Тест Тьюринга

Педагогика дополнительного образования (в области хореографии)

Описание образовательной программы 44. 03 Педагогика дополнительного образования (в области хореографии)

Учебный план 44. 03 Педагогика дополнительного образования (в области хореографии)

Календарный график учебного процесса 44. 03 Педагогика дополнительного образования (в области хореографии)

Аннотации рабочих программ учебных дисциплин 44. 03 Педагогика дополнительного образования (в области хореографии)

Обучение осуществляется на базе: основного общего образования (9 классов) с получением среднего общего образования

Срок обучения: 3 года 10 месяцев

Квалификация: Педагог дополнительного образования в области хореографии

Форма обучения: очная бюджетная

Выпускник специальности 44. 03 Педагогика дополнительного образования (в области хореографии)  готов:

  • Преподавать в  области  хореографии дополнительного образования детей
  • Организовывать досуговые мероприятия, конкурсы, олимпиады, соревнования, выставки
  • Методически обеспечивать образовательный процесс

За время обучения студенты получают представление о таких общепрофессиональных дисциплинах, как:

  • Педагогика
  • Психология
  • Возрастная анатомия, физиология и гигиена
  • Правовое обеспечение профессиональной деятельности
  • Дополнительное образование детей: история и современность
  • Безопасность жизнедеятельности

Профессиональный цикл образовательной программы включает в себя следующие модули:

  • ПМ.01 Преподавание в области хореографии, включающий в себя междисциплинарные курсы «Методика преподавания по программам дополнительного образования в области хореографии (методика хореографического развития детей в дополнительном образовании, методика работы с детским хореографическим коллективом, методика работы с коллективами разной жанровой направленности) и «Подготовка педагога дополнительного образования в области хореографии» (история хореографического искусства, классический танец, народный танец, основы музыкально-теоретических дисциплин, современный танец, композиция и постановка танца, ритмика с методикой преподавания, бальный танец)
  • ПМ.02 Организация досуговых мероприятий
  • ПМ.03 Методическое обеспечение образовательного процесса

По окончанию изучения профессиональнх модулей студенты проходят учебную (6 недель) и производственную (17 недель) практику, в том числе и летнюю, проводимую в детских оздоровительных лагерях. Государственная итоговая аттестация включает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (дипломная работа, дипломный проект).

Дополнительное образование глубоко интегрировано в общую образовательную систему, но больше акцентирует внимание на удовлетворении индивидуальных познавательных и творческих потребностей человека.

Педагоги дополнительного образования работают с разновозрастными категориями обучающихся: детьми, студентами, взрослыми, а также трудятся в учреждениях разных типов.

  • В школах, лицеях, гимназиях  педагоги дополнительного образования организуют внеурочную деятельность, руководят студиями, объединениями, коллективами (современный танец, классический танец, народный танец, бальный танец, ритмика и другие).
  • В учреждениях дополнительного образования (школах искусств, дворцах творчества)  эти специалисты углублённо занимаются развитием талантов детей и  проводят их  раннюю профессиональную ориентацию.
  • В колледжах и вузах педагоги допобразования обеспечивают работу со студентами за рамками основных профессиональных образовательных программ, занимаются организацией олимпиад, выставок, конкурсов, руководят студиями, объединениями, коллективами.
  • В образовательных центрах для взрослых педагоги дополнительного образования ведут курсы в области различных видов иузыкальной деятельности (современный танец, классический танец, народный танец, бальный танец, ритмика и другие)
  • Педагоги дополнительного образования могут разрабатывать авторские обучающие курсы и вести свою дейтельность дистанционно в сети Интернет

В любом случае люди этой профессии имеют почти неограниченное поле для реализации своих творческих идей!

Педагогика дополнительного образования (в области музыкальной деятельности)

Описание образовательной программы 44. 03 Педагогика дополнительного образования (в области музыкальной деятельности)

Учебный план 44. 03 Педагогика дополнительного образования (в области музыкальной деятельности)

Календарный график учебного процесса 44. 03 Педагогика дополнительного образования (в области музыкальной деятельности)

Аннотации рабочих программ учебных дисциплин 44. 03 Педагогика дополнительного образования (в области музыкальной деятельности)

Квалификация: Педагог дополнительного образования в области музыкальной деятельности

Выпускник специальности 44. 03 Педагогика дополнительного образования (в области музыкальной деятельности)  готов:

  • Преподавать в  области  музыкальной деятельности дополнительного образования детей
  • Организовывать досуговые мероприятия, конкурсы, олимпиады, соревнования, выставки
  • Методически обеспечивать образовательный процесс
  • ПМ.01 Преподавание в области музыкальной деятельности, включающий в себя междисциплинарные курсы «Методика преподавания по программам дополнительного образования в области музыкальной деятельности (методика музыкального развития детей в дополнительном образовании, методика работы с детским хором, методика работы с детским фольклорным ансамблем) и «Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности» (основы теории музыки, сольфеджио, музыкальная литература, народное творчество, хоровое пение, вокал, основы дирижирования, основной музыкальный инструмент)
  • ПМ.02 Организация досуговых мероприятий
  • ПМ.03 Методическое обеспечение образовательного процесса
  • В школах, лицеях, гимназиях  педагоги дополнительного образования организуют внеурочную деятельность, руководят студиями, объединениями, коллективами (вокал, игра на инструменте, хоровое пение, фольклорное творчество и другие).
  • В учреждениях дополнительного образования (музыкальных школах, школах искусств, дворцах творчества)  эти специалисты углублённо занимаются развитием талантов детей и  проводят их  раннюю профессиональную ориентацию.
  • В колледжах и вузах педагоги допобразования обеспечивают работу со студентами за рамками основных профессиональных образовательных программ, занимаются организацией олимпиад, выставок, конкурсов, руководят студиями, объединениями, коллективами.
  • В образовательных центрах для взрослых педагоги дополнительного образования ведут курсы в области различных видов иузыкальной деятельности (вокал, игра на инструменте, хоровое пение, фольклорное творчество и другие)
  • Педагоги дополнительного образования могут разрабатывать авторские обучающие курсы и вести свою дейтельность дистанционно в сети Интернет

Дополнительное образование – уникальное явление в системе образования.

Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель  имеет только  любовь к ученику, как отец и мать, – он будет лучше того учителя, который  прочел все книги, но не имеет любви  ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель».

Дополнительное образование – уникальное явление, которое присуще только Российскому  образованию. И поэтому даже сам термин «дополнительное образование» вряд ли сможет самый талантливый переводчик перевести так, чтобы всем всё сразу стало ясно и понятно. Дополнительное образование – это огромная юная сила, это талантливые дети и творческие педагоги! Вот уже четыре года я работаю в этой уникальной сфере – дополнительное образование детей – в Центре «Созвездие» , который расположен в самом центре  города Балашова. Саратовская область – одна из областей, где хорошо развита система дополнительного образования.

Так что же это такое – дополнительное образование? Педагог дополнительного образования часто сталкивается с таким отношением со стороны учителей, когда говорят с насмешкой: «Дополнительное образование, это не школа, вам намного легче – у вас нет такой нагрузки, планов, оценок, аттестаций, ЕГЭ и всего того, что присутствует в школьной жизни». А ведь дополнительное образование играет ключевую роль в развитии и реализации способностей детей и подростков. Это составная часть непрерывного образования и естественный партнер общеобразовательной школы, где на первый план выходит личность ребёнка, а не учебные программы. Педагоги дополнительного образования ни сколько не уступают учителям предметникам, а наоборот, весь творческий процесс в школе и активность детей после уроков сопровождается именно дополнительным образованием. Благодаря дополнительному образованию дети могут самовыражаться в своих творческих интересах, участвуя в различных конкурсах, фестивалях и мероприятиях. Дополнительное образование детей – один из социальных институтов детства, который создан и существует для детей, их обучения, воспитания и развития.

Специфика дополнительного образования состоит в том, что для него творческая деятельность ребенка первична. На первом плане стоит развитие личности в творчестве, а обучение обеспечивает, поддерживает развитие. Дополнительное образование способствует накоплению ребенком опыта индивидуальной и коллективной творческой деятельности по свободному выбору. Это социально востребованная сфера, в которой заказчиками и потребителями образовательных услуг выступают юные граждане и их родители, а также общество и государство. Когда ребенок идет в школу, у него не стоит вопроса, идти туда или нет, это обязательное образование для каждого, будь оно средним или полным. Совсем же другое дело, когда речь заходит об учреждениях дополнительного образования. Туда идет не всякий ребенок, а если один раз придет, то еще не факт, что будет ходить туда и в дальнейшем. Для этого он должен почувствовать, что ему в этом учреждении интересно, что он от педагога узнает или услышит что-то для себя новое и интересное, и педагог дополнительного образования должен приложить максимум усилий, умений, таланта. Школа не может способствовать в полной мере развитию и помощи в реализации творческого потенциала одаренного ребенка и в последние годы дополнительное образование из «дополнения» к основному образованию, каким реально являлась ранее существовавшая система внеклассной и внешкольной работы, превратилось в ведущий фактор развития одаренного ребенка, требующего индивидуального подхода и обширного спектра возможностей реализовать свой дар.

Педагог дополнительного образования – один из важнейших специалистов, непосредственно занимающийся развитием талантов и способностей школьников, ведь именно в учреждениях дополнительного образования ученик может до конца раскрыть свои таланты. Где, как не в Центрах детского творчества и других учреждениях дополнительного образования, можно встретить столько одаренных детей?

Около 17 лет назад я сама была воспитанницей «Центра детского творчества», а теперь вернулась туда как педагог. Вспоминая свои школьные и годы занятия в Центре детского творчества, я с трепетом и любовью вспоминаю своих учителей, педагогов и преподавателей. Эти учителя стали для меня эталоном, образцом. Почему я их запомнила? В своих учителях, прежде всего я видела оптимизм, профессионализм, эрудированность, успешность, трудолюбие, положительные эмоции, а самое главное у них горели глаза. Возможно эти учителя и повлияли на мой выбор профессии. В течение учебы в институте, облик педагога у меня окончательно сформировался. Этот человек должен любить детей и свою работу. Хороший педагог дополнительного образования, это такой педагог, к которому дети с удовольствием бегут на занятия, когда они с нетерпением ждут следующей встречи с педагогом. Чтобы быть педагогом дополнительного образования, недостаточно знать свой предмет Самое главное – научиться эти знания передавать, а в идеале – научить детей добывать эти знания самостоятельно, направляя их, подсказывая верный путь.

Мне повезло, у меня два чудесных творческих объединения («Занимательный английский» и «Вязаная игрушка»), где учащиеся могут реализовать свои таланты. С дошкольниками и школьниками мы занимаемся английским языком, где в игровой форме, учащиеся получают дополнительную информацию к школьной программе, и мы как мозаику складываем наши знания совместно со школьной программой, а на театральных выступлениях ребята демонстрируют все свои таланты. Творческое объединение «Вязаная игрушка»– это кладезь талантов, где занимаются не только талантливые девочки, но и мальчики. Это такие детки, к которым хочется бежать на урок, которые радуют своими достижениями и открыто радуются своим успехам. Очень хочется идти со своими учениками нога в ногу, чтоб они не отставали, а только опережали, чтоб у них было желание творить и созидать. Я горжусь своими учениками, в каждом из них огромный творческий потенциал, который предстоит раскрыть. Я счастлива, что моя жизнь связана с творчеством, и именно творчеству я учу детей. А в творческой деятельности ребенок совершенствует свои способности, самореализуется, развивается. Педагог дополнительного образования– это не просто работа, это образ жизни. А живем мы хорошо, активно и счастливо. Сердца наши “горят” в унисон с сердечками наших детей, объединенные общим интересом к любимому делу. У нас нет плохих учеников, к нам приходят по желанию. Правда, случаются и на нашем пути трудности, но мы их обязательно преодолеем, ведь в помощниках у нас ДЕТИ!

Основы педагогики дополнительного образования

Задания для самостоятельной работы

Лекция 1. История становления и развития системы дополнительного образования в России

Понятие «дополнительное образование», его структура и виды учреждений ДО.

Предмет, объект, цель и задачи дополнительного образования

Воспитательный потенциал дополнительного образования

Функции дополнительного образования

Развитие системы дополнительного образования: ретроспективный экскурс.

Понятие «дополнительное образование» и его структура

Понятие «дополнительное образование» было введено Законом Российской Федерации «Об образовании» в 1992 году. Понятие «дополнительное образование» трактуется учеными достаточно широко. Существует несколько определений понятия «дополнительное образование». Оно рассматривается как особый тип образования, представляющий собой процесс и результат развития личности ребенка в образовательной сфере, опирающийся на психолого-педагогический потенциал свободного времени. К примеру, Е. Евладова считает, что «дополнительное образование. процесс свободно избранного ребенком освоения знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, направленный на удовлетворение интересов личности, ее предпочтений, склонностей, способностей и содействующий ее самореализации и культурной (в том числе и социальной) адаптации»; сфера, «направленная на создание единого образовательного пространства и формирование у школьников целостного восприятия мира, на гармонизацию требований по реализации образовательного стандарта и создание условий для развития индивидуальных способностей и потребностей личности».

Горский и А. Журкина определяют дополнительное образование как «специальную образовательную деятельность различных систем (государственных, общественных, смешанных), направленную на удовлетворение индивидуальных запросов детей и молодежи, творческое освоение ими новой информации, формирование новых жизненных умений и способностей, расширение возможности практического опыта, их самоопределение и самореализация в разнообразных сферах науки, культуры, искусства, туризма, производства, физической культуры и спорта». Таким образом, дополнительное образование представляет собой тип образования, объединяющий воспитание, обучение и развитие в единый процесс с целью удовлетворения и развития познавательных интересов, творческого потенциала ребенка, способствующих самоопределению, самореализации и социализации личности и опирающихся на свободный выбор ребенком видов деятельности.

В структурном отношении его традиционно подразделяют на дополнительное образование взрослых и детей, основной задачей которого является оказание превышающих базовый уровень услуг, выходящих за пределы обязательного базового уровня. Оно осуществляется учреждениями дополнительного образования, которые реализуют одну или несколько дополнительных образовательных программ, обеспечивающих обучение, воспитание и развитие личности. Такие программы компенсируют, корректируют и расширяют рамки базового компонента образования, ориентируя на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации. Закон направлен на удовлетворение познавательных и творческих потребностей детей и их родителей, на возможность реализовать педагогический потенциал учреждений дополнительного образования.

В системе ДО функционируют следующие виды учреждений:

· центры дополнительного образования детей, развития творчества детей и юношества, творческого развития и гуманитарного образования, детского творчества, внешкольной работы, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), эстетического воспитания детей (культуры, искусств или по видам искусств), детско-юношеский центр, детский (подростковый) центр, детский экологический (оздоровительно-экологический, эколого-биологический) центр, детский (юношеский) центр, детский оздоровительно-образовательный (профильный) центр;

· дворцы детского (юношеского) творчества, творчества детей и молодежи, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, спорта для детей и юношества, художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств);

· дома детского творчества, детства и юношества, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств);

· станции юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), детская экологическая (эколого-биологическая) станция;

· детская школа искусств, в том числе по видам искусств;

· детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ);

· специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва (СДЮСШОР);

· детско-юношеские спортивно-адаптивные школы.

Объектом дополнительного образования является система дополнительного образования, а его предмет постоянно модифицируется в зависимости от научных или педагогических целей субъектов ДО (к примеру, это могут быть мотивы деятельности, виды деятельности, субъект-объектные взаимоотношения и мн.

Цельдополнительного образования детей заключается в создании организационно-педагогических условий для профессионального, социального, личностного самоопределения, самореализации и развития ребенка. Основная цель дополнительного образования детей конкретизируется следующими задачами:

– создание условий для проявления и развития разнообразных индивидуальных способностей детей;

– воспитание и практическая подготовка свободного, самостоятельного, творческого, профессионально ориентированного гражданина, способного к сотрудничеству в интересах человека, общества, государства;

– развитие и реализация интеллектуального потенциала, творческих способностей личности ребенка, формирование интереса и мотивации к творческой и исследовательской деятельности в конкретной сфере науки, техники, культуры, производства;

– раскрытие и реализация творческого потенциала педагога.

Иными словами, педагогика дополнительного образования детей занимается обоснованием целей, проектированием содержания, исследованием и обоснованием функций, педагогических принципов, закономерностей, критериев эффективности системы, определением форм, методов обучения и воспитания, в том числе на стадии ранней профессионализации детей, педагогических технологий дополнительного образования, методического и психологического сопровождения, разработкой систем управления и мониторинга.

Сущность педагогического процесса в системе дополнительного образования детей и подростков. Структура педагогического процесса в системе дополнительного образования детей и подростков.

Образовательный процесс в учреждении дополнительного образования детей – специально организованная деятельность педагогов и учащихся, направленная на решение задач образования, воспитания и развития личности.

Цель образовательного процесса – создание условий для самовыражения, саморазвития и самоопределения учащихся.

Исходная позиция такого подхода – видение ребенка не объектом, а субъектом обучения, что возможно при развитии таких личностных качеств, как активного, самостоятельность, общение.

Принципы образовательного процесса

Принцип – основное, исходное положение – руководящая идея педагогической теории, концепции, определяющая содержание, организационные формы и методы учебной и воспитательной работы.

Сегодня сформулировано по крайней мере 4 группы принципов, являющихся научно-педагогической и практической основой организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей.

принцип развития (детей, педагогов, образовательной среды, учреждения);

принцип гуманизации – в основе образовательного процесса лежат непреходящие ценности общекультурного человеческого достоинства, внимание к историческим ценностям и их роли в развитии искусства, науки и культуры;

принцип демократизации – предоставление каждому ребенку права выбора своей образовательной траектории развития и участия в образовательном процессе;

принцип единства гуманизации и демократизации – предоставление каждому ребенку права на свободу, счастье, развитие способностей и подготовку его к жизни в обществе.

принцип природосообразности – учет возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей учащихся при включении их в различные виды деятельности;

принцип культуросообразности – ориентация на потребности общества и личности учащихся, единство человека и социокультурной среды, адаптация детей к современным условиям жизни общества;

принцип жизнесообразности – реакция на актуальные потребности сегодняшнего дня.

принцип детоцентризма – интересы ребенка являются приоритетом, превращая его в равноправного субъекта образовательного процесса;

принцип дифференциации и индивидуализации образования – в образовательном процессе выявляются и развиваются склонности, способности детей в различных направлениях деятельности с учетом их возможностей и интересов;

принцип увлекательности и творчества – образовательный процесс должен способствовать развитию творческих способностей детей;

принцип системности – преемственность знаний;

принцип сотрудничества – совместная деятельность детей и взрослых.

Ориентация педагогов на непрерывность своего собственного образования и развития.

Образовательный процесс сочетает различные типы занятий: групповые, индивидуальные, теоретические, практические, творческие, игровые и т.

Чаще всего в образовательном процессе используются традиционные формы организации деятельности: учебные занятия, лекции, семинары, конференции, экскурсии, турпоходы, учебные игры и т.

Образовательный процесс в учреждении дополнительного образования выполняет две группы функций: обучающие и социально-педагогические.

К нетрадиционным формам организации образовательного процесса относят:

 занятия-соревнования: конкурсы, турниры, викторины, эстафеты и т

 занятия на основе нетрадиционной организации учебного материала: презентация, исповедь и т

 занятия-фантазии: сказка, спектакль, сюрприз, приключение и т

 занятия, имитирующие общественную деятельность: суд, следствие, Ученый Совет, парламент и т.

Обучающие функции – удовлетворение детьми их разнообразных потребностей в форме интеллектуальных, психолого-педагогических услуг, позволяющих ребенку осваивать, углублять знания, развивать умения и навыки, которые он получает в общеобразовательной школе, предоставляющих возможность изучать отрасли знаний, которые не находят применение в школе и других образовательных учреждениях. К обучению функций можно отнести допрофессиональную и начальную профессиональную подготовку.

Социально-педагогические функции – воспитание, социальная защита, оздоровление, реабилитация, коммуникация, рекреация и компенсация, социальная адаптация.

Образовательный процесс в учреждении дополнительного образования строится в соответствии со спецификой его содержания и организации.

К содержательным особенностям можно отнести:

 многообразие функций, видов деятельности и дополнительных образовательных программ;

 многообразие содержательных аспектов деятельности: теоретический, практический, исследовательский, опытный, познавательный, творческий, производственный, самообразовательный и др

 индивидуальный подход в сочетании с социальной направленностью деятельности; возможность индивидуальной работы с одаренными и социально депривированными детьми;

 реализация вариативных, дифференцированных, комплексных образовательных программ.

К организационным особенностям образовательного процесса в УДОД относят:

занятия проводятся в свободное от основной учебы время;

обучение организуется на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);

психологическая атмосфера носит неформальный характер;

детям предоставляется возможность сочетать различные направления и формы занятий;

допускается переход учащихся из одной группы в другую (по тематике, возрасту, уровню интеллектуального развития).

Функции педагога при организации образовательного процесса:

Знакомство детей с историей учреждения дополнительного образования, его деятельностью и перспективами развития, с профилем избранного объединения, его традициями и задачами, с органами самоуправления, с достижениями учащихся объединения.

Знакомство с характером деятельности и ее организацией в учреждении.

Организация мероприятий для формирования единого детского коллектива.

Организация и проведение массовых мероприятий, встреч, групповых и индивидуальных занятий и консультаций.

Обеспечение согласованности всех мероприятий, предусмотренных планом учреждения.

Своеобразная разработка и составление перспективных планов на основе анализа работы в предыдущем году и с учетом особенностей и интересов нового набора детей.

Организация теоретических и практических занятий, самостоятельной творческой деятельности детей.

Организация воспитательной работы, индивидуальных занятий; работа с родителями.

Учет всех дел и достижений коллектива и отдельных учащихся, изменений в склонностях детей, анализ их развития.

Введение

Основная задача реформирования системы образования России на рубеже XX—XXI вв. состояла не только в обеспечении перевода внешкольного воспитания в систему дополнительного образования детей, но и в развитии системы общего образования за счет потенциала дополнительного образования. Цель модернизации российского образования состоит в обеспечении нового качества образования, адекватного потребностям развивающейся личности, направленного на формирование людей, способных позитивно изменить положение дел в обществе. Сегодня важно, чтобы каждый человек научился решать различные задачи в разных сферах жизнедеятельности.

Основным институтом реализации дополнительного образования сегодня являются учреждения дополнительного образования, функционирующие в разных ведомствах — образования, культуры, спорта, молодежной работы. Вместе с тем, возможности дополнительного образования активно используются другими типами образовательных учреждений, и оно создается сегодня в общеобразовательных школах, дошкольных образовательных учреждениях, системе профессионального образования. Активно идет процесс создания структур дополнительного образования детей в частном секторе экономики.

Для реализации программ дополнительного образования необходимы профессиональные кадры: педагоги дополнительного образования детей, педагоги-организаторы, социальные педагоги, тренеры- преподаватели и др. Современному педагогу сферы дополнительного образования важно знать основы организации дополнительного образования детей как особого типа образования. До настоящего времени в России практически отсутствовала система подготовки и переподготовки кадров дополнительного образования с высшим образованием, что осложняло развитие кадровой инфраструктуры внешкольной, внеурочной, досуговой и каникулярной образовательной деятельности детей и подростков, обеспечение качества образовательных услуг.

Развитие системы дополнительного образования детей России актуализирует новые требования к уровню квалификации работающего персонала. Педагог этой сферы должен быть как высококлассным профессионалом в области профиля деятельности (техником, спортсменом, прикладником и т. ), так и профессиональным педагогом. Кроме того, он обеспечивает не только овладение обучающимися знаниями, умениями и навыками в определенной сфере деятельности, но и развивает личность ребенка, помогает в решении его социальных проблем. Он не просто выдает занятия в рамках отведенного на это времени, а становится значимым для ребенка, уважаемым и любимым. Следовательно, он должен владеть рядом компетенций, предъявляемых сегодня к этой группе профессиональных работников квалификационными характеристиками, профессиональными стандартами, требованиями ФГОС СПО и ВО.

В предлагаемом пособии раскрываются концептуальные и организационные основы дополнительного образования детей, предлагаются содержательные материалы, задания, вопросы, упражнения, направленные на формирование общепрофессиональных и специальных компетенций педагога сферы дополнительного образования, в том числе:

  • — готовность сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;
  • — способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития системы образования;
  • — готовность к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми документами сферы образования;
  • — способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики;
  • — готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса;
  • — способность проектировать траектории своего профессионального роста и личностного развития;
  • — способность разрабатывать дополнительные общеобразовательные программы;
  • — способность реализовывать дополнительные общеобразовательные программы;
  • — способность осуществлять педагогический контроль и оценку освоения дополнительной общеобразовательной программы;
  • — готовность вести документацию, обеспечивающую реализацию дополнительной общеобразовательной программы.

Данное учебное пособие может быть использовано для подготовки кадров дополнительного образования детей в условиях новых ФГОС СПО.

Вследствие изучения материалов издания студент должен освоить:

• навыков построения социального партнерства при организации дополнительного образования детей;

  • • анализировать и оценивать инновационные подходы к построению дополнительного образования;
  • • находить информацию, необходимую педагогу дополнительного образования для решения профессиональных задач п самообразования;
  • • основных целей и принципы деятельности организаций дополнится ьн о го образова н и я;
  • • специфику организации и основы построения педагогического процесса в дополнительном образовании;
  • • различных форм, методов и средств обучения, их педагогических возможностей.

Учебное пособие также представляет интерес для реализации программ повышения квалификации и переподготовки кадров педагогических и непедагогических специальностей (технических, инженерных, естественно-научных и др.

Текст работы размещён без изображений и формул. Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF

Дополнительное образование и его воспитательную составляющую в частности нельзя рассматривать как процесс, восполняющий пробелывоспитания в семье и образовательных учреждениях разных уровней и типов. И, конечно же, дополнительное образование – не система психолога – педагогической и социальной коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков. Современные технологии образования не являются единственным средством реформирования образования Главным стратегическим и технологическим ресурсом всегда был и остается именно педагог, отпрофессионализма, нравственных ценностей, интеллекта, которого зависит качество образования. Сегодня в РФ насчитывается около 18 тысяч учреждений дополнительного образования.

Дополнительное образование является сложной педагогической системой. Ее оптимальное функционирование зависит от множества факторов, но главным образом от педагогического мастерства учителя. Совершенствование педагогического мастерства учителей является главным условием дальнейшего повышения качества учебно-воспитательной работы и приведения ее в соответствии с требованиями жизни в условиях модернизации российского образования.

Учреждения дополнительного образования в государственной системе социального воспитания объективно играют подчиненную роль. Данное обстоятельство выражается как в определении содержания организуемого социального опыта и образования, так и в подстройке порядка функционирования под режим общеобразовательной школы.

Педагог дополнительного образования определенным образом ограничен в методах управления деятельностью и поведением воспитанника, в частности, речь идет о методах требования и показания.

В данном случае педагог для управления деятельностью воспитанников устанавливает отношения диалога, а активность детей в освоении содержания образования обеспечивается путем стимулирования их интереса.

В задачи педагога дополнительного образования входит руководство разнообразной творческой деятельностью, обучающийся в области дополнительного образования, организация внеурочной работы с воспитанниками в школе. Педагог дополнительного образования – один из важнейших специалистов, непосредственно реализующих дополнительные образовательные программы различной деятельности. Он занимается развитием талантов и способностей школьников включая их в художественную, техническую, спортивную деятельность. Он комплектует состав творческих объединений, способностей сохранению контингента обучающегося, реализация образовательной программы участвует разработке авторских образовательных программ, несет ответственность за качество их реализации. Оказывает консультативную помощь родителям по вопросам развития способностей детей в системе дополнительного образования. Педагог в глазах воспитанника является специалистом в привлекательном виде деятельности, поэтому ребенок готов устанавливать с ним контакт, чтобы освоить деятельность. Другими словами, образ педагога дополнительного образования, как правило, отличается от образа учителя школы в сторону большего доверия, более комфортных отношений, интереса обеих сторон друг к другу и к осваиваемому ребенком предмету.

Макаренко утверждал, что ученики простят своим педагогам и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела. Выше всего они ценят в педагоге уверенное и четкое знание, умение, искусство, золотые руки, немногословие, постоянную готовность к работе, ясную мысль, знание воспитательного процесса, воспитательное умение.

Смысл деятельности педагога дополнительного образования детей не в том, чтобы непосредственно воздействовать на ребенка, формируя у него заданный комплект личностных качеств, но организовать самодеятельность ребенка, в которой будет проходить становление «человеческого в человеке», проявление и преобразование его личности.

Трудности, которые обычно испытывают педагоги дополнительного образования в процессе программирования, выражаются в двух аспектах:

а) построение собственного процесса, создание программы;

б) определение содержания и написание текста программы.

Сначала рассмотрим первую группу проблем – трудности процесса.

Самые первые из них возникают уже на этапе формирования замысла программы и связаны с ограниченностью изучения существующего опыта работы. Это обусловлено как объективными, так и субъективными причинами:

– не во всех учреждениях есть полный комплект типовых программ (изданных под грифом министерства образования), а также необходимое педагогическая узкоспециальная литература;

– многие педагоги не исполняют возможностей научно-педагогических библиотек, хотя имеют на это полное право, являясь работниками сферы образования;

– у большинства педагогов нет опыта работы с педагогической литературой вообще и с авторскими изданиями в частности.

Второй достаточно серьезной проблемой для педагога – практика является отбор содержания и процесс написания текста программы. Большинство педагогов дополнительного образования, будучи прекрасными специалистами в определенном виде деятельности, не имеют, к сожалению, необходимой педагогической подготовки для грамотного изложения содержания образовательной программы. При этом у многих из них наблюдается достаточно разностное отношение к любой критике в адрес их произведения. Применение наглядных средств обучения предъявляет и определение требования к педагогу дополнительного образования.

а) Педагог должен понимать необходимость чувственных образов в процессе изучения учебного материала;

в) Педагогу необходимо определить характер использования на занятии чувственных образов как средства развития абстрактного мышления;

К профессионально значимым качествам педагога относится:

– педагогическая направленность – важнейшее качество, которое представляет доминирующую систему мотивов, определяющую поведение педагога и его отношения к профессии;

– педагогические целеполагание – умение определить важность педагогических задач в зависимости от конкретных условий;

– педагогическая рефлексия – способность педагога к самоанализу.

Каргина З. Практическое пособие для педагога дополнительного образования. – М. : Школьная Пресса, 2006 – 96 с

festival- 1 septeber. Ru >articles

Дополнительное образование

Дополнительное образование – вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 год, гл. 1, ст.

Дополнительное образование включено в систему непрерывного образования, объединяющего все уровни образования (дошкольное образование, начальное и основное общее образование, среднее общее образование, среднее профессиональное образование, высшее).

Обучение по дополнительным образовательным программам направлено на формирование и развитие творческих способностей учащихся; удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом; формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся; выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся; профессиональную ориентацию учащихся; создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся и др.

В нашей школе дополнительное образование представлено кружками и секциями в следующих направленностях: художественно-эстетическое, техническое, физкультурно-спортивное.

Все объединения дополнительного образования,  действующие на базе ОКОУ «Курская школа», являются бесплатными

Документы

– Адаптированная программа дополнительного образования ОКОУ”Курская школа” на 2021-2026 г. -Положение о порядке зачисления, отчисления, перевода, восстановления обучающихся в объединения дополнительного образования ОКОУ “Курская школа”- Положение об адаптированных дополнительных общеразвивающих общеобразовательных программах ОКОУ “Курская школа”

Расписание внеурочной деятельности

Программы дополнительного образования

2021-2022 учебный год


Название объединения
Руководитель
Количество обучающихся в объединении

1. Хореографический  кружок «Фантазия»
Згонников Д. 36

2. Юные столяры
Новиков С. 24

3. Живое дерево
Коробков Д. 24

4. Театр моды «Вдохновение»
Гончарова Е. 24

5. Вокальный кружок«Мы можем всё!
Старикова А

Дополнительное образование в школе характеризует сферу образования, связанную с индивидуальным развитием ребенка в разнообразных развивающих средах, которые он выбирает сам (или с помощью значимого взрослого) в соответствии со своими желаниями и потребностями. Назначение дополнительного образования – удовлетворение многообразных потребностей детей в познании и общении, которые далеко не всегда могут быть реализованы в рамках предметного обучения в школе.

Дополнительное образование является равноправным, взаимодополняющим компонентом базового образования и создано в целях формирования единого образовательного пространства ГКОУ КШ №8 г. Арзамаса, для повышения качества образовательного процесса и социализации личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Предназначено для обеспечения педагогически целесообразной занятости детей в возрасте от 7 до 18 лет в их свободное (внеучебное) время.

Организация дополнительного образования учащихся коррекционной школы особенно необходима. На основе доступных видов деятельности школьники получают возможность достичь успеха, продемонстрировать способности, которые остаются невостребованными в системе основного образования, выбрать свой индивидуальный образовательный маршрут, также увеличивается пространство, в котором учащиеся могут развивать активность, лучшие личностные качества.

Основная цель дополнительного образования в ГКОУ КШ №8 – развитие мотиваций личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ и внеурочной деятельности в интересах учащихся.

Удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;

Создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;

Социализация и адаптация учащихся к жизни в обществе;

Воспитание у детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, природе, семье.

Предупреждение асоциального поведения учащихся через организацию внеурочной занятости детей «группы риска».

Повышение творческого потенциала педагогических кадров; использование инновационных педагогических идей, образовательных моделей, технологий.

Для организации дополнительного образования в школе имеются необходимые кадры и материально-техническая база (большой и малый спортивные залы, кабинеты ЛФК, ритмики, кружковой работы, актовый зал). Учитывая интересы и психофизические особенности учащихся, были определены следующие направления дополнительного образования:
декоративно-прикладное, техническое, социально-педагогическое и физкультурно-спортивное, которые реализуются через ОДО и спортивные секции (5 объединений художественной направленности, 2 объединения технической направленности, 1 социально-педагогической и  4 объединения физкультурно-спортивной направленности).

Целенаправленная, системная работа,  рациональная организация занятий и комплектование групп способствует достижению положительных результатов. Программы ОДО ориентированы на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, их художественных способностей в избранных видах искусства, служат средством организации свободного времени, формируют процесс творческого самовыражения и общения детей.

Организация работы кружков

Художественное творчество представлено кружками «Радуга», «Веснушка», «Сказка», «Домисоль».

В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. На занятиях ОДО «Радуга» дети учатся видеть и понимать красоту окружающего мира, что способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса. Ни один праздник, ни одно мероприятие в школе не обходится без выставки рисунков. Кружковцы ежегодно принимают участие и побеждают в конкурсах различного уровня.

Освоение хореографических навыков в объединении «Веснушка» происходит в процессе восприятия различных музыкальных форм и танцевальных композиций и в накоплении опыта детей. Танцевальные занятия проводятся в школьном кабинете ритмики, спортивном и актовом залах. Для занятий имеются: костюмы, головные уборы, синтезатор, музыкальный центр, детские музыкальные инструменты. Ни один школьный праздник, торжественный вечер, линейки не обходится без выступления наших артистов.

Весомый вклад в эстетическое воспитание детей вносит ОДО «Сказка». Детский театр оказывает сильное воздействие, как на зрителей, так и на самих «артистов». Это объясняется тем, что он включает в себя целый комплекс искусств – художественное слово, драматическое действие, музыку, песню, пляску, изобразительное искусство. Занятия проводятся в школьном кабинете ритмики, актовом зале. Для организации обучения имеются: костюмы, головные уборы, маски животных, синтезатор, музыкальный центр, детские музыкальные инструменты, видеоматериалы-мультфильмы и фильмы-сказки. В течение года кружковцы демонстрируют всем учащимся школы и их родителям спектакли к праздничным датам, коллективно-творческим делам, родительским собраниям. Показывают сказки воспитанникам детских садов.

Пение – важный элемент эстетического развития ребёнка. В ОДО «Домисоль» дети учатся восприятию этого вида искусства. Отражая действительность и выполняя познавательную функцию, текст песни и мелодия воздействуют на них, формируя взгляды и чувства. Таким образом, пение способствует формированию общей культуры личности: развивает наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления, фантазию, воображение. Свое мастерство учащиеся демонстрируют на школьных концертах.

Декоративно-прикладное направление дополнительного образования представлено ОДО «Фэнтези». Объединение посещают учащиеся различных возрастов. Одним из главных принципов организации занятий является чередование разнообразных видов деятельности и овладение учащимися различными техниками декоративно-прикладного искусства. Особенно важно – формирование хорошего вкуса, восприятия цвета и формы. Занятия способствуют более глубокому и всестороннему развитию детей, а участие в конкурсах городского, областного и всероссийского уровня их социальной адаптации.

Программа ОДО «Мой мир» направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы дружелюбия, формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка

Техническое направление дополнительного  образования представлено ОДО «Самоделкин» и «Юный столяр». Технические объекты предстают перед ребенком повсюду в виде десятков окружающих его вещей и предметов: бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Дети познают и принимают мир таким, каким его видят, пытаются осмыслить, осознать.

Возрастающий интерес детей к современной технике реализуется на занятиях объединения. Детям предоставляются возможности удовлетворять свои интересы и сочетать различные направления деятельности. Главное на занятиях – не сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск новых знаний.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.