Тема 2. Основные задачи физического воспитания детей

Ключевое слово: умственное воспитание, познавательная актив­ность, интеллектуальные способности, мысли­тельные операции, умственная деятельность.

Проблема воспитания личности, могущей решать со­временные задачи общественного производства, связана с развитием интеллектуальных способностей каждого че­ловека. Формирование творчески мыслящей личности – одна из задач умственного воспитания в процессе физкультурно-спортивной деятельности. Оно направлено на развитие интеллектуальной культуры личности, навы­ков мыслительной деятельности. Решающее значение в умственном воспитании имеет целенаправленное обуче­ние человека, в процессе которого происходит овладение знаниями, умениями и навыками.

Между физическим и умственным воспитанием име­ются непосредственные и опосредованные связи.

Непосредственная связь заключается в том, что в ходе физического воспитания оказывается прямое воздейст­вие на развитие интеллектуальных качеств занимаю­щихся; непрерывно возникают двигательные познава­тельные ситуации, решение которых требует проявления умственных усилий. Простое решение двигательных за­дач, например как сделать движение быстрее, точнее, что надо предпринять, чтобы исправить допущенную ошиб­ку, представляет собой цепь мыслительных операций, включающих наблюдение, обобщение, принятие реше­ния. Специфичность умственной деятельности в процес­се занятий физическими упражнениями заключается во взаимодействии между движениями тела и умственны­ми операциями: занимающиеся непрерывно сверяют программу движений с ее фактическим выполнением. В результате закрепляются осознанные связи между мышечными ощущениями, двигательной задачей и спосо­бом ее решения. Движения становятся способом позна­ния и освоения окружающего мира.

Опосредованная связь физического воспитания с ум­ственным состоит в том, что занятия физическими упраж­нениями создают необходимый фундамент в виде креп­кого здоровья, которое позволяет человеку полноценно выполнять в целом умственную деятельность, использу­ют как средство для снятия умственного напряжения, стимулирования интеллектуальной деятельности.

Задачи умственного воспитания в процессе физичес­кого воспитания предусматривают:

– обогащение специальными знаниями, относящими­ся к сфере физической культуры и спорта; расширение и углубление их, формирование осмысленного отношения к физкультурно-спортивной деятельности;

– развитие познавательных способностей, содействие творческим проявлениям личности, в том числе в само­познании и самовоспитании средствами физической культуры и спорта.

Освоение их в единстве с практическими навыками и умениями составляет образовательную направленность в физическом воспитании, связанную с воспитанием позна­вательной активности и таких качеств ума, как любозна­тельность, пытливость, динамичность, гибкость, точ­ность мыслительных операций.

Начальный этап обучения двигательным действиям характеризуется воспроизводящей познавательной активностью занимающихся. Затем все больше места зани­мает продуктивное, творческое мышление, которое ха­рактеризуется способностью самостоятельно искать и находить, ставить и решать разнообразные двигательные задачи, осваивать тонкости технического и тактическо­го мастерства, использовать свои возможности в различ­ных условиях деятельности.

Полезны и такие формы умственного воспитания, как лекции, семинары, дискуссии, просмотр учебных кино­фильмов, самостоятельная работа со специальной лите­ратурой, задания на дом по зарисовке, анализу и моде­лированию техники физических упражнений.

1.Взаимосвязь
физического воспитания с умственным
воспитанием

В
возрастном развитии человека очень
важная роль принадлежит физическому
воспитанию. Это касается не только
содействия нормальному физическому
развитию растущего организма и его
совершенствованию, укрепления здоровья,
но и формирования духовных качеств
личности. Все это становится возможным
и реальным при правильной постановке
физического воспитания, осуществлении
его в органической связи с другими
видами воспитания: умственным,
нравственным, трудовым, эстетическим.

Непосредственная
связь – прямое воздействие на развитие
умственных способностей занимающихся.
На занятиях постоянно возникают
познавательные ситуации, связанные с
овладением техникой физических
упражнений, ее совершенствованием,
овладением приемами практических
действий и пр. (как выполнить движения
экономнее, точнее, выразительнее и т.д.,
как распределить силы на дистанции, в
соревнованиях и др.).

Педагог
по физической культуре и спорту в
зависимости от квалификации и возраста,
занимающихся намеренно создает на
занятиях познавательные и проблемные
ситуации различной степени сложности.
Занимающиеся должны сами принимать
решения, действовать активно и творчески
подходить к решению поставленных перед
ними задач.

Разнообразные
новые знания в области физической
культуры, приобретаемые занимающимися,
служат их духовному обогащению и
способствуют развитию умственных
способностей, позволяют более эффективно
использовать средства физического
воспитания в спортивной деятельности,
жизни.

Опосредованная
связь состоит в том, что укрепление
здоровья, развитие физических сил в
процессе физического воспитания
составляют необходимое условие для
нормального умственного развития детей.
Это отмечал еще выдающийся ученый
П.Ф.Лесгафт. В своем фундаментальном
труде “Руководство по физическому
образованию детей школьного возраста”
он писал: “Между умственным и физическим
развитием человека существует тесная
связь, вполне выясняющаяся при изучении
человеческого организма и его отправлений.
Умственный рост и развитие требуют
соответствующего развития физического”.

В
физическом воспитании представлены
широкие возможности для решения задач
умственного воспитания. Это обусловлено
спецификой физического воспитания, его
содержательными и процессуальными
основами.

С
одной стороны, физическое воспитание
создает лучшие условия для умственной
работоспособности и содействует развитию
интеллекта; с другой стороны, умственное
воспитание повышает эффективность
физического воспитания, создавая условия
более вдумчивого отношения к нему
занимающихся для осознания или сущности
решаемых задач и творческих поисков их
решения. В содержании умственного
воспитания в процессе физического
воспитания можно различить две стороны:
образовательную и воспитательную.
Образовательная сторона заключается
в передаче специальных физкультурных
знаний. При этом мышление развивается
в двух направлениях: как воспроизводящее
(репродуктивное) и как продуктивное
(творческое). Воспроизводящее мышление
заключается в осмысливании занимающимися
своих действий после инструктивных
указаний преподавателя (например, при
обучении сложному движению). Примерами
творческого мышления является анализ
“эталонной” спортивной техники с
целью рационального применения ее к
своим индивидуальным особенностям
(найти свою индивидуальную технику).
Воспитательная сторона умственного
воспитания в процессе физического
воспитания заключается в развитии таких
интеллектуальных качеств, как
сообразительность, сосредоточенность,
пытливость, быстрота мышления и др.

Исходя
из сказанного, основными задачами
умственного воспитания в процессе
физического воспитания являются:


обогащение занимающихся специальными
знаниями в области физической культуры
и формирование на этой основе осмысленного
отношения к физкультурной и спортивной
деятельности, содействие формированию
научного мировоззрения;


развитие умственных способностей
(способностей к анализу и обобщению,
быстроты мышления и др.), познавательной
активности и творческих проявлений в
двигательной деятельности;

3.Средства
и методы умственного воспитания

Средствами
умственного воспитания являются, прежде
всего, физкультурные занятия. Их
содержание и объем определяются
программами физического воспитания
для общеобразовательных школ, лицеев,
колледжей, вузов и др.

Кроме
того, к средствам умственного воспитания
относят специально организованные
проблемные ситуации в процессе занятий
физическими упражнениями, разрешение
которых требует умственных действий
(прием и переработка информации, анализ,
принятие решения и т.п.).


опрос по преподаваемому материалу;


наблюдение и сравнение;


анализ и обобщение изучаемого материала;

–критическую
оценку и анализ двигательных действий.
опрос по преподаваемому материалу;

Метод
опроса представляет возможность получить
информацию о состоянии занимающихся
на основании их собственных показателей
о самочувствии до, во время и после
занятий (о болях в мышцах и пр.), об их
стремлениях и желаниях. Субъективные
ощущения — это результат физиологических
процессов в организме. С ними надо
считаться и в то же время помнить, что
они не всегда отражают истинные
возможности занимающихся.

Контрольные
соревнования и тестирование позволяют
получить объективные данные о степени
тренированности и уровне физической
подготовленности занимающихся. Они
очень показательны и на их основе делают
соответствующие выводы и корректировки
в планах. Так, например, если уровень
физической подготовленности не повышается
или становится ниже, то пересматривают
содержание, методику занятий, физические
нагрузки.

Для
контроля за освоением техники физического
упражнения могут использоваться
некоторые подводящие упражнения,
применяемые на данном этапе обучения.

Основным
методом контроля за усвоением знаний
является устный опрос, требующий ответов
в виде: 1) рассказа (например, о значении
занятий физическими упражнениями); 2)
описания (например, внешней формы и
последовательности движений, составляющих
двигательное действие); 3) объяснения
(например, биомеханических закономерностей
конкретных движений); 4) показа вариантов
выполнения физического упражнения или
его отдельных компонентов.

В
практике физического воспитания
применяется письменный опрос с помощью
программ контроля знаний с выборочными
вариантами ответов (программированный
контроль знаний). С 1996 г. в общеобразовательных
школах введен выпускной экзамен по
дисциплине “Физическая культура”
(по выбору учащихся).


наблюдение и сравнение; большую информацию
преподаватель получает с помощью метода
педагогических наблюдений. Наблюдая в
ходе занятия за учащимися, преподаватель
обращает внимание на их поведение,
проявление интереса, степень внимания
(сосредоточенное, рассеянное), внешние
признаки реакции на физическую нагрузку
(изменение дыхания, цвета и выражения
лица, координации движений, увеличение
потливости и пр.). Сравнение результатов
в предварительном, текущем и итоговом
контроле, а также сопоставление их с
требованиями программы физического
воспитания позволяют судить о степени
решения соответствующих учебных задач,
о сдвигах в физической подготовленности
занимающихся за определенный период.
А это облегчает дифференцирование
средств и методов физического воспитания
и повышает объективность результатов
учебной работы.

Значение
проводимой преподавателем работы не
сводится, конечно, к формальной регистрации
сведений для официального отчета. Эти
данные должны подвергаться систематическому
анализу, творческому осмыслению и
обобщению, использоваться в будущей
работе. Именно на такой основе внедрения
нового возможны постоянное улучшение
качества учебного процесса, обогащение
его средств и рационализация методики.

–критическую
оценку и анализ двигательных действий.
Осуществляя физическое воспитание,
необходимо систематически проверять,
оценивать и учитывать состояние здоровья
занимающихся, уровень их физического
развития, результаты спортивной
деятельности, прилежание, поведение.

К
учету предъявляют ряд требований:
своевременность, объективность, точность
и достоверность, полнота, простота и
наглядность. Различают следующие виды
учета: предварительный (до начала
организации педагогического процесса),
текущий (непрерывный в процессе работы,
от занятия к занятию) и итоговый (по
завершению периода работы, например,
учебного года).

В
содержание текущего учета входит
регистрация: посещаемости занятий;
пройденного материала и выполненного
объема и интенсивности нагрузок;
выполнения учебных требований и норм;
данных об оценках знаний, умений и
навыков; сведений о состоянии здоровья
занимающихся.

К
методам умственного воспитания относят:

1.Теория
и методика физической культуры / Под
ред. Л.П.Матвеева. -М.: Физкультура и
спорт,2005.-230с.

2.Холодов
Ж. К. – Теория и методика физического
воспитания и спорта: Учебник. – М.:
Академия, 2003.-480с.

Цель физического воспитания – это оптимизация физического развития человека, всестороннего совершенствования физических качеств и способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих общественно активную личность; обеспечить на этой основе подготовленность каждого члена общества к плодотворной трудовой и другим видам деятельности.

Цель физического воспитания – это формирование физической культуры личности.

В физическом воспитании решается комплекс конкретных специфических и общепедагогических задач, которые отражают многогранность процесса воспитания, этапы возрастного развития учащихся, уровень их подготовленности, условия достижения намеченных результатов.

К специфическим задачам физического воспитания относятся 2 группы задач: задачи по оптимизации физического развития человека и образовательные задачи.

Решение задач по оптимизации физического развития человека должно обеспечить:

– оптимальное развитие физических качеств, присущих человеку;

– укрепление и сохранение здоровья, а также закаливание организма;

– совершенствование телосложения и гармоничное развитие физиологических функций;

– многолетнее сохранение высокого уровня общей работоспособности.

Всестороннее развитие физических качеств имеет большое значение для человека. Широкая возможность и переноса на любую двигательную деятельность позволяет использовать их во многих сферах человеческой деятельности – в разнообразных трудовых процессах, в различных условиях среды.

Здоровье населения в стране рассматривается как самая высшая ценность, как отправное условие для полноценной деятельности и счастливой жизни людей. На базе крепкого здоровья и хорошего развития физиологических систем организма может быть достигнут высокий уровень развития физических качеств.

Совершенствование телосложения и гармоническое развитие физиологических функций человека решаются на базе всестороннего воспитания физических качеств и двигательных способностей, что приводит к нормальному естественному формированию телесных форм. Данная задача предусматривает коррекцию недостатков телосложения, воспитание правильной осанки, пропорциональное развитие мышечной массы всех частей тела, содействие сохранению оптимального веса с помощью физических упражнений, обеспечение телесной красоты. Совершенство форм тела в свою очередь, выражает в определенной мере совершенство функций организма человека.

Физическое воспитание обеспечивает долголетнее сохранение высокого уровня физических способностей, продлевая тем самым работоспособность людей.

К специальным образовательным задачам относятся:

– формирование различных жизненно важных двигательных умений и навыков;

– формирование спортивных знаний научно-практического характера;

– приобретение базовых знаний научно-практического характера.

Физические качества человека могут наиболее полно и рационально использоваться, если он обучен двигательным действиям. В результате обучения движениям формируются двигательные умения и навыки. К жизненно важным умениям и навыкам относится возможность осуществлять двигательные действия, необходимые в трудовой, оборонной, бытовой или спортивной деятельности.

Так, непосредственное прикладное значение для жизни имеют умения и навыки плавания, передвижения на лыжах, бега, ходьбы, прыжков и т.д. Умения и навыки спортивного характера имеют косвенную прикладность. Формирование умений и навыков развивает у человека способности к овладению любыми движениями, в том числе и трудовыми. Чем большим багажом двигательных умений и навыков обладает человек, тем легче осваиваются им новые формы движений.

Передача обучаемым специальных физкультурных знаний, их систематическое пополнение и углубление также являются важными задачами физического воспитания. К ним относятся знания:

– сущности физической культуры, ее значения для личности и общества;

– физкультурно-гигиенического характера;

– закономерностей формирования двигательных умений и навыков;

– техники физических упражнений, ее значения и основ применения;

– укрепление и поддержания хорошего здоровья на многие годы.

Повышение физкультурной грамотности людей позволяет широко внедрять физическую культуру и спорт в быт и на производстве.

К общепедагогическим относят задачи по формированию личности человека. Эти задачи выдвигаются обществом перед всей системой воспитания как особо значимые. Физическое воспитание должно содействовать развитию нравственных качеств, поведению в духе требований общества, развитию интеллекта и психомоторной функции.

В процессе физического воспитания решаются и определенные задачи по формированию этических и эстетических качеств личности. Духовное и физическое начало в развитии человека составляют неразделимое целое и позволяют в ходе физического воспитания эффективно решать и эти задачи.

Общепедагогические задачи физического воспитания уточняются в соответствии со спецификой избранного направления физического воспитания, возраста и пола занимающихся.

Цель физического воспитания может быть достигнута при условии решения всех его задач. Только в единстве они становятся действительными гарантами всестороннего гармонического развития человека.

Общие социально-педагогические принципы системы физического воспитания. Принципы – наиболее важные, наиболее существенные положения, которые отражают закономерности воспитания.

Общими принципами реализации задач, вытекающих из цели физического воспитания являются:

Принцип содействия всестороннему и гармоничному развитию личности. Данный принцип раскрывается в двух основных положениях.

1. Обеспечить единство всех сторон воспитания, формирующих гармонически развитую личность. В процессе физического воспитания и смежных формах использования физической культуры необходим комплексный подход в решении задач нравственного, эстетического, физического, умственного и трудового воспитания.

2. Комплексное использование различных факторов физической культуры для полного общего развития физических качеств и двигательных способностей наряду с формированием широкого фонда двигательных умений и навыков, необходимых в жизни. В специализированных формах физическое воспитание необходимо обеспечивать единство ОФП и СФП.

Принцип связи физического воспитания с практикой жизни (прикладности). Этот принцип в наибольшей мере отражает целевое назначение физкультуры: готовить человека к трудовой, а также к военной деятельности. Принцип прикладности конкретизируется в следующих положениях:

1. Решая конкретные задачи физической подготовки, следует отдавать предпочтение тем средствам (физическим упражнениям), которые формируют жизненно важные двигательные умения и навыки прикладного характера.

2. В любых формах физкультурной деятельности необходимо стремиться обеспечить приобретение широкого фонда разнообразных двигательных умений и навыков, а также разностороннее развитие физических способностей.

3. Постоянно и целенаправленно связывать культурную деятельность с формированием активной позиции личности на основе воспитания трудолюбия, патриотизма и нравственных качеств.

Принцип оздоровительной направленности. Смысл принципа заключается в обязательном достижении эффекта укрепления и совершенствования здоровья человека. Этот принцип обязывает:

– определяя конкретное содержание средства и метода физического воспитания, непременно исходить из их оздоровительной ценности, как обязательного критерия;

– планировать и регулировать тренировочные нагрузки в зависимости от пола, возраста, уровня подготовленности занимающихся;

– обеспечивать регулярность и единство врачебного и педагогического контроля в процессе занятий и соревнований;

– широко использовать оздоровительные силы природы и гигиенические факторы.

Таким образом, основное назначение общих принципов системы физического воспитания сводится к следующему:

– во-первых, к созданию наиболее благоприятных условий и возможностей для достижения цели и решения задач физического воспитания;

– во-вторых, к обозначению общей направленности процесса физического воспитания (всесторонности, прикладности, оздоровления);

– в-третьих, к определению основных путей, гарантирующих достижение положительных результатов физического воспитания.

В общих принципах заложено требование общества, государства к процессу физического воспитания и его результату (каким должен стать человек, занимающийся физкультурой). Принципы системы физического воспитания представляют собой единство. Нарушение одного из них отражается на осуществлении других.

Связь физического воспитания с другими сторонами воспитания личности (умственным, нравственным, эстетически и трудовым). В возрастном развитии человека очень важная роль принадлежит физическому воспитанию. Это касается не только содействия нормальному физическому развитию растущего организма и его совершенствованию, укреплению здоровья, но и формированию духовных качеств личности. Все это становится возможным и реальным при правильной постановке физического воспитания, осуществлении его в органической связи с другими видами воспитания: умственным, нравственным, трудовым, эстетическим.

Взаимосвязь физического воспитания с умственным. Она проявляется непосредственно и опосредованно. Непосредственная связь заключается в том, что в процессе физического воспитания оказывается прямое воздействие на развитие умственных способностей занимающихся. На занятиях постоянно возникают познавательные ситуации, связанные с овладением техникой физических упражнений, её совершенствованием, овладением приемами практических действий и пр. (как выполнить движения экономичнее, точнее, выразительнее и т.д., как распределить силы на дистанции и др.)

Учитель физической культуры в зависимости от квалификации и возраста занимающихся намеренно создает на занятиях познавательные и проблемные ситуации различной степени сложности. Учащиеся должны сами принимать решения, действовать активно и творчески подходить к решению поставленных перед ними задач. Разнообразные новые знания в области физической культуры, приобретаемые учащимися, служат их духовному обогащению и способствуют развитию умственных способностей, позволяют более эффективно использовать средства физического воспитания в спортивной деятельности, жизни.

Опосредованная связь состоит в том, что укрепление здоровья, развитие физических сил в процессе физического воспитания составляют необходимое условие для нормального умственного развития детей. Это отмечал ещё выдающийся ученый П.Ф. Лесгафт.

В результате осуществления оздоровительных задач физического воспитания повышается общая жизнедеятельность организма, что ведет к большой продуктивности в умственной деятельности.

Взаимосвязь физического воспитания с нравственным. С одной стороны, правильно организованное физическое воспитание способствует формированию положительных черт морального облика человека. В процессе урочной деятельности проверяются и формируются моральные качества учащихся, крепнет и закаляется воля, приобретается опыт нравственного поведения.

С другой стороны, от уровня воспитанности учащихся, их организованности, дисциплинированности, настойчивости, воли и других черт характера зависит эффективность занятий по физическому воспитанию.

На нравственной основе осуществляется воспитание спортивного трудолюбия, способности к преодолению трудностей, силы воли и других личностных качеств.

Взаимосвязь физического воспитания с эстетическим. Занятия физическими упражнениями создают благоприятные условия для эстетического воспитания. В процессе занятий формируется красивая осанка, осуществляется гармоничное развитие форм телосложения, воспитывается понимание красоты и изящества движений. Все это помогает воспитанию эстетических чувств, вкусов и предоставлений, способствует проявлению положительных эмоций, жизнерадостности, оптимизма.

Эстетическое воспитание развивает учащихся духовно, позволяет также правильно понимать и оценивать прекрасное, стремиться к нему. Человек с развитым эстетическим вкусом стремиться создавать эстетические ценности, осуществляя эстетическую деятельность, которая в различных формах широко представлена в спорте и физической культуре.

Взаимосвязь физического воспитания с трудовым. Систематические занятия физическими упражнениями формируют организованность, настойчивость, способность преодолевать трудности, воспитывают трудолюбие. Кроме того, выполнение учащимися различных поручений педагога по самообслуживанию, ремонту спортивного инвентаря, оборудованию, простейших спортивных площадок и прочего содействует формированию элементарных трудовых навыков. Результаты трудового воспитания по формированию качеств личности положительно отражаются и на эффективности процесса физического воспитания.

Лекции по учебной дисциплине «Методика физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста».

Тема 1. Основы теории и практики физического воспитания.

Рассматриваемые вопросы: теория физического воспитания – наука об общих закономерностях физического совершенствования человека. Основные понятия теории физического воспитания.

Воспитателю детского сада в своей работе не обойтись без знания специальных понятий теории и методики физического воспитания детей.

Физическое развитие – процесс изменения форм и функций организма под воздействием условий жизни в воспитания.

В узком значении этот термин используется для обозначения антропометрических и биометрических понятий (рост, вес, окружность грудной клетка, состояние осанки, жизненная емкость легких и т.д.).

В широком понимании термин “физическое развитие” включает и физические качества (выносливость, ловкость, быстрота, сила, гибкость, равновесие, глазомер). В детском саду не менее двух раз в течение года проводятся специальное обследование физического развития детей, определяется его гармоничность, соответствие возрастным физиологическим показателям. При отклонениях в физическом развитии с детьми проводится коррекционная работа.

Физическая подготовленность – уровень развития двигательных умений и навыков, физических качеств человека. В результате изучения возможностей детского организма учеными были разработаны нормативные показатели по всем основным видам физических упражнений и требования к качеству их выполнения. Эти данные используются при разработке программ для дошкольных учреждений.

Физическое воспитание – педагогический процесс, направленный на достижение хорошего здоровья, физического и двигательного развития ребенка. В процессе физического воспитания одновременно решаются и задачи разностороннего развития (умственного, нравственного, эстетического, трудового).

Физическая подготовка – профессиональная направленность физического воспитания. Воспитатель детского сада как специалист по физической культуре должен обладать определенным уровнем двигательных умений и физических качеств, необходимых в работе с детьми.

Физическое образование – одна из сторон физического воспитания, направленная на овладение профессиональными знаниями, двигательными навыками.

Физические упражнения – движения, двигательные действия, отдельные виды двигательной деятельности, которые используются для решения задач физического воспитания.

Двигательная деятельность – движения, направленные на физическое и двигательное развитие ребенка. Двигательная деятельность является средством разностороннего развития детей.

Спорт – специальная деятельность, направленная на достижение наивысших результатов в разных видах физических упражнений, выявленных при проведении соревнований.

Физическая культура – часть общей культуры, характеризующая достижения общества в области физического, психического и социального здоровья человека.

Тема 2. Основные задачи физического воспитания детей.

Рассматриваемые вопросы: обусловленность задач физического воспитания физиологическими и психологическими особенностями детей, их направленность на обеспечение физического и психологического благополучия, подготовки к обучению в школе.

Система физического воспитания в дошкольных учреждениях представляет собой единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Она одновременно является подсистемой, частью общегосударственной системы физического воспитания, в состав которой входят учреждения и организации, осуществляющие и контролирующие эту работу. Каждое учреждение в зависимости от его специфики имеет свои конкретные направления в работе, отвечающие в целом государственным и общенародным интересам.

Система физического воспитания в дошкольных учреждениях строится с учетом возрастных и психологических особенностей детей. Целью физического воспитания является формирование у детей основ ЗОЖ. В процессе физического воспитания осуществляются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

Оздоровительные задачи предусматривают: охрану жизни и укрепление здоровья детей, их всестороннее физическое развитие, совершенствование функций организма, повышение активности и общей работоспособности, а также закаливание..

Учитывая специфику возраста, оздоровительные задачи определяются в более конкретной форме: помогать формированию изгиба позвоночника, развитию сводов стопы, укреплению связочно-суставного аппарата; способность развитию всех групп мышц, в особенности мышц-разгибателей; правильному соотношению частей тела; совершенствованию деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, правильному функционированию внутренних органов, развитию функции терморегуляции, центральной нервной системы (тренировать процессы возбуждения и торможения, их подвижность), органов чувств, двигательного анализатора. Хорошее здоровье определяется нормальной работой всех ор­ганов и систем организма. Исходя из особенностей развития дет­ского организма задачи укрепления здоровья определяются в бо­лее конкретной форме по каждой системе: помогать правильному и своевременному окостенению, формированию изгибов позвоноч­ника, развитию сводов стопы, укреплению связочно-суставного ап­парата, способствовать развитию правильного соотношения частей тела (пропорций), регулированию роста и веса костей; развивать все группы мышц (мышцы туловища, спины, живота, ног, плечевого пояса, рук, кисти,, пальцев, стопы, шеи,- внутренних органов, в том числе сердца, кровеносных сосудов), особое внимание уделять слабо развитым группам мышц-разгибателей; способствовать уси­лению тока крови к сердцу, улучшению ритмичности его сокраще­ния и способности приспосабливаться к внезапно изменившейся нагрузке; укреплять дыхательную мускулатуру, развивать под­вижность грудной клетки, способствовать углублению дыхания, экономному расходованию воздуха, устойчивости ритма дыхания, увеличению жизненной емкости легких, научить дышать через нос; способствовать правильному функционированию внутренних органов (пищеварения, выделения и др.), охранять кожу от повреждений и способствовать правильному развитию ее функций (терморегулирующих и.защитных); способствовать уравновешенности процессов возбуждения и торможения, подвижности их, развитию активного торможения, а также совершенствованию двигательного анализа­тора, органов чувств (зрение, слух и др.).

Образовательные задачи предусматривают формирование у детей двигательных умений и навыков, развитие физических качеств; получение элементарных знаний о своем организме; роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья. Благодаря пластичности нервной системы у детей двигатель­ные навыки формируются сравнительно легко. Большинство их (ползание, ходьба, бег, ходьба на лыжах, катание на велосипеде и др.) дети используют в повседневной жизни. Двигательные навыки облегчают связь с окружающей средой и способствуют ее познанию: так, ребенок, научившись ползать, сам приближается к тем предметам, которые его интересуют, и знакомится с ними; дети, умеющие передвигаться на лыжах, ка­таться на велосипеде, легче познают свойства снега, ветра; при плавании дети знакомятся со свойствами воды. Правильное выполнение физических упражнений эффективно влияет на развитие мышц, связок, суставов, костной системы. Например, ребенок, научившись правильно метать на дальность способом «из-за спины через плечо», выполняет замах и бросок-с большей амплитудой движения туловища, ног, рук, что спо­собствует лучшему развитию соответствующих групп мышц, свя­зок, суставов. Сформированные двигательные навыки позволяют экономить физические силы ребенка. Если ребенок выполняет упражнение легко, без напряжения, то он тратит меньше нервной энергии. Благодаря этому создается возможность повторять упражнение большее количество раз и более эффективно влиять на сердечно­сосудистую, дыхательную системы, а также развивать физи­ческие качества. Использование прочно сформированных двигательных навы­ков позволяет осмысливать задачи, возникающие в непредви­денных ситуациях двигательной и игровой деятельности. Так, ребенок, научившись правильно прыгать в длину с разбега, уже думает не о том, как надо прыгать, например в игре «Волк во рву», а о том, как лучше спастись от волка. Двигательные навыки, сформированные до 7 лет, составляют фундамент для их дальнейшего совершенствования в школе и позволяют в дальнейшем достигать высоких результатов в спорте. Многие известные спортсмены (И. Тер-Ованесян, В. Брумель и др.) начали регулярно заниматься физическими упражнениями именно в детстве. У детей дошкольного возраста необходимо сформировать на­выки выполнения упражнений основной гимнастики (строевые, общеразвивающие упражнения, основные движения — ходьба, бег, упражнения в равновесии, лазанье, ползание, перелезание, мета­ние, прыжки), спортивных упражнений (ходьба на лыжах, ката­ние на коньках, санках, велосипедах, плавание). Кроме того, сле­дует научить детей играть в игры с элементами спортивных игр (тен­нис, бадминтон, городки, волейбол, баскетбол, хоккей, футбол и др.). Объем двигательных навыков по возрастным группам дан в «Программе воспитания в детском саду». Наряду с формированием двигательных навыков у детей с первых дней жизни необходимо развивать физические качества (ловкость, быстроту, гибкость, силу, выносливость, равновесие и др.). О наличии возможностей для развития этих качеств свидетельствуют количественные показатели. Например, с развитием силы, быстроты и ловкости увеличивается длина, высота прыжка, дальность метания. Развитие выносливости позволяет детям, не» уставая, выполнять физические упражнения, проходить боль­шие расстояния. Точность попадания в цель при метании, точ­ность приземления при прыжках, соблюдение направления в ходьбе, беге свидетельствуют о наличии у детей хорошего глазо­мера. Без развития физических качеств ребенок не смог бы выпол­нять даже элементарные упражнения, совершенствовать различ­ные виды деятельности, включающие движения.

У детей дошкольного возраста очень важно воспитать навык правильной осанки, т. е. умение сохранять правильное положение тела, когда ребенок сидит, стоит, ходит. Правильная осанка име­ет большое значение для нормальной деятельности всех органов и систем организма, она во многом зависит от развития костно-мышечной системы. Но правильная осанка — это навык, который необходимо своевременно формировать. В этом возрасте приобретает важное значение привитие пер­воначальных навыков личной и общественной гигиены (мытье рук, освобождение носа, посещение туалета перед занятиями физиче­скими упражнениями, забота о костюме, обуви, поддержание в чистоте игрушек, физкультурных пособий, помещения и т. д.). От этих навыков, привычек во многом зависит здоровье детей. Детям дошкольного возраста важно сообщать элементарные знания, связанные с физическим воспитанием. Полученные знания позволяют детям заниматься более осознанно и более пол­ноценно самостоятельно использовать средства физического вос­питания в детском саду и семье. Важно, чтобы дети знали о поль­зе занятий, о значении физических упражнений и других средств физического воспитания (гигиенические условия, естественные факторы природы, физический труд), имели представление о пра­вильной осанке, технике движений, о правилах подвижных игр, а также элементарные знания о личной и общественной гигиене. Дети должны знать название частей тела, направление дви­жений (вверх, вниз, вперед, назад, вправо, влево, кругом и др.), название и назначение физкультурного инвентаря, правила хра­нения и ухода за ним, правила ухода за одеждой и обувью. Объ­ем знаний, относящихся к физическому воспитанию, с возрастом детей расширяется.

Воспитательные задачи направлены на разностороннее развитие детей (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое), формирование у них интереса и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями, потребности в ежедневном соблюдении режима дня, любви и интереса физической культуре и спорту. Необходимо вырабатывать у детей потребность, привычку к ежедневным занятиям физиче­скими упражнениями, развивать умения самостоятельно зани­маться этими упражнениями в детском учреждении и дома, про­водить наиболее простые со своими сверстниками и детьми более младших возрастов.У детей необходимо воспитывать любовь к занятиям спортом, интерес к их результатам, достижениям спортсменов. В процессе физического воспитания имеются большие воз­можности для осуществления нравственного, умственного, эсте­тического и трудового воспитания. При выполнении физических упражнений создаются наилуч­шие условия для воспитания положительных черт характера и нравственных качеств (честность, справедливость, чувство това­рищества, взаимопомощь, умение заниматься в коллективе, бе­режное отношение к физкультурному инвентарю и т. д.), а также для проявления волевых качеств (смелость, решительность, на­стойчивость, выдержка и др.). Умственное и физическое воспитание тесно связаны между, собой. Правильное физическое воспитание создает наиболее бла­гоприятные условия для нормальной деятельности нервной систе­мы и всех других органов и систем, что помогает лучшему восприя­тию и запоминанию. Кроме того, у детей закрепляются знания, не только относящиеся к физическому воспитанию, но и получен­ные в разных видах деятельности (например, о повадках животных, птиц, насекомых, явлениях природы и общественной жизни). У детей развиваются все психические процессы (восприятие, вни­мание; представления, мышление, речь, память, воображение и др.), а также мыслительные процессы (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение и др.). Необходимо воспитывать у детей умение творчески пользо­ваться приобретенными знаниями и навыками, в двигательной деятельности, проявляя активность, самостоятельность, сообра­зительность, смекалку, находчивость. У детей дошкольного возраста очень важно воспитывать поло­жительные эмоции, обеспечивая бодрое, жизнерадостное настро­ение, а также развивать умение быстро преодолевать отрицатель­ное психическое состояние. Это необходимо потому, что положительные эмоции благоприятно влияют на работу всех органов и систем организма, обеспечивают быстроту и прочность формирова­ния двигательных навыков. Физическое воспитание благоприятствует осуществлению эс­тетического воспитания. В процессе выполнения физических уп­ражнений следует поощрять развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать и правильно оценивать красоту, изящество, выразительность движений, осанки; красоту костюмов, физкуль­турного инвентаря, всей окружающей обстановки; воспитывать стремление к эстетически оправданному поведению, непримиримость по отношению к грубому в действиях, словах, поступках. В процессе физического воспитания осуществляется трудовое воспитание. Подготовка к труду заключается в том, что у детей развивается способность к быстрому овладению двигательными навыками и воспитываются физические качеству, необходимые для труда. Кроме того, дети овладевают трудовыми навыками, связанными с оборудованием помещения, участка (устройство ямы с песком для прыжков, снежных валов, заливка дорожек для скольжения, катка, прокладка лыжни и т. д.), с изготовле­нием и ремонтом физкультурных пособий (шитье мешочков для метания, раскрашивание целей и т. д.), хранением спортивной одежды, обуви и уходом за ними, подготовкой помещения, участ­ка к занятию (расчистка участка от снега, собирание опавших листьев, посыпание площадки, дорожек песком, поливка их во­дой и т. д.), расстановкой и сбором физкультурных пособий на занятиях.

Умственное воспитание.

Существует
двусторонняя связь умственного и
физического воспитания.

С
одной стороны, физическое воспитание
создает лучшие условия для умственной
работоспособности и содействует развитию
интеллекта; с другой стороны, умственное
воспитание повышает эффективность
физического воспитания, создавая условия
более вдумчивого отношения к нему
занимающихся для осознания или сущности
решаемых задач и творческих поисков
решения. В содержании умственного
воспитания в процессе физического
воспитания можно различить две стороны:
образовательную и воспитательную.
Образовательная сторона заключается
в передаче специальных физкультурных
знаний. При этом мышление развивается
в двух направлениях: как воспроизводящее
(репродуктивное) и как продуктивное
(творческое). Воспроизводящее мышление
заключается в осмысливании занимающимися
своих действий после инструктивных
указаний преподавателя (например, при
обучении сложному движению). Примерами
творческого мышления является анализ
«эталонной» спортивной техники с целью
рационального применения ее к своим
индивидуальным особенностям (найти
свою индивидуальную технику). Воспитательная
сторона умственного воспитания в
процессе физического воспитания
заключается в развитии таких
интеллектуальных качеств, как
сообразительность, сосредоточенность,
пытливость, быстрота мышления и др.


стимулирование развития потребности
и способностей к самопознанию и
самовоспитанию.

Между
физическим и умственным воспитанием
существует взаимосвязь, она проявляется
непосредственно и опосредованно.
Непосредственная связь заключается в
возникновении познавательных ситуаций
на уроках физической культуры.
Опосредованная связь состоит в том, что
двигательная активность создает
благоприятные условия для умственной
деятельности. В результате занятий
физическими упражнениями улучшается
мозговое кровообращение, активизируются
психические процессы, обеспечивающие
восприятие, переработку и воспроизведение
информации, вследствие чего повышаются
умственные возможности.

Средствами
умственного воспитания в процессе
физического воспитания, прежде всего,
являются физкультурные занятия, а также
специально организованные проблемные
ситуаций, решение которых требует
умственных действий. К методам умственного
воспитания относят: опрос по преподаваемому
материалу; наблюдение и сравнение;
анализ и обобщение изучаемого материала;
критическую оценку и анализ двигательных
действий. На уроках физической культуры
с детьми дошкольного возраста применяют
упражнения, сочетающие два компонента:
двигательное действия и упражнение,
направленное на развитие умственной
сферы ребёнка, реализуемое в форме
дидактической игры. Также применяются
игровые образы, использование предметов,
творческие задания, создания поисковых
ситуаций. Упражнениям такого характера
активизирует и умственную, и двигательную
деятельность детей.

На
занятиях физической культурой дети
занимаются двигательной активностью,
в результате чего, активизируются
психические процессы, улучшается
функциональное состояние центральной
нервной системы, повышается умственная
работоспособность. Физические упражнения
требуют внимания, наблюдательности,
сообразительности, в результате этого
повышают пластичность нервной системы,
благодаря чему увеличивается объем
памяти, повышается устойчивость внимания,
ускоряется решение элементарных
интеллектуальных задач, убыстряются
зрительно-двигательные реакции. Также
под воздействием физических упражнений
у детей дошкольного возраста эффективней
происходит формирование различных
видов мышления: наглядно-действенное;
наглядно-образного; словесно-логическое;

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *