Тема 7. Коммуникативная компетентность личности

Тема 7. Коммуникативная компетентность личности

Тема 7. Коммуникативная компетентность личности

Тема 7. Коммуникативная компетентность личности

Тема 7. Коммуникативная компетентность личности

Тема 7. Коммуникативная компетентность личности

Тема 7. Коммуникативная компетентность личности

Тема 7. Коммуникативная компетентность личности

Тема 7. Коммуникативная компетентность личности

Коммуникативная компетентность – это обобщающее коммуникативное свойство личности, включающее в себя коммуникативные способности, знания, умения и навыки, чувственный и социальный опыт в сфере общения. Понятие было впервые выдвинуто А.А.Бодалёвым и трактовалось, как способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений).

Коммуникативные знания – это знания о том, что такое общение, каковы его виды, фазы, закономерности развития. Это знание о том, какие существуют коммуникативные методы и приемы, какое действие они оказывают, каковы их возможности и ограничения. Это также знание о том, какие методы оказываются эффективными в отношении разных людей и разных ситуаций.

– организовывать текст сообщения в адекватную форму, – речевые умения,

– гармонизировать внешние и внутренние проявления,

– получать обратную связь,

преодолевать коммуникативные барьеры и др.

Выделяется группа интерактивных умений:

– строить общение на гуманной, демократической основе, инициировать благоприятную эмоционально-психологическую атмосферу,

самоконтроля и саморегуляции,

– организовывать сотрудничество,

– руководствоваться принципами и правилами профессиональной этики и этикета,

– активного слушания.

Группа социально-перцептивных умений:

– адекватно воспринимать и оценивать поведение партнера в общении

– распознавать по невербальным сигналам его состояния, желания и мотивы поведения,

– составлять адекватный образ другого как личности,

– производить благоприятное впечатление.

У. исполнять социальные роли. Способность адаптироваться. Владение средствами общения. Способность организовать пространство. Техники общения. Перцептивные навыки.

По Лабунской: Точность в построении сообщения.

Коммуникативные способности, как индивидуально-психологические свойства личности, отвечающие требованиям коммуникативной деятельности и обеспечивающие ее быстрое и успешное осуществление.

Коммуникативная компетентность складывается из способностей: давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации общаться; социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации; осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации.

Коммуникативная компетентность выступает интегральным качеством, синтезирующим общую культуру личности и ее проявления в общении.

Гибкость в адекватной смене психологических позиций – один из существенных показателей компетентного общения.

Компетентность во всех видах общения заключается в достижении трёх уровней адекватности партнёров – коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

Прогноз формируется на уровне коммуникативных установок.

При характеристике коммуникативной компетентности целесообразно рассмотреть общение как системно – интегрирующий процесс, который имеет следующие составляющие (Е.В. Руденский):

Коммуникативно-диагностическая – диагностика социопсихологической ситуации в условии будущей коммуникативной деятельности, выявление возможных социальных, социально-психологических и других противоречий, с которыми возможно предстоит столкнуться личности в общении

Коммуникативно-программирующая – подготовка программы общения, разработка текстов для общения, выбор стиля, позиции и дистанции общения

Коммуникативно-организационная – организация внимания партнёров по общению, стимулирование их коммуникативной активности и т.д.

Коммуникативно-исполнительская – диагноз коммуникативной ситуации, в которой разворачивается общение личности, прогноз развития этой ситуации, осуществляемый по заранее осмысленной индивидуальной программе общения.

Коммуникативно-исполнительское мастерство личности проявляется как два взаимосвязанных умения найти адекватную теме и цели общения коммуникативную структуру, и умение реализовать коммуникативный замысел в общении, т.е. продемонстрировать коммуникативно-исполнительскую технику общения. Для делового общения коммуникативное мастерство незначимо.

В процессе эмоционально-психологической саморегуляции следует различать три фазы: длительная эмоциональная захваченность проблемой, темой и материалами предстоящей ситуации общения; эмоционально-психологическая идентификация; оперативная эмоционально-психологическая перестройка в общении.

Социально-перцептивные навыки помогают почувствовать эмоции собеседника, устанавливать контакт, прогнозировать реакцию собеседника.

Эмоционально-психологическая регуляция – контроль за проявлением собственных эмоций, перестройка их проявления, если это необходимо.

Экспрессивные навыки – навыки самоподачи, выразительности. Нужный тембр и сила голоса, высота тона, адекватная жестикуляция, мимика, расстановка акцентов в сообщении.

Коммуникативная культура – совокупность правил, передаваемых в обучении общению. Как и постулаты, эти правила не формулируются. Однако за их нарушения полагаются более мягкие санкции, чем за нарушение постулатов, или последствия их нарушения не столь значительны Правила коммуникативной культуры (А.В.Карпов).

Правило понятности. Наиболее общим правилом является правило, согласно которому нельзя приступать к сообщению мысли, если она непонятна или не до конца понятна самому себе.

Правило «постоянной готовности к пониманию». Стремление преодолеть большое количество семантических и личностных барьеров, которые часто приводят к неполному и неточному пониманию сообщений.

Правило конкретности. Следует избегать неопределенных, двусмысленных, расплывчатых выражений и слов, а без необходимости не пользоваться незнакомыми или узкоспециализированными терминами.

Правило контроля над невербальными сигналами. Недостаточно контролировать только свою речь и содержание сообщения. Необходим также контроль над его формой в той части, которая касается его внешнего сопровождения – мимикой, жестами, интонацией, позой.

Правило «собственной неправоты». Всегда нужно иметь в виду, что ваша собственная точка зрения может быть неверной. Это часто предостерегает от ошибок.

Правило «места и времени». Эффективность любого сообщения резко возрастает в случае его своевременности и выбора адекватной ситуации, в которой оно реализуется.

Правило открытости означает готовность к пересмотру своей точки зрения под влиянием вновь открывающихся обстоятельств, а также способность принимать и учитывать точку зрения собеседника.

Правило активного и конструктивного слушания – одно из основных условий эффективной коммуникации.

Правило обратной связи. Обращайте внимание на ответные сигналы собеседника, и при необходимости перестройте свою стратегию. Это правило обеспечивает достижение главной цели коммуникативного процесса — взаимопонимания.

Коммуникативная компетентность как знание норм и правил общения, владения его технологиями является частью коммуникативного потенциала личности. Коммуникативный потенциал включает в себя коммуникативные свойства личности как результат развития потребности в общении, коммуникативные способности, коммуникативную компетентность, коммуникативную культуру.

Коммуникативная культура (КК) включает в себя:

– творческое мышление; КК. речевого действия; КК. самонастройки на общение и психоэмоциональной регуляции своего состояния; КК.жестов и пластики движений; КК.восприятия коммуникативных действий партнёра по общению; КК.эмоций.

Формирование коммуникативной культуры происходит через:

– опыт соционормативный – знание языка(ов); опыт межличностного общения; опыт восприятия искусства, опыт адекватного овладения жестикуляцией.

Вопросы по курсу «Психология общения»

1. Коммуникация и общение. Подходы к изучению общения.

2. Коммуникативный акт и его участники. Схема коммуникативного акта Р.Якобсона.

3. Уровни изучения общения по Б.М. Ломову.

4. Виды общения по А.А. Леонтьеву. Функции общения по Л.А.Карпенко.

5. Общение как обмен информацией. Носители информации. Модель коммуникативного процесса по Ч. Осгуду.

6. Публичное и непубличное общение. Непосредственное и опосредованное общение. Устное и письменное общение.

7. Симметричное и несимметричное общение. Учёт статуса коммуниканта.

8. Завершённое и незавершённое общение. Кратковременное и длительное общение.

9. Структура общения. Спонтанное и подготовленное общение.

11. Диалогическая и монологическая коммуникация. Особенности, преимущества, недостатки диалога и монолога.

12. Три стороны (функции) межличностного общения (по Г.М.Андреевой)

13. Виды речевой деятельности. Схема языкового знака Ф.де Соссюра.

14. Постулаты коммуникации. Содержание сообщения и подтекст.

15. Общение как взаимодействие. Кооперация и конкуренция. Конфликтное и неконфликтное общение. Манипулятивное общение.

16. Мотивация общения.

17. Признаки эффективного общения. Цели коммуникации. Успешность коммуникации. Достижение согласия или компромисса. Коммуникативное равновесие.

18. Открытая, отстранённая и закрытая позиции коммуникатора.

19. Неуспешность коммуникации – причины и признаки.

20. Формальное и ритуальное общение. Стереотипы в общении.

21. Кинесика как вид невербальной коммуникации.

22. Организация пространства при коммуникации. Проксемика как разновидность невербальной коммуникации (С.Холл). Структурирование времени при коммуникации.

23. Невербальная коммуникация. Виды и особенности.

24. Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков.

25. Визуальный контакт как средство невербальной коммуникации.

26. Механизмы понимания собеседника. Идентификация и эмпатия. Уровни эмпатии.

27. Рефлексия как механизм понимания другого.

28. Пресуппозиции и их роль в понимании сообщения.

29. Факторы, вызывающие ошибочное понимание. Ожидания.

30. Фатические сигналы. Два вида сигналов, направленных на собеседника (по Э.Берну). Фасцинация.

31. Социальная перцепция. Феномен межличностного восприятия.

32. Зависимость восприятия собеседника от особенностей и состояния воспринимающего.

33. Эффект первичности при межличностном восприятии. Эффект «ореола» при межличностном восприятии.

34. Восприятие мимики. Выражения лица при основных эмоциях.

35. Признаки искренней улыбки. Признаки неискренней улыбки.

36. Восприятие позы. Изучение восприятия позы в общении.

37. Изучение восприятия собеседника по голосу психологами. Восприятие высоты и тембра голоса, интонаций собеседника.

38. Классификация жестов (П.Экман). Этнокультурное своеобразие жестикуляции.

39. Общение как интерактивное взаимодействие. Интерактивное взаимодействие с использованием «сценария». Особенности «игры» как неуспешной коммуникации (по Э.Берну).

40. Социальные роли в коммуникации. Уровни и статус коммуникантов в общении.

41. Проявление деструктивных тенденций в межличностном общении. Агрессия в коммуникации.

42. Этика общения. Требования к коммуникантам. Требования к тексту. Тактичность. Безтактность.

43. Конфликтное общение. Слова-конфликтогены. Преодоление конфликтов в общении. Теория коммуникативных актов Т.Ньюкома.

44. Риторика как наука об эффективном публичном общении. Приёмы эффективного общения. Правила делового общения.

45. Формирование коммуникативных умений и навыков в тренинговых технологиях общения.

46. Формирование коммуникативной компетентности психолога.

Вопросы для контрольной заочного отделения (Осветить два вопроса по выбору)

1. Предмет психологии общения. Общение и коммуникация – общее и различное.

2. Междисциплинарность психологии общения. Обозначения участников общения в различных дисциплинах и в различных научных направлениях.

3. Три стороны общения (по Г.М.Андреевой).

4. Классификации видов общения. Формальное и неформальное общение.

5. Длительное и кратковременное общение.

6. Непосредственное и опосредованное общение.

7. Симметричное и асимметричное общение.

8. Межличностная и массовая коммуникация.

9. Законченное и незаконченное общение.

10. Виды общения по А.А. Леонтьеву.

11. Функции общения.

12. Уровни общения.

13. Формы (жанры) общения.

14. Цели коммуникации. Понятие об эффективном общении. Коммуникативное равновесие.

15. Психологический контакт в общении.

16. Психологическая потребность в общении.

17. Информационная сторона коммуникации. Вербальное общение. Понятие о семантике (значениях) и смысле сообщения. Модель языкового знака Ф.де Соссюра. Произвольность языкового знака по Ф.де Соссюру. Воздействие коннотаций.

18. Модель сообщения и понимание сообщения по Ч.Осгуду.

19. Фатическая функция языка и речи. Выражение отношения к собеседнику. Слова – «поглаживания» и слова – «шлепки».

20. Постулаты коммуникации. Основной принцип коммуникации, согласованный с представлениями об эффективном общении.

21. Язык и речь. Различные обозначения продукта коммуникации.

22. Речевая деятельность. Её особенности по отношению к другим видам деятельности. Виды речевой деятельности. Формы речи.

23. Языковая способность. Развитие речевых навыков у детей.

24. Креативность речевой деятельности ребёнка.

25. Барьеры речевой коммуникации.

26. Понимание собеседниками друг друга и механизмы понимания. Роль знания в понимании.

27. Стереотипизация, эгоцентризм, группоцентризм, этноцентризм и их влияние на понимание собеседников.

28. Этика общения. Тактичность и безтактность.

29. Межличностное восприятие.

30. Восприятие коммуникантами друг друга. Перцептивные барьеры. Эффекты первичности, новизны, ореола.

31. Изучение межличностного восприятия психологами. Зависимость восприятия собеседника от психологических особенностей реципиента, от установки, прежнего опыта, ситуации восприятия, статуса коммуникантов.

32. Невербальная коммуникация (сигнализация) и её виды.

33. Восприятие выражений лица. Мимика. Строение мимической мускулатуры лица. Выражения лица при основных эмоциях. Выражения при экспрессии (усилении проявления эмоций). Выражения искренности и неискренности в мимическом проявлении эмоций.

34. Виды улыбок: искренняя, притворная, жалкая, самодовольная, жестокая, грустная, флиртующая.

35. Паралингвистика. Междометия. Роль интонаций.

36. Проксемика. Кинесика. Виды жестов: иллюстративные, манипулятивные, символичекские, эмблематические.

37. Своеобразие мимики и жестов в различных культурах.

38. Манипулятивное общение.

39. Конфликтное общение.

40. Субъект затруднённого общения.

41. Коммуникабельность, коммуникативная компетентность, коммуникативная толерантность.

42. Активное слушание. Эмпатическое слушание.

43. Межличностные отношения. Эмоции в межличностных отношениях.

44. Агрессивность в коммуникации.

45. Особенности делового общения.

46. Особенности спора, полемики.

47. Применение знаний об эффективном общении в ораторском искусстве.

Поиск по сайту:

Главная
О нас
Популярное
ТОП
Новые страницы
Случайная страница
Изречения для студентов
Пожаловаться на материал
Обратная связь
FAQ

Коммуникативная компетентность

–PAGE_BREAK–1.3 
Методы диагностики и развития коммуникативной компетентности

На роль основных критериев отбора претендуют два критерия; они формируются как принципы диагностики:

1.       никакой оценки личности без оценки актуального или потенциального окружения;

2.       никакой оценки без развития

В качестве теоретической основы содержательного анализа коммуникативной компетентности принимаются представления о структуре предметной деятельности. Особо важным является выделение ориентировочной и исполнительной части действия, а также понятие о внутренних (ресурсов) средствах деятельности.

Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определённом круге ситуаций межличностного взаимодействия.

Большой блок методик основан на анализе «свободных описаний» различных коммуникативных ситуаций, задаваемых экспериментатором  вербально или с помощью изобразительных средств. Это создаёт возможности согласовывать ситуацию обследования с контекстом реальной или потенциально возможной сферы жизнедеятельности обследуемого, что выгодно отличает данный методический подход от стандартизированных опросников, в которых значительная часть «пунктов» зачастую не имеет отношения к актуальной для тестируемых лиц коммуникативной сфере.

Особое место среди методов оценки когнитивных ресурсов занимает совокупность методик, получивших название репертуарного матричного тестирования, или техники репертуарных решёток (Федотова 1984), и позволяющих определить элементарный состав и способ строения когнитивных структур, на основе которых происходит организация социопертивного опыта.

Исследования социального взаимодействия позволили установить, что люди в процессе коммуникаций ориентируются на сложную систему правил регуляции совместных действий. Эта система правил включает в себя локальный социальный аспект, ритуалы, правила регуляции соревновательной активности. Незнание человеком общепринятых правил вызывает обычно у окружающих чувство неловкости, однако неясно, как использовать это явление в целях психодиагностики. Создание адекватных средств анализа этой составляющей коммуникативной компетентности – дело будующего.

Диагностика исполнительной части коммуникативного действия основывается наанализе и оценке операционального состава действия. Анализ операционального состава производится с помощью наблюдения либо в естественных условиях, либо в специально организованных игровых ситуациях, имитирующих ситуации реального взаимодействия. Большую роль играют здесь технические средства фиксации поведения наблюдаемых – аудио и видеозаписывающая аппаратура, поскольку их использование повышает точность и надёжность данных наблюдения и, что особенно важно, сам наблюдаемый может быть привлечён к процессу анализа.

На первом этапе анализа проводится инвентаризация используемых коммуникативных техник – выделяется своеобразный операциональный репертуар. В такой репертуар могут входить владение темпом речи, интонацией, паузой, лексическое разнообразие, навыки недирективного и активизирующего слушания, невербальная техника: мимика и пантомимика, фиксация взгляда, организация коммуникативного пространства и т.д.

Современный подход к проблеме развития и совершенствования коммуникативной компетентности взрослых людей состоит в том, что обучение рассматривается как саморазвитие и самосовершенствование на основе собственных действий, а диагностика компетентности должна стать самодиагностикой, самоанализом. Проблема диагностики компетентности не решается одним лишь информированием испытуемого о результатах тестирования – суть её в том, чтобы организовать процесс диагностики таким образом, при котором его участники получат действенную информацию, т.е. такую, на основе которой люди смогли бы сами осуществлять необходимую коррекцию своего поведения.

Специальная помощь требуется только в том лишь случае, когда возникают трудности в 1111валидизации осваиваемых средств, связанные с неумением получать и давать адекватную обратную связь. Здесь весьма эффективны формы групповой работы в стиле групп самоанализа, где участники получают возможность верифицировать свои определения коммуникативных ситуаций в процессе сравнения мнений всех членов группы. Немаловажным преимуществом групповых форм работы является и то, что одним из её продуктов может быть создание новых средств анализа, большим достоинством которых является их эксплицированность в процессе формирования, а следовательно и возможность изначального корректирования.

Но большим достатком группового анализа является то, что здесь могут быть использованы единые процедуры диагностики и совершенствования системы средств ориентировки коммуникативных действий.

Важным моментом процесса формирования коммуникативных навыков является мысленное проигрывание своего поведения в различных ситуациях. Планирование своих действий «в уме» является составной частью нормального протекающего коммуникативного действия. Способность человека действовать «в уме» может быть целенаправленно использована для обеспечения «контролируемой спонтанности», являющейся важной характеристикой компетентного коммуникативного поведения.

Групповой тренинг, как видно из вышеизложенного, является хотя и весьма эффективным, но далеко не единственным средством развития коммуникативной компетентности. Человек овладевает внутренними средствами регуляции коммуникативных действий, осваивая культурное наследие, наблюдая за поведением других людей, проигрывая в воображении возможные коммуникативные ситуации. Решая вопросы повышения коммуникативного потенциала личности, необходимо использовать весь арсенал имеющихся средств.

Психологическая наука до конца XIX столетия развивалась как психология отдельно взятого индивида. На рубеже XIX – XX вв. в эмпирическое поле исследований человеческого поведения вошли групповые переменные. Экспериментально было подтверждено, что уже сам общественный контакт вызывает соревнование и своеобразное возбуждение жизненной энергии.

Активные групповые методы можно условно объединить в три основные блока:

1        дискуссионные методы;

2        игровые методы;

§1 Дискуссионные методы.

Благодаря механизму дискуссии со сверстниками ребёнок отходит от черт эгоцентрического мышления и учится становиться на точку зрения другого. Исследования показали, что групповая дискуссия повышает мотивацию и эго-вовлечённость участников в решение обсуждаемы проблем. Дискуссия даёт эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, что в свою очередь реализуется в их конкретных действиях.

В качестве объекта дискуссионного обсуждения могут выступать не только специально сформулированный проблемы, но и случаи из профессиональной практики и межличностные отношения самих участников. Метод группового обсуждения способствует уяснению каждым участником своей собственной точки зрения, развитию инициативы, а также развивает коммуникативные качества и умения. Практика показывает, что значительное расхождение в показателях нравственной зрелости среди участников группы может парализовать её деятельность даже в тех случаях, когда перед группой стоят чисто инструментальные цели.

§2 Игровые методы.

Говоря об игровых методах обучения, целесообразно подразделить их на операционные и ролевые. Операционные игры имеют сценарий, в который заложен более или менее жесткий алгоритм «правильности» и «неправильности» принимаемого решения, т.е. обучаемый видит то воздействие, которое оказали его решения на будущие события. Операционные игры применяются как средство обучения специалистов и формирование их личностных и деловых качеств, в частности профессиональной компетентности.

Ещё больший интерес для совершенствования личности представляют ролевые игры. Именно этот вид игр лёг в основу метода, разработанного профессором М. Форвергом и названного им социально-психологическим тренингом.

§3 Сензитивный тренинг.

Особенностью этого метода является стремление к максимальной самостоятельности участников. Основным средством стимуляции группового взаимодействия здесь выступает феномен отсутствия структуры. Трудность описания тренинга состоит в том, что метод основан на актуализации чувств и эмоций, а не интеллекта.

Анализ методов исследования коммуникативной компетентности.

2.1              
Активные методы социально-психологического                 воздействия на коммуникативные процессы.

Любой социально-психологический метод – это всегда метод вмешательства, большего или меньшего. Так, в частности, область социально-психологического тренинга ориентирована в направлении воздействия на развитие личности, группы посредством оптимизации форм межличностного общения, другими словами С.П.Т (Социально-психологический тренинг) рассматривается как средство как средство развития компетентности в общении. О важности и актуальности понимаемой таким образом цели тренинга свидетельствуют тенденции повышения весомости общения в жизни современного общества. Другим аспектом значимости сформулированной выше цели является ориентация метода на широкий контингент возможных его участников.

Развитое общение всегда включает в себя две тесно связанные грани – общение, основанное на субъект-объектной схеме, при котором партнёрам, по существу, отводятся роли манипулятора и манипулируемого объекта, и общение, основанное на субъект-субъектной схеме. Последнее характеризуется равенством психологических позиций участников (оба — субъекты), активностью сторон при которой каждая не только испытывает воздействие, но и сама в равной степени воздействует на другую.

Из двух указанных схем развитого общения определяющей, базовой является субъект-субъектная схема.

Субъект-объектное психологическое воздействие приводит к результату в виде репродуктивных образований, напротив, эффекты продуктивные, творческие по своей природе, совершенно справедливо связываются с психологическим воздействием, реализующим субъект – субъектную форму общения. Поэтому выбор соответствующих средств психологического воздействия, призванных повысить компетентность, должен быть увязан с аспектами компетентности.

Необходимо подчеркнуть, что выполняя в ряде случаев функцию толчка к личностным изменениям, тренинг не охватывает всего процесса изменения в целом, а касается его начальной, инициирующей стадии. Две другие стороны, а именно внутренняя работа по освоению задачи на личностный смысл и получение поддержки процесса  от внешней среды, либо преимущественно, либо целиком лежат за пределами тренинга, реализуясь в сфере послегрупповой повседневной жизнедеятельности участников.

Цель: Упражнение особенно подходит для первого занятия и является хорошим способом «сломать лёд» и быстро познакомить участников друг с другом.

Необходимое время: 30 минут.

Материалы: бумага, карандаш, ручки.

Цель: Следующие упражнения могу предоставить членам группы возможность для лучшего знакомства и экспериментирования с вербальным и невербальным общением.

Подготовка: Специальной подготовки не требуется

Процедура: Выберите себе партнёра. Вместе выполняйте одно из описанных ниже коммуникативных упражнений. Приблизительно через пять минут перейдите к другому партнёру и выполните второе упражнение. То же повторите и для двух последних упражнений.

Спина к спине. Сядьте на пол спина к спине. Постарайтесь вести разговор. Через несколько минут повернитесь и поделитесь своими ощущениями.

Сидящий и стоящий. Один из партнёров сидит, другой стоит. Постарайтесь в этом положении вести разговор. Через несколько минут поменяйтесь позициями, чтобы каждый из вас испытал ощущение «сверху» и «снизу». Ещё через несколько минут поделитесь своими чувствами.

Только глаза. Посмотрите друг другу в глаза. Установите зрительный контакт без использования слов. Через несколько минут вербально поделитесь своими ощущениями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *