«Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы в процессе внедрения ФГОС основного общего образования»
В течение 2018-2019 учебного года работала над темой: «Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы в процессе внедрения ФГОС основного общего образования»
Цель: Совершенствование форм и методов обучения и повышение грамотности на основе применения педагогических технологий на уроках русского языка и литературы в условиях модернизации образования и внедрения ФГОС основного общего образования.
- Изучить особенности педагогических технологий, применяемых в преподавании предмета в условиях введения ФГОС и использовать инновационные технологии на уроках.
- Формировать орфографическую зоркость и речевую грамотность учащихся.
- Создавать условия для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
- Работать над качественной подготовкой учащихся к ВПР, ОГЭ.
- Вести работу над формированием смыслового чтения учащихся.
Основными направлениями работы были
- Изучение особенностей преподавания русского языка и литературы в условиях введения ФГОС (изучение методической литературы)
- Повышение качества знаний учащихся и их углубление через факультативные и элективные курсы, внеклассные занятия.
- Работа с одаренными учащимися (подготовка к олимпиадам и творческим конкурсам)
- Подготовка к ВПР, ОГЭ на всех этапах обучения с 5 по 9 класс.
Несколько лет работаю над самообразовательной темой:
« Активные формы работы на уроках русского языка и литературы как фактор развития ключевых компетенций учащихся »
Одной из активных форм считаю педагогическую технологию «Групповая работа на уроке»
- Ученики учатся обсуждать задачу, намечать пути ее решения, реализовывать на практике и представлять найденный совместно результат.
- Групповая форма организации работы на уроках русского языка и литературы позволяет активно включать учащихся в атмосферу сотворчества, создавать мотивацию обучения, стимулировать личностное восприятие предмета.
- Правильно организованный процесс кооперации учащихся в классе помогает быстрее достичь высоких учебных показателей, повышает самооценку школьников, а главное – учит детей общению в учебной деятельности.
- Таким образом, групповая работа является одним из мощных педагогических инструментов для учителя.
Какую методическую литературу использую?
Что дает данная технология?
– Групповая работа делает урок более интересным, живым, воспитывает у детей сознательное отношение к учебному труду,
-активизирует мыслительную деятельность, дает возможность многократно повторять материал, помогает учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки .
-У детей повышается уровень развития, обучения и воспитания.
– Учитель получает возможность реально осуществить индивидуальный подход к обучающимся, учитывая их способности, темп работы.
-При делении класса на группы давать группам задания, дифференцированные по трудности, по объёму учебного материала.
Рассмотрим конкретно, из каких этапов складывается групповая технология обучения:
- деление класса на группы, назначение учителем консультанта (группа в основном состоит из 5-6 человек), консультанта могут выбрать и сами ребята;
- – постановка познавательной задачи; – объяснение последовательности выполнения работы; – раздача дидактического материала по группам (если есть в этом необходимость).
- 2. Групповая работа:
- знакомство с материалом, планирование работы в группе; – распределение заданий консультантом среди участников; – индивидуальное выполнение задания;
- 3. Заключительная часть:
- – сообщения о результатах работы в группах. Отвечающего назначает либо учитель, либо консультант; – анализ познавательной деятельности каждого члена группы (консультант); – общий вывод об уровне достижения поставленной цели; – дополнительная информация учителя о результатах учебной деятельности;
- – оценка работы каждого члена группы.
Считаю данную технологию как активной формой обучения.
Всегда у детей вызывают интерес нетрадиционные уроки: провожу уроки-презентации по литературе в 5-6 классах, пятиминутные мини-читательские конференции по русскому языку в 5-6 классах по углубленному изучению темы урока, письменные уроки-зачеты.
В мою практику прочно вошли уроки творчества: так в 5 – 6 классах дети пишут стихи собственного сочинения и соревнуются в группах на тему: «Малая родина-Частые». Учащиеся стараются реализовать свои творческие возможности.
Важным моментом в проведении успешного урока является мотивация ученической деятельности.
Стараюсь ежеурочно развивать и поддерживать интерес к изучаемым предметам. Часто задаю домашнее задание, содержащее творческую самостоятельную деятельность: составление вопросов для проверки знания орфографических правил по русскому языку, инсценировки эпизодов по изучаемому произведению на уроках литературы, мини-доклады интересных фактов, связанных с биографией писателя.
Другой эффективный приём, который я использую на уроках русского языка, это орфографические словарные диктанты. Их я провожу на каждом уроке. Если орфограммы повторяются не от случая к случаю, а постоянно, то учащиеся лучше запоминают орфограммы, и грамотность учащихся достаточно высокая.
Безусловно, применяю тематические тесты с 5 класса. Тесты помогают освоить лингвистическую терминологию, закрепить знания, развивают навыки грамотного письма. Тесты использую и в качестве среза знаний по той или иной пройденной теме урока или же на этапах закрепления материала.
На уроках литературы часто использую индивидуальное выступление
учащихся. (обучающийся выбирает вопрос и готовит самостоятельно. Например, В чем схожесть сюжета и различие сказки А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» и сказки В.А.Жуковского «Спящая царевна»?) Это помогает охватить весь материал при обзорном изучении произведения, у учащихся создаётся целостная картина творчества писателя.
Подготовка к выступлению вырабатывает у учащихся навыки работы со
справочной литературой, умение работать с дополнительной литературой, навыки
исследовательской работы, развивает кругозор учащихся, интерес к предмету, а
при выступлении отрабатывается монологическая речь.
Также на уроках литературы с 5 класса использую приём «погружение в текст».
Этот приём приучает читать внимательно, не пропуская скучные картины (
например, для учащихся скучной считается описание природы, монологи и т.д.).
При погружении в текст учащиеся легко находят ключевые фразы, помогающие
более точно определить замысел автора, сделать вывод.
При подготовке уроков контроля по русскому языку применяю такие приемы, как: тестирование (с целью не только проверить знания учащихся, но и подготовить к прохождению итоговой аттестации в форме Единого государственного экзамена) , опрос (с целью развивать навыки устного говорения на заданную тему, умения оперировать терминами, ориентироваться в пройденном материале ), диктанты и изложения, сочинения разных жанров (с целью проверки практических навыков, полученных в ходе изучения материала), а также письменный зачет для систематизации пройденного материала.
По литературе уроки контроля проходят в следующих формах: письменные работы в виде вопросов , устные опросы – выступления , тестирования. Данная система позволяет мне, как учителю, более полно проверить знания учащихся, составить план работы с плохо усвоившими материал учениками и спланировать работу по расширению и углублению материала для тех, кто хорошо усвоил программу .
Каждую четверть провожу контроль техники чтения, сравнивая с предыдушим результатом.
Считаю применение данной технологии в полной мере формирует УУД в условиях ФГОС.
Презентация к МОPPTX / 2.17 Мб
/data/files/t1572719587.pptx (Презентация к МО)Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Республиканский физико-математический лицей-интернат»
Учитель русского языка и литературы
РФМЛИ, 2019 г.
Цифровые технологии на уроках русского языка и литературы
. Учителей призывают использовать цифровые ресурсы. Цифровая школа – наше будущее. И что-то мне подсказывает, что многие коллеги ради цифры как таковой будут попросту терять время урока. Очень хочется помочь таким учителям, потому что есть эффективные компьютерные упражнения для уроков русского и литературы. Не обязательно жертвовать качеством работы ради отчёта. Напротив, качество можно повысить.
Электронные упражнения не дадут должного эффекта, если преподаватель не понимает, что и зачем он использует. Использование цифровых ресурсов не должно быть самоцелью. Давайте разберёмся, зачем использовать цифровые технологии при изучении гуманитарных предметов.
Цели использования электронных упражнений на уроках русского и литературы
Создание мотивации (ученики получат интересные разнообразные задания в том виде, к которому они привыкли).
Повышение качества образования для всех (возможность тиражировать и использовать в любой школе материалы лучших специалистов).
Доступность без посещения школы (возможность работать с классом во время карантина, возможность удалённо работать с группой детей, находящихся на домашнем обучении).
Экономия времени (использование упражнений, которые можно организовать без компьютера, но с большими временными затратами).
Эффективность (использование эффективных упражнений, которые невозможно организовать без компьютера).
Формирование универсальных навыков.
Возможности, которые дают цифровые технологии
Автоматическая проверка (экономия времени преподавателя, возможность задавать на дом тренировочные диктанты) ЯКЛАСС, Лернинг апс, Решу ЕГЭ, ОГЭ, ВПР, образовательная платформа Лекта, Единая коллекция ЦОР(рекомендовано «Учитель года»)
Мультимедийность (возможность вставить в учебник звук, видео, что помогает лучше запомнить материал).
Интерактивность (включение в активную работу одновременно всех учеников группы, что даёт экономию времени). Мы работаем в классе и дома
Совместная работа группы над проектом (возможность совместно создавать документы, презентации, ментальные карты и т.п. исследовательской группой учащихся).
Статистика ошибок (экономия времени ученика при работе со словарём, экономия времени учителя при анализе ошибок).Пликерс
Разнообразие (возможность быстро генерировать большое и даже бесконечное количество однотипных упражнений – экономия времени учителя, повышение качества образования для ученика).РЕШУЕГЭ
Обучение при помощи цифровых технологий на уроках русского языка и литературы
Под использованием цифровых технологий преподаватели пока понимают лишь показ презентаций и обучающих видеороликов, раздачу ссылок на текстовые материалы да компьютерное тестирование. Что ещё можно сделать? А вот смотрите:
показывать быстро меняющиеся словарные слова для зрительного запоминания каждый урок,
предлагать упражнения на сортировку слов, терминов, портретов писателей и т.д. с автоматической проверкой,
предлагать упражнения типа “вставь букву” с автоматической проверкой,
задавать на дом диктанты с записью диктора и автоматической проверкой,
предлагать зрительные диктанты с автоматическим таймером и проверкой,
предлагать интерактивные игры на зрительное запоминание слов, например, “Парочки”,
предлагать задания на поиск соответствий (определений и терминов, предложений и схем, слов с одним признаком, названий произведений и писателей),
предлагать ученикам самостоятельно создавать подобные упражнения,
создавать общий текст со множеством гиперссылок при анализе текста (например, в гуглдоках создать файл или презентацию с гипертекстом и ссылками на источники),
создавать общие презентации,
создавать ментальные карты,
создавать профили литературных героев в соцсетях,
создавать хронологические ленты (история литературы),
создавать лендинги – презентации литератрурных произведений,
создавать слайды с инфографикой по произведениям и авторам,
создавать облака тегов (слова на одно правило, слова произведения, логические задачи),
создавать копилки примеров и списки литературы в гуглдоках,
создавать читательские дневники в блогах,
создавать видеоролики по стихам и коротким рассказам,
создавать учебные мультфильмы,
анализировать тексты с помощью компьютерных программ, подсчитывающих частотные слова и выражения, выделяющих общие элементы в разных текстах и т.п. (очень помогает при анализе мотивной структуры),
работать с электронными обратными словарями для подбора рифм и слов на одно правило,
Этот перечень можно продолжать и продолжать. Технологии дают возможности, дело за вашей фантазией. Остановимся на некоторых из нихСколько времени вам потребовалось бы на организацию зрительного диктанта для всего класса без компьютера? Если давать один вариант на всех, надо заранее написать предложение на доске, закрыть его и последить, чтоб на перемене никто не подсмотрел. На уроке открыть доску, засечь время, снова закрыть, собрать листочки для проверки или надеяться на качественную самопроверку. Максимум можно дать 2 таких предложения, потому что укромных мест на доске ровно два (если доска вообще закрывается). Чтобы раздать каждому свой вариант, надо потратить минут пять, а потом следить, чтоб все перевернули листочки и не списывали. В общем, одна возня, поэтому мало кто использует зрительные диктанты, хотя все понимают, что такая работа очень полезна. Автоматизированный зрительный диктант вместе с проверкой занимает не более 2 минут на одну фразу, причём фраз предлагается огромный набор(презентация)
А вот пример использования гуглкарт (преподаватель Л. Дмитриева, г. Пермь). Путеводитель по городу N (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» (8 кл.).
Тут и визуализация, и метапредметность, и работа в группах, и использование технологий. Сделаны все обязательные отжимания, а эффективность работы только выросла.
Какие сайты можно использовать для создания интерактивных заданий?
Казалось бы, как далеки русский язык и информатика! Однако появляется всё больше сервисов, которые позволяют сделать урок русского языка и литературы не только нескучным, современным и технологичным, но и более эффективным.
Самое простое, что нам подарили информационные технологии, – создание презентаций к уроку. Если вы знаете, где брать хорошие иллюстрации, если вы без труда обрабатываете эти иллюстрации (например в Фотошопе), если можете с нуля создать шаблон оформления, и главное (!) – если у вас есть время на эту работу, то вам не нужны какие-то особые программы для создания презентаций к уроку. Хватит и стандартных средств типа PowerPoint. Существуют интернет-сервисы, которые значительно упрощают процесс создания презентаций и экономят время учителя. Популярен сайт
Canva – это графический сервис, который позволяет создавать любые виды презентаций прямо в браузере без установки какого-либо программного обеспечения на компьютер. Ресурс ориентирован на непрофессиональных пользователей, что отражается не только в простоте использования сервиса, но и в детальной системе обучения, которая расскажет о всех возможностях работы с проектами.
Canva предлагает своим пользователям более 300 000 бесплатных изображений для фона презентаций, более 50 тысяч уже готовых шаблонов и более 35 разных видов шрифтов от рукописных до стандартных.
Сервис предусматривает совместную работу нескольких людей над одним проектом, использование собственных медийных материалов при оформлении слайдов. А это значит, что одну презентацию одновременно могут делать несколько учеников.
Вишенка на торте. Дополнительный функционал: создание плана урока, грамоты, оформление рефератов и выпускных альбомов. Кроме того, если вы ведёте учительский блог, в этом сервисе можно быстро сделать стильные иллюстрации к вашим статьям. Все необходимые размеры уже заданы, выбираете соцсеть и фон, вводите текст – и всё готово!
Национальный корпус русского языка.
Инструмент для анализа текста – Национальный корпус русского языка.
Сайт представляет собой громадную библиотеку текстов и механизмы для анализа этих текстов. Например, можно быстро найти фразу, которую использовали разные авторы, что очень помогает для сравнительного анализа текстов. Моментально собирается материал для мотивного анализа по ключевому слову.
Интересна статистика употребления слов. Можно быстро получить график, который покажет, как изменялась “мода” на то или иное слово в течение столетий. Например, этот график показывает, как устаревал глагол “извольте”. График составился за доли секунды.
Игры со словами
Для активизации словарного запаса можно использовать различные браузерные игры со словами. “Балда” всем известна и доступна в соцсетях, но есть более сложные и интересные игры. Некоторые из них предлагают создатели сайта http://www.iqfun.ru/ Там так много всего, что даже не возьмёмся описывать. Просто сами зайдите и поиграйте, и вам захочется предложить такие задания ученикам.
Создание ментальных карт
Запомните новое слово – майндмэппинг. Это удобная и эффективная техника визуализации. Ментальные карты можно применять для фиксации идей, анализа и систематизации информации. Что-то типа создания очень разветвлённого плана, только не в линейной записи. Предлагайте ученикам создавать ментальные карты для закрепления материала. Например, можно устроить конкурс на лучшую карту по видам придаточных предложений или по языковым средствам выразительности.
Легко устроить мозговой штурм на уроке литературы и, используя совместно одну доску, быстро добавить много примеров из текста на заданную тему. Просто шикарно для анализа мотивной структуры произведения. Тут вам и совместная групповая работа, которую требует ФГОС.
Карты размещаются на бесконечных досках и могут расширяться в разные стороны. Поэтому не сложно теорию подкрепить многочисленными примерами. Примеры могут быть в прикреплённых файлах, открытых для совместного редактирования. Так вы используете ещё одну технологию. Обычно сервисы создания ментальных карт позволяют добавлять прямо на доску прикреплённые файлы для скачивания, фото и видео. К анализу эпизода можно присоединить отрывок из фильма-экранизации, а ещё лучше – из нескольких фильмов, чтоб возникло поле для сравнения и дискуссий.
Стрелки могут показывать сеть очень сложных взаимосвязей блоков. Это существенное отличие от линейного плана.
Чем карта отличается от обычного способа работы с информацией?
Во-первых, информация визиализируется, во-вторых, систематизируется, в-третьих, проще выделить основную идею, которая размещается в центре, проблемный вопрос, в-четвертых, это мыслительный процесс, демонстрирующий индивидуальный способ восприятия. Достоинства сервиса я вижу в том, что он позволяет работать как индивидуально, так и группой, применим в урочной и внеурочной деятельности для учащихся 5 – 11 классов на разных этапах урока, при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. Ментальные карты можно создавать по определенным темам и параграфам учебника, по биографиям поэтов и писателей, по правилам русского языка. Создавая ментальную карту, ученик работает с информацией, перерабатывает ее, самостоятельно изучает учебный и справочный материал. Для создания карты нужно вдумчиво прочитать произведение.
Личные орфографические словарики.
Создайте вместе с детьми личные орфографические словарики. Для начала добавьте те слова, которые запоминаете в этой четверти, потом можно приучить учеников пополнять словарики, работая над ошибками. Вы сразу получите несколько бесплатных автоматизированных упражнений со словами, попавшими в словарики, в разделе Тренинг. Если слово есть в нашей базе, оно попадёт в озвученные задания, если нет – только в зрительные диктанты. Программа анализирует частоту ошибок и предлагает проблемные слова чаще.
Справа от вас на этой странице кругляш “Выучить 15 слов”.
Например, на этой странице подборка из трёх упражнений. Сначала слабый ученик выполняет очень простую задачу: растаскивает карточки по двум полям в соответствии с выделенными буквами. Если карточка попадёт не на место, прозвучит звуковой сигнал. Ребёнок точно справится с таким заданием, получит позитивный опыт и запомнит по ходу дела несколько слов. Затем эти же слова предлагаются в другом порядке и уже с пропущенными буквами. Можно предложить классу проговаривать слова хором. В момент нажатия на карточку появляются пропущенные буквы и ученики могут проверить себя.
Страничка литературного героя в соцсетях
На уроках литературы для полного понимания задумки автора текста, образов главных героев мы часто должны заниматься кропотливой рутинной работой. Но всегда ли это нравится нашим ученикам? Мне кажется, что нет. И причин для такого ответа множество. Поэтому каждый раз, подходя к изучению серьезного произведения, я продумываю, какое же интересное задание можно использовать, чтобы неинтересная работа заиграла другими красками.
Я считаю применение информационных технологий необходимым на уроках русского языка, литературы и мотивирую это тем, что они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективно организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес к урокам русского языка и литературы, активизируют познавательную деятельность учащихся, осовременивают урок.
Концепция модернизации российского образования ориентирована на задачу достижения нового, современного качества образования. Сегодня от учителя требуется не только знание своего предмета, владение методикой преподавания, но и умение ориентироваться в современных образовательных технологиях, в информационном пространстве, обладать креативными способностями и аналитическими навыками.
При организации обучения я использую разнообразные методы и приёмы, направленные на развитие познавательной активности учащихся, применяю метод проектов, технологию проблемного обучения, исследовательскую, информационно-коммуникационную, игровую и здоровьесберегающую технологии. Применение современных педагогических технологий даёт возможность учащимся успешно усваивать учебный материал, овладевать приёмами самопроверки и самоконтроля.
В приведенной ниже таблице представлены используемые мной образовательные технологии, обоснован их выбор, раскрыта методическая и практическая результативность их применения.
Использование разнообразных современных педагогических технологий даёт мне возможность продуктивно использовать учебное время, мотивировать учащихся к изучению русского языка и литературы и добиваться хороших результатов работы.