Теория и методика социально-педагогической деятельности

Для работы в условиях инклюзии с детьми, имеющими особые образовательные потребности, педагог должен обладать высокой профессиональной компетентностью, владеть специальными педагогическими технологиями, иметь широкий педагогический инструментарий. В этой книге рассматриваются теоретические основы психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в дополнительном образовании. Показаны особенности педагогической работы с одаренными детьми, с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, детьми с девиантным поведением и детьми-сиротами. В конце каждой главы даны практикум, включающий вопросы для обсуждения и разноуровневые практические задания, а также список рекомендованной литературы. В приложении представлены материалы, отражающие опыт организации дополнительного образования для разных категорий детей.

Дополнительное образование детей: история и современность. Учебное пособие для СПОПрофессиональное образованиеПодробнее. Дополнительное образование детей: история и современность. Учебное пособие для академического бакалавриатаУниверситеты РоссииПодробнее. Методика преподавания по программам дополнительного образования детей. Учебник и практикум для академического бакалавриатаБакалавр. Академический курсПодробнее. Методика преподавания по программам дополнительного образования детей. Учебник и практикум для СПОПрофессиональное образованиеПодробнее. Тьюторское сопровождение одаренного ребенка. Учебное пособие для бакалавриата и магистратурыУниверситеты РоссииПодробнее. Дополнительное образование детей: история и современность. Учебное пособие для СПОПодробнее. Тьюторское сопровождение одаренного ребенка. Учебное пособие для бакалавриата и магистратурыУниверситеты РоссииПодробнее. Методика непрерывного профессионального развития кадров сферы дополнительного образования детей. Учебное пособиеОбразовательный процессПодробнее. Управление образовательной организацией. Развитие учреждения дополнительного образования детей. Учебное пособие для бакалавриата и магистратурыУниверситеты РоссииПодробнее. Управление образовательной организацией. Развитие учреждения дополнительного образования детей. Учебное пособие для бакалавриата и магистратурыУниверситеты РоссииПодробнее. Дополнительное образование детей: история и современность. Учебное пособие для академического бакалавриатаУниверситеты РоссииПодробнее. Методика преподавания по программам дополнительного образования детей. Учебник и практикум для СПОПрофессиональное образованиеПодробнее. Методика преподавания по программам дополнительного образования детей. Учебник и практикум для академического бакалавриатаБакалавр. Академический курсПодробнее. Методика непрерывного профессионального развития кадров сферы дополнительного образования детей. Учебное пособиеОбразовательный процессПодробнее. Управление образовательной организацией. Развитие учреждения дополнительного образования детей. Учебное пособие для СПОПрофессиональное образованиеПодробнее.

Основные публикации

Текст работы размещён без изображений и формул. Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF

В России накоплен уникальный опыт функционирования государственной системы внешкольной работы (дополнительного образования). Данный вопрос рассматривается в трудах В. Березиной, В. Голованова, А. Золотаревой, Л. Кругловой, Е. Смольникова, М. Чекова и др. Ученые выделяют некоторые этапы в развитии дополнительного (внешкольного) образования детей.

Первый этап – возникновение (1905-1917 гг. Различные формы внешкольного образования детей начали возникать в России еще в XVIII веке (одним из первых был литературный кружок П. Сумарокова, 1756 г. Однако организационное развитие внешкольных форм работы можно отнести к началу ХХ века: у их истоков стояли С. Шацкий, А. Зеленко, К. Фортунатов, П. Лесгафт, К. Вентцель. Основная задача внешкольных учреждений того времени – развитие личности ребенка, формирование у него ответственности, солидарности, товарищества. К функциям внешкольного образования до 1917 г. можно отнести образовательную и культурно-досуговую. Клубы, колонии и другие формы были, как правило, замкнутыми детскими учреждениями. Организационная структура внешкольных учреждений была простой; деятельность в основном строилась на принципах детского самоуправления1.

Второй этап – становление (1918-1939 гг. В послереволюционный период С. Шацкий открыл первую опытную станцию по народному образованию. В основу концепции Шацкого легла идея «открытой» школы. Внешкольное образование было включено в общую систему народного просвещения. 2 В 20-30-е годы началось формирование государственной системы внешкольных учреждений. С 30-х годов внешкольная работа стала рассматриваться как часть общего процесса коммунистического воспитания. Возникли новые внешкольные государственные детские учреждения и первые научно-методические центры. 3 В 1923 г. Медынский издал «Энциклопедию внешкольного образования»

В этот период развития внешкольной работы можно отметить следующие направления изменений:

  • Расширение спектра задач, к которым относятся: воспитание и развитие социальной активности детей и подростков, их образование, повышение общего культурного уровня. В 20-30-е годы к задачам добавляются: борьба за получение детьми знаний, ликвидация неграмотности; организация досуга через проведение массовой культурно-просветительной работы; оздоровление детей; включение детей в социалистическое строительство.
  • Определение основных функций: социально-педагогическая (преодоления и профилактики безнадзорности); компенсирующая (занятия в этих учреждениях компенсировали отсутствие у детей школьного образования); инструктивно-методическая, организационно-массовая.
  • Появление в структуре внешкольных учреждений общественных советов: педагогических советов; советов по идейно-политическому воспитанию; по художественному оформлению учреждения; репертуарных советов; методических советов; советов кружковцев внешкольного учреждения; шефских советов; советов ветеранов пионерского движения и т. д.6
    Укрепление материальной базы учреждений (например, клуб «Детский уголок» в Москве имел весьма солидную материальную базу – 11 комнат для занятий и столовую, обслуживающих 300 детей).
  • Укрепление материальной базы учреждений (например, клуб «Детский уголок» в Москве имел весьма солидную материальную базу – 11 комнат для занятий и столовую, обслуживающих 300 детей).

Третий этап – развитие (1940-1960 гг. Внешкольные учреждения принимались на бюджет органов народного образования, для них строились помещения, готовились профессиональные кадры. Таким образом, на рубеже 40-х годов в нашей стране сложилась определенная и достаточно широкая сеть внешкольных детских учреждений.

Основными функциями детских внешкольных учреждений этого периода были: воспитательная функция, функция профессионального и гражданского самоопределения детей; коммуникативная функция; функция формирования духовного образа жизни; методическая и социальная функции

Содержание работы определялось тремя основными видами деятельности:

  • инструктивно-методической, которая включала обучение учителей, классных руководителей, руководителей кружков школ и внешкольных учреждений, общественных организаторов работы с детьми и подростками по месту жительства; организацию для них практикумов, лекторий, семинаров, конференций, тематических чтений, а также изучение, анализ, обобщение и внедрение передового опыта комсомольской, пионерской и внешкольной работы; создание методических выставок; разработку рекомендаций по актуальным направлениям воспитательной работы с пионерами и школьниками;
  • организационно-массовой, направленной на содержания, форм и методов культурно-массовой работы совершенствование с детьми и подростками; на повышение эффективности каждого мероприятия, проводимого во внешкольных учреждениях, школах, пионерских лагерях, по месту жительства учащихся, в районе, городе;

Период 40-70-х годов отмечается усилением ведомственного подхода в организации внешкольной образовательной, культурно-досуговой, оздоровительной работы с детским населением. В указанный период получила свое развитие система деятельности пионерских лагерей и детских здравниц как оздоровительно-воспитательных внешкольных учреждений

Организационная структура внешкольных учреждений продолжала развиваться: цели и задачи деятельности определялись государством, в структуре появились методические центры, оформились три основных направления работы (инструктивно-методическое, культурно-массовое, кружковое), увеличилось количество кружков и секций, а также сотрудников и педагогов.

Во второй половине 80-х годов происходит освобождение внешкольной работы от жесткой регламентации. Внешкольным учреждениям возвращаются их права: самостоятельной разработки программ своей деятельности, определения структуры, численности детских коллективов и педагогических штатов

К 70-м годам устоялись содержание и формы работы внешкольного учреждения, которое представляло собой своеобразную общность детей и взрослых, характеризующуюся целенаправленностью, разновозрастным составом участников, автономностью существования, цикличностью функционирования, разнообразием и свободой выбора деятельности, формальными и неформальными отношениями между детьми и взрослыми, возможностью ребенка не зависеть от стереотипа мнения привычного окружения и выступать в новой роли.

Пятый этап – кризис, спад (1987-1992 гг. Уже начиная с 1986 г. расходы на образование в государстве стали существенно уменьшаться, нехватка средств привела к резкому сокращению масштабов деятельности внешкольных учреждений и их количества. Острый кризис переживают детские организации. В 1991 г. после распада пионерской и комсомольской организаций возник вакуум, который постепенно заполняется за счет трансформации прежних внешкольных ассоциаций и движений и появления новых

Шестой этап – стабилизация, выход из кризиса (с 1993 г. по настоящее время). В 1992 г. с выходом нового закона «Об образовании» внешкольным учреждениям вернули статус образовательных учреждений и назвали учреждениями дополнительного образования детей (УДОД). В 1995 г. вышло «Типовое положение об учреждении дополнительного образования». 13 Закон РФ «Об образовании» создал правовые предпосылки для перехода от унитарной, идеологизированной системы образования к системе вариативной, гуманистической, демократической. С 1992 г. отмечаются стабилизация (частичное восстановление) численности учреждений дополнительного образования, активизация их деятельности, что свидетельствует о выходе системы из кризиса.

К 90-м годам XX века сформировались главные отличия этих учреждений от школы: свобода выбора деятельности, педагога, обучающей программы; возможность менять виды деятельности, коллектив, педагога; главным организующим началом стал не урок, а творчество в различных его проявлениях; между ребенком и педагогом сложились особые взаимоотношения сотрудничества и сотворчества; они позволяют ребенку найти свое место в жизни, получить допрофессиональную или начальную профессиональную подготовку

Исторический анализ становления дополнительного образования детей в России позволил выявить основные тенденции развития учреждений дополнительного образования детей в России.

Первая тенденция связана с изменением целей функционирования УДОД в направлении повышения качества образования. Если раньше целью таких учреждений было привлечение как можно большего количества детей и создание условий для их развития, то сейчас УДОД реализуют комплекс образовательных и социально-педагогических целей. К образовательным задачам добавляются создание условий для личностного развития, укрепления здоровья и самореализации учащихся; формирование общей культуры учащихся; социально-экономическая поддержка детей, родителей и сотрудников, повышение профессионализма управленцев и педагогов. Наблюдается увеличение спроса социальных заказчиков (детей, родителей, общественных организаций, администрации города и области) на виды деятельности УДОД. В таких учреждениях появляются методические советы, центры профессиональной стажировки педагогов, исследовательские лаборатории, компьютерные банки информации по дополнительному образованию. Все это приводит к увеличению количества отделов и служб.

Вторая тенденция развития УДОД – расширение содержания деятельности структурных подразделений в соответствии с обновляющимися государственными требованиями и социальным заказом на образование. УДОД предлагают разнообразные направления деятельности (спортивное, хореографическое, вокальное, художественное, туристическое, краеведческое, социально-педагогическое и т. ); реализуют пять групп функций (образовательные, социально-педагогические, психологические, досуговые, методические), разрабатывают различные виды программ: типовые, адаптированные, модифицированные, авторские, программы для одаренных детей.

Третья тенденция – расширение многообразия структурных подразделений и должностей, реализующих новое предназначение дополнительного образования детей. Увеличиваются перечень и разнообразие должностей в УДОД. Так, в административном блоке управленческие функции сегодня выполняют директора учреждения и их заместители по разным направлениям деятельности, руководители структурных подразделений (заведующие отделами, отделениями, службами), главные бухгалтеры, художественные руководители объединений, режиссеры и др. Педагогические функции осуществляют педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы, педагоги-психологи, социальные педагоги. Учебно-вспомогательные функции реализуют бухгалтеры, библиотекари, техники, лаборанты. Бесперебойную работу УДОД обеспечивает обслуживающий персонал: костюмеры, вахтеры, кладовщики, рабочие по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, водители, слесари-сантехники и др.

В последнее время в структуре УДОД происходит расширение многообразия структурных элементов (студий, школ, клубов, мастерских, лабораторий и т. Развитие структуры осуществляется также за счет создания органов государственно-общественного управления.

Четвертая тенденция – переход от линейно-функциональной организационной структуры к адаптивной структуре с матричными и проектными элементами. В структуре УДОД в последнее время идет создание проектных или матричных элементов – проектных, творческих, научно – исследовательских групп; советов (педагогический, художественный и т. ), комиссий (аттестационная,балансовая и т. ), интегрированных объединений и других временных или постоянных образований, в которых могут участвовать сотрудники разных подразделений организации (например, сквозные программы по различным направлениям деятельности УДОД).

Пятая тенденция – усиление механизмов самоорганизации и саморазвития УДОД. Характерным для УДОД является создание советов, комитетов, комиссий, объединений по разным видам деятельности: совет центра, педагогический совет, аттестационная комиссия, балансовая комиссия, методические объединения, творческие лаборатории, участниками которых могут быть родители, дети, администрация, психологи, методисты, педагоги. Эти органы призваны сами решать отдельные вопросы управления процессами их развития.

Шестая тенденция – улучшение результатов деятельности УДОД и их систематическое отслеживание.

Произошел переход от внешнего результата деятельности УДОД (сохранность контингента, победы на выставках, смотрах, соревнованиях) к комплексному, который складывается из результатов реализации целей образовательных, социально-педагогических, обеспечивающих, управленческих функций. Стал отслеживаться результат на уровне ребенка, на уровне педагога и на уровне УДОД

Седьмая тенденция – расширение внешних связей, появление в структуре элементов, обеспечивающих открытость УДОД. УДОД все чаще устанавливают партнерские контакты с разными учреждениями образовательной сферы (школами, детскими садами, учреждениями дополнительного образования детей, с высшими учебными заведениями), с учреждениями социальной сферы (больницами, поликлиниками, дома-ми-интернатами, отделами молодежной политики, комиссиями по делам несовершеннолетних, учреждениями культуры и спорта, спортивными федерациям, комитетами по охране окружающей среды и т. УДОД стремятся структурировать среду своего обитания. В связи с этим в структурах появляются информационные службы, маркетинговые отделы или специалисты, наделенные функциями налаживания контактов с внешней средой и информационного обеспечения УДОД.

Таким образом, рассмотрев историю развития дополнительного образования, мы определили, что при переходе внешкольных учреждений в статус учреждений дополнительного образования произошли существенные изменения в целях, функциях, формах организации деятельности, результатах и подходах к их отслеживанию. Формируется система дополнительного образования детей, которая должна стать неотъемлемой частью общей системы образования России.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  • Внешкольные учреждения: пособие для работников внешкольных учреждений / под ред. Л. К. Балясной. – М.: Просвещение, 1978. – 256 с.;
    Золотарева А. В. Дополнительное обра-зование детей: Теория и методика социально-пе-дагогической деятельности. Ярославль: Академия развития, 2004. – 304 с.;
    Золотарева А. В. Интегративно-вариа-тивный подход к управлению учреждением до-полнительного образования детей: монография. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2006. – 290 с.;
    Золотарева А. В. Мониторинг результа-тов деятельности учреждения дополнительного образования детей: монография. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2005. – 200 с.;
    Медынский Е. Н. Энциклопедия вне-школьного образования. – М.: Государственное издательство, 1923;
    Новые исследования по истории советс-кой педагогики и школы: сборник научных трудов №155. – Ярославль, ЯГПУ: Ростовская типогра-фия им. М.И. Калинина, 1976. – 122 с.;
  • Внешкольные учреждения: пособие для работников внешкольных учреждений / под ред. Л. К. Балясной. – М.: Просвещение, 1978. – 256 с.;
  • Золотарева А. В. Дополнительное обра-зование детей: Теория и методика социально-пе-дагогической деятельности. Ярославль: Академия развития, 2004. – 304 с.;
  • Золотарева А. В. Интегративно-вариа-тивный подход к управлению учреждением до-полнительного образования детей: монография. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2006. – 290 с.;
  • Золотарева А. В. Мониторинг результа-тов деятельности учреждения дополнительного образования детей: монография. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2005. – 200 с.;
  • Новые исследования по истории советс-кой педагогики и школы: сборник научных трудов №155. – Ярославль, ЯГПУ: Ростовская типогра-фия им. М.И. Калинина, 1976. – 122 с.;

1 Новые исследования по истории советс-кой педагогики и школы: сборник научных трудов №155. – Ярославль, ЯГПУ: Ростовская типогра-фия им. Калинина, 1976. – 122 с. (на 31 стр)

3 Новые исследования по истории советс-кой педагогики и школы: сборник научных трудов №155. – Ярославль, ЯГПУ: Ростовская типогра-фия им. Калинина, 1976. – 122 с. (на 36 стр)

4 Медынский Е. Энциклопедия вне-школьного образования. – М. : Государственное издательство, 1923.

5 Новые исследования по истории советс-кой педагогики и школы: сборник научных трудов №155. – Ярославль, ЯГПУ: Ростовская типогра-фия им. Калинина, 1976. – 122 с. (на 32 стр)

6 Внешкольные учреждения: пособие для работников внешкольных учреждений / под ред. Балясной. – М. : Просвещение, 1978. – 256 с. (на стр 10)

8 Внешкольные учреждения: пособие для работников внешкольных учреждений / под ред. Балясной. – М. : Просвещение, 1978. – 256 с.

10 Новые исследования по истории советс-кой педагогики и школы: сборник научных трудов №155. – Ярославль, ЯГПУ: Ростовская типогра-фия им. Калинина, 1976. – 122 с.

11 Золотарева А. Дополнительное обра-зование детей: Теория и методика социально-пе-дагогической деятельности. Ярославль: Академия развития, 2004. – 304 с.

12 Новые исследования по истории советс-кой педагогики и школы: сборник научных трудов №155. – Ярославль, ЯГПУ: Ростовская типогра-фия им. Калинина, 1976. – 122 с.

14 Золотарева А. Дополнительное обра-зование детей: Теория и методика социально-пе-дагогической деятельности. Ярославль: Академия развития, 2004. – 304 с.

15 Золотарева А. Мониторинг результа-тов деятельности учреждения дополнительного образования детей: монография. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. Ушинского, 2005. – 200 с. (на с 19)

Ангелина Викторовна Золотарева

  • Руководит исследованием кафедры, входящим в тематический план ЯГПУ им. К.Д. Ушинского по теме «Реализация компетентностной модели подготовки менеджера в педагогическом вузе в условиях перехода на многоуровневую систему высшего профессионального образования».
  • С 2001 года является руководителем научно-исследовательской лаборатории проблем дополнительного образования детей Ярославской области. Лабораторией проведены следующие взаимосвязанные исследования:
  • Интеграция дополнительного и других сфер образования.
  • Развития дополнительного образования в рамках системы образования муниципального района.
  • Дополнительное образование детей как фактор развития образовательных учреждений разных типов.
  • Дополнительное образование детей как фактор развития региональной системы образования.
  • Развитие одаренного ребенка в условиях региональной системы образования.

Руководила и участвовала в выполнении проектов федерального уровня

  • «Разработка модели специализации подготовки педагогических кадров для системы дополнительного образования детей в рамках бакалавриата по педагогическим специальностям в сфере высшего профессионального образования с учетом отечественного и зарубежного опыта» в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы (2008 г.);
  • «Дополнительное образование как фактор развития региональной системы образования» в рамках аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы» (2008 г.);
  • «Разработка и реализация системы мер, обеспечивающих устойчивое развитие дополнительного образования детей в современных социально-экономических условиях» в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы (2008 г.);
  • «Компетентностный подход к подготовке научных кадров в высшей школе» в рамках аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы» (2009-2010 г.г.);
  • «Совершенствование подготовки управленческих кадров, специалистов системы образования в области обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов» в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы, (2009-2010 г.г.);
  • «Разработка вариативной организационно-правовой модели сетевого взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования в рамках реализации программ внеурочной деятельности, направленных на воспитание и социализацию обучающихся» в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы (2011 г.);
  • «Разработка пилотной региональной модели развития техносферы деятельности учреждений дополнительного образования детей адекватной запросам рынка труда» в рамках ТЗ Министерство образования и науки, (2010-2011 г.г.);
  • «Разработка модели взаимодействия учреждений общего образования с учреждением высшего профессионального образования по реализации общеобразовательных программ старшей школы, ориентированных на одаренных детей» в рамках ТЗ Министерство образования и науки, (2010-2011 г.г.);
  • «Технологии изучении я социального заказа на дополнительное образование детей» в рамках ТЗ Министерство образования и науки, (2011 г.);
  • «Формирование компетенций педагога, необходимых для работы с талантливыми детьми и молодежью средствами ДПО» (2016-2017 г.г.).

Участие в советах, комиссиях, общественных организациях

  • Член Совета по присуждению премий Губернатора Ярославской области в области образования
  • Индивидуальный член Европейской ассоциации учреждений свободного времени детей и молодежи (EAICY, Штаб-квартира в Праге, Чехия)
  • «Разработка модели специализации подготовки педагогических кадров для системы дополнительного образования детей в рамках бакалавриата по педагогическим специальностям в сфере высшего профессионального образования с учетом отечественного и зарубежного опыта» в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы (2008 г.);
  • «Дополнительное образование как фактор развития региональной системы образования» в рамках аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы» (2008 г.);
  • «Разработка и реализация системы мер, обеспечивающих устойчивое развитие дополнительного образования детей в современных социально-экономических условиях» в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы (2008 г.);
  • «Компетентностный подход к подготовке научных кадров в высшей школе» в рамках аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы» (2009-2010 г.г.);
  • «Совершенствование подготовки управленческих кадров, специалистов системы образования в области обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов» в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы, (2009-2010 г.г.);
  • «Разработка вариативной организационно-правовой модели сетевого взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования в рамках реализации программ внеурочной деятельности, направленных на воспитание и социализацию обучающихся» в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы (2011 г.);
  • «Разработка пилотной региональной модели развития техносферы деятельности учреждений дополнительного образования детей адекватной запросам рынка труда» в рамках ТЗ Министерство образования и науки, (2010-2011 г.г.);
  • «Разработка модели взаимодействия учреждений общего образования с учреждением высшего профессионального образования по реализации общеобразовательных программ старшей школы, ориентированных на одаренных детей» в рамках ТЗ Министерство образования и науки, (2010-2011 г.г.);
  • «Технологии изучении я социального заказа на дополнительное образование детей» в рамках ТЗ Министерство образования и науки, (2011 г.).

Теория и методика социально-педагогической деятельности»

Книга раскрывает основные методические положения организации социально-педагогической деятельности учреждений дополнительного образования детей. Издание содержит анализ научных знаний, а также практические рекомендации и модели реализации рассматриваемой проблемы. Книга адресована педагогическим и руководящим работникам системы дополнительного образования детей. Издательство: “Академия Развития” (2004)ISBN: 5-7797-0176-8

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.