Тема 5 «Модели организации обучения» “Модель”

Одним из важных этапов в процессе организации учебной работы в системе дистанционного обучения является выбор модели урока. Программные и технические возможности современных информационных технологий и сетевых образовательных ресурсов позволяют проектировать различные дидактические модели уроков в зависимости от поставленных педагогических задач, реализация которых предполагается пре-подавателем. Различают несколько видов (типов) моделей уроков, на которые можно ориентироваться при проектировании занятий.

В этой связи каждая дидактическая модель должна быть направлена на развитие у учащихся определенных общеучебных навыков , например:

  • запоминания и воспроизведения (адекватного использования терминов и понятий, воспроизведения отдельных фактов, понятий, определений, норм и правил);
  • интерпретации и использования знаний для решения задач (аргументации, усвоения правил действия, умения решать типовые учебные задачи);
  • анализа (умения выделять значимое, общее, устанавливать различия; умения классифицировать и систематизировать, обобщать и устанавливать аналогии; использовать в умозаключениях и суждениях индукцию и дедукцию);
  • переноса знания (умение выявлять и описывать факты и процессы, оценивать (например, полноту раскрытия, уровень эффективности, степень доказанности и т.д.), умения решать нестандартные учебные задачи);
  • постановки проблем (умения распознавать и формулировать проблемы; решать проблемные задачи и находить выход из ситуации);
  • постоянного совершенствования собственной мыслительной деятельности (умение синтезировать новое знание, выводить закономерности, способность формировать собственную систему взглядов по каким-либо вопросам, проблемам, предметам).

Построение урока в системе ДО на основе различных дидактических моделей возможно благодаря тому, что дистанционный (сетевой) урок может содержать следующее:

  • методические рекомендации для учащегося по освоению учебного материала;
  • систему открытого планирования всех тем и разделов урока;
  • последовательное изложение учебного материала в виде гипертекста с подразделением на базовый и углубленный уровни, содержащего ссылки на другие учебные материалы и связывающего все информационные массивы;
  • терминологический словарь;
  • мультимедийные объекты: видео- и аудиофайлы, графические объекты, интерактивные карты;
  • интерактивные тесты;
  • тренажеры по предмету;
  • лабораторный практикум удаленного доступа;
  • комплексные домашние задания и творческие работы;
  • справочники;
  • богатый иллюстративный материал;
  • архивную и энциклопедическую информацию;
  • библиографические ссылки;
  • систему поиска информации.

Однако вне зависимости от модели проведения урока преподаватель должен предоставить учащимся инструкцию по освоению материала данного урока, которая включает в себя:

  • формулировку ключевого вопроса урока, который должен мотивировать обучающихся к изучению нового материала и придать работе личностно-значимый смысл;
  • указание на то, что обучающиеся должны запомнить: т.е включение опорного материала для запоминания;
  • указание на места в уроке, где было бы целесообразно остановиться и осуществить первичное закрепление знаний посредством прямого повторения или формулировки частичных выводов;
  • акценты на фрагментах содержания, задействованного в контрольных тестах урока;
  • ссылки на материалы, которые могут потребоваться обучающемуся при ответе на вопросы урока;
  • критерии оценивания тестов и индивидуальных заданий;
  • рекомендации по выполнению домашнего задания.

Рассмотрим характеристики названных выше дидактических моделей уроков.

Тема 5 «Модели организации обучения» "Модель"

Тема 5 «Модели организации обучения» "Модель"

Тема 5 «Модели организации обучения» "Модель"

Тема 5 «Модели организации обучения» "Модель"

Тема 5 «Модели организации обучения» "Модель"

Рис. 5. Модель рефлексивного урока: установочное занятие.

Возврат к статье Процесс обучения в системе ДО. Методические рекомендации по организации учебной работы

Одним
из элементов педагогической системы
являются организационные формы обучения.
Эта категория обозначает внешнюю сторону
организации процесса обучения,
определяющую, когда, где, кто и как
обучается. Под формами обучения
понимаются способы организации совместной
деятельности учителя и учащихся по
овладению программным материалом,
протекающие в особом режиме с определенным
количеством учащихся.

Учеными
выделяются такие основания для
классификации форм обучения: количество
и состав учащихся, место учебы,
продолжительность учебной работы. По
этим основаниям формы обучения делятся
на индивидуальные, групповые и
коллективные; классные и внеклассные;
школьные и внешкольные. Эта классификация
не является строго научной, но позволяет
несколько упорядочить их разнообразие.

В
истории педагогики существовали
различные формы обучения. Еще в первобытном
обществе оформилась система
инди­видуального обучения и воспитания
как передача опыта от одного человека
к другому, от старших к младшим. Эта
форма использо­валась в античное
время, в период средневековья, а в
некоторых странах применялась вплоть
до начала XVIII столетия. Суть её заключалась
в том, что учащиеся индивидуально
занимались в доме учителя или ученика.
Помощь учителя выступала либо
непосредственно, либо косвенно, когда
ученик самостоятельно изу­чал материал
учебника. В разные исторические периоды
развития цивилизации индивидуальная
форма обучения доминировала в практике
семейного воспитания состоятельных
слоев общества.

Начиная
с XVI века, значение индивидуальной формы
обучения неуклонно снижается, и она
постепенно уступает место
индивидуально-групповой форме
организации учебного процесса. При
индивидуально-групповом обучении
учитель занимался с целой группой детей,
однако учебная работа по-прежнему носила
индивидуальный характер. Учитель обучал
10-15 детей разного возраста, уровень
подготовки которых был различным. Он
поочередно спрашивал у каждого ученика
пройденный материал, также в отдельности
каждому объяснял новый учебный материал,
давал индивидуальные задания. Остальные
ученики в это время занимались своим
делом. Это позволяло учащимся приходить
в школу в разное время года и в любое
время дня. Крайне редко учитель собирал
всех учеников своей группы для коллективных
бесед.

Как
индивидуальная, так и индивидуально-групповая
форма организации обучения уже в конце
XVI- начале XVII веков не удовлетворяла
потребности общества в образовании
подрастаю­щих поколений. Более
совершенное организационное оформление
учебного процесса нашло свое отражение
в концепции классно-урочной системы
обучения, научно обоснованной в XVII
веке Я. А. Коменским. Впервые она была
применена в братских школах Украины и
Белоруссии в XVI в. После Коменского его
классиче­ское учение развивалось К.
Д. Ушинским, Ф. А. Дистервегом и другими
педагогами. В настоящее время эта система
обучения являет­ся преобладающей в
школах мира. Тем не менее, предпринимались
неоднократные попытки модернизировать
классно-урочную систему.

Первую
такую попытку предприняли еще в конце
XVIII-начале XIX вв. английский священник
А. Белл и учитель Дж. Ланкастер. Новая
система получила название белл-ланкастерской
и была одновременно применена в Индии
и Англии. Эта система охватывала
одновременно 600 и еще более обучаю­щихся.
Сущность ее заключалась в том, что
старшие ученики сначала под руководством
учителя сами изучали материал, а затем,
получив соответствующие инструкции,
обучали своих младших товарищей, что в
итоге позволяло при малом количест­ве
учителей осуществлять массовое обучение
детей. Но само качество обучения
оставалось крайне низким и поэтому
белл-ланкастерская система не получила
широкого распространения.

В
конце XIX века появились так называемые
формы избирательного обучения – батавская
система в США и маннгеймская в
Запад­ной Европе. Сущность первой из
них состояла в том, что время учителя
делилось на две части: первая отводилась
на коллективную работу с классом, а
вторая – на индивидуальные занятия с
теми учащимися, которые в таких занятиях
нуждались. С успевающими учениками
работал сам учитель, с отстающими — его
помощник.

Маннгеймская
система, названная так по наименованию
города, где она была впервые применена,
характеризуется тем, что при сохранении
классно-урочной системы обучения,
учащие­ся в зависимости от их
способностей, уровня интеллектуального
развития и степени подготовки
распределялись по классам на сильных,
средних и слабых.

В
1905 году возникла система индивидуализированного
обучения, впервые примененная учительницей
Еленой Паркхерст в городе Дальтон (штат
Массачусетс). Эту систему нередко
име­нуют еще лабораторной или
системой мастерских. Традицион­ные
занятия в форме уроков отменялись,
учащиеся получали письменные задания,
и после консультации учителя работали
над ними самостоятельно по индивидуальному
плану. Для успешной работы учащиеся
снабжались всеми необходимыми учебными
пособиями, инструкциями, в которых
содержались методические указания.
Единого для всех расписания занятий не
было. Коллек­тивная работа велась
один час в день, остальное время учащиеся
проводили в предметных мастерских и
лабораториях, где занима­лись
индивидуально.

В
20-е гг. в СССР использовалась модификация
Дальтон-плана под названием
бригадно-лабораторной системы,
которая вытеснила урок. Задания по
изучению курса или темы брала группа
учеников (бригада). Они работали
самостоятельно в лабо­раториях и с
консультациями учителя, отчитывались
коллектив­но. На итоговых конференциях
бригадир от имени бригады отчитывался
за выполнение задания, которое, как
правило, выполняла группа активистов,
а остальные присутствовали при этом.
Отмет­ки выставлялись одинаковые
всем членам бригады. В 1932 г. обучение по
этой системе в СССР прекратилось.

В
50-60-е гг. прошлого столетия был разработан
и получил большую известность
педагогический проект американского
профессора Ллойда Трампа (план Трампа).
Эта форма организации предполагала
сочетание занятий в больших аудиториях
(100 -150 человек) с занятиями в группах по
10-15 человек и индивидуальную работу
учащихся. На общие лекции с применением
разнообразных технических средств
обучения отводилось 40 % времени, на
обсуждение лекционного материал и
углубленную проработку отдельных
разделов курса в малых группах – 20 %, на
индивидуальную работу – 40 %. Классы при
этой системе отме­нялись, состав малых
групп был непостоянный.

В
настоящее время ведутся интенсивные
поиски модерни­зации организационных
форм обучения. Однако основной формой
обучения по-прежнему остается урок. Он
органично дополняется другими формами
организации обучения. Часть из них
развивалась в рамках классно-урочной
системы обучения (экскурсии, консультации,
домашняя работа, учебные конференции,
дополнительные занятия, факультативы),
другие заимствованы из лекционно-семинарской
системы и адаптированы с учетом возраста
учащихся (школьные лекции, семинары,
зачеты, экзамены, практикумы).

Под
организационными
формами обучения
понимаются способы организации совместной
деятельности учителя и учащихся по
овладению программным материалом,
протекающие в особом режиме с определенным
количеством учащихся.

Основной
формой обучения является урок. Впервые
научное обоснование урока как
организационной формы обучения было
сделано Я.А. Коменским. Признаки урока:
постоянный состав класса, занятия по
твердому расписанию с применением
различных методов обучения, сочетание
индивидуальной и коллективной работы.

Существуют
различные подходы к классификации
уроков:

  • по
    характеру познавательной деятельности
    выделяют уроки первичного восприятия
    фактов, уроки образования понятий и
    т.д.;
  • по
    способам проведения различают
    уроки-беседы, уроки-лекции, уроки-практические
    занятия и др.;
  • по
    степени самостоятельности работы
    учащихся рассматривают уроки работы
    учителя с классом, уроки самостоятельной
    работы и др.;

Наиболее
употребительной является классификация
по дидактическим задачам (в основу этой
классификации положена система уроков,
разработанная К.Д.Ушинским):

  • уроки
    изучения нового материала;
  • уроки
    формирования умений и навыков;

Основными
компонентами урока являются:

  • цель
    и задачи образования, воспитания и
    развития;
  • методы
    преподавания и учения;
  • способы
    организации познавательной деятельности
    и процесса обучения.

Структура
урока зависит от цели, типа урока и ряда
других параметров. Традиционно структура
урока включает в себя: проверку домашнего
задания, изложение и усвоение нового
материала, закрепление и применение
полученных знаний на практике, определение
домашнего задания.

Существуют
другие подходы к определению структуры
урока.

Урок
как организационная форма обучения –
явление динамическое. Он постоянно
изменяется, отражая основные тенденции
развития педагогического процесса в
направлении его целостности. Прежде
всего, это выражается в оптимальной
реализации триединой функции обучения.
Другая тенденция развития урока
проявляется в наполнении урока жизненно
важным содержанием, в организации
обучения как естественного компонента
жизнедеятельности учащихся. Проявлением
этой тенденции является широкое
использование диалогических форм
обучения (бесед, обсуждений, дискуссий
и т.п.), введение элементов проблемности,
сочетание фронтальных, групповых и
индивидуальных форм учебной работы,
увеличение доли кооперированно-групповых
и особенно коллективных форм обучения.

Тенденции,
касающиеся общего организационного
построения уроков, проявляются в
видоизменении их структуры, варьировании
типов и сочетании с другими организационными
формами обучения, в максимальном
сокращении времени на проверку домашнего
задания и устный опрос, в использовании
этих этапов урока для решения основных
дидактических задач посредством
совмещения их с самостоятельной работой
учащихся. Тенденция усиления творческих
начал урока обнаруживает себя как раз
в особом внимании к организации
самостоятельной работы, в том числе в
увеличении времени на нее.

К
уроку предъявляются следующие требования:
четкость содержания, соответствие
возрастным и индивидуальным особенностям
детей, связь с предыдущим и последующими
уроками, активность учащихся на всех
этапах урока, продуктивность использования
каждого элемента урока, обеспеченность
оборудованием, результативность.

Пути
повышения эффективности урока: личность
учителя, выделение оптимального объема
материала, выносимого на урок, использование
элементов проблемного обучения,
занимательности, игры, использование
различных видов наглядности, ТСО,
компьютеров, технологизация образовательного
процесса и др.

Проблемы
современного урока: традиционный урок
не в полной мере позволяет реализовывать
современные тенденции в развитии
образования. Например, некоторые
технологии могут быть реализованы
только вне классно-урочной системы. В
построении урока недостаточно учитываются
психофизиологические особенности
учащихся (смена процессов возбуждения
и торможения, особенности внимания,
волевых усилий и др.). Жестко фиксированная
продолжительность урока не учитывает
возрастные особенности учащихся,
особенности учебных предметов и
содержания отдельных тем и др.

Существуют
различные подходы к анализу урока:
комплексный, дидактический, психологический,
методический, структурный, самоанализ
и др. Один из оптимальных предложен Т.
А. Ильиной. Он включает 10 параметров:

1)
общая структура урока (тип, место в
системе других уроков, время, отводимое
на каждую часть урока);

2)
реализация основной дидактической цели
урока;

3)
осуществление развития учащихся в
процессе обучения;

4)
воспитание в процессе урока;

5)
соблюдение основных дидактических
принципов;

6)
выбор методов обучения;

7)
работа учителя на уроке;

8)
учащихся на уроке;

9)
гигиенические условия урока;

10)
некоторые специальные задачи.

Модель
обучения – систематизированный
комплекс основных закономерностей
деятельности ученика и преподавателя
при осуществлении обучения, подразделяются
на два вида моделей – педагогические
и андрагогические. Современные модели
организации обучения делятся на две
группы: 1) модели, в основе которых лежат
педагогические концепции (цели –
идеалы); 2) модели, построенные на новых
возможностях дидактических средств
обучения.

Инновация
– это распространение новшеств в
педагогической практике.

Инновационный
процесс представляет собой процесс
совершенствования образовательных
практик, развитие образовательных
систем на основе нововведений.

Инновационная
деятельность осуществлялась и продолжает
осуществляться по многим направлениям,
затрагивая все аспекты функционирования
школы:

содержание
образования в различных типах учебных
заведений;

технологии,
принципы, методы, формы, приемы и средства
обучения и воспитания;

Именно
на основе инновационных процессов
произошла диверсификация (переход к
разнообразию типов, уровней, профилей)
образования. Появилась реальная
возможность выбора типов учебных
заведений, профиля и уровня обучения.

Инновационный
характер образования, развития
педагогического творчества ярко
проявились в создании школ, которые
сначала были названы альтернативными,
а затем получили название авторских.
Сам термин «авторские школы» стал
употребляться с конца 80-х годов, хотя в
истории педагогики можно выделить много
ярких авторских школ (И. Песталоцци, Л.
Толстого, Р. Штайнера, Я. Корчака, Э.
Костяшкина, В. Сухомлинского, А. Захаренко
и др.).

Авторские
школы – это учебные заведения,
деятельность которых построена на
основе оригинальных и эффективных
(авторских) идей и технологий. Они
представляют собой новую образовательную
систему и создают новую образовательную
практику. К современным авторским школам
относятся школа самоопределения А.Н.
Тубельского, школа диалога культур В.С.
Библера, адаптивная школа Е.А. Ямбурга
и др.

Современные модели организации обучения.

Цель: сформировать
представления студентов о современных
моделях организации обучения; развить
умения, с учётом предложенного алгоритма,
осуществлять полный (общий) анализ
урока как основной формы обучения.

1. Урок как основная
форма организации обучения. Урок как
целостная система.

2. Типология и
структура уроков. Полный (общий) анализ
урока.

3. Организация
учебной деятельности учащихся с ОВЗ.
Самостоятельная работа учащихся с ОВЗ
на уроке.

4. Другие формы
организации обучения учащихся с ОВЗ.

3. Представьте
письменный анализ предложенного
варианта урока, оформив результат в
виде таблицы:

  • определить
    причины недостатков проведённого
    урока;
  • выскажите
    пожелания по его совершенствованию.

Примерная схема анализа урока.

  • Общие сведения:
    класс, дата, тема урока и др.
  • Цель,
    задачи урока (общеобразовательные,
    воспитательные, развития), их взаимосвязь
    и пути реализации.
  • Готовность
    учителя и учащихся к уроку,
    оборудование урока, наглядные и учебные
    пособия, ТСО, санитарно-гигиеническое
    состояние класса и т.д.
  • Организационная
    структура.
    Тип урока, его место в системе занятий
    по предмету, чёткость, последовательность
    этапов урока, дозировка времени,
    соответствие этапов урока характеру
    познавательной активности учащихся.
  • Содержание
    урока:
    научность учебного материала, его
    воспитывающее и развивающее значение;
    правильность отбора материала по
    объёму, содержанию и трудности для
    учащихся; соотношение теоретического
    и дидактического материалов; группировка,
    классификация материала вокруг ключевых
    понятий; направленность материала на
    связь с жизнью.

а)
использование методов и приёмов
обучения, характер их сочетания,
обоснованность их выбора, целесообразность
и эффективность применения (соответствие
содержания материала уровню
подготовленности учащихся и т.д.),
соответствие принципам обучения. Темп
учебной работы на уроке;

б)
методика проведения различных частей
урока:

постановка
познавательных задач перед учащимися;

методика проверки
домашних заданий;

методика изложения
новых знаний;

методика проведения
и закрепления учебного материала;

методика проверки
и оценки знаний, умений и навыков
учащихся;

приёмы активизации
познавательной деятельности школьников
(их восприятия, памяти, мышления,
воображения и т.д.);

организация
репродуктивной и творческой деятельности
учащихся, их соотношение;

применение на уроке
проблемного и элементов программированного
обучения (использование учебных
карточек, заданий, перфокарт и т.д.);

учёт индивидуальных
особенностей и интересов учащихся,
уровня их подготовленности, осуществление
индивидуализации обучения и
дифференцированного подхода;

организация различных
видов самостоятельной работы учащихся
(воспроизводящих, творческих и др.), их
место на уроке;

домашнее задание
(как задаётся, объём);

осуществление
воспитывающего обучения на уроке;
воспитание сознания и убеждений,
трудовых, эстетических и физических
качеств личности, культуры учебного
труда учащихся;

выявление и применение
на уроке внутрипредметных и межпредметных
связей в учебном материале;

обоснование их
педагогической целесообразности.

порядок и дисциплина
учащихся, методика их поддержания;

активность,
самостоятельность, интерес к занятиям
учащихся разного уровня подготовленности;
сосредоточенность и устойчивость
внимания на разных этапах урока;

деятельность
учащихся, их организованность,
аккуратность; отношение к неуспевающим
и нарушителям дисциплины; характер
участия в работе на уроке отдельных
учащихся и всего коллектива;

отношение учащихся
к учителю и друг к другу (подслушивание,
боязнь, доброжелательность, уважение,
взаимная помощь, подсказки и т.п.).

уровень научных
знаний учителя и его подготовленность
к уроку;

знание учителем
теории обучения и воспитания учащихся,
методики предмета, психологии и гигиены,
его умения применять эти знания на
уроке;

педагогический
такт, стиль в работе, культура труда и
поведения, речь учителя;

взаимоотношение
учителя с классом и отдельными учащимися,
авторитет учителя.

достижение
общеобразовательной, воспитывающей и
развивающей целей урока;

общая оценка урока,
результаты его, эффективность и качество;

выводы и предложения
по дальнейшему усовершенствованию
работы, закреплению успехов и устранению
допущенных ошибок.

Справочник
администрации школы по организации
учебно-воспитательного процесса (часть
II). –

Современные модели организации обучения. Формы организации обучения

Внешнее выражение согласованной
деятельности учителя и учащихся,
осуществляемой в установленном порядке
и определенном режиме, называется формой
обучения.

(Формы
обучения регламентируют совместную
деятельность учителя и учащихся,
определяют соотношение индивидуального
и коллективного обучения, степень
активности учеников в познавательной
деятельности и руководства ею со стороны
учителя)


формам организации обучения относятся
урок, экскурсия, домашняя учебная работа,
консультация, семинар, факультатив,
практикум)

Основной единицей дидактического цикла
и формой организации обучения в школе
является урок.

Основной формой организации учебного
процесса в рамках классно-урочной
системы, при которой учитель занимается
с определенным составом учащихся – с
классом – по твердому расписанию,
используя разнообразные методы и
средства обучения, является урок.

Форма обучения, имеющая четкую
организационную структуру, удобство в
управлении деятельностью класса в
решении учебных задач и экономию времени,
– это классно-урочная.

Классно-урочная система обучения была
обоснована Я.А. Коменским в XVII
/ 17 / семнадцатом
веке.

(Классно-урочная
система – организация учебных занятий
в школе, при которой обучение проводится
с классом учащихся по разработанным
учебным программам школьных предметов
и твердому расписанию, а основной формой
занятий является урок)

Основы классно-урочной системы обучения
изложены в произведении Я.А. Коменского «Великая
дидактика».

Наиболее древней системой обучения
является индивидуальная.

(Индивидуальная
система обучения строится на парном
взаимодействии обучающего и обучающегося
как передача опыта от одного человека
другому)

  • закрепления
    знаний и совершенствования умений и
    навыков
  • контроля
    и коррекции знаний, умений и навыков

Основным содержанием учебной работы
на уроке закрепления знаний
является повторное осмысление ранее
приобретенных знаний с целью их более
прочного усвоения.

(Учащиеся в 1-м случае осмысливают и
углубляют свои знания по новым источникам,
в др. – решают новые задачи на известные
им правила, в 3-х – устно и письменно
воспроизводят ранее приобретенные
знания, в четвертых – делают сообщения
по отдельным вопросам)

Выявить уровень обученности учащихся
в определенной области, установить
недостатки в овладении материалом
позволяют контрольные уроки.

(Проверка на таких уроках может
осуществляться как в устной, так и в
письменной форме)

Соотношение компонентов урока в их
определенной последовательности и
взаимосвязи между собой
называется структурой урока.
(Структура
урока зависит от дидактической цели,
содержания учебного материала, возрастных
особенностей учащихся и особенностей
класса как коллектива)

Совокупность элементов урока,
обеспечивающих его целостность  и
сохранение основных проявлений при
различных вариантах конструирования, называется
структурой.

(Структура урока зависит от поставленных
целей, содержания изучаемого материала,
методов и приемов обучения, используемых
на уроке, уровня подготовки и развития
учащихся, места урока в учебном процессе)

Обязательными элементами всех типов
уроков являются организационный
момент и подведение итогов урока.

(Организационный момент предполагает
постановку целей и обеспечение их
принятия учащимися, создание рабочей
обстановки, актуализацию мотивов учебной
деятельности и установок на восприятие,
осмысление и запоминание материала)

Наиболее распространенным в практике
работы школы является комбинированный
тип урока, на котором  решается
несколько дидактических задач.

(Примерная структура комбинированного
урока: проверка домашней работы и опрос
учащихся; изучение нового материала;
первичная проверка усвоения; закрепление
новых знаний в ходе тренировочных
упражнений; повторение ранее изученного
в виде беседы; проверка и оценка знаний
учащихся; задание на дом)

Основной формой передачи большого
объема систематизированной информации
в вузе является лекция.

Форма обучения, которая предполагает
продолжительное устное изложение
учебного материала преподавателем в
сочетании с приемами активизации
познавательной деятельности учащихся,
называется лекцией.

(Приемами активизации познавательной
деятельности учащихся служат запись
основной мысли, конспектирование,
составление схематической модели
излагаемого материала и др.)

  • системное
    изложение теоретического материала
  • ориентация
    на учащихся старших классов
  • многократное
    повторение учебных действий
  • самостоятельное
    овладение учащимися учебной информацией

(Лекция – один из методов устного
изложения, который отличается системностью
изложения теоретического материала.
Лекции читаются по наиболее общим,
фундаментальным вопросам и по тому
учебному материалу, которого, как
правило, нет в соответствующих учебниках.
Этот метод используется в старших
классах. Лекция читается с целью передать
учащимся готовую информацию (часто с
элементами проблемного изложения).

Форма обучения, когда преподаватель
работает сразу со всеми учащимися в
едином темпе и с общими задачами,
называется фронтальной.

(В данной классификации по количеству
обучающихся выделяют также индивидуальную,
групповую, коллективную формы обучения)

Форма организации обучения, позволяющая
проводить наблюдения, а также изучение
различных предметов, явлений и процессов
в естественных условиях, называется
экскурсией.

(В отличие от уроков экскурсии проводятся
вне класса, не имеют строгого ограничения
во времени, их способен вести не учитель;
может меняться состав учащихся)

Формой организации обучения, в рамках
которой осуществляется углубленное
изучение учебных предметов по выбору
и желанию учащихся, является факультатив.

Формой обучения, способной обеспечить
продуктивную образовательную деятельность
ученика по индивидуальной образовательной
траектории, является менторство
и тьютерство.

(Менторство подразумевает оказание
помощи ученику при выполнении
самостоятельных учебных проектов.
Тьютерство – научное руководство
ученической творческой или исследовательской
работой. В современной российской школе
данные функции выполняются учителями
– предметниками и имеют альтруистический
характер)

Факультатив, домашняя работа, экскурсия,
консультация являются дополнительными
формами организации обучения.

Организация учебного пространства на уроке по модели «1

Тема 5 «Модели организации обучения» "Модель"

Вихерева Наталья Александровна, учитель начальных классов 1 кв. категорииМБОУ «Гимназия № 102 им. М.С.Устиновой» Московского района г. Казани

Деятельность – наиболее эффективная и полноценная форма овладения знаниями, умениями и навыками. В основе учебной деятельности лежит самостоятельная целенаправленная активность ученика. По требованиям ФГОСов урок необходимо выстраивать на основе системно-деятельностного подхода. В основе деятельностного подхода лежит технология деятельностного метода (ТДМ), разработанная Л.Г.Петерсон. Напомним базисную структуру, урок открытия новых знаний (ОНЗ) по технологии деятельностного метода Л.Г. Петерсон:

– актуализация и пробное действие,

– выявление места и причины затруднения,

– построение проекта и выход из затруднения,

– реализация построенного проекта,

– самостоятельная работа с самопроверкой

– включение в систему знаний,

– рефлексия учебной деятельности.

Данная структура даёт подробное представление учителю об алгоритме формирования у ученика стереотипа деятельностного самостоятельного мышления, который впоследствии должен лечь в основу критического мышления ученика.

Организационное пространство урока, построенного в соответствии с требованиями деятельностного подхода, наиболее полноценно реализуется при использовании модели «1:1».

Модель «1 ученик : 1 компьютер» – это образовательная среда, в которой основным инструментом обучения школьника является компьютер, а в качестве методов обучения используются технологии сетевого взаимодействия, инновационные приёмы поиска, накопления, обработки, сохранения учебной информации.

Модель «1 ученик – 1 компьютер» («1:1») предполагает использование на уроке ресурсов мобильного класса (комплектнетбуков с ПО в количестве 30 с зарядными устройствами, маршрутизатора, обеспечивающего установление внутри класса локальной сети).

Учебный процесс в модели «1 ученик : 1 компьютер» обладает рядом преимуществ:

-современный компьютер в образовательном пространстве модели «1:1» становится мощным инструментом получения знаний и развития мышления учащегося, более того компьютер становится не только обучающим средством, но и средством наглядности и демонстрации учебного материала;

-улучшается усвоение учебного материала, благодаря интерактивным возможностям нетбука учащегося учитель имеет возможность создать условия для получения каждым ребёнком индивидуального уровня нагрузки, к которому в данный момент ученик готов;

– работая по модели «1:1», учитель получает разнообразный набор

форм организации урочной деятельности: от урока внутри кабинета

до урока вне стен школы (пример тому «парковый» урок(https://edu.tatar.ru/community/index/6907?page=5), что дает возможность «живому» поиску и накоплению информации с дальнейшей её обработкой и сохранением;

– наряду с решением традиционных образовательных целей и задач, урок по модели «1:1» способствует формированию у учащихся умений и качеств XXI века: самостоятельность и критичность мышления, креативность, умение работать в команде, качества сотрудничества, позитивную адаптацию к новой информации.

Организация урока по модели «1:1» требует от учителя осознания следующих ключевых моментов:

– от уровня готовности оборудования зависит результативность его использования на уроке (необходимо оборудование готовить заранее и системно контролировать техническое состояние мобильного класса: исправность нетбуков, уровень заряда батареи, при необходимости возможность установления внутри класса локальной сети – wireless-cmpc);

– учителю необходимо чётко представлять, на каком этапе урока и для чего он использует нетбуки; во-первых, это обеспечит соблюдение санитарных норм (первоклассникам разрешено проводить за компьютером 10 минут, учащимся вторых – пятых классов не более 15 минут, шестые – седьмые классы могут работать за компьютером 20 минут, восьмые и девятые классы – 25 минут, учащиеся десятых, одиннадцатых классов на первом уроке могут находиться за компьютером 30 минут, на втором уроке 20 минут), во-вторых, выполнение этого условия позволяет спроектироватьсодержание урока и познавательную деятельность учащихся.

Модель «1:1» предполагает использование новых видов оценивания на уроке. Данное оценивание предполагает как отметочный, так и неперсонифицированный, безотметочный принцип. Оценивание предполагается на любом этапе урока по критериям, предложенным учителем или выработанным совместно с учениками в процессе урока. Определяют следующие виды оценивания: с точки зрения, назначения оценивания и его места на уроке, формирующее, текущее, итоговое; с точки зрения субъекта, выполняющего оценивание, – самооценивание и оценивание по предложенным критериям. Формирующее оценивание можно организовать на этапе мотивации (урок по ТДМ) с целью выявления готовности к изучению нового материала. Оно может предполагать проверку домашнего задания или выявление первичных представлений и знаний по теме урока. Текущее оценивание проводится на этапе выполнения тренировочных упражнений (урок развития умений, УРУ) с целью выявления ошибочных умений. Итоговое оценивание организуется на этапе рефлексии с целью оценивания уровня собственной познавательной активности ученика.

Программное обеспечение нетбуков позволяет использовать ресурсы мобильного класса на всех этапе урока по ТДМ. Наиболее подробно рассмотрим функции программы e-learningclassroommanagement. Данная программа реализуется в условиях кабинета, каждый ученик имеет отдельный нетбук, устанавливается связь между ноутбуком учителя и каждым нетбуком ученика в среде локальной сети wireless-cmpc.

Обобщая предложенные выше рассуждения, предлагаю обратиться к опыту учителей начальных классов МБОУ «Гимназия № 102 им. М.С.Устиновой», использующие в течение второго полугодия 2011-2012 уч. года и в 2012-2013 учебном году ресурсы мобильного класса на уроках в начальной школе. Уроки учителей по модели «1:1» представлены в виртуальном сообществе в разделе «Методическая работа» на сайте «Электронное образование в РТ»https://edu.tatar.ru/community/index/6907

Внедрение модели «1 ученик : 1 компьютер» в учебный процесс – это одна из самых актуальных на сегодняшний день образовательных инноваций. Переход к ней требует построения комплексной информационной инфраструктуры образовательного учреждения, выстраивания системы мониторинга происходящих в школе изменений и деятельности по алгоритму внедрения модели.

Вместе с тем, переход к модели «1 ученик : 1 компьютер» носит не технологический, а гуманитарный характер, и ориентирован не на технику, а на учащихся, которым предстоит после окончания школы жить и работать в совершенно других, по сравнению с предыдущим поколением, условиях.

Мы рассмотрели одну из форм реализации модели «1:1» – урок. Данная модель имеет и другие формы реализации – внеурочная деятельность, проектная деятельность. Более подробная информация представлена на сайте edugalaxy.intel.ru

Ярмахов Б.Б. «1 ученик : 1 компьютер» — образовательная модель мобильного обучения в школе. – М.: 2012

Тема 5 «Модели организации обучения» "Модель"

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *