Описание моделиРешаемые педагогические задачиДеление на группыЧто делают учитель и ученик на разных станцияхВиды деятельности на онлайн-станцииФормирование культуры смешанного обученияТребованияОсобенности моделиДополнительные материалыВидео с уроков в ротации станцийРотация станций на практикеОпыт применения ротации станций для повышения результатов ОГЭ Примеры сценариев уроков
Описание модели
В модели ротации станций класс делится на группы и эти группы переходят между разными станциями. Часть учащихся начинает занятие под руководством учителя, в то время, как остальные работают в группах или занимаются онлайн. Затем группы переходят на другие станции так, чтобы за время урока посетить каждую. Например, группа, работавшая с учителем, переходит на станцию проектной деятельности, где работает над коллективными проектами. Последняя станция для этой группы — станция онлайн-обучения, где дети занимаются за компьютерами или работают с планшетами.
Чаще всего используется такой вариант ротации станций: учащиеся делятся на три группы по видам учебной деятельности, каждая группа работает в своей части класса (станции): станция работы с учителем, станция онлайн-обучения и станция проектной работы. В течение урока группы перемещаются между станциями так, чтобы побывать на каждой из них. Состав групп от урока к уроку меняется в зависимости от педагогической задачи.
Станций может быть и две — станция работы с учителем и станция онлайн-работы. В этом случае рекомендуется проводить уроки проектной работы или занятия в интерактивной форме не реже, чем каждый третий-четвертый урок. Возможен и вариант с четырьмя станциями — станция работы с учителем, станция онлайн-работы, станция работы над коллективным проектом, станция индивидуальной самостоятельной работы. Количество электронных устройств равно числу учеников, делённому на количество групп. Так, классу из 27 учащихся потребуется 9 компьютеров при организации работы на трёх станциях.
Какого рода педагогические задачи позволяет решить ротация станций:— повышение учебной мотивации— повышение учебных результатов— помощь отстающим (неуспешным) учащимся— развитие успешных учащихся (подготовка к олимпиадам и расширение представлений о предметной области)
Деление на группы
Делить на группы можно по разным принципам, например:▶ готовность к уроку, что можно определить с помощью входного тестирования в начале урока или онлайн-опроса, выполненного дома;▶ успешность выполнения домашнего задания или контрольной работы;▶ наличие пробелов в усвоении предыдущих тем;▶ наличие интереса к теме урока (требуется проведение опроса).
Что делают учитель и ученик на разных станциях
Цель станции работы с учителем — предоставить каждому ученику эффективную обратную связь. Максимальное влияние на качество образования оказывает обратная связь со стороны учителя, поэтому повышение качества обратной связи и увеличение времени контакта учителя с учеником положительно отражаются на успеваемости. На станции работы с учителем у учителя появляется возможность учесть особенности группы детей, с которыми он работает, а также их индивидуальные особенности за счёт деления на группы и уменьшения числа детей в группе. Например, если вы работаете с группой отстающих, можно уделить больше внимания теме, которую они не поняли, дать каждому ученику обратную связь по этой теме и предложить индивидуальный план работы над материалом, вызывающим затруднения.
Цель станции онлайн-работы — дать каждому ребёнку возможность развить навыки самостоятельной работы, личную ответственность, развить саморегуляцию и научиться учиться. На станции онлайн-работы учащиеся могут познакомиться с новыми материалом, проверить свои знания и потренировать навыки. Количество ресурсов в системе должно быть избыточным и достаточно разнообразным, чтобы обеспечить учащимся возможность достаточно глубоко познакомиться с темой. Учащийся получает доступ к материалам не только одного урока, но целой темы для того, чтобы дать возможность каждому идти в своём темпе.
Кто-то из учеников может достаточно глубоко освоить предлагаемое учебное содержание за пару уроков и остальное время посвятить углублению и работе над олимпиадными задачами, а кому-то требуется всё время потратить на базовые задания.У учащихся должен быть доступ к LMS, содержащей учебные материалы по новой теме, онлайн-задания и тренажёры с автоматической проверкой, а также различные дополнительные учебные материалы, учебные игры и др. На станции онлайн-работы обратную связь учащиеся получают от компьютера. Несмотря на наличие списка обязательных заданий, у учащихся есть возможность выбирать свой путь в онлайн-среде. Знакомство с новой темой кто-то предпочитает начинать с нового материала, а кто-то сразу же обращается к дополнительным ресурсам или пробует свои силы в выполнении заданий.Перечень необходимых для выполнения заданий или принципов их выбора обязателен, чтобы сформировать требуемые навыки. Это может быть общий маршрут для каждого — посмотреть видео, ответить на вопросы к нему, потренировать навыки на тренажёре, пройти контрольный тест, а может быть индивидуальный маршрут для каждого ученика, разработанный с учётом его потребностей и интересов. Оптимально в начале темы сообщить учащимся о навыках, которые должны сформироваться к концу изучения данной темы, критериях оценки, а также предложить набор заданий для тренировки каждого навыка с учётом уровня сложности, на котором может работать ученик (например: выполнить одно задание уровня сложности ★★★ или три задания уровня сложности ★).
Какие виды деятельности стоит перенести на онлайн-станцию
- Быстрые диагностические тестирования, быстрые срезы. Это могут быть различные мини-тесты, которые снижают нагрузку на учителя и позволяют не проверять огромное количество листочков и тетрадок для того, чтобы на следующем уроке использовать эти результаты.
- Контрольные и самостоятельные работы
- Повторение изученного материала (с помощью видео, тестов и интерактивных упражнений)
- Тренировка навыков (выполнение интерактивных упражнений)
- Изучение нового материала (видео или интерактивные упражнения с мини тестами)
- Подготовка к олимпиадам
Цель станции проектной работы — дать возможность применить знания и навыки в новых, практических ситуациях, развить коммуникативные компетенции и получить обратную связь от одноклассников. Как показывают исследования, обратная связь от других учащихся является одним из факторов, влияющих на рост предметных знаний учеников. Кроме того, у подростков в средней школе фокус внимания смещается с учителя на сверстников. Поэтому в 5–9 классах проектная работа и обратная связь становятся основными драйверами развития учащихся. Учащимся предлагается разбиться на группы из 2–3–4 человек в зависимости от задания, некоторые задания можно выполнять всей группой (7–10 человек). На станции проектной работы возможны разные формы применения знаний и навыков:▶ групповые практико-ориентированные задания;▶ небольшие исследования;▶ квесты;▶ настольные игры по изучаемой теме;▶ мини-соревнования и др
Формирование культуры смешанного обучения
Чтобы класс начал успешно работать в смешанном обучении, требуется время и дополнительные действия со стороны учителя по формированию учебной культуры класса. Когда дети приходят в первый класс, учитель достаточно долго приучает их к правилам работы в классе, способам работы с книгой, взаимодействию с одноклассниками и др. В смешанном обучении появляются дополнительные правила работы в классе (а иногда и совершенно другие), формируются навыки самостоятельной работы в онлайн-среде, много внимания уделяется формированию навыков групповой работы и взаимопомощи. Все эти навыки пригодятся учащимся во взрослой жизни.
Требования
▶ Технические требования для реализации: наличие в классе электронных устройств (либо с доступом в интернет, либо объединённых в сеть) из расчёта одно устройство на троих детей при реализации работы на трёх станциях (одно устройство на двух детей при двух станциях, одно устройство на четырёх детей при четырёх станциях). Использовать компьютеры или планшеты дома не предполагается.▶ Требования к учителю: умение работать с малыми группами, умение реализовывать дифференцированный подход, готовность применять формирующее оцениванием, умение работать с LMS, готовность быть тьютором и фасилитатором, умение формировать учебную культуру класса.
Особенности модели
▶ Плюсы: даёт учителю возможность реализовать дифференциацию, в каждый момент времени работать с малой группой,использовать интерактивные формы работы на уроке, организовать регулярную групповую работу.▶ Минусы: если нет готовой LMS с учебными материалами по предмету, учитель должен подготовить материалы дляурока в LMS.▶ Возраст учащихся: с 1 до 8–9 классов.▶ Сложность реализации: может быть реализована одним учителем для своего предмета.
Дополнительные материалы
Ротация станций в школе KIPP LA School (США) (ссылки видео из российских школ — ниже)
https://youtube.com/watch?v=bdQp71ovw70%3Ffeature%3Doembed
Школа KIPP Comienza Preparation LA создана в 2010 году. Это типичная городская начальная школа в школьном округе Лос-Анджелеса. Более 90% детей — латиноамериканцы и школьники из бедных семей. Благодаря высококачественному смешанному обучению всего за несколько первых лет существования результаты школы стали одними из самых высоких в Калифорнии.
Видео ротации станций в российских школах
Как провести урок в ротации станцийКак проектировать урок в ротации станцийПримеры сценариев уроков
Технологическая карта урока математики в 6
классе с использованием технологии смешанного обучения,
модель
«Ротация станций» и цифровых технологий.
Учитель математики Лозовая Р.Н.
УМК:
«Математика» 6 класс Виленкин Н.Я. и др.
Тема
урока: « Координатная плоскость»
Тип
урока: урок изучения и первичного закрепления знаний
–
развивать логическое мышление, аккуратность, внимательность при решении задач,
умение общаться в коллективе;
–
способствовать эмоциональному восприятию материала.
–
осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию задачи.
–
формирование умения отмечать точки на координатной плоскости по заданным
координатам и, наоборот, определять координаты у точек, отмеченных на
координатной плоскости;
–
развивать умение чтения геометрических рисунков и выполнения рисунков по
описанию.
–
продолжить формирование умения составлять числовые и буквенные выражения
(построение математической модели ситуации).
–
уметь добывать и перерабатывать новые информацию, представленную в различных
формах, наблюдать и делать самостоятельные выводы;
–
активно применять теоретические знания в реальных жизненных ситуациях.
Формы
работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Технологии развития УУД, используемые в рамках урока: Технология смешанного обучения (модель «ротация станций»)
формирующее, критериальное оценивание,
технология проблемного обучения,
Ресурсы: учебник, интернет- ресурсы: ЯКласс (), Учи.ру (https://uchi.ru/)
–
маршрутные листы (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3)
Приложение 1. Маршрутный лист группы №1: Станция 1 :
«Работа с учителем»
Станция 2: «Он-лайн обучение»
Станция 3: «Проектная работа»
Приложение 2. Маршрутный лист группы №2: Станция 1 :
«Он-лайн обучение»
Станция 2: «Проектная работа»
Станция
3: «Работа с учителем»
Приложение 3. Маршрутный лист группы №3: Станция 1 :
«Проектная работа»
Станция 2: «Работа с учителем»
Станция 3: «Он-лайн обучение»
Инструкция
для работы на станции «Он-лайн обучение» Изучить новый материал по ссылке
класс, алгебра, графики, координатная плоскость)
Выполнить
тренировочный вариант работы по теме «Координатная плоскость» на он-лайн
платформе Якласс
Инструкция
для работы на станции «Проектная работа» Используя текст учебника построить
рисунок на координатной плоскости. Отметьте на координатной плоскости точки. Соедините
последовательно точки. Что в результате получилось?
Разработать
и описать алгоритм построения рисунка по точкам
Скачано с www.znanio.ru