Ранее мы писали, что пилотный проект реформы оплаты труда педагогов должен стартовать в мае 2022 года. Участвовать будут 5 субъектов федерации, подробнее – в статье>>>
Однако ежегодные изменения зарплат в бюджетной сфере происходят в октябре (индексация) и в январе, когда меняется годовой МРОТ. Как именно изменения МРОТ отразятся на зарплатах педагогов – рассказываем дальше.
В преддверии окончания учебного года и всех связанных с ним забот – проверки выполнения учебной нагрузки, расчета отпускных, составления начальных тарификационных списков следующего года – важно уточнить проведенные расчеты почасовой оплаты, убедиться в их полноте и правильности. О применимости почасовой оплаты и особенностях ее исчисления напомним в нашей публикации.
Журнал “Руководитель бюджетной организации” № 3/2022
Рассмотрим, чем новые рекомендации отличаются от ранее действовавших.
(в ред. Федерального закона от 30. 2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Тарифные системы оплаты труда – системы оплаты труда, основанные на тарифной системе дифференциации заработной платы работников различных категорий.
Тарифная система дифференциации заработной платы работников различных категорий включает в себя: тарифные ставки, оклады (должностные оклады), тарифную сетку и тарифные коэффициенты.
Тарифная сетка – совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности работ и требований к квалификации работников с помощью тарифных коэффициентов.
Тарифный разряд – величина, отражающая сложность труда и уровень квалификации работника.
Квалификационный разряд – величина, отражающая уровень профессиональной подготовки работника.
Тарификация работ – отнесение видов труда к тарифным разрядам или квалификационным категориям в зависимости от сложности труда.
Сложность выполняемых работ определяется на основе их тарификации.
Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или с учетом профессиональных стандартов. Указанные справочники и порядок их применения утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 03. 2012 N 236-ФЗ)
Тарифные системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Тарифные системы оплаты труда устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда.
Основания применения почасовой оплаты
Стандартным порядком заработная плата педагогических работников определяется проведенной тарификацией – программными часами, дополнительными курсами и факультативами, классным руководством, иной учебной нагрузкой и целевыми показателями. Тарифицированный размер заработной платы постоянен в течение рабочего года, не зависит от нагрузки в конкретном месяце работы и пропорционален только фактически отработанному времени. В отдельных случаях рассчитывается и оплачивается каждый час работы педагога, это случаи:
- замещения, когда педагог выполняет нагрузку своего отсутствующего коллеги, например, из-за болезни или по иной причине. Отметим, что почасовая оплата замещения применяется при сроке не более двух месяцев, в противном случае такое замещение необходимо тарифицировать;
- работы с обучающимися, находящимися на лечении, восстановлении или по иной причине осваивающими образовательные программы на дому, в лечебном учреждении. Если к началу учебного года известно о необходимости работы с такими учениками, то учебная нагрузка педагогов тарифицируется, но если необходимость в обучении на дому возникла в середине учебного года, то она оплачивается сверх объема, установленного при тарификации;
- педагогической работы на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год.
Как правило, к такой работе привлекается административно-управленческий персонал образовательного учреждения, а также высококвалифицированные специалисты сторонних предприятий, учреждений и организаций, которые также могут быть приглашены на педагогическую работу для чтения уникальных и (или) специфических курсов. Отметим, что педагогическая работа на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год не является совместительством, не потребует заключения трудового договора при условии, что она осуществляется с согласия работодателя (пп. «в» п. 2 Постановления Минтруда РФ от 30. 2003 № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры»). В этом случае к трудовому договору оформляется дополнительное соглашение на условиях почасовой оплаты с установленным объемом учебной нагрузки в рамках указанного количества часов и соответствующей оплатой. При превышении названного объема педагогической нагрузки с работником следует заключить договор совместительства.
Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу
(в ред. Федерального закона от 30. 2006 N 90-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)Путеводитель по кадровым вопросам. Вопросы применения ст. 135 ТК РФЗаработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно до внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период разрабатывает единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений. Указанные рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений, в том числе в сфере здравоохранения, образования, науки, культуры. Если стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений не достигли соглашения, указанные рекомендации утверждаются Правительством Российской Федерации, а мнение сторон Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений доводится до субъектов Российской Федерации Правительством Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 20. 2007 N 54-ФЗ, от 25. 2013 N 317-ФЗ, от 02. 2014 N 55-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
135 ТК РФ. Установление заработной платы
Новая система оплаты труда педагогов утолит «кадровый голод» в системе образования
Ранее на портале проектов нормативных правовых актов был размещен проект постановления Правительства, в котором сказано, что новую систему оплаты труда педагогов протестируют в пяти регионах: Белгородской, Нижегородской, Сахалинской и Ярославской областях, а также в Республике Мордовия. Однако, по информации Лилии Гумеровой, в список «пилотных» субъектов РФ, вероятно, включат еще и Кировскую область.
Согласно документу, изменения коснутся педагогов из дошкольных, общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций, а также в учреждениях дополнительного образования.
Мы видим, что действительно система испытывает кадровый голод, к сожалению. Выпускник, понимая, что гарантия его зарплаты за 18 часов — 10 тысяч рублей, вряд ли придет работать в школу
Лилия Гумерова, глава Комитета СФ по науке, образованию и культуре
В проекте постановления уточняется, что оплата труда будет состоять из ставки, основанной на квалификации педагога, компенсационных и стимулирующих выплат, размер и условия назначений которых определят в Правительстве. Также дополнительные выплаты смогут устанавливать сами регионы.
При этом должностные оклады и выплаты в рамках эксперимента не могут быть ниже, чем были до этого, если объем работы и основания для выплат остались прежними. Подготовка пройдет с ноября текущего по апрель 2022 года, а сам эксперимент — с мая 2022 года по май 2023-го.
Как напомнила Лилия Гумерова, еще в январе 2020 года по инициативе возглавляемого ею Комитета СФ верхняя палата направила в кабмин официальное обращение по вопросу установления единой системы оплаты труда педагогических работников.
«Поскольку была очень большая дифференциация, ничтожно маленькая базовая часть и лишь 17 регионов РФ выполняли рекомендации Минпросвещения», — подчеркнула сенатор, добавив, что абсолютно по разному рассчитывались и стимулирующие выплаты «за дежурство, за озеленение, за победы на олимпиадах» в разных регионах. В итоге зарплата учителей отличалась в 2-3 раза в зависимости от субъекта РФ.
Напомним, в марте 2021 года в ходе открытого диалога с вице-премьером Татьяной Голиковой о развитии российского образования спикер СФ Валентина Матвиенко заявила, что учителям необходимо обеспечить достойную жизнь, которую они заслуживают. Она также отметила, что «сенаторам постоянно поступают письма от учителей, которые бьют тревогу, просят о помощи», заявляя, что их зарплаты поднимают за счет увеличения нагрузки.
25 августа «СенатИнформ» сообщал, что Президент Владимир Путин предложил усовершенствовать систему оплаты труда педагогов.
А на следующий день глава верхней палаты Валентина Матвиенко заявила, что сенаторы вошли в рабочую группу по усовершенствованию порядка оплаты труда педагогов.
31 января 2022
28 января на заседании комиссии ОП УО по развитию образования, популяризации науки и просветительской деятельности общественники подняли вопрос о достижении целевых показателей уровня оплаты труда педагогических работников.
Председатель комиссии Андрей Корнилин напомнил, что, например, среднемесячная заработная плата педагогических работников общеобразовательных организаций должна составить величину не менее уровня среднемесячного дохода по региону. И это без учета 5000 рублей за классное руководство из средств федерального бюджета.
По информации заместителя Министра просвещения и воспитания Ульяновской области — директора департамента административного обеспечения Ирины Балашовой за январь-декабрь 2021 года среднемесячная заработная плата педагогических работников общеобразовательных организаций составила 29422,9 руб, работников дошкольных образовательных организаций — 28526,4 руб, а педагогов дополнительного образования — 30992 руб. С учетом допустимого 5% отклонения все целевые показатели уровня оплаты труда педагогов в Ульяновской области в 2021 году были выполнены.
Кроме того, с 1 января 2022 года повышена оплата труда педагогических работников дошкольных образовательных организаций и дошкольных групп общеобразовательных организаций на 17,9%, а также педагогов образовательных организаций дополнительного образования на 24,5%.
На 2022 год рассчитаны предварительные целевые показатели среднемесячной заработной платы педагогических работников:
— в общеобразовательных организациях – 30651 рубль;
— дошкольных образовательных организациях – 31088 рублей;
— в организациях дополнительного образования – 34657 рублей;
— в профессиональных образовательных организациях – 30651 рубль.
Уровень среднемесячной заработной платы педагогических работников за январь-декабрь 2021 года
(без учета 5000 рублей за классное руководство из федерального бюджета)
Муниципальные образованияОУДОУУДОДСредняя зарплата, руб. % выполнения целевого показателя (29680 руб. )Средняя зарплата, руб. % выполнения целевого показателя (27423,8 руб. )Средняя зарплата, руб. % выполнения целевого показателя (29700,2 руб. )Базарносызганский29825,4100,52695698,331564,8106,3Барышский26904,690,627773101,329107,898,0Вешкаймский27298,692,027942101,933750113,6Инзенский25896,587,329268106,731607,1106,4Карсунский28215,395,12694598,332691,7110,1Кузоватовский2910698,12728899,537653,2126,8Майнский25947,587,428015102,233334112,2Мелекесский2849596,02735999,832284,7108,7Николаевский28269,695,22217680,929168,898,2Новомалыклинский26355,488,827908101,82695090,7Новоспасский29635,799,931026113,134419115,9Павловский24921,384,030524111,333806,1113,8Радищевский2739992,328864105,332931,3110,9Сенгилеевский26665,589,828554104,134406,7115,8Старокулаткинский23419,978,92516191,72057069,3Старомайнский27091,891,32520891,932560,8109,6Сурский27234,491,82145178,226894,590,6Тереньгульский26284,988,62622295,631000104,4Ульяновский27181,791,62374586,631801,2107,1Цильнинский23862,480,42639596,234625116,6Чердаклинский29824,4100,529644108,132688,8110,1г. Димитровград32564,5109,727485100,234741,5117,0г. Новоульяновск29583,399,72458089,633276,9112,0г. Ульяновск31158,2105,029593107,932481,7109,4В целом по области29422,999,12852610430992104,3
Также в рамках заседания активисты обсудили достижений целей Министерства просвещения и воспитания Ульяновской области на 2021 год и планы на 2022 год.
С материалами можно ознакомить ниже.
Новая система оплаты труда педагогов будет опробована в пяти регионах РФ
Москва,
13 сентября 2021, 06:59 — REGNUM Новый порядок оплаты труда педагогов планируется ввести в качестве эксперимента в пяти регионах России. Проект соответствующего постановления правительства опубликован 13 сентября на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
(сс) Alexas Fotos
Тестирование пилотной системы намечено провести в Белгородской, Нижегородской, Сахалинской и Ярославской областях, а также в Мордовии. Экспериментальная система оплаты труда затронет педагогов государственных и муниципальных учреждений. В частности, в неё будут включены дошкольные образовательные, общеобразовательные, профессиональные образовательные организации и организации дополнительного образования. Педагоги из профессорско-преподавательского состава в эксперименте участвовать не будут.
Планируется, что труд педагогов будет оплачиваться следующим образом: заработок будет зависеть от ставки зарплаты на основе квалификационного уровня, выплат компенсационного характера и выплат стимулирующего характера. Порядок, размер и условия назначения всех этих выплат определяется правительством РФ. Кроме того, регионы смогут сами устанавливать компенсационные и стимулирующие выплаты.
В постановлении особо оговаривается, что должностные оклады и выплаты в рамках пилотной системы оплаты труда не могут стать ниже окладов и выплат, которые у учителей были ранее, если при этом не меняется объём работы и основания для выплат.
Подготовительный этап проекта запланировано провести с ноября 2021 года по апрель 2022 года, а внедрена новая система оплаты труда будет в пилотных регионах в период с мая 2022 года по май 2023 года.
Ранее ИА REGNUM сообщало, что президент России Владимир Путин призвал совершенствовать систему оплаты труда педагогов, учитывая при этом бюджетные возможности.
Читайте ранее в этом сюжете:
Путин призвал совершенствовать систему оплаты труда педагогов
Читайте развитие сюжета:
Правительство России разрабатывает требования к оплате труда педагогов
Заработные платы школьных учителей в Российской Федерации значительно отличаются в разных регионах. Тогда как в Магаданской области, Ненецком и Ханты–Мансийском округе они могут составлять от 73 до 80 тысяч рублей, в Дагестане, Черкесской республике и Мордовии зарплата педагога не превышает 20 тысяч. По данным за 2018 год, в Москве и Санкт-Петербурге учитель получает около 65-70 тысяч рублей. В областных городах – в среднем 44 тысячи. В районных центрах зарплата педагога обычно составляет 15-20 тысяч рублей, на селе – и того меньше, – от 8 до 10 тысяч. В каждом конкретном случае зарплата учителя зависит от стажа работы, количества отработанных часов, наличия особых заслуг, дополнительной нагрузки и уровня квалификации. Низкий уровень оплаты труда учителей, сохранившийся с советских времён, является опасным для общества и государства, так как не поддерживает на должном уровне авторитет учителя, вследствие чего страдает авторитет государства и уважение к образованности в целом. Существует и другая точка зрения. По мнению премьер-министра России Дмитрия Медведева, учитель – это призвание, и много денег ему не нужно.
Стимулирующие выплаты в Российской ФедерацииПравить
Согласно статье 129 ТК РФ к стимулирующим выплатам относятся:
- доплаты и надбавки стимулирующего характера (устанавливаются работнику за более высокую квалификацию, значительный опыт работы);
- премии;
- иные поощрительные выплаты.
Согласно статье 135 ТК РФ cтимулирующие выплаты устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, которые принимаются с учётом мнения представительного органа работников (при его наличии), и не должны ухудшать положение работника по сравнению с действующим законодательством, что также следует из положений статьи 8 ТК РФ. Таким образом, если коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом работодателя предусмотрены стимулирующие выплаты, условие о них должно содержаться в трудовых договорах работников.
Доплаты и надбавки стимулирующего характера
Доплаты и надбавки стимулирующего характера могут выплачиваться в конкретной денежной сумме или в определённом проценте от оклада (тарифной ставки).
Премирование работников — это один из видов поощрения работников, которые добросовестно исполняют трудовые обязанности согласно статье 191 ТК РФ. В положении о премировании (коллективном договоре, соглашении) предприятия целесообразно указывать, в частности:
- перечень должностей премируемых работников;
- размеры и шкалу премирования;
- периодичность премирования (за месяц, квартал, год или иной период).
Минтруд России в письме от 21. 2016 N 14-1/В-911 отметил, что премии являются одной из составляющих заработной платы и выплачиваются за более продолжительные периоды, чем полмесяца, и что премии начисляются за результаты труда, достижение соответствующих показателей после того, как будет проведена оценка показателей. Сроки выплаты премий могут устанавливаться локальным нормативным актом. Таким образом, премия по итогам работы за месяц может выплачивается в месяце, следующем за отчетным, по итогам работы за год — в марте следующего года, или в конкретные даты согласно статье 136 ТК РФ.
- методика расчета размера выплат при назначении премий конкретного вида;
- основания, показатели, условия начисления премии;
- условия, при которых премия не выплачивается либо выплачивается в меньшем размере.
Формирование систем оплаты труда
В разделе, посвященном принципам формирования федеральной, региональных и муниципальных систем оплаты труда, сделаны дополнения, касающиеся конкретизации обеспечения повышения уровня реального содержания зарплаты работников государственных и муниципальных учреждений, – это один из принципов, по которым формируется система оплаты труда.
Итак, для обеспечения указанного уровня в том числе:
Правовые позиции КС РФ необходимо иметь в виду и при обеспечении права работника на своевременную и в полном размере выплату ему справедливой заработной платы не ниже МРОТ (пп. «з» п.
Перечень норм и условий оплаты труда
В разделе «Перечень норм и условий оплаты труда, регламентируемых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ» изменения не очень существенные. Обратим внимание на то, что при составлении трудового договора с работником (дополнительного соглашения к трудовому договору) следует учитывать требования к системам оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях, в том числе применение коэффициентов дифференциации в рамках соответствующих пилотных проектов (пп. «в» п.
Системы оплаты труда работников учреждений
В разделах, посвященных системам оплаты труда работников федеральных, государственных и муниципальных учреждений, главные изменения касаются учета требований применения коэффициентов дифференциации в рамках соответствующих пилотных проектов. Это необходимо учитывать при установлении окладов (должностных окладов), ставок заработной платы (пп. «е» п. 7, п. 11), при формировании фонда оплаты труда (пп. «и» п.
Системы оплаты труда руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров существенных изменений не претерпели.
При формировании системы оплаты труда работников государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений стоит обратить внимание на корректировку пп. «е» п. 32 Рекомендаций по системам оплаты труда. При введении новых систем оплаты и их изменении (совершенствовании) сумма выплат работнику: по должностному окладу, доплат и надбавок, установленных в процентном отношении к должностному окладу, фиксированных ежемесячных выплат, установленных в абсолютном размере, не может быть в абсолютном выражении меньше суммы аналогичных выплат в действующих системах оплаты труда при условии сохранения объема трудовых (должностных) обязанностей и выполнения работ той же квалификации. Иными словами, если система оплаты труда меняется, но объем работы и трудовые обязанности – нет, то сумма выплат работнику не может быть уменьшена.
Оплата труда работников сферы образования
Пункт 36 Рекомендаций по системам оплаты труда достаточно объемный. Следует обратить внимание на еще одно новшество.
Определение размеров стимулирующих выплат педагогам, для которых установлены нормы часов учебной (преподавательской) или педагогической работы за ставку заработной платы, за наличие квалификационных категорий, а также компенсационных выплат, выплат за работу в сельской местности, за особенности работы в организациях (отделениях, классах, группах) для обучающихся с ограниченными возможностями и (или) нуждающихся в длительном лечении, в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с общественно опасным поведением и по другим основаниям, следует осуществлять с учетом фактического объема учебной нагрузки. Ранее определение размера стимулирующих и компенсационных выплат было более сложным.
В разделе появилось дополнение, согласно которому на 2021–2023 годы целесообразно устанавливать ЛНА организации по должностям, отнесенным к профессорско-преподавательскому составу, верхний предел учебной нагрузки по должности доцента не более 850 часов в год, по должности профессора – не более 800 часов.
При расчете норм времени педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, 1 академический час учебной нагрузки принимается за 1 астрономический час рабочего времени.
Оплата труда работников учреждений здравоохранения
Раздел «Особенности формирования систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения» содержит ряд значимых нововведений.
Согласно новому пп. «б» п. 37 при установлении порядка формирования размеров должностных окладов (окладов) работников следует предусматривать единые размеры окладов в однотипных учреждениях по одинаковым должностям (профессиям).
В подпункте «в» п. 37 появилось важное дополнение: теперь доля выплат по окладам в структуре зарплаты не ниже 55% будет исчисляться без учета компенсации за работу в особых климатических условиях.
Нововведением является и то, что порядок повышения уровня оплаты труда младшего и прочего персонала, не участвующего в реализации базовой программы ОМС, будут определять органы исполнительной власти субъекта РФ (пп. «м» п. 37).
Органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, руководителям государственных и муниципальных учреждений здравоохранения – участников пилотного проекта следует учесть нормы п. 1 Рекомендаций по системам оплаты труда. В целях утверждения требований к системам оплаты труда медицинских работников необходимо:
а) утвердить НПА субъектов РФ, ЛНА учреждений здравоохранения, направленных на формирование систем оплаты труда в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства РФ об утверждении размера расчетной величины, групп должностей медработников учреждений для установления должностных окладов, региональных коэффициентов, коэффициентов сложности труда, единых перечней компенсационных и стимулирующих выплат, размеров и условий осуществления указанных выплат;
б) при введении новых систем оплаты труда медработников обеспечить гарантию, предусмотренную Постановлением Правительства РФ от 01. 2021 № 847, в части неснижения уровня оплаты их труда.
Оплата труда работников учреждений физической культуры и спорта
В разделе «Особенности формирования систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений физической культуры и спорта» рассмотрим только одно существенное дополнение – стимулирующие выплаты к ставке заработной платы, окладу (должностному окладу) в размере 15% рекомендовано устанавливать не только в государственных и муниципальных учреждениях физкультуры и спорта, имеющих право использовать в своих наименованиях слово «олимпийский», но и в имеющих право использовать слова «паралимпийский», «сурдлимпийский» или образованные на их основе слова и словосочетания (п. 39).
Оплата труда работников учреждений ветеринарии
Именно в рамках реализации данного соглашения следует повышать оплату труда работников госучреждений ветеринарии за счет всех источников финансирования для поэтапного достижения уровня оплаты труда не ниже размера среднемесячной заработной платы по субъекту РФ (пп. «е» п. 40), а также производить выплату процентной надбавки к заработной плате молодежи (ранее было – лицам в возрасте до 30 лет) в полном размере с первого дня работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если они прожили в указанных районах и местностях не менее 5 лет (пп. «н» п. 40).
Отметим также, что, как следует из пп. «л» п. 40 Рекомендаций по системам оплаты труда, надо установить стимулирующую надбавку за стаж непрерывной работы (выслугу лет) в госучреждениях ветеринарии в процентах к должностному окладу: 5% при выслуге от 1 до 3 лет. Ранее данного условия не было, проценты по выслуге начислялись от 3 лет (10%).
Мы рассмотрели наиболее существенные дополнения в Рекомендациях по системам оплаты труда. Разделы «Общие положения», «Системы оплаты труда руководителей государственных и муниципальных учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров», «Формирование фондов оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях», «Особенности формирования систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений в сфере культуры» остались без существенных изменений.
Размер МРОТ на 2022 год
С 1 января 2022 г. величина МРОТ установлена федеральным законом от 06. 2021 № 406-ФЗ на уровне 13 890 рублей. Для сравнения: в 2021 году показатель МРОТ равен 12 792 рублей в месяц.
Размер МРОТ влияет на расчет зарплат в бюджетной сфере. При этом каждый субъект федерации должен определить свой МРОТ, который не может быть ниже федерального. Информацию по региональным значениям МРОТ на 2021 год мы публиковали в статье>>>
Право определять внутрирегиональный размер минимальной зарплаты регионы получили в 2007 году.
Поправки принимались в расчете на то, что у регионов найдутся собственные ресурсы на увеличение зарплат. А это, в свою очередь, постепенно позволит подтянуть до приемлемого уровня общий минимальный размер оплаты труда по стране, – вспоминает проректор РАНХиГС Александр Сафонов (ссылка на источник в «Российской газете»)
С 1 января 2021 года действует новый порядок расчета МРОТ. Теперь МРОТ составляет 42 % от медианной зарплаты, рассчитываемой Росстатом.
Медианная зарплата – показатель, который условно делит всех работающих пополам. У одной половины заработок выше показателя, у другой — ниже.
Как именно МРОТ влияет на зарплату в бюджетной сфере
Во-первых, согласно ст. 133 ТК РФ, работодатель не имеет права платить сотрудникам, работающим на условиях полного дня, зарплату ниже МРОТ. При совместительстве зарплата может быть рассчитана на основе МРОТ пропорционально отработанному времени (ст. 285 ТК РФ).
Но есть нюанс. Оклад может быть меньше МРОТ. Заработная плата включает в себя, помимо оклада: компенсационные выплаты, различные надбавки и стимулирующие выплаты (ст. 129 ТК РФ). Таким образом, с учетом всех надбавок к окладу работник получает сумму, большую или равную МРОТ. Если зарплата работника все-таки меньше установленного МРОТ, работодателю необходимо произвести доплату до этой величины. В противном случае предусмотрено предупреждение или административный штраф (ч. 6 ст. 27 КоАП РФ).
Во-вторых, при расчете зарплаты на величину МРОТ начисляются районный коэффициент и процентная надбавка (Постановление Конституционного суда от 07. 2017г №38-П). А в федеральный МРОТ не включаются северные надбавки и районные коэффициенты – они начисляются сверх МРОТ (ч. 2 ст. 146 ТК РФ, ст. 315 ТК РФ).
И всё же надежда на реформу
Но даже при описанной картине, с учетом того, что в январе мы узнаем о региональных МРОТ, расчет зарплат педагогов до сих пор не прозрачен, а размер оплаты труда в большинстве регионов оставляет желать лучшего. Поэтому все мы ждем старт апробации новой системы оплаты труда педагогов – в мае 2022 года. Детально о реформе мы рассказывали в статье>>>
Подчеркнем, что реформа система оплаты труда, по плану кабмина, должна затронуть не только педагогических работников общего образования, но и дошкольного, среднего профессионального и дополнительного образования детей. Пилотный проект рассчитан на один год. А значит, к маю 2023 года мы должны узнать о результатах. В кабмине подчеркивают, что зарплаты педагогов при том же объеме работы по новой методике не станут меньше. Кстати, о размере зарплат в регионах мы тоже писали.
А пока ждем января и официальной информации о региональных МРОТ.
Жмите “Аплодировать”, нам будет очень приятно 😉
На обложке использовано фото автора Tara Winstead: Pexels
Оплата замещения
Часы замещения временно отсутствующих по болезни и другим причинам учителей и преподавателей оплачиваются дополнительно, сверх установленной тарификации (п. 7 приложения 2 к Приказу Минобрнауки РФ от 22. 2014 № 1601).
Расчет стоимости часа замещения приведен в Письме Минобразования РФ от 29. 1995 № 87-М «О почасовой оплате труда в образовательных учреждениях» (далее – Письмо Минобразования РФ № 87-М). В нем говорится, что размер оплаты одного часа педагогической работы в месяц определяется путем деления месячной ставки заработной платы педагогического работника в соответствии с разрядом ЕТС за установленную норму часов педагогической работы в неделю на среднемесячное количество рабочих часов.
В свою очередь, среднемесячное количество рабочих часов определяется, согласно Письму Минобразования РФ от 09. 1995 № 75-М, путем умножения нормы часов педагогической нагрузки в неделю на количество рабочих дней в году по пятидневной рабочей неделе и деления полученного результата на 5 (количество рабочих дней в неделе), а затем на 12 (количество месяцев в году).
Если в году имеются предпраздничные дни, у которых продолжительность сокращена на 1 час, то их также необходимо учесть в формуле.
Например, для учителей 5 – 11-х классов норма рабочего времени составляет 18 часов в неделю. В 2019 году 247 рабочих дней и 6 предпраздничных дней сокращенной продолжительности. Среднемесячное количество часов равно 73,6 ч (18 ч х 247 дн. / 5 дн. – 6) / 12 мес. В отношении месячной ставки заработной платы педагогического работника в соответствии с разрядом ЕТС отметим следующее. Оплата труда педагогов, работающих в образовательных учреждениях субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждениях, регулируется нормативными документами, изданными органами власти субъекта, органами местного самоуправления. Как правило, это положения об оплате труда, применяемые для работников учреждений, подведомственных соответствующему органу власти. Такими положениями устанавливаются:
- размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников с учетом Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих или профессиональных стандартов для профессиональных квалификационных групп работников по квалификационным уровням;
- размеры надбавок за работу при наличии особых условий труда территориального и бытового характера (работу в сельской местности, районах Крайнего Севера);
- перечень выплат компенсационного характера;
- перечень выплат стимулирующего характера.
В месячную ставку для расчета оплаты часов замещения включаются надбавки за квалификационную категорию, надбавки за почетное звание и стаж, доплаты за специфику работы в организации за установленную норму часов педагогической работы в неделю. При этом оплата производится по стоимости часа того преподавателя, который замещает отсутствующего сотрудника.
Контроль проведения замен осуществляется учебной частью учреждения и фиксируется в соответствующем журнале, книге учета, табеле, то есть документе, установленном для этих целей самим учреждением.
Учитель русского языка и литературы замещал в мае 2019 года своего заболевшего коллегу. Должностной оклад по ПКГ в данном муниципальном образовании для должностей педагогических работников четвертого квалификационного уровня составляет 11 200 руб. Замещающий учитель имеет первую квалификационную категорию с повышением должностного оклада на 20%, также ему установлена надбавка в размере 15% от должностного оклада за ведение уроков с углубленным изучением предмета (за специфику работы в учреждении). Согласно журналу замещения учитель провел 7 часов учебных занятий.
Стоимость 1 педагогического часа у него составит 210 руб. (11 200 руб. х 1,2 х 1,15 / 73,6 ч).
Размер оплаты часов замещения – 1 470 руб. (210 руб. х 7 ч).
Оплата часов работы на дому
Мы уже отмечали, что учебные часы обучения детей на дому в соответствии с медицинским заключением, а также часы занятий по физкультуре с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, включаются в учебную нагрузку учителя общеобразовательного учреждения, для которого оно является местом основной работы на общих основаниях (Рекомендации об условиях оплаты труда работников образовательных учреждений, доведенные Письмом Минобрнауки РФ № АФ-947, Профсоюза работников народного образования и науки РФ № 96 от 26. 2004). Но в случаях необходимости обучения на дому в середине учебного года, то есть после того, как тарификационные списки утверждены, и при условии продолжительности такого обучения не более 2 месяцев, оплата данного обучения будет производиться также по часам.
Нетарифицированные часы обучения на дому оплачиваются по правилам, установленным уже упомянутым Письмом Минобразования РФ № 87-М, как произведение расчетной оплаты одного часа и количества часов индивидуального обучения. При этом согласно п. 11 Письма Минобрнауки РФ № АФ-947, Профсоюза работников народного образования и науки РФ № 96 учителям и другим педагогическим работникам за индивидуальное обучение на дому на основании медицинского заключения детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, осуществляется повышение ставок заработной платы (должностных окладов) на 20%.
Воспользуемся данными примера 1 и включим в расчет еще один повышающий коэффициент 1,2 (за индивидуальное обучение на дому).
Стоимость одного педагогического часа составит 252 руб. (11 200 руб. х 1,2 х 1,15 х 1,2 / 73,6 ч).
Размер оплаты часов работы на дому – 1 764 руб. (252 руб. х 7 ч).
Оплата педагогической работы не более 300 часов в год
Привлечение к педагогической работе в объеме не более 300 часов в год с почасовой оплатой, как мы уже отмечали, не является совместительством. Если дополнительную педагогическую работу выполняет лицо, с которым у работодателя уже заключен трудовой договор, выполнение такой работы может быть оформлено в соответствии со ст. 2 ТК РФ, которая допускает поручение работнику с его письменного согласия выполнения в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату. Дополнительная работа поручается путем совмещения профессий (должностей) (например, в случае привлечения к педагогической работе сотрудников административно-управленческого персонала (должность заместителя директора совмещается с должностью учителя)), а также путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ (ч. 2 ст. 2 ТК РФ). В письменном соглашении с работником указываются срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание, объем, а также размер доплаты (ч. 3 ст. 2, ст. 151 ТК РФ) – количество часов педагогической работы и стоимость часа. Он будет рассчитываться по правилам, изложенным выше (см. Письмо Минобразования РФ № 87-М).
Подчеркнем еще раз, что рассмотренный вариант оформления дополнительной работы возможен только в пределах установленной для работника продолжительности рабочего времени – основное рабочее время и с согласия работодателя (ч. 1 ст. 2 ТК РФ, п. 2 Постановления Минтруда РФ от 30. 2003 № 41). Если преподаватель будет выполнять дополнительную педагогическую работу за пределами предусмотренного для него рабочего времени, то потребуется оформить трудовой договор на внутреннее совместительство.
В образовательном учреждении работать на условиях почасовой оплаты труда могут как внутренние преподаватели-почасовики, так и приглашенные внешние специалисты. Из пункта 2 Постановления Минтруда РФ № 41 следует, что если педагогическая работа на условиях почасовой оплаты осуществляется в объеме не более 300 часов в год, то заключения трудового договора не требуется, однако не сказано, как должны быть оформлены взаимоотношения между учреждением и внешними преподавателями-почасовиками. Отсутствуют разъяснения и в других нормативных документах. Но поскольку привлечение к работе, выполнение работы, наконец, оплата работы в принципе невозможны без правовых оснований, взаимоотношения должны быть оформлены.
Нередко с преподавателями-почасовиками заключаются договоры возмездного оказания услуг. Это крайне неверное решение, так как гражданско-правовые договоры оформляются на выполнение разовых работ, для получения разового результата. Гражданско-правовой договор не предусматривает обязанности работника подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, соблюдать трудовую дисциплину, выполнять трудовую функцию, определенную штатным расписанием. Действующее законодательство содержит прямой запрет на заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем (ч. 2 ст. 15 ТК РФ). Отношения, возникшие на основании таких договоров, могут быть признаны трудовыми работодателем по заявлению работника или предписанию госинспектора труда либо в судебном порядке. В случае такого нарушения работодателю грозит штраф в размере от 50 тыс. до 100 тыс. руб. , а в случае повторного нарушения – от 100 тыс. до 200 тыс. руб. 4 ст. 27 КоАП РФ).
Таким образом, и с преподавателями-почасовиками, приглашенными в учреждение извне, следует оформлять трудовые отношения. В штатном расписании должна быть предусмотрена ставка (часть ставки). На практике часто возникают вопросы об оформлении преподавателя на почасовую работу, для которого нет ставки в штатном расписании. Мы считаем такую ситуацию надуманной. Если учебные планы и программы предусматривают педагогические часы, значит, в штатное расписание должна быть включена ставка (доля ставки) на эти часы педагогической нагрузки.
Письмом Минобразования РФ № 87-М предусмотрена возможность руководителям образовательных учреждений в пределах имеющихся средств, если это целесообразно экономически и не ущемляет интересов основных работников данного учреждения, привлекать для проведения учебных занятий с обучающимися (воспитанниками) высококвалифицированных специалистов с применением ставок и условий почасовой оплаты, установленных Постановлением Минтруда РФ от 21. 1993 № 7 «Об утверждении ставок почасовой оплаты труда работников, привлекаемых к проведению учебных занятий в учреждениях, организациях и на предприятиях, находящихся на бюджетном финансировании». В настоящее время этот документ отменен, но главный посыл Письма Минобразования РФ № 87-М, по нашему мнению, сохранен и сегодня: для оплаты труда высококвалифицированных специалистов, привлекаемых для проведения отдельных занятий, курсов, лекций, факультативов, учебных предметов, по которым в целом на образовательное учреждение предусмотрено незначительное количество учебных часов, а также при оплате труда лиц из числа профессорско-преподавательского состава вузов, работников научных учреждений учреждение может применять повышенные часовые ставки, если финансовые возможности учреждения позволяют такое увеличение.
В случае, когда учебная нагрузка, определенная учебным планом, не была тарифицирована по причине вакантности ставок и к выполнению такой работы был привлечен преподаватель на условиях почасовой оплаты, расчет стоимости часа его работы производится в обычном порядке.
На преподавателя-совместителя учреждения среднего профессионального образования возложена учебная нагрузка по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в объеме 108 часов на 2018 – 2019 учебный год.
Преподаватель имеет первую квалификационную категорию с надбавкой в размере 20%. Положением об оплате труда работников учреждений, подведомственных органу власти субъекта РФ, установлен должностной оклад по ПКГ четвертого квалификационного уровня в размере 17 500 руб. Норма часов за ставку заработной платы – 72 часа в месяц.
Согласно сведениям учебной части преподаватель в мае 2019 года провел 6 часов учебных занятий.
Стоимость одного педагогического часа работы преподавателя составит 291,67 руб. (17 500 руб. х 1,2 / 72 ч).
Заработная плата за май равна 1 750,02 руб. (291,67 руб. х 6 ч).
Отметим, что и для преподавателя-почасовика сохраняются все гарантии, предусмотренные трудовым законодательством (в частности, право на оплачиваемый отпуск). Расчет отпускных будет производиться из сумм фактического заработка за проведенные часы.
Возможность применения почасовой оплаты работы педагога ограничена исчерпывающим перечнем случаев. Общим же порядком учебная нагрузка тарифицируется, и такая система оплаты труда в большей степени защищает интересы работников.
При применении почасовой оплаты важен не только расчет стоимости часа, но и оформление выполняемой работы. Порядок начисления почасовой оплаты труда должен быть предусмотрен в локальном нормативном акте учреждения. Кроме того, конкретные часовые ставки должны быть указаны в трудовом договоре с работником.
Положение об оплате труда – это локальный нормативный акт, в котором закрепляют применяемые в компании системы оплаты труда , доплаты и надбавки компенсационного и стимулирующего характера, механизмы начисления и выплаты заработной платы (ч. 1, 2 ст. 135 ТК РФ)
Доплаты и надбавки стимулирующего характера могут выплачиваться в конкретной денежной сумме или в определённом проценте от оклада (тарифной ставки). Премирование работников — это один из видов поощрения работников, которые добросовестно исполняют трудовые обязанности согласно статье 191 ТК РФ