Выберите один из вариантов ответа:
а) образовательную деятельность, направленную на возможность создания знаний самим учеником, когда знания не передаются ученику для заучивания в готовом виде, а конструируются, добываются в собственной деятельности;
б) образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
в) освоение учащимися универсальных учебных действий, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Выберите несколько вариантов ответа:
а) обеспечения благоприятной адаптации ребёнка в школе.
б) улучшения условий для развития ребёнка.
в) воспитания любви к окружающей среде.
г) оптимизации учебной нагрузки учащихся.
3. Какие из перечисленных направлений не относятся к направлениям внеурочной деятельности?
4.Выберите верные утверждения:
А) программы курсов внеурочной деятельности входят в основную образовательную программу школы наряду с программами по предметам;
Б) программы курсов внеурочной деятельности не входят в основную образовательную программу школы наряду с программами по предметам.
Что является методологической основой разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования?
а) Концепция развития личности
б) Концепция дополнительного образования
в) Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
6. Кто определяет формы организации внеурочной деятельности?
б) Министерство образования и науки России
в) образовательная организация
г) Управление образования региона
8. Какова основная цель внеурочной деятельности?
а) направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы
б) направлена на развитие коммуникабельности
в) направлена на поиск талантливых детей.
9. Все ли обучающиеся должны посещать все занятия внеурочной деятельности?
б) по желанию детей и родителей
в) должны посещать хотя бы одну внеурочную деятельность в неделю.
10.В каком классе у школьников создается возможность выхода в пространство общественного действия?
а) в первом классе в) в четвертом классе
б) во втором – третьем классе г) в пятом-шестом классе
11. Какой из видов не является видом внеурочной деятельности по Д.В. Григорьеву и П.В. Степанову?
а) игровая деятельность;
б) познавательная деятельность;
в) активная деятельность;
г) культурно-досуговая деятельность;
12.Что такое вербальное общение?
а) общение без помощи речи;
б) общение с помощью речи;
в) общение, с соблюдением норм.
13.Какое расстояние называется «личным» при общении?
а) от 45 до 120 см;
б) от 120 до 400 см;
в) от 0 до 45 см.
14. Что такое невербальное общение?
15.Выберите объекты диагностики внеурочной деятельности.
А) личность самого воспитанника;
Б) родители воспитанника;
В) детский коллектив;
Г) программы по внеурочной деятельности;
В) профессиональная позиция педагога.
Можно ли считать внеурочную деятельность и дополнительное образование одним и тем же?
А) Нет. Внеурочная деятельность направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы.
Б) Да. Внеурочная деятельность осуществляется по дополнительным образовательным программам, имеющим образовательные цели и диагностируемые и оцениваемые образовательные результаты.
17. Какие структурные элементы содержит образовательная программа внеурочной деятельности?
А)средства контроля, учебно-методические средства обучения;
Б)титульный лист, пояснительная записка, требования к уровню подготовки обучающихся;
В)все ответы верны;
Г)календарно-тематический план, содержание рабочей программы.
18.Какой уровень результатов внеурочной деятельности достигается во взаимодействии с педагогом?
а) первый уровень результатов
б) второй уровень результатов
в) третий уровень результатов
г) четвертый уровень результатов
а) влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка
б) непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности
в) это либо испытываемая школьникам потребность (интерес, включенность, позитивные эмоции) продолжать эту деятельность, либо нежелание, уклонение, избегание
г) овладение способами и знаниями, которые в дальнейшем позволят получить какой-либо продукт.
20.Какая модель внеурочной деятельности реализуется всеми педагогическими работниками данной организации?
а) модель дополнительного образования б) модель “школы полного дня”
в) оптимизационная модель г) инновационно-образовательная модель
Что такое внеурочная деятельность
Внеурочная деятельность — это занятия педагогов с детьми в школе, которые отличаются от учебной программы. Это могут быть кружки, секции, экскурсии, соревнования, исследования. Внеурочная деятельность регулируется СанПиН 2.4.2.2821-10.
Продолжительность внеурочной деятельности зависит от возраста. Музыкальные занятия, рисование, лепка, чтение и рукоделие для учеников 1–2 классов должны длиться не больше 50 минут. В остальных классах продолжительность внеурочной деятельности не должна превышать 1,5 часа.
Обязательна ли внеурочная деятельность
Согласно 28-й ст. ФЗ «Об образовании» каждая школа может сама решать, обязательно ли ученикам посещать внеурочную деятельность. В Письме Минобрнауки России от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности» внеурочную деятельность называют неотъемлемой частью основной общеобразовательной программы, поэтому многие школы настаивают на посещении.
Цели и задачи внеурочной деятельности
Во ФГОС указано, что внеурочная деятельность нужна, чтобы помочь детям достичь результатов в освоении учебной программы. Внеурочная деятельность помогает ребёнку адаптироваться в школе, помочь ему справиться с нагрузкой и улучшить условия для его развития, учитывая возрастные и индивидуальные особенности.
Направления внеурочной деятельности
По ФГОС, у внеурочной деятельности есть несколько направлений:
- Духовно-нравственное. На таких занятиях в детях воспитывают бережное отношение к природе, патриотическое настроение, моральные нормы. Школьникам могут рассказать, кто такой патриот и почему важно уважать членов семьи и окружающих.
- Физкультурно-спортивное и оздоровительное. Цель таких занятий — поддержать в детях любовь к здоровому образу жизни. Учитель может устроить соревнования класса или эстафеты в спортивном зале.
- Социальное. Это направление внеурочной деятельности учит детей взаимодействовать друг с другом. Классный руководитель может приготовить игры, для которых необходимо работать в группах.
- Общеинтеллектуальное. Такая внеурочная деятельность помогает дополнить программу школьного образования и получить более глубокие знания в разных науках. Сюда можно отнести математические кружки или тематические викторины.
- Общекультурное. Благодаря этому направлению дети больше узнают про мировую историю и культуру. В рамках этого направления можно провести фестиваль национальностей и ближе познакомиться с традициями народов, проживающих на территории России.
Альтернативы внеурочной деятельности
Онлайн-школы, например «Фоксфорд», не требуют от детей посещать дополнительные занятия или выезжать с другими ребятами на экскурсии. Вместо этого ребёнок может самостоятельно выбрать, как он хочет провести свободное время и в каком формате пообщаться со сверстниками.
Хочу помочь ребёнку справиться со стрессом во время учёбы
Ой! Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз
МДК « Основы организации внеурочной работы»
Тест для проведения контрольного среза по предмету
«Основы организации внеурочной работы»
а) образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
б) образовательную деятельность, направленную на возможность создания знаний самим учеником, когда знания не передаются ученику для заучивания в готовом виде, а конструируются, добываются в собственной деятельности;
4. Какие из перечисленных форм не относятся к формам внеурочной деятельности?
г) вводное занятие.
5. К методам внеурочной деятельности не относится:
а) эффект удивления;
б) беседа с учащимися с целью выяснения их интересов;
в) метод проектов;
г) метод игры.
6. Какой из видов не является видом внеурочной деятельности по Д.В. Григорьеву и П.В. Степанову?
. Первым, кто настаивал на строгом учёте в учебно-воспитательной работе возрастных особенностей детей, был
Создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности –
это ____________________________________функция внеурочной деятельности.
а) температурный режим: +15-+18, влажность: 30-60%;
б) предупреждение утомления и переутомления;
в) чередование видов деятельности;
г) реализация на внеурочном занятии всех дидактических принципов.
11. К какому направлению внеурочной деятельности можно отнести встречу с ветеранами Великой Отечественной войны?
а) духовно-нравственное направление
б) социальная деятельность
в) общеинтеллектуальное направление
г) общекультурное направление.
12. Кто определяет формы организации внеурочной деятельности?
а) игру с ролевым акцентом
б) игру с деловым акцентом
в) социально моделирующую игру
г) любой вид игры
14.Какой уровень результатов внеурочной деятельности достигается во взаимодействии с педагогом?
г) овладение способами и знаниями, которые в дальнейшем позволят получить какой-либо продукт..
: 1) а, 2) а, б, г , 3) а, г, 4) г, 5) а, 6) в, 7) Ян Амос Коменский, 8) креативная, 9) а, б, в,
10) в, 11) а, 12) в, 13) в, 14) а, 15) б
В модели дополнительного образования связующим звеном между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием детей выступают такие формы ее реализации как (Отметьте несколько вариантов правильных ответов):
Внеклассная работа – это:
Внеурочная деятельность в данной модели выстраивается на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения:
Внеурочная деятельность по мнению педагога И.Б. Шилиной – это
Данная модель опирается на деятельность инновационной площадки федерального, регионального, муниципального или институционального уровня, которая существует в образовательном учреждении:
Задача перехода к практическому действию в организации проблемно-ценностного общения школьников решается посредством:
Направлениями внеурочной деятельности согласно ФГОС НОО являются
Непосредственный итог участия школьника во внеурочной деятельности, приобретение опыта действий – это:
Оптимальной формой достижения результатов первого уровня в организации проблемно-ценностного общения школьников является:
По времени проведения деятельность школьников подразделяется на:
По месту проведения деятельность школьников подразделяется на:
По отношению к решению учебных задач деятельность школьников подразделяется на:
Получение школьником опыта самостоятельного социального действия – это:
Последствие результата внеурочной деятельности, то, к чему привело достижение результата – это:
Преимуществами инновационно-образовательной модели является
Преимуществами модели «школы полного дня» является:
Преимуществами модели дополнительного образования являются
Преимуществами оптимизационной модели организации внеурочной деятельности является
При каком условии в организации познавательной деятельности школьников будут достигаться результаты первого уровня?
При каком условии в организации познавательной деятельности школьников будут достигаться результаты второго уровня?
При каком условии в организации познавательной деятельности школьников будут достигаться результаты третьего уровня?
Приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни – это:
Укажите модель, в которой реализация внеурочной деятельности осуществляется преимущественно воспитателями групп продленного дня:
Формирование позитивных отношений детей к базовым ценностям общества – это:
Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет:
Целью модели дополнительного образования является:
Внеурочная деятельность в условиях ФГОС НОО.
Внеурочная деятельность (в рамках реализации ФГОС) – это обязательная образовательная деятельность, организуемая участниками образовательного процесса, осуществляемая на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана в формах, отличных от классно-урочной системы обучения, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для реализации детьми своих индивидуальных потребностей (в содержательном досуге, участии в самоуправлении, общественно-полезной деятельности), интересов, способностей в различных сферах жизнедеятельности (познавательной, социальной, культурной), которые не могут быть реализованы в процессе учебных занятий (на основе свободного выбора, постижения духовно нравственных ценностей и культурных традиций).
Также цель внеурочной деятельности можно определить, исходя из структуры и направлений личностного развития обучающихся, и это воспитание здоровой, духовно-нравственной, социально-активной, интеллектуально-развитой, культурной личности.
Задачи внеурочной деятельности: целенаправленная реализация воспитательно-развивающей деятельности в ОУ, это:
- расширение общекультурного кругозора у детей;
- формирование позитивного восприятия ценностей общего образования и более успешного освоения его содержания;
- формирование нравственных, духовных, эстетических ценностей;
- помощь в определении способностей к определенным видам деятельности (художественной, спортивной и др.) и содействие в их реализации;
- обеспечение благоприятной адаптации ребенка в школе;
- снижение учебной нагрузки (распределение ее педагогически целесообразно), учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей;
- создание пространства для межличностного, межвозрастного общения; приобщение к участию в общественно-значимых делах; включение в личностно значимые творческие виды деятельности.
В целом можно отметить, что данная деятельность способствует развитию активности детей, направленной на преобразование окружающего мира и самого себя, и позволяет решать задачу удовлетворения изменяющихся индивидуальных образовательных запросов и потребностей обучающихся. Она осуществляется в различных видах деятельности школьников, в которых целесообразно решать задачи воспитания и социализации.
Основными видами внеурочной деятельности являются: игровая, познавательная, досугово-развлекательная, спортивно-оздоровительная, туристско-краеведческая, трудовая деятельность. А также проблемно-ценностное общение, художественное, социальное и техническое творчество.
Внеурочную деятельность рекомендуется организовывать по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, общекультурное, духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, социальное. При этом целесообразно использовать разнообразные формы организации деятельности обучающихся (на добровольной основе, в соответствии с выбором участников образовательных отношений): студии, кружки, секции, экскурсии, КТД, круглые столы, диспуты, этические беседы, проекты и др..
Внеурочная деятельность воспроизводится в общеобразовательных учреждениях через дополнительные общеразвивающие образовательные программы, организацию групп продленного дня, деятельность педагогических работников (учителей-предметников, библиотекаря, психолога, педагога организатора, педагогов дополнительного образования).
Деятельность вне уроков может быть организована не только школой, но и детскими общественными организациями, социально-педагогическими комплексами, центрами медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям и др.
Далее разграничим понятия: «внеурочная деятельность», «внеклассная работа», «внешкольная работа».
– это часть образовательной системы школьников (организуется педагогом для занятий с детьми во внеучебное время). – это форма обучения (обязательная целенаправленная образовательная деятельность, организуемая вне уроков для удовлетворения познавательных потребностей детей, решения задач, которые не могут быть решены на уроке).
относится к системе дополнительного образования детей (часть системы образования, проводится во внешкольных учреждениях по специальным программам).
Применительно к понятию «деятельность обучающихся» отметим, что в рамках образовательного процесса ее можно разделить по месту проведении – классная и внеклассная
по времени проведения – урочная и внеурочная
по отношению к решению учебных задач: учебная и внеучебная деятельность (О.С. Гребенюк).
Внеурочная деятельность как форма образовательного процесса, направленная на повышение качества образовательного результата базируется на учебном программном материале, и ФГОС НОО как рамка образовательной деятельности определяет параметры ее организации. Внеурочная деятельность тесно связана с урочной деятельностью, обеспечивает преемственность и взаимосвязь программ внеурочной деятельности и реализуемых УМК. Она реализуется педагогами через план внеурочной деятельности, на основе Плана воспитания и социализации обучающихся (регламентирует действия педагогов по реализации вариативной части базисного учебного (образовательного) плана, на основе которого организуется внеурочная деятельность).
Для реализации внеурочной деятельности в образовательном учреждении можно работать по одной программе или нескольким, при условии соблюдения допустимой нагрузки.
Согласно рекомендациям недельная нагрузка внеурочными занятиями на ребенка 7–10 лет должна составлять не менее 5 и не более 10 часов.
Рабочая программа внеурочной деятельности является частной по отношению к основной образовательной программе и входит в ее содержательный раздел, конкретизируя прописанные в ней общие цели. Она призвана обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, обозначенных в ФГОС НОО.
Достижение воспитательных результатов внеурочной деятельности определяется с помощью трехуровневой структуры.
результатов предполагает приобретение обучающимся социального знания (об общественных нормах, правилах поведения, устройстве общества, ценностях) и понимания социальной жизни.
Для этого подойдут такие формы организации деятельности, как этическая беседа, экскурсия, соревнование, поход театр и др.
предусматривает формирование у обучающихся ценностного отношения к социальной реальности (человек, мир, труд, семья, здоровье, природа и др. – ценности), предполагает рассмотрение того или иного вопроса с разных сторон. Этому способствуют диспуты, дебаты, круглые столы и др.
результатов направлен на достижение школьниками самостоятельного опыта социального действия в общественной деятельности, в качестве форм деятельности подойдут участия школьников в акциях, марафонах, проектах, ярмарках и др..
И, наконец, сделаем вывод по изучению понятия внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность – это обязательная часть образовательной деятельности, форма образовательного процесса, направленная на повышение качества образовательного результата, регламентируемая ФГОС НОО, организуемая участниками образовательного процесса (педагогами) для социализации, реализации активности обучающихся в разных видах деятельности, создания условий для воспитания, развития социально значимых позитивных качеств детей в формах, отличных от классно-урочной системы обучения с возможностью добровольного выбора их детьми. Она предлагает для обучающихся многофункциональные возможности, условия для реализации индивидуальных образовательных запросов и потребностей, с учетом их интересов, способностей.
Одним из показателей результативности внеурочной деятельности является повышение уровня сформированности социально приемлемых личностных качеств обучающихся.
Далее изучим возможности, условия организации внеурочной деятельности для реализации процесса формирования личностных качеств обучающихся.
Для эффективного решения социального заказа общества: воспитание социально гибкого, компетентного, ответственного, самостоятельного, решительного, нравственного и т.д. гражданина нашей страны, необходимо использовать образовательный потенциал внеурочного времени.
Главной задачей педагогов, осуществляющих внеурочную деятельность, становится развитие личности школьника. Внеурочная деятельность обогащает и дополняет развитие детей на уроках. Различные формы работы (проекты, экскурсии и др.) позволяют детям раскрыть свои таланты, свой потенциал, познать себя как личность, осознать свои возможности, научиться свободно взаимодействовать со сверстниками и учителями, открыто выражать свое мнение. Т.е. это открывает путь для самореализации каждого ребенка. Тем более, что внеурочная деятельность предполагает организацию занятий по интересам, в соответствие с потребностями, возможностями детей разных возрастов.
В воспитании, ориентированном на развитие личности ребенка, взрослые должны быть партнерами в процессе воспитания личностных качеств, носителями качеств и мотивов, которые являются образцом для ребенка. Партнерские отношения с детьми, основанные на доверии, уважении, сотрудничестве и диалоге, открытое совместное действие предоставляет человеку возможность проявить инициативу, участие, влиять на деятельность (проба, анализ, обсуждение). Сотрудничество лежит в основе субъект-субъектного взаимодействия людей, оно предполагает умение слушать другого, получение и интерпретацию полученного опыта впечатлений и создание мотивации для создания новых взаимодействий.
В процессе учебного сотрудничества (учитель – обучающийся, общеклассное взаимодействие, др.), взаимодействия у детей появляются деловые отношения, которые развивают инициативность, умение слушать и слышать, понимать, оценивать людей, принимать их точку зрения. А также дети получают представления о ценностях, усваивают ролевые нормы поведения. Ребенок учится дифференцировать и осознавать отношение к разным людям, осваивать модели поведения с ними. Тактика сотрудничества в воспитании способствует развитию ответственности, пониманию, уважению другого человека, взаимопониманию, самоконтролю, самосознанию. А также это способ усвоения культуры. Взрослый как носитель культуры, знаний, общественных норм через взаимодействие с ребёнком формирует у него социальную активность, позволяет расширить опыт. При этом результат выборочного усвоения человеком культуры (ценностей) лежит в основе формирования качеств личности и её индивидуализации. Сотрудничество как совместная деятельность, направленная на достижение единых целей, в младшем школьном возрасте имеет форму наставничества (доминирует роль взрослых при возрастающей роли детей в оказании помощи учителю, постепенное осмысление ими единства целей) и партнерства (при относительном равенстве совместных усилий). Ребенок получает возможность в процессе внеурочной деятельности усвоить образцы поведения, принятые в обществе, сформировать в себе определенные личностные качества, поскольку они формируются из мотива и способов поведения. Устойчивость качеств зависит от наличия у ребенка потребности, стремления соблюдать определенные образцы поведения (сильный и длительно действующий мотив поведения) и от формирования привычки действовать соответственно норме (постоянство усваиваемых форм поведения) на добровольной основе. Формированию этих факторов может поспособствовать внеурочная деятельность, которая имеет для этого потенциальные образовательные возможности.
Вывод: внеурочная деятельность имеет возможности (организационные, развивающие, кадровые и др.) для создания оптимальных условий, пространства для самореализации, активности, творческо-преобразующей деятельности, разностороннего гармоничного развития самоактуализирующей личности воспитанников в условиях коллективной творческой деятельности.
Процесс формирования личностных качеств у младших школьников предполагает создание педагогических условий во внеурочной деятельности (с учётом влияния других видов деятельности и условий жизнедеятельности ребёнка, поскольку качества формируются в целостном воспитательном аспекте личности и сообразуются с уровнем воспитанности человека), которые бы способствовали личностному росту обучающихся (повышение уровня сформированности социально значимых личностных качеств, ценностей) через создание у детей положительной мотивации, отношения к действительности и способам поведения. Также важны: приоритет нравственного и гражданского воспитания подрастающего поколения в условиях всестороннего развития личности обучающихся; создание системы стимулов для развития индивидуальности каждого обучающегося. Из этого можно сделать вывод, что внеурочная деятельность как целенаправленная деятельность вне уроков позволяет дополнить и обогатить развитие детей, реализуемое на уроках.