Трансформация дополнительного профессионального образования

Статья посвящена исследованию особенностей трансформация модели дополнительного образования в условиях цифровой экономики. Детальное внимание уделено предпосылкам и целям внедрения новых образовательных моделей. Также рассмотрены инструменты и методы, которые позволяют оцифровать образовательную среду школьников. Особый акцент сделан на необходимости формирования новых цифровых компетенций у учителей.

Ключевые слова: образование, цифровые технологии, интерактивная среда, ученик.

The article is devoted to the study of the features of the transformation of the model of continuing education in the digital economy. Detailed attention is paid to the prerequisites and goals of introducing new educational models. Also examined are the tools and methods that will allow you to digitize the educational environment of students. Particular emphasis is placed on the need for the formation of new digital competencies among teachers.

Keywords: education, digital technology, interactive environment, student.

Однако, как показывает практика интенсивное распространение цифровых технологий в сфере дополнительного образования одновременно характеризуется недостаточной реализацией их мощного педагогического потенциала, в частности для развития когнитивных, креативных, культурных, языковых, социальных компетентностей учеников, реализации опытно-поискового обучения, создания и управления системами открытого образования.

С учетом вышеизложенного, не подлежит сомнению тот факт, что в настоящее время возникает потребность в изменении методики обучения и преподавания в условиях цифровизации. По мнению известных ученых, текущая ситуация требует развития цифровой гуманистической педагогики в дополнительном образовании, которая обуславливает возникновение новой образовательной парадигмы, а также становление научной сферы, которая быстро развивается и мотивирует возникновение дискуссий, а также формирование нового педагогического мышления.

Разрозненный опыт цифровизации дополнительного образования школьников не является системным, не позволяет формулировать его закономерности или тенденции. Это определяет актуальность научных исследований относительно трансформации модели дополнительного образования в условиях развития цифровых технологий, что и предопределило выбор темы данной статьи.

Теоретические основы дополнительного образования школьников заложены в педагогических трудах В. П. Вахтерова, Г. М. Ващенко, А. С. Макаренко, Е. М. Мединского, Н. К. Крупской, И. Огиенко, Н. И. Пирогова, С. Ф. Русовой и др. Отдельные вопросы современных методологических основ дополнительного образования и воспитания представлены в работах известных отечественных ученых И. Д. Беха, В. В. Борисова, В. В. Вербицкого, А. И. Капской, Б. С. Кобзаря, В. М. Мадзигона, Г. П. Пустовита и др.

В последнее время к проблематике «цифровизации» учебного процесса в образовательных учреждениях различных уровней обращались А. Барна, А. Залесский, В. Ковальчук, Р. Повар, Н. Мотько, И. Дудик, А. Токарчук.

В то же время в работах указанных авторов, а также в международных исследованиях по существу не рассматриваются вопросы «цифровизации» образования в контексте развития информационного общества. Вне поля зрения ученых остается методика выбора и использования электронных средств учебного назначения различных типов как действенного инструмента цифровой педагогики в дополнительном образовании школьников.

Таким образом, с учетом вышеизложенного, цель статьи заключается в исследовании особенностей, целей, инструментов и перспектив трансформация модели дополнительного образования в условиях цифровой экономики.

Прежде всего, отметим, что ключевым ориентиром формирования и внедрения новой «цифровой» модели дополнительного образования является создание адаптивных и гибких педагогических условий с использованием последних достижений науки и техники, которые будут способствовать получению детьми дополнительных знаний, умений и навыков в соответствии с интересами, интеллектуальным и духовным развитием; подготовкой подрастающего поколения к активной профессиональной и общественной деятельности в условиях цифровой экономики путем формирования у них необходимых цифровых навыков и компетенций.

Очевидно, что модель дополнительного образования в таких условиях нуждается в кардинальных трансформациях. В устаревших морально и физически спортивных школах, студиях, кружках, музыкальных центрах современные дети не хотят учиться, они теряют интерес к предметам, желание познавать и исследовать, а посещение дополнительных занятий превращается в скучную формальность.

Применение цифровых медиа в процессе обучения иностранному языку на дополнительных кружках предлагает многочисленные возможности для наглядности учебного материала. Аудио- и визуальное восприятие информации, эксперименты и проверка с использованием цифровых технологий позволяют разнообразить занятия и положительно влияют на мотивацию учеников. Благодаря цифровым компонентам индивидуальное и коллективное обучение вне школы приносит больше удовольствия, а учебный процесс становится наглядным.

Представляется, что значительный потенциал и широкие перспективы для развития и усовершенствовании дополнительного образования в процессе трансформации его концептуальной парадигмы на основе цифровых технологий имеют электронные учебники, виртуальные образовательные пространства и интерактивные помощники. В таблице 1 представлены некоторые примеры таких технологий и их краткое описание.

Примеры современных цифровых технологий, которые могут быть использованы вдополнительном образовании школьников

Отдельный акцент следует сделать на том, что в связи с трансформацией дополнительного образования, внедрением в учебный процесс цифровых технологий традиционная роль научно-педагогического работника также меняется. Современный преподаватель должен уметь выбирать и использовать ИКТ для обучения; организовывать сотрудничество и коммуникацию между участниками учебного процесса; проектировать электронные ресурсы в образовательную электронную среду; быть помощником для школьников, хорошо понимать и учитывать в учебном процессе их потребности и особенности, познавательные стили обучения, новые сервисы и инструменты для эффективного сотрудничества, коммуникации, владеть навыками 21 века.

Таким образом, подводя итоги, можно сделать следующие выводы. Цифровизация общества и экономики, активное использование современных технологий во всех сферах жизни требуют изменения подходов к образованию в целом и к дополнительному образованию школьников в частности. На сегодняшний день актуальными являются задачи формирования у обучающихся необходимых цифровых компетенций и навыков, стимулирование их познавательного и исследовательского интереса путем внедрения информационно-образовательных сред, в которых и учителя, и ученики сотрудничают и формируют качественный образовательный контент. Перспективные цифровые технологии позволяют развивать в учреждениях дополнительного образования мультимедийные платформы, дают возможность учителям создавать собственные электронные образовательные ресурсы и использовать все возможности открытых образовательных электронных систем.

  • Uvarov A.Yu. Harnessing ICT to enhance provision of school education: the policy recommendations // Информатика и образование. 2019. № 2(301). С. 5–12.
  • Канянина Т. И. Цифровая образовательная среда как фактор развития научно-образовательной и творческой деятельности в общеобразовательных организациях // Нижегородское образование. 2019. № 4. С. 4–11.
  • Синельников И. Ю. Обновление образования в цифровую эпоху: вызовы, возможности, риски // Инновационные проекты и программы в образовании. 2019. № 4(64). С. 73–80.
  • Шульмин С. А., Лутфуллин Ю. Р. Инновационные подходы в системе современного образования // Современное педагогическое образование. 2019. № 2. С. 25–30.
  • Толстова О. С. Модернизация мировых систем образования на основе информационно-коммуникационных технологий // Педагогический журнал. 2018. Т. 8. № 6A. С. 69–76.
  • Уваров А. Ю. От компьютеризации до цифровой трансформации образования // Информатика и образование. 2019. № 4(303). С. 5–11.

Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование, цифровая экономика, учебный процесс, дополнительное образование школьников, трансформация модели, информационно-цифровая компетентность, навык, образование.

Портфолио содержит материалы, посвященные трансформации системы дополнительного профессионального образования управленческих кадров общеобразовательных организаций.
Цель выпускной работы – разработать подход к изменению системы дополнительного профессионального образования (ДПО) управленческих кадров общеобразовательных организаций с учетом региональных особенностей, которая позволяла бы готовить управленческие команды к работе в условиях изменений, формируя у них необходимые для этого компетенции.
Достижение цели проекта потребовало постановки и решения предпроектных и проектных задач.
Результаты предпроектного исследования представлены в курсовой работе, отчете о практике, а также в 2 научных статьях:
– Дагаева И.А., Дерзкова Н.П. Концептуальные основы модели дополнительного профессионального образования управленческих команд общеобразовательных организаций в условиях изменений (на примере Псковской области);
– S.N. Vodneva, I.A. Donina, I.A. Dagaeva (2021) Formation of Management Teams of Educational Organizations.
Курсовая работа выполнена на тему «Анализ условий и инфраструктуры системы повышения квалификации руководителей общеобразовательных организаций Псковской области».
В отчете по практике на тему «Анализ Конкурентов Академии «Директории» представлены результаты анализа конкурентов по направлению деятельности «повышение квалификации» по 14 регионам из 8 федеральных округов. на основании чего построен конкурентный профиль, характеризующий положение Академии «Директория» относительно конкурентов.
Решение проектных задач представлено в следующих материалах портфолио:
– в статье Дагаевой И.А. и Дерзковой Н.П. предложена схема взаимодействия участников новой модели дополнительного профессионального образования для управленческих работников школ, определена роль участников новой региональной системы дополнительного профессионального образования, сформулированы принципы разработки образовательных программ для управленческих кадров образовательных организаций, представлены результаты апробации предлагаемой модели. На статью получена положительная рецензия;
– в выполненном задании по дисциплине «Педагогический дизайн» по разработке дополнительной образовательной программы «Стратегия развития школы: тенденции, модели, инструменты», которая является первой из пула программ для апробации элементов предлагаемой модели повышения квалификации;
– в последнем разделе портфолио представлены материалы по ресурсному обеспечению проекта, рискам, условиям внедрения проектируемых изменений, устойчивости проекта и возможности его распространения, приведен пример апробации элементов новой региональной системы подготовки управленческих кадров в сфере общего образования и предложен проект Положения «О проведении конкурса образовательных программ дополнительного профессионального образования для управленческих кадров в сфере общего образования».
Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, повышение квалификации, региональная система повышения квалификации, образовательная программа, управленческая команда, общеобразовательная организация.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *