Особенности разработки учебной программы по иностранному языку
для I курса в учреждениях СПО
В настоящее время перед профессиональными образовательными организациями, в частности перед СПО, поставлена задача обновления содержания образования и повышения уровня подготовки специалистов с учетом потребностей рынка труда и в соответствии с международными стандартами, новым Законом об образовании РФ. Пересмотр содержания образования, появление вместо хорошо знакомых в преподавательской среде знаний и умений новых понятий: «общих» и «профессиональных» компетенций, «профессионального опыта», накладывают отпечаток на деятельность преподавателей среднего профессионального образования, заставляют их искать пути решения поставленной задачи.
Это особенно актуально сегодня, потому что процесс получения образования должен стать средством адаптации молодого специалиста к жизни и деятельности в социуме. Особую актуальность приобретает компетентностно-ориентированный подход к обучению иностранному языку в учреждениях СПО, который предусматривает формирование у студентов способности иноязычного общения в конкретных профессиональных, деловых, научных сферах и ситуациях с учетом особенностей профессиональных компетенций. Профессионально-ориентированное обучение основано на учете потребностей студентов в изучении иностранного языка, диктуемого особенностями будущей профессии или специальности. Оно предполагает сочетание овладения профессионально-ориентированным иностранным языком с развитием личностных качеств обучающихся, знанием культуры страны изучаемого языка и приобретением специальных навыков, основанных на профессиональных и лингвистических знаниях. Рассматривая иностранный язык как средство формирования профессиональной направленности будущего специалиста, методист Н.Д. Гальскова отмечает, что при изучении профессионально-ориентированного языкового материала устанавливается двусторонняя связь между стремлением студента приобрести специальные знания и успешностью овладения языком. Она считает иностранный язык эффективным средством профессиональной и социальной ориентации в ссузе. По мнению автора, для реализации данного потенциала необходимо соблюдение следующих условий:
четкая формулировка целей иноязычной речевой деятельности;
социальная и профессиональная направленность этой деятельности;
удовлетворенность обучаемых при решении частных задач;
формирование у обучаемых умения творчески подходить к решению частных задач;
благоприятный психологический климат в учебном коллективе.
Исходя из этого, можно подчеркнуть, что полноценное учебно- методическое обеспечение должно выполнять функцию ориентира в создании эффективной обучающей среды, необходимой для реализации требований к уровню подготовки обучающихся на каждой ступени обучения, установленных федеральным образовательным стандартом. Обучение иностранному языку в ссузе начинается с I курса и продолжается до его окончания (на IV курсе).
По специфическому соотношению знаний и умений дисциплина Иностранный язык на 1 курсе относится к общеучебным дисциплинам и занимает промежуточное положение между теоретическими и прикладными дисциплинами профессиональной подготовки, так как иностранный язык требует такого же большого объема навыков и умений, как практические дисциплины, но вместе с этим не меньшего объема знаний, чем теоретические науки. Таким образом, будет правомерно рассматривать содержание обучения иностранному языку в ссузах как совокупность того, что обучающиеся должны усвоить в процессе обучения, чтобы качество и уровень владения иностранным языком соответствовали их запросам и целям, а также целям и задачам федеральных образовательных стандартов. Отбор содержания призван способствовать разностороннему и целостному формированию личности студента, подготовке его к будущей профессиональной деятельности.
Содержание образования, технологии обучения и формы контроля реализуются посредством рабочих программ.
Рабочая программа учебной дисциплины – нормативный документ, являющийся составной частью учебно-методического комплекса дисциплины (УМК) и определяющий содержание дисциплины, вырабатываемые компетенции, составные части учебного процесса по дисциплине, взаимосвязь данной дисциплины и других дисциплин учебного плана, формы и методы организации учебного процесса и контроля знаний обучающихся, учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного процесса.
Нормативно-методической базой для разработки РП являются:
- ФГОС СПО по соответствующему направлению подготовки;
- основная образовательная программа (ООП);
- учебный план по направлению подготовки.
При разработке рабочей программы также учитываются:
– новейшие достижения в данной предметной области;
– требования организаций – потенциальных работодателей выпускников;
– содержание программ дисциплин, изучаемых на предыдущих и последующих этапах обучения;
– содержание учебников и учебных пособий, рекомендованных федеральными органами образования;
– материальные и информационные возможности учебного заведения.
При перечислении требований к результатам освоения дисциплины автор РП должен исходить из трех обязательных условий:
, каждая из компетенций, в формировании которой принимает участие данная дисциплина, должна найти отражение в требованиях к результатам обучения;
предъявляемые требования должны соответствовать трудоемкости дисциплины и планируемым формам учебной работы;
предъявляемые требования должны проверяться с помощью запланированных в программе форм текущего контроля и промежуточной аттестации.
Исключение составляют результаты обучения, связанные с воспитанием, мировоззренческим развитием, формированием мотивационных установок, поскольку они, как правило, не могут быть проверяемы в рамках формализованных процедур промежуточной аттестации. Тем не менее, планировать такие требования принципиально важно с точки зрения логики компетентностной модели выпускника, а их реализация может проверяться при использовании активных форм обучения и соответствующих образовательных технологий.
Все выше перечисленные требования относятся и к рабочей программе по иностранному языку.
Рабочая программа учебной дисциплины «» предназначена для изучения курса иностранного языка в образовательных организациях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу подготовки специалистов среднего звена по соответствующей специальности.
«Рекомендациям по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований Федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования» в образовательных организациях среднего профессионального образования (далее – СПО) изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования.
Рабочая программа «Английский язык» для I курса всех специальностей нашего колледжа составлена с учетом примерной программы для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования от 23июля 2015 года.
Рабочие программы согласуются и утверждаются в колледже в установленном порядке.
Многолетний опыт работы автора данной статьи в ссузе показал, что при разработке рабочей программы по иностранному языку для первого курса возникают связанные с тем, что:
– у студентов не сформированы основы коммуникативной компетенции в ее основных составляющих (языковой, речевой, социокультурной и др.);
– у студентов не сформированы общеучебные навыки и умения;
– студенты не обладают навыками рефлексии на самого себя:
«Не умел» — «Умею», «Не мог» — «Могу», «Был» — «Стал» — ключевые оценки результата углубленной рефлексии своих достижений и изменений.
Все вышесказанное определяет учебной программы по иностранному языку для I курса колледжа:
– необходимо соблюсти преемственность в изучении иностранного языка в основной средней школе и профессиональном среднем учебном заведении, для этого следует предусмотреть в программе входное тестирование по иностранному языку и спланировать вводный коррективный курс, исходя из полученных результатов;
– необходимо творчески подойти к использованию примерной программы и включить в содержание рабочей программы материал, учитывающий индивидуальные и возрастные особенности учащихся, их интересы.
– для более плавного перехода к последующим курсам обучения необходимо разделить содержательную часть программы на основную и профессионально – ориентированную (основной модуль и профессиональный модуль):
предполагает формирование у обучающихся совокупности следующих практических умений:
заполнить анкету/заявление (например, о приеме на курсы, в отряд волонтеров, в летний/зимний молодежный лагерь) с указанием своих фамилии, имени, отчества, даты рождения, почтового и электронного адреса, телефона, места учебы, данных о родителях, своих умениях, навыках, увлечениях и т. п.;
заполнить анкету/заявление о выдаче документа (например, туристической визы);
написать энциклопедическую или справочную статью о родном городе по предложенному шаблону;
содержание нацелено на формирование коммуникативной компетенции в деловой и выбранной профессиональной сфере, а также на освоение, повторение и закрепление грамматических и лексических структур, которые наиболее часто используются в деловой и профессиональной речи.
При этом к учебному материалу предъявляются следующие требования:
высокая коммуникативная ценность (употребительность), в том числе в ситуациях делового и профессионального общения;
познавательность и культуроведческая направленность;
обеспечение условий обучения, близких к условиям реального общения (мотивированность и целенаправленность, активное взаимодействие, использование вербальных и невербальных средств коммуникации и др.);
– на каждом занятии должно быть спланировано использование для обучения ИЯ всех видов речевой деятельности: чтения, аудирования, говорения и письма (или перевода), а также работа с грамматическим материалом;
– необходимо прописать в программе используемые технологии, виды самостоятельной работы, доступ к интернет-ресурсам, виды внеаудиторной работы, способствующие формированию общих и профессиональных компетенций;
– при разработке учебной программы необходимо учитывать связь с другими дисциплинами;
– необходимо спланировать формы контроля формируемых компетенций
(текущий, рубежный, итоговый), самоконтроля и взаимоконтроля и подготовку оценочных средств.
осуществляется преподавателем в ходе повседневной учебной работы и проводится в пределах обычных организационных форм занятий. Он заключается в систематическом наблюдении за работой группы в целом и каждого обучающегося в отдельности, проверке знаний, умений и навыков, сочетаемой с изучением нового материала, его закреплением (практическим применением).
успеваемости позволяет определить:
- качество, глубину, объем усвоения знаний и умений в рамках усвоения отдельной темы;
- имеющиеся недостатки, меры по их устранению;
- степень ответственности студентов к работе, уровень развития их способностей и причины, мешающие работать;
- уровень овладения навыками самостоятельной работы, пути и средства их развития.
Кроме того, он стимулирует интерес будущих специалистов к специальности, активность в познании, привычку систематической самостоятельной работы над учебным материалом.
Следует учесть, что в условиях деятельностного обучения практически все формы текущего контроля выполняют одновременно и обучающую функцию (например, подготовка реферата может быть и формой учебной работы, и формой контроля одновременно). Поэтому планирование текущего контроля неразрывно связано с планированием аудиторной и самостоятельной работы студентов и играет важную роль в обеспечении компетентностной направленности обучения;
– необходимо планировать итоговый контроль в четком соответствии с изученным материалом и формами работы, которые использовались в ходе учебных занятий.
Анализируя рабочие программы по английскому языку для первого курса текущего учебного года, можно отметить, что они соответствуют всем предъявляемым требованиям. Однако не следует забывать, что программа – это «подвижный» инструмент, и в нее могут вноситься изменения в течение учебного года. Программа реализуется преподавателем и адаптируется к каждой учебной группе с учетом особенностей этой группы.
Таким образом, можно сделать вывод, что продуманная, методически выверенная и методически обеспеченная рабочая программа будет способствовать реализации целей обучения иностранному языку и формированию общих и профессиональных компетенций, при условии, что она окажется в руках грамотного и творческого преподавателя.
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 27Э-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный государственный образовательный стандарт
среднего (полного) общего образования.
в пределах освоения образовательных программ профессионального
образования на базе основного общего образования с учетом требований ФГОС и профиля получаемого профессионального образования от 10 апреля 2014года.
Структура рабочей программы по иностранным языкам согласно новому федеральному стандарту.
МБОУ СОШ №1 с.Арзгир
Ключевой задачей системы образования на современном этапе является формирование креативности, интерпретируемой как создание связи между вещами. Только креативный человек способен связать частички своего опыта и синтезировать что-то новое. Новое содержание образования, новое целеполагание, новые средства и технологии обучения определили содержание новых ФГОС.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Стандарт включает в себя требования:
- к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
- к структуре основной образовательной программы основного общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
- к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования, и т.д.
Также определенные требования стандарт предъявляет к структуре рабочих программ. учебных курсов, предметов, дисциплин общеобразовательного учреждения – это нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности. Рабочая программа является компонентом основных образовательных программ, средством фиксации содержания образования на уровне учебных предметов, элективных, факультативных или дополнительных образовательных курсов для обучающихся.
В основу рабочих программ должна быть положена именно примерная программа по предмету. Примерная программа по иностранному языку для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования.
Примерная программа является ориентиром для составления рабочих программ: она определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. Авторы рабочих программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, расширения объема (детализации) содержания, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Рабочие программы, составленные на основе примерной программы, могут использоваться в учебных заведениях разного профиля и разной специализации.
Структура рабочей программы определена Стандартом. Фактически государство привело в порядок весьма важный для образования документ – программу по учебному предмету. На рынке литературы появилось много рабочих программ, придуманных и составленных произвольно. Учитель должен быть осторожен, когда покупает подготовленную издательством или другой организацией рабочую программу. Необходимо посмотреть соответствует ли структура и содержание программы ФГОСу. Если нет, то создаётся своя программа и в неё добавляется всё, что требует стандарт, так как приказом министра определено, что должно быть в этой рабочей программе. Фактически от пояснительной записки до тематического планирования – это государственный документ. Программа по предмету должна содержать указанные разделы, но это не значит, что нельзя добавлять что-то своё. Например, могут быть включены контрольные работы или планируемые результаты, которые необходимо достигнуть. Рабочая программа по предмету включается в основную образовательную программу школы.
Целью разработки Рабочей программы является сохранение единого образовательного пространства учреждения и предоставление широких возможностей для реализации различных технологий, подходов к построению учебного курса, предмета, дисциплины.
Рабочая программа – это учебная программа, разработанная на основе примерной программы (ст. 28 Закона РФ «Об образовании») для конкретного образовательного учреждения и определенного класса (группы), определяющая содержание, последовательность изучения тем и количестве часов на их усвоение, использование организационных форм обучения и т.п.
Составление рабочих программ входит в компетенцию образовательного учреждения (п. 2. ст. 32 Закона РФ «Об образовании»). Общеобразовательное учреждение несет ответственность за качество реализуемых рабочих программ.
К рабочим программам, которые в совокупности определяют содержание деятельности общеобразовательного учреждения в рамках реализации образовательной программы, относятся:
– программы по учебным предметам;
– программы элективных курсов;
– программы факультативных курсов;
– дополнительных образовательных курсов.
Рабочие программы составляются на основе:
– примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования;
– примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования и авторских программ к линиям учебников, входящих в федеральный перечень УМК, рекомендованных Минобразования РФ к использованию в образовательном процессе;
– примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования и материалам авторского учебно-методического комплекса (при отсутствии соответствующих авторских программ к линии учебников, имеющихся в федеральном перечне).
7. Рабочая программа разрабатывается педагогом или группой педагогов и походит экспертизу на уровне общеобразовательного учреждения.
8. Количество часов, отводимых на освоение Рабочей программы, должно соответствовать Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004.
9. Обязательный минимум содержания каждой Рабочей программы устанавливается в соответствии с примерной образовательной программой и государственным образовательным стандартом.
10. Нормативные сроки освоения Рабочей программы в государственных и муниципальных образовательных учреждениях определяются типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, федеральными образовательными стандартами, устанавливаемыми Законом «Об образовании» (п. 2 ст. 7).
Примерная структура Рабочей программы включает следующие компоненты:
1. титульный лист;
2. пояснительная записка;
3. требования к уровню подготовки учащихся;
4. календарно-тематическое планирование (учебно-тематический план);
5. содержание программы учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);
6. формы и средства контроля;
7. перечень учебно-методических средств обучения.
Примерные (типовые) учебные программы, разработанные на федеральном уровне, не могут использоваться в качестве рабочих программ, поскольку не содержат распределение учебного материала по годам обучения и отдельным темам. При этом Рабочая программа может отличаться от вышеназванных программ не более чем на 20 %.
1. Титульный лист Рабочей программы должен
– наименование образовательного учреждения;
– гриф утверждения и согласования программы (таблица №1);
– название учебного курса, предмета, дисциплины (модуля);
– Ф.И.О. педагога, разработавшего и реализующего учебный курс, предмет, дисциплину (модуль);
– класс (параллель), в котором изучается учебный курс,
– предмет, курс, дисциплина,
– год составления программы.
2. В тексте пояснительной записки к Рабочей программе указывается:
– название, автор и год издания предметной учебной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа;
– цели и задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний, умени
– изменения, внесенные в примерную (типовую) и авторскую учебную программу и их обоснование;
– количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа, в т.ч. количество часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов исследований;
– формы организации учебного процесса и их сочетание, а также преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков (в соответствии с Положением о текущем контроле учащихся в образовательном учреждении), промежуточной и итоговой аттестации учащихся (в соответствии с соответствующими Положениями).
3. Компонент структуры Рабочей программы «Требования к уровню подготовки учащихся» включается, если авторская учебная программа отсутствует, а Рабочая программа составлена на основе примерной (типовой) учебной программы и авторскому учебно-методическому комплекту.
4. Компонент «Требования к уровню подготовки учащихся» представляет собой описание целей-результатов обучения, выраженных в действиях учащихся и реально опознаваемых с помощью диагностических инструментов. Данный перечень целей-результатов обучения включает специальные предметные и общие учебные умения и способы деятельности.
5.Требования к уровню подготовки учащихся, прописанные в Рабочей программе, должны соответствовать требованиям, сформулированным в федеральном государственном стандарте общего образования и примерной (типовой) учебной программе (Закон РФ «Об образовании» ст. 12, 13, 15, 32).
6. Календарно-тематический план оформляется в виде таблицы на весь срок обучения.
Содержание учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) Рабочей программы включает краткое описание каждой темы (3-4 предложения). Изложение учебного материала в заданной последовательности предусматривает конкретизацию всех дидактических единиц содержания.
Структурный компонент Рабочей программы «Формы и средства контроля» включает материалы в виде тестовых, контрольных работ, вопросов для зачета и др. для оценки освоения школьниками содержания учебного материала. Количество контрольных работ определяется инструктивно-методическими документами о преподавании учебных предметов и дисциплин, принятыми на уровне региона.
Перечень учебно-методических средств обучения как компонент Рабочей программы включают основную и дополнительную учебную литературу (учебники, учебные пособия, сборники упражнений и задач, контрольных заданий, тестов, практических работ и лабораторных практикумов, хрестоматии); справочные пособия (словари, справочники); наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы), оборудование и приборы и т.п. Литература оформляется в соответствии с ГОСТом: элементы описания каждого учебно-методического средства должны приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию.
Используемый перечень учебно-методических средств обучения может быть классифицирован на две группы: «Литература (основная и дополнительная)», «Оборудование и приборы».
Сроки и порядок рассмотрения Рабочих программ
Сроки и порядок рассмотрения Рабочей программы определяется данным положением, утвержденным на уровне региона.
Сроки и порядок рассмотрения Рабочей программы осуществляется следующим образом:
Первый этап – 1 – 30 июня – Рабочая программа рассматривается на заседании методического объединения учителей (результаты рассмотрения заносятся в протокол) и согласовывается с заместителем директора по учебно-воспитательной работе;
Второй этап – 1 – 30 августа – Рабочая программа рассматривается на педагогическом совете и утверждается руководителем образовательного учреждения.
После утверждения руководителем образовательного учреждения Рабочая программа становится нормативным документом, реализуемым в данном образовательном учреждении. Общий перечень Рабочих программ утверждается приказом по общеобразовательному учреждению.
Для авторских учебных программ целесообразно проводить дополнительную внешнюю экспертизу, которую осуществляет муниципальный экспертный совет.
Рабочая программа обновляется ежегодно.
В графу «Примечание» рекомендуется вносить информацию по материалам повторения ЕГЭ (возможно вынесение в отдельную графу), о необходимом оборудовании.
Требования по составлению календарно-тематического плана по иностранному языку на 2011-2012 учебный год остаются прежними. Календарно-тематический план оформляется по схеме:
При этом неукоснительно соблюдается выполнение Федеральной примерной программы, а также авторских программ. Тематический план обеспечивает её реализацию. Следует особо ещё раз подчеркнуть, что календарно-тематическое планирование составляется на основе примерной или авторской программы, а не по учебнику. В тематическом плане каждая программная тема расписывается по урокам: указывается тема и цель каждого урока. При заполнении календарно-тематического плана, являющегося структурным элементом рабочей программы, следует учитывать, что формулировка темы федеральной примерной программы, рабочей программы, календарно-тематического плана и записи в учебном журнале должны совпадать.
В целях оптимизации учебного процесса учитель может по своему желанию ввести дополнительные графы в свой план и использовать их по своему усмотрению, т. е. заполнять постепенно в течение всего учебного года или даже лет, вносить изменения, указывать дополнительные учебные материалы, пособия и прочее, например:
На первой ступени обучения в схеме может быть добавлен подраздел «Фонетика».
В связи с новой формой аттестации учащихся основной школы (ГИА) и средней школы (ЕГЭ), учителям иностранного языка важно совершенствовать методику преподавания предмета и формы текущего, промежуточного и итогового контроля соответственно предлагаемой форме.
С целью эффективной подготовки к экзамену необходимо обратить внимание на то, что контрольные измерительные материалы по иностранным языкам проверяют не то, что знает экзаменуемый о языке, а насколько реально он владеет иностранным языком. Следует также отметить, что в рамках ГИА и ЕГЭ проверяются умения в аудировании, чтении, письме, говорении. Наряду с умения, универсальные способы деятельности. Подготовка к сдаче ГИА и ЕГЭ, помимо собственно обучения иностранному языку и развития умений и навыков, должна обязательно включать в себя следующие аспекты, которые должны быть отображены в календарно-тематическом планировании:
– ознакомление с форматом заданий, в том числе заданий со свободно конструируемым ответом (задания части С);
– отработку четкого следования инструкциям к заданию, в том числе развитие умения укладываться в регламент времени, отведенного на выполнение конкретного задания;
– ознакомление с критериями оценивания заданий части С (по письму) и объяснение предъявляемых требований;
– отработку стратегий выполнения тестовых заданий с их последующим анализом и самоанализом.
Уровневый подход к обучению иностранным языкам
В связи с новой
образовательной ситуацией особую
актуальность приобретает проблема
уровневого конструирования программных
документов. Остановимся на этом вопросе
более подробно. Заметим, что в зарубежной
и отечественной теории и практике
разработки программ есть различные
подходы к решению этой проблемы.
За
рубежом уровневый подход выражается в
наличии разных программ, так называемых
куррикулумов
и
силлабусов,
с одной
стороны, а с другой — целой серии
директивных документов, фиксирующих
требования к уровню владения ИЯ разными
категориями учащихся. Например, в
Германии к последним относятся сертификат
(Zertifikat
Deutsch
als
Fremdsprache)
для контроля уровня обученности взрослых,
желающих вступить в контакт с носителями
языка в стране изучаемого языка, и
требования к экзамену по немецкому
языку (Pruefung
zum
Nachweis
deutscher
Spraehkennt-nisse
— PNDS),
предназначенные для тех, кто желает
продолжить свое образование в немецких
вузах. В настоящее время в рамках
Совета
Европы поднимается проблема создания
единой системы уровней владения ИЯ,
способов, позволяющих обучаемым
определить свой собственный уровень
(Language
Portfolio).
Что касается
куррикулумов и силлабусов, то отличия
между ними заключаются в статусе каждого
из них и, следовательно, в структурных
и содержательных особенностях их
оформления.
Первый уровень
образует обобщенно-концептуальный
вариант программы, в котором должны
содержаться достаточно общие, теоретически
осмысленные основы обучения ИЯ на данном
этапе развития методической науки и
статуса ИЯ как учебного предмета в
школе. В этом варианте должна найти
отражение общность подходов при
конструировании разных систем обучения
в том или ином типе школ, а также курсов
обучения для разных типов школ, все то
общее, чем следует руководствоваться
учителям и методистам при организации
учебного процесса по данному предмету;
в нем также должны быть намечены основные
линии дифференциации по цели и содержанию
обучения, которые станут объектом
рассмотрения на нижележащих уровнях
построения программы. Программа первого
уровня должна иметь статус федеральной.
Это может быть документ, определяющий
систему уровней владения ИЯ, соотнесенных
с общеевропейскими требованиями и
отечественными реалиями, и (или)
государственный стандарт образования
по ИЯ для средней школы, независимо от
типа школы и варианта изучения предмета,
проект которого был опубликован и широко
обсуждался.
Третий уровень
конструирования программ — это конкретная
реализация в рамках определенного
учебного плана программы второго уровня.
Программа третьего уровня соединяет в
себе основные положения, характеризующие
учебную программу второго уровня, и
систему методических взглядов,
организационные формы и технологию
обучения, которые привносят в нее авторы
— разработчики конкретного УМК или
учителя-практики конкретной школы.
Таким образом,
программа третьего уровня имеет как бы
две модификации: она может быть реализована
в книге для учителя — одного из компонентов
УМК или в учебной программе, разрабатываемой
коллективом учителей для конкретных
условий обучения (школьный компонент).
Последнее становится все более
необходимым, поскольку современный
учитель не имеет жесткой привязки только
к одному учебнику: у него есть право
«параллельного» обращения к разным
учебным пособиям. Но в любом случае
третий уровень программы должен
обеспечить возможность разных тактических
решений при достижении конечных целей
обучения — с учетом методической системы
авторов УМК, индивидуальных особенностей
учителя и учащихся, условий обучения в
широком смысле.
Представленные
три уровня программы находятся в тесной
взаимосвязи друг с другом. Это означает,
что конструирование каждого последующего
уровня осуществляется с учетом
конкретизации и детализации предыдущего;
в свою очередь, каждый последующий
уровень программы через систему обратных
связей способствует совершенствованию
предыдущего. В связи с этим большую
организующую и координирующую роль
играет «концептуальная» программа, без
которой вне поля зрения разработчиков
конкретных программ и учебных материалов
могут остаться общие требования к уровню
обученности учащихся, целостность
содержания и системность методических
подходов к его реализации. Ввиду особой
важности концептуально-теоретического
уровня конструирования программ, в
значительной мере предопределяющего
характер нижеследующих уровней, перейдем
к рассмотрению проекта Государственного
стандарта образования по ИЯ.