Технологическая карта урока русского языка с использованием ЦОР
Предмет: Русский язык
Авторы УМК: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.
Технологическая карта урока контроля знаний
Контрольная работа №1
Диктант с грамматическим заданием
для учащихся 6 класса
СоставителСадчикова Юлия Николаевна,
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
МАОУ «Володарская СОШ»
Урок 41 Дата ___________
Тема урокаКонтрольная работа № 1 Диктант с грамматическим заданием
– формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся в предметной области «Русский язык» по
– формирование представлений о лексике и её сферах функционирования;
– создание условий для осознания учащимися необходимости знать особенности русской орфографии и лексики
– создание положительного эмоционального настроя на изучение русского языка;
– развитие чувства любви и уважения к родному языку, русской культуре.
– развитие чувства любви и уважения к родному языку, русской культуре; уважительного отношения к русскому языку;
– формирование понимания русского языка как одной из основных национальнокультурных ценностей;
– воспитание качеств личности: толерантности, ответственности.
– развитие умений искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью;
– способствовать обогащению словарного запаса учащихся;
– формирование 4х видов речевой деятельности в их взаимодействии через работу с текстом;
– формирование навыков самостоятельной работы, умения слушать товарищей, принимать решение.
– обучение постановке цели работы, самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать.
– формированиинтереса к новому учебному материалу
– формирование умения видеть внутреннюю систему лексики русского языка.
Тип урока: урок развивающего контро
Основные понятия: лексика с точки зрения употребления.
Методы и приёмы
Тип урока: урок контроля и коррекции знаний, умений
включение учащихся в
Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя
Подготовка класса к работе.
и задачи урока.
выявление затруднений в
Контрольный диктант с грамматическим заданием.
– Обратите внимание на орфограммы. Пунктограммы.
– Слушайте внимательно и записывайте текст.
– После диктанта вы выполняете грамматическое задание.
Поздней осенью выпадает первый снег. Он изменяет² всё вокруг.
Пушистые снежинки осторожно касаются² земли, и она одевается
в ослепительный наряд. Побелели² дорожки и крыши домов³.
Загораются, блестят разноцветные искорки инея. Свинцовая вода
темнеет среди беловатых зарослей камыша³ᶣ
Как прекрасна берёзовая роща! Веточки покрыты хлопьями, но от
любого прикосновения снежинки осыпаются². В ельнике снег так
засыпал деревца, что их не узнаешь. Ёлочка становится похожей
на причудливого снеговика. На гладкой поверхности виднеются
следы лесных зверюшекᶣ
В предзимние дни не сидится дома. Путешественники разных
возрастов выходят на пешеходные маршруты. Каждый хочет
почувствовать свежесть первого морозца¹, сыграть в снежки¹.
«Здравствуй, зима!» радостно говорят люди. (101слово).
знания, выбор наиболее
П: логические – анализ
объектов с целью
Пояснительная записка к уроку
Современная сфера образования
переживает переходный период к новым методам
преподавания. Создана целостная система
организации учебной деятельности. Одной из таких
систем является дидактическая система
деятельностного метода, автор которой
Л.Г.Петерсон. Деятельностный подход
позволяет выделить основные результаты обучения
и воспитания, определяющих способность личности
учиться, познавать, сотрудничать в познании и
преобразовании окружающего мира.
К урокам деятельностной
направленности относятся уроки
развивающего контроля, отличительной
особенностью которых является их соответствие
установленной структуре “управленческого”,
критериального контроля (самоконтроль,
взаимоконтроль, педагогический контроль).
Уроки развивающего контроля имеют
следующую структуру1:
Тема: Проверочная работа по теме “Изменение
имён существительных по падежам”.
Цель: осуществить педагогический контроль
изучения темы “Изменение имён существительных
по падежам”.
Цель: Создать положительную мотивацию на
уроке.
- Какой теме посвящена проверочная работа?
- Какие знания, умения вы должны показать?
- Что для этого нужно?
- Прочитайте задания1. Всё ли вам понятно?
- Приступайте к выполнению заданий.
- По окончанию работы обязательно проверьте
качество выполнения каждого задания. Желаю вам
успехов!
1 Бунеева Е.В. Проверочные и контрольные
работы по русскому языку. 4-й класс.- М.: “Баласс”,
2007г. – 48 с.: (Серия “Свободный ум”).
Тема: Работа над ошибками проверочной
работы по теме “Изменение имён существительных
по падежам”.
Цель: учить анализировать ошибки, допущенные
в проверочной работе, выявлять затруднения,
строить проект коррекции и самостоятельно его
реализовывать; учить самооценке.
Оборудование: карточки для проверки знания
падежей, задания из проверочной работы на
карточках по вариантам, задания – эталоны для
самопроверки, ноутбук.
Самоопределение на урок.
Цель: Создать положительную мотивацию на
уроке.
- Какие знания вы показали? Какие умения? (Знания
вопросов падежей, умение определять падежи у
сущ.) - Цель нашего урока:
- анализировать свои ошибки;
- планировать действия по устранению ошибок и
самостоятельно их исправлять; - самооценке.
Анализ выполненной работы учителем.
в склонении сущ.,
в определении падежей,
- Поднимите руки, кто ошибся в определении
падежей сущ. - А кто определил падежи не у всех сущ.?
выделении окончаний сущ.
- Поднимите руки, кто не выделил окончания сущ.
- А кто не смог распределить слова в два столбика?
- Проанализируйте свои затруднения в выполнении
заданий.
- Не смог изменить сущ. по падежам, потому что не
знаю вопросы падежей; - Ошибся в определении падежей, потому что путаю
вопросы падежей, не знаю алгоритма; - Не смог различить однокоренные слова от формы
одного и того же слова, т.к. не понимаю эту тему.
Слайд № 13.
- Повторить вопросы падежей;
- Учиться определять падежи у сущ.
- Различать однокоренные слова от формы слова.
Слайд № 14.
- В какой форме будем работать?
- Какие шаги нам необходимо сделать, чтобы
разобраться в своих ошибках?
- Повторим знания о падежах.
- Вспомним алгоритм определения падежей.
- Исправим свои ошибки в проверочной работе.
- Будем тренироваться в выполнении похожих
заданий.
Слайд № 15.
Стихотворение про Лежебокина. (Разыгрывают
ученики).
Спросили Лежебокина:
– А ну-ка, расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Их знают назубок.
Их за два года выучить
Лишь ты один не смог.
Ответил он рассержено:
– в том не моя вина.
Пусть им сперва учёные
Изменят имена.
Ведь я падеж творительный
Нарочно не учу:
Трудиться.
А тем более
Творить
Я не хочу.
Такой падеж, как дательный,
Я с детства не терплю:
Давать, делиться чем-нибудь
С друзьями не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок.
Приходится выдумывать
Какой-нибудь предлог.
А на падеж винительный
И вовсе я сердит:
Отец во всякой шалости всегда меня винит.
– Да, переделка, кажется
Серьёзная нужна.
А сам ты смог бы новые
Придумать имена?
– Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Грубительный,
Ленительный,
И, наконец, Просительный!
- Нравятся ли вам названия придуманных
Лежебокиным падежей? - Почему он придумал им такое название?
- Какие падежи живут в русском языке? Назовите
падежи вместе с вопросами. - Проверим знания о падежах.
Тест “Что я знаю о падежах? (Слайд № 16).
1. Что?
2. “Падеж – работяга”.
3. Без предлога не употребляется.
4. Кого?
5. На, за, под, через, про, в
6. Два предлога.
7. “Щедрый” падеж.
8. Нет.
9. Кем? Чем?
10. Подлежащее.
У каждого ученика таблица:
Самопроверка. (На слайде № 17).
- Найди зависимое слово от сущ.
- Поставь вопрос от этого слова к сущ.
- По вопросу определи падеж.
Слайд № 19:
Маленькая девочка в панамке вышла из дома,
перешла улицу и побежала по дорожке между домами.
Ученики, не допустившие ошибок, выполняют
задания на компьютере1 и самостоятельно
оценивают себя.
1 ЦОР 1С: Образование 4. Школа.
- Кто сейчас выполнил задания без ошибок?
- Какие трудности у вас возникли?
- Итак, назовите вопросы всех падежей.
- Как определить падеж существительного?
- Как различить однокоренное слово от формы
одного и того же слова?
А сейчас вы снова поработайте
самостоятельно. Найдите в проверочной работе другого
варианта те задания, в которых вы допустили
ошибки и выполните эти задания самостоятельно, а
потом себя проверьте по эталону.
Ученики, не допустившие ошибок, начинают
работать на компьютере.
- Кто сейчас выполнил задания без ошибок?
- Какие трудности вы встретили? Как с ними
справились?
- В чем вам ещё нужна помощь?
- Изменилась ли оценка ваших знаний и умений? Если
да, то покажите это на шкале самооценки. (Слайд №
21). - Поясните свой выбор.
Домашнее задание: упражнения из
учебника № 134, 127 (выбор детей зависит от
характера ошибок) или карточка с творческим
заданием (для тех, кто в самооценке выделил себя
на высоком уровне).
Карточка для самопроверки.
Карточка для домашнего задания.
Проверочная работа “Падежи”.
Обобщение и закрепление материала
Орфограммы в корне слова
Кравцова Ирина Анатольевна,
учитель начальных классов
Макарова Любовь Алексеевна
Федерякина Юлия Сергеевна,
Технологическая карта урока русского языка воклассе с привлечением первоклассников
Обобщение и закрепление материала по теме: «Орфограммы в корне слова»
Урок развивающего контроля с использованием технологии критического мышления
1. Закрепление способов проверки орфограмм корня.
2. Решение орфографических задачи в корне слова.
Обучающие: формировать умения обобщать и систематизировать материал по изученной теме; проверить и
оценить усвоение материала, изученного на предшествующих занятиях; работать над навыками аргументированного
изложения своих мыслей;
Развивающие: развивать умение учащихся работать в группах; развивать коммуникативноречевые умения (умение
слушать, участвовать в диалоге и коллективном обсуждении), развивать критическое мышление при работе с
кластером , синквейном, мозговым штурмом, фишбоуном.
Воспитательные: стимулировать и развивать любознательность, интерес к окружающему миру, потребность
познавать грамотное отношение к родному языку.
Личностные: познавательный интерес к наблюдениям за словом, представление о богатых возможностях русского
языка, появление элементов сознательного отношения к своей речи, контроля за ней. Удовлетворение от осознания
своих достижений, от преодоления возникавших учебных затруднений. Положительное отношение к учению,
элементы уважения к себе как обучающейся личности, способность к самооценке на основе критерия успешности
Познавательные умения: выполнять учебные действия, работая с дидактическим материалом, наблюдать за
использованием средств языка, анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщать изученные тайны нашего
Регулятивные умения: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать
последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность
выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с
поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и
учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. Осознавать и принимать учебную задачу.
Планировать свои действия, выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме,
использовать речь для регуляции своих действий. Контролировать процесс и результаты деятельности (своей и
чужой), вносить коррективы. Оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать (совместно с учителем) их
причины и способы преодоления.
Коммуникативные умения: участвовать в коллективном обсуждении вопросов, высказывать свою точку зрения,
слушать мнения других, с пониманием относиться к затруднениям и ошибкам одноклассников, стремиться к
оказанию помощи, соблюдать правила речевого поведения, умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать
и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им.
Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать
взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к
партнёрам. Создавать устные высказывания, выбирать наиболее точные языковые средства.
Предметные: научатся применять правила правописания слов с изученными орфограммами; получат возможность
научиться осознавать место возможного возникновения орфографических ошибок.
Орфограммы, корень слова, кластер, синквейн, фишбоун.
Литературатехнология, окружающий мир
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897;
проектор, компьютер, презентация к уроку, карточки для групповой работы и работы в парах , конверты с деталями
для кластера, листы А3, словари, ромашка со словарными словами, плакат яблоня и яблочки , проектор,
Фронтальная, групповая работа, работа в парах
обобщающая беседа, минипроекты, демонстрация презентации, практический: наблюдение и выводы, работа в
группах, работа в парах, фронтальный опрос.
настрой на работу
Цель, которая должна
готовность к обучению,
отношение к учению.
– Ребята, чтобы нам эффективно потрудиться на
данном уроке, необходимо настроиться
-Представьте, что солнышко посылает на вас свои
тёплые лучики. Подарите их
друг другу и пожелайте мысленно
Организация внимания и
продуктивной работе на
Цель, которую учитель
хочет достичь на данном
подготовке учащихся к
-напомнить о важности
аккуратной работы в
любви и добра.
Звучит волшебная музыка и входят гости из
страны Орфография: Королева
Грамматика и жители этой страны
– Здравствуйте, ребята! Меня зовут Королева
Грамматики. Со мной пришли жители
страны Орфография: гласные и согласные
звуки. Злой Волшебник Буквоед пробрался в
нашу страну и заколдовал её. Теперь у
нас в стране царит злость и беспорядок.
Чтобы снять злые чары нужно добраться до
замка, преодолеть трудности и выполнить
все задания, которые встретятся на нашем пути.
Жители нашей страны ещё очень
маленькие, они учатся в первом классе и нам
нужна ваша помощь.
– Ребята, вы поможете нам?
– Я предлагаю отправиться в путешествие в
страну Орфографии всем вместе на
весёлом паровозике. (Картинка паровозика)
– Мы разделились на группы. Первая группа
садится в вагончик– «Умняшки».
Вторая группа – в вагончик «Познавашки».
Третья группа – в вагончик «Всёзнашки».
Четвёртая группа – первоклассники в
Вспомним правила работы в группе.
Какие правила работы в группе вы знаете ?
– Успех зависит от ваших знаний и умений.
Дети отвечают на поставленные
Работать дружно, уметь слушать и
понимать других, не перебивать,
уметь договариваться и приходить к
общему мнению, своё несогласие
высказывай вежливо, один говорит
другие слушают, в группе должен
За каждый правильный ответ вы можете получить
яблочки знаний. В конце
путешествия подсчитаем кто собрал больший
-Ребята, как вы думаете, что нам нужно взять с
собой в дорогу, чтобы спасти страну
от злодея Буквоеда?
-Занимаем места в вагончиках и отправляемся на
помощь королеве Грамматики.
быть ответственный, работать
должен каждый на общий результат
( вопросы задают
материал; применить его
в знакомой и
– Что в слове главное? (Значение)
– В жизни мы не раз убеждались, как велико
(Доброе слово лечит, злоеранит.)
Первоклассники задают вопросы
1) – Я хочу спросить, а что вы знаете
2) –А меня интересует вопрос: кто
главный работник в русском языке?
3) А мне бы узнать: какие бывают
названия признаков, названия
веселые и грустные, вежливые слова,
важные, дорогие для нас).
Постановка темы и
Сформулировать тему и
этапе: Подведение
формулированию темы и
постановке задач на
задачи на основе
соотнесения того, что
уже известно и усвоено
учащимися, и того, что
выделение и
Учитель: А есть ли секреты корней? Назовите
– Что может произойти со словом, если в корне
написать другую букву?
( Слово теряет свое значение или меняет его)
Например: спши ши, ллса (показ слов
на карточках с выделенными
– Вот как важна одна буква! Как важно быть
грамотным и писать правильно!
И находится она в самой важной части слова. В
– Кто может сформулировать тему урока?
-Исходя из ваших высказываний ,
урока. «Орфограммы в корне слова.»
– А для чего мы будем это делать?
-Цель нашего урока: повторить и закрепить
правописание орфограмм в корне
слов, обобщить и систематизировать ваши знания
по изученным темам. (на экране)
– Задачи урока: развивать речь, память, умение
работать в группе, уметь видеть и
исправлять ошибки, объяснять правописание
слов, осуществлять самоконтроль.
– Молодцы, ребята, вы назвали тему урока,
поставили цели и задачи, и наше
Где хранится главное значение
слова? (В корне)
1 класс: Что такое корень слова?
1 класс: Какие слова называют
Учащиеся предлагают свои
формулировки темы урока, цели
Задачи к уроку ставят учащиеся
составить кластер и дать
– выделение и осознание
учащимися того, что уже
усвоено и что еще нужно
Чтобы помочь Королеве Грамматики и снять
колдовские чары надо выполнить
первое задание. У вас на столе лежат жёлтые
конверты, клей и большой лист бумаги.
Вы должны составить кластер , используя детали
Первоклассник отгадывают ребус.
Второклассники составляют
Представители команд показывают
свои работы. Один ученик у доски
этапе: актуализировать
качества и уровня
конверта. Он поможет нам обобщить
и систематизировать изученные знания по теме
«Орфограммы в корне слова».
-Королева Грамматики предлагает команде
«Почемучки»первоклассникам разгадать ребус.
– Ребята, давайте восстановим
кластер на доске.
Учитель вывешивает кластер на доске 3 групп
– Согласны ли вы с такой схемой?
– Сверьте свои кластеры с кластером на экране.
(На экране кластер)
– Молодцы, ребята! Правильно составили кластер
по теме. За это вы получаете яблочки
Стадия – осмысление
уметь работать в группе.
того, что уже усвоено и
что еще нужно усвоить,
осознание качества и
– контроль и оценка
процесса и результатов
-Волшебник Буквоед спрятал буквы в словах и я
прошу вас вернуть буквы на место.
Итак, у нас с вами определились 4 пункта
назначения, 4 основных орфограммы.
Теперь каждая команда получает
индивидуальное задание. (Слова для каждого
ученика. Из двух букв выбрать одну).
3 группа: чк, чн, щн, нч,чт девоч..ка, точ..но,
4 группе: снеж..нки, маш..на, рощ.., дач.., щ..ка,
1группа защищает орфограмму
«Безударные гласные в корне
форма работы «Ромашка»
В нашей группе все слова имеют
орфограмму «Безударные гласные в
корне слова». Безударные гласные
делятся на 2 группы: проверяемые и
непроверяемые. Если встретятся
непроверяемые гласные в корне
слова, то написание их надо
запомнить это словарные слова.
Можно обратиться к
Каждой группе надо определить орфограмму,
подготовить ответ – объяснение
правописания одной из орфограмм.
(работает вся группа).
Итак, все готовы? Мы внимательно слушаем
выступления каждой группы.
-Если буква гласная
Ты её немедленно
Поставь под ударение.
-Гласные буквы: а, о, е, и, я –
требуют проверки. Ученики говорят
по одному слову, как надо правильно
2 группа защищает орфограмму «
Парные согласные в корне слова»
В нашей группе слова с
орфограммой «Парные согласные по
в корне слова».Мы составили во
такую схему. А на что она похожа?
(спросить у первоклассников)
Схема похожа на скелет рыбы. В
голове рыбыназвание орфограммы
согласные в корне слова. На верхних
косточках мы написали парные
согласные: б п, г к, дт, в –ф, ж –ш,
з –с. На нижних косточках мы
надо знать правило. А в хвосте
вывод: орфограмма учит писать
Ученики говорят правило хором:
Парные согласные самые опасные!
В корне ты их проверяй!
Рядом гласный подставляй!
Каждый ученик говорит по одном
слову с проверочным словом.
3 группа защищает орфограмму
« Правописание чк, чн, щн, нч,чт
сочетаниях ЧН,ЧК, НЩ,РЩ мягкий
знак не пишется.
Тучный, скучный и мучной,
Мощный, точный и речной,
Кочки, бочки, точки,
Дочки и сыночки,
Есть в словах чк, чн
И встречается щн.
Знаем точно: в тех словах
Мы не пишем мягкий знак,
В сочетании чк
Места нет для смельчака.
Мягкий знак не нужен там,
Это сразу ясно нам!
4 группа защищает орфограмму
«Правописание гласных после
шипящих жиши, чаща, чущу»
только с И всегда пиши
Я грамотно писать хочу
Слова ЧУ и учу
Чулки и чудои чугун
Чудак и щукаи ворчун
Я с У пишу и ЧУ и
сочетаниях ЧА, ЩА пишется буква
В сочетаниях ЧУ, ЩУ пишется буква
Ча и ща и ща
Рощачаща и свеча
С буквой а и и ща
Вы, наверное, устали?
Настало время отдыхать.
2) -Учитель: работаем в парах
Задание: вставить пропущенные буквы в текст на
Наступили сильные м_розы. Снег завалил
с_довые д_рожки. Птицы з_мой
г_л_дают. Дети устроили для птиц к_рмушки.
Девочки насыпали пш_на.
Г_лодные птицы быстро склевали весь корм.
Как х_р_шо, что у птиц есть
Взаимопроверка с группами с алгоритмом на
ошибку? 2 ошибки? 3 ошибки?
Яблочки –знаний за правильное выполнение
алгоритмом на экране.
Дети отвечают на поставленные
3) Спец.задание от Королевы Грамматики
– злой волшебник Буквоед
разбросал и заколдовал все буквы
( на экране буквы в беспорядке: н й е с и н к в)
-Ребята, помогите отгадать это слово. ( Синквейн)
– А что это такое? ( спрашивают «Почемучки»)
– Ребята, попробуйте составить синквейн
словомурок и покажите «Почемучкам».
Королева Грамматики помогает
первоклассникам составить синквейн.
– Удалось ли вам составить синквейн?
-Вам было легко составлять синквейн ?
-С какими трудностями вы столкнулись?
-Какие чувства испытали после того, как
-Какая из строк показалась наиболее сложной?
состоящее из 5 строк. Его форма
– слово, которое отвечает на
вопросы кто? что?
2 строка3 слова ,которые
отвечают на вопросыкакой? какая?
3 строка3 слова ,которые
отвечают на вопросычто делает?
4 строка – чувства, фраза,
выражающая отношение к теме
5 строкасиноним первой строки
близкое по значению слово
Зачитывание синквейнов в
2. Интересный, познавательный.
3. закрепляет, обобщает, обогащает
4. Нам нравятся интересные уроки.
Стадия – рефлексия
учащихся в деятельность
-Обобщение темы урока
результатов с целью
-Ребята, вы хорошо потрудились и показали
хорошие знания по теме
«Орфограммы в корне слова».
Выполняя задания мы помогли Королеве
Грамматики вернуться в свой замок
( открывается красивый замок)
-Дорогие, ребята! Большое спасибо, что спасли
мою страну от злодея. Какие же вы
Дети получают медали от Королевы
ошибок в собственном
умелые, сообразительные. Вы всё выполняли
правильно! За то, что навели порядок в моём
государстве. Я вам вручаю медали
лучших знатоков Грамматики.
– Молодцы, ребята, хорошо потрудились.
– Понравилось ли вам наше путешествие?
А теперь соберём урожай знаний. Сколько
яблочек в каждой группе?
Прикрепите свои яблочки –знаний на яблоньку.
Вот мы, ребята, и закончили путешествие по
Ученики подсчитывают и клеят
заработанные яблочки на яблоню
Анализ урока, выводы
проанализировать урок с
– Ребята, поделитесь, пожалуйста, своими
впечатлениями от урока.
-Какими словами вы можете дополнить эти
предложения, закончив работу.
содержания и способов
Дети записывают домашнее
задание по выбору в дневники