Тема 7. Педагогическое наблюдение

Алина Ганзенко

Эксперт по предмету «Педагогика»

Задать вопрос автору статьи

Понятие и сущность педагогического наблюдения

Наблюдение в педагогике – это организованное и целенаправленное фиксируемое восприятие участников педагогического процесса или его определенной стороны.

Выделяют следующие этапы педагогического наблюдения:

  • Постановка цели наблюдения.
  • Формулировка задач, поэтапное решение которых приведет к достижению поставленной цели.
  • Определение времени проведения педагогического наблюдения (длительности процесса).
  • Выбор объекта, предмета и ситуация педагогического наблюдения.
  • Выбор наиболее оптимального метода наблюдения, который будет оказывать наименьшее влияние на объект исследования и при этом обеспечит наилучший результат по сбору необходимых данных.
  • Определение и выбор вариант определения исследуемого явления или действия.
  • Сбор, обработка и интерпретация полученных в ходе наблюдения данных, представление их в виде наглядности (таблица, график, диаграмма и т.д.).

Сделаем домашкус вашим ребенком за 380 ₽

Уделите время себе, а мы сделаем всю домашку с вашим ребенком в режиме online

Бесплатное пробное занятие

*количество мест ограничено

Методы педагогического наблюдения, подразделяются в зависимости от разновидности организуемого наблюдения:

  • В зависимости от уровня формализованности:
    контролируемые;неконтролируемые.
  • контролируемые;
  • неконтролируемые.
  • В зависимости от места проведения:
    естественные;лабораторные;
  • естественные;
  • лабораторные;
  • В зависимости от степени участия исследователя в наблюдаемой ситуации:
    включенные;не включенные.
  • включенные;
  • не включенные.
  • В зависимости от условий организации процесса наблюдения:
    открытые;закрытые.
  • открытые;
  • закрытые.
  • В зависимости от регулярности проведения:
    систематические;случайные.
  • систематические;
  • случайные.

В том случае, если организуется контролируемое педагогическое наблюдение, то прежде чем его проводить исследователь определяет ситуации, в рамках которых оно будет проводиться, а также устанавливает средства и методы фиксации полученных фактов. Данный тип наблюдения используется в основном в исследованиях экспериментального и описательного характера, когда исследователь уже знаком с субъектами педагогического процесса, рассматриваемыми явлениями и его основной задачей является дать им описательные характеристики.

«Анализ педагогического наблюдения» 👇

Неконтролируемое педагогическое наблюдение проводится в естественных условиях, когда перед педагогом стоит задача предварительно ознакомиться с проблемой исследования (учащимися, педагогическим процессом и т.д.). В данном типе наблюдения нет поэтапного плана действий исследователя. Перед началом работы им выделяют только лишь общие черты исследования.

Виды педагогического наблюдения

Выделяют следующие виды педагогического наблюдения:

  • Открытое педагогическое наблюдение – участники наблюдения знают, что о проводимом исследовании. Исследователь находится среди учащихся, например, присутствует во время урока, учебного занятия, индивидуальной работы и т.д.
  • Скрытое педагогическое наблюдение – участники исследования не знают о проводимом наблюдении. Данный вид наблюдения позволяет исследователю определить особенности поведения учащихся, отдельных групп и микрогрупп, увлечения детей, особенности их взаимоотношений друг с другом, а также определение места каждого испытуемого в исследуемом коллективе.
  • Включенное педагогическое наблюдение – исследователь принимает непосредственное участие в происходящих вокруг событиях. При этом исследователь может не выделяться среди участников исследования, то есть изучать, интересующие его элементы, скрыто. Либо исследователь принимает участие включено и испытуемые знают о том, что он проводит исследование.
  • Невключенное педагогическое наблюдение – наблюдать не принимает участие в событиях и ситуации, которые он наблюдает. При этом участники могут знать о проводимом исследовании, а могут и не знать. Наблюдение осуществляется исследователем со стороны.
  • Естественное наблюдение – осуществляется в естественных условиях жизнедеятельности испытуемых. Исследователь не ставит никаких дополнительных условий, не дает указаний, не определяет рамки и т.д. Педагог наблюдает за поведением испытуемых в естественных и обыденных условиях.
  • Лабораторное педагогическое наблюдение – исследователем создаются искусственные условия, имеющие определенные рамки и правила, которые участники должны соблюдать. Во время взаимодействия участников между собой в данных условиях исследователь осуществляет наблюдение и фиксацию необходимых данных.
  • Систематическое педагогическое наблюдение – проводится исследователем систематически, с определенной периодичностью. В основном такие наблюдения проводятся по заранее разработанному плану, который устанавливает конкретную роль для наблюдателя в рамках происходящих событий.
  • Случайное наблюдение – осуществляется не запланировано, без заранее составленного плана или программы, однако при этом наблюдение представляет собой богатый источник необходимой информации.

Требования к педагогическому наблюдению

К проведению педагогического наблюдения предъявляется ряд требований:

  • Максимальное сохранение естественного проявления личностных качеств испытуемого.
  • Объективная фиксация и анализ полученной информации и данных.
  • Целенаправленность процесса наблюдения.

Педагогическое наблюдение, как метод исследования, имеет ряд достоинств и недостатков.

Основным достоинством педагогического наблюдения, перед иными методами исследования является то, что оно:

  • позволяет наблюдать за изменениями в исследуемом объекте в динамике;
  • позволяет фиксировать педагогические события и явления непосредственно в момент их протекания;
  • позволяет оценивать отдаленные последствия воспитания и обучения;
  • предоставляет фактические сведения о происходящих событиях и явлениях.

Отрицательные стороны педагогического наблюдения:

  • присутствие субъективности при осуществлении анализа и оценки информации со стороны исследователя;
  • недоступность ряда сторон деятельности участников исследования;
  • малый охват выборки испытуемых;
  • пассивная позиция исследователя.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Особенности педагогических наблюдений

Марина Сергеевна Баева

Особенности предназначения педагогических наблюдений

Педагогическое наблюдение – это метод, при помощи которого осуществляется целенаправленное восприятие определенного педагогического действия или явления для получения конкретных данных и фактов.

Основная особенность педагогического наблюдения заключается в том, что оно носит пассивный и созерцательный характер, исследователь не оказывает никакого влияния на исследуемые процессы, не имеет возможности их изменить.

Отличие педагогического наблюдения от бытового наблюдения заключается в том, что объект исследования имеет определенную конкретность и наделен специальными приемами регистрации наблюдаемых фактов и явлений.

Еще одной особенностью педагогического наблюдения является его предназначение, которое заключается в следующем:

  • Выявление того, что происходит с ребенком, распознать причины его поведения и состояния, осмыслить возможные последствия.
  • Определение ведущих интересов, умений и потребностей каждого ребенка, направленность его творческих умений.
  • Возможность выбора правильной педагогической стратегии дальнейшего воспитания, обучения и развития детей.
  • Определение динамики изменений в познавательном, физическом, социальном, эмоциональном и интеллектуальном развитии детей. Получение максимально точной и адекватной оценки общего развития ребенка. На основании полученных данных осуществление согласования мнений педагога и родителей ребенка, по его дальнейшему воспитанию и обучению.
  • Определение наиболее эффективных методов, средств и приемов обучения и воспитания детей, а также разрешения разнообразных проблемных ситуаций, возникающих в рамках педагогического процесса. Кроме того, педагогическое наблюдение помогает прогнозировать возможное поведение ребенка и предотвращение возникновения негативных ситуаций и последствий.
  • Получение общей информации об уровне развития ребенка, которой могут воспользоваться в дальнейшем, как педагоги, так и родители ребенка, с целью лучшего его понимания и координации собственных действий. Данный обмен информацией способствует установлению между родителями и педагогами необходимого партнерства, позволяющего оптимизировать процесс воспитания, обучения и развития ребенка.
  • Внесение необходимых изменений в развивающую среду. В процессе наблюдения педагог отмечает, какие места и материалы дети используют во время свободной деятельности (перемены) и по возможности насыщают ими пространство группы (класса), создают необходимые условия в соответствии с потребностями детей.
  • Определение моментов, которые вызывают озабоченность и требуют организованного педагогического вмешательства. Особенно это актуально, когда ребенок испытывает определенные трудности в воспитании, обучении или развитии.
  • Необходимость внесения в учебный план изменений, с целью совершенствования воспитательно-образовательного процесса. Изменения осуществляются на основании тех данных, которые педагог получает в процессе педагогического наблюдения. Изменению подвергается содержание педагогического процесса, используемые педагогом методы и средства, возможная замена их на эффективные авторские технологии.
  • Возможность получения обратной связи, которая показывает эффективность и успешность реализуемого педагогического процесса. Это позволяет педагогу объективно оценить собственный профессионализм.

«Особенности педагогических наблюдений» 👇

Основные требования к организации педагогического наблюдения

Организация педагогического наблюдения требует от организатора соблюдения ряда требований и условий, которые «вытекают» из особенностей данного метода исследования.

Основные требования и условия к организации педагогического наблюдения:

  • Организуемое педагогическое наблюдение должно обязательно иметь определенную цель, которая подразумевает получения конкретного результата, представленного в виде достоверного заключения.
  • Проведение педагогического наблюдения осуществляется по заранее составленному плану или разработанной Программе. Вся получаемая информация должна быть зафиксировано заранее выбранным способом (протокол, фотография и т.д.).
  • Признаки, которые исследовать планирует наблюдать должны быть минимальны, так как это поможет обеспечить точность полученного результата. Чем детальнее исследованы некоторые признаки, тем точнее будет полученные данные и, соответственно, большую научную ценность они будут иметь.
  • Наблюдение должно проводиться в естественных и реальных условиях.
  • Необходимо заблаговременно определить возможные ошибки в наблюдении и постараться их предупредить.

Основной особенностью педагогического наблюдения является то, что оно позволяет видеть каждого ребенка как отдельную личность, которая реализует свой собственный потенциал развития.

В связи с чем, большое значение в разработке педагогического наблюдения имеет планирование схемы его проведения:

  • Определение актуальной проблемы или проблемной ситуации.
  • Постановка цели наблюдения и формулирование задач.
  • Определение объекта и предмета наблюдения.
  • Подбор методов, средств и приемов наблюдения, а также регистрации получаемых данных и информации.
  • Построение плана наблюдения.
  • Подбор методов обработки полученных результатов.
  • Непосредственное проведение процесса наблюдения, в соответствии с составленным планом.
  • Обработка и интерпретация полученной в ходе наблюдения информации.

На основе такой или подобной схемы разрабатывается форма протокола, в который заносится только факт проявления той или иной реакции или поведения. Это позволяет в какой-то мере преодолеть недостатки, присущие наблюдению как методу научного исследования: субъективизм исследователя и трудность осуществления количественной статистической обработки полученных данных.

Понятие и виды наблюдения

Один из наиболее популярных методов педагогического исследования является наблюдение. Наблюдение самый древнейший метод познания окружающей действительности. Востребованность наблюдения, как метода педагогического исследования, обусловлена тем, что оно не требует специальной подготовки и вложений в организации. Эффективность наблюдения подкрепляется его сочетанием с такими методами как эксперимент и беседа.

Наблюдение – это планомерное и целенаправленное восприятие процесса, объекта, явления и др., результаты которого фиксируются исследователем и в последующем подлежат обработке.

Сущность наблюдения заключается в полной и точной фиксации фактом, посредством всех органов, чувств, знаний, умений и жизненного опыта исследователя.

Функция наблюдения – прием и фиксация сведений об объекте исследования, в процессе прямой и обратной связи исследователя и испытуемого.

Объектами педагогических наблюдений могут выступать только те стороны воспитательно-образовательного процесса, которые наблюдатель может зафиксировать, не изменяя и не нарушая ход педагогического исследования.

Например, в качестве объекта исследования могут выступать средства и методы воспитания, обучения и развития; деятельность педагога; параметры выполнения различного рода деятельности и т.п.

Выбор и определение объекта педагогического исследования обусловлены поставленной целью и задачами исследования.

Наблюдение как метод педагогического исследования принято классифицировать по следующим признакам:

«Наблюдение как метод педагогического исследования» 👇

Этапы процедуры наблюдения

Эффективность результатов, полученных в ходе наблюдения, во многом зависит от соблюдения последовательности этапов:

  • Определение основной цели наблюдения, на основании которой исследователь формулирует задачи.
  • Выбор и определение объекта, предмета и ситуации, которые будут исследованы в процессе наблюдения.
  • Выбор способа наблюдения, исходя из установленного объекта исследования.
  • Определение способов регистрации данных, которые будут получены в ходе проведения наблюдения.
  • Осуществление детальной фиксации информации, с использованием специальных средств регистрации.
  • Осуществление и обработка полученной в ходе наблюдения информации, формулирование выводов по итогам проведенного наблюдения.

Требования, предъявляемые к процессу организации наблюдения

Наблюдение как метод исследования отличается от бытовой фиксации событий, что находит отражение в следующих требованиях к наблюдению.

  • Целенаправленность. Постановка четкой, корректно сформулированной цели.
  • Объективность. Требование объективности исключает возможность отбора исследователем только той информации, которая необходима для проведения исследования.
  • Наличие плана наблюдения. В плане должна быть отражена методология наблюдения (цель, задачи, предмет, объект и т.д.).
  • Разработка процедуры. Заблаговременная разработка процедуры наблюдения и формы фиксации наблюдаемых фактов и формулирования промежуточных выводов.
  • Учет возможных ошибок. Прежде, чем приступить к проведению наблюдения исследователь должен предположить, какие могут быть сложности и трудности в работе, а также какие из них могут привести к возникновению ошибок. Выработать стратегию по их предотвращению и устранению.
  • Возможность сравнения, измерения, математической обработки полученных сведений.
  • Необходимое и достаточное количество наблюдаемых признаков. В процессе наблюдения исследователь должен зафиксировать максимальное количество информации, для всестороннего и полноценного проведения исследования и получения достоверных результатов.
  • Оптимальность. Условия наблюдения не должны оказывать влияние на наблюдаемый объект.

Практикум 3. Педагогическое наблюдение как метод социально-педагогического исследования

Понятие о наблюдении, место в ряду методов СПИ. Виды наблюдения в педагогике. Требования к наблюдению как методу исследования

Методы педагогического наблюдения позволяют путем непосредственного восприятия качественных и количественных характеристик изучать различные явления, события, процессы. В области педагогики с помощью наблюдений изучают особенности организации учебного процесса, педагогический опыт отдельных преподавателей и тренеров; особенности поведения учащихся в процессе выполнения различных заданий; применяемые педагогические средства и их место в занятиях, характер и величину нагрузок и т.д. Объектами наблюдений могут быть учащиеся, различные классы в школе, разного возраста и пола; преподаватели и родители; а также условия занятий (в классе, в спортзале, в студии или на воздухе), сроки занятий (продолжительность, периоды); а также воспитательный потенциал семьи и образовательного учреждения, взаимоотношения между взрослыми и детьми в семье и т.д.

В методике проведения социально-педагогических исследований могут использоваться различные виды наблюдений, классифицирующиеся в зависимости от условий проведения наблюдения (клинические, естественные); способа записи и регистрации данных (с графической регистрацией, с цифровой регистрацией, фото- и кинонаблюдения, комплексные); отдлительности наблюдения (длительные, одномоментные); объекта и формы организации наблюдения (индивидуальные, групповые, командные); способа взаимоотношений наблюдателя и наблюдаемого (обычные, включенные, участвующие); способа наблюдения (визуальные, приборные, самонаблюдения).

Техника проведения наблюдения, его содержание зависят от многих обстоятельств и, главным образом, от существа и особенностей изучаемой проблемы, от конечной цели и задач исследования, от условий, в которых находятся предмет изучения и исследователь, от оснащенности вспомогательными средствами, от опыта и других личных качеств ведущего наблюдение и от количества участников исследовательской работы. Когда учтены все перечисленные обстоятельства, составляется план наблюдений, предусматривающий задачи, выделяющий объекты и содержание наблюдения, определяющий методику анализа собранного материала, примерную продолжительность и время проведения наблюдений.

Для регистрации результатов педагогического наблюдения могут использоваться самые разнообразные способы и приемы, как с применением технических средств, так и без них. Наиболее простым и доступным считается протоколирование, которое обычно ведется на заранее подготовленных бланках (см. Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5 и Приложение 6).

Процедура конкретного наблюдения не зависит от его типа, а также применяемых средств и методов и предусматривает четыре этапа.

Алгоритм педагогического наблюдения

При использовании в методике наблюдений все более современных регистрирующих устройств, диапазон применения этого метода в социально-педагогических исследованиях расширяется.

Хронометрирование. Хронометрирование можно рассматривать как составную часть педагогического наблюдения. Однако в отдельных случаях оно может использоваться и как самостоятельный метод. Основное содержание хронометрирования – определение времени, затрачиваемого на выполнение каких-либо действий. Результаты хронометрирования записываются непосредственно на месте хронометрирования в специальных протоколах, в которых заполняются только первые три колонки: часть урока, содержание занятия, время окончания деятельности. Остальные пять колонок (выполнение физических упражнений, слушание и наблюдение, отдых и ожидание, действия по организации и простои) заполняются после соответствующего расчета времени. Обработку результатов хронометрирования необходимо делать в следующем порядке. Вначале рассчитывается время по видам деятельности. Вычисление осуществляется путем определения разности показаний секундомера, зафиксированных с окончанием предыдущей деятельности, и показаний секундомера с завершением последующей деятельности занимающегося. Эти данные заносятся в соответствующие графы. Для получения общей продолжительности занятия и отдельных его частей показатели столбика 3 суммируются. Таким же образом можно рассчитать общую продолжительность каждого вида деятельности.

После этого вычисляется плотность занятия в целом и его отдельных частей. Для расчета моторной плотности занятия необходимо суммировать все числа графы 2 (выполнение физических упражнений) и проставить полученные значения в формулу:

Тема 7. Педагогическое наблюдение

где МП – моторная плотность; Тфу – время выполнения физических упражнений; Тобщ – общая продолжительность занятий или его части. Показатели моторной плотности меняются в зависимости от вида, содержания урока, применяемых методов и могут варьироваться от 50 до 80 %.

Для определения общей плотности урока суммируются показатели граф 2, 3 и 5, кроме времени на отдых, ожидание и простои (графы 4 и 6), после чего эти значения проставляются в следующую
формулу:

Тема 7. Педагогическое наблюдение

где Тпол – полезное время занятий.

Общая плотность полноценного урока физической культуры должна приближаться к 100 %.

Памятка для проведения педагогического наблюдения

• Социальный педагог изучает ситуацию, явление или психические процессы, возникающие в ходе естественной жизнедеятельностиподопечного(ых) воспитанника(ов).

• Социальный педагог не может активно вмешиваться в ход педагогических событий (урока, мероприятия, беседы, игры и др.), ситуаций (конфликта, спора и др.) или протекания психических процессов.

• Социальный педагог как исследователь может долго ожидать, чтобы возникли такие связи между явлениями и влияющими на них факторами и условиями, которые он хотел бы изучить.

• Социальный педагог фиксирует фон и условия протекания изучаемого явления и других фактов поведения.

• Социальный педагог фиксирует факты поведения подопечных воспитанников (или клиентов) и личностных проявлений психических процессов в сложившихся условиях и обстоятельствах.

• Социальный педагог как исследователь не может воспроизвести заново явление, которое он уже наблюдал, сохраняя те же условия и обстоятельства.

• Хронометрирование осуществляется на одном ученике с наиболее типичными характеристиками (или с характеристиками значимыми для социально-педагогического наблюдения). Методика хронометрирования должена соблюдаться в строгой последовательности.

1. Используя бланк наблюдения и «Памятку о проведении педагогического наблюдения» Приложение 3 и 4 С. 40-44., проведите педагогическое наблюдение и сделайте выводы относительно исследуемой формы педагогической деятельности.

2. Посетите урок в общеобразовательной школе. Используя бланк наблюения урока Приложения 5 С. 45-46 , сделайте фото-записьурока и дайте ему отзыв.

3. Используя формулу, осуществите процедуру хронометрирования. Дайте оценку эффективности распределения ресурса времени у наблюдаемого ученика на примере одного урока (Приложение 6 С. 47)

наблюдение, наблюдатель, включенное – не включенное наблюдение, хронометраж урока.

В  теории  и  методике  педагогических  исследований  не  существует  какой-либо  общепринятой  классификации  видов  педагогических  наблюдений.  Объясняется  это  их  большой  изменчивостью  и  наличием  разнообразных  признаков,  которыми  они  могут  характеризоваться.  В  настоящее  время  можно  говорить  лишь  об  условной  группировке  видов,  причем  в  большей  мере  заимствованной  у  социологов.

Виды  педагогических  наблюдений:

Проблемные  наблюдения  (в  педагогике  они  называются  еще  монографическими)  представляют  собой  наблюдения  за  несколькими  взаимосвязанными  педагогическими  явлениями,  составляющими  в  сумме  одно  из  определяющих  направлений  воспитания.  Чтобы  разносторонне  оценить  эффективность  воспитания    на  основе  новых  программ.  Требовалось  вести  наблюдения  по  разным  направлениям,  изучать  многие  педагогические  явления,  тесно  связанные  между  собой  и  влияющие  друг  на  друга,  устанавливать  качественные  и  количественные  меры  их  взаимного  влияния  и,  в  итоге,  определять  влияние  всех  изучаемых  явлений  на  конечный  результат.

Тематическое  наблюдение  характеризуется  более  узкими  рамками  объекта  наблюдения,  минимумом  педагогических  явлений,  подлежащих  изучению.  Из  целостного  учебно-воспитательного  процесса  как  бы  вычленяется  то  или  иное  явление  и  подвергается  наблюдению.  Все  это  создает  возможности  для  более  глубокого,  хотя  и  локального,  изучения  педагогического  явления.

Тематическое  наблюдение  наиболее  широко  представлено  в  практике  научных  исследований.  Объясняется  это  его  относительной  доступностью  для  индивидуальных  исследований.

Разведывательные  наблюдения,  или  предварительные,  не  имеют  четкой  программы.  Она  может  уточняться  и  видоизменяться  по  ходу  самих  наблюдений.  Применяются  наблюдения  этого  вида  с  целью  более  глубокой  разработки  гипотезы  и  методики  всего  исследования,  Они  могут  предварять  постановку  эксперимента  и  основного  наблюдения.  В  частности,  во  время  разведывательных  наблюдений  может  отрабатываться  техника,  процедура  наблюдения  (выбор  места  для  наблюдения,  форма  записи  наблюдаемого  и  т.п.).

Основное  наблюдение  (его  еще  называют  стандартизированным)  имеет  четко  разработанную  программу  наблюдения  и  технику  фиксирования  результатов  в  уже  опробованных  протоколах,  таблицах  и  т.п.  Такая  жесткая  регламентация  всех  действий  исследователя  позволяет  в  некоторых  случаях  привлекать  к  наблюдению  помощников

Наблюдения,  которые  проводятся  с  помощниками,  иногда  называются  опосредованными.  Ими  можно  пользоваться  только  в  тех  случаях,  когда

  • во-первых,  подлежат  регистрации  четко  видимые  факты,  позволяющие  зафиксировать  “да”  или  “нет”;
  • во-вторых,  имеется  настолько  точная  методика  регистрации,  что  помощнику  не  придется  уточнять  ее;
  • в-третьих,  когда  помощники  имеют  хорошую  теоретическую  подготовку  и  практические  умения,  полученные  при  пробных  наблюдениях.

Опосредованные  наблюдения  обладают  тем  неоспоримым  преимуществом,  что  с  их  помощью  можно  собрать  большее  количество  данных,  сделав  выборку  более  репрезентативной.  Значительную  роль  эти  наблюдения  могут  сыграть  в  корректировке  данных,  собранных  самим  исследователем,  при  одновременном  фиксировании  им  вместе  с  помощниками  элементов  педагогического  процесса.

Включенные  наблюдения,  или  наблюдения  “изнутри”,  предусматривают  активное  участие  самого  исследователя  в  том  воспитательном  процессе,  который  он  должен  анализировать  и  оценивать.

Положительные  стороны  включенного  наблюдения  трудно  переоценить.  С  его  помощью  можно  вскрыть  те  глубинные  особенности  педагогического  процесса,  которые  наблюдению  “со  стороны”  просто  неподвластны.

Тем  не  менее  включенное  наблюдение  имеет  и  недостатки:

  • во-первых,  в  ходе  его  невозможна  текущая  регистрация  всех  событий,  так  как  исследователь  вынужден  все  фиксировать  после  занятий,  на  память  (правда,  этот  недостаток  может  быть  снят  при  использовании  видеозаписи,  киносъемки,  магнитофонной  записи  или,  наконец,  анализа  занятия  помощником);
  • во-вторых,  при  длительном  участии  в  занятиях  у  исследователя  может  наступить  привыкание,  которое  невольно  заставит  его  мыслить  категориями  занимающихся,  другими  словами,  он  утратит  ту  свежесть  восприятия,  которая  обычно  характерна  для  постороннего  наблюдателя;
  • в-третьих,  требуется  определенное  время  привыкания  коллектива  занимающихся    к  исследователю.

Невключенное  наблюдение  является  прямой  противоположностью  наблюдению  предыдущего  вида:  исследователь  наблюдает  со  стороны,  не  принимая  личного  участия  в  занятиях,  он  является  лишь  свидетелем  происходящего.  Этот  вид  наблюдения  встречается  в  исследованиях  гораздо  чаще,  чем  первый.

Преимущество  невключенного  наблюдения  состоит  в  том,  что  оно  не  имеет  тех  ограничений  в  сфере  применения,  которые  присущи  включенным  наблюдениям.  В  этом  же  смысле  можно  говорить  о  его  большей  доступности  для  исследователей.  Наконец,  при  использовании  его  упрощается  проблема  текущего  анализа  занятий,  так  как  его  выполняет  сам  исследователь.

Слабой  стороной  невключенного  наблюдения  является  более  поверхностное,  чем  при  включенном  наблюдении,  восприятие  педагогической  действительности.  Надо  сказать,  что  подобный  недостаток  скорее  является  теоретическим,  так  как  на  практике  он  может  нейтрализоваться  высоким  мастерством  исследователя.  Между  этими  двумя  полярными  видами  наблюдения  могут  существовать  промежуточные,  с  различным  соотношением  признаков  того  и  другого  видов.

Открытыми  наблюдениями  называются  такие,  при  которых  и  занимающиеся,  и  преподаватель  знают,  что  за  ними  ведется  наблюдение.  Наблюдения  этого  вида  наиболее  широко  распространены,  так  как  не  требуют  каких-либо  дополнительных  организационных  мероприятий.  Это,  пожалуй,  их  единственное,  преимущество.  Дело  в  том,  что  даже  самые  безразличные  занимающиеся  и  самый  опытный  педагог  не  останутся  безучастными  к  тому,  что  за  ними  наблюдают.  Это  может  выразиться  в  тех  же  реакциях,  о  которых  говорилось  при  характеристике  открытого  эксперимента.

Стоит  или  не  стоит  говорить  занимающимся  о  задачах  и  содержании  предполагаемых  наблюдений,  зависит  от  конкретных  условий,  и  прежде  всего  от  такта  исследователя,  от  его  умения  расположить  к  себе  занимающихся,  раскрыть  перед  ними  практическую  значимость  наблюдений,  быть  “незаметным”.  Как  выражаются  некоторые  исследователи,  надо  стремиться  “все  видеть  и  быть  невидимым”.

Скрытое  наблюдение  (или  наблюдение  “инкогнито”),  наоборот,  предполагает,  что  занимающиеся  не  знают  о  том,  что  за  их  действиями  ведется  наблюдение.  Основное  преимущество  скрытого  наблюдения  состоит  в  том,  что  поведение  занимающихся  остается  естественным.

Однако  при  использовании  скрытого  наблюдения  исследователь  должен  решить  две  проблемы:  одну  этического  плана,  другую  –  организационного.

Непрерывное  наблюдение  характеризуется  продолжительностью,  которая  свойственна  изучаемому  педагогическому  явлению.  Проводя  такое  наблюдение,  исследователь  имеет  возможность  проследить  развитие  явления  от  начала  до  конца.  В  итоге  о  нем  создается  целостное  представление  и  повышается  достоверность  полученных  результатов.

Простейшим  случаем  непрерывного  наблюдения  является  наблюдение,  проведенное  на  одном  занятии,  с  его  начала  и  до  конца.

Однако  понятие  о  непрерывности  наблюдения  не  тождественно  представлению  б  непрерывности  времени,  в  течение  которого  исследователь  ведет  наблюдение.

Прерывистое  наблюдение  (по  иной  терминологии  –  дискретное,  или  частичное)  характеризуется  тем,  что  изучается  не  все  педагогическое  явление  в  целом,  а  лишь  его  главные  этапы.

В  этом  случае,  разумеется,  не  удается  проследить  за  динамикой  явления,  увидеть  многие  детали,  однако  общий  ход  развития  его,  начальные  и  конечные  признаки  остаются  в  поле  зрения  исследователя  и  позволяют  понять  общую  закономерность.

С  помощью  прерывистых  наблюдений  изучаются  следующие  педагогические  явления:

  • во-первых,  те,  которые  обладают  большой  инертностью  к  действию  педагогических  факторов,  а  потому  требуют  длительного  их  воздействия,  после  чего  только  можно  ожидать  изменений  наблюдаемых  явлений;
  • во-вторых,  интересные  своими  отдаленным  последствиями
  • в-третьих,  те  задачи,  исследования  которых  требуют  длительных  перерывов  между.

Десять  перечисленных  разновидностей  педагогических  наблюдений  сгруппированы  по  парам  на  основании  какого-либо  одного  ведущего  признака.  Каждая  разновидность  в  паре  обладает  своими  преимуществами  и  недостатками  и  может  применяться  только  в  конкретной  ситуации  в  соответствии  с  поставленными  задачами  исследования;  с  другой  стороны,  она  может  характеризоваться  всеми  пятью  признаками.  Например,  проблемное  наблюдение  может  быть  разведывательным  (или  основным),  включенным  (или  невключенным)  и  т.д.

Виды педагогических наблюдений

При всей сложности организации проблемных наблюдений трудно переоценить их значение в решении сложных задач педагогического исследования. С помощью проблемных наблюдений можно выявить не только” общую направленность развития физического воспитания, но и оценить его частные проявления. Предположим, показатели различных наблюдений говорят о том, что с введением новых программ повысился уровень теоретической подготовленности школьников общеобразовательных школ в области физического воспитания, однако некоторые из этих наблюдений свидетельствуют о том, что повышение этого уровня не является следствием улучшения межпредметных связей.

Тематическое наблюдение характеризуется более узкими рамками объекта наблюдения, минимумом педагогических явлений, подлежащих изучению. Из целостного учебно-воспитательного процесса как бы вычленяется то или иное явление и подвергается наблюдению. Все это создает возможности для более глубокого, хотя и локального, изучения педагогического явления.

Следует иметь в виду, что вычленение изучаемого явления ни в коем случае не должно сводиться к его изолированию. Наблюдая, например, за методикой использования подводящих упражнений, нельзя оценивать ее эффективность без учета знаний и умений занимающихся.

Тематическое наблюдение наиболее широко представлено в практике научных исследований. Объясняется это его относительной доступностью для индивидуальных исследований.

По степени определенности программы наблюдения могут быть разведывательными и основными.

Разведывательные наблюдения, или предварительные, не имеют четкой программы. Она может уточняться и видоизменяться по ходу самих наблюдений. Применяются наблюдения этого вида с целью более глубокой разработки гипотезы и методики всего исследования, Они могут предварять постановку эксперимента и основного наблюдения. В частности, во время разведывательных наблюдений может отрабатываться техника, процедура наблюдения (выбор места для наблюдения, форма записи наблюдаемого и т.п.).

Отсутствие предварительно разработанной программы и техники наблюдения делает его сравнительно сложным и требует от исполнителя высокой методологической подготовки.

Разведывательные наблюдения могут вестись двояко: или, как принято говорить, широкой полосой захвата, или узконаправленно. В первом случае наблюдают педагогический процесс в целом и на этом фоне анализируют тот или иной круг интересующих исследователя вопросов. Так поступают в тех ситуациях, когда окончательно еще не сформулирована тема исследования или нет четкой гипотезы. Во втором случае имеется совершенно точный “адрес” наблюдения. Задача наблюдения сводится к тому, чтобы уточнить подход к изучению конкретного явления, некоторые аспекты методики наблюдения.

Следует помнить, что, в ходе наблюдений могут встретиться непредвиденные осложнения, возникнуть самые заманчивые перспективы нового в изучении учебно-воспитательного процесса.

Основное наблюдение (его еще называют стандартизированным) имеет четко разработанную программу наблюдения и технику фиксирования результатов в уже опробованных протоколах, таблицах и т.п. Такая жесткая регламентация всех действий исследователя позволяет в некоторых случаях привлекать к наблюдению помощников (например, для того, чтобы фиксировать в специальном протоколе число бросков по баскетбольному кольцу и число попаданий).

Наблюдения, которые проводятся с помощниками, иногда называются опосредованными. Ими можно пользоваться только в тех случаях, когда, во-первых, подлежат регистрации четко видимые факты, позволяющие зафиксировать “да” или “нет”; во-вторых, имеется настолько точная методика регистрации, что помощнику не придется уточнять ее; в-третьих, когда помощники имеют хорошую теоретическую подготовку и практические умения, полученные при пробных наблюдениях.

Опосредованные наблюдения обладают тем неоспоримым преимуществом, что с их помощью можно собрать большее количество данных, сделав выборку более репрезентативной. Значительную роль эти наблюдения могут сыграть в корректировке данных, собранных самим исследователем, при одновременном фиксировании им вместе с помощниками элементов педагогического процесса.

По стилю (форме) наблюдения делятся на включенные и невключенные.

Включенные наблюдения, или наблюдения “изнутри”, предусматривают активное участие самого исследователя в том учебно-воспитательном процессе, который он должен анализировать и оценивать. Разумеется, подобные наблюдения осуществимы только в тех случаях, когда физические возможности исследователя позволяют ему выполнять все требования педагогического процесса. Наиболее вероятная сфера применения включенных наблюдений – анализ в группах здоровья, в туристских походах и т.п. “Действующие” спортсмены-исследователи могут использовать их при анализе тренировочных занятий. Совершенно исключаются эти наблюдения при исследовании детей.

Положительные стороны включенного наблюдения трудно переоценить. С его помощью можно вскрыть те глубинные особенности педагогического процесса, которые наблюдению “со стороны” просто неподвластны.

Тем не менее включенное наблюдение имеет и недостатки: во-первых, в ходе его невозможна текущая регистрация всех событий, так как исследователь вынужден все фиксировать после занятий, на память (правда, этот недостаток может быть снят при использовании видеозаписи, киносъемки, магнитофонной записи или, наконец, анализа занятия помощником); во-вторых, при длительном участии в занятиях у исследователя может наступить привыкание, которое невольно заставит его мыслить категориями занимающихся и преподавателя, другими словами, он утратит ту свежесть восприятия, которая обычно характерна для постороннего наблюдателя; в-третьих, требуется определенное время привыкания коллектива занимающихся и преподавателя к исследователю.

Невключенное наблюдение является прямой противоположностью наблюдению предыдущего вида: исследователь наблюдает со стороны, не принимая личного участия в занятиях, он является лишь свидетелем происходящего. Этот вид наблюдения встречается в исследованиях гораздо чаще, чем первый.

Преимущество невключенного наблюдения состоит в том, что оно не имеет тех ограничений в сфере применения, которые присущи включенным наблюдениям. В этом же смысле можно говорить о его большей доступности для исследователей. Наконец, при использовании его упрощается проблема текущего анализа занятий, так как его выполняет сам исследователь.

Слабой стороной невключенного наблюдения является более поверхностное, чем при включенном наблюдении, восприятие педагогической действительности. Надо сказать, что подобный недостаток скорее является теоретическим, так как на практике он может нейтрализоваться высоким мастерством исследователя. Между этими двумя полярными видами наблюдения могут существовать промежуточные, с различным соотношением признаков того и другого видов.

По степени осведомленности занимающихся и преподавателя о том, что за ними осуществляется наблюдение, выделяются открытые наблюдения и скрытые.

Открытыми наблюдениями называются такие, при которых и занимающиеся, и преподаватель знают, что за ними ведется наблюдение. Наблюдения этого вида наиболее широко распространены, так как не требуют каких-либо дополнительных организационных мероприятий. Это, пожалуй, их единственное, преимущество. Дело в том, что даже самые безразличные занимающиеся и самый опытный педагог не останутся безучастными к тому, что за ними наблюдают. Это может выразиться в тех же реакциях, о которых говорилось при характеристике открытого эксперимента.

Стоит или не стоит говорить занимающимся и преподавателю о задачах и содержании предполагаемых наблюдений, зависит от конкретных условий, и прежде всего от такта исследователя, от его умения расположить к себе занимающихся и преподавателя, раскрыть перед ними практическую значимость наблюдений, быть “незаметным”. Как выражаются некоторые исследователи, надо стремиться “все видеть и быть невидимым”. Большую роль тут может сыграть так называемое “вживание” исследователя в коллектив, привыкание участников объекта наблюдения к постороннему лицу, создание у них нейтральной установки на задачи наблюдения. Однако, как показывают социологи (Л.А. Петровская, 1972), и в подобной ситуации проблема неестественного поведения людей, за которыми наблюдают, полностью не снимается. Каждый исследователь должен это иметь в виду при анализе результатов наблюдения.

Допустимо ли исследователю появляться без предупреждения для педагогического наблюдения? Мнение, что в этих случаях можно добиться большей естественности в поведении занимающихся и преподавателя, чаще всего не оправдывается. Подобная внезапность нередко вызывает растерянность у наблюдаемых и, следовательно, дает извращенное представление о характере педагогического процесса.

Проводя открытое наблюдение, исследователь обязан дать заверения, что результаты будут достоянием только научной работы, а публикации с упоминанием фамилий будут допущены лишь с разрешения самих занимающихся и преподавателя.

Скрытое наблюдение (или наблюдение “инкогнито”), наоборот, предполагает, что ни занимающиеся, ни преподаватель не знают о том, что за их действиями ведется наблюдение. Основное преимущество скрытого наблюдения состоит в том, что поведение занимающихся и преподавателя остается естественным.

Однако при использовании скрытого наблюдения исследователь должен решить две проблемы: одну этического плана, другую – организационного.

Вопрос об этической стороне дела не является праздным, так как в итоге речь идет об оценке деятельности людей. Даже если она будет положительной и люди никогда не узнают, что за ними велось наблюдение, то и тогда исследователь должен иметь моральное основание для этого. Не случайно некоторые социологи, особенно зарубежные, ставят под сомнение правомочность скрытого наблюдения. Однако вряд ли эти опасения имеют существенные основания для советской науки. В конечном итоге все зависит от цели, которую преследует наблюдатель. Цель любого скрытого наблюдения в нашей действительности определяется общественными интересами, стремлением повысить уровень физической подготовленности населения нашей страны. Подобная установка в равной мере отвечает интересам и наблюдателя, и наблюдаемых. С этих позиций скрытое наблюдение может расцениваться как полноправный вид педагогического наблюдения.

Что касается второй проблемы, то по поводу организации скрытого наблюдения нельзя дать однозначных рекомендаций. Все зависит от задач и конкретных условий учебно-воспитательного процесса. Можно только заметить, что лучшим, но и наиболее трудным в организационном отношении способом скрытого наблюдения является способ одностороннего видения. Для этого создаются специальные комнаты, из которых через стекло наблюдатель может видеть весь зал. Наблюдателя же не будет видеть никто. Подобные комнаты используются в исследованиях социологов и преподавателей общей педагогики. Наиболее доступным способом скрытого наблюдения является наблюдение из окна школы за работой на спортивной площадке.

По временному признаку педагогические наблюдения делятся на непрерывные и прерывистые.

Непрерывное наблюдение характеризуется продолжительностью, которая свойственна изучаемому педагогическому явлению. Проводя такое наблюдение, исследователь имеет возможность проследить развитие явления от начала до конца. В итоге о нем создается целостное представление и повышается достоверность полученных результатов.

Простейшим случаем непрерывного наблюдения является наблюдение, проведенное на одном уроке, с его начала и до конца.

Однако понятие о непрерывности наблюдения не тождественно представлению б непрерывности времени, в течение которого исследователь ведет наблюдение.

Например, наблюдение за явлением, которое развивалось на протяжении нескольких уроков (предположим, за ходом обучения какому-либо двигательному действию), также является непрерывным. Следовательно, определяющим признаком непрерывного наблюдения является не отсутствие временных перерывов в деятельности исследователя, а прослеживание всех этапов развития того или иного педагогического явления, включая подготовку и последствия определенного периода работы. По времени непрерывное наблюдение может длиться и несколько минут, и несколько месяцев.

Прерывистое наблюдение (по иной терминологии – дискретное, или частичное) характеризуется тем, что изучается не все педагогическое явление в целом, а лишь его главные этапы.

В этом случае, разумеется, не удается проследить за динамикой явления, увидеть многие детали, однако общий ход развития его, начальные и конечные признаки остаются в поле зрения исследователя и позволяют понять общую закономерность.

С помощью прерывистых наблюдений изучаются следующие педагогические явления: во-первых, те, которые обладают большой инертностью к действию педагогических факторов, а потому требуют длительного их воздействия, после чего только можно ожидать изменений наблюдаемых явлений (например, отношение к физическому воспитанию учеников различных классов); во-вторых, интересные своими отдаленным последствиями (например, влияние нового содержания физического воспитания на профессиональную подготовку выпускников общеобразовательных школ); в-третьих, те задачи, исследования которых требуют длительных перерывов между наблюдениями (например, изменение техники исполнения одного и того же двигательного действия под влиянием роста квалификации спортсмена).

Десять перечисленных разновидностей педагогических наблюдений сгруппированы по парам на основании какого-либо одного ведущего признака.

Каждая разновидность в паре обладает своими преимуществами и недостатками и может применяться только в конкретной ситуации в соответствии с поставленными задачами исследования; с другой стороны, она может характеризоваться всеми пятью признаками.

Например, проблемное наблюдение может быть разведывательным (или основным), включенным (или невключенным) и т.д.

Вопросы подготовки исследователя к проведению педагогического наблюдения

Перед тем как проводить педагогическое наблюдение, исследователь должен:

определить задачи наблюдения;

наметить объекты наблюдения, т.е. стороны педагогического процесса, которые будут изучаться;

определить способ проведения наблюдения;

подобрать приемы фиксации полученных данных;

установить методы анализа собранного материала.

Большим преимуществом будут обладать данные таких наблюдений, в которых изучаемый объект наблюдался многократно. При оценке результатов наблюдения необходимо учитывать предшествующую ему деятельность преподавателя и его планы на будущее. Нельзя забывать, что любое педагогическое наблюдение будет полноценным только тогда, когда по ходу анализа раскрываются как положительные, так и отрицательные стороны в деятельности учителя и учеников.

1. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр “Академия”, 2001.

2. Ковальчук В.В., Моїсєєв Л.М. Основи наукових досліджень: Навчальний посібник. К.: ВД „Професіонал”, 2004.

3. Лудченко А.А., Лудченко Я.А., Примак Т.А. Основы научных исследований: Учебн. пособие. К., О-во “Знання”, КОО, 2001.

4. Ашмарин Б.А. Методика педагогических исследований в физическом воспитании. Учебное пособие. ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1973.

5. Методика исследования в физической культуре. Под общей ред. Д.Д. Донского. М., ФиС, 1961.

6. Научные основы физического воспитания и спорта. Реферативный сборник диссертаций. Вып.1 – 5. ФиС, 1958, 1962, 1963, 1968, 1971.

7. Спирин Л.Ф. Педагогический эксперимент в области воспитания. В кн. Методы педагогического исследования. Ред. В.И. Журавлев. М., “Просвещение”, 1972, стр.34 – 61.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *