Сотрудники, у которых нет желания развиваться, как правило, неинтересны бизнесу. Мир, в том числе профессиональный, сейчас меняется интенсивно. Появляются новые технологии, методологии и подходы. Чтобы держаться на плаву, приходится изучать новое, отсеивать лишнее и оптимизировать труд.
Сотрудники без развития сдерживают развитие компании, а сами со временем и вовсе деградируют. Еще один их минус — бизнес не может набрать из действующих сотрудников руководителей среднего звена. Поиск на стороне означает лишние траты на хантинг и освоение специфики компании. В зависимости от специфики бизнеса издержки могут достигать 90-200% от годового оклада менеджера.
Одна из главных задач эффективного руководителя и собственника бизнеса сейчас — стимулировать сотрудников, дать им шанс вырасти в профессиональной сфере. Желательно предлагать выбор — расти горизонтально как специалист или вертикально как менеджер.
Рассказываем, как построить систему мотивации к обучению и в итоге вырастить профессиональный коллектив с развитыми компетенциями.
Спросите сотрудников
Процесс обучения сотрудников во многих компаниях выстроен в отрыве от мнения самих сотрудников. Менеджеры ищут тренеров или образовательные агентства, сами решают, какие навыки нужно подтянуть подчиненным.
Попробуйте подойти к процессу с другой стороны. Проведите опрос и индивидуальные интервью с людьми. Спросите, каких тренеров в их отрасли они считают экспертами, у кого они хотели бы учиться сами. Возможно, есть курсы, на которые они планируют пойти, но их останавливает высокая цена?
Собрав информацию, вы можете выстроить процесс отбора образовательных подрядчиков, учитывая мнения сотрудников. В долгосрочной перспективе это повысит мотивацию и лояльность к компании — людям приятно работать там, где их слушают.
Превратите обучение в привилегию
Генеральный директор GamEffective Гал Римон напоминает, что денежные вознаграждения не могут быть причиной постоянной мотивации сотрудников. Сначала они вызывают всплеск производительности, но затем эффективность этого метода премирования падает.
Поэтому руководителю нужно искать другие методы. Вы можете превратить обучение из обязательного процесса в привилегию. Например, отправить лучших сотрудников на дорогие курсы — те, что они сами хотели бы закончить, но на которые у них нет времени и средств.
Найдите время для обучения
По данным LinkedIn, 94% сотрудников лояльнее относились бы к компании, если бы она вкладывала деньги в их карьерный рост. При этом те же сотрудники признаются, что у них банально не хватает времени на обучение из-за загруженности на работе.
Предлагайте сотрудникам не только оплату обучения, но и время на освоение навыков. Вряд ли после насыщенного рабочего дня у всех хватит сил и времени на дополнительные курсы — людям нужно заняться семейными делами, решить бытовые вопросы и отдохнуть.
Встраиваете процесс обучения в рабочий график сотрудников.
Не уменьшайте зарплату
Если вы встраиваете обучение в рабочий график, логично будет откорректировать их KPI. Очевидно, что менеджер по продажам заключит меньше сделок, если потратит рабочие часы на тренинг. И это не должно восприниматься как проблема или его неуспех, не должно влиять на зарплату.
Если вы явно или косвенно уменьшите финансовую мотивацию людей, это в перспективе снизит их мотивацию не только к процессу обучения, но и к самой работе на вас. Не делайте из обучения наказания.
Берите пример с Google
Полностью скопировать методы крупной корпорации малому и среднему бизнесу не получится — ресурсов мало. Но этого и не нужно. Лучше возьмите эффективные практики и внедрите их в своем коллективе.
Например, в Google 80% всех тренингов проводится между сотрудниками через так называемый «g2g». Это сообщество сотрудников-преподавателей, которые развиваются сами и передают знания коллегам.
Подобную практику можно внедрить в любой организации. Попросите ваших сотрудников подготовить презентацию того, чем они сейчас занимаются. Старшие профессионалы могут сосредоточиться на технических навыках. Новички — изучить soft skills, которые помогают им адаптироваться в бизнесе, и поделиться навыками с коллегами.
В Google преподаватели могут проводить курсы, предлагать индивидуальное наставничество и разрабатывать учебные материалы для коллег. Среди популярных курсов сейчас — развитие общих профессиональных навыков, такие как переговоры и лидерство.
Используйте короткие форматы
Еще один способ борьбы с нехваткой времени — использование микроформатов. По данным Evernote, у современных сотрудников есть 24 минуты в неделю для самообучения. Вместо поиска дополнительных часов на традиционные курсы, дайте сотрудникам возможность использовать короткие образовательные сессии.
- Найдите видеокурс, в котором уроки длятся по 10-15 минут.
- Разработайте приложение, в котором урок можно пройти за небольшой отрезок времени.
- Готовьте сотрудникам образовательные статьи, которые они смогут прочесть за 5-10 минут.
Сделайте обучение мобильным
Старайтесь сделать обучение максимально доступным. Понятно, что классическое образование эффективно. Но это тяжелый, энергозатратный процесс — нужно не просто слушать преподавателя 1,5-3 часа, но и потратить время на дорогу, затем возвращаться. В современном ритме и интенсивном графике сотрудникам тяжело мотивировать себя на эти процессы.
Дайте сотрудникам возможность мобильного обучения. Например, можно купить видеокурс, который они смогут смотреть с любого устройства. Проводите онлайн-занятия в Zoom или других программах для видеоконференций. Наконец, используйте текстовый и графический формат — статьи и инфографику удобно воспринимать и на смартфоне.
Встройте обучение в систему карьерного роста
Разработайте прозрачную и понятную систему карьерного роста. Новичок на самой простой должности должен сразу понимать, к каким должностям он может стремиться и каких успехов ему нужно достичь.
Стоит ввести систему грейдов или уровней. Например, в компании может быть три уровня менеджера по продажам:
- Первый — новичок, только пришел в компанию.
- Второй — добился конверсии лидов в клиентов на уровне 10%, прошел все внутренние образовательные курсы и сдал все внутренние тесты.
- Третий — конверсия в клиентов держится три месяца подряд на уровне 20%. Прошел один внешний курс, который оплатила организация. Написал статью в блог компании. Занялся наставничеством и успешно перевел одного новичка на второй уровень менеджера по продажам.
Грейдов может быть сколько угодно. Главное в них — четко прописанные критерии и понятная мотивация для роста. Например, каждый уровень означает плюс 20% к окладу и бонусы в соцпакете.
Как мотивировать команду профессионально развиваться
Важно выстроить прозрачную систему, в которой сотрудники сразу понимают, зачем им учиться. А после — создавать возможности.
- Спросите сотрудников, у кого им хотелось бы учиться, какие навыки они хотели бы приобрести. Стройте список для обучения на основе желаний ваших коллег.
- Сделайте обучение одной из составляющих мотивации, привилегией. Дарите сотрудникам дорогостоящее обучение за успехи в работе, тем самым создавая соревновательный эффект в команде и мотивируя людей развиваться.
- Обычно вашим коллегам просто некогда учиться. Обучение — это часть работы, поэтому найдите в их рабочем графике время на образование.
- Если сотрудники будут учиться в рабочее время, они будут успевать меньше делать. Не уменьшайте за это зарплату, скорректируйте KPI. Не превращайте обучение в финансовое наказание.
- Берите пример с крупных компаний. В том же Google сотрудники сами становятся преподавателями — готовят курсы, занимаются индивидуальным наставничеством.
- Используйте короткие форматы. Собраться и пройти длинный курс сложнее, чем закончить трехдневный интенсив или вовсе проходить 15-минутные уроки в мобильном приложении.
- Встройте систему обучения в развитие сотрудников. Люди должны понимать — если хотят роста зарплаты и должности, то должны развиваться.
Самое важное — выбирайте образовательные продукты, которые полезны вашим сотрудникам. Если люди не будут чувствовать пользу от курсов, им будет сложнее учиться. Если же наоборот, образование окажется практическим и полезным, внутреннего сопротивления не будет.
Корпоративное обучение — сложный формат. Записывайтесь на консультацию в «Русскую школу управления», мы подготовим специальную программу, тонко настроенную под интересы вашего бизнеса.
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения
Структура зарплаты по ТК РФ
Согласно ТК РФ (ст. 129 и 135) одной из составных частей заработной платы являются дополнительные выплаты стимулирующего характера, призванные поощрять работника за имеющиеся достижения в труде. Это могут быть:
- доплаты;
- надбавки;
- премии;
- иные выплаты.
Они могут быть установлены:
- Законодательно – доплаты и надбавки за звание, степень или категорию.
- Руководителем на основании его приказов – премии за трудовые достижения.
- Работодателем, разработавшим и утвердившим положение о премировании – годовая премия, доплата за стаж. Либо это может быть иной внутренний документ по стимулирующим выплатам за качество, интенсивность труда или конкретные достижения.
О том, как эти выплаты будут учтены в составе расходов на оплату труда для целей исчисления налога на прибыль, читайте в статье «Расходы на оплату труда согласно нормам ст. 255 НК РФ».
Основные положения системы оплаты за труд каждый работодатель устанавливает самостоятельно, описывая их во внутреннем нормативном документе — положении об оплате труда. Эта система может быть как самой простой, когда зарплата состоит только из оклада, так и включать все возможные составляющие.
Законодательство никак не ограничивает возможности работодателя при разработке системы поощрения работника, требуя только:
Зарплата в бюджетных учреждениях
Формирование системы оплаты за труд в бюджетных учреждениях подчиняется правилам, установленным ТК РФ. Однако поскольку на зарплату в данном случае выделяются бюджетные средства, эта система для ГУП и МУП регулируется на правительственном уровне с соблюдением требования об участии в этом представителей трудового коллектива (профсоюзов) и работодателей (ст. 135 ТК РФ).
Из представителей высших органов данных 3 сторон ежегодно формируется комиссия, целью которой является системная разработка документов, направленных на создание единого для всех уровней бюджета подхода к оплате труда в бюджетных учреждениях. На 2022 год трехсторонняя комиссия утвердила Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений (решение Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23.12.2021, протокол № 11), ознакомиться с которыми вы можете по ссылке.
Последние несколько лет комиссия занята развитием положений новой системы оплаты за труд в ГУП и МУП, введенной постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583. Новая система, в частности, учитывает возможность существенного увеличения дохода за счет стимулирующих доплат.
Виды стимулирующих выплат, возможных в бюджетных учреждениях, установлены в приказе Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 № 818:
- доплаты за непрерывность стажа и выслугу лет;
- премии, относящиеся к результатам работы;
- поощрения за интенсивный труд и какие-либо достижения в работе;
- доплаты за качество труда.
Если для первых двух видов выплат, которые имеют или могут иметь количественную привязку, может быть достаточно наличия положения о премировании, то вторые 2 вида (качественные) требуют разработки специальной системы оценки и, соответственно, отдельного документа. Этот специальный документ может представлять собой единый нормативный акт, объединяющий правила начисления всех возможных видов стимулирующих выплат.
Критерии стимулирования
Смыслом системы стимулирования за качественные достижения является повышение:
- заинтересованности каждого работника в увеличении собственного вклада в деятельность учреждения;
- качества работы учреждения в целом.
В основу системы оценки показателей качества, интенсивности и достижений должны быть заложены:
- разработка их перечня;
- создание количественной системы их оценки – баллов;
- разработка алгоритма их учета в общей сумме зарплаты.
Обязательными условиями системы являются:
- наличие у работника четкого понимания своих трудовых обязанностей и тех критериев, которые повлияют на оценку эффективности их выполнения;
- влияние вклада конкретного работника на итоги работы учреждения в целом;
- абсолютная понятность и прозрачность критериев качественной оценки.
Учитывая разнообразие сфер деятельности бюджетных учреждений, законодатель дает им большую самостоятельность в разработке собственных систем поощрения. Однако при их создании нужно руководствоваться не только едиными рекомендациями трехсторонней комиссии по регулированию трудовых отношений, но и законодательными актами регионов и отраслевыми методическими разработками по данному вопросу.
Все составляющие разработанной бюджетным учреждением системы поощрения за качественные достижения отражаются в специальном внутреннем нормативном акте — положении о стимулирующих выплатах.
Приказом Минтруда РФ от 26.04.2013 № 167н рекомендовано указывать оценочные критерии, относящиеся к каждому конкретному работнику, непосредственно в трудовом договоре (эффективном контракте) с ним. Если давно работающий сотрудник переводится на новую систему оплаты труда, это может быть отражено в допсоглашении к трудовому договору.
О бланке, который можно использовать для оформления трудового договора, читайте в статье «Унифицированная форма № ТД-1 – Трудовой договор».
В процессе оценки результатов труда каждого работника учитывается мнение:
- самого работника;
- профсоюзной организации;
- руководителей непосредственно работника и учреждения в целом.
Результаты этой оценки отражаются в специальном оценочном листе, формируемом по каждому работнику за соответствующий период. В такой лист вносятся критерии эффективности работника, которые оцениваются определенным количеством баллов. Расчет стимулирующей выплаты педработнику определяется следующим образом:
- Рассчитывается общее количество баллов по всем сотрудникам.
- Бюджетные средства, выделенные на стимулирующие выплаты учителям, делятся на общее количество баллов.
- Величина одного балла умножается на количество набранных каждым специалистом баллов.
Вклад руководителя бюджетного учреждения в его работу оценивает вышестоящий орган, в котором для этих целей разрабатывается свое положение о стимулировании. Типовая форма трудового договора с руководителем бюджетного учреждения, в которой предусмотрено, в частности, место для указания перечня критериев стимулирующих доплат к его зарплате, приведена в постановлении Правительства РФ от 12.04.2013 № 329.
Особенности стимулирования педагогических работников
Система-2022 стимулирующих выплат учителям и воспитателям базируется на методических рекомендациях, утвержденных Минобрнауки РФ (письмо от 20.06.2013 № АП-1073/02). Эти рекомендации разработаны на основе распоряжения Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р, приказа Минтруда РФ от 13.05.2013 № 202, письма Минтруда РФ от 13.06.2013 № 14-1/10/2-3236. Несмотря на то что данные ведомственные документы были утверждены достаточно давно, Трехсторонняя комиссия советует ориентироваться на них и в 2022 году (подп. «г» п. 30 Единых рекомендаций по протоколу № 11). Предназначены отмеченные рекомендации для бюджетных учреждений, работающих по программам образования:
- дошкольного;
- общего;
- начального и среднего профессионального.
В рекомендациях Минобрнауки РФ регионам при разработке критериев для стимулирующих выплат учителям и обработке результатов их оценки предлагается обеспечить:
- привлечение к процессу представителей региональных организаций, являющихся управляющими в сфере образования, трудовых коллективов и профсоюзных органов;
- общедоступность критериев оценки;
- размещение в интернете результатов оценки труда руководителей образовательных организаций и педагогов.
Стимулирование руководителей
В рекомендациях Минобрнауки РФ предусмотрены следующие направления оценки труда руководителей:
- соблюдение учреждением требований законодательства;
- взаимодействие с органами государственно-общественного управления;
- соответствие качества предоставляемых услуг запросам их потребителей;
- доступность информации об учреждении;
- наличие дополнительных культурных и социальных проектов;
- увеличение числа молодых педагогов;
- выявление одаренных детей и работа с ними;
- наличие оздоровительных программ;
- организация спортивной работы;
- наличие программ дополнительного образования.
Для учреждений общего и профессионального образования дополнительно значимы:
- профилактика правонарушений;
- возможность учебы по индивидуальным планам;
- положительная динамика результатов проверки уровня подготовки;
- результаты аттестации учреждения.
Для руководителей общеобразовательных учреждений также будут важны:
- проведение мероприятий по профориентации и предварительной подготовке по выбранному профилю;
- процент выбытия обучающихся;
- результаты сдачи ЕГЭ выпускниками учреждения в сравнении с данными по стране.
Стимулирующие выплаты учителям и воспитателям ДОУ
В качестве критериев стимулированных выплат — 2022 учителям и воспитателям дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) в рекомендациях Минобрнауки РФ приведены следующие:
- наличие дополнительных проектов, расширяющих кругозор детей;
- отслеживание особых достижений подопечных;
- взаимодействие с родителями;
- внесение предложений по совершенствованию программы обучения;
- организация и проведение оздоровительных мероприятий;
- работа с детьми из неблагополучных семей;
- участие в создании наглядных образовательных элементов и др.
Для учреждений общего и профессионального образования дополнительное значение будут иметь:
- положительная динамика результатов контроля полученных знаний;
- участие в общих проектах учреждения.
Для педагогов общеобразовательных учреждений в качестве критерия дополнительно указано участие во внешних мероприятиях, связанных с демонстрацией уровня подготовки учеников.
Читайте подробнее о критериях начисления стимулирующих выплат воспитателям в 2022 году.
Размер выплаты формируется на основании балльной системы. У каждого педагога есть оценочный лист, где фиксируется выполнение педагогом требований критерия. Реализация мероприятий в рамках каждого критерия добавляет педагогу баллы.
В конечном счете стимулирующая доплата каждого педработника определяется путем суммирования заработанных баллов и умножения стоимости одного балла на их количество. Стоимость балла определяется как результат деления фонда оплаты труда, выделенного на стимулирующую часть, на количество баллов, набранных всеми педработниками учреждения.
Информация о результатах деятельности руководителей образовательных организаций и педагогических работников в соответствии с утвержденным перечнем показателей эффективности должна быть размещена в открытом доступе на сайтах образовательных организаций в интернете.
Итоги
Стимулирующие доплаты, включенные в систему оплаты труда педагогических работников бюджетных учреждений, не только позволяют увеличить доход педагогов, но и способствуют росту эффективности их работы и улучшению показателей учреждения в целом.
Роль положения о стимулировании в расчете зарплаты
Положение о стимулирующих выплатах — документ, наличие которого необходимо для включения в зарплату работников той ее части, которая в ТК РФ определена как стимулирующая.
Согласно ст. 129 и 135 ТК РФ заработная плата состоит:
- из собственно зарплаты (оклада или ставки), определяемой квалификацией сотрудника и характеристиками выполняемой им работы;
- компенсационных доплат за особые условия труда;
- стимулирующих доплат, направленных на поощрение работника к более эффективному труду;
- социальных выплат, в определенных ситуациях компенсирующих потерю дохода.
Стимулирующими в соответствии со ст. 129 ТК РФ могут стать:
Они делятся на установленные:
- законодательно – за звание, степень, категорию;
- самостоятельно – годовая премия, доплаты за стаж, качество, интенсивность труда или конкретные достижения.
О том, какие выплаты образуют состав расходов на оплату труда для целей расчета налога на прибыль, читайте в статье «Расходы на оплату труда согласно нормам ст.255 НК РФ».
В основу механизмов стимулирования каждый работодатель закладывает собственную методику, обозначив в ней как основные критерии, за которые следует поощрить работника, так и формулы для определения величины вознаграждения в зависимости от количественной или качественной характеристики этого критерия. Определению этих критериев и методики их применения и посвящен такой документ, как положение о стимулировании.
Принципы создания положения о стимулировании
При создании положения о стимулировании необходимо руководствоваться нормами трудового права, в частности ст. 135 ТК РФ. Работодателю следует учитывать:
- мнение трудового коллектива;
- недопустимость ухудшения условий, включенных в коллективный договор (или иной внутренний нормативный акт) в сравнении с нормами трудового законодательства;
- недопустимость ухудшения условий, включенных в трудовой договор с работником, в сравнении с нормами трудового законодательства и условиями коллективного договора (или иного внутреннего нормативного акта).
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Все виды выплат, составляющие зарплату, образуют систему оплаты труда. Она формируется индивидуально у каждого работодателя и закрепляется им во внутренних нормативных актах. При этом особенности зарплаты конкретного работника фиксируются в его трудовом/коллективном договоре, где либо отражается вся система полагающихся выплат, либо указывается ссылка на внутренний нормативный акт, согласно которому будет оплачиваться труд. Таким документом может быть положение об оплате труда, в рамках которого есть раздел о стимулирующих выплатах сотрудникам. Либо работодатель оговаривает оплату труда в трудовом/коллективном договоре с работниками, а стимулирующие выплаты документирует в отдельном положении.
Текст положения о стимулировании, как правило, содержит:
- ссылки на документы, обосновывающие его создание;
- цели и задачи, ставящиеся перед коллективом в целом;
- принципы организации оценки вклада каждого работника в общее дело;
- методологию документального оформления процесса оценки;
- определение отчетных периодов и сроков формирования данных;
- пределы количества баллов для каждой должности;
- перечень критериев оценки с указанием пределов их числовых значений и алгоритмов учета в оплате труда;
- порядок, в котором работник может оспорить результаты оценки.
Набор критериев может различаться в зависимости от особенностей деятельности работодателя. Но при этом для всех их должна присутствовать возможность перевода в цифровую оценку (баллы).
Результаты оценки работы каждого рядового сотрудника должны быть сформированы с учетом мнения его самого, профсоюзного органа, руководителей и работодателя. Отражаются они в оценочном листе, оформляемом за определенный период по каждому работнику.
Особенности создания положения в ГУП и МУП
Большинство работодателей обладает достаточно большой долей свободы в определении правил стимулирования работников. Однако наряду с ними в России существуют организации, оплата за труд в которых регулируется на государственном уровне. Это бюджетные учреждения (ГУП и МУП).
В отношении них текст ст. 135 ТК РФ содержит отсылку к единым рекомендациям по установлению оплаты труда. Такие рекомендации ежегодно разрабатываются трехсторонней (Правительство РФ — профсоюзы — работодатели) комиссией и устанавливают единый подход к оплате труда работников этих юрлиц на всех уровнях бюджетной системы (от федерального до местного). На основе этого документа устанавливаются объемы бюджетного финансирования на очередной год на содержание ГУП и МУП, работающих в том числе в сферах образования и здравоохранения. Если трехсторонняя комиссия не выработала такого документа, то его утверждает Правительство РФ, доводя мнение комиссии до субъектов РФ.
Кроме того, к числу нормативных актов, определяющих систему оплаты труда бюджетников, относится постановление Правительства РФ от 05.08.2008 № 583. Согласно п. 5 данного постановления каждая бюджетная организация разрабатывает и утверждает индивидуальное положение о стимулирующих выплатах.
Виды выплат, имеющих стимулирующий характер, для бюджетных учреждений установлены приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 № 818. Среди них выделены доплаты:
- за интенсивность труда и достижение высоких результатов в работе;
- качественное выполнение работ;
- непрерывный стаж и за выслугу лет;
- по итогам трудовой деятельности.
Для реализации механизма стимулирующих доплат в ГУП или МУП должна быть создана система критериев, которые позволят оценивать эффективность и качество работы каждого работника индивидуально и смогут стать фактором, побуждающим к повышению качественного уровня функционирования бюджетного учреждения в целом.
Общий рекомендованный подход к критериям состоит в следующем:
- Работник должен иметь четкое представление о своих трудовых обязанностях, правилах оценки эффективности их выполнения и их влиянии на конечную сумму оплаты за труд.
- Определять величину вознаграждения конкретного работника следует с учетом влияния его деятельности на итоговый результат работы учреждения в целом.
- Условия, которые служат основой для расчета конечной величины оплаты труда, должны быть достаточно прозрачны, чтобы однозначно пониматься и работодателем, и работником.
При разработке положения о стимулировании в ГУП или МУП следует руководствоваться отраслевыми рекомендациями по его формированию, если они установлены. Например, существуют подобные документы:
- для системы здравоохранения – приказ Минздрава РФ от 28.06.2013 № 421;
- системы образования – письмо Минобрнауки РФ от 20.06.2013 № АП-1073/02;
- дошкольных образовательных учреждений – письмо Минобрнауки РФ от 31.03.2008 № 03-599;
- учреждений культуры – письмо Минкультуры России от 05.08.2014 № 166-01-39/04-нм.
Но вместе с тем система стимулирования в каждом конкретном учреждении может быть индивидуальной. Разрабатывая ее для себя, каждый ГУП или МУП должен руководствоваться не только едиными рекомендациями, но и документами регионов, посвященными этому вопросу, которые не должны противоречить единым рекомендациям, но могут дополнять и конкретизировать их.
В отличие от прочих работодателей в ГУП и МУП оценивается также и вклад руководителей в результаты работы учреждения. Эта оценка осуществляется вышестоящим органом в целом по результатам работы предприятий.
Системы критериев оценки для ГУП и МУП
В связи с единообразием подхода к оплате труда в бюджетных учреждениях им рекомендовано придерживаться схожих критериев оценки вклада работников в деятельность учреждений одного профиля. Например, критериями оценки могут служить:
- для педагогических работников средних учебных заведений — применение в процессе обучения новых информационных технологий; подготовка учеников, участвующих в олимпиадах;
- для работников медицинских учреждений — процент заболеваемости, сокращение срока лечения, уровень смертности или получения инвалидности;
- для учреждений культуры, связанных с артистической деятельностью, — наличие самостоятельных творческих разработок, участие в фестивалях и конкурсах;
- для работников библиотек — результаты работы по пополнению книжного фонда, оформлению подписки или заказов на книги, посещаемость читателями.
Приказ Минтруда РФ от 26.04.2013 № 167н рекомендует указывать эти критерии непосредственно в трудовых договорах (эффективных контрактах) или в допсоглашениях к ним, если давно работающего сотрудника переводят на новую систему оплаты труда.
О бланке, на котором может быть оформлен трудовой договор, читайте в материале «Унифицированная форма № ТД-1 — трудовой договор».
Стимулирующие выплаты педагогическим работникам
Формирование системы стимулирующих выплат учителям и воспитателям дошкольных учреждений осуществляется с использованием методических рекомендаций, утвержденных письмом Минобрнауки РФ от 20.06.2013 № АП-1073/02.
Набор оценочных критериев, отраженных в положении о стимулирующих выплатах для педагогических работников, будет различаться в зависимости от назначения учреждения:
- в средних образовательных заведениях главные показатели: успеваемость, занятия за пределами школьной программы и участие во внешних мероприятиях, для которых значим уровень подготовки обучающихся;
- для дошкольных образовательных учреждений упор делается на уровень развития детей, наличие прогресса в сравнении с предшествующими периодами, снижение заболеваемости, отсутствие конфликтов с родителями.
Для руководителей этих учреждений на первый план выходят такие показатели, как:
- качество предоставляемого образования, привлечение новых преподавателей, создание новых программ обучения — для средних образовательных заведений;
- результаты аттестации заведения, уровень здоровья детей, участие во внешних мероприятиях районного или более широкого масштаба — для ДОУ.
Более подробно о критериях стимулирующих выплат учителям вы можете прочесть здесь.
Критерии стимулирующего характера для медработников
Рекомендуемые перечни показателей с критериями их выполнения и оценкой в баллах для разных должностей указаны в приказе Минздрава РФ от 28.06.2013 № 421. Примеры таких показателей:
- участие в профилактике заболеваний;
- снижение показателей заболеваемости и смертности;
- количество вовремя выявленных заболеваний;
- факт своевременности госпитализации;
- соблюдение санитарных норм и медицинских стандартов;
- наличие неправильных диагнозов или осложнений в результате назначенного лечения;
- наличие жалоб пациентов;
- общий объем отработанного времени за период.
В приказе № 421 описаны также особенности процедуры оценки показателей, коэффициенты, применяемые в зависимости от должности, и максимальные суммы начисляемых баллов.
Подробнее о стимулирующих выплатах медработникам читайте здесь.
Положение о стимулирующих выплатах играет очень важную роль в процессе формирования системы оплаты труда у любого работодателя, влияя на прямую заинтересованность работника в результатах. В отношении ГУП и МУП создание такого документа обязательно вследствие имеющихся законодательных предпосылок для применения ими единой системы оплаты труда, включающей доплату стимулирующего характера.