времени;

• талантливые, которым по силам то, с чем не может справиться большинство; они могут учиться в высоком темпе (» 5%);

• обычные, составляющие большинство, их способности к усвоению ЗУН определяются средними затратами учебного времени (» 90%).

Следовательно, 95% учащихся могут полностью осваивать все содержание обучения.

В работе по этой системе главной особенностью является определение эталона полного усвоения для всего курса, который должен быть достигнут всеми учениками. Педагоги дополнительного образования при создании учебных программ составляют перечень конкретных результатов обучения, которые стремятся получить. Технология полного усвоения позволяет достичь хороших результатов всем учащимся, так как:

задает единый для всех детей уровень знаний, умений и навыков, но делает переменными для каждого обучающегося время, методы, формы, условия труда, то есть создаются дифференцированные условия усвоения учебного материала;

успехи каждого ученика сравниваются с установленным эталоном;

каждый ученик получает необходимую помощь;

диагностические тесты позволяют скорректировать работу детей.

Технология проектного обучения

Технология проектного обучения — альтернативная технология, которая противопоставляется классно-урочной системе, при которой не даются готовые знания, а используется технология защиты индивидуальных проектов. Проектное обучение является непрямым, и здесь ценен не только результат, но в большей мере сам процесс.

Проект — буквально это «брошенный вперед», то есть прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта. Эффективность применения проектной деятельности в дополнительном образовании заключается в том, что:

1) происходит развитие творческого мышления

2) качественно меняется роль педагога: устраняется его доминирующая роль в процессе присвоения знаний и опыта, ему приходится не только и не столько учить, сколько помогать ребенку учиться, направлять его познавательную деятельность.

3) вводятся элементы исследовательской деятельности;

4) формируются личностные качества воспитанников, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально (в групповых проектах, когда «работает» небольшой коллектив и в процессе его совместной деятельности появляется совместный продукт, отсюда развивается умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор, решение, разделять ответственность, анализировать результаты деятельности, способность ощущать себя членом команды — подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела);

5) происходит включение воспитанников в «добывание знаний» и их логическое применение (формируются личностные качества — способность к рефлексии и самооценке, умение делать выбор и осмысливать как последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности).

Педагог превращается в куратора или консультанта:

помогает обучаемым в поиске источников;

сам является источником информации;

поддерживает и поощряет учащихся;

координирует и корректирует весь процесс;

поддерживает непрерывную обратную связь.

Типология проектов

Проекты различаются по следующим признакам:

Какая деятельность доминирует в проекте: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная и пр.

Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.

по характеру координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).

по характеру контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).

Количеству участников проекта.

Продолжительности выполнения проекта (в рамках одного занятия; нескольких занятий; месяц, год и т

Результат проектной деятельности – это, прежде всего ход самой деятельности (сама деятельность),  а продукт (игрушка-подушка, игрушка-коврик) – это одно из воплощений замысла, он помогает  представить каков был, замысел решения проблемы проекта.

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодейст­вовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.

Технологию, применительно к поставленной проблеме сохранения здоровья детей, можно определить как здоровьесберегающую педагогическую деятельность, которая по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человеком образующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья ребенка.

Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.

Здоровьесберегающая технология – это:

условия обучения ребенка (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;

необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Здоровьесберегающая образовательная технология – система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др. В эту систему входит:

Использование данных мониторинга состояния здоровья детей, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.

Учет особенностей возрастного развития и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т. детей данной возрастной группы.

Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.

Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности детей, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.

Анализ проведения занятия с позиций здоровьесбережения

Педагогу в организации и проведении занятия необходимо учитывать:

Обстановка и гигиенические условия в кабинете: температура и свежесть воздуха, рациональность освещения кабинета и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей.

Число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма – 4-7 видов за занятие. Однообразность занятия способствует утомлению воспитанников, как это бывает, например, при выполнении контрольной работы. Вместе с тем необходимо помнить, что частые смены одной деятельности на другую требуют от воспитанников дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости.

Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут;

Число видов преподавания (методов обучения): словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т. Норма – не менее трех.

Чередование видов преподавания (методов обучения). Норма – не позже чем через 10-15 минут.

Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся:

метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т

активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь);

методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки).

Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения.

Позы учащихся во время занятия, чередование поз.

Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на занятии – их место, содержание и продолжительность. Норма – на 15-20 минут занятия по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения.

Наличие у воспитанников мотивации к учебной деятельности на занятии (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т. ) и используемые учителем методы повышения этой мотивации.

Наличие в содержательной части занятия вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.

Психологический климат на занятии.

Наличие на занятии эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т

В конце занятия следует обратить внимание на следующее:

Плотность занятия, т. количество времени, затраченного воспитанниками на учебную работу. Норма – не менее 60 % и не более 75-80 %.

Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы.

Темп и особенности окончания занятия:

быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания;

спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать педагогу вопросы, педагог может прокомментировать задание на дом, попрощаться с детьми.

Современные педагогические технологии могут радикально перестроить процесс обучения. В условиях дополнительного образования ребенок развивается, участвует в игровой, познавательной, трудовой деятельности, поэтому цель внедрения инновационных технологий – дать почувствовать детям радость труда в учении, пробудить в их сердцах чувство собственного достоинства, решить социальную проблему развития способностей каждого ученика, включив его в активную деятельность, доведя представления по изучаемой теме до формирования устойчивых понятий и умений.

Каждый шаг ребенка в дополнительном образовании является шагом к утверждению своей личности. Только при условии всестороннего изучения личности ребенка возможна разработка индивидуальных программ его развития, выбор эффективных форм воспитания, создание и использование педагогически оправданных, привлекательных программ. «Рождение» личности связано с превращением ребенка из сравнительно пассивного элемента в активного и созидательного субъекта взаимоотношений с окру­жающей действительностью.

Педагогическаятехнология- наука о путях и средствах дос­тижения наилучших результатов обучения, воспитания и развития обучающихся.

В основе педагогической технологии лежит идея полной уп­равляемости учебно-воспитательным процессом, его проектиро­вание, возможность анализа путем поэтапного воспроизведений, точность и предсказуемость результата, осознание путей его до­стижения.

Педагогическая технология призвана обеспечитьреализа­циюцелей обучения с наивысшей эффективностью и быть посильной для любого педагога в любом учебном заведении. Психологическая сущность технологии проявляется в личностно-ориентированном обучении.

Современные педагогические технологии в дополнительном образовании (нормативно-методическая статья) // Внешкольник. – 1999. – № 7-8. – С.

Фришман, И. Организация и проведение коллективно-творческого дела в детских общественных объединениях // Внешкольник. – 2007. – № 2. – С.

Дмитренко Т. Образовательные технологии в системе высшей школы /Педагогика

Бархаев Б. Педагогические технологии воспитания и развития //Школьные технологии.

Беспалько В. Слагаемые педагогической технологии.

Болотова М. Организация семейного досуга в образовательной среде учреждения дополнительного образования детей: учебно-методическое пособие. Москва: Изд-во «Спутник +»

Буйлова Л. Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей

Монахов В. Методология проектирования педагогической технологии (аксиоматический аспект) //Школьные технологии

Тамберг Ю. Концепция ТРИЗ-технологии. – В. Новгород

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *