Структура современного урока. Проектирование урока с позиции требований обновлённого стандарта.статья

Проектирование и реализация учебного занятия

в соответствии с ФГОС деятельностного типа

Прошивалко Марина Викторовна

учитель начальных классов

БОУ «Знаменская средняя школа»

Знаменского муниципального района

«МАСТЕРСТВО УЧИТЕЛЯ –  ЭТО СПЕЦИАЛЬНОСТЬ, КОТОРОЙ НАДО УЧИТЬСЯ»

Антон Семенович Макаренко

знает каждый. Школьные годы – это тысячи уроков – веселых, занимательных, напряженных, познавательных. Этот ряд каждый из нас может дополнить своими эпитетами.

Что же такое

Это урок актуальный для настоящего времени, урок действенный , имеющий непосредственное отношение к интересам личности ребенка, его родителей, общества, государства.

Как же построить урок, чтобы реализовать требования ФГОС?

Начиная проектировать, вспомним дидактические принципы построения урока:

(заключается в том, что ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сам)

( это учет возрастных особенностей развития детей)

( это формирование учащимися обобщенного системного представления о мире(природе, обществе, самом себе..)

( создание доброжелательной атмосферы)

( предполагает формирование у учащихся умения делать выбор и адекватно принимать решения в ситуации выбора)

( означает приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности)

Для того, чтобы урок был эффективным, надо, чтобы учитель в ходе подготовки постарался сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.

А сам учитель должен стать лучшим артистом

Сегодня меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения. Исходя из этого, начинаем проектировать урок.

Структура урока деятельностного типа в начальной школе состоит из следующих этапов:

1.Самоопределение к деятельности

2. Актуализация знаний

3.Постановка учебной задачи

4. Решение учебной задачи

5. Первичное закрепление

6.Самостоятельная работа с самопроверкой

7.Включение в систему знаний, повторение

свободен в выборе структуры урока, лишь бы она способствовала высокой результативности обучения, воспитания, развития и не мешала творческой работе педагога.

В первую очередь отвечаем на вопрос: зачем в структуре изучаемой темы нужен этот урок и выбираем, какой это урок, определяем тип урока

урок открытия нового знания;

урок построения системы знаний;

урок развивающего контроля.

Замысел урока отражается, прежде всего, в его целях.

При этом цели урока, проектируемые учителем, должны быть таковы, как будто ученик:

сам себе их поставил

они понятны ему и очевидны

Цель урока в системно-деятельностном подходе заключается в достижении личностных, метапредметных и предметных результатов образования.

С учётом поставленных целей учитель отбирает содержание урокаОсобенностью содержания современного урока деятельностного типа является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий. При этом необходимо определить:

что учитель расскажет сам;

что ученики изучат самостоятельно;

какие вопросы поставит учитель;

какие задания предложит( при этом необходимо упорядочить задания по принципу «от простого к сложному»;

как будет контролировать процесс усвоения.

Следующий этап проектирования – это выбор методов обучения.

Каждый урок должен содержать что-то , что вызовет удивление , изумление , восторг учеников- одним словом ,то, что они будут помнить , когда всё забудут.

При выборе метода необходимо знать, как методы связаны с задачами урока.

Существует следующая их классификация:

по виду передачи и восприятия учебной информации;

по степени педагогического управления деятельностью учащихся со стороны учителя;

по основным дидактическим задачам, реализуемым на этапе урока;

по логике изложения и усвоения учебного материала;

по характеру учебно-познавательной деятельности.

Если раньше – восприятие новой информации через наблюдение и слушание, то с введением новых стандартов – через разрешение

Следующий этап при проектировании урока-

отбор средств обучения дидактические материалы, демонстрационные материалы, УМК, мультимедийные ресурсы, образовательные ресурсы сети ИНТЕРНЕТи другие

Применение каждым учителем средств оправдано тогда, когда оно экономит силы учителя и учеников, экономит время урока, улучшает восприятие учебного материала и позволяет осуществить контроль за тем, что усвоено, а что нет. Нужно помнить, что чрезмерная наглядность тормозит развитие абстрактного мышления.

Следующий этап –

Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие. Если раньше мы осуществляли контроль и самоконтроль усвоения нового материала, то по новым стандартам – амооценка, рефлексия результатов деятельности, т.е. умение оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений.

Способность к рефлексии – важнейшее качество, определяющее социальную роль ребенка как ученика, школьника, направленность на саморазвитие.

Учитель ставит вопросы:

Какую задачу ставили?

Удалось решить поставленную задачу?

Какие получили результаты?

Что нужно сделать ещё?

Где можно применить новые знания?

По возможности разработать домашнее задание ,которое должно быть комплексным (по характеру, содержанию, объёму) для разных групп учащихся; с целью развития творчества одних, закрепления пройденного материала другими.

Проектируя и реализуя любой урок направленный на формирование УУД, необходимо использовать возможности главного средства обучения- . Учебник был и остается основным источником знаний. В содержании, структуре, в системе заданий заложены идеи, которые позволяют достичь требуемых стандартом результатов. Поэтому на этапе планирования урока необходимо внимательно изучить, какие виды и типы заданий предлагают авторы учебника, разобраться, на развитие каких УУД они направлены .

Если раньше учитель: носитель информации, хранитель норм и традиций, контролер, а ученик: объект деятельности учителя, то с введением стандартов функции учителя: организатор, сотрудничество, консультант, а позиция ученика: активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности.

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования

И закончить свое выступление хочу словами:

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но  от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаем вам, чтоб дети  в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!

Педагогическое проектирование современного урока

В предлагаемом пособии систематизирован методический материал, необходимый учителю, работающему по ФГОС, раскрыты особенности проектирования современного урока: структура, инструменты планирования, формулировка цели и задач урока, типы и этапы уроков, составление самоанализа урока; представлены эффективные педагогические приёмы для формирования универсальных учебных действий, мотивации, рефлексивные практики.

Педагогическое проектирование урока – это предварительная разработка основных деталей предстоящего взаимодействия педагога и учащихся, направленного на предвидение педагогом путей достижения целей и достижение всеми учащимися запланированных образовательных результатов средствами предметного содержания и технологического инструментария.

Структура педагогического проектирования урока

1 этап. Моделирование (создание модели). Учитель выделяет ведущие педагогические идеи, определяющие общий замысел урока, стратегию и тактику предстоящего взаимодействия с учащимися. Данный этап, как правило, мысленный и устный.

2 этап. Проектирование – доведение созданной модели до уровня практического использования. На этом этапе определяется и создается структура урока, каждый компонент которой соотносится с технологическим инструментарием выбранной образовательной технологии: алгоритмом, методами и средствами. Содержание образования оформляется как учебный материал и распределяется по этапам урока.

3 этап. Конструирование – дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его к реализации в условиях урока. Методическая задача учителя – продумать и зафиксировать весь комплекс условий результативного взаимодействия учителя и учащихся, четко обозначить методы, формы и средства. На этом этапе учителю важно грамотно сконструировать собственную деятельность, обеспечивающую организацию деятельности учащихся. Формы такого конструирования— конспекты уроков, сценарии, планы, планы-тезисы, схемы, методические разработки, приложения к уроку.

Конструирование приложений к уроку, то есть дидактических материалов, которые не могут быть включены в формат технологической карты хода урока, но являются не только необходимыми средствами организации активной учебно-познавательной деятельности обучающихся, но и средствами создания визуального образа проектируемого урока:

а) слайды мультимедийного сопровождения учебного занятия;

б) раздаточный материал: дидактические карточки, инструкции, схемы, диаграммы, тексты;

в) изображения макетов, приборов, с которыми работают учащиеся.

Основные характеристики современного урока заключаются в том, что ученики самостоятельно управляют учебным процессом, а педагог лишь направляет. В таком формате учитель играет роль советчика и при необходимости консультирует учащихся по возникшим вопросам. Школьники сами руководят уроком от начала и до конца, а именно: определяют тему урока; ставят цели и задачи; составляют план по достижению поставленных целей; выполняют учебные действия по плану; проводят проверку выполненной работы путем самоанализа; самостоятельно ищут и исправляют ошибки; проводят оценку выполненной работы путем самооценки и взаимооценки.   Задача учителя в современном учебном формате – проектирование и координирование (модерация) хода урока.

Ведущие функции педагога:

проектирование форм, методов обучения, рабочих материалов, а также средств диагностико-формирующего оценивания; проектирование сценариев учебных занятий на основе многообразных, динамических форм организации учебной деятельности и оптимальной последовательности использования цифровых и нецифровых технологий;

организация индивидуальной и групповой (в т. ч. самостоятельной, проектной, распределенно-сетевой) деятельности обучающихся в цифровой образовательной среде;

проектирование и организация ситуаций образовательно значимой коммуникации, в т. ч. сетевой;

организация рефлексивных обсуждений личностно значимого опыта;

формирование и развитие критического мышления в процессе поиска и отбора информации в цифровой среде;

управление учебной мотивацией обучающихся.

Педагогическое проектирование – это особый вид деятельности учителя, требующий специальных навыков и умений.

Обозначим ключевые компетенции, которыми должен обладать педагог-проектировщик.

Проектирование целей обучения: создание ориентированной на результаты высокотехнологичной среды, способствующей целеполаганию обучающегося, его отслеживанию и оцениванию своего прогресса в учении.

Проектирование содержания: создание интерактивного содержания, значимого опыта учения через отбор и создание учебных задач, проектов и активностей, включающих цифровые инструменты и электронные ресурсы.

Проектирование содержания включает разработку содержания, интерактивность содержания, коммуникацию на основе содержания. Современное содержание, которое передаётся учащимся, предполагает не столько освоение предметных знаний, сколько развитие компетенций, адекватных современной практике жизнедеятельности, профессиональной деятельности. И это содержание должно быть хорошо структурированным и представленным в виде различных учебных материалов, в том числе и мультимедийных, которые передаются с помощью современных средств коммуникации.

Термин “интерактивность” в педагогическом сообществе очень часто употребляется в значении “характеристика взаимодействия и общения субъектов процесса обучения” и “дидактическое свойство средств обучения”: сегодня можно встретить словосочетания “интерактивные технологии”, “интерактивные средства”, “интерактивные методы”, “интерактивные электронные образовательные ресурсы”, и т.д. Важная характеристика с точки зрения эффективности дидактического средства – интерактивность контента (от англ, interactive – взаимодействие), т. е. возможность реагировать на определенные действия ученика в процессе освоения.

Интерактивные мультимедийные интернет-ресурсы нового поколения открывают возможности для индивидуальной образовательной деятельности. Педагоги все чаще используют цифровые учебные материалы, инструменты и сервисы для обеспечения вариативных учебных траекторий, планируют и организуют фронтальную, групповую и индивидуальную работу учащихся. Многочисленные интернет-сервисы позволяют эффективно организовать интерактивное учебное взаимодействие в рамках урока и за его пределами: обмениваться информацией и участвовать в обсуждении по изучаемой проблеме с другими участниками образовательного взаимодействия, получать поддержку и консультацию преподавателя, самостоятельно изучать новый материал, проходить различные формы контроля знаний.

– образовательное взаимодействие между преподавателем и учениками (сервисы экосистемы Google)

– интерактивные плакаты, презентации (Genial.ly, Удоба.org, Google-презентация, Canva.com);

– интерактивные онлайн-доски (Miro.com, Padlet.com);

– онлайн-доска Trello.com для организации работы в команде, управления проектами;

– интерактивные рабочие листы ( Liveworksheets.com, Wizer.me, Google Рисунок);

– интерактивные упражнения (LearningApps.org, Joyteka.com (ранее Learnis.ru), Genial.ly);

– контролирующие материалы (Google Формы ,Wordwall.net, Online Test Pad.com);

– учебные визуальные материалы с возможностью совместной работы в сервисе (Canva.com).

Проектирование оценивания: отбор и создание действенных способов оценивания в соответствии с целями и содержанием обучения.

Оценивание становится не просто фиксацией итогов, а “точкой роста”, развития ученика в учебно-познавательном процессе, конструктивной обратной связью и даже технологией обучения, использующей богатый арсенал средств и способов оценивания, взаимооценивания и самооценивания. Использование оценивания как обучающей стратегии повысит осмысленность учения и мотивацию учебно-познавательной деятельности, поможет ученику в личностном развитии.

Педагогическое проектирование урока — это предварительная разработка основных деталей предстоящего взаимодействия педагога и учащихся, направленного на предвидение педагогом путей достижения целей и достижение всеми учащимися запланированных образовательных результатов средствами предметного содержания и технологического инструментария.

2 этап. Проектирование — доведение созданной модели до уровня практического использования. На этом этапе определяется и создается структура урока, каждый компонент которой соотносится с технологическим инструментарием выбранной образовательной технологии: алгоритмом, методами и средствами. Содержание образования оформляется как учебный материал и распределяется по этапам урока.

3 этап. Конструирование — дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его к реализации в условиях урока. Методическая задача учителя — продумать и зафиксировать весь комплекс условий результативного взаимодействия учителя и учащихся, четко обозначить методы, формы и средства. На этом этапе учителю важно грамотно сконструировать собственную деятельность, обеспечивающую организацию деятельности учащихся. Формы такого конструирования — конспекты уроков, сценарии, планы, планы-тезисы, схемы, методические разработки, приложения к уроку.

Основные характеристики современного урока заключаются в том, что ученики самостоятельно управляют учебным процессом, а педагог лишь направляет. В таком формате учитель играет роль советчика и при необходимости консультирует учащихся по возникшим вопросам. Школьники сами руководят уроком от начала и до конца, а именно: определяют тему урока; ставят цели и задачи; составляют план по достижению поставленных целей; выполняют учебные действия по плану; проводят проверку выполненной работы путем самоанализа; самостоятельно ищут и исправляют ошибки; проводят оценку выполненной работы путем самооценки и взаимооценки. Задача учителя в современном учебном формате — проектирование и координирование (модерация) хода урока.

Педагогическое проектирование — это особый вид деятельности учителя, требующий специальных навыков и умений.

Термин “интерактивность” в педагогическом сообществе очень часто употребляется в значении “характеристика взаимодействия и общения субъектов процесса обучения” и “дидактическое свойство средств обучения”: сегодня можно встретить словосочетания “интерактивные технологии”, “интерактивные средства”, “интерактивные методы”, “интерактивные электронные образовательные ресурсы”, и т.д. Важная характеристика с точки зрения эффективности дидактического средства — интерактивность контента (от англ, interactive — взаимодействие), т. е. возможность реагировать на определенные действия ученика в процессе освоения.

— образовательное взаимодействие между преподавателем и учениками (сервисы экосистемы Google)

— интерактивные плакаты, презентации (Genial.ly, Удоба.org, Google-презентация, Canva.com);

— интерактивные онлайн-доски (Miro.com, Padlet.com);

— онлайн-доска Trello.com для организации работы в команде, управления проектами;

— интерактивные рабочие листы ( Liveworksheets.com, Wizer.me, Google Рисунок);

— интерактивные упражнения (LearningApps.org, Joyteka.com (ранее Learnis.ru), Genial.ly);

— контролирующие материалы (Google Формы,Wordwall.net, Online Test Pad.com);

— учебные визуальные материалы с возможностью совместной работы в сервисе (Canva.com).

Концептуально понимание оценивания образовательных результатов как обучающей стратегии близко по смыслу с терминами “формирующее оценивание”, “критериальное оценивание”, “содержательная оценка”.

Приём “Знакомьтесь с критериями”: используйте данный приём и обязательно познакомьте школьников с критериями, по которым выставляются отметки за разные виды работ.

Приём “Рейтинг” (от англ. right — правильно): завершив работу, ученик сам ставит себе отметку. Затем эту работу оценивает учитель. Записывается дробь. Например, 4/5, где 4 — отметка ученика, 5 — отметка преподавателя.

Прием используют с целью согласования критериев отметки. Через некоторое время числитель и знаменатель все чаще совпадают.

Рекомендации по разработке педагогического проекта

Разрабатывайте модели, проекты таким образом, чтобы отдельные их компоненты легко заменялись, поддавались модернизации и корректировке.

Не останавливайтесь на одном проекте, имейте в запасе еще один-два проекта, также обеспечивающих достижение цели.

Привлекайте учащихся к разработке отдельных компонентов проекта урока и их реализации.

Развивайте на уроке самоуправление учащихся.

Сделайте проекты уроков доступными для ознакомления с ними учащихся и их родителей.

МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФГБОУ
ВПО «ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»

Институт
педагогики и психологии

Проектирование
урока технологии на основе ФГОС

Педагогическое
образование, профиль «Технологическое
образование»

ББК
74.263
Рассмотрено на заседании кафедры

УДК
372.8:62 профессионального
и технологического образования,

Н
63 протокол
№ от 3 от 17 сентября 2013 г.

В
учебно-методическом пособии рассмотрены
научно-методические основы проектирования
урока технологии на основе требований
ФГОС второго поколения к образовательным
результатам технологической подготовки
учащихся основной образовательной
школы.

Пособие
позволяет включить студентов в
последовательное, на основе предлагаемой
автором дидактической модели урока
конструирование его основных структурных
компонентов: образовательных целей и
задач, содержания обучения; учебных
действий учащихся и деятельности
учителя; образовательных технологий,
методов, средств обучения; методики
диагностики результатов обучения и др.

Пособие
предназначено для изучения дисциплин
«Методика обучения и воспитания»,
«Педагогические технологии в
технологическим образовании» при
подготовке студентов вузов обучающихся
по направлению 050100 Педагогическое
образование, профиль «Технологическое
образование», а также для учителей
технологии общеобразовательных школ.

Введение

Одной
из важнейших компетенций учителя
технологии является его способность к
проектировочной деятельности. Простое
умение обучать по готовым методическим
разработкам сегодня не может считаться
профессиональным мастерством учителя.
Требуется его методическое творчество.
Основой такого творчества могут быть
только глубокие научные знания педагога
и определенный опыт педагогического
проектирования.

Данное
учебное пособие позволяет приобщить
будущих учителей технологии к работе
в условиях реализации ФГОС ООО. Требования
нового стандарта не являются чем-то
абсолютно новым и для практикующих
учителей. И всё же у многих педагогов
они вызвали тревогу и неуверенность в
своих силах. Как спроектировать урок,
на котором формировались бы не только
предметные, но и метапредметные,
личностные образовательные результаты,
а так же универсальные учебные действия?
Какие задания целесообразно отобрать
для урока? Какие методы и приёмы работы
будут эффективными? Какие формы
организации деятельности учащихся
стоит применять? И, наконец, нужно ли
совсем отказаться от принятых в
традиционной методике преподавания
способов работы с обучающимися? На эти
и другие вопросы поможет ответить
предлагаемое нами учебное пособие.

В
процессе работы с пособием студенты
ознакомятся с научно-методическими
основами проектирования урока технологии
на основе системно-деятельностного
подхода, технологиями формирования у
учащихся предметных, метапредметных и
личностных результатов обучения,
универсальных учебных действий.

Особенностью
данного пособия является последовательное,
на основе предлагаемой автором
дидактической модели урока конструирование
его структурных компонентов: учебных
целей, содержания учебного материала;
познавательной деятельности учащихся,
деятельности учителя по использованию
современных образовательных технологий,
методов, средств обучения; методики
диагностики и коррекции личностных,
метапредметных и предметных результатов
обучения.

Требования к проектированию урока технологии на основе фгос

Цель:

изучить особенности проектирования
урока технологии на основе ФГОС

Теоретические сведения

Современное
образование, основываясь на компетентностном
подходе, отказывается от традиционного
представления результатов обучения в
виде знаний, умений и навыков (ЗУН);
формулировки ФГОС указывают на реальные
виды деятельности и результаты обучения:
личностные, метапредметные и предметные.
Для учителя технологиирезультаты
технологической подготовки учащихся
указаны в Примерной программе по предмету
«Технология» составленной на основе
требований ФГОС к результатам освоения
основной общеобразовательной программы
образовательного учреждения. Например,
к личностным
результатами обучения учащихся основной
школы на уроках технологии относяться:
осознание необходимости общественно
полезного труда как условия безопасной
и эффективной социализации; бережное
отношение к природным и хозяйственным
ресурсам и др.

К
метапредметнымрезультатам:
диагностика результатов познавательно-трудовой
деятельности по принятым критериям и
показателям; обоснование путей и средств
устранения ошибок или разрешения
противоречий в выполняемых технологических
процессах.

Нетрудно
заметить, что данные результаты приведены
не в традиционных ЗУН, а в виде компетенций
– способности выполнять те или иные виды
деятельности. Естественно, у учителя
технологии в этом случае возникает
вопрос «Нужны ли теперь традиционные
знания, умения или навыки?». Ответ: «
Безусловно, нужны! Знания и умения
являются необходимыми компонентами
любой компетенции. Так, невозможно
сформировать у ученика способность
правильно выполнять любую трудовую
операцию, если он не знает, как правильно
выполнять приемы этой операции, если
он не умеет делать это практически.
Другое дело, что в любой компетенции
имеется еще и ее личностная составляющая
– желание, осознание необходимости,
готовность выполнить эту операцию.

Направленность
ФГОС ООО на развитие личности ученика,
его способностей реализуется посредством
формирования у него универсальных
учебных действий (УУД):


познавательных:
осмысление;
исследование; мышление: анализ, синтез,
обобщение, сравнение и др.).


регулятивных:
целеполагание, контроль, оценка,
планирование, корректировка и др.;


коммуникативных:
построение
взаимоотношений, общение, сотрудничество,
речевая деятельность и др.


личностных:
принятие ценностно-смысловых установок
и моральных норм, опыта социальных и
межличностных отношений, правосознания;
готовность и способность к самообразованию
на основе учебно-познавательной
мотивации, в том числе готовность к
выбору направления профильного
образования;

Если
внимательно посмотреть на учебные
действия, которые получили название
УУД, то многие из них не являются чем-то
новым для учителя технологии. Так, любой
уважающий себя учитель не ограничивается
репродуктивным характером обучения и
использует на уроках активные методы
обучения – беседу, проблемные,
исследовательские ситуации,
технико-технологические задачи,
«мозговой штурм», лабораторные работы,
проектирование и др. Указанные методы
обучения вполне можно применять для
формирования у учащихся указанных выше
УУД. Например, совсем нетрудно подвести
учащихся 5 классов к обоснованному
выбору и осмыслению (познавательные
УУД) вида материала для изготовления
разделочной доски, используя проблемную
ситуацию: « Из какого материала лучше
сделать разделочную доску для кухни?
(Эта
ситуация описана нами подробно в
теоретических сведениях к занятию
№10).

Обычный
вопрос, заданный учащимся 6 классов,
изучающим слесарные операции: «Что
общего в устройстве напильника и
слесарной ножовки?» побуждает учащихся
выполнить УУД по обобщению учебного
материала (познавательные УУД).

Метод
«мозгового штурма», используемый
учителем при разработке технологии
изготовления изделия, развивает у
учащихся мыслительные операции анализа,
сравнения, оценки (познавательные
УУД). Кроме того, этот метод дает
возможность учащимся высказывать свое
мнение, принимать коллективные решения
(коммуникативные УУД).

Многие
учителя технологии привлекают учащихся
к самоконтролю выполненных работ по
изготовлению изделий на основе совместно
разработанных критериев качества и
производительности труда. Более того,
учащиеся сами поочередно могут выполнять
роль контролера, на основе определенных
показателей определять качество
выполненной на уроке работы. Разве это
не учебные ситуации, которые позволяют
формировать у учащихся регулятивные
УУД по оценке и самооценке результата
деятельности.

Формированию
коммуникативных УУД будет способствовать
включение учащихся в бригадные,
групповые формы работы, где учащиеся
сотрудничают друг с другом, выполняя
общие задания. Проектная и исследовательская
деятельность уже давно апробирована
учителями технологии в своей педагогической
деятельности и позволяет учащимся
успешно овладевать познавательными
исследовательскими умениями: выявлять
проблемы, формулировать гипотезы,
анализировать литературу, экспериментировать,
делать выводы и т.д.

Указанные
выше примеры, конечно, не дают полного
представления о возможностях учителя
технологи по формированию у учащихся
УУД. Они лишь подтверждают мысль о том,
что УУД и все, что с ними связано – это
реально.

Учителю,
для реализации ФГОС, необходимо овладеть
способами развивающего взаимодействия
с учащимися на уроке: как подвести
учащихся к формулировке и принятию цели
урока, определению его задач; как создать
мотивацию у учащихся к выполнению
работы; как направить их мыслительную
деятельность на овладение обобщёнными
способами действий, научными понятиями
и т.д. Эти вопросы также будут рассмотрены
нами в последующем.

Основной
формой организации обучения учащихся
технологии, безусловно, является урок.
Рассмотрим некоторые подходы к
проектированию урока технологии как
педагогического процесса.
В
педагогической литературе преобладает
точка зрения, соглас­но которой урок
– это
сложная, постоянно изменяющаяся
педагогическая система, включающая
взаимосвязанную деятельность педагога
и учащихся и призванная решать комплекс
образовательных, воспитательных и
развивающих задач обучения. Возникают
вопросы: «Как проектировать такую
педагогическую систему?», «Как научить
будущих педагогов проектировать урок,
не отступив от основных идей педагогического
проектирования и выполнив требования
ФГОС?»

Безрукова
В.С. под педагогическим
проектированием
понимает

предварительную
разработку основных деталей предстоящей
деятельности

Педагогическое
моделирование
предполагает разработку общей идеи,
создание модели урока. Основной идеей
проектируемого урока с учетом требований
ФГОС являются основные положения
реализации системно – деятельностного
подхода в обучении:

преобразующей
деятельности самих учащихся. То есть
учащийся должен занять более активную
позицию на уроке: участвовать в процессе
целеобразования, высказывать свои
мысли при изучении учебного материала,
выполнять задания по планированию,
изготовлению изделий, подведению итогов
своей работы и т.д. Степень самостоятельности
учащихся при решении различных учебных
задач должна повышаться постепенно.

2.
Обучение должно быть нацелено на усвоение
способов познания как конечной цели
учения. Важно, чтобы учащиеся в дальнейшем
сами смогли решать те задачи, которые
ставит перед ними жизнь. Особое значение
здесь приобретают исследовательская,
проектная деятельность учащихся, когда
они овладевают методами научного
познания: получение информации из
различных источников, анализ ситуации,
выявление противоречия, выдвижение
гипотез, моделирование будущего проекта
и т.д.

3.
На первый план в обучении выступают
учебные задачи, решая которыеучащиеся
усваивают общие способы умственной
деятельности (УУД). Это, прежде всего,
организация их мыслительной деятельности,
формирование умений анализировать,
обобщать учебный материал, делать выводы
и т.п.

4.
Обучение должно быть направлено на
формирование личности,

способной
к самостоятельной творческой
деятельности. Отсюда важным становиться
не только научить учащихся выполнять
определенные действия, но и воспитать
в них личностные качества, позволяющие
делать это творчески в своих личных
интересах и интересах общества.

Указанные
выше положения реализуются на уроке
во взаимодействии учителя и учащихся.

В последнее время при переходе на ФГОС
педагогами для разработки содержания
педагогического взаимодействия учителя
и учащихся на уроке используются его
технологическая
карта (см.
Таблица 11). В ней содержатся планируемые
результаты обучения (личностные,
метапредметные и предметные). Кроме
того, в технологической карте урока
указываются познавательные, регулятивные,
коммуникативные УУД, которые являются,
во-первых, средством достижения
образовательных результатов и во –
вторых, самим результатом образовательного
процесса. Ниже нами приведена форма
дидактической модели урока, которая,
как и технологическая карта, может быть
использована учителем на этапе
моделирования урока технологии на
основе ФГОС (см. Таблица 1). Предлагаемая
модель урока позволяет выстроить по
каждому его этапу не только взаимосвязанные
деятельность учителя и учащихся, но и
другие основные компоненты урока:
цель; учебные задачи и содержание
обучения, образовательные технологии,
методы, средства обучения и др.

Дидактическая
модель урока технологии

Цель
– достичь следующих образовательных
результатов:

а)
личностные ______________________________________________

При
проектировании урока технологии также
следует продумать его оптимальную
структуру (этапы урока), уровень
достижения планируемых результатов
обучения и др.

Педагогическое
проектирование –
дальнейшая разработка созданной модели
урока и доведение ее до уровня
практического использования. На этом
этапе учитель наполняет модель урока
конкретным содержанием по следующему
алгоритму:

1.
Определение темы урока и ее возможностей
для достижения требуемых ФГОС
образовательных результатов.

2.
Формулировка цели урока в соответствии
с требованиями

к
результатам технологической подготовки
учащихся (личностные, метапредметные
и предметные).

3.
Конструирование учебных задач и
содержания обучения с ориентировкой
на выполнение
учащимися умственных действий, обобщенных
способов практической деятельности.

4.
Конструирование деятельности учащихся,
направленной на достижение планируемых
образовательных результатов и учебных
задач урока, формирование познавательных,
коммуникативных и регулятивных УУД.

5.
Конструирование деятельности учителя
(приемы мотивации учащихся; используемые
образовательные технологии, методы,
средства, обучения и др.) по организации
взаимодействия с учащимися.

6.
Определение уровня достижения планируемых
результатов на каждом этапе урока
(ученический, алгоритмический,
эвристический, творческий).

Результатом
этапа проектирования урока будет
заполненная дидактическая модель урока
(таблица 1), в которой по каждому его
этапу, по каждой решаемой учебной задаче
будут указаны все основные компоненты
урока: содержание, деятельность учащихся
(УУД) и учителя (методы, средства обучения)
и др. Это своеобразный план урока,
который позволит учителю в системе
продумать проектируемый урок, увидеть
все его возможности, при необходимости
доработать.

Педагогическое
конструирование
– это завершающий этап проектирования.
В нашем учебно-методическом пособии
педагогическое
конструирование рассматривается как
система мысленных операций, позволяющих
детализировать проектируемый
педагогический объект, выбрать наиболее
рациональную совокупность егоцелевых,
содержательных компонентов; методов,
средств обучения( контроля) и т.д.При
конструировании урока на основе
созданного проекта разрабатывается
его сценарий (учебные ситуации,
образовательные технологии, методические
приемы, дидактическое обеспечение и
т.п.). Таким образом, появляется конструкт
урока – его конспект.

В
настоящее время в педагогике для развития
личностных качеств обучаемых разработано
достаточно большое количество
разнообразных по замыслу, целям, видам
деятельности преподавателя и учащихся
образовательных технологий: проблемного
обучения, мозгового штурма, критического
мышления, коллективного взаимообучения;
проектный, исследовательский методы
обучения и т.д.

Предмет
«Технология» в виду своей специфики
(практическая направленность, возможность
включить учащихся в преобразующую
трудовую деятельность по изготовлению
изделий из различных материалов и др.)
обладает исключительными возможностями
для активизации познавательной
деятельности учащихся, формирования
у них УУД.

Технология проектирования урока– это определение его модели, схемы,
плана действий учителя и учащихся,
выполнение которого приведет к
определенному результату.

В технологическом подходе к проектированию
и проведению урока можно выделить
следующие этапы:

1) определение целей и задач урока;

2) ориентация содержания урока на
реализацию запланированных целей и
задач;

3) ориентация процесса обучения на
гарантированное достижение результатов;

4) оценивание текущих результатов
(наличие быстрой обратной связи),
коррекция обучения;

5) заключительное оценивание результатов.

Чтобы реализовать эту технологическую
цепочку, учитель отбирает соответствующее
поставленным целям и задачам содержание
учебного материала на данный урок;
выбирает методы и приемы, способствующие
усвоению содержания учебного материала
на уроке всеми учащимися; выбирает формы
организации деятельности учащихся на
уроке (индивидуальную, групповую,
фронтальную, коллективную), а также
определяет, кто будет руководить работой
на уроке (учитель, кто-то из учащихся)
или будет осуществляться самостоятельная
работа учащихся. Такой урок подготовит
учащихся к сознательной домашней учебной
работе, а ее результаты будут оценены
учителем и самими учениками на следующем
уроке. Более того, все содержание урока
будет ответом на вопрос ученика: “Чему
я научился на данном уроке?”.

Иначе говоря, учитель как субъект
обучения планирует, организует,
контролирует, корректирует и анализирует
свою деятельность и деятельность
учащихся на уроке. С другой стороны,
ученик как второй субъект процесса
обучения выполняет на уроке под
руководством учителя или самостоятельно
(в том числе дома) эти же функции:
планирует, организует, контролирует,
корректирует и анализирует свою
деятельность.

Рассмотрим этап подготовки учителя
к уроку. Качество урока определяется
качеством подготовки к нему учителя.
Это – педагогическая аксиома.Подготовка
урока– это его разработка,
моделирование или проектирование,
написание целого сценария или
педагогического произведения, оформленного
в поурочный план (краткий или развернутый),
простой или опорный конспект урока,
проект. Непосредственная подготовка
учителя к уроку включает изучение
содержания учебных программ,
учебно-методических комплексов, научно
педагогической литературы и т.д. Всё
это находит отражение в тематическом
плане учителя. Заключительным же этапом
подготовки к уроку является поурочный
план (проект) урока.

План позволяет последовательно и логично
воплотить задуманное, ориентироваться
во времени, служит основой для анализа
и совершенствования дальнейшей работы.
Планируя урок, учитель должен ответить
на следующие вопросы(по И.Я. Лернеру,
М.Н. Скаткину).

– Каково место
данного урока в системе уроков и как в
нем реализуется главная идея темы?

– На что из изученного
ранее необходимо опереться, что следует
учитывать из содержания последующей
части курса учебного предмета?

– Каковы способы
подачи содержания учебного материала,
методы и приемы применения, формы
воплощения?

– Какие проблемные
задачи и вопросы поставить в ходе урока?

– Какие наглядные
пособия, технические средства использовать?

– Как осуществить
индивидуальный подход к учащимся?

Кроме того, важно стремиться к тому,
чтобы учащиеся приобщались к планированию
своей деятельности на уроке. Совместное
проектирование будущего урока, а его
реальные штрихи можно наметить уже в
конце предыдущего, – это черта современного
урока так же, как и партнерство, диалог
на уроке.

Структура современного урока. Проектирование урока с позиции требований обновлённого стандарта.статья

Рефлексия
Целеполагание

Структура современного урока. Проектирование урока с позиции требований обновлённого стандарта.статья

Структура современного урока. Проектирование урока с позиции требований обновлённого стандарта.статья

Структура современного урока. Проектирование урока с позиции требований обновлённого стандарта.статья

Оценка,
УРОК

учебного материала

Структура современного урока. Проектирование урока с позиции требований обновлённого стандарта.статья

Структура современного урока. Проектирование урока с позиции требований обновлённого стандарта.статья

Структура современного урока. Проектирование урока с позиции требований обновлённого стандарта.статья

Структура современного урока. Проектирование урока с позиции требований обновлённого стандарта.статья

Подготовка
к
Методы, приёмы

Структура современного урока. Проектирование урока с позиции требований обновлённого стандарта.статья

домашней работе
обучения

Современные ученые (И.П. Подласый и др.)
выделяют в подготовке к уроку такие
этапы: диагностика, прогнозирование,
проектирование. Например,диагностический
этап(«Диагностическая карта урока»),
начинается с выявления конкретных
условий проведения урока: возможностей
учащихся; мотивов их деятельности и
поведения; запросов и наклонностей;
интересов и способностей; требуемого
уровня обученности. Учитывается также
характер учебного материала, его
особенности и практическая значимость,
реальные затраты времени на тот или
иной этап урока или вид деятельности
на уроке.

Этот аспект планирования урока вызывает
наибольшие затруднения у учителя.
Причинами являются обычно незнание или
неумение, нежелание или недооценка
педагогом важности диагностического
этапа подготовки к уроку.

Суть прогностического этапаподготовки к уроку состоит в выборе
вариантов проведения урока.Заключительный
этап подготовки– собственно
планирование, результатом которого
является создание определенного
документа: традиционного плана, конспекта
или программы управления деятельностью
учащихся в зависимости от уровня
мастерства учителя.

В поурочном плане обычно указываются
тема, цель и задачи урока, распределение
времени по этапам, кратко поясняется
содержание работы. В ходе урока в связи
с изменившимися обстоятельствами
учитель может внести коррективы в план
урока. Однако хорошая импровизация
возможна только при условии заранее
продуманного урока.

В практике работы учителей применяются
разные варианты поурочных планов.
Обычно определяющая часть содержит:
тему урока; главную дидактическую цель
урока; обучающие, воспитывающие,
развивающие задачи урока; оборудование
урока. Содержательная часть может быть
представлена в разных формах (таблицы
2, 3).

Важным этапом планирования урока
является отбор содержания учебного
материалав соответствии с поставленными
целью и задачами урока. Основное
содержание учебного материала определено
учебной программой. Поэтому учителю
необходимо хорошо изучитьгосударственные
стандарты по предмету,программу
преподаваемого предметаи знатьуровень сформированности знаний и
уменийучащихся по предмету. Содержание
учебного материала для каждого урока
необходимо тщательно отбирать. Для
этого используются разные источники
информации: учебник и прилагаемый к
нему учебно-методический комплекс,
дополнительная и справочная литература,
телепередачи и др.

Для учителя, так же как и для учащихся
важными оказываются умения выделять
главное в изучаемой теме.Вместе с
учащимися учитель должен определить,
что в содержании данной темы нужно
запомнить надолго, что передать своими
словами, а что только бегло просмотреть.
Всем известно, что уроки и домашние
задания нередко перегружены информацией.
Однако установлено, что нет прямой
зависимости между количеством информации
и образованностью учащихся. Поэтомупри отборе содержания материаладля урока следует руководствоватьсяследующими критериями: выделение
фундаментальных и прикладных знаний;
исторический экскурс, связь с жизнью,
межпредметные связи; значимость
отобранного для формирования мировоззрения
учащихся; ценность материала в системе
логических связей темы, раздела, всего
курса; ценность содержания для ученика.

С учетом этих общих критериев учитель
отбирает содержание материала на урок:
главную идею, ключевые слова и основные
понятия, а также способы их раскрытия;
вопросы, упражнения, задания разного
уровня, способствующие усвоению главной
идеи темы на уроке; занимательный
материал, который необходим для разгрузки
сложного учебного материала или для
мотивации учения. В содержание урока
наряду со знаниями, включаются умения
и навыки (опыт практической деятельности).
Их отбор также осуществляет учитель,
планируя урок. Особое внимание он должен
уделять формированию общеучебных и
творческих умений.

О том, чем следует руководствоваться
при отборе методов, приемов и форм
организации познавательной деятельности
на уроке было сказано при освещении
соответствующих тем и вопросов. Важным
требованием к современному уроку также
является организация самостоятельной
работы учащихся.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *