STEM-технология в современном дополнительном образовании

21-22 апреля 2022 года команда ИИТиТО приняла активное участие в юбилейной Х Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Развитие дополнительного образования: традиции и инновации», организаторами которой выступили Комитет по образованию Санкт-Петербурга, ГБНОУ Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга,  ГУО «Минский городской институт развития образования».

Целью конференции явился всесторонний анализ реализации стратегических направлений дополнительного образования.

Тематика вопросов, которые обсуждались на конференции: современные научные подходы к проектированию и реализации воспитательных моделей дополнительного образования детей и учащейся молодежи; создание условий для воспитания человека, гражданина, патриота средствами дополнительного образования детей и молодежи; инновационные модели воспитательной работы с молодежью (интерактивные технологии, новые формы воспитания, детские и молодежные движения, добровольчество, молодежное и подростковое самоуправление и т. ); результаты научных исследований (опытно-экспериментальной работы) в области изучения особенностей поколения нового тысячелетия и реализации воспитательных моделей дополнительного образования; особенности воспитания детей и молодежи в пространстве медиатехнологий и интернета; формирование цифровых компетенций учащихся для использования возможностей проектирования индивидуальных учебных планов, сетевых форм реализации программ и поддержки одаренных детей; повышение профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования в сфере воспитания детей и молодежи; социальное партнерство в дополнительном образовании; зарубежный опыт организации и реализации дополнительного образования детей и молодежи в области воспитания.

От ИИТиТО в организации и проведении конференции приняли участие: Костейчук Олег Викторович, доцент кафедры технологического образования (член Оргкомитета, модератор Пленарного заседания и Круглого стола, выступление с докладом: «Цифровая компетентность как составляющая профессионализма педагога дополнительного образования»), Павлова Татьяна Борисовна, доцент кафедры цифрового образования (выступление с докладом: «Индивидуализация обучения и цифровые компетенции учащихся: ответственность педагога»), Козина Наталия Дмитриевна, ассистент кафедры технологического образования (выступление с докладом: «Цифровая среда поддержки проектной деятельности учащихся»), Валивахина Вероника Александровна, руководитель студенческого объединения РОБОHerzen, студентка ИИТиТО по направлению «Технологическое образование»).

Участниками конференции стали  руководители, педагогические работники образовательных учреждений, преподаватели и студенты  организаций среднего и высшего образования из 15 регионов России, а также представители Республики Беларусь. Всего в работе конференции приняло участие 482  человека. В рамках работы  конференции прошло пленарное заседание, была организована работа трех секционных заседаний и двух круглых столов.

STEM-технология в современном дополнительном образовании

STEM-технология в современном дополнительном образовании

STEM-технология в современном дополнительном образовании

14 декабря 2021 года в ГБПОУ «Воробьевы горы» прошёл семинар «Дополнительное образование: инновационная образовательная практика».

В вебинаре приняли участие 342 человека, среди которых педагоги дополнительного образования, методисты, педагоги-организаторы, специалисты управленческого звена.

Участники семинара обсудили различные мнения, точки зрения о внедрении инновационных образовательных технологий при реализации дополнительных общеразвивающих программ.

Ведущая семинара Зоя Алексеевна Каргина, начальник Нормативно-методического отдела Управления дополнительных образовательных программ, рассказала о ключевых образовательных технологиях дополнительного образования. Спикер описала принципы педагогической технологии «перевернутый класс» и драмогерменевтики. Особое внимание было уделено персонализированному/гибкому обучению (flexible learning), обучению по запросу и кейс-обучению. Отдельно рассматривались аспекты технологий дополненной и виртуальной реальности (VR/AR), Stem-технологий, а также геймификации образования — использования игровых элементов в неигровом контексте, когда элементы игры используются для достижения реальных целей.

Тему геймификации образования продолжила Наталья Николаевна Муранова, педагог дополнительного образования Центра художественного образования. Она ярко и подробно рассказала о функциях и типах игр, привела примеры докладов обучающихся и результатов выполненных ими практических занятий. «Любое занятие можно превратить в игру и устроить настоящий фейерверк!», — подчеркнула спикер.

Следующее выступление представила Алена Дмитриевна Белева, преподаватель медиажурналистики Центра медиатехнологий ГБПОУ «Воробьевы горы». Слушатели узнали откуда берутся идеи и как их придумывать, как решать задачи в ТРИЗ-педагогике, как использовать ТРИЗ-технологии на занятиях журналистикой. Презентация завершилась поучительной притчей о конкурсе на звание лучшего художника. Лучшим художником (а в нашем случае педагогом), по мнению докладчика, должен быть признан тот, кто движется дальше, не останавливаясь на достигнутом.

Художественный руководитель Московского городского творческого коллектива «Музыкальный театр-студия „Галёрка“» Центра «Исток» Алексей Николаевич Кузнецов рассказал о новых «инструментах» реализации традиционных форм музыкально-театральной деятельности. В выступлении были освещены вопросы структуры и специфики театра-студии «Галёрка», модели обучения исполнительским искусствам и музыкальному театру, особенности проведения и трансляции концертов и спектаклей.

Затем последовал доклад педагога дополнительного образования, методиста Центра астрономического и космического образования Дениса Владимировича Денисенко. Кратко охарактеризовав спектр программ, докладчик представил уникальный авторский метод поиска и открытия новых астрономических объектов. Области применения, результаты, преимущества и дополнительные возможности инновационных подходов были подробно освещены в его презентации. Показательно, что многие ученики Центра астрономического и космического образования делают настоящие научные открытия.

Семинар завершился выступлением руководителя Центра библиотечно-информационных ресурсов Софьи Вячеславовны Горизонтовой и педагога-организатора Центра библиотечно-информационных ресурсов Николая Владимировича Гладких. Слушатели узнали об образовательных проектах в работе современной библиотеки, творческих мастерских, книжных выставках. Особое внимание было уделено циклу «Вначале были мифы». Эти занятия включают не только хронологическое изложение материала, но и знакомят обучающихся с произведениями искусства разных эпох, в которых отразились исторические события.

Слушатели высказали слова благодарности в адрес всех выступающих, представивших интересный, ценный и богатый опыт.

  • Инновационные образовательные технологии, доступные к реализации в условиях дополнительного образования, Каргина З.А.
  • Геймификация процесса обучения декоративно прикладному творчеству, Муранова Н.Н.
  • Опыт реализации ТРИЗ-технологии в процессе обучения журналистике, Белева А.Д.
  • «Новые инструменты» реализации традиционных форм музыкально-театральной деятельности, Кузнецов А.Н.
  • Инновационные технологии в образовании. Центр открытия астрономических объектов, Денисенко Д.В.
  • Образовательные проекты в работе современной бибилиотеки, Горизонтова С.В., Гладких Н.В.

https://youtube.com/watch?v=RU-gNlMnkRU%3Ffeature%3Doembed

Текст работы размещён без изображений и формул. Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF

В рамках нашей статьи мы хотим обратиться к такому педагогическому средству как арт-технологии. Арт-технологии – это совокупность форм, методов и средств различных видов искусства, направленных на развитие творческого потенциала личности в образовательном процессе. Арт-технологии называют также художественно-творческими технологиями, подразумевая под ними совокупность знаний, умений, навыков и способов деятельности педагога или психолога, которые позволяют воздействовать на личность ребенка (подростка) средствами художественного творчества. В педагогическом контексте использования арт-технологий обычно говорят об арт-педагогике – обучении и воспитании средствами различных видов искусств.

Однако, следует четко разграничивать понятие арт-технологий с понятием арт-терапия. Они, конечно, имеют много общего, но пользуясь одними средствами, решают разные задачи. Арт-терапия направлена на психологическую коррекцию и лечение, в свою же очередь арт-технологии способствуют достижению целей и решению задач развития личности и ее образования.

На важную роль искусства в работе с детьми и подростками указывали представители зарубежной педагогики Э. Сеген, Ж. Демор, О. Декроли, а также отечественные ученые Л. Выготский, А. Граборов, Е. Екжанова, Т. Комарова и др. Они утверждают, что художественная деятельность детей обеспечивает их сенсорное развитие, формирует мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствует развитию восприятия, произвольного внимания, воображения, речи, мелкой моторики, коммуникации. Восприятие произведений искусства может приносить приятные впечатления и способствует преобразованию негативных эмоций в позитивные. Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства.

Арт-технологии разрабатываются на основе комплекса ведущих идей идеи гуманизма, креативности, интегративности и рефлексивности задают ориентацию для практической деятельности арт-педагога. Кроме того, они реализуются в процессе невербального общения, что важно и ценно для тех детей, которые не расположены к открытому общению, так как не очень хорошо говорят на русском языке, не всегда могут словами выразить свои внутренние переживания.

Арт-технологии могут быть применены в условиях образовательного процесса (в практике преподавания предметов гуманитарного и художественного циклов – литературы, музыки, изобразительного искусства, интегрированных уроков) и внеурочной деятельности обучающихся, в условиях реализации моделей внеурочной деятельности в школе полного дня, в системе дополнительного образования детей, в работе волонтеров и т.

Благодаря использованию арт-технологий, каждый ребёнок делает собственные открытия, выходит за рамки привычного, увлекается, создавая уникальные художественные образы; обобщает эстетические представления об окружающем мире; сможет найти новых друзей, снять стрессовое напряжение, сократить адаптивный период вынужденной смены места жительства и обучения; выстроить доброжелательные отношения с ровесниками и взрослыми; восстановить физическое здоровье, улучшить душевное и духовное самочувствие.

В современных исследованиях выделяется очень важный аспект: арт-технологии могут использоваться с различными возрастными категориями дошкольников. Арт-технологии выходят за рамки работы с детьми, имеющими проблемы, но в то же время не дублируют сферу художественного образования и эстетического воспитания. То есть, в содержание понятия «арт-технологии» не следует включать только специальное художественное обучение детей с проблемами, также не стоит сводить смысл арт-технологий к обучению навыкам рисования, а следует добавить формирование основ художественной культуры и социальную адаптацию личности средствами искусства.

Поскольку арт-технологии включают в себя средства и методы, способствующие более качественному и эффективному обучению и воспитанию, то их задачи включают в себя создание позитивного, мотивированного процесса обучения и воспитания, а также условий личностного развития. Решение этих задач возможно через осознание и активизацию жизненных ресурсов; развитие и активизация творческого потенциала; обучение навыкам саморегуляции; обучение коммуникативным навыкам; развитие сферы восприятия.

В арт-педагогике обучение технологическим приемам рассматривается как средство достижения педагогических задач. Освоение художественных приемов и технологий работы художественными материалами осуществляется через исследование возможностей этих материалов, иногда через игру с ними, через неожиданные комбинации и смешение техник. Умение обращаться с художественными материалами ведет к большей свободе, дает новый импульс развитию, стимулирует самовыражение. Художественные материалы в реализации арт-технологий можно классифицировать на графические, живописные, имитационные.

Подводя итог всему вышесказанному, можно с уверенностью сказать, что арт-технологии имеют огромный потенциал для создания положительного климата в обществе. Арт-педагогика в целом и АРТ-технологии, в частности, имеют много общего в функции коррекции, диагностики, профилактики средствами искусства и художественной деятельности, а также нарушений социальной, психологической, профессиональной адаптации детей. В настоящее время сделан вывод о специфическом влиянии работы с разными художественными объектами на эмоциональное состояние ребенка. Изучение влияние художественных объектов на оздоровление эмоционального состояния ребенка находится в стадии исследования, но неоспорим тот факт, что эти данные в скором времени дадут толчок к развитию всей арт-педагогики.

Список использованных источников

Афанасьева А. Арт-технологии в диагностике и развитии креативности ребенка во внеурочной деятельности // В сборнике: Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации материалы всероссийской научно-практической конференции (заочной) с международным участием. ответственный редактор А. Нагорнова. 2016. 94-98.

Лелявина К. , Клименко Г. Арт-технологии в образовательном процессе средней школы // В сборнике: Перспективы развития науки и образования:III международная научно-практическая конференция. 2016. 87-90.

Степанова А. , Жданова С. Арт-технологии в социализации учащихся // В сборнике: Современные проблемы и перспективы развития педагогики и психологии сборник материалов 9-ой Международной научно-практической конференции. 2016. 95-98.

Санникова Л. Образовательный процесс как элемент внутренней системы дошкольной образовательной организации //
Научно-методический электронный журнал концепт. 2016. № 9. 102-107.

Ответом на эти вызовы для коллектива Института дополнительного образования ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» стало использование технологий педагогического дизайна при проектировании  дополнительных образовательных программ. Проводимые в течение двух лет коллективом Института исследования обозначили четыре ключевые группы слушателей программ дополнительного образования. Так, помимо традиционных для Института потребителей программ в лице педагогов и студентов, ими стали школьники, прежде всего учащиеся старших классов, и родители. Для каждой категории были проанализированы ключевые запросы и выделены приоритетные направления, которые в большей степени касались не изменения содержания программ, а их трансформации в современные форматы, в том числе и в форматы современных электронных курсов.

Использование технологий педагогического дизайна, позволили при проектировании программы выстроить следующую логику:

  • составление «Карты слушателя» как детализированного образа целевой аудитории программы;
  • анализ запроса и сопоставление его с возможностями целевой аудитории;
  • работа «проектного офиса» по созданию прототипа программы;
  • тестирование программы на фокус-группе;
  • внесение корректировок и, наконец, реализация программы для целевой аудитории.

Использование технологий педагогического дизайна, с одной стороны усложнило процесс разработки образовательной программы, прежде всего за счет временной составляющей, но с другой стороны позволило сделать программы более ориентированными на потребности и возможности целевой аудитории. Существует ряд классификаций проектных офисов в зависимости от уровня зрелости проектного менеджмента:

  • «хранилище информации» — накапливает опыт и формирует базу знаний по проектам; служит для сбора информа.ции о проведенных проектах, в основном являясь подобием архива проектов;
  • «скорая помощь» служит сервисным центром ответов на вопросы, возникающих у менеджеров проектов и других участников проектной деятельности организации;
  • «наставник» предназначен для распростра.нения предыдущего опыта реализации проектов организа.ции на другие проекты;
  • «управляющий» проектный опыт является более прогрессивным, поскольку позволяет осуществлять все ба.зовые функции управления проектами: определение содержания проектов; планирование и распределение ресурсов; контроль за исполнением проектов и исполнением бюджетов проектов; оценка допущений и рисков;

Модель проектного офиса идеально подходит для организации мультипроектного управления, при котором необходима консолидация всех ведущихся проектов и используемых ресурсов. В нашем случае разработка образовательных программ в режиме проектного офиса опирается на четыре методологических подхода:

  • партнерство – как привлечение к разработке и реализации программ ведущих экспертов данной сферы и авторов лучших профессиональных практик по тематике программ дополнительного образования;
  • индивидуализация – как внутренняя логика построения программы, позволяющая слушателям выбирать модули и уровни участия и выстраивать индивидуальную образовательную траекторию;
  • модульность – как вариативность содержания программ и возможность моделировать блоки разных программ в формате playbook;

В качестве примеров использования технологий педагогического дизайна в разработке и реализации программ дополнительного образования  Института можно привести три программы. Первая программа «Эдьютеймент как педагогическая технология»

  • образовательного – работа со спикерами по игрофикации и геймификации;
  • проектного – работа в смешанных командах по созданию авторских образовательных продуктов совместно с наставником;
  • внедренческого – тестирование и апробация созданных образовательных продуктов в реальной педагогической практике.
  • Богданова Е.В. Алтыникова Н.В. Деятельность окружного координационного центра по подготовке и сопровождению вожатских кадров в сибирском федеральном округе: стратегии партнерства // Вестник педагогических инноваций. 2018. № 4 (52). С. 134–143.
  • Богданова Е.В. Моделирование деятельности клубных форм дополнительного образования молодежи // Современное педагогическое образование. 2019. № 1. С. 49–55.
  • Богданова Е. В., Дмитриев В.Е., Ильин А.С.,  Кудашов Г. Н. EDUTAIMENT как педагогическая технология:  учебно-методическое пособие для  студентов  направлений подготовки. Новосибирск: Изд-во ООО «Немо Пресс», 2019. 120 с.
  • Массовые открытые онлайн-курсы НГПУ. URL: mooc.nspu.ru (Дата обращения: 30.08.2021).

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРАКТИКЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Федорова Ирина Аркадьевна.

Аннотация. В данной статье описываются современные педагогические технологии, существующие в образовании, а также технологии, которые возможно применить в условиях дополнительного образования. Кратко описан опыт работы по взаимодействию общеобразовательных учреждений и учреждения дополнительного образования. Статья будет полезна методистам и педагогам, работающим в сфере дополнительного образования.

Ключевые слова: педагогическая технология, дополнительное образование, проектирование.

MODERN PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN THE PRACTICE OF ADDITIONAL EDUCATION FOR CHILDREN

Fedorova Irina.

Abstract. The article describes modern pedagogical technologies that exist in education, as well as technologies that might be applied in conditions of additional education. The experience of work on the interaction of general education institutions and the establishment of additional education is covered. The article will be useful to methodologists and additional education teachers.

Key words: pedagogical technology, additional education, design.

В современном образовании понятие «педагогическая технология» явление не редкое. Гораздо реже оно звучит в рамках дополнительного образования. На данный момент применяется много педагогических технологий. Как среди них выбрать ту, которая даст возможность показать более высокий результат? Как

перенести выбранную педагогическую технологию в условия дополнительного образования? Кроме того, знание современных педагогических технологий, умение ориентироваться в их широком спектре – это одно из важнейших условий успешной деятельности современного педагога. И это понятно: ведь любая технология, прежде всего, отвечает на вопрос: как добиться высокого результата, и неважно в основном или дополнительном образовании.

В связи с тем, что основные технологии обучения и воспитания были созданы для общего образования, перед дополнительным образованием встает проблема создания новых технологий или же адаптация уже имеющихся. Общеобразовательная школа, в основном, использует информационные, обучающие технологии с опорой на интеллектуальные возможности. Способы деятельности детей, а также их интересы довольно часто остаются вне поля зрения педагога. Школьные задания в большинстве своем носят репродуктивный характер, сводятся к выполнению действий по образцу, что ведет к перегрузке памяти и не способствует развитию психических процессов обучающихся. Учреждение дополнительного образования в отличие от общеобразовательной школы должно разделять детей по их индивидуальным особенностям (как психологическим, так и физическим), интересам, причем содержание и методы обучения нужно рассчитывать на уровень интеллектуального развития и корректировать в зависимости от конкретных способностей и запросов ребенка. В результате для детей должны создаваться соответствующие условия развития: они смогут реализовать свои способности и освоить программы (индивидуальные программы, модульное обучение, разноуровневое обучение).

Но в действительности это не так. На практике видно, что большинство занятий педагогами дополнительного образования проводятся в традиционной форме по классической классно-урочной схеме (объект-субъектные отношения).

Конечно, с введением ФГОС картина постепенно начинает меняться, но появляется другая проблема: формируя метапредметные и личностные результаты детей (на них делается акцент) в школе упускается предметность. Возникает вопрос – что делать? Вероятно, объединять усилия школы и учреждения дополнительного образования, расставляя при этом свои акценты. Школа учит и воспитывает, а дополнительное образование обучает способам добычи этих знаний, учитывая индивидуальные психологические, интеллектуальные и физические особенности каждого.

В дополнительном образовании часто используются и показывают неплохие результаты следующие педагогические технологии:

– Технология личностно-ориентированного развивающего обучения(И. Якиманская)

– Технология дифференцированного обучения

– Цель технологии: формирование мировоззрения детей, развитие познавательных способностей, становление мотивационных установок

положительной направленности, удовлетворение самых различных их интересов

– Технология индивидуального обучения(Инге Унт, В. Шадриков)

– Технология коллективного взаимообучения (А. Ривин,В. Дьяченко)

– Технология адаптивной системы обучения(А. Границкая)

– Технология коллективной творческой деятельности (И. Волков, И. Иванов)

– Технология проблемного (исследовательского) обучения

– Технология программированного обучения(В. Беспалько)

– Игровые технологии (П. Пидкасистый, Д. Эльконин)

– Технология проектного обучения

В части обеспечения результативности в соответствии с ФГОС учреждения дополнительного образования оказываются сегодня более эффективными, что объясняется изначальными условиями деятельности (вариативность, свобода выбора, необязательный характер образования и пр.

Развитие универсальных учебных действий, развитие базовых компетентностей – то, что требует внеурочных нетрадиционных форм организации учебного процесса.

Созданная нами единая комплексная модульная вариативная программа «От пробы – к выбору, от выбора – к успеху», позволяющая решать задачи по

Стандарту, ориентирована на метапредметные и личностные результаты и благодаря своей гибкой организационной структуре отвечает запросам разных школ-партнёров.

Главной образовательной технологией педагогов нашего учреждения является технология проектирования.

Метод учебных проектов дает возможность учащимся выбора и «проб» в собственной о бразовательной практике:

– «пробы» в индивидуальных и групповых проектах;

– «пробы» в исполнении различных ролей в групповой работе;

– «пробы» различных социальных ролей;

– «пробы» в различных областях знаний, в том числе – выполнение межпредметных проектов.

Метод настаивает на обязательности самооценки и рефлексии. Обязательным завершением любого проекта является презентация полученного продукта. В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта.

В процессе проектной деятельности формируются следующие компетенции:

– поисковые (исследовательские) умения;

– умения и навыки работы в сотрудничестве;

– менеджерские умения и навыки;

– презентационные умения и навыки.

Все педагогические технологии, используемые в дополнительном образовании детей, направлены на то, чтобы: разбудить активность детей; продемонстрировать им оптимальные способы осуществления деятельности; подвести эту деятельность к процессу творчества; опираться на самостоятельность, активность и общение детей.

Итак, современные педагогические технологии могут существенно перестроить процесс обучения.

В условиях ДО ребенок развивается, участвуя в игровой, познавательной, трудовой деятельности, поэтому, внедряя новые педагогические технологии постоянно, а также включая его в активную творческую деятельность, каждый ребенок получает возможность каждому ребенку проявить себя, развить собственные способности.

Таким образом, современные технологии в работе учреждений дополнительного образования детей сочетаются со всем, что накоплено в педагогике в течение долгого времени. Они позволяют выбирать наиболее эффективные способы и приемы организации деятельности детей и создавать максимально комфортные условия для развития современной творческой личности.

Белый В. О современных тенденциях в распространении методов проектного обучения / В. Белый // Школьные технологии. – 2010. – №2. – с. 107-114.

Буланова-Топоркова М. , Духавнева А. и др. Педагогические технологии. – Ростов н/Д. : издательский центр «Март», 2002. – 318 с.

Гузеев В. Образовательная технология: от приема до философии. – М. : Сентябрь, 1996. – 112 с.

Даутова О. , Крылова О. Современные педагогические технологии в профильном обучении: учебно-методическое пособие для учителей / под ред. Тряпициной. – СПб. : КАРО, 2006. – 176 с.

Дьяченко В. Коллективный способ обучения становится массовой практикой / В. Дьяченко // Народное образование. – 2008. – №1. – с. 191-197.

Ксензова Г. Перспективные школьные технологии. – М. : Педагогическое общество России, 2000. – 224 с.

Кукушкин В. Современные педагогические технологии. Начальная школа. Пособие для учителя. – Ростов н/Д. : изд-во «Феникс», 2003. – 448 с.

Новикова И. Этапы познания: Организация проблемного обучения / И. Новикова // Спорт в школе. Газета Изд. дома «Первое сентября». – 2010. – №4. – с.

Поздняк С. Дифференциация на основе когнитивных стилей учащихся как способ повышения качества образования / С. Поздняк // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2010. – №5. – с. 21-27.

Рачевский Е. Информационные технологии в образовании: Школа будущего / Е. Рачевский // Директор школы. – 2010. – №1. – с. 55-58.

Селевко Г. Воспитательные технологии. – М. : НИИ школьных технологий, 2005. – 320 с.

Селевко Г. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. – М. : Народное образование, 1998. – 256 с.

Цифровые навыки для жизни и работы сегодня необходимы всем, но для общего и дополнительного образования детей сегодня актуально смешивание традиционных «нецифровых» подходов к художественному образованию и цифровых приложений, пересечение формальных и неформальных цифровых навыков. Основной образовательной технологией этой междисциплинарной модели является реальная проектная и исследовательская деятельность. Эта модель образования в полной мере реализуется именно в системе дополнительного образования.

STEM-технология в современном дополнительном образовании.

Тамбовцева Р.

Заместитель директора по МР

КГКП «Станции юных техников»

по городу Усть-Каменогорску

управления образования ВКО

Цифровая экономика требует наличия у населения цифровых навыков, позволяющих пользоваться ее плодами. Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств. Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Система дополнительного образования накопила значительный опыт в развитии способностей детей и молодежи посредством организации учебно-исследовательской, опытно-конструкторской и проектной видов деятельностей. Разнообразные формы и технологии, применяемые при реализации дополнительных общеразвивающих программ, при подготовке и участии детей в многочисленных олимпиадах и конкурсах.

Основной образовательной технологией этой междисциплинарной модели является реальная проектная и исследовательская деятельность. Эта модель образования в полной мере реализуется именно в системе дополнительного образования. Однако самая большая проблема заключается в том, что от следующих поколений потребуются КРЕАТИВНЫЕ решения

Такие общеразвивающие программы в системе дополнительного образования есть, и часто педагоги испытывают затруднения с тем, к какой направленности ДО отнести свою программу, но на практике в большей степени происходит спонтанная, нецеленаправленная интеграция.

Сегодня все новые и новые современные технологии, в том числе аддитивные, приходят в образование. Поэтому интеграция художественной и технической направленности может стать основой для создания множества новых или обновления действующих общеразвивающих программ как художественной, так и технической направленности. Такие программы в первую очередь принципиально меняют цели, задачи и планирование ожидаемых результатов обучения.

Например, синтез целого ряда арт и цифровых технологий может предложить детям общеразвивающая программа детской анимационной студии. Сама студия – это только современный инструмент медиаискусства, поэтому освоение технологии создания мультфильма не может быть целью интегрированной программы. Содержание программы позволяет детям совместить использование современного цифрового оборудования с декоративно-прикладным творчеством и изобразительной деятельностью, с самостоятельным литературным творчеством при создании сценария, с погружением в проблемы экологии, с изучением культурологии, традиций народной культуры и народных художественных промыслов, с реставрацией исторических событий и использованием знаний в области психологии рекламы и многого другого. Анимационная студия позволяет детям находиться в новой реальности, экспериментировать с материалами, думать креативно, применять различные творческие техники, сотрудничать с другими детьми, а самое главное — это пройти весь путь от идеи к ее воплощению в материале, а потом в «цифре». Вот это и есть цель и планируемые результаты обучения, которые пригодятся детям и в школе, и в будущей профессии. Для создания мультфильма можно использовать множество арт-технологий и материалов: от пластилина до различных конструкторов. Чем больше используется различных материалов и технологий работы с ними в анимационной студии, чем разнообразнее социальные проблемы, поднимаемые в сценариях, тем меньше желание сменить программу, т. ребенок знает, что программа предоставляет ему возможность множества проб для познания мира, в котором мы живем, а значит возможность найти себя.

Декоративно-прикладное творчество является значимым ресурсом для содержания программ художественной направленности, но цель и результаты принципиально меняются, т. умения в конкретной области декоративно-прикладного творчества это только средство познания технологий работы с различными материалами и освоения целого набора универсальных навыков: генерации идей, создания эскизов, выбора лучших эскизов, создания изделий в соответствии с эскизами, выбора модели для тиражирования и др. Именно они являются первичной целью общеразвивающей программы. Но в современных условиях целостная картина создания изделия из различных материалов не может сложиться без интеграции с современными технологиями, цифровыми навыками, технологиями использования безопасных электрических или высокотехнологичных инструментов. К таким инструментам для декоративно-прикладного творчества можно отнести режущие плоттеры, универсальные электрические и пневматические ручные инструменты для мастерских, 3D принтеры, 3D сканеры, станки с ЧПУ для резьбы по дереву или фрезеровки, гравировки, компьютеризированные швейно-вышивальные машины и др. Все эти инструменты, основанные на современных технологиях, повышают производительность и качество готовых изделий и уж точно не являются целью программы. Они повышают производительность и качество готовых изделий, но освоение технологий работы с этими инструментами целью общеразвивающей программы точно быть не может. Поэтому совсем не обязательно обучать всех детей этим технологиям, это задача профессионального образования. Многих достаточно познакомить с их возможностями используя ресурсы колледжей, вузов, предприятий. При проектировании образовательного процесса важно учитывать то, что образ будущего изделия создается в воображении обучающегося, а создать его невозможно без чувства материала, понимания его свойств, без знаний об особенностях построения узоров и значения символов т. Именно поэтому в декоративно-прикладном творчестве так чрезвычайно важно показать детям интеграцию традиционных навыков работы с различными материалами и новейших цифровых средств производства. Декоративно-прикладное искусство не менее эффективно интегрируется с изучением основ предпринимательской деятельности, клиента ориентированности и прочими аспектами маркетинга. Все это позволяет сформировать достаточно широкий спектр универсальных компетенций.

Современная общеразвивающая программа в области основ компьютерного дизайна использующая подход «обучение средствами искусства» может реализовать интеграцию овладения знаниями основ композиции, цветоведения, рисунка и возможностей графического программного обеспечения, графических планшетов, web-технологий. Любой дизайнер должен знать и чувствовать материалы, владеть основами изобразительного искусства, обладать развитым художественным вкусом, знаниями психологии, уметь генерировать творческие идеи, и только потом можно преобразовывать их в цифровой формат. Мир физического творения способен дать детям уникальные компетенции, научить достигать членораздельного выражения мысли через что-то, что сделано своими руками. Ребенку необходим постоянный диалог между глазами, сознанием и руками. «Критическое мышление — критическое решение» — вот принцип образования через руки, с пониманием того, почему ты сделал то, что сделал, и есть ли влияние сделанной работы на мир. В этом суть работы и художника и дизайнера, и цель общеразвивающей программы.

Обновление содержания и образовательных технологий дополнительного образования будет более эффективно, если к подготовке будущих и повышению квалификации действующих педагогов привлечь лучших специалистов из профессионального сообщества (в соответствии с профилем программы или специалистов работающих на стыке различных направленностей), а также специалистов компаний, производящих современное учебное оборудование и средства обучения.

Другим направлением реализации интеграционных процессов на практике может стать разработка новых и тиражирование лучших имеющихся интегративных общеразвивающих программ, позволяющих в совместной проектной деятельности объединить ресурсы всех заинтересованных сторон (педагогов, детско-взрослого и профессионального сообщества) в воспитании и формировании универсальных компетенций у подрастающего поколения.

Вот уже 57 лет Станция юных техников города Усть-Каменогорска распахивает свои двери для ребят, желающих познакомится с миром техники. Сегодня, около 800 активных и творческих школьников могут обучаться в таких традиционных кружках как, начальное техническое моделирование, авиамоделирование, автомоделирование, картинг, робототехника, компьютерный дизайн, кружки предметного дизайна, геология и спортивный туризм.

А с 2020 года прошла модернизация Станции юных техников, на её базе открыт центр креативного образования «Зерек», начали действовать новые направления: STEAM лаборатория; программирование и беспилотные летательные аппараты; 3D моделирование.

Взаимодействие нескольких кружков позволяет создавать интересные и новые по исполнению проекты. Например, учащиеся кружков «Юный геолог» (Вотановский Рафаэль для Всероссийской открытой полевой олимпиады) и «Спортивный туризм» (Миллер Даниил, Семёнов Владислав для Областного слета туристских экспедиционных отрядов «Менің Отаным – Қазақстан») совместно с учениками «3D моделирование» воссоздают маршрут похождения экспедиции для участия в соревнованиях и олимпиаде. Ребята из кружков предметного дизайна и Технического дизайна разрабатывают и изготавливают красивые изделия для интерьера. Например, для участия в областной выставке-конкурсе художественного и декоративно-прикладного детского творчества «Алтын қазына»:

Курганова Арина Номинация: «Изготовление изделий из бумаги»

STEM-технология в современном дополнительном образовании

STEM-технология в современном дополнительном образовании

STEM-технология в современном дополнительном образовании

Базарканова Сая Ермекқызы

Номинация: «Художественная обработка дерева, кости, кожи»

STEM-технология в современном дополнительном образовании

STEM-технология в современном дополнительном образовании

Таким образом, система дополнительного образования, являясь в настоящее время полигоном для инноваций, ориентирует внимание всех специалистов системы на обновление содержания и технологий его реализации, что в конечном итоге требует быстрого и массового их внедрения в поле практической деятельности.

Также вас может заинтересовать

  • Развитие цветового восприятия учащихся в процессе занятий основами живописи
  • Образовательная программа дополнительного образования детей Фортепиано
  • Из опыта работы педагога дополнительного образования Детского автогородка
  • Работа с одаренными детьми в ДШИ
  • Методическая разработка для самостоятельной работы студентов Этапы работы над учебным проектом

STEM-технология в современном дополнительном образовании

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *