Технологии образовательного процесса в дополнительном образовании. «Современные педагогические технологии в сфере дополнительного образования детей

Методы и приемы обучения и воспитания, используемые в системе дополнительного образования детей.

При выборе эффективных методов и приёмов обучения и воспитания педагоги дополнительного образования должны руководствоваться следующим принципом: достижение прогресса и «ситуации успеха» у обучающегося заключается в том, что он знает, умеет и может делать, а не в том, чего не может.

Специфика дополнительного образования не позволяет провести четкую границу между используемыми в образовательной деятельности методами обучения и воспитания, невозможно разграничить их применение по направленностям и направлениям образовательной деятельности и специфике обучения (одаренные обучающиеся, инклюзивное образование). В системе дополнительного образования детей для обучающихся любого возраста важны и необходимы игры, творческие задания, способствующие развитию различных психических функций: памяти, произвольного внимания, воображения, мышления, речи, развивающие навыки взаимодействия в группе.

Методика проведения занятий предусматривает теоретическую подачу материала, а также практическую деятельность, которая является основной для закрепления полученной информации. Структуру образовательной деятельности обучающихся составляют групповые занятия, занятия в подгруппах, индивидуальная работа с педагогом и самостоятельная работа с информационными источниками.

Исходя из вышеизложенного, для создания условий по воспитанию нравственно-патриотических, гражданско-правовых качеств обучающихся, привитию патриотических чувств, любви к Родине, ее историческому прошлому, самобытной культуре оптимально использовать методы, направленные на приобретение навыков межличностного общения, гражданственности и поведения в обществе. Данные методы и приёмы целесообразно применять как на занятиях в объединениях, так и на мероприятиях, направленных на адаптацию детей к жизни в обществе.

Так как работа с обучающимися направлена на развитие у них способностей к выполнению работ с нарастающей степенью сложности, возможна примерная классификация применяемых в обучении и воспитании методов и приёмов по возрастным категориям.

Методы обучения Методы воспитания Обучающиеся 5-10 лет Словесные: устное изложение, беседа, рассказ, лекция, консультация. Наглядные: показ мультимедийных материалов, иллюстраций, работа по образцу. Игровые: проведение занятий в занимательной, интересной, игровой форме, создающей атмосферу комфортности, ощущение легкости обучения, использование музыки. Практические: выполнение работ по картам, схемам работа с литературными источниками; свободная импровизация в изготовлении изделий; выполнение работ творческого характера. Аналитические: Частично – поисковые, информационно-развивающие, активизирующие познавательную деятельность. Фиксации и оценивания учебных достижений: сравнивание с готовыми образцами, самоанализ. Словесные: объяснение, беседа, рассказ, диалог. Наглядные:показ мультимедийных материалов, иллюстраций, для целенаправленного, планомерного восприятия явлений окружающего мира, в котором активно взаимодействуют речь, восприятие и мышление. Игровые:организация жизненных и игровых ситуаций, дающих возможность осваивать опыт коммуникативных отношений, выполнение игровых действий, введение элементов соревнования, проведение игр, способствующих обогащению сенсорного опыта. Практические:коллективная творческая деятельностьорганизации познавательной деятельности. Обучающиеся 11-18 лет Проблемного обучения: проблемное изложение материала; постановка проблемных вопросов; создание проблемных ситуаций; формулировка и решение проблемы учащимися, поиск ответов с использованием «опор» (таблиц, схем, чертежей). Наглядного обучения: использование наглядных и демонстрационных материалов: плакатов, фотографий, таблиц, схем, чертежей, графиков; моделей, опытов и др. Развивающего обучения: взаимообучение, ступенчатое повышение подачи материала, импровизация, коллективное обсуждение творческих работ, опора в учебном процессе на личный эмоциональный, визуальный опыт обучающихся. Словесные: объяснение, беседа, рассказ, диалог, консультация. поисковый эвристический. Словесные: объяснение, беседа, рассказ, диалог, дискуссии, диспуты. Игровые:организация жизненных и игровых ситуаций, дающих возможность осваивать опыт коммуникативных отношений. Практические:коллективная творческая деятельность, выполнение заданий творческого характера, опоры в воспитательном процессе на личный эмоциональный, визуальный опыт учащихся. информационно-развивающий,поисково- исследовательский.

В процессе обучения предполагается использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащегося; частично поисковый метод, информационно-развивающие методы:

проведение викторин с учащимися

Словесные, наглядные и практические методы  и приемы  для целенаправленного, планомерного восприятие учащимся предметов и явлений окружающего мира, в котором активно взаимодействуют восприятие, мышление и речь.

Стимулирование творческой коллективно-мыслительной деятельности. Исследовательские методы

Во время их применения используются следующие приемы: планирование выполнения задания, постановка задания, оперативное стимулирование, контроль и регулирование, анализ результатов, определение причин недостатков. Практические методы обучения невозможно использовать без других, в частности наглядных и словесных, методов обучения.

Практические методы обучения бывают следующими: метод упражнений, метод лабораторных работ, метод практических работ, метод игры.

Словесные методы и приемы  используются как наиболее доступные, эффективные и эмоциональные методы обучения.

Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей.

Включение активных методов обучения в образовательную деятельность создаёт среду, способствующую раскрытию и развитию потенциала учащихся, создание благоприятных условий для реализации их природных способностей. в том числе для одарённых учащихся и детей с ОВЗ.

Основными методами патриотического воспитания

 организация жизненных и игровых ситуаций, дающих возможность осваивать опыт доброжелательного отношения к близким, взрослым;  инсценировок с игрушками, демонстрирующими образцы взаимоотношений в детском саду и в семье;  наблюдение за отношением взрослых в детском саду;  хороводные игры, игры-имитации;  чтение стихов, потешек, сказок на тему доброты, любви к родителям;  рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок с изображением семьи, предлагает назвать членов семьи, их действия, выделить общее радостное настроение;  рассматривание семейных фотографий и др. В средней группе вовлекать детей в разговор о семье, семейных событиях.

  • В качестве исходной необходимо принять посылку о том, что дополнительное образование ничего не должно формировать насильно; напротив, – оно создает условия для включения ребенка в естественные виды деятельности, создает питательную среду для его развития. Содержание, методы и приемы технологии личностно-ориентированного обучения направлены прежде всего на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ученика, помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности.
  • Принципиальным является то, что учреждение дополнительного образования не заставляет ребенка учиться, а создает условия для грамотного выбора каждым содержания изучаемого предмета и темпов его освоения.  Ребенок приходит сюда сам, добровольно, в свое свободное время от основных занятий в школе, выбирает интересующий его предмет и понравившегося ему педагога.
  • Задача педагога – не «давать» материал, а пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, организовать совместную познавательную, творческую деятельность каждого ребенка.

Методы и приемы формирования функциональной грамотности у обучающихся на уроках русского языка и литературы, а также при подготовке к ГИА.

Учитель русского языка и литературы

Овчеренко Наталья Викторовна

2021 г.

В рамках реализации национального проекта «Образование», Министерства просвещения России реализуется комплекс мер, направленных на формирование функциональной грамотности обучающихся.

На сегодняшний день понятие «функциональная грамотность» приобретает особую популярность. Это вполне объяснимо, Указом президента РФ от 7 мая 2018 года правительству поручено: обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования: Вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.

Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.

Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение в основной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности. Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании PISA: Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Читательская грамотность основной вид учебной деятельности в школе, поэтому на своих уроках формирую у обучающихся читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами, а именно:

  • Находить и извлекать информацию.
  • Интегрировать и интерпретировать информацию.
  • Осмысливать и оценивать содержание и форму текста.
  • Использовать информацию из текста.

Третий год я работаю по УМК русский язык М. Разумовской С. Львовой В. Капинос, по литературе пользуюсь учебником под редакцией В. Коровина, В. Журавлева. В этих учебниках есть часть заданий по нескольким критериям формирования читательской грамотности, а остальные нахожу в интернете. Приведу примеры приёмов формирования читательской грамотности, которые наиболее эффективно использую на уроках:

ПриемыКритерииПримеры заданий из учебника русский язык под ред. Разумовской

Приём «Тонкие и толстые вопросы»Дети учатся различать те вопросы, накоторые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы. Приём «Логическая цепочка»После прочтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Этот приём можно использовать при подготовке к пересказу большого по объёму произведения. Приём “Лови ошибку”. Учитель дает несколько грамматических (синтаксических или др. ) правил. Одно или несколько из них — неверны. Найти и доказать ошибочностьПриём “Верные-неверные утверждения”. Например, при изучении творчества М. Салтыкова-Щедрина можно составить такой список утверждений: 1. Салтыков-Щедрин был счастливым человеком. Салтыков – настоящая фамилия писателя. Он родился в небогатой семье. Получил прекрасное образование. Прием «Мозаика». «Реконструкция текста». например,  тема: «Предложение» “Текст”, “ Тема текста”. Ученикам предлагается составить из слов предложение, восстановить деформированный текст (расставить предложения в нужной последовательности) Текст разделяется на части (предложения, абзацы). Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. Приём «Письмо с дырками»Работая с текстом таким образом, дети могут выделить нужную информацию, составить текст самостоятельно, доказать свою точку зрения.

Ежегодно, в конце года, провожу Комплексные контрольные работы, которые проверяют у обучающихся метапредметные навыки: читательскую грамотность, умение работать с текстом.

Результаты за последние 3 года.

Учебный год Класс Чел. Ниже базового базовый повышенный высокий 2018-2019 6 8 1 (12%) 4 (50%) 3 (38%) – 2019-2020 7 7 – 3 (38%) 4 (50%) 1 (12%) 2020-2021 8 7 – 2 (25%) 5 (63%) 1 (12%)

Таким образом, из таблицы видно, что видна динамика в

В 2021 году, октябре, в нашей школе был проведен районный мониторинг по Функциональной грамотности, где оценивали читательскую грамотность в 6 классе. В мониторинге участвовало 8 обучающихся. Результаты оказались следующие: на повышенном уровне – 78%, на базовом – 22% обучающихся.

При подготовке обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ, также использую в своей работе следующие методы:

– написание сочинения и изложения: экзаменационные сочинения разных видов: сочинение-рассуждение по данному определению; итоговое сочинение-рассуждение на основе произведений художественной литературы и сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ.

– Составление диалогов. При написании сочинения возникают определенные трудности. Одним из действенных методов подготовки к созданию собственного текста, является редактирование чужого сочинения. Группы работают над сочинениями, написанными одноклассниками. Сначала ребята оценивают текст по установленным разработчиками КИМов критериям: анализ текста, проверка грамотности написания сочинения по четырём критериям: орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки. Эта работа позволяет обучающимся избежать многих недочётов, ошибок в собственных сочинениях. Кроме того, у обучающихся оттачивается умение вести диалог, слушать собеседника и вырабатывать общую точку зрения.

Пользуюсь многими сайтами, для нахождения заданий по функциональной грамотности, которых нет в учебниках.

  • Институт Стратегии Развития Образования.
  • Новосибирский институт мониторинга и развития образования Пособие «Уроки формирования функциональной грамотности».
  • Российская электронная школа.
  • Открытые задания исследования pisa.
  • Онлайн-задания по читательской грамотности.

В заключение хочу сказать, что последовательная и кропотливая работа в этом направлении ведёт к тому, что у обучающихся формируются навыки работы с текстом, у ребят исчезает страх публичного выступления, они открыто начинают высказывать свое мнение, формулируют свою точку зрения.

Приемы и способы реализации ФГОС через дополнительное образование

Принять участие в опросе может каждый житель Красноярского края старше 18 лет. Голосование проходит на интернет-ресурсе, ссылка на который доступна на едином краевом портале и на официальных сайтах городских округов и муниципальных районов края, а также на стартовой странице терминалов электронного правительства (инфоматов).

Технологии образовательного процесса в дополнительном образовании. «Современные педагогические технологии в сфере дополнительного образования детей

Вопросы и ответы

Здесь вы можете задавать нам свои вопросы по поводу работы учебного заведения. Администрация гимназии постарается  оперативно ответить на заданные вопросы.

«Доверительный звонок»

Технологии образовательного процесса в дополнительном образовании. «Современные педагогические технологии в сфере дополнительного образования детей

Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утвержденный Приказом Минтруда России от 05. 2018 №298н устанавливает при отсутствии педагогического образования необходимость получения дополнительного профессионального педагогического образования, которое может быть осуществлено после трудоустройства. Таким образом, педагогам, осуществляющим свою деятельность в сфере дополнительного образования детей и взрослых, и не имеющим высшего или среднего профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогические науки», необходима профессиональная переподготовка в сфере дополнительного образования детей и взрослых. Приглашаем на обучение педагогов, работающих или планирующих работать в системе дополнительного образования детей и взрослых, но не имеющих педагогического образования. Пройдя обучение, вы сможете

  • планировать образовательный процесс, с учетом задач и особенностей образовательной программы
  • использовать на занятиях педагогически обоснованные формы, методы, средства и приемы организации деятельности учащихся
  • проектировать совместно с учащимся индивидуальные образовательные маршруты освоения дополнительных общеобразовательных программ
  • создавать педагогические условия для развития учащихся
  • мотивировать учащихся к активному освоению ресурсов и развивающих возможностей образовательной среды, привлекать к целеполаганию
  • анализировать и интерпретировать результаты педагогического наблюдения, контроля и диагностики
  • планировать, организовывать и проводить досуговые мероприятия, конкурсы, выставки
  • разрабатывать дополнительные общеобразовательные программы и учебно-методические материалы для их реализации
  • разрабатывать системы оценки для достижения планируемых результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ
  • Модуль «Введение в специальность»
  • Модуль «Психологические основы дополнительного образования»
  • Нормативные основы современного дополнительного образования детей и взрослых
  • Модуль педагогических дисциплин
  • Модуль прикладных направлений педагогики дополнительного образования
  • Организация досуговых мероприятий

Свяжитесь с нами

Технология коллективной творческой деятельности

Существуют технологии, в которых достижение творческого уровня является приоритетной целью. Наиболее плодотворно в системе дополнительного образования применяется  технология коллективной творческой деятельности.

Технология предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела.

Цели технологии КТД:

-выявить, учесть, развить творческие способности детей и приобщить их к многообразной творческой деятельности;

-воспитать общественно-активную творческую личность и способствовать организации социального творчества, направленного на служение людям в конкретных социальных ситуациях.

Оценивание результатов – похвала за инициативу, публикация работы, выставка, награждение, присвоение звания и др. Для оценивания результатов разрабатываются специальные творческие книжки, где отмечаются достижения и успехи.

Можно говорить о некоторых принципах организации коллективного дела как творческого. Это принципы состязательности, игры, импровизации, которые работают потому, что они опираются на глубокие психологические основания: потребности человека в самоутверждении, самовыражении, общении.

Конкретных  форм КТД великое множество. Правда, если вглядеться в подобные списки, быстро обнаруживаешь за разными названиями повторяющиеся схемы организации. Назовем эти схемы методиками — «бой», «защита», «эстафета», «путешествие», ролевая игра.

Трудовые дела: атака трудовая, десант трудовой, подарок далеким друзьям, рейд, фабрика трудовая.

Втрудовых КТД воспитанники и их старшие друзья осуществляют заботу через труд-творчество. В центре внимания воспитателей — освоение трудовой культуры, развитие нравственного отношения к труду, собственности, материальным богатствам нашего общества, к таким сторонам окружающей жизни, которые нуждаются в практическом улучшении и которые можно усовершенствовать или своими силами, или помогая другим людям.

Цель трудовых КТД — обогатить знания ребят об окружающем, выработать взгляды на труд как основной источник радостной жизни, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, а также умение и привычку реально, на деле заботиться о близких и далеких людях, работать самостоятельно и творчески.

Обогащение воспитанников трудовым опытом происходит во взаимосвязи с другими видами общественно ценной практики.

Познавательные дела: вечер (сбор) весёлых задач, вечер (сбор) – путешествие, вечер (сбор) разгаданных и неразгаданных тайн, город весёлых мастеров, защита фантастических проектов, пресс-бой, пресс– конференция, рассказ – эстафета, собрание – диспут, турнир– викторина, турнир знатоков, устный журнал (альманах).

Познавательные КТД обладают богатейшими возможностями для развития у школьников таких качеств личности, как стремление к познанию непознанного, целеустремленность, настойчивость, наблюдательность и любознательность, пытливость ума, творческое воображение, товарищеская заботливость, душевная щедрость.

Например, турнир знатоков — познавательное дело-обозрение, проводится несколькими коллективами, каждый из которых по очереди организует творческое состязание (свой тур) между остальными участниками. Турнир знатоков можно проводить в классе (между звеньями, бригадами) или между классными коллективами, а также между сводными командами старших и младших. (Пресс-центр,  орг. массовый отдел)

Художественные дела. Примеры КТД: Кольцовка песен. Концерт – «молния». Кукольный театр. Литературно-художественные конкурсы. Турнир знатоков поэзии. Эстафета любимых занятий. Эстафета – «ромашка».

Например. Кольцовка песен — массовая игра-обозрение, участники которой, составляющие несколько команд, поочередно (по кругу) исполняют песни на выбранную тему.

Технология исследовательского (проблемного) обучения

Технология исследовательского (проблемного) обучения, при которой организация занятий предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями и навыками; образовательный процесс, строится как поиск новых познавательных ориентиров.

Ребенок самостоятельно постигает ведущие понятия и идеи, а не получает их от педагога в готовом виде.

Технология проблемного обучения предполагает следующую организацию:

Педагог создает проблемную ситуацию, направляет учеников на ее решение, организует поиск решения.

Ученик ставится в позицию субъекта своего обучения, разрешает проблемную ситуацию, в результате чего приобретает новые знания и овладевает новыми способами действия.

Особенностью данного подхода является реализация идеи “обучение через открытие”: ребенок должен сам открыть явление, закон, закономерность, свойства, способ решения задачи, найти ответ на неизвестный ему вопрос. При этом он в своей деятельности может опираться на инструменты познания, строить гипотезы, проверять их и находить путь к верному решению.

По специфике проблемных задач, выделяют три вида проблемного обучения:

Теоретическое исследование. Обучение строится на основе предложения и решения теоретических  учебных проблем обучающимися. Например, в начале занятия «О жизни растений» ставится проблема: «Почему корень и стебель растут в противоположные стороны», но педагог не дает готового ответа, а рассказывает, как наука шла к этой истине, сообщает о гипотезах и опытах, которые делались для проверки гипотез о причинах этого явления; обучающиеся, же сами должны ответить на этот вопрос.

Поиск практического решения (практическое творчество), т. способа применения усвоенного знания в неизвестной ситуации: конструирование, открытие, изобретение. Обучение строится на основе предложения и решения практических учебных проблем и ситуаций.

Разработка художественных решений (художественное творчество) с опорой на способность художественного восприятия и отображения действительности на основе творческого воображения, музыкальных, изобразительных, театральных и прочих умений. (Например, сочините сказку о том, как математика помогает нам в жизни; постановка сценок при изучении иностранного языка и т

Игровые технологии

Игровые технологии  обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта.

Различают следующие классификации педагогических игр:

-по видам деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические);

-по характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные, познавательные, тренировочные, контролирующие, познавательные, развивающие, репродуктивные, творческие, коммуникативные и др

-по игровой методике (сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и др

-по игровой среде (с предметом и без, настольные, комнатные, уличные, компьютерные и др.

Цели образования игровых технологий обширны:

-дидактические: расширение кругозора, применение ЗУН на практике, развитие определенных умений и навыков;

-воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности;

-развивающие: развитие качеств и структур личности;

-социальные: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды.

Технология программированного обучения

Возникла в начале 50-х годов, когда американский психолог Б. Скиннер предложил повысить эффективность усвоения учебного материала, построив его как последовательную программу подачи и контроля порций информации.

Технология программированного обучения предполагает усвоение программированного учебного материала с помощью обучающих устройств (ЭВМ, программированного учебника и др. Главная особенность технологии заключается в том, что весь материал подается в строго алгоритмичном порядке сравнительно небольшими порциями.

Как разновидность программированного обучения возникли блочное и модульное обучение.

Блочное обучение  осуществляется на основе гибкой программы и состоит из последовательно выполняемых блоков, гарантирующих усвоение определенной темы:

тестово-информационный блок (проверка усвоенного материала);

проблемный блок (решение задач на основе полученных знаний);

блок проверки и коррекции.

Модульное обучение (П. Цявиене, Трамп, М. Чошанов) – индивидуализированное самообучение, при котором используется учебная программа, составленная из модулей.

Модуль – это функциональный узел, в качестве которого выступает программа обучения, индивидуализированная по выполняемой деятельности.

Модуль представляет собой содержание курса в трех уровнях: полном, сокращенном, углубленном. Обучающийся выбирает для себя любой уровень. Содержание обучения представляется в законченных блоках; каждый ученик получает от педагога письменные рекомендации о том, как действовать, где искать нужный материал; обучающийся работает максимум времени самостоятельно, что дает ему возможность осознать себя в процессе выполнения деятельности.

Сущность модульного обучения состоит в том, что обучающийся самостоятельно достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем.

Они выдвинули гипотезу: способности обучающегося определяются при оптимально подобранных для данного ребенка условиях. Поэтому необходима адаптивная система обучения, позволяющая всем ученикам усвоить программный материал. То есть технология полного усвоения задает единый для всех обучающихся уровень овладения знаниями, но делает переменными для каждого время, методы и формы обучения.

Блум, один из авторов технологии полного усвоения предположил, что способности ученика определяются темпом его учения, он выделил следующие категории учащихся:

• малоспособные, которые не в состоянии достичь заранее намеченного уровня ЗУН даже при больших затратах времени;

• талантливые, которым по силам то, с чем не может справиться большинство; они могут учиться в высоком темпе (» 5%);

• обычные, составляющие большинство, их способности к усвоению ЗУН определяются средними затратами учебного времени (» 90%).

Следовательно, 95% учащихся могут полностью осваивать все содержание обучения.

В работе по этой системе главной особенностью является определение эталона полного усвоения для всего курса, который должен быть достигнут всеми учениками. Педагоги дополнительного образования при создании учебных программ составляют перечень конкретных результатов обучения, которые стремятся получить. Технология полного усвоения позволяет достичь хороших результатов всем учащимся, так как:

задает единый для всех детей уровень знаний, умений и навыков, но делает переменными для каждого обучающегося время, методы, формы, условия труда, то есть создаются дифференцированные условия усвоения учебного материала;

успехи каждого ученика сравниваются с установленным эталоном;

каждый ученик получает необходимую помощь;

диагностические тесты позволяют скорректировать работу детей.

Технология проектного обучения

Технология проектного обучения — альтернативная технология, которая противопоставляется классно-урочной системе, при которой не даются готовые знания, а используется технология защиты индивидуальных проектов. Проектное обучение является непрямым, и здесь ценен не только результат, но в большей мере сам процесс.

Проект — буквально это «брошенный вперед», то есть прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта. Эффективность применения проектной деятельности в дополнительном образовании заключается в том, что:

1) происходит развитие творческого мышления

2) качественно меняется роль педагога: устраняется его доминирующая роль в процессе присвоения знаний и опыта, ему приходится не только и не столько учить, сколько помогать ребенку учиться, направлять его познавательную деятельность.

3) вводятся элементы исследовательской деятельности;

4) формируются личностные качества воспитанников, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально (в групповых проектах, когда «работает» небольшой коллектив и в процессе его совместной деятельности появляется совместный продукт, отсюда развивается умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор, решение, разделять ответственность, анализировать результаты деятельности, способность ощущать себя членом команды — подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела);

5) происходит включение воспитанников в «добывание знаний» и их логическое применение (формируются личностные качества — способность к рефлексии и самооценке, умение делать выбор и осмысливать как последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности).

Педагог превращается в куратора или консультанта:

помогает обучаемым в поиске источников;

сам является источником информации;

поддерживает и поощряет учащихся;

координирует и корректирует весь процесс;

поддерживает непрерывную обратную связь.

Типология проектов

Проекты различаются по следующим признакам:

Какая деятельность доминирует в проекте: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная и пр.

Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.

по характеру координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).

по характеру контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).

Количеству участников проекта.

Продолжительности выполнения проекта (в рамках одного занятия; нескольких занятий; месяц, год и т

Результат проектной деятельности – это, прежде всего ход самой деятельности (сама деятельность),  а продукт (игрушка-подушка, игрушка-коврик) – это одно из воплощений замысла, он помогает  представить каков был, замысел решения проблемы проекта.

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодейст­вовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.

Технологию, применительно к поставленной проблеме сохранения здоровья детей, можно определить как здоровьесберегающую педагогическую деятельность, которая по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человеком образующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья ребенка.

Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.

Здоровьесберегающая технология – это:

условия обучения ребенка (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;

необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Здоровьесберегающая образовательная технология – система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др. В эту систему входит:

Использование данных мониторинга состояния здоровья детей, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.

Учет особенностей возрастного развития и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т. детей данной возрастной группы.

Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.

Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности детей, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.

Анализ проведения занятия с позиций здоровьесбережения

Педагогу в организации и проведении занятия необходимо учитывать:

Обстановка и гигиенические условия в кабинете: температура и свежесть воздуха, рациональность освещения кабинета и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей.

Число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма – 4-7 видов за занятие. Однообразность занятия способствует утомлению воспитанников, как это бывает, например, при выполнении контрольной работы. Вместе с тем необходимо помнить, что частые смены одной деятельности на другую требуют от воспитанников дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости.

Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут;

Число видов преподавания (методов обучения): словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т. Норма – не менее трех.

Чередование видов преподавания (методов обучения). Норма – не позже чем через 10-15 минут.

Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся:

метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т

активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь);

методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки).

Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения.

Позы учащихся во время занятия, чередование поз.

Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на занятии – их место, содержание и продолжительность. Норма – на 15-20 минут занятия по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения.

Наличие у воспитанников мотивации к учебной деятельности на занятии (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т. ) и используемые учителем методы повышения этой мотивации.

Наличие в содержательной части занятия вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.

Психологический климат на занятии.

Наличие на занятии эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т

В конце занятия следует обратить внимание на следующее:

Плотность занятия, т. количество времени, затраченного воспитанниками на учебную работу. Норма – не менее 60 % и не более 75-80 %.

Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы.

Темп и особенности окончания занятия:

быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания;

спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать педагогу вопросы, педагог может прокомментировать задание на дом, попрощаться с детьми.

Современные педагогические технологии могут радикально перестроить процесс обучения. В условиях дополнительного образования ребенок развивается, участвует в игровой, познавательной, трудовой деятельности, поэтому цель внедрения инновационных технологий – дать почувствовать детям радость труда в учении, пробудить в их сердцах чувство собственного достоинства, решить социальную проблему развития способностей каждого ученика, включив его в активную деятельность, доведя представления по изучаемой теме до формирования устойчивых понятий и умений.

Каждый шаг ребенка в дополнительном образовании является шагом к утверждению своей личности. Только при условии всестороннего изучения личности ребенка возможна разработка индивидуальных программ его развития, выбор эффективных форм воспитания, создание и использование педагогически оправданных, привлекательных программ. «Рождение» личности связано с превращением ребенка из сравнительно пассивного элемента в активного и созидательного субъекта взаимоотношений с окру­жающей действительностью.

Педагогическаятехнология- наука о путях и средствах дос­тижения наилучших результатов обучения, воспитания и развития обучающихся.

В основе педагогической технологии лежит идея полной уп­равляемости учебно-воспитательным процессом, его проектиро­вание, возможность анализа путем поэтапного воспроизведений, точность и предсказуемость результата, осознание путей его до­стижения.

Педагогическая технология призвана обеспечитьреализа­циюцелей обучения с наивысшей эффективностью и быть посильной для любого педагога в любом учебном заведении. Психологическая сущность технологии проявляется в личностно-ориентированном обучении.

Современные педагогические технологии в дополнительном образовании (нормативно-методическая статья) // Внешкольник. – 1999. – № 7-8. – С.

Фришман, И. Организация и проведение коллективно-творческого дела в детских общественных объединениях // Внешкольник. – 2007. – № 2. – С.

Дмитренко Т. Образовательные технологии в системе высшей школы /Педагогика

Бархаев Б. Педагогические технологии воспитания и развития //Школьные технологии.

Беспалько В. Слагаемые педагогической технологии.

Болотова М. Организация семейного досуга в образовательной среде учреждения дополнительного образования детей: учебно-методическое пособие. Москва: Изд-во «Спутник +»

Буйлова Л. Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей

Монахов В. Методология проектирования педагогической технологии (аксиоматический аспект) //Школьные технологии

Тамберг Ю. Концепция ТРИЗ-технологии. – В. Новгород

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.