SWOT-анализ деятельности образовательного учреждения

Проведение SWOT-анализа (выявление сильных и слабых сторон, возможностей и угроз) платной деятельности МБОУДО «ДДТ «Дружный»

Для разработки правильной стратегии деятельности образовательного учреждения необходимо провести анализ внутренней среды. Проводится он с целью определения реальных возможностей дальнейшей деятельности, выявления и устранения причин недоработок.

Самым удобным и распространенным методом анализа внутренней среды является SWOT-анализ (SWOT— это аббревиатура английских слов: strengths (сильные стороны), weaknesses (слабые стороны), opportunities (возможности), threats (угрозы)).

Он позволяет обобщить диагностику позиций образовательного учреждения, получить наглядную картину текущего состояния и тенденции развития учреждения на рынке платных образовательных услуг.

Ниже представлена таблица результатов SWOT-анализа образовательного учреждения

Сильные стороны Слабые стороны1. Устойчивая репутация и имидж 2. Широкий спектр образовательных услуг. В учреждении реализуются как групповые, так и индивидуальные программы обучения. Материально-техническая база соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Кабинеты оснащены необходимой аппаратурой для музыкальных, хореографических и других видов занятий. В 2 кабинетах есть мультимедийные проекторы. Оборудована современная звукозаписывающая студия. Педагоги широко используют современные технологии в обучении. Результативно применяются технологии развивающего обучения и здоровьесберегающие технологии 7. Мотивация учащихся. Коллектив сплоченный и работоспособный. Полная укомплектованность педагогическими кадрами. Высокий уровень квалификации педагогических работников11. В ДДТ «Дружный» отобран профессиональный состав педагогов, работающий по ФГОС, и формирующий знания и умения обучающихся по новому стандарту;12. Большинство родителей удовлетворены деятельностью учреждения. Педагоги разрабатывают авторские образовательные программы. В коллективе каждый педагог – профессионал и творческая личность. Педагоги стремятся постоянно повышать свой уровень квалификации. Недостаточная информированность потенциальных потребителей об образовательных услугах и о преимуществах обучения в Доме знаний2. Слабый менеджмент3. Слабый бренд4. Падение конкурентоспособности имеющихся образовательных услуг и, как следствие, уменьшение притока новых потребителей5. Неумение грамотно анализировать образовательный рынок6. Отсутствие собственного спортивного зала. Внешние возможностиУгрозы1. Есть заинтересованность в получении образования у родителей и детей. Есть спрос на подготовку детей к школе. Возможно открытие новых направлений в обучении с учетом запроса населения. Внедрение дистанционного обучения. Наблюдается благоприятная демографическая картина и спрос на образовательные услуги. Привлечение опытных кадров. Широкое использование интернет–ресурсов для рекламы деятельности ДДТ «Дружный»7. Внедрение новых технологий. Увеличение уровня доходов педагогических работников9. Качество образовательного процесса постоянно улучшается, что ведет к повышению конкурентоспособности. Коллектив находится в поиске педагогических идей с целью обновления содержания образования 1. Не совсем удачное местонахождение. Отсутствие общественного транспорта в шаговой доступности. Близкое расположение прямого конкурента. Ужесточение конкуренции между образовательными учреждениями4. Потребности и вкусы потребителей постоянно меняются, что ведет к снижению спроса на предоставляемые услуги. Снижение численности обучающихся 6. Отсутствие возможности расширения помещений для занятий

На основании данного анализа необходимо сделать выводы о развитии конкурентоспособности учреждения. Образовательное учреждение готово предоставлять качественные услуги, ориентированные на потребителя, и увеличивать контингент обучающихся. Необходимо учесть слабые стороны и минимизировать угрозы для развития.

Созданы условия для
выполнения образовательных стандартов начального общего, основного общего,
среднего (полного) общего образования. Всего по ФГОС НОО в 2018-2019 уч. году
обучается 30 младших школьников, что составляет 100 % учащихся начальных
классов.

С сентября 2018г. по
ФГОС ООО в школе обучаются 1 пятый класс (8 человек),  1 шестой класс (5
учащихся), седьмого класса нет в школе,1 восьмой класс (8 учеников).

С
введением ФГОС НОО, ООО происходит постоянное развитие учащихся и
формирование у них различных как предметных так и метапредметных навыков. В 2017-18 учебном
году показатель качества знаний составил 56%, что больше на 4% чем в 2016-17
году.

С использованием УМК, сети Интернет, знания учащихся
систематизируются, сокращается время поиска необходимой информации какдля учителя
так и для ученика. Созданы условия дляорганизации учебно-воспитательного
процесса. Наличие школьного сайта. Сформировавшийся педагогический коллектив
с высоким профессиональнымуровнеми творческимпотенциалом.

Квалификационную категорию имеют 79% от общего числа
педагогических кадров:

•         
высшую
квалификационную категорию – 10 человек ;

•         
первую
квалификационную категорию – 1 человек;

•         
соответствие
занимаемой должности – 3 человека

Курсовуюподготовкуповышения квалификации (в том числе и
обучающие семинары) прошли все педагоги школы, что составило 100%. Благоприятный социальныймикроклимат в коллективе.

Имеется определенная система
воспитательной работы. Положительная динамика уровня воспитанности детей.

Высокая социальная активность
детей.

Позитивное отношениеродителей
к школе, учителям. Учащиеся подтверждают знания за курс основной и средней
школы по основным базовым предметам в ходе

аттестации. Средний тестовый балл по математике  за 2017-18
год, по сравнению с прошлым учебным годом понизилсяна 2 балла, по русскому
языку повысился на 3 балла. Выстроена система работы с одаренными и
талантливыми детьми. Проводятся элективные курсы, индивидуальныеконсультации,
внутришкольные олимпиады, конференции.

Участие в олимпиадах и конференциях на районном и
всероссийском уровне. Ежегодно отслеживается уровень

Обученностиучащихсямотивиро-ванных
на учебу напредметных олимпиадах. Учащиеся заняли 3 призовых места на
районной олимпиадах в прошедшем учебном году.

Существует
сопровождение и подготовка учащихся со стороны педагогов.

Сформирована система школьного самоуправления. Организована работа органов государственно-общественного управления
образовательным учреждением. Работает школьный Управляющий совет. Созданы
условия для сохранения здоровья детей. Расписание, урочная и внеурочная
деятельность, кабинеты, оборудования соответствуют СанПИНам. Трудоустройство
выпускников 11 класса (5 выпусков):

ВУЗы – 2 : ССУЗ-3.

Недостаточное
оснащение учебных кабинетов современными техническими средствами обучения. Насыщенность урочной
и внеурочной деятельности, потенциально возможные перегрузки учащихся, в
сочетании с не сформированным здоровым отдыхом вне школы может вызывать
усталость у некоторых учащихся.

Не все учащиеся
готовы обучаться по ФГОС (нет или не сформированы необхо-димые компетенции).

У педагогов
проявляется привычка работать по известной привычной модели подачи знаний.

использования инновационных технологий; недостаточное
информационное освещение достижений педагогической деятельности.

Недостаточно высокая активность, самостоятельность
педагогов в освоении НИТ.

Наличие детей группы «риск».

Низкий образовательный уровень родителей (большинство имеют
общее среднее образование).

Дети имеют низкий и средний уровень интеллектуального
развития. Средний и низкий уровень мотивации детей к обучению.

Низкий уровень достижений учащихся на олимпиадах
муниципального уровня.

Низкая активность учащихся и родителей в решении вопросов
развития школы.

Отдалённость от центральных школ района.

Недостаточная компьютерная оснащенность предметных
кабинетов; обеспечение наглядными пособиями, технологическими и
информационными средствами обучения, школьной мебелью, спортивным инвентарем.

Нет
притока молодых специалистов.

Полноценная организация учебно-воспитательного процесса
и улучшение материальной базы. Создание на базе школы культурно-образовательного
центра с привлечением социальных партнеров. Внедрение в систему
воспитательной работы школы технологии социального проектирования. Создание
системы повышения уровня педагогической просвещенности родителей.

Привлечение родителей к участию в общешкольных
мероприятиях.

Внедрение инновационных технологий развивающего обучения.

работы с одаренными и талантливыми детьми.

Создание системы работы по профилактике заболеваний и
организации спортивно-оздоровительной работы.

Снижение объемов финансирования субвенций на реализацию
стандартов общего образования в связи с сокращением количества учащихся.

Ухудшение социально-экономического положения родителей
школьников.

Изменение социально-политической ситуации.

Риск увеличения объема работы, возлагающийся на членов
администрации и педагогов.

Перегрузка учащихся урочной и внеурочной деятельностью.

Переход к информационному обществу ставит перед системой образования новые задачи: овладение способами непрерывного приобретения новых знаний и умения учиться самостоятельно; освоение навыков работы с любой информацией, с разнородными, противоречивыми данными, формирование навыков критического мышления; дополнение традиционного принципа «формировать знания, умения и навыки» принципом «формировать компетентность».

Особое место в процессе модернизации российского образования отведено личности педагога, который должен обладать особыми знаниями, навыками и умениями для организации эффективной образовательной деятельности учащихся.

Задачи, стоящие перед современным педагогом, требуют серьезных педагогических усилий: освоение нового содержания образования, поиск эффективных форм и методов обучения и воспитания, учет изменений как в информационном поле преподаваемого предмета, так и в обществе в целом.

Основой достижения современного качества образования является профессионализм педагога. Под профессионально-педагогическими компетенциями педагога в современном образовательном контексте следует понимать способность педагога создавать учебно-воспитательные условия, гарантирующие образовательный успех каждому обучающемуся через развитие его личностных, интеллектуальных и творческих способностей в рамках актуальных социально-экономических реалий. В профессиональном стандарте педагогической деятельности рассматривается компетентность педагога как:

  • Компетентность в области личностных качеств: эмпатийность и саморефлексия, самоорганизованность, общая культура.
  • Компетентность в постановке целей и задач педагогической деятельности: умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся; перевести тему занятий в педагогическую задачу; вовлечь обучающихся в процесс формулирования целей и задач.
  • Компетентность в области мотивирования обучающихся: умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности; создавать условия для позитивной мотивации и развития самомотивации у обучающихся.
  • Компетентность в обеспечении информационной основы педагогической деятельности: компетентность в методах преподавания; в предмете преподавания; в субъективных условиях педагогической деятельности.
  • Компетентность в разработке программы, методических, дидактических материалов и принятии педагогических решений: умение выбрать и реализовать типовые образовательные программы; разработать собственную программу, методические и дидактические материалы; принимать решения в различных педагогических ситуациях.
  • Компетентность в организации педагогической деятельности: умение устанавливать субъект-субъектные отношения; организовать учебную деятельность обучающихся; проводить педагогическое оценивание.

Важнейшей особенностью педагогической деятельности является ее творческий характер. Область проявления педагогического творчества определяется структурой основных компонентов педагогической деятельности: планирование, организация, реализация, анализ результатов. Умение анализировать свою деятельность, видеть процесс и результат собственной педагогической деятельности, выявлять причины недостатков в своей работе, желание самосовершенствоваться – все это составляет основу компетентности педагога. От умения анализировать собственный урок, конкретные педагогические ситуации, результаты педагогических воздействий на ученика, результаты своего труда во многом зависит умение учителя спланировать, организовать, проконтролировать, регулировать свою педагогическую деятельность.

Один из результативных методов для определения основных направлений развития является SWOT-анализ, разработанный профессором Гарвардского университета Кеннетом Эндрюсом.

С 60-х годов ХХ века данный метод широко применяется в процессе стратегического планирования. Первоначально SWOT-анализ был основан на озвучивании и структурировании знаний о текущей ситуации и тенденциях, позднее стал использоваться как инструмент для конструирования стратегий. Сегодня раздел «SWOT-анализ» присутствует в   каждом бизнес-плане, в каждом плане маркетинга.

Несмотря на то, что SWOT-анализ пришел в образовательную среду из бизнеса, его можно эффективно использоваться практически во всех сферах образовательной: от формирования стратегии развития образовательного учреждения, до проведения уроков. Метод SWOT-анализа активно внедряется как в процессе реализации управленческой деятельности, так и в при организации процесса обучения.

Анализ ― это логический прием познания, представляющий собою мысленное разложение предмета (явления, процесса) на части, элементы или признаки, их сопоставление и последовательное изу­чение с целью выявления существенных или определенных качеств и свойств.

SWOT-анализ ― метод стратегического планирования, который заключается в выявлении факторов внутренней и внешней среды организации или профессиональной деятельности. Данные факторы делятся на четыре категории:

Strengths – сильные стороны;

Weakness  –  слабые стороны;

Opportunities – возможности;

Threats – угрозы.

Цель SWOT-анализа заключает сведению к минимуму слабых сторон организации или деятельности и наибольшем развитии сильных сторон. Для совершенствования деятельности используются благоприятные условия.

  • выявление сильных и слабых сторон внутри организации;
  • выявление внешних возможностей и угроз;
  • установление связей между ними.

SWOT-анализ деятельности образовательного учреждения

Сильные стороны с точки зрения внутренних ресурсов – это особенности и характеристики организации или деятельности, которые дают дополнительные возможности, помогают выделиться. Сюда могут входить методы работы, организационные навыки, успешное сотрудничество с другими организациями, конкурентные возможности, достижения, которые дают преимущества, высокое качество образовательных услуг, проведение уникальных мероприятий, традиции.

Слабые стороны с точки зрения внутренних ресурсов – это недостаток необходимых для развития ресурсов: недостаточное материально-техническое обеспечение, низкая квалификация сотрудников, невыгодное месторасположение, отсутствие грамотной организации всех процессов.

Возможности – это то, что поможет образовательному учреждению/педагогу развиваться, все, что способствует его развитию. Это может быть открытие новой образовательной услуги, внедрение инновационных технологий, получение гранта или дополнительного финансирования и пр.

Угрозы – это факторы, которые не подвластные организации и которые могут нанести организации/деятельности ущерб или лишить преимуществ: ухудшение демографической ситуации, изменение законодательства и т.

В процессе выполнения классического SWOT-анализа создается структурированная информация в форме SWOT-модели (матрицы).

Например, SWOT-анализ дистанционного обучения:

Сильные стороны
Слабые стороны

1. Расширение масштабов подготовки. Доступность получения образования для населения. Использование разнообразных методов донесения учебной информации. Возможность рационального распределения времени в процессе обучения. Наличие индивидуального подхода с учетом потребностей и психологическихособенностей обучающихся. Наличие обратной связи с преподавателем. Гибкость в отношении того, как и когда получать образование8. Сокращение издержек получения образования. Отсутствие очного общения между обучающимися и преподавателем. Трудоемкость разработки курсов дистанционного обучения. Необходимость наличия ряда индивидуально-психологических условий (в т. самодисциплина). Высокая стоимость построения системы дистанционного обучения. Отсутствие эффективных методов ориентирования в информационном пространстве Интернет. Дистанционные программы не подходят для овладения профессиями, где необходимо много практики. Возможности
Угрозы

1. Повышение уровня образования населения за счет доступности получения образования. Повышение экономических показателей страны за счет получения образования без отрыва от производства. Возможность получения образования на базе ведущих учреждений образования. Возможность реализации дополнительного образования взрослых, дополнительного образования детей и молодежи, специальное образование. Высокая конкуренция с зарубежными учреждениями образования, предоставляющими дистанционное обучение в свободном доступе в Интернете2. Появление дистанционного обучения «низкого качества» в регионах. Недостаточное количество аккредитованных и сертифицированных профессиональных курсов.

Чтобы результаты SWOT-анализа не были искаженными и подходили для принятия управленческих решений необходимо учитывать следующие правила:

Правило 1. Определить объект, который будет анализироваться. Если область анализа объемная, то целесообразно разбить ее на узкие сферы. Например, SWOT-анализ условий для профориентационной работы, SWOT-анализ формирования навыков ЗОЖ, SWOT-анализ построения системы работы с детьми с признаками одаренности, SWOT-анализ урока.

Правило 2. Точно определить разницу между компонентами SWOT: слабые и сильные стороны подконтрольны организации, возможности и угрозы являются характеристиками внешней среды, которые неподвластны влиянию организации.

Правило 3. Преимущества и недостатки образовательной организации или образовательного процесса необходимо оценивать с позиции потребителя образовательных услуг, которыми являются учащиеся и их законные представители.

Правило 4. Анализ должен быть объективным, в процессе анализа следует использовать разностороннюю информацию. Поэтому анализ должна делать группа сотрудников.

Правило 5. В анализе не должно быть объемных и двусмысленных формулировок. Следует стараться использовать четкие и измеряемые понятия и формулировки.

Технология построения SWOT-матрицы

Шаг 1. Определить объект анализа.

Шаг 2. Создать группу экспертов.

С целью объективности проведения SWOT-анализа необходимо или привлечь сторонних экспертов, или использовать метод мозгового штурма. Так как мозговой штурм предполагает выработку большого количества разноплановых идей, целесообразно привлечь всех сотрудников. Работа будет эффективной, если численность группы будет составлять 5 – 7 человек.

Шаг 3. Выявить сильные и слабые стороны.

Рассмотрим примерный перечень вопросов для выявления сильных сторон в SWOT-анализе.

  • В чем мы хороши?
  • Что мы делаем лучше, чем кто-либо?
  • Что делаем мы, чего не делает никто другой?
  • Какие ресурсы имеются в нашем распоряжении?
  • Каковы преимущества нашей организации/деятельности?
  • Какие преимущества имеют сотрудники?
  • Что в нас нравится ученикам, родителям, руководству?

На определение слабых сторон при анализе направлены следующие вопросы:

  • Что мы делаем плохо?
  • Чем другие образовательные учреждения лучше нас?
  • Какие жалобы возникают у родителей и учащихся?
  • Каковы недостатки нашего педагогического коллектива?
  • Что нам мешает стать лучше?
  • Каких ресурсов нам не хватает?
  • Что мы можем улучшить?

Шаг 4. Определение возможностей и угроз.

Группы действуют по аналогии с предыдущим шагом: формулируют возможности и угрозы, дают пояснения.

Для выявления возможностей можно предложить следующий перечень вопросов:

  • Какие потенциальные изменения в регулировании могут помочь нашей работе?
  • Можем ли мы получить какие-либо дополнительные ресурсы? Какие именно?
  • Какие возможности мы еще не рассматривали?
  • Какие новые возможности становятся доступными?

Для определения угроз можно использовать следующие вопросы:

  • Кто является нашим конкурентом?
  • Что может привести к снижению количества учащихся?
  • Есть ли причины для снижения качества обучения?

Шаг 5. Участники ранжируют перечисленные факторы по степени важности (от более весомого к менее значимому).

Прежде чем приступить к формулировке выводов, нужно еще раз убедиться в весомости и приоритетности каждого пункта матрицы. При ранжировании целесообразно использовать выставление баллов.

Шаг 6. Анализ матрицы и формулировка результатов.

Цель построения SWOT-матрицы состоит в том, чтобы сфокусировать внимание на построении четырех групп различных стратегий. Каждая группа стратегий использует определенную парную комбинацию внутренних и внешних обстоятельств.

S  – O действия

Для определения действий необходимо проанализировать сильные стороны и возможности в составленной таблице swot-анализа, отвечая на вопрос: «Как с помощью сильных сторон можно воспользоваться возможностями?». Планируются действия, которые направлены на увеличение возможностей организации или деятельности. Проведение мероприятий нужно максимально эффективно использовать сильные стороны образовательного учреждения или педагога.

W  – O действия

Для определения таких действий необходимо проанализировать слабые стороны и возможности в составленной таблице swot-анализа. Следует ответить на вопрос: «Какие слабые стороны мешают воспользоваться имеющимися возможностями?». Таким образом должны быть спланированы действия, направленные на преодоление слабых сторон с учетом выявленных возможностей.

S – Т действия

Для определения таких действий необходимо проанализировать сильные стороны и угрозы. Анализируя каждую из угроз, отвечают на вопрос: «Какая сильная сторона может защитить или минимизировать риски от данной угрозы?». На основе анализа данных компонентов следует спланировать мероприятия, в ходе которых задействуются сильные стороны организации или деятельности. Такие мероприятия помогают избежать угроз или минимизировать их.

W  – Т действия

Для определения таких действий необходимо проанализировать слабые стороны и угрозы. Просматривая каждую из угроз, следует определить, какая из слабых сторон повышает риск данной угрозы и что необходимо сделать, чтобы укрепить «слабую сторону», т. спланировать мероприятия, которые направлены на избежание угроз, при этом слабые стороны должны быть дополнены для эффективной работы.

Шаг 7. Использование результатов SWOT-анализа для создания стратегии.

Появившиеся в ходе анализа направления развития следует сгруппировать, определить их приоритеты и уже на основе данной информации сформировать стратегию.

Результаты SWOT-анализа должны стать инструментом в формировании последовательности действий для достижения поставленных целей. Они помогут определить, какие имеющиеся сильные стороны образовательного учреждения могут быть усилены еще больше, и какие слабые стороны можно преодолеть, что необходимо сделать для усиления благоприятных возможностей внешнего влияния и как научиться, вовремя распознавать и использовать их в интересах учреждения. Анализ по данной матрице дает нам возможность понять, на каких возможностях необходимо сконцентрироваться в первую очередь, а какими можно пренебречь.

Использование SWOT-анализа в образовательном процессе

SWOT-анализ можно использовать не только при разработке стратегии развития школы, но и в процессе анализа уроков. Тогда педагог в процессе проектирования уроков сразу может выявить слабые стороны и предусмотреть такие виды деятельности, которые смогут их компенсировать. Также можно предложить учащимся по методу SWOT провести анализ урока или использовать его при проектировании индивидуального образовательного маршрута, самостоятельной оценки активности.

В ходе SWOT-анализа урока следует определить сильные и слабые стороны учебного занятия. Совокупность критериев должна охватывать весь урок как деятельностную систему, то есть касаться всех взаимосвязанных компонентов: целей, содержания, процесса и средств, его обеспечивающих, взаимодействия педагога и учащихся, образовательного результата.

Возможности урока рассматриваются относительно возможностей образовательной среды: условий, в которых он проводится, учебного помещения, школьной системы в целом, окружения школы,  Также сюда следует отнести степень задействования потенциала, который представляет образовательная среда учреждения: методический кабинет, опыт более профессиональных коллег, библиотека, банк электронных средств обучения, сеть Интернет, социум, производственные предприятия, центры работы с молодёжью и их услуги по профориентационной работе. Также к возможностям урока можно отнести степень вовлеченности учащихся в процесс обучения.

К угрозам следует отнести факторы, влияющие на достижение результата и здоровье учащихся: угрозы психическому и физическому здоровью учащихся; обстоятельства, отвлекающих учащихся от учебно-познавательной деятельности (например, использование мобильного телефона на уроке).

Для проведения SWOT-анализа урока целесообразно составить перечни:

  • критериев эффективности урока (этот перечень позволит выделить сильные и слабые аспекты урока);
  • возможностей, которые предоставляет образовательное учреждение и социокультурная среда для обеспечения эффективности урока (благодаря этому перечню субъекты анализа видят, как содержание урока связано с жизнью, как используется образовательный потенциал среды);
  • угроз (ориентация на этот перечень позволяет учителю продумывать урок так, чтобы противостоять угрозам, а при анализе обсуждается, что на уроке делалось, чтобы минимизировать их влияние на детей).

Если после посещения урока администрация образовательного учреждения проводит SWOT-анализ учебного занятия, то целесообразно сочетать анализ и самоанализ: администратор и педагог независимо друг от друга заполняют таблицу, после ее заполнения организуется выделение проблемных мест. Это позволит охватить возможные варианты решений проблемы, определить приоритетное направление действий, что в свою очередь формулирует стратегию дальнейшего развития личности педагога.

Также SWOT-анализ может быть использован как прием работы на уроке. Данный прием направлен на развитие критического мышления, позволяет структурировать, сравнивать информацию, формулировать и делать выводы и предположения Дети учатся моделировать ситуации, предлагать несколько вариантов решения, находить оптимальный вариант.

На первом этапе урока дети знакомятся с учебным и дополнительным материалом, происходит обмен новой информацией.

На втором этапе урока заполняют матрицу SWOT-анализа и выстраивают стратегию.

На третьем этапе урока каждая группа знакомит с результатами работы.

Четвертый этап – подведение итогов.

Использование приема SWOT-анализа развивает способность резюмировать информацию, кратко излагать сложные идеи, чувства и представления. В связи с этим особую актуальность приобретает работа над формированием и развитием у учащихся понятийного мышления. Умение раскрывать основные понятия, прослеживать логические взаимосвязи между социальными явлениями, формулировать на основе приобретённых знаний собственные суждения и аргументы, уметь работать с информацией ― умения, необходимые для успешной сдачи государственной итоговой аттестации.

Использование приема SWOT-анализа эффективен и во внеклассной работе. Например, при обсуждении отношений в классном коллективе, дети на основе субъективного опыта определяют сильные и слабые детского коллектива, возможности качественного изменения отношений, учатся противостоять угрозам. Использование приема SWOT-анализа во внеклассной деятельности способствует развитию навыков XXI века (soft skills), которые необходимы в любом виде деятельности. К ним относятся умение общаться, работать в команде, убеждать, решать проблемы, принимать решения, управлять своим временем, мотивировать себя и других.

Несмотря на то, что SWOT-анализ пришел в образовательную среду из бизнеса, он может широко использоваться практически во всех сферах деятельности образовательного учреждения: от формирования общей стратегии развития организации до формирования системы оценивания и проведения занятий.

  • Акулич И.Л. Маркетинг: – Учебник / И.Л. Акулич. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2012. – 447 с.
  • Баринов В.А., Харченко В.Л. Стратегический менеджмент: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 137 с.
  • Запрудский Н.И. SWOT-анализа учебного занятия / Н.И. Запрудский // Кiраванне у адукацыi. 2010. – №8. c. 50-51
  • Ишомухаммедов Р., Абдукадиров А., Пардаев А. Инновационные технологии в образовании.// Ташкент. -2008. -180 с.
  • Кодолов С. М. Система контроля и оценки результатов деятельности участников образовательного процесса // Дополнительное образование. 2005. №8. С. 17-24.
  • Колмогорцева Т. А. Педагогический мониторинг как механизм управления качеством образования / / Дополнительное образование. 2003. №7 С. 11-12.
  • Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя. // Педагогика. – 2001. – №10. – С. 56-61.
  • Современные тенденции и проблемы развития профессиональной компетентности педагогов: материалы научно-практической конференции с международным участием, посвященной 75-летию Минского областного института развития образования, Минск, 8–9 октября, 2015 г. / Минск, 2015. – С. 11.
  • Сорокина Т.М. Развитие профессиональной компетенции будущего учителя средствами интегрированного учебного содержания. //Начальная школа. – 2004. – №2. – С. 110-114.
  • Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно- ориентированной парадигмы. //Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58-64.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *