StudyInFocus

Как получают профессиональное образование в Германии

Подготовка к получению последующего образования в Германии начинается еще в школе. По окончании младших классов детей распределяют в школы разного типа в соответствии с их способностями. В зависимости от того, какой тип школы окончен, подросток впоследствии может поступить в среднее профессиональное или высшее учебное заведение.

Важно!
В СНГ школьная программа одинакова для всех, все ученики проходят одни и те же предметы. Те, кто поступает в колледж, просто уходят из школы после 9-го класса. В Германии учебный процесс в разных типах школ построен по-разному и связан с получением будущего образования.

Что такое профессиональное образование в Германии

Ausbildung — это система профессионального образования в Германии (аналогично отечественным ссузам).

Эта система имеет целью подготовку кадров для рабочих специальностей.

Весь процесс обучения построен таким образом, чтобы дать студентам как можно больше практических навыков. Вот почему учеба происходит практически на предприятии.

Это называется Duale System: студент устраивается на предприятие и одновременно подписывает договор о том, что он будет получать образование. Указываются конкретные модули, которые он должен пройти и сроки, в которые это будет сделано.

Далее 70–80% времени учащийся проводит на рабочем месте, непосредственно обучаясь профессии на практике, а 1–2 дня в неделю посещает занятия в профессиональной школе, где изучает теорию, а также общеобразовательные предметы.

Обучение, совмещенное с практикой, продолжается, в зависимости от специальности и сложности программы, в течение 1–4 лет. Сложность выполняемых на предприятии заданий со временем повышается; пропорционально этому увеличивается и стипендия. К концу обучения студент вполне может получать стипендию, равную 75% заработка молодого специалиста.

Таким образом, решаются основные проблемы молодых специалистов: отсутствие практики и связанные с этим проблемы трудоустройства. Из стен учебного заведения выходит уже готовый специалист с опытом работы, более того, предприятие, которое уже так много вложило в его обучение, в большинстве случаев планирует, что он останется работать.

Важно!
Безработица среди специалистов со средним профессиональным образованием в Германии составляет около 4%. Это низкий показатель.

Для студентов из-за границы возможность начать работать сразу после окончания учебы особенно важна. Однако вид на жительство предусматривает дополнительный срок для поиска работы по окончании учебы, иногда вплоть до года.

Какую профессию выбрать для получения профессионального образования. Как не ошибиться с выбором

В немецкой системе профессионального образования представлено около четырех сотен специальностей.

Наиболее востребованы среди них профессии офисного служащего, продавца, электрика, автомеханика, сантехника.

Профессии, связанные с ведением домашнего хозяйства и уходом за пожилыми людьми, менее престижны.

Соответственно, и поступить проще на специальность, которая менее популярна.

Важно!
Для поступающих из-за рубежа выбор профессий будет ограничен. Дело в том, что для поступления в профессиональную школу необходимо обратиться в службу занятости за получением вида на жительство. На выбранной специальности разрешат учиться только в том случае, если она не пользуется популярностью у местной молодежи, и по ней есть недобор учащихся. Поэтому иностранному студенту гораздо перспективнее получать высшее образование в Германии.

Получение профессионального образования в Германии. Что для этого нужно

Отличительной особенностью профессионального образования в ФРГ от получения среднего профессионального образования в СНГ является то, что абитуриент должен для начала найти предприятие, которое будет его обучать.

Информацию о таких вакансиях ищут на сайтах предприятий и в региональных центрах занятости.

Помимо этого, можно посещать специальные образовательные ярмарки, которые проводятся регулярно во всех землях Германии.

Пробные стажировки

Не секрет, что, пока в профессию не погрузишься, сложно оценить, подходит ли она лично вам. В основном, со стороны наши представления о профессиях довольно приблизительные и неточные. Поэтому возможность пару дней провести на предприятии и даже что-то попробовать сделать — это отличный способ больше узнать о специальности.

Такую возможность дают пробные стажировки, которые проводятся в Германии на некоторых предприятиях. После пробной стажировки, если работа не разочаровала, можно поступать на учебу.

Для поступления на обучение необходимо отправить на предприятие свое резюме, а если будет положительный отклик — пройти интервью.

Для поступающих из-за рубежа обязательный шаг — обращение в местный центр занятости.

Из обязательных требований также:

  • наличие школьного аттестата;
  • знание немецкого языка (уровень А2).

Также могут быть дополнительные требования, связанные с выбранной специальностью.

Важным условием обучения в Германии иностранцев является их финансовая обеспеченность. При заключении договора обязательно заявляется сумма стипендии, которая на первых порах может быть небольшой. В том случае, если стипендии не хватает до прожиточного минимума, нужны будут финансовые гарантии (например, заблокированный счет или спонсорское письмо от родственников).

Есть ли минусы по сравнению с высшим

Итак, плюсы профессионального образования очевидны:

  • большое количество практики, которое сразу готовит специалиста с опытом работы;
  • работа в реальной организации уже во время учебы и возможность остаться там работать после окончания учебной программы;
  • стипендия, которая повышается в процессе учебы и достигает к ее окончанию вполне серьезных размеров;
  • дополнительное время для трудоустройства.

Таким образом, получив профессиональное образование, выпускник может рассчитывать, что без работы не останется.

Но даже на самый первый взгляд уже есть очевидный минус: возможность выбирать профессию только из тех, которые не популярны среди местной молодежи. Непопулярность профессии — верный признак того, что она плохо оплачивается или предполагает тяжелую работу либо имеет другие недостатки, которые наверняка не понравятся и вам.

К тому же, ограничение выбора — это в любом случае неприятно.

Выбирать профессию нужно совсем по-другому:

  • Обратиться к специалисту по карьерному планированию.
  • Пройти тесты.
  • Обсудить варианты.
  • Выбрать учебные заведения и подходящие программы.

Тогда выбор будет, действительно, осознанным.

Но вернемся к сравнению профессионального и высшего образования в Германии.

По данным статистики, средняя зарплата специалистов с высшим образованием составляет 3–4 тысячи евро в месяц, а специалистов с профессиональным образованием — 1,5–2 тысячи евро в месяц. Разница очевидна. Также в два раза меньше и безработица среди специалистов с высшим образованием (по сравнению с рабочими специальностями). Более того, в ФРГ существует настоящий дефицит некоторых специалистов с высшим образованием: учителей, программистов, инженеров.

Нельзя обойти стороной и такой вопрос, как карьера. Работать всю жизнь на одной должности большинству людей довольно скучно. Любому человеку требуется развитие, и нет ничего плохого в том, чтобы оно выражалось в появлении новых полномочий и росте дохода. Но для представителей рабочих профессий эти возможности ограничены. Они быстро достигают карьерного «потолка», чего не скажешь о тех, кто получил высшее образование. Карьера специалиста с университетским образованием может развиваться в различных направлениях всю жизнь, а рост доходов практически не ограничен.

Если вы выбираете рабочую специальность, не забывайте и о том, в какое время мы живем. Мы наблюдаем беспрецедентный рост технологий, который в одночасье упраздняет целые отрасли. Под ударом, в основном, профессии, не требующие высшего образования. Поэтому специалисты с высшим образованием лучше защищены и находятся в более выгодных условиях.

При этом поступить в вуз в Германии ненамного сложнее, чем в профессиональную школу, а учатся в немецких вузах бесплатно.

Конечно, требуется окончить 11 классов школы и хотя бы один курс отечественного вуза (либо Штудиенколлег в Германии); требования к знанию языка тоже выше — нужен уровень, как минимум, В2 (иногда В1 с необходимостью срочного доучивания). Зато не нужно искать предприятие, согласное взять вас на обучение, и выбор программ обучения не будет ничем ограничен, кроме вашего желания и способностей.

Для поступления нужно собрать все необходимые документы и вместе с заявлением отправить их в приемную комиссию выбранного вуза. Кстати, этих вузов может быть несколько: их количество никак не ограничивается. Так что поступление в немецкий вуз сродни рыбалке: забрасываем удочки и ждем, где «клюнет».

Что касается стипендии, то в вузе по умолчанию ее не будет. Но будет немало возможностей ее получить. В Германии много стипендиальных фондов, в которые можно обратиться с заявлением, и если его одобрят, стипендия у вас в кармане. Некоторые вузы также поощряют стипендией успевающих студентов.

В общем, если сравнить сложности поступления, то профессиональное и высшее образование примерно равны. Но если думать на перспективу, то, конечно, не возникает никаких сомнений, что нужно поступать в вуз и получать высшее образование в Германии.

В ФРГ все сделано для того, чтобы молодежь получала образование и устраивалась на работу. И, действительно, уровень безработицы в стране невысок, да и существующие цифры, в основном, набираются за счет беженцев без образования и профессии. Для тех, кто хочет учиться и работать, созданы максимально благоприятные условия, и этим, конечно, нужно пользоваться. Думающий человек, который планирует свою жизнь, всегда выбирает получение высшего образования, поскольку оно более перспективно, особенно, в Германии, где у специалистов с высшим образованием и зарплаты выше, и возможностей трудоустроиться больше. Не нужно бояться сложностей при поступлении: обратитесь к специалистам, и вам помогут на любом этапе.

Система образования Германии

Один из лучших способов начать построение действительно крутой карьеры — получить крутое высшее образование. На сегодняшний день оптимальный вариант — учеба в вузах Германии, которая позволяет не только крепко освоить специальность, но и получить престижный диплом. Сейчас страна испытывает большой приток иностранных студентов из соседних европейских стран, а также из России и стран СНГ.

Чем же так хороша немецкая образовательная система, и в чем секрет ее успеха?

Образование в Германии имеет трехэтапную структуру. Все образовательные учреждения делятся на 3 соответствующие группы:

  • дошкольные;
  • средние;
  • высшие.

Но есть и некоторые отличия, которые делают немецкое образование самобытным.

Особенности немецкой системы образования

Германия территориально и административно делится на федеральные земли, в каждой из которых могут быть свои законодательные нюансы.

Так, в некоторых землях, к примеру, в Баварии детские сады бесплатны, в других землях за них приходится платить.

Из-за большого количества мигрантов в детских садах проводят тестирование на знание языка. Тем, кто показал неудовлетворительные результаты, предоставляется возможность заниматься немецким.

Другая интересная особенность — разделение средней школы по типам. В разные виды средних школ дети попадают в соответствии со способностями и академическими успехами.

В результате на поступление в университет могут рассчитывать выпускники гимназий.

Впрочем, при желании, выпускник любой школы может поступить в вуз; это касается и выпускников школ из других стран.

В Германии нормально не поступать в вуз в течение 3, а то и 5 лет после окончания школы. В течение этого времени выпускники могут осмотреться, подумать о том, чего они действительно хотят от жизни, поработать на местах, не требующих квалификации и осознать необходимость получения дальшейшего образования. В этой ситуации есть плюсы: дети «дозревают» до учебы, успевают лучше понять свои предпочтения и в целом более мотивированы, что учебе только на пользу. Таким образом, средний возраст немецкого студента выше, чем у российского (украинского или белорусского). В среде таких, более взрослых и мотивированных студентов и учиться легче, поскольку они все настроены на освоение профессии, а не на развлечения. В магистратуру и вовсе идут, зачастую поработав несколько лет после окончания бакалавриата; это уже взрослые люди, сложившиеся специалисты. Поэтому, если вы хотите поступить в немецкий вуз, но боитесь, что время упущено, оставьте свои сомнения.

Что касается высшего образования Германии, его отличительная способность — высокий уровень академической свободы. Студенты получают возможность самостоятельно составлять свое расписание, набирая то количество лекций и семинаров, которые считают посильными для себя. В итоге учеба в вузе может затянуться: вместо 8 семестров вполне может получиться 12.

Но главная особенность немецкого высшего образования — его бесплатность, в том числе по отношению к иностранцам.

В немецких вузах выбор программ обучения шире, чем в российских, во многом за счет новых и междисциплинарных направлений. Имеет смысл проконсультироваться перед тем, как сделать выбор. Специалисты советуют подавать документы сразу в несколько учебных заведений, чтобы вероятность зачисления была выше.

Советуем изучить: Подбор программ обучения в немецких вузах

Ступени образования в Германии

Три основных этапа немецкого образования подразделяются на ступени.

Дошкольное образование

Образовательный процесс начинается в детских садах, которые дети посещают с 3 лет.

Учебная программа как таковая в садах отсутствует: дети большую часть времени играют.

В немецких детских садах не предусмотрено горячее питание, поэтому многие из них работают только в первой половине дня, а в тех, которые берут детей на полный день, предусмотрен обеденный перерыв, во время которого ребенка забирают домой.

Начальное образование

Учеба в начальной школе в Германии обязательна и бесплатна для всех. В начальную школу (Grundschule) поступают в 6 лет и учатся 4 года.

В некоторых федеральных землях «началка» с 4 лет, а учеба в ней длится 6 лет.

Готовность ребенка к обучению определяется не по его умению читать и считать, а по психологической зрелости, которая позволяет правильно вести себя в школе, налаживать контакты со сверстниками, усваивать школьную программу.

Первые два года обучения предметы подаются комплексно, одним курсом, без деления на отдельные дисциплины.

В отличие от России, где начальная школа — не самый важный этап, в Германии учеба в «началке» может повлиять на всю дальнейшую жизнь ребенка. В зависимости от того, как он покажет себя в эти 4 года, школьник получит возможность поступить в ту или иную среднюю школу, учеба в которой будет определять весь его дальнейший путь.

Среднее образование

В Германии среднее образование подразделяется на 2 типа: среднее образование I, которое получают в школе, и среднее образование II, получаемое в училищах.

Школьное среднее образование обязательное и бесплатное для всех, но дети распределяются по разным типам школ не по своему желанию, а в соответствии с продемонстрированными во время обучения в начальной школе способностями.

Есть 4 основных типа государственных средних школ:

  • гимназия;
  • реальная школа;
  • основная школа;
  • объединенная школа.

Также в стране есть частные школы, в которых учится в общей сложности около 5% всех детей, и религиозные школы, обучающие около 2% детей школьного возраста.

Гимназия

Эти учебные заведения среди школ считаются самыми престижными. В них поступают только дети, успешно окончившие начальную школу и имеющие рекомендательные письма от педагогов.

В гимназиях дети учатся с 5-го по 13-й (иногда 12-й) класс и по окончании обучения, имея на руках гимназический аттестат, могут поступить в вуз без вступительных экзаменов.

Последние два года учебы в гимназии — профориентированные: помимо общеобразовательных предметов, школьники изучают специализированные дисциплины. После 12-го класса (иногда после 10-го) они получают Fachhochschulreife — аттестат, дающий право поступить в технический институт.

Как гимназии, так и остальные виды школ имеют свои профессиональные направления.

Реальная школа

В реальной школе учатся 6 лет; заканчивается она 10-м классом. Обучение проводится с профильным уклоном, поэтому есть специализированные предметы, а общеобразовательные дисциплины преподаются с уклоном в будущую профессию. По окончании учебы выдается аттестат Fachoberschulreife, который позволяет поступить в профучилище или техникум.

В реальных школах обучается около 40% детей.

Основная школа

Этот тип школ дает основное общее образование, которое ориентировано на выбор профессии. Учеба длится с 5-го по 10-й класс, затем выпускник может поступить в профессиональное училище.

В основных школах учится около 25% школьников.

Объединенная школа

Объединенные школы могут учить до 10-го класса, как основные и реальные, а могут иметь старшие классы, как гимназии. Такие школы есть не во всех землях Германии, но поступить в них можно без рекомендаций из начальной школы.

По окончании 13-го класса объединенной школы выдается аттестат Hochschulreife, который позволяет поступить в университет.

Таким образом, уже во время учебы в школе понятно, кто сможет поступить в вуз, а кто ограничится получением среднего профессионального образования.

В российских школах обучение длится 11 лет, потому сразу поступить в немецкий вуз выпускники из России, Беларуси или Украины не могут. Чтобы преодолеть 1—2-годичный разрыв в образовании, необходимо поступить в Штудиенколлег.

Среднее образование II можно получить в профессиональных училищах, специальных профессиональных училищах, высших профессиональных училищах.

Высшее образование в Германии

В отличие от среднего, высшее образование могут получить только выпускники 13-го класса.

История высшего образования в Германии насчитывает не одну сотню лет: первые университеты были основаны еще в 14-м веке. Сейчас количество вузов в стране перевалило за четыре сотни: в стране самое большое количество вузов на душу населения.

Для системы высшего образования в Германии характерны такие черты:

  • стремление, сохраняя высокие традиции гуманитарного образования, вывести на первое место техническое;
  • введение новых программ в соответствии с новейшими научно-техническим достижениями;
  • связь теории и практики;
  • упор на междисциплинарную направленность;
  • академическая свобода.

Типы высших учебных заведений

Подавляющее большинство немецких вузов государственные и бесплатные. В них учится более 2 миллионов студентов, почти четверть которых — иностранцы.

Высшие учебные заведения в стране представлены несколькими типами:

  • Университеты (чаще гуманитарной направленности) Hochschule.
  • Университеты прикладных наук Fachhochschule (их еще называют высшими школами). В этих учебных заведениях большое внимание уделяется практике (обязательны как минимум 2 практических семестра). В вузах этого типа учится около 25% всех студентов, поскольку учебный курс в них короче, а поступить можно после окончания 12-го класса.
  • Университеты (Universitaet) — это крупные вузы. Их основные черты — фундаментальность образования и большое количество факультетов, которое может достигать 3—4 сотен. В университете можно получить магистерский диплом, ученую степень, право преподавать в вузах.
  • Технические университеты (Technische Universitaet), в которых получают техническое образование. Здесь можно получить такие же ученые степени, как в университете.
  • Специализированные вузы. Сюда входят педагогические, музыкальные, художественные школы.

Выбор специальности — серьезное дело, ведь он делается на всю жизнь. Конечно, всегда есть возможность переучиться, но жизнь у нас одна, и она не очень длинная. Ошибка с выбором профессии будет стоить нескольких лет. Карьерное ориентирование на постсоветском пространстве пока не очень привычно, но это действительно оптимальный способ выбрать профессию, сведя ошибки к минимуму. Не стоит пренебрегать возможностью сэкономить собственное время, силы и деньги.

Структура обучения в вузах Германии

В Германии действует двухступенчатая система высшего образования, которая состоит из бакалавриата и магистратуры.

Бакалавриат, хотя и является первой ступенью высшего образования, самодостаточен. Диплом бакалавра свидетельствует о получении законченного высшего образования, которое может быть углублено в процессе учебы в магистратуре.

Учеба в немецких вузах, в зависимости от вуза и программы, может продолжаться от 3 до 10 лет. Как правило, бакалавриат рассчитан на 6—8 семестров.

По окончании бакалавриата выпускники получают диплом бакалавра и могут устраиваться на работу по специальности.

Магистерские программы рассчитаны на срок от 1,5 до 2 лет.

Учеба в магистратуре ориентирована на углубление знаний, что позволит занимать руководящие должности.

Выпускники магистратуры получают диплом магистра.

Помимо этого существует такая форма обучения, как Diplom — степень дипломированного специалиста.

Аспирантура в Германии

В аспирантуру поступают те, кто выбрал для себя научную карьеру.

В процессе учебы в аспирантуре пишется кандидатская диссертация, после защиты которой присваивается ученая степень (PhD).

Обучение в аспирантуре может быть как индивидуальным (тогда надо найти себе научного руководителя), так и в рамках структурированной аспирантской программы (Graduiertenschule).

Германия — лидер среди европейских стран по количеству защищенных кандидатских диссертаций.

Аспирантские программы есть в основном в университетах, также их можно найти в некоторых высших школах (которые сотрудничают с университетами).

Последипломное образование

В Германии получить дополнительное образование могут те, кто уже получил диплом бакалавра, магистра или специалиста.

Постдипломные программы длятся 1-2 года и позволяют повысить квалификацию. По окончании курса присваивается звание Master.

Существуют разные типы последипломных курсов:

  • специальный дополнительный курс (Ergänzungsstudiengang), который дает знания по новым дисциплинам;
  • дополнительное высшее образование (Zusatzstudium) — углубленное изучение предметов.

Дополнительные специализации возможны еще во время основного курса.

Дуальное образование

Этот тип образования доступен не на любой специальности, но есть порядка 350 профессий, которые можно освоить в рамках дуального обучения.

Эти программы диктуются требованиями рынка труда, поэтому, поступая на такое обучение, можно не сомневаться, что профессия востребована.

Суть дуального обучения — в сочетании работы на реальном предприятии и учебы. Примерно половину всего учебного курса студент работает. Время между учебой и работой может распределяться по-разному: иногда студент несколько дней в неделю работает, а остальное время учится, в других случаях работе может посвящаться один или несколько месяцев, затем следует учебный блок.

У дуальной системы множество преимуществ:

  • учащиеся получают востребованную профессию;
  • выпускники уже являются специалистами с опытом работы;
  • большинство выпускников получают предложение остаться в той организации, в которой работали во время учебы;
  • учащиеся получают зарплату во время обучения;
  • у студентов есть оплачиваемый отпуск.

Из недостатков Duales Studium отмечают напряженный темп учебы и отсутствие каникул.

Плюсы учебы в Германии

Признак эффективного человека — стремление получать больше от любых затрат, будь то финансовые, временные траты или затраты энергии.

Высшее образование — не исключение.

Лучший вариант — получение образования в Германии.

Год за годом немецкие вузы попадают на первые позиции мировых рейтингов, при этом учеба в них бесплатная.

К несомненным плюсам немецких вузов можно отнести:

  • высокий уровень образования в Германии;
  • разнообразие вузов;
  • богатый выбор программ;
  • оперативное реагирование на достижения современной науки и техники;
  • новые и междисциплинарные направления;
  • новаторские программы, такие как дуальное обучение;
  • академическую свободу;
  • возможность учиться сразу на 2-3 специальностях и получить несколько дипломов;
  • большое количество практики;
  • международные стажировки;
  • хорошее оснащение вузов учебными и практическими материалами.

Для абитуриентов из России весомый плюс немецких вузов — поступление без ЕГЭ. Для любого студента-иностранца жизнь и учеба в Германии — интересный и волнующий опыт, поскольку это самобытная страна с особой культурой, высоким уровнем жизни, хорошей экологией.

После окончания учебы в вузе выпускники могут устроиться на работу в Германии.

Немецкая система образования имеет множество особенностей. Начиная с детского сада, учащиеся проходят многоступенчатый путь развития и обучения. В России, Украине, Беларуси, Казахстане и других странах постсоветского пространства система образования существенно отличается от немецкой, но у наших выпускников есть возможность получить высшее образование в Германии. Немецкое высшее образование можно получить бесплатно, а диплом немецкого вуза дает возможность устроиться на работу в Германии. Но без учебы в немецких гимназиях поступление в немецкий вуз имеет свои тонкости; важно правильно собрать необходимый пакет документов. Разобраться во всех нюансах помогут специалисты.

Система высшего образования в Германии

Система высшего образования в Германии на данный момент ориентируется прежде всего на международную болонскую систему – систему единой структуры высшего образования, принятая большинством европейских стран (с небольшими местными оговорками) для унификации высшего образования, квалификационных документов и соответственно квалификации специалистов и научных сотрудников разных стран.

С точки зрения болонской системы, в системе высшего образования Германии реализованы следующие степени и соответствующие дипломы о высшем образовании:

Бакалавриат в Германии

Первая степень высшего образования или базовое образование: обычно 180-240 учебных кредитов (ECTS), минимум по 60 кредитов в академический год и продолжительностью обучения от 6 до 8 семестров (соответственно 3-4 года обучения в вузе). По окончанию такой программы выпускники получают диплом бакалавра соответствующего типа.

Магистратура в Германии

Вторая степень высшего образования или углубленное образование: обучение с 90-120 учебных кредитов, минимум по 60 кредитных пунктов в год и продолжительностью обучения от 3 до 4 семестров (соответственно 1,5-2 года обучения). По окончанию такой программы обучения выпускники получают диплом Магистра в соответствующей области.

Магистерские программы немецких вузов, как правило, сфокусированы на углубленном изучении соответствующего предмета с дополнительной профессиональной специализацией, основы которой закладываются уже в последние семестры программы бакалавриата. Поэтому для поступления в магистратуру в немецкого вуза важно иметь достаточный набор знаний по отдельным предметам (конкретный перечень предметов и кредитных пунктов по ним, полученные ранее). Внутри одного вуза как правило каждая программа бакалавриата имеет логическое продолжение в виде одной или нескольких специализированных последующих программ обучения на степень магистра.

Докторантура в Германии

Третья степень системы высшего образования в Германии, получаемая в результате так называемого «промоушен» (Promotion) характеризуется глубоким изучением предмета с научной точки зрения – проведение фундаментальных исследований под руководством наставника с соответствующим академическим опытом. Докторантуру в Германии можно пройти только в обычных или исследовательских университетах (Universität). Докторантура не структурирована в виде конкретного количества учебных кредитов (ECTS) и занимает, как правило, от 2 до 4 лет. По результатам прохождения данной степени студенты получают звание Доктора соответствующих наук.

Хабилитация (Habilitation) – высшая ученая степень системы высшего образования в Германии

Дополнительным развитием докторской степени является т.н. хабилитация (Habilitation) – процесс дополнительного самостоятельного научного исследования, более глубокий и продолжительный, чем требуемый для получения степени Доктора Философии. В Германии этот процесс сопровождается второй научно-квалификационной работой (диссертацией) и успешно прошедшие эту степень имеют право на звание приват-доцента, что в свою очередь дает возможность занимать руководящие посты на кафедре и занимать должность профессора в университете. Сам процесс хабилитации сопровождается работой в качестве научного сотрудника или научного ассистента в течение 3-х лет.

Сравнение степени доктора в системе высшего образования России и в Германии

Если сравнивать систему высшего образования в Германии с советской и, например, российской системой, то Кандидат Наук в Германии приравнивается к степени Доктора (Doktor), а Доктор Наук приравнивается в немецкой системе к степени хабилитированного доктора (doctor habilitatus) в Германии. Главное отличие, как уже было сказано – Доктор в Германии имеет право на самостоятельную научную деятельность, но не руководящие должности вузе, а Хабилитированный Доктор имеет право занимать должность профессора в Университете со всеми вытекающими преимуществами.

Дополнительные степени системы высшего образования в Германии

Помимо стандартных степеней обучения, унифицированных с другими европейскими странами по болонскому соглашению, в Германии сохранилось несколько местных особенных степеней образования. Связано это как с остатками исторической предыдущей структуры образования, так и с пристальным вниманием к отдельным областям профессиональной деятельности.

Дипломированный специалист (Dimploma)

Степень дипломированного специалиста является наследием ранее принятой в Германии структуры образования. Большинство программ дипломированного специалиста перестроено в две ступени бакалавриата и магистратуры болонской системы, однако в ряде немецких вузов еще сохранилось несколько учебных программ на степень дипломированного специалиста.

Обучение на степень дипломированного специалиста занимает как правило 8 семестров (4 года) и включает набор курсов на 240 и более кредитных пунктов. В отличие от программы бакалавриата, степень программы дипломированного специалиста позволяет напрямую поступать в докторантуру по соответствующей специальности.

Несмотря на устаревшую логику степени дипломированного специалиста, сохранились в основном программы этой степени, доказавшие временем свою востребованность и качество предлагаемых знаний.

Госэкзамен (Staatsexamen)

Госэкзамен относится к профессиям и областям деятельности, обладающим особым статусом и вниманием в Германии – Медицина (профессия врача), Педагогика (профессия учителя), Право (профессия юриста).

Структура обучения на степень госэкзамена отличается в зависимости от конкретной профессии. Важной особенностью является то, что по результатам обучения сдается именно квалификационный экзамен по самой профессии, успешная сдача которого является подтверждением успешной квалификации и дает соответствующий допуск на работу по этой специальности.

С этим же связана дополнительная нагрузка на студентов программ степени госэкзамена – в случае несдачи итогового экзамена можно потерять полностью все потраченное на образование время.

Также необходимо учитывать что обучение на госэкзамен проводится только на немецком языке и без возможности поступления на более высокую ступень образования – то есть нет смысла заканчивать бакалавриат по профессии врача или учителя на родине, вам все равно придется поступать на самый первый курс медицинского или педагогического вуза в Германии.

К сожалению, для работы в указанных профессиях нет возможности обойти степень госэкзамена – без соответствующего диплома, вы просто не сможете работать официально в этой профессии в Германии. Однако есть небольшие альтернативы – в медицине можно посмотреть на профессии, связанные с биологией или медицинскими технологиями и учиться там на бакалавриате или магистратуре и даже на английском языке. В случае права это можно сделать, если обратить внимание на специализированное, а не общее право.

Регламентируемые профессии в Германии

Помимо системы госэкзамена, есть ряд профессий с особыми правилами обучения и работы, образование в которых структурируется по классической болонской системе, но работа в которых также требует особой квалификации – подтверждения профессиональной квалификации для возможности самостоятельно работы в профессии. Подобные профессии называются регламентированными или регулируемыми профессиями. К таким профессиям прежде всего относятся все виды инженерии – для работы по профессии инженера в Германии вам потребуется диплом бакалавра, магистра или дипломированного специалиста именно в сфере инженерии – Бакалавр Инженерии (B.Ing.), Магистр Инженерии (M.Ing.) или Диплом Инженера (Dipl.Ing.).

Резюме о системе высшего образования в Германии

Вне зависимости от выбранной вами специализации и профессии, система высшего образования в Германии комбинирует международно признанные практики и внутренние, проверенные временем и местной спецификой, особенности обучения и позволяет эффективно добиваться максимально качественного образования квалифицированных специалистов с соответствующими уровнями дипломов.

Umschulung — это особая форма профессиональной переподготовки, основной задачей которой является не углубить уже имеющиеся знания, а приобрести абсолютно новые навыки для предполагаемой профессиональной деятельности. Дословно с немецкого языка слово «Umschulung» так и переводится как «переобучение, переквалификация или переподготовка».

Причины, по которым вы можете претендовать на переквалификацию в Германии:

— невостребованность вашей профессии (например, вам не признали ваш российский диплом в Германии)

— «долгое отсутствие» в профессии (например, из-за болезни или отпуска по уходу за ребенком)

— инвалидность и т.п.

В зависимости от выбранной вами будущей профессии и уже имеющегося у вас образования и опыта работы переквалификация может занять от 9 месяцев до 2-х лет.

Существует 3 так называемых вида Umschulung:

В этом случае, как и в Ausbildung, обучение делится на теоретическую часть в профессиональной школе и практическую часть в организации.Тут надо заметить, что дуальное образование — очень широко распространенная система профессионального обучения в Германии. Неоспоримыми плюсами такого образования являются получение практических знаний и опыта с первых же месяцев обучения и высокий шанс после завершения обучения трудоустроиться в той компании, которая обеспечивала прохождение практических занятий.

Может так получиться, что те, кто делают Umschulung, и те, кто делают Ausbildung, могут обучаться вместе. Соответственно, и те и те получают фиксированную т.н. зарплату (заработок может варьироваться от 300-400€ в месяц и выше). Главное отличие Umschulungот Ausbildung- это то, что вы должны будете за 2 года Umschulungпройти программу Ausbildung, рассчитанную на 3-3,5 года, что, согласитесь, довольно сложно. Так же в некоторых случаях роль может сыграть и ваш возраст. Считается, что Ausbildungпредназначен для лиц до 27 лет; всем остальным прямая дорога к Umschulung. Но в любом правиле бывают исключения.

В данном случае теоретические занятия в профессиональной школе дополняются обязательной практикой на предприятии. Но, в отличие от BetrieblicheUmschulung, зарплату тут не платят.

В последнем случае функции предприятия перенимают частные образовательные учреждения. Они дают практические навыки, которые дополняются теоретическими занятиями. В некоторых случаях дополнительно требуется практика. Расходы на переподготовку в таких учреждениях, как правило, перенимают BundesagenturfürArbeit (Федеральное агентство занятости) или Jobcenter.

Завершается обучение квалификационным экзаменом при соответствующей Палате, например, Industrie- undHandelskammer, Steuerberaterkammer и т.д. Во время всего обучения вы должны строго посещать все занятия, стараться не пропускать. При превышении определенного количества пропусков вас попросту могут не допустить к итоговому экзамену.

При поиске подходящего вам Umschulungвам может помочь консультант (Berater) из Bundesagentur für Arbeit. На странице SemiCheck.de вы можете найти многочисленные возможности переподготовки в одной базе данных. Кроме этого есть всевозможные сайты по землям Германии с предложениями профессиональной переподготовки.

Ну и самый интересный момент, — это, конечно, финансирование. Существуют различные способы оплаты переквалификации. Преимущество имеют те, кто переобучается непосредственно на предприятии (BetrieblicheUmschulung). Все остальные имеют следующие возможности:

— Der Bildungsgutschein (BGS), или образовательный ваучер.

Все расходы на обучение перенимает Агентство занятости (BundesagenturfürArbeit). Здесь можно основываться на $77 Absatz 3 SozialgesetzbuchIII и $16 Absatz 1 SozialgesetzbuchII. Помимо самого обучения Агентство может оплатить также расходы на учебные материалы, экзаменационные взносы и транспортные расходы.

Случается и так, что сотрудник Агентства занятости может засомневаться в ваших способностях в выбранной специальности. Тогда вас могут отправить на т.н. berufspsychologischerTest (профессиональный психологический тест), или еще его называют Eignungstest (тест на пригодность). Данный тест длится в среднем 3-4 часа. Вы должны будете решить ряд математических и логических заданий за определенное время. Также, если вы не являетесь гражданином Германии, вам предстоит письменное задание на знание немецкого языка. Это может быть коротенькое сочинение на 1 из 2-х предложенных тем в стиле «Почему я выбрал эту профессию». Вторым заданием могут быть несколько текстов с пробелами на немецком (Lückentexte), где вам надо будет вставить правильные окончания или даже части слов. В завершение этого теста вам предстоит разговор с психологом, который, собственно, оценивает ваши способности к учебе, исходя из результатов пройденного вами теста и личного разговора с вами, где также учитываются ваши разговорные навыки. Но окончательное решение, оплачивать или не оплачивать вам довольно дорогое обучение (например, двухгодичный Umschulungна помощника по налогам (Steuerfachangestellte) стоит порядка 13 000€), принимают все же в Агентстве занятости.

— Поддержка или помощь по 6-му Социальному кодексу

В данном законе прописано, что если вы не можете работать по причине здоровья, то Государственное Пенсионное Страхование ответственно за финансирование необходимых выплат к реабилитации. Заявитель во время переподготовки имеет право на пособие и на дальнейшую помощь в финансировании переобучения.

— Поддержка по 7-му Социальному кодексу, где говорится о том, что к финансированию также могут быть обязаны Государственное страхование от несчастных случаев или соответствующий профсоюз. Данный закон действует исключительно при несчастных случаях во время переобучения и практики.

В завершении хочу добавить, что возможностей получить профессию в Германии очень много. И профессий, которые можно изучить по дуальной системе, свыше трех сотен. Просто при выборе имейте в виду, чтобы выбранная вами профессия была достаточно востребована на немецком рынке труда. Будьте реалистичны, активны, инициативны и упорны. И успех не заставит себя долго ждать!

Несколько ссылок, которые могут вам помочь:
www.berufenet.arbeitsagentur.de
www.obs-ev.de/angebote
www.karrierebibel.de
www.ratgeber-umschulung.de
www.kursfinder.de — для живущих в Берлине

StudyInFocus

Программы повышения квалификации в Германии

Вы тесно работаете с Германией, но у Вас не хватает лексики для проведения деловых переговоров на немецком языке?

У Вас есть отпуск, но Вы хотите с пользой потратить время для повышения квалификации?

У Вас есть бизнес партнёры в Германии, и Вы хотите вывести деловые отношения на новый уровень?

Если что-то из указанного выше подходит под Вашу ситуацию, бизнес программы в Германии могут быть подходящим решением проблемы.

StudyInFocus

Почему стоит изучать немецкий для бизнеса (Geschäftsdeutsch)?

Конечно, Вы можете общаться вполне успешно с поставщиками или подрядчиками в Германии и на английском языке, тем не менее, без немецкого языка Вы не сможете углубиться ни в законы, ни в договоры, ни в техническую документацию, что особенно важно, Вы будете далеки от этики деловых переговоров, от понимания культуры и даже чувства юмора. Именно поэтому, для работы с партнерами в Германии, Вам стоит изучать немецкий и особенно немецкий для бизнес-коммуникации, разницу и уважение Вы почувствуете практически сразу. Помимо прочего, Вы сможете расширить географию Вашего бизнеса, найти новых партнеров и сделать новые предложения для Ваших клиентов.

С нашей помощью, Вы можете подобрать языковые программы для специалистов разных сфер деятельности, например:

  • немецкий для юриспруденции;
  • немецкий для бизнес-коммуникации;
  • немецкий для врачей и медицинского персонала;
  • немецкий для банковского дела и финансовой сферы;
  • немецкий для преподавателей;
  • немецкий для инженеров;
  • немецкий язык для IT и т.д.

Если же Вашей задачей является возможность трудоустройства в Германии, Вам стоит рассмотреть возможность подготовки и сдачи специализированных тестов, а именно:

  • Prüfung Wirtschaftsdeutsch International или PWD (международный тест для подтверждения знания немецкого языка для бизнес-коммуникации на уровень C1).
  • Goethe-Test PRO: Deutsch für den Beruf (тестирование для подтверждения знания немецкого язык для трудоустройства от Гёте Института в сотрудничестве с Business Language Testing Service). Данный тест заменяет ранее использованные сертификаты BULATS Deutsch für den Beruf и Zertifikat Deutsch für den Beruf or ZDfB.
  • Telc Deutsch C1 Beruf (подтверждение знания немецкого языка на уровень C1, используется для трудоустройства в Германии).

Языковые программы Вы сможете найти в разделе «Языковые курсы в Германии».

Академическое образование

Если у Вас более серьезные цели, и Вы хотите получить академическое образование, Вы можете подобрать программу MBA в одной из бизнес-школ в Германии в разделе «Высшее и последипломное образование в Германии».

Получение академического образования в Германии предоставляет шанс выпускнику получить так называемую «Голубую карту», т.е. послеучебную визу с правом поиска работы и трудоустройства на 18 месяцев, по прошествии которой, можно сделать продление статуса и/или получить постоянный вид на жительство. Не секрет, экономика Германии является крупнейшей в Европе, а значит регулярно требует привлечения квалифицированных специалистов, поэтому получение образования в Германии является одним из самых несложных вариантов для реализации своих знаний и профессиональных навыков.

Если же у Вас нет возможности выехать на длительное время и у Вас есть точно поставленные задачи, мы предлагаем выбрать одну из программ для повышения квалификации.

StudyInFocus

Повышение квалификации

Мы предлагаем программы бизнес-школы eLab, где за короткий срок можно охватить бὸльшую часть самых актуализированных знаний для ведения бизнеса в Германии. Вы сможете узнать важные законодательные нормы, основы бухгалтерии, управления, Вы также сможете разработать проект и бизнес-план. Вы сможете посетить предприятия и посетить семинары с участием гостевых спикеров.

Для специалистов разных сфер деятельности, мы предлагаем краткосрочные программы повышения квалификации, как для групп, так и индивидуальных специалистов. Вы можете оставить запрос через форму обратной связи, и мы вышлем Вам подходящие варианты для Вашей ситуации.

Всем глобальный привет! Недавно по просьбе «Инженерного Клуба» ездил в заснеженный Лейпциг (он же Ляйпциг), где с огромным интересом ознакомился с местной системой профессиональной подготовки и переобучения работников. Помимо посещения церкви, в которой, в своё время, играл Бах, кабака, в котором пил Гёте и поля, где был бит союзниками Наполеон, мне удалось:

  • Совершить ознакомительный визит в Центр профессионального обучения и повышения квалификации «ZAW Leipzig GmbH“;
  • Провести ряд встреч с представителями местной Торгово-Промышленной Палаты (ТПП);
  • И посетить рождественский вечер для представителей зарубежного бизнеса в MaxicoM.

Немецкая система профессионального образования является одной из самых продвинутых в общемировом масштабе. В первую очередь, за счет чёткой ориентации на потребности бизнеса и адекватной государственной поддержки. Основной кузницей кадров рабочих специальностей в Германии являются Центры Профессионального Обучения и Повышения Квалификации (ZAW Zentrum für Aus- und Weiterbildung), расположенные во всех крупных промышленных регионах страны. Поэтому главной целью поездки было ознакомление с работой подобных центров, выявление возможностей применения передового опыта в России и развития двустороннего сотрудничества. Лейпцигский Центр Профессионального Обучения и Повышения Квалификации был основан в 1992 году и принадлежит ТПП г. Лейпцига (В Германии существует Федеральное министерство образования и исследований Германии, однако за профобучение отвечают именно ТПП, членство в которых является у них обязательным). Центр расположен на окраине города в здании бывшего завода, который был куплен ТПП (при поддержке федеральных и региональных властей) и перепрофилирован в учебное заведение. Два основных направления курсов производственно-технического обучения — это обучение на основе производственных партнерств для предприятий и курсы повышения квалификации. Первичная профессиональная подготовка осуществляется по 20 рабочим профессиям и формируется в соответствии с требованиями действующего порядка профессионального обучения и производственными потребностями (более чем в 80% случаях студент учиться уже от кого-то конкретного предприятия). Важно то, что обучение финансируется за счет предприятий (при этом, федеральные и региональные власти их активно стимулируют к таким вложениям). В результате чего, формирования набора учебных курсов осуществляется на основе заказов от предприятий. Учениками же, преимущественно, становятся школьники после 10-го класса (всего их 13). Также ведется активная работа с биржей труда и армией (для обучения уходящих в отставку солдат). Выглядит схема, примерно, так как показано на рисунке: 1. Компания ДЕ Гмбх, исходя из своих потребностей, делает запрос на проведение соответствующих курсов в местный Центр Профессионального Обучения ЦАВ. Центр ЦАВ готовит учебную программу, а ДЕ Гмбх производит необходимое финансирование. 2. Хайнц, узнав о наличии потребности в рабочих специалистах профиля его мечты, подаёт своё резюме в компанию ДЕ Гмбх. 3. После успешного прохождения собеседования кандидат отправляется на курсы по выбранной специальности, причем, уже в ходе прохождения курсов, он начинает привлекаться к выполнению небольших заданий в компании. 4. Сдав экзамены, Хайнц выходит на работу в компанию   В Германии действует, так называемая, дуальная система обучения. Дуальность предполагает, что в образовательном учреждении он сначала овладеет теорией, изучит принципы работы и трудовое право, а потом применит полученные знания на практике, причем упор делается именно на практику. В чем я смог наглядно убедиться при осмотре учебных помещений. Учебные классы разделены по функциональному признаку и уровню находящегося в них оборудования. От ручной полировки, зажатой в тиски детали, до 5-осевой обработки на новейшем станке. От ручной прорисовки простейших чертежей, до трёхмерного проектирования на современных программных средствах. Также есть отдельное помещение, куда автопроизводители подгоняют, к радости студентов, собственные авто для приближения обучения к реальным заводским условиям. Помимо производственных специальностей, профподготовку проходят и будущие работники сферы услуг. Особенно меня порадовало наличие поварской специальности, так как к моему приходу приготовили великолепную солянку, за что им большое спасибо. Очень хорошее впечатление на меня произвели сами студенты. Освоение рабочих специальностей позволит им уже в 20 с лишним лет получать по 1 500 Евро в месяц и вести независимую жизнь (в отличии от большинства университетчиков). Вот так и формируется престиж рабочих профессий. Помимо этого, студенты оказались крайне жизнерадостным и позитивными людьми (не знаю какого цвета немецкие дипломы, но те с кем я пообщался явно предпочитают быть с красным лицом и синим дипломом, чем наоборот). Нельзя не отметить и то, что работа центра является, помимо всего прочего, и экономически эффективной, принося прибыль, которая инвестируется в дальнейшее развитие. Необходимость развития подобных центров подкрепляется тем, что Германию в скором времени ждет глубокая демографическая яма, связанная с общественной неопределенностью времен воссоединения Германии (кстати, с небольшой задержкой нас ждет такая же яма, вызванная уже распадом СССР). Для предприятий становиться жизненно необходимым воспитание собственных лояльных и высококвалифицированных рабочих, так как найти подобных людей на рынке труда в ближайшем будущем будет всё сложнее и сложнее. А какова ситуация в России? Согласно исследованию компании McKinsey , дефицит профессиональных навыков является одной из шести основных причин низкой производительности труда в России. В промышленности наблюдается, по выводам исследования Гимпельсона , «почти тотальный дефицит человеческого капитала, то есть нехватка людей, обладающих необходимыми знаниями, квалификацией и навыками». Основные причины сложившейся ситуации:

  • существенно ослаблена профессиональная школа,
  • отсутствует система развития персонала предприятия,
  • разрушены прежние связи между профессиональным образованием и профессиональным трудом (рынок профессий и рынок образовательных услуг в России практически не связаны).

Возросшая потребность в специалистах нового профиля, работников новых профессий связана с модернизацией оборудования и технологий, расширением объемов производства и номенклатуры выпускаемой продукции, освоением новых рынков, в том числе зарубежных. По данным опроса руководителей, приведенным О.А. Колесниковой и Р.В. Рывкиной , такие мероприятия вызвали на 70% предприятий дополнительную потребность в квалифицированных рабочих, в том числе способных обслуживать появившееся технологическое оборудование. Более двух третей работодателей заявляли о повышении спроса на специалистов нового профиля. Кроме того, на большинстве обследованных предприятий (92%) растут требования к уровню профессиональной квалификации работников. Однако, при этом, только 33 % российских предприятий предоставили своим квалифицированным рабочим формальное обучение в течение года. По данному показателю Россия существенно отстаёт даже от стран Восточной Европы: в Польше, например, данный показатель составляет 47%, в Чехии – 62%, в Словакии – 80% . Исходя из вышесказанного, в настоящее время, модернизация системы профессионального образования и переподготовки должна стать в ряд наиболее приоритетных задач развития отечественной промышленности. Обобщая передовой опыт немецких коллег и вспоминая успешные проекты собственной истории, возможно сформировать инновационную восприимчивость через профессиональную подготовку и переподготовку специалистов. Это позволит решить задачи:

  • Нейтрализации неуверенности бизнеса в будущем, за счет выработки новых компетентностей руководителей и персонала;
  • Формирования эффективных долгосрочных моделей развития бизнеса в РФ;
  • Формирования плацдарма для инновационного развития промышленного комплекса.

Вячеслав Макович,
Управляющий партнер VM Consult
Эксперт «Инженерного Клуба»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *