«Тщательная оценка преподавания иностранной литературы в средней школе, включая изучение методов обучения и подробный анализ учебной программы в научной статье, предназначенной для учащихся 5-х классов»

Статья «Особенности методики преподавания зарубежной литературы в средних классах на примере сказки

«Маленький принц» А.Сент-Экзюпери»

Данная статья посвящена анализу методики преподавания зарубежной литературы в средних классах, а именно сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Значение курса иностранной литературы в современной школе огромно. Прежде всего, необходимо отметить,  что сама по себе «всемирная литература» отражает процесс взаимодействия, взаимовлияния национальных литератур. Литература является едва ли не главным источником сведений о культуре данной страны. В связи с этим необходимо отметить, что развитие мировой литературы является продуктом взаимовлияния национальных литератур. Актуальность проблемы взаимосвязей и взаимодействия национальных литератур определяется не только новым уровнем науки о литературе, но и эволюцией самой литературы. Точно звучит утверждение о том, что “кроме частных историй отдельных народов, есть еще история человечества. Знакомство школьников с иностранной литературой способствует пониманию уникальности и неповторимости культуры и литературы каждого народа, представлению о самобытности русской литературы, приобщению к общечеловеческим  ценностям жизни. Зачастую в современных школах курс иностранной литературы отрывочен и фрагментарен. Все чаще в методике звучит мысль о создании продуманной и последовательной системы изучения зарубежных авторов школе.

Изучение зарубежной литературы занимает очень важное место во всем курсе литературы в современной школе. Однако ситуация в школе в настоящее время такова, что  программа по русской литературе настолько насыщена, что на зарубежную литературу времени не остается, тем более что, произведения зарубежных авторов изучаются в конце учебного года. Тогда как прочтение и восприятие учащимися среднего и старшего звена зарубежной литературы открывает перспективы более ясного представления о мировом литературном процессе и роли в нем отечественной литературы.

Курс иностранной литературы строится на основе комплексного подхода, включающего аспекты историко-литературного, литературно-теоретического и культурологического изучения литературных явлений. Для учителя важным представляется  выявление индивидуальных особенностей каждого представителя зарубежной литературы и вместе с тем того общего, что присуще их творчеству, связанному с определенной эпохой. Изучение произведения в контексте эпохи предполагает знакомство учащихся с фактами биографии писателя, важнейшим источником знаний не только о жизни художника, но и об особенностях времени, в которое он жил и творил. Изучение произведения в контексте эпохи требует также обращения к лексическим, бытовым, этнографическим, историческим комментариям с привлечением произведений живописи, музыки, театра, кино.

В связи с этим  надо отметить книгу К.М. Нартова «Изучение зарубежной литературы»,  в которой представлена целостная система изучения данного курса в школе в единстве с изучением русской литературы. В ней рассматриваются проблемы, связанные с восприятием иностранной литературы учащимися и тем воздействием, которое оказывает на них зарубежная классика. Изложение курса зарубежной литературы содержит конкретные методические рекомендации для учителей по изучению отдельных произведений классической литературы.

У учащихся средних школ укоренилось стремление не читать произведений, а ограничиваться знанием их содержания по экранизациям или телеспектаклям. Задача учителя – вернуть классической литературе читателей, возбудить на уроках литературы интерес именно к текстам произведений, чтобы они способствовали воспитанию учеников, чтобы слово писателя и его мудрость  «осталось в их памяти  на всю жизнь». Произведения зарубежных авторов оказываются в этом отношении в силу меньшей известности в наиболее выигрышном положении. Перед учителями – словесниками встает задача не только познакомить с ними учащихся; нужно извлечь из них все, что будет способствовать обогащению духовного мира детей и подростков, их знаний и речь. Поэтому предлагаются различные варианты работы над текстами: заучивание наизусть, литературные монтажи, словарные конкурсы, цитирование в расчете на свободную ориентацию в тексте, составление карточек, запоминание афоризмов и т. д.

В старших классах необходимо основное внимание уделить анализу произведений с точки зрения метода писателя. Вопросы, поставленные в ходе анализа, носят проблемный характер, направленный на понимание идейного содержания и художественного материала. В арсенале учителя представлены разнообразные методы ведения урока: лекция учителя, доклады учащихся, комментированное чтение, диспуты, беседа, инсценирование. В младших классах основу анализа произведений зарубежных писателей составляют беседа и комментированное чтение. Поэтому лучшим вариантом, путь от анализа к тексту, а не от текста к анализу, так как это требует от учащихся уже выработанного литературоведческого подхода.

Следует отметить, что в младших классах дети нередко из-за невысокой техники чтения не могут самостоятельно усвоить содержание не известных им книг. Поэтому сначала рекомендуется анализ идейно-тематического содержания произведения, а затем уже рассмотрение его художественных особенностей. В старших классах идейно-тематический и художественный анализ дан, как и следует, в неразрывном единстве. От младших классов к старшим усложняется методика проведения уроков: от беседы после прочитанного в классе произведения к синтезу комментированного чтения и беседы по предварительно прочитанному учащимися тексту и, наконец, к лекции учителя, основанной на конкретном литературоведческом анализе. Изучение зарубежной литературы в школе должно сопровождаться также различными письменными работами: изложением, сочинением-миниатюрой, написанием рецензий и статей в классные литературные газеты и т. п.

Знакомство с зарубежной литературой осуществляется в два этапа: 5 – 7 классы и .8 – 9 классы. Структура каждого из них определяется хронологической последовательностью рассматриваемого материала – от древности к современности (то есть действует хронологический принцип). Иногда применяется и жанрово-тематический принцип: например, при изучении жанра “литературная сказка” (объединены произведения Гауфа, Андерсена, Кэрролла, Киплинга).

Произведение французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» является шедевром художественного творчества: оно не только отражает состояние и сознание общества времен Второй Мировой Войны, но и способствует  формированию у учащихся нравственных понятий и ценностей: любовь к людям, верность, настоящая дружба, смысл жизни, счастье. Однако такой глубокий философский смысл данного произведения учащиеся не смогут постичь самостоятельно. Поэтому огромная роль при изучении «Маленького принца» принадлежит учителю. От него во многом будет зависеть степень понимания смысла и особенностей художественного оформления сказки.

Сказка «Маленький принц» была написана французским писателем Антуаном де Сент-Экзюпери в 1943 году и является бесценным произведением «всемирной литературы». Феномен сказки в том, что она будучи написанной для взрослых, прочно вошла в круг детского чтения. Дети читают эту книгу с удовольствием, так как она привлекает их простотой изложения, той особой, присущей только этой сказке атмосфере духовности, которой не хватает в наше время. Учащимся близок и сам автор. Только в детях Экзюпери видит самую ценную, чистую основу бытия. Он подводит своих читателей к пониманию простых и «очевидных» истин: береги тех, кто рядом с тобой, и слушай голос своего сердца. Главное, для чего написана эта сказка, чтобы эти  истины запомнили сами дети  и не прошли мимо них. В постижении этих смыслов учащимся поможет, прежде всего, учитель. Поэтому следует выделить основные моменты, на которые нужно обратить внимание при изучении данного произведения на уроке литературы.

«Маленький принц» – произведение, которое затрагивает проблему человека и мира на философском уровне. Прежде чем переходить к чтению и обсуждению сказки целесообразно обратиться к личности писателя, произведения которого во многом биографичны. Здесь следует акцентировать внимание больше не на точных биографических данных, а на самом характере Антуана де Сент-Экзюпери как человека, его разнообразных интересах и увлечениях; его профессии, отзывах его близких и родственников. Возможно обращение и беседа по портрету писателя. Таким образом, у учащихся будет складываться целостный и яркий образ автора, написавшего такую изумительную сказку.

Что касается самого текста сказки, то для постижения учащимися ее истинного  смысла, выражения и воплощения размышлений автора о нравственных ценностях и  отношениях между людьми; учитель должен остановиться на значении образов-символов в произведении: планета принца, встреча с жителями других планет, Роза, пустыня, Лис, вода и др. После этого легче будет вести разговор о том, как ребята понимают смысл «крылатых» выражений и афоризмов этой сказки.

Отдельно стоит остановиться на стилевой специфике: выявить, как автор воплощает свой замысел на страницах сказки: оформление текста, особенности языка писателя.

Нельзя оставить в стороне при разборе «Маленького принца» своеобразие жанра произведения. На обобщающем уроке школьники вместе с учителем вспоминают виды сказок, отличие народных сказок от литературных, особенности философской разновидности сказки, и усваивают понятие «притча».

Говоря о построении уроков, нужно отметить важность и необходимость прочтения ключевых и наиболее ярких, «насыщенных» по смыслу отрывков текста учителем и школьниками. А также привлечение иллюстративного материала, стихов и оборудования: аудиозапись песен.

Рассмотрев основные современные школьные программы (авторов:

А.Г. Кутузова, В.Я. Коровиной, Г.И. Беленького, Т.Ф. Курдюмовой), можно сделать следующие выводы. В учебном комплексе А.Г. Кутузова, построенному по объединению теоретико-литературных понятий, сказка «Маленький принц» изучается учащимися восьмого класса в конце четвертой четверти. В учебнике для 8 класса это занятие  входит в типы  «Библиотечных уроков», которые направлены на руководство учителем самостоятельного чтения учеников путем творческих заданий.  В статье, помещенной в учебнике, дается краткая характеристика личности Антуана де Сент-Экзюпери, история написания сказки «Маленький принц» и определение ее главных тем.

В программе под редакцией Т.Ф. Курдюмовой «Маленький принц» изучается в шестом классе в разделе «Мир путешествий и приключений». Предложенные  темы: Герой сказки и ее сюжет; Ответственность как основа взаимоотношений людей; Философское звучание сказки». Методика изучения – насыщенность программы предполагает возможность выбора обстоятельного изучения произведения или обращение к самостоятельному чтению с последующим кратким обсуждением в классе.

По программе В.Я. Коровиной учащиеся знакомятся с произведением Сент-Экзюпери в конце шестого класса. Следует отметить, что в этой программе весь курс зарубежной литературы в каждом классе отнесен к концу учебного года. Темы для обсуждения: «Мечта о естественном отношении к вещам и к людям»; «Чистота восприятия мира как величайшая ценность»; «Утверждение всечеловеческих истин». Жанр произведения определяется как притча, а непосредственно его изучение выносится на внеклассное чтение.

В учебно-методическом комплексе Г.И. Беленького сказка «Маленький принц» изучается в разделе седьмого класса «Фантастика. Тема будущего». Знакомство с произведением предполагает чтение избранных страниц и обсуждение тем: «Истинные и мнимые ценности жизни»; «Взрослость» и «детскость» как критерии человечности»; «Смысл афоризмов в сказке». В учебнике для 7 класса (часть вторая) дан список вопросов для осмысления сказки, направленный на понимание ребятами афоризмов сказки и смысла ключевых сцен. После этого приводится статья одного из литературоведов о сказке, которая поможет учащимся разобраться в сказке.

Таким образом, система полного и последовательно изучения сказки «Маленький принц» не представлена ни в одной из методических работ и ни в одном учебнике. Поэтому разработки уроков по данному произведению основываются на собственных выводах и рассуждениях.

Система уроков в 6 классе по изучению сказки «Маленький принц».

Система уроков, предложенная мной, включает в себя три занятия. Предполагается, что учащиеся читают сказку дома, а на уроках имеет место повторное прочтение основных фрагментов.

Структура: Урок 1- знакомство с писателем, беседа по первым впечатлениям от прочтения сказки.

Урок 2 – «за круглым столом», анализ сказки и обсуждение основных идей автора.

Урок 3 – обобщения, составление школьной брошюры.

Тема: Антуан де Сент-Экзюпери – Человек на планете людей.

«Я не очень уверен, что жил

после того, как прошло детство»

А. де Сент-Экзюпери

  • Образовательная – познакомить учащихся с личностью французского писателя А. де Сент-Экзюпери.
  • Развивающая – способствовать формированию умения соотносить биографические данные с особенностями произведения писателя; развивать мышление, воображение, логику, речь.
  • Воспитательная – способствовать формированию уважительного отношения к личности А. де Сент-Экзюпери, интереса к прочтению его произведения.

Методы: слово учителя, беседа, выразительное чтение учителя.

Оборудование: фотографии из жизни писателя, стих. Евтушенко.

ЭтапыДеятельность учителяДеятельность ученика

Урок 2. Урок проводится за круглым столом, к уроку учащиеся должны прочитать произведение до конца.

Тема: «Ты нам нужен, Маленький принц!»

«Все взрослые когда-то были детьми,

только мало кто из них об этом помнит».

(А. де сент-Экзюпери)

  • Образовательная – постичь вместе с учащимися смысла сказки, раскрыть проблемы, поставленные автором, путем раскрытия аллегорий, символов.
  • Развивающая – развивать память, воображение, мышление, речь.
  • Воспитательная – способствовать формированию нравственных качеств у учащихся, чувства дружбы, верности, любви.

Методы: слово учителя, беседа, выразительное чтение текста учащимися.

Оборудование: музыкальная запись песен, толковый словарь, фотографии пустыни.

IV. Подведение итоговV. Дом. заданиеРебята, темой нашего урока я выбрала слова «Ты нам нужен, Маленький принц!». Как вы думаете, нужен ли он нам?Дома попытайтесь сами ответить на вопросы, заданные вами автору. И напишите небольшую творческую работу «Письмо Маленькому принцу!»-Да нужен. Потому что люди сейчас очень одиноки, как в пустыне. Маленький принц может помочь понять людям истинный смысл вещей, посмотреть на мир детскими, чистыми глазами.

Урок 3. Последнее занятие по изучению сказки «Маленький принц» предполагает следующие пункты:

  • Обобщить весь материал предыдущих уроков, составить таблицу: «Взрослый» и «Детский» мир глазами принца и летчика.
  • Разговор о жанре произведения – философская сказка
  • Учащиеся пишут на звездочках пожелания всем людям
  • Чтение некоторых писем, которые затем подшиваются вместе со звездочками в одну «книгу».

Анализ современных программ и учебников показал, что на курс зарубежной литературы в школе отводится очень мало часов. Учителя зачастую относятся к занятиям по зарубежной литературе недостаточно серьезно, не принимая во внимания их огромной роли в процессе нравственного воспитания учеников. Поэтому обычна ситуация, когда после изучения произведения того или иного иностранного автора учащиеся сразу же забывают про него, оно вытесняется обилием российских имен и текстов. Конечно, это не значит, что зарубежная литература должна «урезать» курс русской классики.  По моему мнению, весь курс литературы в средних и старших классах должен изучаться по возможности на одинаковых  смысловых уровнях. Ведь иностранная литература представляет собой богатый материал для расширения кругозора школьников и развития их духовности. Однако тексты зарубежных авторов могут быть трудны для понимания учащихся средних классах. Поэтому на таких уроках учитель всячески помогает ребятам;  для развития воображения нужно использовать  всевозможные наглядные пособия и оборудования: рисунки детей, иллюстрации и картины художников, портреты писателей, записи песен или стихов. Большое внимание уделяется словарной работе и методике ее проведения. После каждого заключительного урока по теме рекомендован словарь, из которого можно почерпнуть необходимый материал.

Сказка А. де Сент-Экзюпери в школе часто выносится учителями либо на самостоятельное изучение, либо ей отводится всего один урок. Но глубокий философский смысл этого произведения учащиеся не смогут постигнуть сами.  Я считаю, что  это произведение надо разбирать с учениками на трех-четырех уроках, в конце которых проводится творческая работа. Предложенные мной уроки  представляют собой один из вариантов возможного изучения «Маленького принца» в процессе преподавания  курса зарубежной литературы. Также возможны уроки других типов: литературный вечер, театральное представление, музыкальная гостиная и др.

Список использованной литературы

  • Беленький Г.И., Лысый Ю.И. Программа по литературе 5-11 класс, М., 2006.
  • Вайсман Н.И. «Зорко одно лишь сердце» («Маленький принц»

Сент-Экзюпери) / Литература в школе, 1992, №1.

  • Коровина В.Я. Программа по литературе 5-11 класс, М, 2006.
  • Курдюмова Т.Ф. Программа по литературе 5-11 класс, М, 2007.
  • Курдюмова Т.Ф. Литература. Начальный курс / учебник-хрестоматия для 7 класса, Ч.2, М, 2004.
  • Кутузов А.Г. Программа по литературе 5-11 класс, М, 2005.
  • Кутузов А.Г. В мире литературы / учебник-хрестоматия для 8 класса, М, 1999.
  • Методика преподавания литературы / под ред. Богдановой О.Ю.

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Литература зарубежных стран

Цели деятельности учителя: знакомство с новым разделом; с зарубежной литературой

  • знать: значение незнакомых слов; зарубежных героев сказок и стихотворений;
  • уметь: выразительно читать; называть героев произведений, рассказывать о них.
  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • осознавать личностный смысл учения.

: урок «открытия нового знания»

: Учебник «Литературное чтение»  2класс, 2 часть («Школа России»);  презентация.

Задания для дистанционного обучения:

  • Прочитать одну из зарубежных сказок: «Бременские музыканты», «Кот в сапогах», «Дюймовочка», «Принцесса на горошине».
  • Составить вопросы к прочитанному произведению.

Класс: 4-Б класс

Предмет: литературное чтение

Тема:  Обобщение по разделу «Зарубежная литература».

повторить и обобщить материал изученного раздела; учить работать в коллективе, прислушиваться к чужому мнению, отстаивать свою точку зрения; развивать память, речь, логическое мышление.

знание зарубежной литературы, определение ее особенностей, знание, какие писатели и поэты создают эти произведения, в чем заключается талант читателя, составление пересказов самых интересных эпизодов произведений от лица главных героев;   — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, — высказывание своего мнения о прочитанном произведении, оценивание поступков героев, умение пользоваться списком рекомендованной литературы для выбора книги,  — ответы на вопросы учебника на основе произведений зарубежной литературы, обсуждение в паре ответов на вопросы учебника, доказательство своей точки зрения, деление полномочий в группе при планировании групповой работы; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности, избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев.

урок развивающего контроля.

Оборудование и материалы: презентация, выставка книг по разделу, КИМы, видеозапись ( физкультминутка).

индивидуальная, групповая,  парная, фронтальная работа.

словесный, наглядный метод,

Технологии: здоровьесберегающая, проблемное обучение, ИКТ, игровая.

I. Организационный момент. Эмоциональный настрой. Слайд

II. Речевая разминка. Слайд

Чтобы выразительно и грамотно читать начнём урок с речевой разминки.

– Прочитайте с утвердительной информацией, с вопросительной, с радостью, выразительно.

Самоопределение к деятельности.

– Как называется раздел, произведения которого мы изучали на предыдущих уроках? (Отв. детей.)

– Со всеми ли произведениями мы познакомились в этом разделе? (Отв. детей.)

– Сформулируйте тему урока.

– Какие задачи вы поставите перед собой на уроке?

(Формулируют тему и задачи урока.)

– Сегодня у нас итоговый урок-путешествие, во время которого вы покажете, что узнали и чему научились при изучении раздела «Зарубежная литература». Слайд№3

IV. Работа по теме урока

Итак, начинаем наше путешествие!

(Учитель сообщает план путешествия)

–  В этом произведении главный герой был великаном, хотя при этом оставался обычным человеком.

–  А в этом произведении главная героиня пожертвовала своей жизнью ради любви.

–  Главного героя этого произведения учитель часто наказывал. («Приключения Тома Сойера».)

В этом произведении рассказывается о ночи, в которую происходили чудеса.

–  Произведение, которое заканчивает раздел.

В этом произведении можно узнать о подводной жизни.

Станция II – «Найди пару».

Работа в парах (Задание у каждой пары на индивидуальных листочках.)

–  Соедините автора и его произведение. «Путешествие Гулливера»

С. Лагерлеф «Святая ночь»                               Дж. Свифт «Русалочка»

М. Твен «Приключения Тома Сойера»              Г.Х. Андерсен «В Назарете»

-Чтобы в дороге было веселей споём песенку.

Станция III – «Отдыхайкино».

Физкультминутка «Я и солнышко»

Станция IV-  «Бюро находок».

–  Из какого произведения эти вещи?

•   Глиняная серая птичка.

•   Персик. («Приключения Тома Сойера».)

•   Острый нож.

•  Длинная остроконечная палка.

•  Длинные лестницы.

•   Грифельная доска. («Приключения Тома Сойера».)

Станция V-  «Назови имя»

Назовите имя матери Иисуса.

Станция VI –  «Задай вопрос»

Работа в группах

(Учащиеся каждого ряда готовят друг другу по два вопроса.)

Станция VII –

Задание: по отрывку  из рассказа вспомните автора и название. (Слайды№9-12)

Проводится зрительная гимнастика «День-ночь».

Станция VIII –  «Игровая».                                                                                             Резерв

За короткое время вы должны инсценировать отрывок из изученного произведения, но без слов. Остальные учащиеся должны его узнать. Надо показать все так, чтобы было узнаваемо.

Станция IX –

(Оценивание по результатам теста.)

Наше путешествие подходит к концу.

—  Продолжите предложения.

VI. Подведение итогов урока

Вот и подошло к концу наше путешествие по разделу

– Какой из рассказов этого раздела вам понравился больше всего? Почему?

– С какого героя вам не хотелось бы брать пример? Почему?

нарисовать рисунок к понравившемуся произведению.

Тест «Зарубежная литература»

1.  Кто  написал  произведение  «Путешествие  Гулливера»?

2. Какое произведение написала С. Лагерлёф?

З. Кто из этих писателей родился и жил в Швеции?

1) Д. Свифт          3)  М. Твен

2) С. Лагерлёф          4)  Г.Х. Андерсен

4.  Что означает слово околоток?

5. К какому произведению подходит эта пословица? Без любимого и мир постыл.

6. Как можно охарактеризовать Тома Сойера?

Кто  написал   произведение   «Приключения  Тома Сойера»?

  • Г.Х. Андерсен             3) С. Лагерлёф
  • М. Твен                   4) Д. Свифт

Какое произведение написал Д. Свифт?

Кто  из авторов является  американским  писателем?

  • Г.Х. Андерсен               3) М. Твен
  • С. Лагерлёф                4) Д. Свифт

4. Что означает слово КОЛЧАН?

1) кочан капусты

2) вид одежды

3) футляр для стрел

4) человек в кольчуге

5. К какому произведению подходит эта поговорка? К любящему и страх не идёт.

3) «Русалочка»  4) «Путешествие Гулливера»

Как можно охарактеризовать Русалочку?

  • могла отомстить за себя
  • была способна пожертвовать собой  ради любимого человека

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *