Школьный проект – это один из способов обеспечения развития ученика. Данные работы обязательны для учащихся. Нередко школьники старших классов сдают экзамены именно в проектной форме, что позволяет лучше оценить их знания и способность усваивать информацию.
Что такое этапы проекта?
Этап проекта – это определенный отрезок времени (1 неделя, 2 недели, месяц, и т.д.) с закреплённым за ним списком задач. Любой проект можно разбить на этапы, особенно удобно это для долгосрочных проектов. Этапы проекта позволяют планировать сроки и объемы работы с большей точностью и дают представление о прогрессе проекта.
Примерный план этапов школьного проекта
Этап 1. Подготовительный
Определение темы проекта. Анализ проблемы. Определяются задачи проекта. Вырабатывается план действий. Выбираются и обосновываются критерии успеха проектной деятельности. Узнать подробнее.
Этап 2. Практический
Самый продолжительный по времени. На этом этапе учащиеся реализуют запланированные шаги (действия), выполняют текущий контроль. При работе над проектом учащиеся реализовывают (осваивают) различные технологии деятельности, новые способы деятельности (видеосъемка, работа с компьютером, проведение социологических исследований и т.д.). Узнать подробнее..
Этап 3. Презентационный
Рекомендуем: Как организовать совместный доступ к проекту через интернет?
Прикрепляем примеры тем для начальной школы общей тематики
Учебный проект – это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до её воплощения, обладающий новизной, выполненный под контролем и при консультации учителя. Выполняя проект вы можете показать свои знания и умения, полученные на занятиях по технологии и другим предметам.
Выполнение индивидуального проекта является обязательным для каждого обучающегося на уровне среднего общего образования. Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом.
Каждый ученик 10-го класса имеет возможность выбрать себе тему(ы) индивидуального(ых) проекта(ов), приняв решение о количестве выполняемых проектов и сроке их (его) выполнения. Возможны следующие варианты:
- В течение двух лет, в 10 и 11 классе, выполняется один индивидуальный проект по выбранной теме с представлением промежуточного результата работы в конце 10 класса и завершенного учебного исследования или разработанного проекта в 11 классе.
- В течение двух лет ученик выполняет два индивидуальных проекта, каждый из которых представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта в конце 10 класса и 11 класса соответственно.
В каком документе сказано про индивидуальный проект?
На уровне среднего общего образования приоритетными направлениями для индивидуального проекта являются:
- социальное;
- бизнес-проектирование;
- исследовательское;
- инженерное;
- информационное.
Темы проектно-исследовательских работ по классам
В рубрике собраны интересные темы исследовательских и проектных работ школьников с 1 по 11 класс по разным предметам.
Исследовательская деятельность способствует познавательной активности школьников, учит их мыслить и делать самостоятельные умозаключения. Организуя учебно-исследовательскую деятельность необходимо помнить, что обозначенная тема для исследовательской работы или поставленная проблема для проекта должна соответствовать возрасту и классу обучения школьника. Это обеспечит подготовленность учащихся к данному виду деятельности, наличие у них фундаментальных знаний по выбранному вопросу, а также обеспечит интерес школьника к проблеме и потребность в ее решении.
Старшеклассники могут писать проектно-исследовательские работы используя широкий круг источников информации. Критериями качества работ являются полнота сбора информации и объективность изложения материала, а также максимальная полнота выявления необходимых сведений и лаконичность изложения второстепенных деталей. Типичным недостатком при этом является перегруженность работы информацией, мало помогающей в раскрытии поставленной темы.
В проектно-исследовательской старшеклассников широко используются такие понятия, как информационные технологии, классификация ИКТ и основные возможности использования средств ИКТ. Руководитель проекта (исследовательской работы) направляет работу при необходимости объединения разных предметных областей, где требуется применение интегрированных знаний.
Независимо от выбранной темы, критерием качества проектно-исследовательской работы является логическая стройность структурных элементов: постановка цели исследования или проблематики проекта, выбора метода решения (исследования), проведение опытных и контрольных экспериментов, анализа результатов, наличие и обоснованность выводов.
В 8-м классе учащиеся самостоятельно выполняют основные этапы планирования проектно-исследовательской работы. Структура, основные разделы, их последовательность и логическая взаимосвязь являются основой качества творческой работы. Они отражают последовательность мышления автора, его действий.
Творческие работы школьников связаны с планированием, достижением и описанием определенного результата. В процессе написания семиклассниками проектно -исследовательской работы целесообразно осуществлять с помощью научного руководителя коррекцию исходной программы для повышения эффективности достижения цели.
В настоящее время в проектно-исследовательских работах наблюдается перенос законов публицистического жанра для выбора и формирования названий проектов и тем исследований.
В 5-м классе теоретический материал, необходимый для выполнения проектно-исследовательской работы, определяет научный руководитель, отбирая необходимые дополнения и расширения к изучаемым в рамках учебных предметов сведения.
При участии в проектно-исследовательской деятельности у младших школьников появляется больше возможностей для сотрудничества. Важным фактором поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности младших школьников является заинтересованность со стороны родителей, помощь информацией, советом.
Применение проектно-исследовательской деятельности помогает младшим школьникам осваивать современные источники информации (интернет, электронные библиотеки, виртуальные энциклопедии).
Проектная работа способствует возникновению интереса у младших школьников к процессу обучения и чувства удовлетворенности не только результатами, но и самим процессом обучения, формируя для каждого ученика ситуацию успеха.
Проектно-исследовательская работа развивает и формирует такие важные качества, как адекватная самооценка, самоопределение, развитие творческих способностей. Психологические особенности первоклассников не позволяют ставить перед ними слишком отдаленные задачи, ставить далекие перспективы, охватывая одновременно несколько направлений деятельности. Эти моменты нужно учитывать при выборе темы проектно-исследовательской работы.
Примеры тем для 10-11 классов
Влияние компьютерных игр на агрессивность и успеваемость подростков Биологическое оружие и биотерроризм Права несовершеннолетних Глобальные экологические проблемы человечества Терроризм, как основная социальная проблема человечества «ГМО: пища будущего или риск для здоровья» Киберпреступность Зависимость подростков от социальных сетей Влияние интернета на успеваемость школьников Польза и вред шоколада, кофе · Английские заимствования в русском языке · Британские королевские церемонии · Влияние группы «Битлз» на музыку 20 века · Влияние женщин на управление страной (М. Тэтчер, королева Элизабет II) · Животные в английских пословицах и поговорках и их русские эквиваленты · Животные в государственной символике англо-говорящих стран · Знаменитые соборы Великобритании · Иностранные заимствования в лексическом составе английского языка · Культурная жизнь Британии – театры, музыкальные фестивали · Купально-плавательные бассейны в нашем городе. · Пристрастие, уносящее здоровье · Россия в олимпийской истории · Физкультура, спорт, здоровье – будущее России · Футбол – игра во все времена. История отечественного футбола · Хоккей – игра во все времена. История отечественного хоккея · Волейбол – игра во все времена. История отечественного волейбола · Испарение и конденсация (фотоальбом) · Как влажность воздуха влияет на жизнедеятельность человека · Техника безопасности в условиях работы человека с электроизмерительными приборами · Геометрия в живописи. Фотоальбом. · Распад СССР и «Перестройка» · Советско – финская война · Геополитическое положение средневековой Руси · Культура Древней Руси как один из факторов древнерусской народности · Развитие норм права на Руси. Категория населения · Дипломатия России петровских времён · Чиновничество в России в XIX веке · Советская разведка до и во время второй мировой войны · Революционные партии России на рубеже XIX – XX веков · XX век в истории России и Испании.
Как выбрать тему школьного проекта? Примеры тем.
Как выбрать тему школьного, индивидуального, исследовательского проекта? Примеры тем с 1 – 11 класс.
Проекты по труду
Также большим простором для творческой работы будет задание по технологии. Темы проектов, рассмотренные ниже, предназначаются для девочек:
- Как оформить кухню-столовую.
- Блюда русской кухни.
- Комнатные растения и интерьер помещения.
- Аксессуары, связанные своими руками.
- Декор и сервировка праздничного стола.
А вот какие проекты могут подготовить мальчики:
- Изготовление настенных полочек для дисков или книг.
- Как смастерить доску для нарезки овощей.
- Модели самолетов, кораблей, автомобилей.
- Изготовление скамейки.
- Как смастерить складной столик для балкона.
Защита проекта
Защита индивидуального проекта является одной из обязательных составляющих оценки образовательных достижений обучающегося. Невыполнение выпускником индивидуального проекта равноценно получению неудовлетворительной оценки по учебному предмету.
Отметка за выполнение проекта выставляется как в 10 классе, так и в 11 классе в электронный журнал на отдельной странице «Индивидуальный проект». Итоговая отметка в аттестат по дисциплине «Индивидуальный проект» выставляется в соответствии с порядком заполнения, учета и выдачи аттестатов о среднем общем образовании.
Защита проекта подразумевает возможность услышать все достоинства и возможные недостатки, а также планирование дальнейшего его использования. Защита проекта – важный заключительный этап.
Перед защитой необходимо подготовить все необходимые документы, конечный продукт и презентацию. Защита проекта показывает технологические знания и умения разработчика, его способность грамотно представить свой проект тем, кто его оценивает.
Публично должны быть представлены два элемента проектной работы:
- защита темы проекта (проектной идеи);
- защита реализованного проекта.
На защите темы проекта (проектной идеи) с обучающимся должны быть обсуждены:
- актуальность проекта;
- положительные эффекты от реализации проекта, важные как для самого автора, так и для других людей;
- ресурсы (как материальные, так и нематериальные), необходимые для реализации проекта, возможные источники ресурсов;
- риски реализации проекта и сложности, которые ожидают обучающегося при реализации данного проекта;
В результате защиты темы проекта должна произойти (при необходимости) такая корректировка, чтобы проект стал реализуемым и позволил обучающемуся предпринять реальное проектное действие.
На защите реализации проекта обучающийся представляет свой реализованный проект по следующему (примерному) плану:
- Тема и краткое описание сути проекта.
- Актуальность проекта.
- Положительные эффекты от реализации проекта, которые получат как сам автор, так и другие люди.
- Ресурсы (материальные и нематериальные), которые были привлечены для реализации проекта, а также источники этих ресурсов.
- Ход реализации проекта.
- Риски реализации проекта и сложности, которые обучающемуся удалось преодолеть в ходе его реализации.
Формы представления результатов
Формы представления результатов проектной деятельности (продукт деятельности):
- макеты, модели, рабочие установки, схемы, план-карты;
- постеры, презентации;
- альбомы, буклеты, брошюры, книги;
- реконструкции событий;
- печатные статьи, эссе, рассказы, стихи, рисунки;
- результаты исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров;
- документальные фильмы, мультфильмы;
- выставки, игры, тематические вечера, концерты;
- сценарии мероприятий;
- веб-сайты, программное обеспечение, компакт-диски (или другие цифровые носители) и др.
Требования к содержанию индивидуального проекта
Тема проекта должна быть сформулирована грамотно (в том числе с литературной точки зрения) и отражать содержание проекта.
Структура проекта содержит в себе:
- титульный лист (приложение 1),
- введение,
- основную часть,
- заключение,
- список литературы.
Введение должно быть кратким и четким. Его не следует перегружать общими фразами. Введение включает в себя ряд следующих положений:
- обоснование актуальности выбранной темы;
- формулировка гипотезы;
- постановка цели работы ;
- формулировка задач, которые необходимо решить для достижения цели;
- желательно указать методы и методики, которые использовались при разработке проекта, осветить практическую значимость своей работы;
- указать срок работы над проектом (один или два года).
Основная часть проекта состоит их двух разделов. Первый раздел содержит теоретический материал, а второй – практический (экспериментальный). Основная часть работы состоит из глав, которые могут делиться на параграфы, а параграфы, в свою очередь, – на пункты.
В заключении следует четко сформулировать основные выводы, к которым пришел автор, описать, достигнуты ли поставленные цели, решены ли задачи, подтверждена или опровергнута гипотеза, отметить новизну подхода и/или полученных решений, актуальность и практическую значимость полученных результатов (продукта деятельности).
Для конструкторских проектов в пояснительную записку, кроме того, включается описание особенностей конструкторских решений, для социальных проектов — описание эффектов/эффекта от реализации проекта.
Выводы должны быть краткими и органически вытекать из содержания работы.
Обязательно прочитайте: Рекомендации по выполнению проектных и исследовательских работ
Требования к оформлению работы
Работа должна быть набрана на компьютере в текстовом редакторе Microsoft Word (или аналогичном) с соблюдением следующих требований:
- работа должна быть отпечатана на листах белой бумаги формата А4 (допускается двусторонняя печать) с полями: левое – 30 мм, верхнее – 20 мм, правое – 15 мм, нижнее – 20 мм;
- размер шрифта 14 (Times New Roman);
- интервал – полуторный;
- нумерация страниц – сквозная, арабскими цифрами;
- каждый абзац печатается с красной строки, абзацный отступ должен быть равен 1,25 см;
- в случае использования таблиц и иллюстраций следует учитывать: единственная иллюстрация и таблица не нумеруются;нумерация иллюстраций и таблиц допускается как сквозная (Таблица 1, Таблица 2 и т.д.), так и по главам (Рис. 4.1. Рис. 5.2 и т.п.);в графах таблицы нельзя оставлять свободные места. Следует заполнять их либо знаком « — » либо писать «нет», «нет данных».
- единственная иллюстрация и таблица не нумеруются;
- нумерация иллюстраций и таблиц допускается как сквозная (Таблица 1, Таблица 2 и т.д.), так и по главам (Рис. 4.1. Рис. 5.2 и т.п.);
- в графах таблицы нельзя оставлять свободные места. Следует заполнять их либо знаком « — » либо писать «нет», «нет данных».
Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается.
Требования к защите индивидуального проекта
Защита индивидуальных проектов проходит в соответствии с общешкольным графиком защиты проектов. На защиту индивидуального проекта выносится:
- папка с содержанием индивидуального проекта,
- продукт проектной деятельности,
- презентация проекта, сопровождающая выступление учащегося на защите,
- отзыв руководителя проекта, содержащий краткую характеристику работы учащегося в ходе выполнения проекта (при необходимости).
Рекомендуемый план выступления на защите проекта
- Представление (приветствие, представить себя — класс, ФИ, представить руководителя).
- Тема проекта, сроки работы над проектом.
- Актуальность темы (если для подтверждения актуальности темы проводилось исследование, то представить результаты). На данном этапе выступления нужно ответить на вопрос: «Почему эта тема актуальна для Вас и для окружающих?».
- Озвучить цели, задачи проектной работы, гипотезу (при наличии).
- Описать ход работы над проектом, т.е. рассказать не содержание работы, а то, как Вы работу выполняли. Отвечаем на вопрос: «Что я делал(а)?».
- Представить результат работы, т.е. представить продукт деятельности. В чем новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов продукта деятельности (кто, как и где его может использовать)? Продукт надо показать.
- Сделать вывод, отвечая на вопросы: «Достигнута ли цель работы?», «Выполнены ли задачи проекта?». «Подтверждена или опровергнута гипотеза?».
- Сформулировать задачи 2-го года работы над проектом (если работа рассчитана на 2 года).
Сто самых интересных тем для школьных проектов
Проектная деятельность – веяние в школьной жизни относительно новое. Родители, а порой и учителя, жмурятся от одного упоминания. Так ли страшен зверь? Кому он служит? И как направить его во благо своего ребенка?
Современные реалии диктуют свои правила: хорошо живет успешный. А успешный тот, кто может ставить задачи, мобилизовать ресурсы, достигать цели, управлять командой и далее по списку. Да, сейчас не каждый взрослый справится со всем этим списком, однако дети наши будут лучше, чем мы. И министерство образования уверено, что качества успешного человека нужно начинать формировать прямо в первом классе.
Что это вообще такое, проектная деятельность? Многие думают, что проект – это доклад. Или реферат. Или, если серьезно, то целое исследование. Проектная деятельность содержит в себе элементы подготовки доклада, реферата и может включать в себя исследование.
Проектная деятельность учащихся – это учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, результатом которой становится решение какой-либо проблемы, представленное в виде его подробного описания (проекта).
Методы работы с проектом
1. Изучение литературы и других источников информации по теме
Не забывайте, что информация может иметь разную степень достоверности, делайте ссылки на источники информации.
Составьте план наблюдения (когда, где, сколько по времени и за чем наблюдать). Запишите результаты наблюдений.
Есть 3 вида опроса: беседа, интервью, анкетирование. Результаты опроса могут быть представлены текстом или в форме диаграмм.
Это проведение серии опытов. Опыт включает в себя создание определенных условий, наблюдение за происходящим и фиксацию результатов. Условия, ход эксперимента, полученные результаты должны быть подробно описаны в работе.
Чему учит проектная деятельность
При правильной подаче проектная деятельность дает ребенку хорошие навыки в области целеполагания, понимания “что я хочу” и “зачем это нужно”.
Однако, подача частенько страдает. Ну право, не может МарьИванна вложить душу 30 раз за неделю, ее физически на это не хватит. Поэтому и темы попадаются неинтересные, пресные, где развивается единственный, весьма сомнительный навык – терпеть то, что тебе не нравится.
Вникать самим. Не проводить исследования, не писать доклады по ночам, но помогать найти тему, хотя бы расспросив – а что тебе сейчас интересно? Покопаться в увлечениях, показать энциклопедии и взять на карандаш странички, на которых загораются глазки!
Темы исследовательских работ и проектов для младших школьников
Животные, птицы, насекомые
- Отличие в поведении больших и маленьких собак
- Пернатые архитекторы
- Поможем зимующим птицам
- Царевна-лягушка, или как я вырастила лягушку сама
- Почему у камбалы глаза на одной стороне
- Наблюдения за развитием муравейника
- Понимаем ли мы животных, или как привлечь бабочек в свой сад
- Хвала пчеле!
- Иппотерапия: общение с лошадьми – лучшее лекарство.
- Бездомные животные – проблема каждого из нас
- Умеют ли животные считать?
- Как научить собаку выполнять команды?
- Почему коты не любят купаться?
- Почему собаки не любят кошек?
- Влияние музыки на аквариумных рыб.
- Маленькая история о моей большой семье
- Любимые песни моей бабушки
- Достопримечательности нашего города
- Кислородное голодание городских жителей
- Хорошо в деревне летом: чем деревенская жизнь отличается от городской
- Какую работу я могу делать уже сейчас?
- Как организовать свое время?
- Чистота на моей улице. Что я могу сделать с мусором?
- Русский и европейский снеговик: что общего и в чем различия?
- Как погода влияет на настроение?
- Почему люди разговаривают во сне?
- Зачем учителя ставят двойки?
- Зачем нужны социальные сети?
- Теория лжи: как заметить, когда человек врет.
- Что говорят жесты о настроении?
- Нормы вежливости в разных странах: что общего и в чем различия?
- Имя и характер связаны: правда или миф?
- Как работает страх?
- Как ответить на грубость?
- Мысль материальна: правда или миф.
- Что думают одноклассники о желании или нежелании учиться?
Здоровье и питание
- 5 правил закаливания, которые я испытал на себе
- Как зарядка влияет на человека?
- Как мультфильмы влияют на психику ребенка
- Мой режим питания
- Опасности двора
- Чем полезны холод и голод?
- Полезные сладости без сахара
- Домашний хлеб
- Здоровые привычки питания
- Что полезно есть на завтрак и почему?
- Откуда в хлебе дырочки
Наука (литература, история, математика..)
- Молодежный жаргон в речи современных школьников
- Единицы измерения в Древней Руси
- Математические пословицы
- Приемы быстрого счета
- Как написать стихотворение?
- Сказка в музыке.
- Как выбрать спелый арбуз
- Соль – материал для творчества.
- Скотч – материал на все случаи жизни.
Темы для средней и младшей школы
Интересные темы для проектов – залог того, что работа будет увлекательной для школьника. Если проект является исследовательским, он должен включать в себя элементы научного труда – гипотезу, ее проверку, лабораторное исследование, анализ полученных на выходе результатов. Например, избрана тема о выращивании бобов в домашних условиях. Школьник может подготовиться заранее – прочесть нужный материал по природоведению; провести эксперимент – прорастить бобы; сделать фотографии растения на каждом из этапов. Следующие интересные темы для проекта подойдут учащимся средних и младших классов:
Примерные темы учебных проектов
- Альтернативные виды энергии. Архитектура мостов.
- Беспроводная передача энергии.
- Двигатель внутреннего сгорания. Сравнительный анализ систем.
- Изготовление и испытание модели телескопа
- Изучение принципа работы люминесцентной лампочки
- Изучение электромагнитных полей бытовых приборов.
- Использование энергии Солнца на Земле
- История развития электрического освещения
- Магнитное поле Земли
- Солнечное и лунное затмения
- Определение КПД солнечной батареи
- Светодиоды и их применение
- Солнечные батареи и их применение.
- Сохранение электрической энергии в домашних условиях.
- Трансформатор Тесла.
ИНФОРМАТИКА
Примерные темы для индивидуальных проектов по другим предметам (Биология, Химия, Математика, История и д.р.)
Для проектной деятельности можно использовать следующие продукты
— электронные (например, интернет-сайты, дискуссии в режиме онлайн);
— печатные (например, статьи и публикации);
— творческие (например, видеофильмы, различные мероприятия);
— аналитические (например, доклады, модели, бизнес-планы);
— результаты систематизации (например, справочники, инструкции).
Таким образом, проектная деятельность — личная или совместная деятельность, у которой есть цели, задачи, методы. Она направлена на получение определенного результата, запланированного заранее, представляющего собой конечный продукт данной деятельности.
Типы индивидуальных проектов
По предметно-содержательной области (количеству предметов, которые охватывает проект):
- Монопредметный проект – проект в рамках одной учебной дисциплины.
- Межпредметный проект – проект, предполагающий использование знаний по двум и более предметам.
- Метапредметный проект – внепредметный проект выполняется на стыках областей знаний, выходит за рамки учебных дисциплин.
По доминирующей деятельности:
- Исследовательский проект напоминает по форме научное исследование. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ, обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. При этом акцент на теоретической части проекта не означает отсутствия практической части. Примером такого проекта может служить проект по истории.
- Прикладной (практико-ориентированный) проект отличает четко обозначенный с самого начала предметный результат деятельности участника (участников) проекта. Пример: проект закона, справочный материал, программа действий, наглядное пособие и т. д.
- Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы. Продуктом такого проекта может быть, например, публикация в СМИ.
- Творческий проект предполагает свободный, нестандартный подход к оформлению результатов работы. Такие проекты, как правило, требуют самых больших усилий от их авторов, часто связаны с необходимостью организовывать работу других людей, но зато вызывают наибольший резонанс и, как следствие, больше всего запоминаются. Примером такого проекта может служить постановка спектакля, подготовка выставки, видеофильм и т. д.
- Социальный проект предполагает сбор, анализ и представление информации по какой-нибудь актуальной социально-значимой тематике.
- Конструкторский проект – материальный объект, макет, иное конструкторское изделие, с полным описанием и научным обоснованием его изготовления и применения.
- Инженерный проект – проект с инженерно-техническим содержанием. Например, комплект чертежей по разработке инженерного функционирования (инженерного решения) какого-то объекта с описанием и научным обоснованием его применения.
Как выбрать тему школьного проекта? Примеры тем.
Можно выделить несколько общих советов, которые помогут выбрать интересную тему для проекта:
1. Выбирайте и предлагайте сами тему, которая будет вам интересна. Она может быть связана с вашими мечтами и спорами, различными случаями из жизни, хобби, потребностями людей и т. д. Цель вашего проекта — помочь другим людям. Поэтому тему нужно выбирать актуальную для них.
2. При наличии трудностей с выбором темы проекта можно обратиться за помощью к другим людям.
3. Если тяжело выбрать одну тему, необходимо составить перечень из 5-10 самых интересных тем, оценить каждую из них с точки зрения актуальности, интереса и сложности разработки. Такой анализ поможет выбрать единственную нужную тему.
4. Попросите помочь учителя подготовить перечень тем, если у вас нет личного интереса.
5. Подготовьте правильную и увлекательную формулировку темы проекта.
6. Воспользуйтесь проектной деятельностью для выполнения задания.
7. Вы должны испытывать увлечение к теме проекта.
Для реализации выбранного проекта нужно учитывать собственные возможности, использовать необходимые инструменты.
Сначала нужно определиться с видом проекта согласно классификации:
— В зависимости от продолжительности работы проект бывает кратко-, средне- и долгосрочный.
— В зависимости от количества участников проект бывает индивидуальный, групповой.
— В зависимости от характера контактов проект бывает внутриклассный, внутришкольный, межшкольный, региональный и международный.
— В зависимости от области содержания проект бывает моно- и надпредметный.
— В зависимости от направленности проект бывает научный, социальный, образовательный.
Следующий шаг — выбрать один из следующих типов проекта:
1. Практико-ориентированный. Его цель — решение задач практического характера.
2. Исследовательский. Данный проект направлен на подтверждение или опровержение определенной гипотезы.
3. Информационный. Его цель — поиск и подготовка сведений, их анализ, представление информации аудитории.
4. Творческий. Данный проект направлен на привлечение внимания людей к выбранной проблеме.
5. Игровой. Его цель — передача опыта в решении проблемы.
Проектирование на научную тематику
Нередко школьникам нужно найти подходящие темы исследовательских проектов. Простор вариантов широк, ведь сколько научных отраслей, столько и разных сфер исследования. Из следующих тем, возможно, школьник сможет для себя что-нибудь подобрать:
- Атмосфера Земли: состав, строение, движение воздушных масс.
- Законы Ньютона и их применение.
- Агрегатные состояния вещества.
- Числа Фибоначчи и золотое сечение.
- Физические свойства углерода.
Проектная комиссия
Для проведения защиты проектов создаётся комиссия, в состав которой могут входить учителя, педагоги дополнительного образования, педагоги-психологи, администрация образовательного учреждения и иные квалифицированные педагогические работники. Количество членов комиссии не должно быть менее 3-х и более 7 человек.
Комиссия оценивает уровень проектной деятельности конкретного обучающегося, дает оценку выполненной работы. Процедура защиты состоит в 6-8 минутном выступлении учащегося, который раскрывает актуальность, поставленные задачи, суть проекта и выводы. Далее следуют ответы на вопросы комиссии.
Для чего нужны такие задания?
Интересные темы для проектов – это возможность школьника развить свои способности, поверить в свои силы как ученика. Ведь нередко дети выбирают для себя такие темы для исследовательской работы, которые увлекают их. Таким образом, в процессе проектирования повышается самостоятельность школьника, у него формируется прочная мотивация для дальнейшего обучения. Также он учится правильно вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения. Работа над проектом позволяет школьнику объединить урочную и внеурочную деятельность.
Темы, которые вызовут интерес у школьной аудитории
Существует немало областей, которые могли бы увлечь современных школьников. Это могут быть гаджеты, различные продукты, вопросы любви и дружбы. Следующие интересные темы для проекта не оставят равнодушными школьную аудиторию:
Темы школьных проектов по русскому языку, литературе 5 класс
1. Географические знания в романе А. Беляева «Остров погибших кораблей». 2. Кинематографические приемы в романе А. Беляева «Остров погибших кораблей». 3. Поэтизация бытовой жизни в творчестве Б. Окуджавы. 4. Быт запорожских казаков в изображении Гоголя (на материале повести «Тарас Бульба»). 5. Образ Петербурга в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя. 6. Слуги и господа (по произведениям А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя). 7. Биологические знания героев романа Ж. Верна «Пятнадцатилетний капитан» и современная наука. 8. Латинские «крылатые выражения» в романе Ж. Верна «Пятнадцатилетний капитан». 9. Терминологическая лексика в романе Ж. Верна «Пятнадцатилетний капитан». 10. Античные образы в поэзии А.С. Пушкина. 11. Библейская легенда о блудном сыне и ее трансформация в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель». 12. Мотив игры в повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка» и в одноименной экранизации А. Сахарова. 13. Семейная тема в произведениях А.С. Пушкина на примере романа «Дубровский» и повести «Барышня-Крестьянка». 14. От комических поэм А.С. Пушкина («Граф Нулин», «Домик в Коломне») к комическим поэмам М.Ю. Лермонтова («Сашка», Казначейша», «Сказка для детей»). 15. Библейские цитаты в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина (любое произведение). 16. Комическое и его формы в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина. 17. Лаконизм прозы: функции глагольной лексики в художественном тексте (на примере рассказа А.П. Чехова «Смерть чиновника»). 18. Говорящие фамилии в произведениях писателей. 19. Имена античных героев в бытовой жизни современного школьника. 20 Какие существуют литературные премии сегодня 21. Литературные сообщества в Интернете. 22. Образ дождя в творчестве современных поэтов 23 Античные образы в поэзии Ф.М. Тютчева. 24. Древнерусская «Повесть о Петре и Февронии» и ее кинематографические интерпретации 25. Образы растений и цветов в литературе 26. Памятники литературным героям 27. Письма героев и их роль в сюжетах пушкинских произведений 28. Символика яблока в русской литературе как прекрасное прошлое родной страны 29. Слова-символы в японской поэзии 30. Языковые средства создания юмора в произведениях
Темы школьных проектов по русскому языку, литературе 8 класс
1. Символика жёлтого цвета в произведениях Ф.М. Достоевского и А.А. Ахматовой 2. «Собачье сердце» М. Булгакова и В. Бортко 3. Художественная природа и функция гротеска в «Петербургских повестях» Гоголя. 4. Образ морской волны в поэзии М.Ю. Лермонтова 5. Использование старославянизмов в лирических произведениях А.С. Пушкина 6. Традиции жанра «готической новеллы» в повести Пушкина «Пиковая дама». 7. Казачество в поэтическом и историческом сознании А.С. Пушкина 8. Фольклорные традиции русской народной сказки в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». 9. Пейзажи Тургенева и их место в структуре художественного повествования 10. Своеобразие «народных портретов» в «Записках охотника» И.С. Тургенева. 11. Анализ тематической группы пословиц и поговорок, включающих в свою структуру личные имена 12. Древнерусская и западноевропейская версии сходного сюжета (сопоставление «Повести о Петре и Февронии Муромских» и романа «Тристан и Изольда»). 13. Игра морфемами и морфологическими признаками в современной отечественной литературе 14. Использование антонимов для создания контраста, антитезы, оксюморонов 15. Образ Богородицы в русской иконописи и русской литературе 16. Образ предмета-символа в русской и зарубежной литературе 17. Обряд инициации в поэме Гомера «Одиссея» и в русских волшебных сказках. 18. Одиссея и русские народные сказки 19. Роль газетного заголовка в эффективности печатных СМИ 20. Символика поэмы «Медный всадник». 21. Собираем «зеркала»! («Снежная королева», «Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях», «Светлана», «Алиса в Зазеркалье», «Ночи перед Рождеством 22. Стилистические функции синонимов в произведениях художественной литературы. 23. Стилистическое использование профессиональной и терминологической лексики в произведениях художественной литературы 24. Штампы и стереотипы в современной публичной речи. 25. Пейзаж в поздних рассказах Л.Н.Толстого.
Темы школьных проектов по русскому языку, литературе 10 класс
1. Самоотверженность , любовь и страдание в сказке Андерсена «Русалочка» 2. Мифоэпическая основа рассказа Астафьева «Деревья растут для всех» 3. Мифоэпическая основа книги Астафьева «Последний поклон» 4. Мистика и реальность в повести Гоголя «Ночь перед Рождеством» 5. Роль мистики в творчестве Гоголя 6. «Цветные» прилагательные в произведении Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» 7. Роль пейзажа в художественном мире феерии Грина «Алые паруса» 8. Цветовые образы в феерии Грина «Алые паруса» 9. Образ морской волны в поэзии лермонтова 10. Тема дуэли в лирике Лермонтова 11. Быт и нравы русского дворянства(на примере романа Пушкина «Дубровский» и сборника «Повести белкина») 12. Образ няни в жизни и творчестве Пушкина 13. Завтрашний день книги 14. Ильф и Петров: ирония и сатира в рассказе «Любители футбола» 15. Литературные места нашего города 16. Литературные места нашей области 17. Особенности организации художественного пространства в романах-путешествиях 18. Образ учителя в произведениях писателей 20в 19. По следам литературных героев 20. Пословицы и поговорки в речи современных школьников и их аналоги в современном языке. 21. Прозвища моих одноклассников и их значения. 22. Тексты современных песен: поэзия или антипоэзия. 23. Что читают мои сверстники? 24. Что читают в моем классе? 25. Тема любви в произведениях Драгунского, Нагибина, Фраермана. 26. Роль эпитетов и метафор в повести И.Христолюбовой « Топало и чертенок Тришка» 27. Ричард Львиное Сердце в повести А.Линдгрен и исторической легенде. 28. Зачем нужны псевдонимы? 29. Семантика образа камня в художественном мире сборника О.Мандельштама «Камень» 30. Словообразовательные инновации в речи подростков
Актуальные темы для подготовки проектов по русской литературе
Одной из самых интересных работ для многих школьников станет литературный проект. Его проблематика должна быть подобрана в соответствии со знаниями и уровнем подготовки учащегося. Темой проекта по литературе может быть биография поэта или писателя или же особенности его творчества. Такая работа поможет узнать много интересного об авторе, произведения которого понравились учащемуся. Проект может посвящаться особенностям литературного героя или же целого произведения. В процессе работы школьник сможет освежить в памяти информацию о любимом произведении, еще раз окунуться в его события.
Следующие темы проектов по литературе являются приблизительными. Школьник всегда может выбрать тот вопрос, который вызывает у него наибольший интерес.
- Особенности творчества И. Бунина.
- Роль внешности героя в его характеристике (на примере нескольких литературных персонажей).
- Особенности романтического героя (на примере нескольких произведений).
- Тема любви в лирике Ахматовой.
- Природа в творчестве В. А. Жуковского.
- История в пушкинских произведениях.
- Проблема родины в творчестве Есенина.