Структура урока истории и технологическая карта урока истории

Тема : «Народные движения первой четверти XVIII в.» учитель  Калинина Ольга  Леоновна. Дата 16.02.2015 года

Дидактическая структура урока

Задание для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Мотивация учебной деятельности

Определение темы урока

Прочитаем легенду карты.

Сформулируйте тему урока.

Работа на уроке  будет строиться по плану разбора восстаний.

Начнем с причин.

Карта “Народные восстания первой четверти XVIII века”

Прочтение исторической карты с опорой на легенду

Обучающиеся: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем  ориентиры действия.

Учащиеся высказывают  свои предположения

Петр  Первый  стремился  возвысить  Россию  среди  других  европейских  стран  и  дать  ей  новый  стимул  к  внутреннему  и  внешнему  развитию.  Как  вы  думаете, почему  в  годы  его  правления  произошли народные  выступления?

Работа с причинно-следственными связями исторических фактов.

Обучающиеся учатся: ставить перед собой учебные цели, при разрешении проблемного вопроса.

Изучение нового материала –

самостоятельная познавательная деятельность

Работа в группах: работа с источником информации.

Заполнение схемы причин выступлений в рабочем листе к уроку

-распределение обязанностей в группе

– обсуждение вопросов

– работа с источниками информации

– презентация проекта

Учащиеся  других групп заносят  в  свои  таблицы информацию

Задание: прочитайте документ,

найдите  причины народных волнений,  ответив на вопросы после текстов,

назовите  их, совпадают ли они с  теми,  что вы  уже  назвали?

Заполните схему в рабочем листе

«Историк об участии крестьян»;

стр. 193 документ 29.6  об отношении помещиков и крестьян

Поиск необходимой информации в одном  историческом источнике для определения причин  крестьянских восстаний

Обучающиеся учатся: самостоятельно анализировать условия жизни крестьян и городских жителей в петровское время; планировать свою работу  при поиске ответов на проблемные вопросы учителя; объяснять причины народных выступлений

Разделение класса на 5 групп

Объяснение алгоритма выполнения задания в рабочем листе  с таблицей

Работа с учебником

1 группа:  «Астраханское  восстание»,  стр. 131-132

2 группа:  «Восстание под руководством К.Булавина», стр. 133-134

3 группа:  «Башкирское восстание»,  стр. 134

4 группа:  «Выступления старообрядцев», стр. 135

5 группа:  «Выступления работников мануфактур», стр. 135-136

Характеристика  места, обстоятельства, участников, результатов народных движений; установление длительности народных движений;

устный рассказ об  одном восстании и  их участниках;

Обучающиеся учатся: структурировать знания ; самостоятельно планируют свою работу  с учебным материалом при поиске ответов для заполнения таблицы.

Закрепление нового материала

Решение вопроса с проговаривание вслух ответа и вывода

Работа с тестом и взаимопроверка

Что общего и особенного было в  народных выступлениях?

Запишите ответы в тетрадях, после обменяйтесь и проверьте друг друга

Задание к параграфу «Народ и государство в годы петровских реформ»

Сравнение данных таблицы, определение в них общего и различий; работа с тестовыми вопросами.

Обучающиеся учатся умению формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и координировать ее с позициями одноклассников; обучающиеся учатся сравнивать  позиции в народных выступлениях; смогут с помощью таблицы сделать вывод; осуществлять взаимный контроль своего одноклассника.

Задание на дом

Ответить на вопрос: Чем восстания XVIII века отличались от выступлений «бунташного века»?

Объясните чем восстания XVIII века отличались от выступлений «бунташного века»?

Обучающиеся учатся умению формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее.

Определение вопросов для повторения дома

Какие трудности в учебной деятельности испытали в ходе урока?

Что необходимо сделать, чтобы в дальнейшем справиться с такой работой? Что вам понравилось на уроке?

Обучающиеся научатся: оценивать процесс и результат своей деятельности на уроке; выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;формулировать и аргументировать свое мнение;

Просмотр содержимого документа

«Технологическая карта с дидактической структурой урока по истории России в 7А классе МБОУ Гусинской СШ Краснинского района»

Структурные компоненты урока ИСТОРИИ.

(звенья процесса обучения)

1. Организационный момент:

– внешняя и внутренняя подготовка учащихся к уроку;

– подготовка рабочего места, приветствие, проверка отсутствующих.

2. Подведение учащихся к изучению новой темы:

– актуализация ранее полученных знаний и умений, связь новой темы с

предшествующими занятиями и видами деятельности

– определение места урока в теме и курсе, его связи с предшествующими уроками;

сообщение учащимся целей и задач урока.

3. Изучение нового материала.

4. Первичное повторение и закрепление новых знаний и умений на уровне

– восстановление в памяти учащихся главных исторических событий, дат, понятий

и теоретических выводов урока;

– отработка новых познавательных приемов;

– фронтальная беседа по основным моментам учебной темы, тренировочные

упражнения, картографические и хронологические задачи.

5.Систематизация и обобщение новых знаний и умений при выполнении

познавательных заданий на преобразующем и творческом уровнях:

– решение познавательных, проблемных и творчески-образных задач;

– применение новых знаний и умений в иной учебной ситуации.

6. Организация домашнего задания:

– подробная инструкция о видах и способах выполнения домашней работы по

– определение целей домашнего задания;

– рекомендация источников и объяснение приемов работы с ними;

– определение условий и форм проверки домашнего задания.

7. Проверка знаний и умений по данной теме на очередном занятии.

Типы уроков по истории

(классификация по соотношению звеньев процесса обучения)

Урок изучения нового материала:

1. Организационный момент.

2. Подведение учащихся к изучению новой темы.

5. Систематизация и обобщение новых знаний и умений на преобразующем и творческом

6. Организация домашнего задания.

2. Проверка знаний и умений по данной теме.

3. Подведение учащихся к изучению новой темы.

4. Изучение нового материала.

5.Первичное повторение и закрепление новых знаний и умений на уровне

6. Систематизация и обобщение новых знаний и умений на преобразующем и творческом

7. Организация домашнего задания.

3. Систематизация и обобщение новых знаний и умений на преобразующем и творческом

4. Организация домашнего задания.

2. Первичное повторение и закрепление новых знаний и умений на уровне

Традиционные формы уроков истории

1. Лабораторное занятие (по учебнику)

5. Эвристическая беседа

Нетрадиционные формы уроков истории

1. Заочное путешествие

2. Спектакль, литературный салон. ассамблея

3. Аукцион, презентация

4. Урок-суд, урок-знакомство, урок – исторический портрет

5. Соревнование, турнир, викторина

6. Брифинг, пресс-конференция, симпозиум, телемост, круглый стол

7. Кино-, теле-, видеоуроки

8. Экскурсия в музей

9. Урок-дискуссия, урок проблемных поисков, урок интеллектуальных раздумий

Определение целей и задач урока

Образовательные цели и задачи:

– формирование исторических знаний

– усвоение понятий, законов, теорий, идей

– повторение, закрепление и углубление исторических знаний

Воспитательные цели и задачи:

– формирование мировоззрения

– нравственное, эстетическое воспитание

– воспитание патриотизма

– воспитание интереса к предмету

Развивающие цели и задачи:

– развитие мышления, речи, интеллектуальных навыков и умений (умения видеть

главное, сравнивать, анализировать, обобщать)

– развитие познавательных интересов и способностей учащихся

– развитие воли учащихся (целеустремленность, уверенность, выдержка,

– формирование специальных и общеучебных навыков и умений

1) тема (раздел курса, глава, параграф учебника и тема урока)

2) дата и номер урока

3) тип и форма урока

4) основные понятия, идеи

5) основные умения

6) межпредметные, внутрикурсовые, межкурсовые связи

7) средства обучения

1) тема урока

2) тип и форма урока

3) цели и задачи урока (образовательные, воспитательные, развивающие)

5) основные методы, применяемые на уроке

6) межпредметные , внутрикурсовые , межкурсовые связи

8) оборудование урока

10) ход урока, его содержание

11) домашнее задание

12) итоги урока

Ход урока (план-конспект)

Ход урока, этапы урока

Содержание и приемы работы учителя

Содержание и приемы работы учащихся

Проверка знаний и умений учащихся на уроках истории

Функции проверки знаний учащихся

Требования к проверке знаний

1. Мотивация опроса

2. Включение всех учащихся в работу

3. Учет особенностей учеников

5. Связь содержания проверки с новой темой

6. Определение места проверки на уроке

7. Мотивация оценки знаний

Формы проверки знаний учащихся

Виды и приемы проверки знаний учащихся

Устная проверка знаний:

– беседа по теме;

– рассказ у доски;

– ответ по цепочке;

– устное тестирование.

Письменная проверка знаний:

– составление планов, таблиц;

– письменное тестирование;

– письменные контрольные и проверочные работы.

Практическая проверка знаний и умений:

– ответ по карте, картине, иллюстрации;

– обсуждение кадров диафильма;

– описание музейных экспонатов.

Текущая проверка знаний:

– устный и письменный опрос;

– индивидуальный опрос;

– фронтальный опрос;

– компьютерный опрос.

Тематическая проверка знаний:

Итоговая проверка знаний:

– защита рефератов.

Тесты. Задания с несколькими вариантами.

а) из основной части, которая содержит утверждение или вопрос

б) из нескольких возможных ответов, из которых надо указать правильный.

Задания с вариантами выбора можно сформулировать на всех структурных компонентах

учебного исторического материала и проверить:

а) хронологические знания и умения:

– знание дат и событий

– умение определять синхронность исторических фактов

– умение соотносить факт с историческим периодом

– умение определять последовательность событий, вести счет лет

б) картографические знания и умения:

– знание места действия

– умение читать легенду карты

в) знание главных и неглавных исторических фактов:

– сложный исторический факт

г) теоретические знания:

– понятия и их признаки

– существенные черты, признаки явлений и процессов

– причины и предпосылки исторических событий

– последствия исторических событий и явлений

– устоявшиеся оценки исторических фактов

– умение выделять существенные признаки однородных исторических фактов.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 11 пос. Нового», Георгиевского района

Урок систематизации и обобщения знаний на уроках истории.

Уважаемые коллеги! Я хотела бы поделиться с Вами опытом работы по вышеуказанной теме.

Уроки систематизации и обобщения апробированы мною на протяжении 12 лет. На мой взгляд, без уроков обобщения систематизации знаний или уроков обобщающего повторения нельзя считать завершённым процесс усвоения учащимися учебного материала.

Как и любой урок, он имеет свою структуру:

2.Постановка цели и задачи урока.

4.Обобщение и систематизация знаний. ( Подготовка учащихся к обобщённой деятельности и переформулирование вопросов на новом уровне.)

5. Применение знаний и умений в новой ситуации.

6. Контроль усвоения, обсуждения допущенных ошибок и их коррекция.

7. Рефлексия (подведение итогов занятия). ( Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу.)

Урок этого типа нацелен на решения двух основных дидактических задач:

1.Установление уровня овладения учащимися теоретическими знаниями и методами познавательной деятельности по узловым вопросам программы, имеющим решающее значение для овладения предмета в целом.

2. Проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся по всему

программному материалу, изучаемому на протяжении длительных периодов — четверти, полугодия и за весь год обучения.

Психологически такие уроки стимулируют учащихся к систематическому повторению больших разделов, крупных блоков учебного материала, позволяет им осознать его системный характер, раскрыть способы решения типовых задач и постепенно овладевать опытом их переноса в нестандартные ситуации, при решении возникающих перед ними новых необычных задач.

Психологическая наука утверждает, что дети быстро забывают пройденный материал, поэтому вторичное восприятие материала необходимы для более полного и прочного закрепления знаний.

Уроки обобщения и систематизации предусматривают все основные виды уроков и являются частью содержания, занимающего определённое место в системе школьного курса. На уроках учащимися при помощи учителя устанавливаются взаимосвязи процессов по проблемам, имеющимся в обществе.Ввиду особой важности уроков систематизации и обобщения в формировании системы знаний и закрепления в памяти учащихся важнейших фактов, понятий, выявления причинно-следственных связей программой выделены часы на их проведение.

С целью проведения уроков обобщения использую многообразие типов уроков: это уроки коррекции, проблемного характера, лекции, урок-зачет, уроки обобщения (анализа) знаний и др. учащихся. Эту работу я осуществляю дифференцированно, с учётом возрастных особенностей детей.

Такая классификация является очень удобной для планирования, прогнозирования деятельности учителя, с целью выявления недочётов в работе, слабых познаний учащихся по той или иной теме.

В младшем звене я провожу устный и письменные опросы. Так в 5-7 классах с целью мотивации активности, состязательности, создания эмоционального фона провожу уроки в виде состязаний по группам. Часть учащихся работает у доски, заполняя таблицы (на 4 доски), другая работает по группам, а затем эксперты групп, указывают на имеющиеся недостатки в работе своих одноклассников, Рассмотрим на примере одного урока в 5-ом классе по теме «Древний Египет» Урок – коррекции знаний. Свой урок я начинаю с фронтального опроса учащихся.

Вопросы на первом этапе это касаются узловых тем. Например: Где, когда, как образовалось государство Древнего Египта? Назовите основные занятия древних египтян и почему разливы реки Нил были так важны в жизни египтян? Какие цели преследовало войско фараона в походах? Перечислите направления этих походов. Какими особенностями обладало древнеегипетское письмо? В чём проявлялось особенность веры египтян в бога Амон-РА?

Затем перехожу к закреплению основных понятий и дат. Прежде чем приступить к работе с датами раздаю учащимся карточки, в которых указаны даты.

Им предлагается заполнить даты на соответствие событий. На таких уроках использую разные задания.

Подобное планирование уроков обобщения имеет место и в курсе истории Нового времени и истории России 6,7, 8классов. Только в 8 –ых классах я предлагаю заполнение таблиц, строго по хронологии событий.Такой тип урока позволяет осуществить как фронтальный устный, так и письменный опросы. Сразу отмечу, что я сторонник устного опроса. На мой взгляд, история является устным предметом и здесь учащиеся учатся, грамотно излагать свои мысли. Кроме того со стороны учителя идёт корректирование ошибок, допущенных учащимся. При фронтальном опросе можно опросить не менее 60% -80% учащихся. При таком опросе выявляются как пробелы учащихся, так и качество пройденного материала. Что же касается письменных опросов, то здесь мы имеем картину знаний учащихся 100%.

В 8- 9ых классах в основном это уроки зачёты. Так урок-зачёт даёт возможность мне, как учителю определить насколько глубоко учащиеся усвоили материал, с целью принятия дальнейших мер по устранению пробелов в знаниях детей. На уроках практикуется как тематический, так и практический зачет. Провожу такую работу после изученной темы, как завершающий этап. Все вопросы по организации зачёта обговаривается с учащимися заранее. Такая форма работы позволяет учащимся самим самостоятельно добывать научные знания, чувствовать личную ответственность. Со стороны учителя

проверяются знания фактического материала, основных понятий, а также аргументация рассуждений учащихся.

В старших классах использую также проблемный урок. Так,при закрепление темы либеральные реформы императора Александра Второго, перед учащимися ставится вопрос. Можно ли считать данные преобразования завершенными? В процессе обсуждения класс делится на группы. Каждая группа выдвигает своего эксперта. Начинается работа в группах, а затем обоснование, доказательства по проблеме со стороны экспертов.Учащимся позволяется делать заметки и выступать по своим записям.Такие уроки направлены: Во-первых, на формирование и развитие личности школьника,во- вторых, развитие активной мыслительной деятельности с учётом его индивидуальных особенностей, в – третьих, развитие речи и умения чёткого и грамотного изложения материала, умения вести диалог, вступать в дискуссию. Такие уроки помогают создавать особую психологическую атмосферу на уроках, особый эмоциональный настрой, без которого не произойдёт общения между учителем и учеником. Этот тип урока, на мой взгляд, является хорошим подспорьем для учащихся в их подготовке к ГИА и ЕГЭ, так как в процессе таких уроков можно выявить пробелы в знаниях учащихся и поработать над их устранением. Они активизируют даже самых слабых учащихся, даёт им возможность проявить себя.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что такие уроки во- первых, позволяют установить причинно-следственные связи, во- вторых, развивать познавательную деятельность учащихся и углубить имеющиеся знания. В третьих развивать речь и мышление, в- четвёртых, и усвоить большой объём знаний и, в- пятых, воспитать чувство коллективизма и сопричастности ко всему происходящем и развивать навыки публичного выступления.

Примерная структура каждого типа урока по ФГОС

Самоанализ урока по ФГОС

Совершенствование мастерства учителя и учебного процесса во многом зависит от грамотно организованного самоанализа урока. Учитель испытывает затруднения в моделировании и конструировании современного урока, именно самоанализ позволит ему выявить причины недостаточной эффективности решения тех или иных учебно-воспитательных задач на уроках, принять их во внимание при дальнейшем проектировании учебно-воспитательного процесса. Для учителя самоанализ урока, рефлексивная деятельность в целом приобретает особо важное значение, потому что учитель, не научившийся осмысливать свои собственные действия, не умеющий оглянуться назад и восстановить ход урока, навряд ли когда-нибудь по-настоящему глубоко освоит ФГОС второго поколения.

Самоанализ урока дает возможность:

-правильно формулировать и ставить цели своей деятельности и деятельности учащихся на уроке;

-развивать умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения целей;

-формировать умения четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;

-формировать самосознание ученика, когда он начинает видеть связь между способами действий и конечным результатом урока.

Самоанализ урока – средство самосовершенствования учителя

План самоанализа урока

-недостатки биологического и психического развития;

-недостатки подготовленности класса.

2.     Место урока в изучаемой теме:

-характер связи урока с предыдущим и последующим уроками.

3.Характеристика общей цели урока, конкретизируемой в дидактических целях: образовательной, развивающей и воспитывающей.

4.Характеристика плана урока:

-содержание учебного материала;

-формы организации познавательной деятельности.

5. Как был построен урок в соответствии с планом:

-разбор этапов урока, т.е. как используемые учебно-воспитательные элементы повлияли на ход урока (положительно, отрицательно), на получение конечного результата.

6.Структурный аспект самоанализа урока:

-анализ каждого элемента урока;

-его вклад в достижение результата;

-доказательства оптимального выбора каждого элемента урока.

-насколько структура урока соответствовала общей цели;

-соответствие возможностям класса;

-анализ стиля отношений учителя и учащихся;

-влияние на конечный результат урока.

8.Аспект оценки конечного результата урока:

-формирование универсальных учебных действий на уроке;

-определение разрыва между общей целью урока и результатами урока;

-выводы и самооценка.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ САМОАНАЛИЗУ УРОКА

I. Краткая общая характеристика класса

1.Общая подготовленность класса:

-умение детей работать в парах;

-умение детей работать в малых группах;

-умение слушать друг друга и фронтально взаимодействовать;

-умение самооценивать себя и взаимооценивать друг друга.

2.Общая характеристика общения.

3.Что преобладает: соперничество или сотрудничество? Проблема лидеров и аутсайдеров.

4.Включенность детей в учебную деятельность и общий уровень ее сформированности в классе.

5.Общая характеристика освоения программы к этому времени.

II. Анализ эффективности проекта урока

1.Реальность цели урока.

2.Каким образом организовать работу на уроке?

3.Что проектировалось изучить? Зачем? Роль этого материала в предмете. Достаточно ли глубоко учитель сам знает этот материал?

4.Какие (ое) понятия были намечены для усвоения учащимися? На какие другие понятия они (оно) опираются? Для каких понятий являются базой?

5.Что знают ученики об изучаемом понятии?

6.Сущность характеристики изучаемого понятия, которые должны быть в центре внимания учащихся.

7.Какие учебные действия должны осуществить учащиеся, чтобы освоить данное понятие и общий способ действия?

8.Каким образом проектировался вод учащихся в учебную задачу?

9.Как проектировалось осуществление остальных этапов решения учебной задачи?

10.Предусматривались ли в проекте урока реальные трудности, с которыми могли встретиться дети в ходе решения учебной задачи? Прогнозировались ли возможные ошибки учащихся?

11.Какие критерии освоения данного материала намечались в проекте урока?

12.Общий вывод о реальности и эффективности проекта урока.

III. Как был осуществлен урок, исходя из его замысла?

1.Совпадает ли цель урока с его конечным результатом? В чем выражается разрыв? Удалось ли осуществить намеченную программу? Если да, то почему? Если нет, то почему?

2.Соответствие формы организации поставленной цели урока? Удалось ли учителю занять роль равноправного члена дискуссии?

3.Каким образом в начале урока учитель создал ситуацию успеха?

4.При помощи каких способов была создана ситуация принятия учащимися учебной задачи? Как она повлияла на дальнейший ход ее решения?

5.Была ли принята учебная задача учащимися?

6.Насколько эффективно осуществлялся этап преобразования условий задачи?

7.Каким образом учитель создал ситуацию, при которой дети приняли такие учебные действия как моделирование и преобразование модели?

8.Какие формы использовал учитель для организации решения частных задач? Уровень задач, их «интересность» с точки зрения лингвистического или математического материала?

9.Как был организован контроль? Контроль проходил, как самостоятельное действие или был включен в состав других действий? Что ученик контролировал: процесс выполнения действия или только результат? Когда контроль осуществлялся: в начале действия, в процессе действия или после его окончания? Какой арсенал средств и форм использовал учитель для освоения действия контроля детьми?

10.Опирались ли дети при работе на свою собственную оценку или прибегали к оценке учителя?

IV. Оценка целостности урока

1.Насколько содержание урока соответствовало требованиям ФГОС?

2.На каком уровне было организовано на уроке взаимодействие ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-группа?

3.Охарактеризовать взаимодействие этапов учебной задачи в ходе саморешения. Выделить наиболее сильные и слабые этапы (с точки зрения качества их осуществления) и их влияния на конечный результат урока.

4.Рефлексивная деятельность учащихся в результате решения учебной задачи.

Типы современного урока.

Типология уроков – важная дидактическая проблема. Она должна способствовать приведению данных об уроке в порядок, систему для широкого круга целей, так как представляет основу для сравнительного анализа уроков, для суждения о сходном и различном в уроках. Отсутствие точной и обоснованной типологии уроков препятствует повышению эффективности практической деятельности.

Тип урока отражает особенности построения ведущей методической задачи.

Название проекта: Технологическая карта как основа современного урока, направленного на повышение качества образования.

Цель: создание технологических карт, позволяющих увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.

Актуальность: Федеральные государственные образовательные стандарты устанавливаются в соответствие с требованиями Закона об образовании и выдвигают три группы требований:

– требования к результатам освоения основной образовательной программы;

– требования к структуре основной образовательной программы;

– требования к условиям реализации основной образовательной программы.

  • учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
  • используются эффективные методы работы с информацией;
  • организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
  • обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.

Технологическая карта — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ образования в соответствии с ФГОС. Технологическая карта отличается от обычного планирования урока, графическое изображение плана урока позволяет сконцентрировать содержание всего урока. В результате перед глазами учителя таблица в развёрнутом виде, чётко структурированная и позволяющая видеть весь урок в целом. Такая взаимосвязь этапов, приёмов, методов, содержания урока позволяет педагогу видеть то, чего он должен достигнуть.

При подготовке современного урока в рамках ФГОС педагогу необходимо рассмотреть этапы конструирования урока:

1. Определение темы учебного материала. 2. Тип дидактической цели темы.3. Тип дидактической цели урока. 4. Определение типа урока. 5. Продумывание структуры урока.6. Обеспеченность урока.7. Отбор содержания учебного материала. 8. Выбор методов обучения.9. Выбор форм организации педагогической деятельности. 10. Оценка работы. 11. Рефлексия урока.

В структуре технологической карты урока можно выделить несколько блоков:

  • Таблица-схема «Организационная структура урока», сама таблица-схема, где поэтапно подробно описана деятельность учителя и обучающихся на уроке.
  • Диагностика результатов урока.

Такой способ планирования урока даёт:

  • реализовать планируемые результаты ФГОС;
  • определить и системно формировать у учащихся УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
  • осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
  • определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
  • проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
  • освободить время для творчества – использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы;
  • определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
  • на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;
  • выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.

И самое главное – обеспечить повышение качества образования.

Существует несколько видов технологических карт, педагог может конструировать урок так как ему удобнее, «пропуская» через себя и варьируя технологическую карту.

Первый вид – с дидактической структурой (имеет как статичные моменты, которые не изменяются в зависимости от типов урока (отмечены курсивом), так и динамические, которым свойственно более гибкая структура):

1. Организационный момент: • тема; • цель; • образовательные, развивающие, воспитательные задачи • мотивация их принятия; • планируемые результаты: знания, умения, навыки; • личностноформирующая направленность урока.2. Проверка выполнения домашнего задания (в случае, если оно задавалось).3. Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока: • постановка учебной задачи; • актуализация знаний.

4. Сообщение нового материала: • решение учебной задачи; • усвоение новых знаний; • первичная проверка понимания учащихся нового учебного материала (текущий контроль).5. Закрепление изученного материала: • обобщение и систематизация знаний; • контроль и самопроверка знаний (самостоятельная работа, итоговый контроль с тестом).6. Подведение итогов: • диагностика результатов урока; • рефлексия достижения цели.7. Домашнее задание (инструктаж по его выполнению)

Второй вид технологической карты – с методической структурой урока, где методы обучения, формы деятельности, методические приёмы и их содержание, средства обучения, способы организации деятельности прописаны на всех этапах урока:

  • Сообщение нового материала.
  • Закрепление изученного материала.

Третий вид – технологическая карта урока, реализующего системно-деятельностный подход и формирование УУД, в которой наиболее подробно прописаны деятельность обучающихся и то, как эта деятельность помогает формировать УУД.

Итак, технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.

  • Гузеев, В.В. Проектирование и анализ урока / В.В.Гузеев // Директор школы. – 2005. – № 7.
  • Ковгородова, А. Режиссура школьного урока / А.Ковгородова // Директор школы. – Директор школы. – 2005. – № 2. – С. 49 – 51.
  • Лаврентьев, В.В. Типы, формы и структурные элементы современного урока в адаптивной школе (в условиях внешней дифференциации учебно-воспитательного процесса) / В.В.Лаврентьев // Завуч для администрации школ. – 2005. – № 1. – С. 96 – 109.
  • Лаврентьев, В.В. Требования к уроку как к основной форме организации учебного процесса в условиях личностно ориентированного обучения: методические рекомендации / В.В.Лаврентьев // Завуч для администрации школ. – 2005. – № 1. – С 83 – 88.
  • Лукьянова, М.И. Методика анализа личностно-ориентированного урока по предметам основной школы / М.И.Лукьянова, Н.А.Радина, Т.Н.Абдуллина // Завуч для администрации школ. – 2006. – № 2. – С. 13 – 22.
  • Токарева, Г.С. Анализ урока. Материалы к организации внутришкольного контроля / Г.С.Токарева, Т.С.Терещенкова // Образование в современной школе. – 2006. – № 1. – С. 16 – 35.

Технологическая карта урока по истории (8 класс) с дидактической структурой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *