Структура образовательной среды и построение образовательной среды современной школы

В
последние годы возродилась тенденция научного рассмотрения проблем
организации образовательной среды в учебных учреждениях, появилось
большое количество публикаций по данной проблематике. Однако, до сих
пор нет единого мнения о сущности образовательной среды, ее
структуре, основных компонентах.

Понятие
«образовательная среда» в настоящее время стало часто
применяться в теории и практике образования. Однако данное понятие не
имеет однозначной трактовки и, прежде, чем приступить к
характеристике непосредственно образовательной среды, остановимся на
таком понятии, как «среда».

Термин «среда»,
под которой понимались окружающие человека общественные, материальные
и духовные условия его существования, формирования и деятельности,
стал использоваться в европейской культуре еще в эпоху Просвещения. В
этом его значении в то время рассматривали: 1) макросреду как
общественно – экономическую систему в целом (производительные
силы, совокупность производственных отношений и социальных
институтов, сознание, религия и культура определенного общества); 2)
микросреду как непосредственное социальное окружение ребенка (семья,
коллективы и группы разных уровней).

Особое место теория
развивающей среды занимает в педагогических воззрениях Ж.Ж. Руссо,
считавшего, что «все прекрасно, когда выходит из рук Творца,
все портится в руках человека». Руссо был одним из первых, кто
стал рассматривать среду как условие оптимального саморазвития
личности. По его мнению, система воспитания только тогда будет
эффективной, когда для каждой личности будет создана особая
развивающая среда, которая установила бы равновесие между его
реальными возможностями и природными потребностями. В такой среде
личность не получает готовые знания, а учится добывать их сама в
процессе наблюдения за живой природой, на основе собственного опыта.
При этом, отмечал Ж.Ж. Руссо, основным источником развития личности
выступает не обширность знаний, а умение самостоятельно распоряжаться
ими. В такой специально созданной среде свойства личности, развитые
«природосообразным» воспитанием, позволяют ей сохранять
внутреннюю свободу, независимость от предрассудков и заблуждений
общества.

Разрабатывая
концепцию творческого развития личности, Селестен Френе придавал
большое значение собственному опыту ребенка, приобретенному в семье и
школе. По мнению Френе ребенок должен сам создавать свою личность,
раскрывать свои творческие возможности. Функция педагога должна
заключаться в том, чтобы помочь ребенку обнаружить и развить в себе
то, что ему органично присуще. В связи с этим педагог уделял особое
внимание конструированию среды, в которой происходит обучение и
саморазвитие личности. В отдельных своих работах Френе описывает
модель «детского заповедника», где целью воспитания
выступает «максимальное развитие личности ребенка в разумно
организованном обществе, которое будет служить ему и которому он сам
будет служить».

В отечественной педагогике
термин «среда» начал активно использоваться в 20-е годы
века. «Педагогику среды»
разрабатывал С.Т. Шацкий, «общественная среда ребенка»
описывается в трудах П.П. Блонского, «окружающая среда» у
А.С. Макаренко. Данные авторы в своих трудах доказывали, что объектом
воздействия педагога должен быть не ребенок, а условия, среда его
существования – предметы, люди, их межличностные отношения,
деятельность. А также внутренние условия — эмоциональное
состояние ребенка, его отношение к самому себе, жизненный опыт,
установки.

В настоящее время понятие
«среда» также не имеет четкого определения. В самом общем
смысле «среда» понимается как окружение.

Д.Ж. Маркович определяет
среду как совокупность естественных и искусственных условий, в
которых осуществляется жизнедеятельность человека.

Определяя среду человека,
Л.В. Максимова отмечает, что эта среда является сложным образованием,
включающим целый ряд взаимосвязанных компонентов природного и
социального характера.

В толковом словаре русского
языка среда определяется как окружающие человека социально –
бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных
общностью этих условий.

Под средой Н.Б. Крылова
предлагает понимать «часть социокультурного пространства, зону
взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного
материала и субъектов образовательных процессов». При этом
основными параметрами среды являются отношения, ценности, символы,
вещи, предметы.

Л.И. Божович среду
определяет как «особое сочетание внутренних процессов развития
и внешних условий, обуславливающих и динамику развития, и новые
качественные образования». Автор отмечает, что очень важно
понять характер переживания ребенка, включенного в среду, характер
его отношения к среде. Л.И. Божович осуществляет поиск организации
среды в двух направлениях: духовно – пространственном и
предметно – пространственном, обеспечивающих не только
отношение ребенка к среде, но и его активность в ней.

В теории педагогики среда
включает в себя все то, что оказывает влияние на обучение, воспитание
и развитие человека.

В зарубежной дидактике
принято понятие «средоориентированного обучения» –
обучения посредством особой «обучающей среды» как
совокупности системных формирующих влияний предметной, социальной и
информационной сред. Как указывает С.Ф. Сергеев, все социальные среды
обладают некоторым обучающим эффектом. Существуют обучающие свойства
среды – ее интегральные эффекты, возникающие в системе среда –
субъект. Они выражаются в появлении новых адаптивных качеств в
психофизиологической системе человека, позволяющих ему
ориентироваться в новых задачах и результативнее решать старые.

Понятие образовательной
среды разрабатывается на протяжении последних десятилетий рядом
ученых в нашей стране и за рубежом. Такие ученые, педагоги,
психологи-практики, как В.И. Слободчиков, В.А. Петровский, Н.Б.
Крылова, М.М. Князева и др. акцентировали внимание на философских
аспектах понятия «образовательная среда», приемах и
технологиях ее проектирования. Вопросы конструирования
образовательной среды в применении к практике обучения и воспитания
рассмотрены в работах О.С. Газмана, М.В. Кларина, И.Д. Фрумина и др.,
в работах основоположников системы развивающего обучения (В.В.
Давыдов) и т.д.

Многими психологами и
педагогами под образовательной средой понимается система, включающая
в себя такие структурные элементы, как совокупность применяемых
образовательных технологий, внеучебная работа, управление
учебно-воспитательным процессом, взаимодействие с внешними
образовательными и социальными институтами.

Гуманистическая тенденция в
современном образовании предполагает разносторонность его содержания,
усиления связи с жизнью, историзма, толерантности, этической и
экологической направленности, единства эмоционального и
рационального, возрастания роли рефлексивных знаний и умений,
ориентирующих на последующее непрерывное образование.

Среда становится
образовательной тогда, «когда появляется личность, имеющая
интенцию на образование». При этом одна и та же среда может
быть образовательной для одного человека и совершенно нейтральной в
этом смысле для другого. Человек имеет шанс формировать свою
образовательную среду в границах определенного образовательного
пространства, выбирая образовательные институты или занимаясь
самообразованием.

В современной педагогике
образовательная среда трактуется как часть социокультурного
пространства, зона взаимодействия образовательных систем, их
элементов, образовательного материала и субъектов образовательного
процесса.

В
системе «Школа 2100» под образовательной средой
понимается целостная качественная характеристика внутренней жизни
школы, которая определяется конкретными задачами; проявляется в
выборе средств, с помощью которых эти задачи решаются; содержательно
оценивается по тому эффекту в личностном, социальном,
интеллектуальном развитии детей, которого она должна достичь.

В самом широком контексте
образовательная среда представляет собой любое социокультурное
пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью
организованности осуществляется процесс развития личности. С позиций
психологического контекста, по мнению Л. С. Выготского, П. Я.
Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, Д. Б.
Эльконина и др., развивающая среда — это определенным образом
упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется
развивающее обучение.

Образовательная среда имеет
свою структуру, однако нет единого подхода к выделению компонентов
образовательной среды. Рассмотрим подходы отдельных авторов.

Г.А.
Ковалев в качестве единиц образовательной среды выделяет физическое
окружение, человеческие факторы и программу обучения. К физическому
окружению
им отнесены: архитектура школьного здания, размер и
пространственная структура школьных интерьеров; легкость
трансформирования внутришкольного дизайна в пространстве школы;
возможность и диапазон перемещений учащихся в интерьерах школы и т.д.
к человеческим факторам им отнесены: личностные особенности и
успеваемость учащихся; степень их скученности и ее влияние на
социальное поведение, распределение статусов и ролей; половозрастные
и национальные особенности учащихся и их родителей. К программе
обучения
отнесены: структура деятельности учащихся, содержание
программ обучения (их консерватизм или гибкость), стиль преподавания
и характер контроля и т.д.

Е.А. Климов в «среде
существования и развития человека» предлагает выделить
следующие части среды: социально – контактную, информационную,
соматическую и предметную. К социально-контактной части среды
автор относит опыт, образ жизни, личный пример, деятельность,
поведение, взаимоотношение окружающих; учреждения и их
представителей, с которыми человек взаимодействует; реальное место
человека в структуре своей группы, устройство этой группы и т.д.

Изучая
среду, Н.Е. Щуркова выделяет такие компоненты, как предметно –
пространственное, поведенческое, событийное и информационное
культурное пространство.

Е.А.
Климова, Г.А. Ковалева и другие исследователи опираются на эколого –
психологический подход, который согласуется с теорией «экологического
комплекса» О. Дункна и Л. Шноре – одной из
фундаментальных теорий функционального единства человеческого
сообщества и среды. В «экологическом комплексе» авторами
выделяется 4 компонента: население, или популяция, окружающая среда,
технология и социальная организация. Вслед за данными авторами В.А.
Ясвин строит четырехкомпонентную модель, в которой выделяет
пространственно-предметный, социальный, психодидактический компоненты
и субъектов образовательного процесса.

1.
Пространственно-предметный компонент – это архитектурные
особенности здания, оборудование, особая атрибутика учебной
обстановки.

2. Социальный компонент
определяется присущей именно данному типу культуры формой
детско-взрослой общности. Здесь важно соблюдать несколько условий:
педагог и студент – единый полисубъект развития; наличие между
педагогами и студентами отношений сотрудничества; наличие коллективно
распределенной учебной деятельности; коммуникативное насыщение жизни
студентов и педагогов в стенах вуза.

3. Психодидактический
компонент
– содержание образовательного процесса,
осваиваемые студентом способы деятельности, организация обучения.
Внутри данного компонента даются ответы на вопросы чему и как учить.

Образовательная среда
представляет собой совокупность материальных факторов
образовательного процесса и межличностных отношений, которые
устанавливают субъекты образования в процессе своего взаимодействия.
Люди организуют, создают образовательную среду, оказывают на нее
постоянное воздействие, но и образовательная среда влияет на каждого
субъекта образовательного процесса.

Как
подчеркивает В.И. Слободчиков, образовательную среду нельзя считать
чем-то однозначным, наперед заданным. Среда начинается там, где
происходит встреча образующего и образующегося, где они совместно
что-либо проектируют и строят. Такую среду можно рассматривать и как
предмет, и как ресурс совместной деятельности.

Е.В. Коротаева
подчеркивала, что любой компонент среды должен быть эмоционально
развивающим. Она выделила условия, которые могут обеспечить
эмоционально–развивающий характер компонентов образовательной
среды:

* отношении между
участниками совместной жизнедеятельности, то есть эмоционально –
поддерживающий компонент среды;

* режимные моменты,
организующие процесс пребывания ребенка в ДОУ или школе, то есть
эмоционально – развивающий компонент;

* внешняя обстановка
(цветовое решение, удобство мебели и т.д.) – эмоционально –
настраивающий компонент;

* организация занятости
детей – игры, учеба, сюрпризные моменты – эмоционально –
активизирующий компонент;

* включение в занятия
эвристических упражнении с детьми – эмоционально –
тренирующий компонент.

Чаще всего образовательная
среда характеризуется двумя показателями: насыщенностью (ресурсным
потенциалом) и структурированностью (способами организации).
Образовательная среда только в том случае будет способствовать
личностному и культурному росту обучающихся, когда “наличное
социокультурное содержание превращается и в содержание образования,
то есть собственно образовательную среду” (по В. Слободчикову).

Итак, мы
кратко рассмотрели вопрос выделения компонентов образовательной
среды. Для современного педагога важно уметь моделировать разные
компоненты образовательной среды, создавать условия для полноценного
воспитания и развития учеников.

  1. Балабанова Н.В.
    Образовательная среда школы и проблемы социализации личности:
    Монография. Краснодар, 2002.

  2. Образовательная система
    «Школа 2100» – качественное образование для всех:
    Сб. мат. / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Баласс,
    2006.

  3. Слободчиков В.И. О понятии
    образовательной среды в концепции развивающего образования: вторая
    Российская конференция по экологической психологии: Тезисы докладов.
    М.,2000.

  4. Ясвин В.А.
    Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.,2001

Основные термины (генерируются автоматически): образовательная среда, среда, образовательный процесс, социокультурное пространство, выделение компонентов, зона взаимодействия, образовательный материал, психодидактический компонент, физическое окружение, экологический комплекс.

В статье рассматривается проблема создания образовательной среды с целью формирования профессиональной компетентности студентов педагогического университета, предложено в составе ее структуры выделить материально-технический, технологический и субъектно-социальный компоненты, которые согласуются с компонентным составом профессиональной компетентности будущих учителей ‒ мотивационно-ценностным, когнитивно-деяльностным и личностно-рефлексивным. Предложена авторская типология образовательной среды, которая дифференцируется по внедрению нововведений, видами деятельности, особенностями окружения, спецификой воздействия на личность и выполняет соответствующие функции.

Ключевые слова:образовательная среда, типология образовательной среды, функции образовательной среды, структура образовательной среды, профессиональная компетентность учителя.

The article discusses the problem of creating a learning environment for the formation of professional competence of students from pedagogical university; which includes material and technical, technological and subject-social components that are consistent with the components of professional competence of future teachers — motivational-value, cognitive-activity and personal-reflexive. The author proposes a typology of the educational environment, which is differentiated by the introduction of innovations, activities, features of the environment, the specifics of the impact on the person and performs the appropriate function.

Keywords: educational environment, the typology of the educational environment, the function of the educational environment, the structure of the educational environment, professional competence of the teacher.

Сегодня интерес к феномену образовательной среды обосновывается изменениями социальной среды и внедрением системы личностно-ориентированного образования. Образовательная среда является одним из ведущих факторов развития личности, предоставляет возможность молодежи идентифицировать себя в социуме, удовлетворить собственные потребности в обучении, воспринимать образование как личностную ценность.

Особое значение приобретает влияние образовательной среды в процессе подготовки педагогических кадров. Совершенствование учебно-воспитательного процесса высшей школы осуществляется в контексте современных образовательных тенденций, а именно: массового характера образования и его непрерывности; ориентации образования на нововведения; учета специфики будущей профессиональной деятельности. Подготовка современного учителя направлена не только на овладение им знаний, умений и навыков, но и на адаптацию к условиям будущей профессиональной деятельности в социуме. Ориентация системы высшего образования на формирование профессиональной компетентности будущих учителей требует создания образовательной среды, побуждающей к реализации стратегических целей и задач развития образования. Высшая школа способствует формированию профессиональной компетентности будущих учителей как субъектов образовательной среды, которые живут в современных условиях глобализации и являются всесторонне развитыми, творческими личностями. Развитие образовательной среды в высших учебных педагогических заведениях связано с внедрением в практику работы инновационных педагогических технологий, проектированием современного содержания образования, профориентацией, увеличением объема самостоятельной работы студентов, выполнением творческих и проблемных заданий и т. п.

Современные понятия «образовательная среда» предложены в работах Н. Гонтаровской, Т. Гущиной, Е. Лактионовой, А. Савенкова, А. Хуторского и др. Различные аспекты влияния образовательной среды на развитие личности рассматриваются в научных исследованиях Б. Вульфова, А. Коберника, Ю. Мануйлова, Л. Новиковой и др. Структура образовательной среды исследована Ю. Кулюткиным, Е. Климовым, В. Пановым, В. Слободчиковим и др. Типология образовательной среды нашла отражение в научных исследованиях А. Артюхиной, Я. Корчака, С. Тарасова, В. Ясвина и др.

Целью написания статьи является определение структурных компонентов и ведущих функций образовательной среды, создания ее типологии с целью обеспечения процесса эффективного формирования профессиональной компетентности будущих учителей.

В отечественной педагогике и психологии термин «среда» начал активно использоваться в 20-е годы ХХ в. в исследованиях С. Шацкого («педагогика среды»), П. Блонского («общественная среда ребенка»), А. Макаренка («окружающая среда»). Почти в течение века содержание этого понятия приобретало признаки комплексности, многоаспектности, многомерности, динамичности. Системное рассмотрение феномена образовательной среды занимает одно из ведущих мест в теории и методике высшего профессионального образования. Существующие определения понятия «образовательная среда» и подходы к выделению ее структурных составляющих, к сожалению, не полностью соответствуют ее характеристике.

Таким образом, в научной литературе исследуемая дефиниция рассматривается с различных позиций. Во-первых, как естественная или искусственно созданная социокультурная среда учебного заведения, включающая различные виды, средства и содержания образования, с помощью которых можно обеспечивать продуктивную деятельность ее субъектов; во-вторых, как совокупность материальных требований в соответствии с педагогическими, эргономичными, санитарно-гигиеническими требованиями к учебно-воспитательному процессу, имеющихся в социальном и пространственно-предметном окружении.

В современной психолого-педагогической литературе выде6ляется большое количество типов образовательной среды: традиционная, социальная, учебная, информационная, гуманитарная, природная, творческая, игровая, технологическая, креативная, интегрированная, коммуникативная и др. Особое внимания ученых акцентировано на изучение инновационной (Г. Беляев, М. Диденко, Ю. Карпова, Н. Разина и др.), информационно-образовательной (А. Андреев, И. Захарова, А. Остроумова, Е. Печерская, В. Стародубцев и др.), виртуальной (Н. Королева, А. Митина, Н. Рыжова), рефлексивной (Т. Давыденко и И. Шумакова, А. Малахова), здоровьесберегающей (М. Сентизова, Н. Рылова, Г. Тушина) сред.

–          педагогическим функциям в профессионально-личностном развитии специалиста (дидактическая, воспитательная, интеллектуально-развивающая);

–          профилю образовательного учреждения — дошкольное учреждение, школа (гимназия, лицей), колледж, вуз, университетский округ, регионально-этнокультурная среда;

–          организационно-деятельностным структурам (среда кафедры, факультета, вуза, учреждения для учебно-производственной практики);

–          масштабу привлеченных участников в образовательный процесс (академическая группа, курс, проектная группа и т. д.);

Обобщение различных подходов к проблеме исследования позволило разработать авторскую типологию образовательной среды. В ее основу положена концепция профессиональной подготовки студентов в высших учебных заведениях с использованием компетентностного и структурно-функционального подходов. Предложенная типология образовательной среды учитывала особенности ее воздействия на личность, которая получает высшее педагогическое образование. При этом особое внимание акцентировалось на определение основных функций исследуемого феномена и путей их практической реализации в процессе профессиональной подготовки студенческой молодежи.

Итак, предлагаем основные типы образовательной среды педагогического университета дифференцировать:

1)        по внедрению нововведений (традиционная и творческо-инновационная);

2)        по видам деятельности (игровая, учебная, профессиональная, коммуникативная);

3)        по особенностям окружения (природная, социальная, информационно-образовательная, виртуальная);

4)        по специфике воздействия на личность (здоровьесберегающая, развивающая, воспитательная и рефлексивная).

Проведенный анализ имеющихся исследований подтверждает недостаточную разработанность проблемы взаимосвязи между функциями образовательных сред, их компонентами и типами. В то же время следует отметить, что в процессе профессиональной подготовки целесообразно акцентировать внимание на определении именно ведущих (главных) функций образовательной среды.

Итак, традиционной образовательной среде в большей степени присуща прагматическая функция, реализация которой способствует овладению академическими профессиональными знаниями и умениями, рациональной организацией повседневной деятельности, подготовке студентов к дальнейшей самостоятельной жизни. Творческо-инновационная образовательная среда определяется креативно-преобразовательной функцией, которая предусматривает развитие творческих способностей студентов, возможность детализировать проблемы с целью их дальнейшего нестандартного исследования, творческое преобразование действительности путем решения различных профессиональных задач, постоянное внедрение инноваций в профессиональную деятельность.

Игровая, учебная, профессиональная, коммуникативная образовательные среды способствуют формированию у студентов активной профессионально ориентированной позиции. Игровая среда выполняет обычно стимулирующую функцию в образовании (повышение заинтересованности к определенным видам профессиональной деятельности; программирование индивидуального опыта успешной работы будущих учителей; приобщение к самообразованию и саморазвитию). Учебная среда реализует на практике образовательную функцию (усвоение научных знаний, формирование специальных и общеобразовательных учебных умений и навыков), обеспечивает условия для интеллектуального развития студентов, вооружение их методами самостоятельной познавательной деятельности, что приводит к полноте, логической упорядоченности и осознанности полученных знаний. Профессиональная среда способствует выполнению адаптивной функции (подготовка личности к эффективной будущей профессиональной деятельности и ее адаптация к условиям педагогического труда). Коммуникативная среда предполагает овладение студентами приемами межличностного общения, формирование толерантности, доброжелательности и сопереживания, что составляет основу коммуникативной функции.

Для природной среды превалирующей является эколого-эстетическая функция, которая проявляется: в формировании осознанного нравственно-этического отношения к окружающей среде; преодолении потребительского подхода к природе; готовности к систематической экологически направленной профессиональной деятельности. Социально-экономическая функция детерминируется социальной средой, реализация которой приводит к обеспечению потребностей общества в компетентных педагогах, созданию условий для обновления, углубления профессиональных знаний, умений и навыков в социуме; гармонизации социальных отношений. Информационно-образовательная среда обеспечивает информационную функцию, которая побуждает студентов к эффективному отбору, хранению и передачи необходимой образовательной информации, владению современными информационными средствами и технологиями.

Реализация здоровьесберегающей, развивающей, воспитательной и рефлексивной функций выше выделенных типов образовательных сред соответственно способствует: осознанию ценности здоровья, соблюдению принципов и правил здорового образа жизни, владению арсеналом сохранения, восстановления и развития здоровья; развитию внимания, воображения, памяти, мышления, эмоций, интересов, способностей студентов, профессионально-значимых качеств личности; формированию духовных, эстетических, этических представлений, взглядов, убеждений, системы идеалов, трансформации ценностных ориентаций современного общества в личностные мировозренческие позиции, формированию нравственных и профессиональных качеств; осознанию собственных способностей, адекватной оценке и критическому отношению к себе и другим в профессиональной деятельности, самосовершенствованию педагога как личности и профессионала.

Стоит отметить, что типы образовательной среды не существуют изолированно друг от друга. Они могут интегрироваться — сочетать несколько видов локальных сред в одну, что приводит к усилению их влияния на развитие профессионально-значимых качеств личности. Например, традиционная и виртуальная, учебная и воспитательная, творческая и рефлексивная, профессиональная и социальная образовательные среды чаще всего проявляют признаки интегративности. Их эффективность функционирования детерминируется наличием целостной системы педагогического воздействия на личность.

Образовательную среду вуза можно рассматривать как упорядоченную совокупность компонентов психолого-педагогической реальности. В структуре образовательной среды В. Левин выделяет следующие компоненты: социальный, пространственно-предметный, психолого-педагогический; Ю. Кулюткин и С. Тарасов — пространственно-семантический, содержательно-методический и коммуникативно-организационный. В качестве составляющих образовательной среды Е. Климов, В. Слободчиков и В. Ясвин определяют социально-психологический, учебно-методический и предметно-пространственный; В. Панов — деятельностный (технологический), коммуникативный и пространственно-предметный компоненты. Таким образом, несмотря на имеющиеся различия в подходах к диференциации составляющих образовательной среды различными авторами прослеживается их определенная идентичность (пространственно-предметный, коммуникативный, социальный, методический или технологический компоненты и т. п.).

В нашем исследовании при определении структуры образовательной среды учитывались существующие подходы ученых к данной проблеме. В структуре исследуемого феномена выделяем материально-технический, технологический и субъектно-социальный компоненты, которые согласуются со структурой профессиональной компетентности будущего учителя, а именно — мотивационно-ценностным, когнитивно-деятельностным и личностно-рефлексивным компонентами.

Материально-технический компонент образовательной среды высшего учебного заведения предполагает наличие определенной инновационной инфраструктуры. Каждое образовательное учреждение имеет собственный материально-технический потенциал для создания инновационной образовательной среды. Основное внимание в современных образовательных учреждениях обращается на развитие информационной образовательной среды путем внедрения информационных технологий в образование на всех его уровнях. Консолидация информационно-образовательных ресурсов в системе образования, организация единого образовательного пространства на основе использования современных компьютерных технологий необратимым образом меняет педагогический процесс, не только его содержательную, организационную и методическую основы, но и систему ценностей студентов при усвоении знаний, умений и навыков (мотивационно-ценностный компонент профессиональной компетентности). Модернизация образовательных процессов связана с созданием арсенала новейших инструментов накопления, обработки и передачи образовательной информации посредством информационных каналов. К ним относятся — создание локальных и международных образовательных сетей, концептуальное введение систем открытого образования, реализация эффективных моделей дистанционного обучения, разработка и применение современных средств обучения, электронных библиотек, мультимедийных средств, систем программного обеспечения, реализация проектной деятельности в образовательном информационном пространстве и тому подобное.

Технологический компонент образовательной среды связан с технологизацией системы образования. Он обеспечивает формирование когнитивно-деятельностного компонента профессиональной компетентности будущих учителей. Технологизация учебного процесса имеет целью совершенствования традиционного педагогического процесса путем пооперационного применения системы действий, или процедур, учитывающих современные научные достижения и гарантирующих достижение более высокого уровня обучения. Переход в соответствии с основными положениями Болонской декларации на кредитно-трансферную систему обучения в высшей школе качественно меняет процесс подготовки педагогических кадров. При использовании инновационных педагогических технологий обеспечивается индивидуализация обучения, проведение объективного, динамического и систематического контроля знаний с помощью компьютерного тестирования, выполнения большого количества творческих и проблемных задач в процессе самостоятельной работы студентов.

Субъектно-социальный компонент образовательной среды предполагает взаимосвязанную целенаправленную деятельность преподавателя и студента, ориентированную на развитие рефлексии собственной деятельности, личностных профессионально значимых качеств (личностно-рефлексивный компонент профессиональной компетентности).

Создание и управление образовательной средой высшего учебного заведения должно осуществляться в направлениях его насыщения, диверсификации, возможности построения индивидуальной траектории формирования каждого конкретного специалиста, его самоопределения и самореализации, удовлетворения образовательных и личностных потребностей. Локальные образовательные среды в высшей школе (учебная, природная, информационно-образовательная, инновационная, рефлексивная социокультурная) в их взаимосвязи способствуют развитию различных видов компетенций (предметной, экологической, информационно-технологической, здоровьесберегающей, творческо-инновационной, аутопсихологической, социально-коммуникативной и др.).

Образовательная среда педагогического университета становится фактором формирования профессиональной компетентности будущего учителя, при условии, что: содержание учебных дисциплин ориентировано на практику; формы и методы деятельности логично обоснованны; в отношениях студентов и преподавателей превалируют принципы демократичности и развивающего обучения; имеются материально-технические возможности организации современной учебной деятельности и т. п. Создание базовых учебных и экспериментальных площадок, проведение научно-практических семинаров и конференций, совместных круглых столов с участием студентов, преподавателей, учителей школ и учащихся; организация студенческих научных лабораторий, педагогических практик позволяет охватывать практически все компоненты образовательной среды.

Оценка эффективности функционирования образовательной среды высшего учебного заведения должна осуществляться с учетом разных показателей и отражать уровень сформированности профессиональной компетентности ее выпускников. При определении результатов эффективности образовательной среды следует обращать внимание на:

–    удовлетворенность студентов содержанием и организацией труда (привлекательность учебного заведения и образовательных услуг, внедрение инновационных технологий, создание условий для самостоятельной учебной и научно исследовательской работы, физиологически обоснованный режим учебы и отдыха);

–    характер отношений между участниками образовательного процесса (сотрудничество на паритетных началах, соответствующий социально-психологический микроклимат);

–    наличие необходимых пространственно-предметных условий, обеспечивающих престижность учебного заведения (современная материально-техническая база, компьютерные сетевые системы, электронные библиотеки, спортивные сооружения, рекреационные зоны, использование энергосберегающих технологий);

–    ведение на должном уровне нормативно-правовой документации (электронное ведение документации, включая академические журналы, профессорско-преподавательский потенциал, характер управленческой деятельности) и др.

Таким образом, образовательная среда вуза является совокупностью духовно-материальных условий функционирования вуза, обеспечивающих саморазвитие активной и творческой личности, формирования ее профессионально-значимых качеств и реализации инновационного потенциала. В основу авторской типологии образовательной среды положена концепция профессиональной подготовки студентов в высших учебных заведениях с использованием компетентностного и структурно-функционального подходов, что позволило проследить взаимосвязь между типами образовательной среды, ее функциями и компонентами (материально-технический, технологический и субъектно-социальный).

2.         Гущина Т. Н. Педагогическая сущность феномена «образовательная середа»: по материалам исследования / Т. Н. Гущина // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana) — 2011. — № 4. — С. 187–190.

3.         Лактионова Е. Б. Образовательная середа как условие развитие личности ее субъектов / Е. Б. Лактионова // Известия Российского государственного педагогического ун-та им. А. И. Герцена. — 2010. — № 128. — С. 40–54.

4.         Тарасов С. В. Образовательная середа: понятие, структура, типология / С. В. Тарасов // Вестник Ленинградского гос. ун-та им. А. С. Пушкина. — 2011. — № 3. — Т. 3. — С. 133–138.

5.         Ясвин В. А. Образовательная середа: от моделирования к проектированию / Витольд Альбертович Ясвин. — М.: Смысл, 2001. ‒ 365 с.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательная среда, профессиональная компетентность, профессиональная компетентность будущих учителей, высшая школа, авторская типология, высшее учебное заведение, педагогический университет, среда, субъектно-социальный компонент, учебное заведение.

В современном мире школа является организацией с определенно заданными задачами и функциями. Но при этом школы значительно отличаются одна от другой способами организации деятельности, средствами решения поставленных задач. Ни для кого не секрет, что для сегодняшних родителей выбор школы является трудной проблемой, и каждый старается подобрать для своего ребенка лучшую, на его взгляд, школу. Чем же объясняется, что в одну школу родители отдают детей с удовольствием, а в другую — нет? Конечно, в значительной степени выбор определяется образовательными результатами, которые показывают ученики школы и ее выпускники. Но это не единственный фактор, делающий школу привлекательной. На выбор школы влияют и такие факторы, как инновационные педагогические технологии, авторские программы, уровневое содержание образования, формы организации учебного процесса.

Образовательная среда школы в настоящее время может стать инструментом развития и воспитания при условии целенаправленного использования ее возможностей в работе с детьми. Влияние образовательной среды, во многом, обусловлено восприятием учащимися, их включенностью в процесс ее создания и совершенствования. Эффективность освоения этого пространства со стороны ребенка зависит от того, каким он его видит. Образовательная среда школы может стать средством развития потенциала личности ребенка только в том случае, если она будет пространством общности детей и взрослых — родителей, педагогов, наполненным реальными и значимыми вопросами, на которые необходимо найти ответы, если все субъекты функционирования пространства воспринимают среду как свою собственную территорию, за которую они несут ответственность.

–          пространственно-предметный, т. е. пространственно-предметные условия и возможности осуществления обучения, воспитания и социализации обучающихся,

–          социальный, т. е. пространство условий и возможностей, которое создается в межличностном взаимодействии между субъектами учебно-воспитательного процесса (обучающимися, педагогами, администрацией, родителями, психологами и др.),

–          психодидактический, т. е. комплекс образовательных технологий (содержания и методов обучения и воспитания), построенных на тех или иных психологических и дидактических основаниях.

–          активность — служит показателем социально ориентированного созидательного потенциала и экспансии образовательно-воспитательной среды в среду обитания;

–          доминантность характеризует значимость данной локальной среды в системе ценностей субъектов образовательного процесса;

–          интенсивность показывает степень насыщенности среды условиями, влияниями и возможностями, а также концентрированность их проявления;

–          когерентность (согласованность) — степень согласованности влияния на личность данной локальной среды с влияниями других факторов среды обитания;

–          мобильность служит показателем способности среды к ограниченным эволюционным изменениям, в контексте взаимоотношений со средой обитания;

–          обобщенность характеризует степень координации деятельности всех субъектов данной среды;

–          осознаваемость — степень включенности в нее субъектов учебно-воспитательного процесса;

–          устойчивость отражает стабильность среды во времени;

–          широта показывает,какие субъекты, объекты, процессы и явления включены в данную среду;

–          эмоциональность отражает соотношение эмоционального и рационального компонентов в среде.

При построении образовательной среды, таким образом, необходимо планировать ряд действий (мероприятий) для достижения оптимального значения каждой из выделенных характеристик. организации взаимодействия различных субъектов воспитательного пространства как основы процесса интеграции, необходимого для его функционирования; создании условий для реализации ребенком, педагогом, родителями и другими участниками воспитательного пространства своей субъектной позиции.

Выделенные нами мероприятия представлены в таблице 1.

Целенаправленное построение образовательной среды позволяетя избежать возможных неблагоприятных, критических или недопустимых ситуаций, вносить своевременные коррективы и создавать условия для реализации ребенком, педагогом, родителями и другими участниками воспитательного пространства своей субъектной позиции.

1.                 Reid K., Hopkins D. et al. Towards the effective school: The problems and solutions. Oxford, 1987.

2.                 Маклафлин К. Исследование системы педагогической помощи и поддержки в школах Англии и Уэльса // Новые ценности образования: забота — поддержка — консультирование. Вып. 6. Инноватор. М., 1996. С. 99–105.

3.                 Пилиповский В. Я. Эффективная школа: слагаемые успеха в зеркале американской педагогики // Педагогика. 1997. № 1. С. 104–111.

4.                 Слободчиков В. И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: культурные модели школ. Вып. 7. ИнноваторBennet college. М., 1997. С. 177–184.

5.                 Улановская И. М., Поливанова Н. И., Ермакова И. В. Что такое образовательная среда школы и как ее выявить? // Вопросы психологии 1998. № 6. С. 12–14

6.                 Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. — 365 с.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательная среда, родитель, воспитательное пространство, среда обитания, учебно-воспитательный процесс, школа, локальная среда, образовательная развивающая среда, оптимальное значение, педагогический коллектив.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *