ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ТРАЕКТОРИИ САМОРАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА

Структура программы кружка дополнительного образования

При всем разнообразии форм и методов существует неизменная основа, которая отвечает цели дополнительного образования. Она отражена в программе, по которой осуществляется деятельность педагогов в учреждениях. Кружок дополнительного образования в школедолжен достигать изложенной в ней цели. Содержание имеет следующие разделы:

  • Назначение
    . Отвечает на вопрос о том, с какой целью организованы занятия и на кого рассчитаны.
  • Цель и задачи программы.
    Определяют направленность и этапы реализации обучения.
  • Содержание
    . Краткое описание по циклам, в зависимости от темы, уровня сложности, продолжительности обучения и возраста детей.
  • Критерии оценки.
    Каким образом определяется уровень усвоения знаний.
  • Тематическое планирование.
    Перечень всех тем всех занятий, количество часов, необходимых для усвоения программы.

Любая система обучения содержит три главных аспекта, для чего она создается: цель, задачи, методика достижения результата. Программа дополнительного образования несет в себе очень важное социальное предназначение: она удовлетворяет запрос человека на личностное развитие и в зависимости от характера запроса имеет различную направленность.

Программы развития по направлениям деятельности

Способы познания ими мира и сферы самореализации очень различны. Поэтому и потребность в дополнительных услугах достаточно многогранны. Поскольку дополнительное образование отвечает на запросы детей и их родителей, цели развития и обучения должны быть отражены в программах разного уровня и сфер развития ребенка:

  • Художественного.
  • Технического.
  • Естественнонаучного.
  • Спортивного.
  • Музыкального.
  • Социально-педагогического.

При наличии дополнительных запросов и специфики местной социокультурной среды могут предоставляться и иные формы услуг, обеспечивающие потребности населения, которые удовлетворяет дополнительное образование детей.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ТРАЕКТОРИИ САМОРАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА

Услуги по дополнительному обучению детей не только расширяют границы познания своих подопечных. На их базе осуществляются масштабные проекты по организации фестивалей, конкурсов, соревнований. Все это позволяет ученикам повысить самооценку, проявить себя на уровне городского, областного, международного масштаба.

Где реализуются программы дополнительного образования?

Творческое и дополнительное образование детей и подростков по программам развития осуществляется в специальных творческих объединениях. Кружок дополнительного образования дает возможность организовать детей по интересам. Именно возможность формирования тесной творческой среды, основанной на узкопредметной сфере либо на увлечении какой-либо областью знания, делает кружки незаменимой формой позитивной социализации детей.

Интерес детей к определенной области знаний или творческой деятельности является основанием для создания и реализации программы кружка. Разрабатывают и осуществляют ее педагоги дополнительного образования, которые создают предметную среду и реализуют задачи, поставленные в разработанных ими и утвержденных администрацией учреждения программах.

Назначение

Для того чтобы кружок в ДОУ или школе начал работу, важно предоставить программу деятельности, в вводной части которой описано ее назначение.

Для организации занятий в кружках программа должна содержать указание на:

  • область интересов, в которой она реализуется;
  • возраст детей;
  • обучающие циклы;
  • продолжительность обучения;
  • задачи, которые она решает.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ТРАЕКТОРИИ САМОРАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА

Предоставление таких услуг происходит на базе учреждения дополнительного образования детей, в форме творческих объединений, секций для разных возрастов.

Назначение программы определяет содержание обучения. Вводная часть программы ограничивает объем, направленность, уровень предоставления дополнительных образовательных услуг. В ней раскрывается социальная направленность обучения. Указывается важность образовательного компонента для возрождения этнических, культурно-исторических традиций для местной социокультурной среды. Важно определить также и воспитательные цели, которые решаются в процессе реализации программы.

Важность ее состоит в том, что она гарантирует обучающемуся объем и количество знаний, которые он запрашивает, или те, которые предложены в кружке для посещения детей. Программы обучения бывают одно- и многоуровневые, они обязательно должны учитывать психофизиологические возрастные особенности детей, на которых рассчитаны. Поэтому содержание разбивается на блоки либо циклы обучения, каждый этап которого должен привести к решению отдельной образовательной задачи и формированию определенных навыков у ребенка, освоившего этот блок знаний.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ТРАЕКТОРИИ САМОРАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА

Блоки обучения должны быть взаимосвязаны, соответствовать задачам этапа и вести к достижению цели программы.

Программа кружка дополнительного образования включает перечень умений, знаний и навыков, которые формируются у ребенка, получившего комплекс знаний по выбранному им направлению. Добровольное посещение занятий – основополагающий принцип развития детей, что обеспечивает их личностно ориентированное развитие.

Критерии оценки усвоения программы

В соответствии с поставленными задачами в программе кружка должны быть указаны критерии, на основании которых можно оценить степень усвоения полученных ребенком знаний и способность реализовать их на практике.

В качестве критериев выступают:

Полученные ребенком знания по темам. Они могут быть оценены в форме конкурса на проявление знаний, участия в олимпиаде. Либо в иных формах зачета в увлекательной для обучающегося форме.

Приобретенные обучающимся навыки. Это умение применить знания на практике. Например, сшить мягкую игрушку, при этом демонстрируется не только знание техники исполнения, умение шить, но и практический результат – изготовление поделки.

Дополнительное образование детей в кружках – это социально значимая форма удовлетворения познавательной потребности детей и подростков, поскольку она обеспечивает личностную свободу выбора области познания, сферы самореализации. Форма критериев оценки полученных навыков также должна соответствовать их интересам (игры, конкурсы и соревнования, что соответствует возрастным особенностям детей, которые познают мир в игровых формах).

Тематическое планирование работы кружков

Дополнительное образование детей всегда выступает как система знаний и практики. Поэтому важным элементом является тематическое планирование занятий, которое составляет часть программы дополнительного образования.

В соответствии с обучающим циклом в ней представляется разбивка на почасовую сетку занятий. Комплекс занятий, в процессе реализации которых приобретаются знания и отрабатываются навыки, определяется количеством часов обучения.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ТРАЕКТОРИИ САМОРАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА

Отработка необходимого для приобретения навыка, предусмотренного программой, количества часов приводит к определенному качеству знаний и решению очередной образовательной задачи программой. Таким образом завершается цикл обучения, по которому строится дополнительное образование детей.

Например, если обучение ребенка происходит в кружке рисования, то блок «Техника работы с карандашом» может предусматривать четыре часа практических занятий по изучению и применению этого способа рисования и должен иметь результат – умение ребенка правильно рисовать карандашом.

Дополнительное образование в школе. Кружки

Для творческого и познавательного развития детей, получения ими базовых знаний в узконаправленной области необходимо создать профессиональную среду. Кружок дополнительного образования в школе служит интересам обучающихся детей. Часто он выполняет функцию что важно для работающих родителей, поскольку ребенок в течение дня находится под социальным патронажем педагогов.

Назначение программ дополнительного образования в школах следующее:

  • Дают углубленные знания по отдельным предметам.
    Например, программа литературного кружка, помимо углубленного знания предмета, дает возможность создавать собственные произведения, публиковать их в школьных изданиях. В кружке юного химика целью программы становится подготовка для участия в олимпиадах и творческих конкурсах.
  • Предоставляют возможность творческого развития школьников.
    Для многих детей оно служит формой самореализации. Целью программ кружков творческой направленности также выступает предоставление детям возможности участия в фестивалях, спектаклях, концертах разного уровня для проявления своих талантов и получения профессиональных основ деятельности.

Важную социальную функцию выполняет дополнительное образование в школе. Кружкигуманитарного и художественного циклов имеют большие ресурсы для раскрытия способностей одаренных учащихся. Они формируют состав предметов углубленного изучения, который создает устойчивый профессиональный интерес обучающегося. Это в дальнейшем может явиться основанием для выбора профессии.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ТРАЕКТОРИИ САМОРАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА

Образовательное учреждение дополнительного образования, например музыкальная либо художественная школа, дает такой уровень профессиональной подготовки выпускникам, который гарантирует успешное прохождение творческих вступительных испытаний в высшее учебное заведение.

Программы в ДОУ

В детских садах программы кружков дополнительного образования создаются с учетом возрастной психологии. Они имеют структуру, отвечающую возрастным возможностям детей и с учетом игровой деятельности как ведущей формы познания для этого возраста.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ТРАЕКТОРИИ САМОРАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА

Кружок дополнительного образования в детском саду организует обучение детей изобразительнойдеятельности, танцам, музыке, иным формам творческой деятельности. Дети при этом лучше усваивают знания об окружающем их мире, что и предусматривает программа.

  • Программа дополнительного образования
    Цель – знакомство с классическими и фольклором в игровой форме театрализованной постановки.
  • Программа кружка ИЗО-деятельности.
    Блоки обучения по изобразительной деятельности строятся с учетом сезона. Ребенок должен соотносить познания с явлениями окружающего мира. Программа кружка дополнительного образования по ИЗОв детском саду предусматривает овладение специальными техниками рисования – пальчиковой, тычковой, которая нравится детям этого возраста.
  • Программа кружка семейного творческого развития.
    Учить детей совместно с родителями – значит не упустить очень важный в педагогике этап, не помешать ребенку реализовать свою самобытность. В этом случае программа кружка дополнительного образования в детском саду предусматривает следующие социальные аспекты:
  • обучение родителей грамотному взаимодействию с детьми с учетом возрастных особенностей ребенка;
  • обучение родителей познаниям в области дошкольной педагогики.

Тем самым в процессе совместного обучения достигаются не только образовательные задачи. Решаются более масштабные проблемы: гармонизация семейных отношений и формирование культуры воспитания детей.

Елена Тимченко

Планирование и организация дополнительного образования в ДОУ

В нашем царстве – государстве

Все волшебники живут

Все рисуют, все танцуют,

Все играют и поют.

Лишь порог переступаешь –

Попадаешь, словно в рай,

Сто дорог тебе откроют,

Ты любую выбирай.

Детский сад – первая ступень общей системы образования
, главной целью которой является всестороннее развитие ребенка.

Большое значение для развития дошкольника имеет организация системы дополнительного образования в ДОУ
, которое способно обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей. Развитие творческой активности каждого ребенка представляется главной задачей современного дополнительного образования в ДОУ и качества образования в целом.

– это «самостоятельный, самоценный, личностно-ориентированный вид образования
, способный к удовлетворению индивидуальных и творческих потребностей личности, к активному участию в решении социокультурных проблем региона» (Буйлова Л. , Кленова Н. Как организовать дополнительное образование детей в ДОУ
)

Цель дополнительного образования
– внедрение новых вариативных форм дошкольного образования
с целью повышения качества образовательного
процесса и удовлетворения запроса общества.

Качество дополнительного образовательного
процесса в ДОУ будет определяться следующими критериями
:

уровнем сбережения здоровья воспитанников и педагогических работников;

субъективной удовлетворенностью всех участников образовательного
процесса его результативностью и условиями;

соответствие образовательного
процесса государственным стандартам, условий его организации и ведения
;

технологичностью и преемственностью, ориентированными на особенности возрастного развития воспитанников и на уровне продвижения по образовательной программе
(модули, проекты, формы работы с информацией)
;

соответствием содержанием образования
консолидированному заказу на оказание образовательных услуг.

Дополнительное образование
может быть направлено на
:

создание условий для развития личности ребенка;

развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;

обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

укрепление психического и физического здоровья детей;

взаимодействие педагогов дополнительного образования с семьей.

Дополнительные образовательные
услуги можно разделить на платные и бесплатные. В детском саду их могут получать дети, как посещающие, так и не посе-щающие его. Особенность в том, что дополнительные образовательные
услуги интегрируются с реализуемой детским садом основной образовательной
программой для расширения содержания базового компонента образования
и снижения учебной нагрузки на ребенка.

К платным образовательным
услугам относятся те услуги, которые не включаются в базисный план дошкольного образовательного учреждения
, услуги, которые не финансируются городским или федеральным бюджетом. Такие услуги предоставляются только по запросу, по желанию родителей.

Ценность дополнительного образования состоит в том
, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования
, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в дошкольном образовательном учреждении
, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное – в условиях дополнительного образования
дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени

Формы дополнительного образования в ДОУ
:

Организация дополнительных образовательных
услуг в детском саду осуществляется в форме кружков, секций, студий, клубов.

Работа планируется
по тематическим разделам основной общеобразовательной программы.

Таким образом
, закрепляются и расширяются полученные в рамках обязательных занятий знания, умения и навыки.

К дополнительным относятся образовательные
программы различной направленности
:

различной коррекционной направленности и др.

В отдельных случаях в качестве дополнительных
могут использоваться парциальные программы дошкольного образования.

Одной из форм дополнительного образования
в нашем учреждении являются кружки в ДОУ которые могут открываться с различными целями
:

Углубление и расширение базовых знаний, опережающее развитие ребенка или компенсирующие занятия (для детей с отставанием в развитии).

Ознакомление с областями знаний, выходящими за рамки государственной Программы (работа с одаренными детьми).

Ознакомление с областями знаний и умений, включающих развитие самопознания, саморегуляцию, саморазвитие, формирование навыков межличностных коммуникаций.

Кружки в детском саду выполняют несколько функций
:

образовательную
– каждый воспитанник имеет возможность удовлетворить (или развить)
свои познавательные потребности, получить дополнительное развитие умений
, навыков в интересующем его виде деятельности;

социально-адаптивную – занятия в кружках позволяют воспитанникам получить социально значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытать «ситуацию успеха»
, научиться самоутверждаться;

коррекционно-развивающую – воспитательно-образовательный процесс
, реализуемый на занятиях кружка, позволяет развивать интеллектуальные, творческие, физические способности каждого ребенка;

воспитательную – содержание и методика работы в кружках оказывает значительное влияние на развитие социально значимых качеств личности, формирование коммуникативных навыков, воспитание социальной ответственности, коллективизма, патриотизма.

Деятельность любого кружка регулируется нормативно-правовыми документами
:

Образовательной программой ДОУ
;

Положением о кружке;

Программой кружка (цель и задачи, предполагаемый конечный результат)
;

Планом
работы кружка на год;

Табель посещения детей

Заявления от законных представителей

Материалами контроля качества (результативностью)
работы кружка (диагностические карты).

Алгоритм деятельности педагога по созданию кружка (секции, студии)
:

Изучение нормативно-правовой базы.

Выявление потребностей у родителей, детей в дополнительных образовательных услугах.

Анализ результативности работы по усвоению детьми государственной программы дошкольного образования.

Разработка (подбор)
программы кружка.

Разработка плана
кружка на учебный год.

Утверждение программы, плана
работы кружка заведующей ДОУ.

Реализация плана
работы кружка на практике.

Анализ результативности работы кружка.

Защита результатов работы перед родительской и педагогической общественностью. (уголки кружковой работы, выставки, участие в конкурсах, показах и т

Схема разработки программы кружковой работы

Титульный лист.

Пояснительная записка (актуальность, цели и задачи).

Ожидаемые результаты (предполагаемый результат).

Диагностические карты, методы проведения диагностики.

Список литературы.

В нашем учреждении работает и функционирует 5 кружков по художественно-эстетическому направлению и 1 кружок по познавательному развитию детей
:

Озорные ладошки – 1 младшая группа

Озорной каблучок – подготовительная группа

Тили-тили тесто – подготовительная группа

Кляксочка – средняя группа

Мастерская актеров – средняя группа

Юный эколог – подготовительная группа

Рабочие программы
педагогов – материалы данного раздела. содержат авторские и модифицированные программы, основанные на теоретических исследованиях и практическом опыте. Эти публикации послужат хорошей помощью для начинающих воспитателей и специалистов ДОУ, для педагогов, повышающих профессиональный уровень.

В данном разделе можно найти следующие материалы

  • Программы по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию
  • Программы по ознакомлению с окружающим миром и экологии
  • Программы по ОБЖ и формированию безопасного поведения
  • Программы по формированию здорового образа жизни
  • Программы художественно-эстетического цикла
  • Программы по интеллектуальному развитию дошкольников
  • Программы для работы с семьей
  • Программы дополнительного образования
  • Программы для специалистов ДОУ

Рабочие программы

Содержится в разделах:
Включает в себя разделы:

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 7-содержательный раздел (продолжение)

Программа
«Зернышко»
включает комплекс блоков, последовательность которых отражает логику содержания предлагаемых знаний, позволяет постепенно переходить от более простых знаний к более сложным (расширение и усложнение знаний. Все блоки связаны между собой и предусматривают.

Программы. Образовательные, рабочие, вариативные, дополнительного образования – Программа работы кружка по ОБЖ «Азбука безопасности» во второй младшей группе

Публикация «Программа работы кружка по ОБЖ «Азбука безопасности» во второй. »

Пояснительная записка Все стороны жизни человека напрямую связаны с его безопасностью. Проблема безопасности жизнедеятельности по праву относят к глобальным проблемам человечества. Основная цель – подготовить ребенка к безопасной жизни в окружающей среде- природной, техногенной.

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 6-содержательный раздел

II. Содержательный раздел 2. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка Согласно «Концепции экологического образования», в его содержание на всех уровнях включаются познавательный, ценностный, нормативный и деятельностный компоненты. Каждый из.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 5. Планируемые результаты

1. Планируемые результаты освоения Программы  Объясняет экологические зависимости; устанавливает причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды, жизнью живых организмов и деятельностью человека. Делает элементарные выводы и умозаключения.

Программы. Образовательные, рабочие, вариативные, дополнительного образования – Рабочая программа кружковой работы «Азбука безопасности»

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 4-характеристика воспитанников

1. Значимые характеристики особенностей развития воспитанников старшего дошкольного возраста Социальная ситуация развития. На этапе дошкольного возраста социальная ситуация развития характеризуется тем, что ребенок открывает для себя мир человеческих отношений. Главная.

Программа кружка для старшего дошкольного возраста «Пластилиновая сказка». Пояснительная записка

Программа кружка для старшего дошкольного возраста “Пластилиновая сказка”. Пояснительная записка. Направленность программы. Направленность дополнительной образовательной программы художественно-эстетическая, работа по улучшению эстетического воспитания, развитие творческих.

Образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Ловкие ручки». 2

Часть 1 2. Материально – техническое оснащение Проектор Телевизор Компьютер Ноутбук Материал для работы с детьми: Бумага (цветная, гофрированная, оберточная, обои. Картон Салфетки Природный материал (шишки, желуди, ракушки, листья, ветки, солома. Фломастеры, маркеры,.

Образовательные программы
ДОУ принято считать управленческим документом, закрепляющим определенные нормы, цели, содержание, технологии и методики, формы и средства, которые применяются в каждом конкретном дошкольном учреждении при организации воспитательно-образовательного процесса. Учеными-методистами разрабатываются примерные основные образовательные программы, которые дошкольные учреждения принимают за основу для разработки собственной программы с учетом регионального компонента и местных условий.

На основе образовательной программы педагог разрабатывает рабочую программу
, служащую моделью педагогической деятельности по конкретному направлению воспитания и обучения дошкольников и включающую комплексное планирование образовательного процесса. Структура и содержание рабочей программы разрабатывается с учетом требований и стандартов, утвержденных на федеральном уровне.

В рабочей программе педагог прописывает цели и задачи, разделы и их содержание, перечень занятий по темам, указывает условия реализации программы и ожидаемые результаты, а также другие необходимые сведения, позволяющие представить уровень освоения дошкольниками образовательного материала и его практическое применение. Рабочая программа является нормативным документом и утверждается руководителем дошкольного учреждения.

Внастоящее время большую роль вразвитии ребенка играет нетолько основное образование, ноидополнительное. Дополнительное образование вдошкольных учреждениях дает возможность выявить иразвить творческие способности детей. Назанятиях подополнительном уобразованию идет углубление, расширение ипрактическое применение приобретенных знаний восновной образовательной деятельности.

Дополнительного образования детей даёт возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы. При организации деятельности дополнительногообразования детей детский сад учитывает:-интересы детей идобровольность выбора ими кружка, секций, студий;

-понимание игры как ведущего вида деятельности ивыстраивание содержания дополнительного образования детей именно наееоснове;

-нормы нагрузки наребенка. Дополнительное образование детей вдетском саду-одно
изнаправлений творческого, физического, социально-личного иинтеллектуального развития воспитанников помимо реализуемой вдошкольных учреждениях основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Наиболее востребовано дополнительное образования детей художественно-эстетического
направления: пообучению детей различным техникам изобразительной деятельности-лепка
изпластилина, нетрадиционным способам рисования, атакже пофизическому развитию дошкольников. Дополнительное образования осуществляется вовнеурочной деятельности, иосуществляется втечение всего учебного года педагогическими работниками испециалистами. Дети занимаются 1 раз внеделю вовторую половину дня. Результаты деятельности детей выражаются воформлении коллективных выставок, в издании альбомов, оформлении стенгазет, впроведении отчетных концертов. Кружки как форма дополнительного образования вДОУ
Кружок-это
неформальное, свободное объединение детей вгруппу для занятий, наоснове ихобщего интереса, строящихся надополнительном материале кзадачам Программы под руководством взрослого (педагога). Цель дополнительного образования-внедрение
новых вариативных форм дошкольного образования сцелью повышения качества образовательного процесса иудовлетворения запроса общества. Кружки вдетском саду выполняют несколько функций:-образовательную-каждый
воспитанник ОУимеет возможность удовлетворить (или развить) свои познавательные потребности, получить дополнительное развитие умений, навыков винтересующем его виде деятельности;-социально-адаптивную-занятия
вкружках позволяют воспитанникам получить социально значимый опыт деятельности ивзаимодействия, испытать «
ситуацию успеха»
, научиться самоутверждаться;-коррекционно-развивающую-воспитательно-образовательный
процесс, реализуемый назанятиях кружка, позволяет развивать интеллектуальные, творческие, физические способности каждого ребенка;-воспитательную-содержание
иметодика работы вкружках оказывает значительное влияние наразвитие социально значимых качеств личности, формирование коммуникативных навыков, воспитание социальной ответственности, коллективизма, патриотизма. Кружки как форма дополнительного образования вДОУ могут открываться сразличными целями:1. Углубление ирасширение базовых знаний, опережающее развитие ребенка или компенсирующие занятия (для детей сотставанием вразвитии). Ознакомление собластями знаний, выходящими зарамки государственной Программы (работа содаренными детьми). Ознакомление собластями знаний иумений, включающих развитие самопознания, саморегуляцию, саморазвитие, формирование навыков межличностных коммуникаций. Деятельность любого кружка регулируется нормативно-правовыми
документами:-Уставом ДОУ;-Образовательной программой ДОУ;-Положением окружке;-Программой кружка (цель изадачи, предполагаемый конечный результат);-Планом работы кружка нагод;-Списком детей;-Расписанием деятельности;-Материалами контроля качества (результативностью) работы кружка (диагностические карты). Алгоритм деятельности педагога посозданию кружка (секции, студии):1. Изучение нормативно-правовой
базы. Выявление потребностей ОУ, родителей, детей вдополнительных образовательных услугах. Анализ результативности работы поусвоению детьми государственной программы дошкольного образования. Разработка (подбор) программы кружка. Разработка плана кружка научебный год. Утверждение программы, плана работы кружка заведующей ДОУ. Реализация плана работы кружка напрактике. Анализ результативности работы кружка. Защита результатов работы перед родительской ипедагогической общественностью. (уголки кружковой работы, выставки, участие вконкурсах, показах и т. ) Важно учесть, что организация кружков предполагает добровольное (без психологического принуждения) включение детей вдеятельность, поэтому помимо подбора интересного содержания существует ряд конкретныхусловий:-организация рабочего пространства;-возможность детей заниматься посвоим силам иинтересам;-игровой характер подачи любого материала. Руководители кружков организовывают свою деятельность посредством следующих форм:
Сдетьми:
-Фронтальные занятия (групповые)-Экскурсии-Тематические прогулки-Развлечения, досуги-Участие вразличного уровня конкурсах
Спедагогами:
-Консультации, мастер-классы
, семинары для педагогов ДОУ
Сродителями:
-Консультации, мастер-классы
, выступления народительских собраниях, информация насайте. Кружки могут быть различной направленности:1)Физическое развитие2)Социально-личностное
развитие3)Познавательно-речевое
развитие4)Художественно-эстетическое
развитие Тематика кружков может быть разнообразна. При организации деятельности кружков педагоги должны учитывать:-интересы детей идобровольность выбора ими кружка;-возрастные особенности детей, имеющийся уних опыт участия втакого рода занятиях;-необходимость решения воспитательных иобразовательных задач вединстве сосновной программой детского сада;-понимание игры как ведущего вида деятельност ивыстраивание содержания дополнительного образования детей именно наееоснове;-необходимость создания комфортной обстановки, вкоторой будет развиваться творческая личность;-нормы нагрузки наребенка. Схема разработки программы кружковой работы1. Титульный лист2. Пояснительная записка (актуальность, цели изадачи)3. Ожидаемые результаты (предполагаемый результат)4. Учебно-тематическое
планирование5. Диагностические карты, методы проведения диагностики6. Список литературы

Разнообразие образовательных потребностей детей и их родителей
приводит к необходимости обеспечения вариативности содержания дошкольного образования, в том числе к разработке дополнительных программ. В том числе, и программ кружковой работы.

Педагог детского сада самостоятельно разрабатывает программу своей деятельности
с учетом запросов детей, потребностей семьи, образовательного учреждения, особенностей национально-культурных традиций, а также в соответствии со своими профессиональными интересами и творческими способностями. Алгоритм разработки программы:

— анализ образовательной ситуации и образовательных потребностей;
— определение ценностно-целевых ориентиров образовательной деятельности;
— изучение нормативных документов;
— разработка программно-методического комплекта;
— формирование структуры программы;
— планирование и контроль образовательного процесса;
— разработка критерий освоения программы.

Анализ образовательной ситуации и образовательных потребностей

Это важный и необходимый этап при разработке программы. Необходимо провести опрос родителей в форме бесед или анкетирования. В анкету включить вопросы, которые помогут определить востребованность услуг, время их проведения и т.

Определение ценностно-целевых ориентиров

При формулировании цели следует помнить, что это основной обобщенный предполагаемый результат образовательного процесса, к которому необходимо стремиться. Цель должна быть связана с названием программы и отражать основное направление образовательной деятельности по ней.

Изучение нормативно-правовых документов

Прежде чем приступить к разработке программы дополнительного образования, необходимо изучить законодательные акты, нормативные документы, регламентирующие вопросы дошкольного образования, педагогическую и методическую литературу.

Разработка программно-методического комплекта

В данном разделе обратить внимание на следующий момент: определить особенности программно-методического комплекса, то есть указать — на основе какой программы он разработан, используется без изменений или с изменениями, комбинированная программа, авторская и т. Далее необходимо обосновать выбор программно-методического комплекта:
а) соответствие цели и задачам программы;
б) соответствие требованиям к психолого-педагогическим условиям обеспечения образовательного процесса. Программно-методический комплект целесообразно представить в виде таблицы:
1. Направление развития ребенка. Возрастная группа. Вид программы (комплексная, парциальная). Используемые методические пособия. Учебно-наглядные материалы.

Структура программы:

1. Титульный лист. Пояснительная записка. Учебно-тематический план. Содержание изучаемого курса. Методическое обеспечение программы. Список литературы.

Титульный лист включает:

— наименование образовательного учреждения;
— где, когда и кем утверждена программа дополнительного образования дошкольников;
— название программы дополнительного образования;
— возраст детей, на которых рассчитана программа;
— срок реализации программы;
— Ф. , должность автора (авторов) программы;
— название города или населенного пункта;
— год разработки программы дополнительного образования.

Пояснительная записка раскрывает:

— направленность программы дополнительного образования;
— новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
— цель и задачи программы;
— возраст детей, участвующих в реализации данной программы;
— сроки реализации программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);
— формы и режим непосредственно образовательной деятельности;
— методы, приемы, средства воспитания, обучения и развития детей;
— ожидаемые результаты и способы их проверки;
— формы подведения итогов реализации программы дополнительного образования (выставки, фестивали, конкурсы, концерты, соревнования и т.

Учебно-тематический план включает:

— перечень разделов, тем;
— количество часов по каждой теме с разбивкой на виды занятий.

Методическое обеспечение
программы включает дидактический материал к программе (например, каталог игр, методические разработки игр, бесед, раздаточный материал, модели, макеты и др. Все дидактические материалы должны быть у педагога в наличии. Желательно прописать материально-техническое оснащение занятий (музыкальный центр, компьютер, атрибуты и др

Список литературы
с указанием всех выходных данных (автор, название книги, место издания, название издательства, год издания, количество страниц). Список литературы составляется или ко всей программе, или отдельно по разделам. Если есть необходимость, то приводятся списки литературы для родителей.

Планирование
может быть представлено в разных вариантах:
1 вариант: Тематический блок – Тема – Занятие, вид деятельности — Количество занятий – Сроки. 2 вариант: Тематический блок – Тема — Программное содержание (задачи) — Занятие, вид деятельности — Количество занятий – Сроки.

Разработка критерий освоения программы детьми

Процедура оценки результатов освоения программы – психолого-педагогическая диагностика, которая должна давать сведения об уровне сформированности качеств ребенка и содержать общий вывод об уровне его развития по данной программе. Формы оценки – мониторинг, критериально-ориентированное тестирование, карты-характеристики и др.

Результатом
обучения детей по программе является определенный уровень личностных качеств дошкольника, а также объем знаний, умений и навыков. Контроль знаний, умений и навыков воспитанников выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства должны находиться в логической связи с содержанием учебного материала.

Особенности планирования воспитательной работы в дошкольных образовательных организациях

Образовательная деятельность в организациях дошкольного уровня образования регламентируется ФГОС ДО. Требования стандарта успешно реализуются при комплексно-тематическом построении образовательного процесса, которое помогает подчеркнуть возрастную, дошкольную, специфику работы с детьми. Объединяющим звеном сложной цепи, состоящей из элементов детского развития и педагогической деятельности, служит грамотное планирование образовательного процесса воспитателем. В современных исследованиях планирование трактуется «как заблаговременное определение системы и последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы в ДОУ с указанием необходимых условий, средств, форм и методов». Основная функция планирования — обеспечить системность и качество образовательного процесса, преемственность в развитии и образовании на разных ступенях дошкольного возраста, а также внутри каждой возрастной группы. Планирование позволяет целенаправленно и систематически распределять программные задачи и содержание по времени и в соответствии с логикой их освоения детьми.

Особенности планирования воспитательной работы в дошкольных образовательных организациях

Багаутдинова выделяет стратегическое и тактическое планирование в ДОО. Стратегическое педагогическое планирование в ДОО – это процесс и результат определения специфики целей, содержания и организации образовательной деятельности. Основным результатом стратегического педагогического планирования является образовательная про‐ грамма (сегодня – основная образовательная программа дошкольного образования). Тактическое планирование осуществляется на основе стратегического и считается этапом внедрения последнего. В качестве тактических плановых документов по реализации образовательной программы в ДОО традиционно рассматривались перспективный и календарный планы педагогов.

Основная функция планирования – обеспечить системность и качество педагогического процесса, преемственность в развитии и образовании детей на разных ступенях дошкольного возраста, а также внутри каждой возрастной группы. Планирование позволяет целенаправленно и систематически распределять программные задачи и содержание по времени и в соответствии с логикой их освоения детьми.

Планирование педагогического процесса следует начинать с:

  • уточнения в соответствии с содержанием программы конкретных дидактических единиц (представлений, умений, способностей, интересов), над которыми предстоит работать;
  • определения соотношения отобранного содержания и его усложнения, логикой познания, принятыми методическими системами в освоении конкретных образовательных областей;
  • определения целесообразных и приемлемых форм организации детской деятельности;
  • подбора методов, приемов, средств, дидактических материалов и ресурсов;
  • проверки (рефлексии) соотношения форм и способов интеграции и дифференциации, не дублированности информации в разных формах детской деятельности, «нового – ранее осваиваемого».

План работы является обязательным документом, определяющим порядок организации образовательной работы в группе.

План – это проект педагогической деятельности всех участников образовательного процесса. Планирование – это научно обоснованная организация педагогического процесса ДОУ, которая придает ему содержательность, определенность, управляемость.

Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – одна из главных функций управления процессом реализации основной образовательной программы – отражает различные формы организации деятельности взрослых и детей.

В проектирование деятельности включаются все специалисты ДОУ: музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учитель-логопед, педагоги дополнительного образования и, конечно, воспитатели как активные участники творческой группы учреждении. На правах партнеров они вносят предложения содержательного и организационного характера.

Для создания системы в планировании в дошкольном образовательном учреждении используется несколько различных видов планирования:

Перспективный план развития или программа развития ДОУ, составляемый на 3 года;

Годовой план ДОУ;

Тематические планы (по основным видам деятельности);

Индивидуальные планы специалистов и администрации;

Календарное и перспективное планирование в конкретной возрастной группе.

Годовой план работы на учебный год является важнейшим локальным актом дошкольного учреждения. Он в полной мере должен соответствовать Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», требованиям ФГОС ДО, федеральному и муниципальному законодательству и основываться на современных достижениях педагогического менеджмента, дидактики, психологии и т.

Годовой план работы ДОУ составляется с учетом вида дошкольного образовательного учреждения и профессионального уровня педагогических кадров. Приступая к составлению годового плана, заведующий руководствуется тем, что этот план будет выполняться всем педагогическим коллективом учреждения. От того, каково понимание каждым сотрудником его роли в реализации плана, будет зависеть фактическое выполнение плана в целом.

Форма написания Годового плана ДОУ может быть различной: календарной (разбитой по месяцам), цикличной (содержать определенную цикличность форм работы), текстовой (иметь текстовое описание содержания), табличной (иметь табличную форму написания), блочно – схематичной (разбитой на определенные блоки работы).

План работы дошкольного учреждения на учебный год разрабатывается на основе нормативных документов министерств образования федерального и регионального уровня, “Программы воспитания и обучения в детском саду”, а также на основе анализа работы дошкольного учреждения за истекший период.

Годовой план охватывает все стороны учебно-воспитательной работы ДОУ и предусматривает ее непрерывность и последовательность.

В составлении годового плана принимают участие профсоюзная организация, педагогический коллектив, медицинские работники детского сада. Обсуждается и утверждается годовой план работы на августовском педсовете.

Педагогами традиционно используются такие виды планирования как календарно-тематическое, перспективно-календарное, блочное, комплексное. Новым видом является модульное планирование. Рассмотрим каждый вид отдельно.

Комплексное планирование воспитательно-образовательного процесса в возрастных группах – это планирование в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ по всем образовательным областям и является его составной частью. Такое планирование составляется методистом и педагогами каждой возрастной группы совместно и разрабатывается до начала учебного года (с сентября по май включительно). Часто этот вид планирования называют комплексно-тематическим.

Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в возрастных группах – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательного процесса на учебный год с определением задач и содержания на каждый месяц. Основой его является основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения. Перспективный план составляется педагогами каждой возрастной группы на месяц, квартал, полгода или год (допустима коррекция в ходе работы в плане данного вида). Перспективный план разрабатывается воспитателями и специалистами самостоятельно на один учебный год и осуществляется на основе учебного плана, утвержденного заведующим.

Перспективное планирование НОД составляется для каждой возрастной группы с учетом комплексно-тематического планирования. Это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов. В ДОУ устанавливается единая структура календарно-тематического планирования. Данный план составляется на две недели и предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих форм их организации на каждый день. Такой вид плана воспитательно-образовательной работы должен предусматривать разумное чередование организованной и самостоятельной деятельности детей, основанное на детской инициативе и активности, а также должен обеспечивать организацию детской жизни в трех формах: непосредственно образовательная деятельность; нерегламентированные виды деятельности; свободное время, предусмотренное для ребенка в ДОУ в течение дня для свободной спонтанной игровой деятельности и общения со сверстниками.

Блочно-схематичное планирование может быть представлено на одном листе, либо каждый квартал на отдельном листе. При таком планировании не нужно отдельно выписывать для педагогов мероприятия на месяц. Такой вид планирования чаще используется старшими воспитателями, методистами ДОУ.

При составлении плана на основе модуля создается единая схема распределения форм работы с дошкольниками на неделю, педагогу остается лишь записать название игр, темы бесед, указать объекты наблюдения, конкретизировать задачи работы на данный период. Создание модуля плана начинается с распределения видов деятельности, организуемых воспитателем с детьми, поиска их места в режиме дня.

Основой планирования воспитательно-образовательного процесса в группах является “Программа воспитания и обучения в детском саду”, в которой задачи и содержание работы воспитателя представлены в двух разделах: “Организация жизни и воспитание детей” и “Обучение на занятиях”.

По первому разделу планированию подлежат содержание, методы и приемы воспитания культуры поведения детей и формирования у них культурно-гигиенических навыков; содержание, методы и приемы руководства играми детей; методы и приемы руководства трудом.

По второму разделу планированию подлежат содержание, методы и приемы образовательной работы и формы ее организации.

Планирование педагогического процесса в группе ДОУ затрагивает утренний отрезок времени, прогулки (утреннюю и вечернюю), занятия и вторую половину дня.

Планирование содержания утреннего отрезка времени включает игровую деятельность, беседы, рассматривание предметов и иллюстраций, наблюдение в природе и явлений общественной жизни, трудовую деятельность и разнообразную избирательную деятельность детей по их желанию и вкусу.

При планировании прогулки основная задача воспитателя состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности: игры, труда, наблюдений. При планировании содержания прогулки воспитатель предусматривает равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности детей, правильное распределение физической нагрузки в течение всей прогулки с учетом конкретных условий: времени года, погоды, возраста детей и характера их предшествующей деятельности.

Планирование обучения на занятиях включает содержание знаний, навыков и умений, которые должны быть сформированы у детей на занятиях по различным разделам учебной деятельности. В календарном плане записываются тема, программное содержание занятия, методические приемы, пособия и наглядный материал, индивидуальная работа с детьми.

Основное место в планирование второй половины дня занимает разнообразная игровая и трудовая деятельность детей, различные зрелищные мероприятия и развлечения (кукольный театр; концерты; спортивные, музыкальные и литературные досуги; слушание музыки и др.

При планировании работы ДОО учитываются: вид дошкольной образовательной организации; возможности его материально-технической базы; кадровый состав, его профессиональные возможности; перспективы развития педагогического коллектива.

Дошкольные образовательные организации подразделяются на виды:

Реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах оздоровительной направленности с приоритетным осуществлением деятельности по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур.

Реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии одной и более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.

Специализация – коррекция при определённых отклонениях, как психического, так и физического развития ребёнка.

Компенсирующее обучение подразумевает организацию реабилитационных занятий, ведущих к устранению различных нарушений, не включающих умственные отклонения.

Группы в таких детских садах формируются из детей, испытывающих выраженные трудности в освоении обычных общеобразовательных программ согласно возрасту. Главная задача, которую решает детский сад компенсирующего вида — помощь детям в восстановлении и укреплении нормального нервно-психического и физического здоровья.

Показания для посещения детского сада компенсирующего вида:

  • заболевания, нарушающие функции опорно-двигательного аппарата;
  • проблемы с психологическим равновесием (нервозность, агрессивность, повышенная нервная возбудимость, раздражительность);

Помимо перечисленных показаний, направление в группы могут выдаваться детям часто болеющим острыми респираторно-вирусными заболеваниями (ОРЗ) и ослабленной иммунной системой.

В детских садахкомпенсирующего типа не только лечат, но и воспитывают и обучают в соответствии со специальной программой. При этих садах существуют консультационные пункты, где родители могут получить совет, рекомендацию, как поступать в том или ином случае. Чтобы попасть в садик компенсирующего вида, необходимо направление педиатра и справки от специалистов по профилю садика.

Реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной и комбинированной направленности в разном сочетании.

  • Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей. Реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по одному из таких направлений, как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое или физическое.
  • Центр развития ребенка – детский сад.

Реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по нескольким направлениям, таким, как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое)

Это специализированный детский сад, в котором осуществляется психологическое, в том числе и физическое развитие, оздоровления и коррекции воспитанников.

Именно в таких центрах чаще всего бывают физкультурно-оздоровительные комплексы, бассейны, детские театры и т.

Из этого следует, что образовательное учреждение того или иного вида может принять ребенка с определенными отклонениями, обеспечить вариативность времени пребывания, предоставить возможность выбора дополнительных возможностей в рамках процесса образования.

Также вас может заинтересовать

  • Мы говорим «игра», подразумеваем «детство».
  • Так ли важно рисование в жизни ребенка?
  • Статья “Нетрадиционное рисования как средства познавательного интереса к малой Родине”
  • Организация оздоровительной работы с детьми ЗПР в условиях детского сада.
  • Играя, растим здорового ребенка

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ТРАЕКТОРИИ САМОРАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.