Проблемы ДПО в России
Несмотря на довольно высокий уровень развития в России программ дополнительное профессиональное образования, есть перечень проблем, которые мы подробно рассмотрим:
Необходимость более глубокого внимания федеральных и региональных властей к системе ДПО
Следует определить актуальность и общие экономические выгоды как регионам, так и федеральному уровню от внедрения и использования населением программ ДПО. Во многих областях формат получения дополнительного образования развит слабо. Ситуация стала меняться в лучшую сторону только в последнее время.
Проблемы ДПО в России
В соответствии с этим был представлен документ «Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста» (в соответствии с п. 16 протокола заседания правительственной комиссии по импортозамещению от 3 октября 2015 г. № 2) от лица Агентства стратегических инициатив, целью которого является формализация актуальности внедрение стандарта ДПО в ведущих промышленных регионах страны.
Состав данного документа (стандарта) в следующем:
- формирование алгоритма кадровых решений при содействии координационного совета при главе субъекта РФ и департамента внутренней кадровой политики;
- анализ показателей региональной экономики в соответствии с кадровыми потребностями местных предприятий на период 5-7 лет (предоставить их число и название);
- составить дорожные карты Комитетом промышленности регионального правительства штатной помощи промышленным регионам необходимыми профессиональными работниками;
- налаживание договорных связей между предприятиями региона и различными видами учреждений дополнительного профессионального образования, для последующей реализации в подготовке кадрового состава;
- представлены программные пути решения внедрения и плановой реализации систем дополнительного образования специалистов, с учетом необходимых профессиональных нужд каждого предприятия.
Недостаточное финансирование программ ДПО
Во многих государственных организациях в их плановой штатной работе с персоналом требуется в определенный промежуток времени отправлять своих работников на курсы повышения квалификации. Касается это, преимущественно, переподготовки в сферах защиты персональных данных и экологии. И в связи с явной недостаточностью выделяемых средств, не каждая организация может себе этого позволить.
Коммерческие структуры часто отправляют повышать профессиональные качества своих работников в частные центры ДПО, что тоже не может быть выходом из-за разного уровня материальных возможностей.
Образовательные центры частного сектора, предоставляющие услуги дополнительного профессионального образования не имеют возможности вести переподготовку по всем актуальным специальным знаниям. Территориально находясь в крупных центрах (Москва), они накладывают дополнительные затраты на предприятия по организации командировок своих сотрудников
Конкурентные проблемы
Область системы учреждений дополнительного профессионального образования очень обширна. Образовательные центры разнятся своим уровнем материальной базы, кадровым потенциалом и снижение стоимости услуг — единственный выход для привлечения слушателей во время поведения соответствующих тендеров и конкурсов.
В результате, не проводя качественную учебную подготовку, студентам выдаются на руки дипломы без реальной базы профессиональных знаний и умений. В подобном заведении попросту нет нужной специализированной информации и необходимых научных материалов. В таком случае назвать студента выпускником прошедшим ДПО и подтвердившим свой уровень квалификации нельзя. Заказчик вынужден проводить проверку полученных знаний своих сотрудников по факту.
Видя данную проблему недостаточного уровня подготовки в системе ДПО у ряда образовательных учреждений, Министерство труда и занятости РФ предложило внести дополнения в профессиональные стандарты и уже существующие нормативные акты для обязательного применения их в ряде профессий педагогического, бухгалтерского и других направлений (ст. 195.3 ТК РФ).
Можно констатировать, что современные информационные технологии дают все возможности получения любой формы (очного, заочного, дистанционного графика) дополнительного профессионального образования. Что, в свою очередь, гарантирует качественный профессиональный и личностный рост в любых сферах современной трудовой деятельности.
Формы и условия ДПО
Обучение программам профессионального дополнительного образования вышеперечисленных двух категорий производится несколькими способами:
- очная форма (посещения в личном порядке каждого учебного занятия в определенный академический период);
- очно-заочная форма (смешанный тип посещения учебных занятий, с возможностью выполнять задания на дому);
- дистанционная форма (выполнение поставленного учебного плана удаленно на дому или на работе).
Преимущество такого разнообразия форм обучения в программах учреждений высшего образования позволяет учащимся выбирать наиболее подходящий для них график учебы. По окончанию в полученных дипломах не указывается на очной либо заочной форме он обучался, отмечаются только наименование пройденной программы и ее общее время.
Как правило, формат дополнительного профессионального обучения определяет само учреждение образования. Даже, в случае отсутствии конкретной информации о формах обучения на официальных источниках конкретным курсам, у ученика всегда есть возможность сменить на более подходящий вариант учебы на курсе. Стажировка, как вид обучения, формализуется в индивидуальном порядке, в зависимости от технической возможности отдельного образовательного учреждения.
Возможность пройти программу профессиональной подготовки или курсы повышения квалификации могут лица с уже имеющимся высшим профессиональным либо среднем образованием. В случаях неоконченной основной учебой, студент имеет возможность по ее окончанию в вузе одновременно получить два диплома (основной и по программе ДПО)
Доступность различных видов программ дополнительного образования дает прекрасную возможность проходить профессиональную переподготовку и иностранным студентам, главным требованием к которым является признание их аттестатов, а также дипломов на территории Российской Федерации.
Необходимость заново сдавать экзамены при поступлении на программу дополнительного профессионального обучения исключается в случае соблюдения формальных минимальных условий, а именно подтверждение базового образования (диплом), средне-профессионального и наличия соответствующих документов (справки), указывающих на текущее обучение в вузе или колледже.
В отдельном случае, некоторые виды учреждений дополнительного образования могут перед поступлением назначить сдачу, и это в основном, касается ситуаций получения более углубленных знаний, например курса альтернативной магистратуры. Оплатив самостоятельно стоимость обучения, или используя грант, студент непосредственно приступает к учебе.
Максимальная ценовая доступность есть главное достоинством всех форматов ДПО по отношению к классическому обучению в вузе, с его более продолжительным сроком получения диплома и высокой ценой обучения.
Будущие студенты программ ДПО имеют огромный выбор видов учреждений дополнительного образования на территории РФ. Важно заметить, что большинство из представленных образовательных центров (вузы, колледжи, техникумы) предоставляют уникальную возможность обучаться в дистанционном режиме. Студенты могут находиться в Москве или другом городе по месту жительства, не прекращая при этом свою основную рабочую либо учебную деятельность.
Чтобы получить файл, укажите e-mail:
Подтвердите, что вы не робот,указав номер телефона:
Право предлагать курсы профессионально переподготовки или курсы повышения квалификации имеют организации, имеющие в наличии лицензию Рособрнадзора. К ним относятся:
- вузы (университет, институты, академии);
- техникумы, училища, колледжи;
- образовательные центры, специализирующиеся по программам ДПО;
- лаборатории и исследовательские научные центры и институты.
Учреждения, занимающиеся вопросами ДПО, могут быть как государственными, так и частными.
Профессиональная переподготовка военнослужащихПравить
Система дополнительного образования в России формировалась из российских форм внешкольной работы (внешкольного воспитания).
Внешкольное воспитание в России возникло в конце XIX века в виде кружков, клубов, мастерских, дневных приютов для детей, летних оздоровительных лагерей-колоний и т. д. Это были лишь единичные внешкольные учреждения, созданные прогрессивными русскими педагогами, которые ставили перед собой различные цели. Так, культурно-просветительное общество «Сетлемент» (англ. — поселение, комплекс), основанное в Москве в 1905 году группой передовых педагогов во главе с С. Т. Шацким, ставило своей целью удовлетворение культурных и общественных потребностей детей и молодёжи малообеспеченной части населения. В 1909 году им же было создано общество «Детский труд и отдых», в 1911 году в Калужской губернии создана одна из первых детских летних колоний «Бодрая жизнь». К этому периоду относятся и организация временных детских коллективов в летний период — летние палаточные лагеря.
Большой вклад в организацию внешкольной работы был внесён деятельностью А. С. Макаренко и таких его сподвижников как руководитель всей клубной работы в Колонии им. М. Горького и Коммуне им. Ф. Э. Дзержинского Заслуженный учитель РСФСР В. Н. Терский. Особенностью их подхода было то, что у Макаренко считали, что «человек не воспитывается по частям» (то есть на отдельных предметах, кружках, секциях и т. д.) и на деле стремились осуществить целостное воспитание и обучение молодёжи. Содержание и существенные особенности их подхода в постановке внеклассной деятельности было достаточно подробно отражено в книгах В. Н. Терского, в том числе переиздававшихся в ГДР и Венгрии.
В послевоенное время шло бурное восстановление и развитие системы внешкольного воспитания. Росла численность Домов и Дворцов пионеров, Станций юных туристов и техников, загородных пионерских лагерей, детско-юношеских спортивных школ.
Многие звёзды кино, искусства, спорта, науки и техники были воспитанниками системы внешкольного воспитания: чемпионы мира по шахматам Анатолий Карпов, Борис Спасский, актёр Сергей Никоненко, режиссёр Ролан Быков, глава РАО ЕЭС Анатолий Чубайс, руководитель Росспорта Вячеслав Фетисов и многие другие известные в России и за рубежом люди.
После 1991 года система внешкольного воспитания не только не распалась, но, в отличие от других типов образовательных учреждений, получила приращение. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» с 1992 года внешкольные учреждения стали именоваться учреждениями дополнительного образования детей. Важно в этой связи отметить, что в 90-е годы произошла не простая смена вывесок, а качественное изменение содержания и форм деятельности как учреждений, так и педагогов дополнительного образования детей.
Нормативная база по дополнительному образованию
Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей»
Направленности программ дополнительного образования
Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы реализуются по шести направленностям в образовательных организациях, а также организациях имеющих соответствующую образовательную лицензию музеи, библиотеки, ИП, клуб и др.):
- естественнонаучное;
- техническое творчество;
- туристско-краеведческое;
- художественное (танцы, изо, музыка, литература и др.);
- физкультурно-спортивное (массовый спорт, общая физическая подготовка, школьный спорт).
Дополнительное образование в регионах
Цель деятельности ДНК – создание условий для повышения качества образования путем реализации дополнительных образовательных программ, отвечающих приоритетным направлениям научно-технологического развития Российской Федерации, а также для формирования современных компетенций педагогических кадров.
Дополнительное образование учащихся московских школ включено в систему непрерывного образования. Обучение проходит в специализированных учреждениях дополнительного образования детей, а также в кружках и профильных центрах, созданных непосредственно в школах. Основными направлениями развития дополнительного образования в Москве являются:
- Развитие технического творчества и предметного дополнительного образования;
- Сотрудничество государственных организаций дополнительного образования с частными организациями ;
- Развитие новых форматов дополнительного образования.
Школы, в зависимости от результатов учеников, получают умножение своих баллов на коэффициент:
ДипломПравить
Многие не знают как получить дополнительное профессиональное образование. Вне зависимости от места работы, специалисты могут получить профобразование по программам двух видов: повышение квалификации и переподготовка.
Повышение квалификации
Чтобы оставаться высококлассным специалистом, надо постоянно обновлять свои умения и навыки. Программа повышения квалификации совершенствует уже полученные знания и дает новые. Например, инженер калийных удобрений хочет перейти на другую должность — менеджер транспортировки удобрений. Для этого он идет на повышение квалификации по программе «Диспетчер транспортировки калийных удобрений».
Многие специалисты должны регулярно повышать свою квалификацию. Это прописано в профессиональных стандартах конкретной профессии.
В требованиях к этой образовательной программе написано, что ее продолжительность составляет от 16 часов. Но чаще всего ее длительность — это 72 часа и больше.
После окончания курсов дополнительного профессионального образования специалист получает диплом или удостоверение.
Профессиональная переподготовка нужна, чтобы получить новую профессию или квалификацию. Например, курс профессиональной переподготовки «Логопедия» для педагога может быть дополнительным образованием в этой сфере. После окончания курса учитель сможет не только преподавать, но и быть логопедом.
Обычно, новую профессию получают смежную с уже имеющейся. Но это совсем необязательное условие. Например, биолог может пройти профессиональную переподготовку и стать системным администратором.
Длительность профессиональной переподготовки — 250-500 часов. После такого дополнительного профессионального образования специалист получает диплом об окончании.
Можно сказать, что дополнительное профессиональное образование через профессиональное обучение и переподготовку — это облегченный вариант второго высшего образования.
Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
СсылкиПравить
- Федеральный портал «Дополнительное образование детей» Архивная копия от 30 марта 2022 на Wayback Machine
- ФГАУ «Фонд новых форм развития образования» Архивная копия от 30 марта 2022 на Wayback Machine
Документы для получения дополнительного профессионального образования
Для осуществления обучения по программам ДПО нужно иметь соответствующие аккредитацию и лицензию. Организация, уполномоченная обучать студентов, обязана соблюдать действующие требования к учебному процессу в рамках дополнительного образования для взрослых слушателей. Этим объясняются и требования к желающим пройти курс. Они должны предоставить следующий пакет документов:
- документ, удостоверяющий личность;
- диплом об имеющемся средне-специальном или высшем образовании/справка, подтверждающая прохождение обучения в текущий момент;
- заявление о прохождении обучения.
В ряде случаев нужно предоставить дополнительные документы. Например, от иностранных граждан также требуют заверенную копию диплома, полученного в родной стране.
Понятие дополнительного профессионального образования
Дополнительное профессиональное образование (ДПО) является частью непрерывного образования взрослых, его получение занимает больше времени по сравнению с другими подсистемами.
Понятие дополнительного профессионального образования
ДПО тесно связано с ситуацией на рынке труда, экономическим положением страны, производственным сектором, интересами и потребностями предприятий, населения и государства. Оно оказывает влияние на развитие общества, будучи включено в систему профессиональной переориентации граждан в период проведения реформ.
Дополнительное профессиональное образование позволяет людям чувствовать себя увереннее в новых жизненных обстоятельствах, дает возможность отстаивать свои права и защищать собственные интересы.
ДПО имеет ряд важных особенностей.
- Удовлетворяет потребность общества и государства в непрерывном развитии кадрового потенциала.
- Связывает курсовое обучение с самообразованием, жизненным и профессиональным опытом обучающихся.
- Содержание дополнительного профессионального образования носит междисциплинарный характер.
- Учебный курс строится на базе профессиональных потребностей и интересов специалистов с учетом их должностных обязанностей, служебного статуса и профессионально значимых качеств личности.
Система дополнительного профессионального образования является достаточно гибкой: она учитывает потребности государства и самих специалистов, подстраивается под текущие обстоятельства, ориентируется на конечный результат. Особенностью сферы ДПО является тот факт, что в ней задействованы взрослые люди, которые уже получили базовое профессиональное образование и имеют опыт работы по специальности.
Виды дополнительного профессионального образования
Виды дополнительного образования условно делятся на три группы, включающие в свой состав:
- дипломированную профессиональную подготовку учащихся, с получением документа соответствующего образца (диплома);
- переподготовка, с занимаемым объемом обучения до 100 академических часов либо аудиоматериалы до 500 часов прослушивания, в конце которого выдается профильное удостоверение;
- краткосрочные курсы, авторские семинары, тренинги профессионального или личностного роста. Все эти образовательные программы напрямую связаны с предоставлением информации, нацеленной на повышение квалификации обучаемой группы.
Всестороннее информационное обеспечение студентов в группе — это базовая задача образовательной программы, являясь основой эффективного учебного процесса.
Виды дополнительного профессионального образования
Отметим, что стажировка, как вид дополнительного образования, относят к категории дипломированной подготовки либо переподготовки.
Любая профессиональная деятельность требует от сотрудника или руководителя постоянного развития и поддержания уровня собственных знаний и навыков. Курсы повышения квалификации являются основным инструментом улучшения своих профессиональных возможностей. Наглядным тому примером может служить знакомство персонала с новыми технологиями, оборудованием либо возвращением сотрудников к работе после долгого перерыва.
Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023
Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда
Подборка 50+ ресурсов об IT-сфере
Только лучшие телеграм-каналы, каналы Youtube, подкасты, форумы и многое другое для того, чтобы узнавать новое про IT
ТОП 50+ сервисов и приложений от Geekbrains
Безопасные и надежные программы для работы в наши дни
Успешный карьерный рост напрямую зависит от постоянного расширения собственных профессиональных качеств, даже в том случае, когда рабочие должностные инструкции принципиально не меняются. Неудовлетворенность сотрудника условиями оплаты труда, графиком работы либо занимаемой должностью, является самыми частыми причинами смены деятельности, а значит и необходимости обучаться заново.
Источниками новых знаний и умений могут быть специализированные курсы, тематические семинары, тренинги профессионального роста. Организации и учреждения, различного профессионального профиля, направленные на получения дополнительного образования, максимально адаптированы для своих учеников, реализуя обучение онлайн, без отрыва от работы, обеспечивая комфортный учебный процесс.
Виды дополнительного образования для детей
Процесс дополнительного образования детей постоянно совершенствуется. Цели и задачи учебных программ расширяются и дополняются, согласно мировым научным стандартам.
Современные образовательные учреждения, в рамках своей деятельности, предоставляют разные виды дополнительного детского обучения. Ключевыми критериями выбора самого образования являются всестороннее развитие личности ребенка, правильное восприятие и будущая профессиональная направленность.
Дополнительное изучение иностранных языков, математических и художественных курсов, а также других учебных дисциплин, являются наглядным примером разнообразия направленности дополнительного образования детей, определяемые талантом, способностями и индивидуальностью к обучению.
Виды дополнительного образования для детей
Различают следующие виды учреждений дополнительного образования:
- Факультеты дополнительного образования федерального уровня.
- Сетевые профессиональные учреждения дополнительного образования.
- Авторские методики и курсы, семинары специалистов-педагогов узкого профиля.
Творчество, как важный элемент дополнительного образования, включает в себя следующие формы, которые различаются между собой творческой активностью, принципами объединения и направленностью интересов и талантов.
Выделяют семь основных: кружок, студия, ансамбль, театр, оркестр, класс, школа.
- Кружок – самая распространенная форма дополнительного образования, состав которой образуется добровольным объединением детей по творческим интересам, способностям и увлечениям. Такое образование наиболее творчески активно.
- Студия – как правило, коллектив, объединенный единой творческой деятельностью, совместными занятиями на определенные темы, формированием соответствующих знаний и умений.
- Ансамбль – групповое музыкальное объединение детей для исполнения различных художественных произведений. Выступление ансамбля может быть как совместным, так и сольно. Обучение в ансамбле также происходит в коллективе либо индивидуальном порядке.
- Театр – способ объединения, при котором акцент творческой деятельности делается на представлении, как методе эффективной реализации образного потенциала каждого из его участников.
- Оркестр – творческая группа, выраженная в совместном исполнении детьми музыкальных произведений. Оркестр объединяет в себе игру на разных инструментах, участники которого демонстрируют разнообразные направления в музыке.
- Класс – коллектив, собранный из детей одного возраста. В классе учебные занятия проходят совместно в разных сферах творчества, согласно, образовательной программы.
- Школа – разноплановое объединение узкой специализации. В системе дополнительного образования обеспечивает изучение различных предметов, с возможностью более глубокого обучения наследующих этапах учебного процесса.
Где получить дополнительное профессиональное образование
Некоторые думают, что дополнительное профессиональное образование можно получить только в крупных городах, таких как СПб или Москва. На самом деле, организаций, которые дают доп. образование очень много и они находятся в разных городах России. Это может быть любое учебное заведение, у которого есть лицензия на такой вид деятельности:
- специализированные центры, академии, институты, которые занимаются именно дополнительным образованием;
- вузы, ссузы;
- научные организации, которые помимо своей основной деятельности занимаются доп. образованием (НИИ, лаборатории, исследовательские центры).
Что относится к дополнительному профессиональному образованию
Дополнительное профессиональное образование — это вид учебного процесса. Его можно получить дополнительно к среднему специальному и высшему образованию.
В положении о дополнительном профессиональном образовании говорится, что после его получения уровень самого образования не изменится. Это значит, что специалист со средним профобразованием получит дополнительные навыки, но уровень его подготовки останется средним, а не станет высшим.
Главная цель учебных центров дополнительного профессионального образования — не формально повысить уровень знаний, а дать актуальную и новейшую информацию, которая поможет специалисту соответствовать своей квалификации.
В РФ есть такие уровни дополнительного образования:
- среднее профессиональное;
- бакалавриат;
- магистратура;
- аспирантура.
Кстати, в научных публикациях Америки есть особая единица измерения устаревания знаний. Она называется «период полураспада компетентности».
Особенности программыПравить
Для программ профессиональной переподготовки медицинских работников срок обучения установлен в количестве не менее 576 академических часов.
Профессиональная подготовка должна проводиться на основании профессиональных стандартов, которые необходимы работнику для выполнения определенной трудовой функции, если такие требования установлены Трудовым кодексом, федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Требования для зачисления на программуПравить
- законченное высшее образование
- или законченное среднее профессиональное образование
Как выглядит диплом о профессиональной переподготовке
Диплом о профессиональной переподготовке государственного образца 2023 похож на диплом бакалавра, специалиста, магистра. На обложке указано название документа, внутри размещены следующие данные:
- ФИО выпускника.
- Название учебного заведения, его печать.
- Индивидуальные серия и номер документа.
- Присвоенная квалификация.
- Дата выдачи.
- Символика МОН РФ.
Образец диплома о профессиональной переподготовке
В приложении к диплому о профессиональной переподготовке указан перечень дисциплин, которые прослушал выпускник.
Диплом о профессиональной переподготовке с отличием имеет традиционную красную обложку.
Диплом о переподготовке почти не отличается от диплома о втором высшем образовании
Где получить ДПО
Получить ДПО можно только в тех организациях, у которых есть соответствующая лицензия. Пройти курсы по повышению квалификации или профпереподготовке можно в разных учреждениях, среди которых:
- учреждения среднего профессионального образования — колледжи, техникумы и так далее;
- различные центры ДПО — академии, институты (могут быть как частные, так и государственные);
- научные учреждения — лаборатории, НИИ и другие.
Среди огромного сегмента различных образовательных учреждений бывает сложно выбрать подходящее. Перед тем, как записываться на курсы, обязательно обратите внимание на следующее:
- разнообразие образовательных программ;
- рейтинг заведения и отзывы слушателей;
- информацию о преподавателях (стаж, квалификация).
Кроме того, будет не лишним проверить, есть ли у образовательного центра лицензия. Сделать это можно на официальном сайте Роспотребнадзора.
Суть дополнительного образования
Получение новых знаний и умений – неотъемлемая часть интеллектуального развития современного человека. Механизм дополнительного образования значительно расширяет жизненный кругозор и предоставляет большие возможности для профессионального и личного роста.
Суть дополнительного образования
Дополнительное образование обеспечивает соответствие следующим критериям:
- Условия обучения. Исходя из личных соображений, будущий ученик сам определяет для себя время, график учебы, месторасположение, стоимость и другие дополнительные условия.
- Специализация. Дополнительное образование сегодня представлено большим выбором направлений для личностного и профессионального роста. Каждый имеет возможность подобрать обучение в соответствии с его профессией.
- Ограничение. Каждый из видов дополнительного образования имеет собственные критерии отбора студентов, как по возрасту, так и по цене курса и количеству свободных для обучения мест.
Преподавание на курсах дополнительного образования ведется исключительно профильными специалистами, окончивших высшее учебное заведение, получивших согласно программе необходимую квалификацию.
Организации, предоставляющие возможность получения ДПО
На сегодняшний день дополнительное профессиональное образование можно получить главным образом в независимых организациях ДПО и корпоративных университетах. Так, лидирующие позиции в этой сфере образования имеет Корпоративный университет РЖД, в котором прошли обучение более 100 тысяч человек только в 2020 году.
Программы ДПО есть и в вузах. Главным среди них по количеству обученных сейчас является Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС), которая к тому же отлично зарабатывает на реализации программ ДПО. В 2020 году общий доход вуза от дополнительного профессионального образования составил 2,8 млрд рублей.
В расчёте на одного научно-педагогического работника это 1,919 млн рублей. Результат серьезный, особенно если вспомнить, что средний показатель по стране – 199 тысяч рублей.
Организации, предоставляющие возможность получения ДПО
Стоит отметить, что показатели Академии социального управления, Московской государственной академии хореографии и Московского городского университета управления ещё выше. А вот медицинские вузы в этом плане отстают, несмотря на действие системы непрерывного медобразования.
Если рассмотреть доход РАНХиГС от обучения студентов по программам дополнительного профессионального образования в разрезе общего дохода вуза, а он составил 19 млрд рублей, то цифра в 2,8 млрд рублей не кажется маленькой. Однако если сравнить ее с доходами крупнейших EdTech-компаний, становится ясно, что высшие учебные заведения не имеют лидерства в этой сфере.
Нужно понимать, что вузы и EdTech-компании имеют несколько разную целевую аудиторию, то есть работают на разные сегменты рынка.
Вузы, реализуя программы дополнительного профессионального образования, ориентируются на определенные категории слушателей и не конкурируют с современными образовательными платформами. Об этом заявил Андрей Минаев, ректор Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. Он выделил несколько типов учащихся в сфере ДПО.
- Абитуриенты, поступающие в вуз и имеющие на руках диплом о среднем профессиональном образовании или зарубежный аттестат (они нередко посещают подготовительные курсы, помогающие в поступлении).
- Действующие студенты образовательной организации, которые нацелены на получение сразу двух дипломов.
- Сотрудники региональных органов власти, которым необходимо повышать имеющуюся квалификацию по управленческим дисциплинам.
Ректор Рязанского университета отметил, что вуз занимается развитием программ дополнительного профессионального образования для этих людей и стремится к популяризации идеи получения ДПО в рамках обучения по основной специальности.
В Московском государственном университете технологий и управления им. К.Г. Разумовского говорят о необходимости внедрения практико-ориентированных программ (например, когда студент помимо основной специальности имеет возможность получить профессию сомелье).
Ректор Смоленского государственного университета Михаил Артеменков отметил, что в секторе ДПО вузы работают уверенно, у них имеется годами наработанный опыт реализации программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Кроме того, они целенаправленно занимаются развитием этого направления. Основными заказчиками такого обучения, как сообщил Артеменков, являются органы государственной власти региона и студенты этих же вузов.
Ректор подчеркнул, что работа подразделений ДПО ведется на рыночных условиях: помощь государства в реализации программ может составлять только 20-30 % от общих вложений, однако получить их не так-то просто (нужно участвовать в открытых аукционах с другими поставщиками услуг).
Артеменков считает, что их целевая аудитория – это по большей части собственные студенты вуза и представители местных органов власти, которые скорее всего также ранее учились в нем, получая высшее образование. Государственные учреждения дополнительного профессионального образования не имеют серьезного потенциала для массового привлечения другой аудитории.
Кто может получить дополнительное профессиональное образование
Курсы по профпереподготовке и повышению квалификации доступны тем, кто уже закончил среднее профессиональное либо высшее образование. Или тем, кто учится в колледже или лицее.
Дистанционная форма обучения дает возможность учиться в комфортной домашней обстановке из любой точки мира
Как правило, дополнительное профобразование платное. Но некоторые компании оплачивают сотрудникам курсы по профпереподготовке. Слушателей допускают на занятия сразу после оплаты.
Иностранцы и лица без гражданства также имеют право получить ДПО. Главное условие — их сертификаты об образовании должны признаваться в России.
ДПО доступно любому взрослому человеку в любом возрасте. Главное — иметь время и желание учиться.
Желание учиться есть, а денег нет? В Совкомбанке вы можете оформить кредит на образование по выгодной ставке и с минимальным пакетом документов.
История дополнительного профессионального образования в РоссииПравить
История дополнительного профессионального образования в России берёт своё начало в первой половине XX века. До конца 1990-х годов ДПО развивалось в основном в рамках межотраслевых институтов повышения квалификации специалистов народного хозяйства. В 1994—1995 гг. началось активное развитие дополнительного образования в учреждениях СПО, ДПО и ВПО. Сегодня по всей стране действует более 1000 подразделений дополнительного профессионального образования, которые ежегодно обучают (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) свыше 400 тыс. специалистов. Ключевая роль в развитии дополнительного профессионального образования (ДПО) сегодня принадлежит ведущим высшим учебным заведениям, на базе которых созданы внутривузовские системы ДПО. По состоянию на ноябрь 2009 года российскими лидерами в ДПО являются РУДН (700 программ, свыше 25 тыс. слушателей), МГУ им. М. В. Ломоносова (450 программ, около 18 тыс. слушателей), МГТУ им. Н. Э. Баумана (300 программ ДПО, 15 тыс. слушателей).
Каждая программа дополнительного профессионального образования имеет свои особенности. Существуют разные формы организации программ – это касается и количества учебных часов, и содержания. Но так или иначе они отличаются от высшего профессионального образования и создаются по определенным технологиям с учетом состава аудитории (взрослые люди с профессией).
При составлении программы ДПО специалисты всегда ориентируются на соответствующие профессиональные стандарты. Это отражается на содержании учебно-методической документации, особенностях организации учебного процесса, проведении рекламных кампаний и т. д. На текущий момент существует около 900 стандартов, охватывающих почти все виды профессиональной деятельности.
Дополнительное профессиональное образование в вузе может быть направлено на подготовку студентов по программам, которые ориентированы на освоение определенных трудовых функций. Например, тех, что нужны заказчику или необходимы для сдачи экзамена на профессиональный сертификат.
Законодательная база ДПО:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 76) от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
- приказы и методические рекомендации Минобразования России и других ведомств.
При составлении программ и определении их продолжительности учитывают необходимость освоения обучающимися всего объема информации, который позволит достигнуть запланированных результатов и приобрести нужные компетенции, новую квалификацию.
Минимальная длительность программы повышения квалификации составляет 16 часов, а программы профессиональной переподготовки – 250 часов.
Нормативная база дополнительного профессионального образования
Существует Постановление Правительства РФ от 22.01.2013 N23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов». Согласно документу, на стандарты обязаны ориентироваться работодатели и образовательные организации профессионального образования в следующих случаях:
- при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;
- при разработке профессиональных образовательных программ;
- при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.
Когда разрабатывается программа ДПО, пишется обоснование, в котором должны быть указаны взятый за основу профессиональный стандарт, обобщенная трудовая функция (ОТР) и трудовые функции, по которым будет осуществляться повышение квалификации.
Обоснование программы профессиональной переподготовки должно содержать профессиональный стандарт (или несколько стандартов) по данному направлению и ФГОС ВПО, используемые в программе соответствующие ОТР и трудовые функции из профессиональных стандартов, виды деятельности, компетенции по видам деятельности и практический опыт из ФГОС ВПО, по которым будет осуществляться переподготовка.
Отличия ДПО от дополнительного образования
Важно понимать, что дополнительное образование и дополнительное профессиональное образование – это разные вещи. К ДПО предъявляются более жесткие требования: чтобы пройти курс, человек должен предъявить диплом о высшем или средне-специальном образовании. А вот дополнительное образование имеет возможность получить любой желающий.
Отличия ДПО от дополнительного образования
Важно отметить некоторые особенности ДПО.
- Учебные планы регулируются законами. Это касается наименования тем, количества учебных часов, которые отводятся на изучение материала, и т.д.
- Слушатель курса получает новую специальность или приобретает новые компетенции в уже имеющейся.
- По окончании обучения студенту выдается официальный документ (удостоверение о повышении квалификации или же диплом о профессиональной переподготовке) на фирменном бланке и заверенный печатями.
- Программы ДПО готовятся скрупулезно, с доскональной проработкой нюансов.
- Дополнительное профессиональное образование доступно только взрослой аудитории с образованием.
Ранее ДПО можно было получить только по очной форме обучения. Сегодня существует широкий спектр дистанционных программ, которые позволяют учиться без отрыва от работы.